Научная статья на тему 'Развитие творческих способностей обучающихся направления Дизайн (Дизайн костюма) в процессе выполнения выпускной квалификационной работы'

Развитие творческих способностей обучающихся направления Дизайн (Дизайн костюма) в процессе выполнения выпускной квалификационной работы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
214
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ / CREATIVE ABILITIES / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / PROFESSIONAL ACTIVITY / ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА / FINAL QUALIFICATION WORK / ДИЗАЙН КОСТЮМА / COSTUME DESIGN

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мазикина Л.С., Марченко И.В.

Одной из главных образовательных задач в процессе обучения дизайнеров костюма является развитие творческих способностей обучающихся, так как область их дальнейшей профессиональной деятельности включает творческую направленность по формированию эстетически выразительных предметов одежды. В данной статье рассматриваются некоторые аспекты формирования творческих способностей обучающихся в процессе работы над выпускной квалификационной работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мазикина Л.С., Марченко И.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие творческих способностей обучающихся направления Дизайн (Дизайн костюма) в процессе выполнения выпускной квалификационной работы»

Коллекция гуманитарных исследований. Электронный научный журнал. The Collection of Humanitarian Researches. Electronic scientific journal

peer-reviewed • open access journal

УДК: 378.147.88:687.01

ББК: 74 48 Педагогические науки

Развитие творческих способностей обучающихся направления Дизайн (Дизайн костюма) в процессе выполнения выпускной квалификационной работы 27

© Мазикина Л.С., Марченко И.В.

Мазикина Л.С. - доцент кафедры художественного проектирования костюма, к.п.н., ФГ-БОУ ВО «Курский государственный университет» (КГМУ). E-mail: liubov.mazikina@yandex.ru

Марченко И.В. - доцент кафедры художественного проектирования костюма, к.п.н., ФГ-БОУ ВО «Курский государственный университет» (КГМУ). E-mail: inna.m64@mail.ru

Адрес: г. Курск, ул. Кирова, 5, 305000, Российская Федерация

АННОТАЦИЯ

Одной из главных образовательных задач в процессе обучения дизайнеров костюма является развитие творческих способностей обучающихся, так как область их дальнейшей профессиональной деятельности включает творческую направленность по формированию эстетически выразительных предметов одежды. В данной статье рассматриваются некоторые аспекты формирования творческих способностей обучающихся в процессе работы над выпускной квалификационной работы.

Ключевые слова: творческие способности, профессиональ- №1 (10) 2018 ная деятельность, выпускная квалификационная работа, дизайн www.j-chr.com костюма.

28

Современные требования к подготовке обучающихся в системе высшего образования по направлению Дизайн предусматривают активный поиск путей совершенствования учебного процесса, ориентированного на освоение компетенций в условиях активизации творческого потенциала личности и его реализации в процессе учебной деятельности.

Творческие способности - это синтез свойств и особенностей личности, характеризующих степень их соответствия требованиям определенного вида учебно-творческой деятельности и обусловливающих уровень ее результативности. Особое значение в образовательном процессе творческих направлений имеют пути развития творческих способностей обучающихся.

Система обучения в современной высшей школе ориентирована на мобилизацию самостоятельной активности обучающихся. Процесс обучения строится таким образом, что темы заданий усложняются по мере освоения дисциплин и постепенно принимают вид дизайн-проектов. Современные методики обучения разрабатываются с учетом творческих составляющих, предусматривают самостоятельные, нестандартные подходы к рассмотрению и решению поставленных проблем. Творчество становится содержательной формой интеллектуальной активности студентов.

Рассматривая сложный процесс решения творческих задач будущих дизайнеров нужно обратить особое внимание на формирование самостоятельных навыков поиска и отбора новой нужной информации, особого образного мышления, профессионального рисунка, ремесленных умений, работы в графических редакторах и на специальном оборудовании.

Одним из важнейших источников развития творческих способностей является мотивация и осознанность действий обучающегося. Закономерным итогом формирования нужных компетенций и

творческих способностей обучающихся является выполнение выпускной квалификационной работы. Мотивация действий в ходе данной учебно-творческой деятельности диктуется необходимостью логичного завершения первой ступени обучения (бакалавриат) и условием для продолжения обучения по программе магистратуры. Кроме того, уровень подготовки обучающегося уже на этапе завершения работы над дипломным проектом позволяет приступить к самостоятельной профессиональной деятельности.

Итак, стоит рассмотреть более подробно механизмы развития творческих способностей обучающихся на всех этапах выполнения выпускной квалификационной работы. Интересным опытом в этом аспекте может служить деятельность по направлению Дизайн направленности Дизайн костюма.

В процессе творческой деятельности приходится решать различные творческие задачи, в ходе которых формируются навыки самостоятельного мышления, сбора новой информации, нестандартные подходы к рассмотрению и решению поставленной проблемы.

К первому этапу практически любого дизайн-проекта стоит отнести проблему или задачу, которые ставятся перед исполнителем. В случае выполнения выпускной квалификационной работы по тематике дизайна костюма - это, обычно, разработка коллекции одежды разного назначения.Данная деятельность предусматривает творческое начало автора. В дизайне новые компиляции не являются непредсказуемыми. Практика дизайна имеет технологии проектного поиска новых решений - предпроект-ный анализ. Сущность методики пред-проектного анализа в дизайне костюма состоит в ряде этапов, каждый из которых имеет свою цель и результаты. В процессе осуществления предпроектного анализа обучающиеся используют многочисленные методы, содержащие синтезирующие возможности технического,

конструктивного, художественного содержания. В процессе предпроектного анализа развивается творческое мышление. Дизайнер воспринимает задание как проблему определения будущих качеств дизайн-объекта, его эксплуатационных характеристик и структур. Мониторинг ситуации, определение свойств будущего костюма не обойдется без изучения модных тенденций формы и материалов, знакомства с технологическими процессами, необходимыми для создания коллекции одежды, конструктивными особенностями, декорированием аналогов. Сведение отдельных элементов в определенные варианты ещё не являются готовым проектом, здесь речь идет о концепции проекта.

Успех дизайн-проекта напрямую зависит от того, какую концепцию взять за его основу. Понятие «концепция» трактуется в философском словаре как «способ понимания, трактовки какого-либо предмета, явления, процесса» [1]. В процессе осмысления концепции будущей коллекции одежды обучающийся должен найти оптимальные идеи дизайна. В монографии Т.Ю. Быстровой «Вещь. Форма. Стиль. Введение в философию дизайна» рассматривается влияние мировоззрения на проектную деятельность. Оно «оказывает решающее влияние на формирование концепции, которая представляет собой способ понимания себя как творца и профессионала, а также трактовку проектируемой вещи в её цельности».Творчески мыслить и осознавать себя как «творца» - важная позиция, которую необходимо осознать обучающемуся на данном этапе.

Стоящие перед будущими дизайнерами проектные задачи допускают разные варианты решений, например, в области декоративно-пластических вариантов. Поэтому, дизайн-концепция предопределяет перспективы реализации функционально-эстетических проблем, несёт в себе предпроектную идею, которая рождается в творческих поисках

автора. Творческие способности развиваются в процессе творческого мышления, способах фиксации многочисленных вариантов путем выполнения эскизов, тщательном отборе стилевых компонентов проекта. Его « большая часть взята из различных видов искусств (архитектуры, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, театра и кинематографа) и разных областей техники, экономики, социологии, прикладных наук (например, эргономики). Для каждого проекта автор имеет возможность выбирать из существующего множества методик проектирования наиболее подходящую для конкретной ситуации, что в дальнейшем влияет на разработку концепции и на видение дипломного проекта в целом». [3]

Итак, развитие творческих способностей обучающихся в процессе работы над выпускной квалификационной работой по тематике дизайна костюма осуществляется на каждом её этапе, особенно эффективно в ходе предпроектного анализа и создания концепции будущей коллекции одежды. Дальнейшие этапы дипломного проектирования включают технологические, конструктивные, технические компоненты, которые необходимы для создания моделей коллекции одежды. Многочисленные умения, навыки ремесленного характера могут применяться в том случае, если декоративно-пластические элементы моделей одежды предполагают их применение.

В целом, учитывая теоретические и практические составляющие выпускной квалификационной работы, можно констатировать, что дизайн-проектирование на данном уровне наиболее эффективно развивает творческие способности обучающихся, а предшествующий период обучения является комплексной подготовкой к осуществлению творческого процесса над дипломным проектом и способствует оптимальным условиям развития творческих способностей.

29

ЛИТЕРАТУРА

1. Интернет ресурс «Википедия» [электронный ресурс] (URL: https:// ru.wikipedia.org/ Дата обращения 14.12.2017)

2. Быстрова Т.Ю. - Вещь. Форма. Стиль. Введение в философию дизайна».

- Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2001.-288 с.

3. Калмыков Д. Методы проектирования в дизайне и разработка дизайн-концепций. http://www.taby27.ru/

30

THE DEVELOPMENT OF STUDENTS' CREATIVE ABILITIES IN THE DIRECTION OF DESIGN (COSTUME DESIGN) IN THE PROCESS OF ACCOMPLISHMENT OF GRADUATION QUALIFICATION WORK

© Lyubov S. Mazikina, Inna V. Marchenko

Mazikina Lyubov S. - Associate Professor of the Department of Art Costume Design, Ph.D.,

Kursk State University

E-mail: liubov.mazikina@yandex.ru

Marchenko Inna V. - Associate Professor of the Department of Art Costume Design, Ph.D., Kursk State University E-mail: inna.m64@mail.ru

Address: Kursk, ul. Kirova, 5, 305000, Russian Federation

Abstract

One of the principal educational tasks in the study process of costume designers is the development of students' creative abilities, since the field of their further professional activity includes the creative direction in the formation of aesthetically expressive articles of clothing. Some aspects of formation of students' creative abilities in the process of accomplishment of graduation qualification work are considered in this article.

Keywords: creative abilities, professional activity, final qualification work, costume design.

REFERENCE

1. Internet resurs «Vikipediya» [elek-tronnyy resurs] (URL: https://ru.wikipedia. org/ Data obrashcheniya 14.12.2017)

2. Bystrova T.YU. - Veshch'. Forma. Stil'. Vvedeniye v filosofiyu dizayna».

- Yekaterinburg: Izdatel'stvo Ural'skogo universiteta, 2001.-288 s.

3. Kalmykov D. Metody proyektirovani-ya v dizayne i razrabotka dizayn-kont-septsiy. http://www.taby27.ru/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.