Вестник ТГПУ (ТБРББиНеПп). 2015. 1 (153)
УДК 378
Н. В. Кадиева
ВЫПУСКНЫЕ КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ ПРОЕКТЫ БАКАЛАВРОВ ДИЗАЙНА КОСТЮМА КАК АНАЛИТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА СОВРЕМЕННОГО
ДИЗАЙН-ОБРАЗОВАНИЯ
На фоне острой нехватки квалифицированных специалистов-дизайнеров в швейной промышленности многие выпускники профильных факультетов не могут найти работу по специальности. Предпринята попытка выявить причины такого противоречия и оценить качество современного дизайн-образования через анализ тематики и профессионального уровня выпускных квалификационных работ бакалавров дизайна костюма. Рассмотрены основные типы проектируемых коллекций одежды и особенности работы над такими проектами. Приводится статистика процентного соотношения коллекций различного типа, выявлены сильные и слабые стороны итоговых проектов дизайнеров костюма за последние 4 года.
В итоге сделан вывод о перманентном отставании дизайн-образования от темпов развития современной легкой промышленности и Га8Ыоп-индустрии.
Ключевые слова: выпускной квалификационный проект, разработка коллекции, дизайн костюма, перспективные направления моды.
Проводя анализ состояния дел в отечественной легкой промышленности, многие исследователи (О. В. Кащеев, Н. М. Тюкавкин, О. А. Коленникова, Р. В. Рывкина и др.) среди причин ее неудовлетворительного состояния, как то отсутствие отечественной сырьевой базы, высокая степень изношенности основного технологического оборудования, слабая государственная поддержка, научно-техническое отставание и т. п., называют нехватку квалифицированных кадров, в том числе дизайнеров. И это несмотря на большое число дизайнерских факультетов и кафедр в учебных заведениях профессиональной школы, занимающихся подготовкой специалистов для швейного производства [1—3].
Данные опроса, проведенного в феврале - апреле 2014 г. среди выпускников дизайнерских факультетов, обучавшихся дизайну костюма, показали, что из 69 опрошенных только 24 человека (35 %) смогли устроиться на работу по специальности. Часть выпускников-дизайнеров, не нашедших работу (9 человек из оставшихся 45), причиной указывают низкую оплату труда. Можно также не учитывать еще 9 человек, которые по разным причинам даже не пытались трудоустроиться, и 10 человек, которых сразу по окончании вуза пригласили на преподавательскую работу. Остается 17 невостребованных специалистов. Выходит, что при общей нехватке квалифицированных дизайнерских кадров четверть общего количества выпускников пришлись не ко двору. В чем здесь дело? Возможно, в учебных заведениях профессиональной школы готовят «неправильных» специалистов?
Для того чтобы дать качественную характеристику квалификации выпускников высших и средних специальных учебных заведений, можно провести анализ тематики, содержания и профессионального уровня выпускных квалификационных
работ, представляемых на защиту на последнем курсе обучения. Значительная их доля свидетельствует об отсутствии навыков профессионального дизайнерского мышления в категориях промышленного производства и массового потребления.
Выпускная квалификационная работа (ВКР) по специальности 070600 «дизайн», профиль подготовки «дизайн костюма» может быть четырех видов:
1) разработка промышленной коллекции;
2) разработка перспективной коллекции;
3) разработка креативной коллекции;
4) разработка индивидуального гардероба.
Все они имеют одинаковую схему проектирования, но разные по сути идеологии проектирования. При разработке промышленной коллекции основной упор делается на ее экономическую целесообразность и конкурентоспособность. Для перспективной коллекции наиболее важным является ее соответствие тенденциям развития современной 1а8Ыоп-индустрии. Креативная коллекция - это прежде всего выражение авторской концепции, авторского видения современной моды. При разработке индивидуального гардероба в первую очередь должны быть учтены личностные характеристики заказчика.
Основными оценками качества и эффективности бакалаврской работы являются:
- актуальность работы - соответствие современному состоянию и перспективам развития легкой промышленности и £а8Ыоп-индустрии;
- новизна (оригинальность) результатов работы;
- практическая значимость результатов работы, т. е. востребованность проектируемых изделий реальным потребителем.
Поскольку в данном случае речь идет о невостребованности выпускников дизайнеров, с одной
стороны, и нехватке специалистов-дизайнеров на предприятиях швейной промышленности - с другой, предметом анализа будут являться количество и качество промышленных коллекций в общем числе дипломных проектов по специальности «дизайн костюма».
Для проведения анализа тематики дипломных проектов были произвольно выбраны несколько вузов различных регионов РФ, ведущих подготовку по специальности «дизайн костюма». Поэтому, не претендуя на абсолютную точность такой статистики, можно рассчитывать на вполне достоверное отражение общей картины по стране. Из 100 дипломных работ, выполненных в период с 2010 по 2014 г., 44 % (т. е. почти половина) посвящались разработке креативной авторской коллекции, в 19 % случаев разрабатывался индивидуальный гардероб, перспективные коллекции составили 20 % и только 17 % работ были посвящены проектированию промышленной коллекции. Для такого неравномерного распределения тематики работ существует несколько причин. При проектировании креативной коллекции автор получает карт-бланш на практически неограниченное использование своих творческих возможностей. В этом случае не нужно учитывать ни технических возможностей производственного предприятия, ни потребностей и предпочтений референтной группы, ни пожеланий заказчика [4]. Выбор методов формообразования, материалов, технологии изготовления ограничен только фантазией автора, которого мало заботит утилитарная сторона проекта. Новизна в такой коллекции бесспорна, так как именно она является основным условием ее креативности (можно все, кроме банальности!). С актуальностью, т. е. соответствием современному состоянию и перспективам развития легкой промышленности и £а8Ыоп-индустрии, как правило, дело обстоит несколько хуже, так как эти факторы изначально не берутся в расчет (мы же не собираемся запускать эту одежду в производство!). Что касается востребованности проектируемых изделий, тут все гораздо сложнее. Практическая значимость таких проектов ограничивается самовыражением автора и участием в профильных конкурсах различного уровня. Получается, что креативная коллекция - это, скорее, работа художника, нежели дизайнера, так как в ней присутствует явный акцент на эстетическую сторону проекта.
Тот факт, что проектирование промышленной коллекции было выбрано в качестве темы ВКР наименьшим количеством выпускников, также имеет рациональное объяснение. Во-первых, это самый сложный из возможных видов дизайнерских коллекций. В процессе проектирования необходимо учитывать наибольшее количество ограничиваю-
щих факторов: маркетинговая политика и технологические условия предполагаемого предприятия-изготовителя, его сырьевая база, потребности, платежеспособность и предпочтения потребительской аудитории, климатические условия региона, сезонность и т. д. В этом случае творческая фантазия автора сильно ограничена. Проектирование ко-лекции, предназначенной для массового производства, - трудная задача, но смысл профессии дизайнера как раз и заключается в рациональном проектировании, результатом которого является вещь нового качества, сочетающая в себе «художественную выразительность и техническую целесообразность, всесторонне удовлетворяющая требованиям потребителей» [5]. А во-вторых, разработка промышленной коллекции имеет смысл только в том случае, если она проектируется для конкретного промышленного предприятия, количество которых в последние годы сильно сократилось. Особенно это касается периферийных районов РФ.
Система дизайн-образования, существовавшая с середины 60-х гг. XX в. и до начала 80-х гг. в нашей стране, подразумевала, что тему дипломного проекта студент получает по заданию того предприятия, где проходит преддипломную практику. Студенты имели реальную возможность погрузиться в производственный процесс, изучить исходные данные проекта и создать модели одежды, которые были одобрены на художественно-техническом совете предприятия и затем реально внедрялись в производство. Начиная с 1989 г. в связи с известными событиями произошло постепенное сворачивание этой системы, и с начала 90-х гг. XX в. связи вуз -производство были окончательно разрушены, что не могло не отразиться на тематике и качестве дипломных работ учащихся.
Если проводить качественный анализ ВКР выпускников отдельно взятой кафедры за последние три года, результаты которого приведены в таблице, можно заметить, что наиболее удачными оказались работы, посвященные проектированию креативных авторских коллекций, несколько хуже дела обстоят с проектированием индивидуального гардероба и разработкой перспективных коллекций. Проектирование промышленных коллекций выглядит удручающе плохо.
Как видно из таблицы, большую часть нареканий вызывают слабое конструктивное и технологическое решение моделей, весьма условное соответствие перспективным направлениям моды и недостаточно четкое представление об интересах потребительской аудитории. Отсюда напрашивается вывод, что выпускники, неплохо владеющие рисунком, живописью и композиционными приемами, слабо представляют себе современное производство, его организацию и структуру, реальное
Вестник ТГПУ (TSPUBulletin). 2015. 1 (153)
Результаты защиты ВКР бакалавров дизайна костюма
Тип разработки Количество проектов Оценка Основные замечания
Отл. Хор. Уд.
Разработка промышленной коллекции 3 3 Слабое технологическое решение моделей, слабо выражена их новизна, не четко определен потребительский сегмент
Разработка перспективной коллекции 7 2 3 2 Недостаточно четкое определение референтной группы, использование морально устаревших материалов, слабое конструктивное и технологическое решение
Разработка креативной коллекции 13 5 4 4 Слабая связь с перспективными направлениями моды, вызывает сомнения новизна конструктивных и технологических решений
Разработка индивидуального гардероба 9 3 5 1 Вызывает сомнения соответствие перспективным направлениям моды, слабое конструктивное и технологическое решение
Итого 32 10 12 10 -
содержание процесса проектирования - от проведения предпроектных исследований потребностей адресной аудитории и перспектив развития легкой промышленности и £а8Ыои-индустрии до осуществления авторского надзора за постановкой продукции на производство. Другими словами, баланс между художественными и специальными дизайнерскими, инженерными, естественно-научными, культурологическими дисциплинами в учебном плане вуза сдвинут в сторону эстетической составляющей дизайн-образования.
Еще одна проблема, которая вскрывается в результате подобного анализа актуальности работ, -их очевидное отставание от темпов развития современной легкой промышленности и £а8Ыои-индустрии. Дизайнер работает в производственной сфере, где постоянно появляются новые технологии, материалы, оборудование и т. п. Одновременно происходит быстрая смена стилевых концепций, приемов формообразования, рождаются новые методы и средства проектирования. Системе высшего образования свойственна определенная инертность по отношению к внешнему миру, которая, по словам М. Е. Ёлочкина, «проявляется в медленной реакции строгих методических систем (приемов преподавания, учебных планов, программ, пособий) на возрастание требований развивающегося общества» [6].
К такому же выводу приходит О. В. Сугак: «В современных условиях стремительного научно-технического прогресса обязательность выполнения старых стандартов профессиональной подготовки специалистов по дизайну костюма на фоне очевидного отставания их от мирового опыта тормозит образовательный процесс. Возникает острая
необходимость создания механизмов преодоления постоянного отставания системы образования от тех знаний и технологий, на которых строится современное общество» [7]. Н. В. Харина также подчеркивает, необходимость изменения подходов к образованию и работникам образования с целью стимулирования инновационных решений, творчества и профессионализма [8].
Таким образом, анализ тематики и содержания ВКР бакалавров дизайна костюма позволяет сформулировать следующие выводы:
1) отсутствие у учебных заведений профессиональной школы современных опытных производств с передовой технологией и организацией производства ведет к некомпетентности их выпускников в вопросах проектирования востребованных промышленных изделий. Поэтому создание таких современных производственных лабораторий на базе вузов необходимо для обеспечения качественного образовательного процесса;
2) в пределах 4-летнего срока обучения и по существующим программам подготовить современного дизайнера, ориентированного на сферу промышленного производства, затруднительно. Необходима расширенная и сбалансированная по количеству часов и изучаемых предметов образовательная программа;
3) на лицо острая необходимость преодоления постоянного отставания системы образования от передовых знаний и технологий, стилевых концепций, приемов формообразования, новых методов и средств проектирования. Частично решить эту проблему могло бы создание системы повышения квалификации и периодической переподготовки дизайнерских кадров.
Список литературы
1. Кащеев О. В. Технический текстиль России, что его ждет? // Технический текстиль. 2006. № 13. URL: http://rustm.net/catalog/article/130. html (дата обращения: 14.05.2014).
2. Тюкавкин Н. М. Перспективы развития швейной промышленности России // Аудит и финансовый анализ. 2010. № 3. С. 427-434.
3. Коленникова О. А., Рывкина Р. В. Кадровые проблемы российской промышленности - где выход? // Демоскоп Weekly. 2009. URL: http:// www.demoscope.ru/weekly/2009/0391/analit05.php (дата обращения: 16.06.2014).
4. Скачкова Н. В. Дизайн как содержательная основа для формирования технологической компетентности // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2010. Вып. 12 (102). С. 46-51.
5. Малинская А. Н., Смирнова М. Р. Разработка коллекции моделей: теория и практика. Иваново: ИГТА, 2008. 244 с.
6. Ёлочкин М.Е. Подготовка специалиста-дизайнера среднего звена в условиях организации инновационной образовательной среды: дис. ... канд. пед. наук. М., 2010. 322 с.
7. Сугак О. В. Педагогическая модель начальной технологической и художественно-технологической подготовки инженеров швейного производства: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Кишинев, 2007. 26 с.
8. Харина Н. В. Профессиональное образование в России: проблемы, пути решения // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2013. Вып. 1 (1). С. 8-15.
Кадиева Н. В., аспирант.
Томский государственный педагогический университет.
Ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061. E-mail: madamkadieva@rumbler.ru
Материал поступил в редакцию 26.06.2014.
N. V Kadieva
COSTUME DESIGN BACHELORS' FINAL QUALIFYING PROJECTS, AS ANALYTICAL MATERIALS FOR ASSESSING
THE QUALITY OF MODERN DESIGN EDUCATION
Despite the lack of qualified designer specialists in the garment industry, many design department graduates can't find employment in their specialty. The article attempts to identify the causes of these contradictions and assesses the quality of modern design education through the analysis of subjects and professional level of the final qualifying projects of costume design bachelors. The author describes the main projected clothes collections types and peculiarities of the work on such projects. The article presents statistics in percentage of various collection types and identified strengths and weaknesses of the costume designer's final projects for the last four years. In the end, the author concludes:
1) graduates are incompetent in designing of demanded industrial products due to lack of communication between design education and pilot production with advanced technology and high production organization;
2) it is necessary to develop extended and balanced training hours and study the subject's educational program;
3) it is important to overcome the constant backlog of the education system from the advanced knowledge and technology, stylistic concepts, new methods and design tools;
4) the system of advanced training and periodic retraining of designer cadres should be created.
Key words: fashion collection, costume design, project, perspective fashion trends.
References
1. Kashcheev O. V. Tekhnicheskiy tekstil' Rossii, chto ego zhdet? [Russian technical textiles, what to expect?]. Tehnicheskiy tekstil' - Technical
textiles, 2006, no.13 (in Russian). URL: http://rustm.net/catalog/article/130.html Accessed 14 May 2014) (in Russian). 4. Тyuкаvкin N. М. Perspektivy razvitiya shveynoy promyshlennosti Rossii [Development prospects the garment industry in Russia]. Audit i
finansovyy analiz, 2010, no. 3, pp. 427-434 (in Russian). 4. Ко^т^а О. А., R^ra R. V. Kadrovie problemy Rossiyskoy promyshlennosti - gdevikhod? [Staffing problems of Russian industry - where the output?]. Demoskop Weekly - Demoscope Weekly, 2009, no. 391-392 (in Russian). URL: http://www.demoscope.ru/weekly/2009/0391/ analit05.php. (accessed 16 June 2014) (in Russian).
4. Skаchkоvа N. V. Dizayn kak soderzhatel'naya osnova dlya formirovaniya tehnologicheskoy kompetentnosti [Design as the substantial basis for formation of technological competence]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - TSPU Bulletin, 2010, vol. 12 (102), pp. 46-51 (in Russian).
5. Маlinsкаya А. N., Smirnova M. R. Razrabotka kollektsiimodeley: teoriyaipraktika [Model's collection development: theory and practice]. Ivanovo, IGTA Publ., 2008, 244 p. (in Russian).
6. Yelochkin М. Е. Podgotovka spetsialista-dizaynera srednego zvena v usloviyah organizatsii innovatsionnoy obrazovatel'noy sredy: dis. kand. ped. nauk [Middle ranking expert designer training in innovative educational environment creation conditions. Dis. cand. ped. sci.]. Moscow, 2010. 322 p. (in Russian).
7. Sugаk О. V. Pedagogicheskaya model' nachal'hoy tehnologicheskoy i khudozhestvenno-tehnologicheskoy podgotovki inzhenerov shveynogo proizvodstva: avtoref. dis. d-ra ped. nauk [Pedagogical model of primary technological and artistic-technological training engineers of clothing production. Abstract of thesis doct. ped. sci.]. Chisinau. 2007. 26 p. (in Russian).
8. Kharina N. V. Professional'noe obrazovanie v Rossii: problemy, puti resheniya [Professional education in Russia: problems and solutions]. Nauchmo-pedagogicheskoye obozrehiye - Pedagogical Review, 2013, no. 1 (1), pp. 8-15 (in Russian).
Tomsk State Pedagogical University.
Ul. Kievskaya, 60, Tomsk, Russia, 634061. E-mail: madamkadieva@rumbler.ru