УДК 658.512.2
О. Н. Данилова1 Т. А. Зайцева2
Владивостокский государственный университет экономики и сервиса Владивосток. Россия
Адаптация методов прогнозирования в дизайне современного костюма
Основной задачей прогнозирования в дизайне костюма является удовлетворение потребительского спроса населения модными товарами швейной промышленности различного назначения. В этой связи при подготовке специалистов в сфере дизайна необходимо уделить особое внимание формированию компетенций, способствующих развитию комплексного профессионального мышления. Экспериментальные творческие задания в практико-интегрированном обучении направлены на адаптацию научных методов прогнозирования развития формы и модного ассортимента современного костюма.
Ключевые слова и словосочетания: художественное проектирование и прогнозирование объектов современного костюма; промышленный дизайн и мода.
O. N. Danilova T. A. Zaytseva
Vladivostok State University of Economics and Service Vladivostok. Russia
Adapting the methods of forecasting in the design of modern costume
The main task of costume design is to meet the public demand fashion goods garment industry for various purposes. In the preparation of specialists in the field of design should focus on the development of competencies that contribute to the development of professional thinking. Experimental creative tasks in practice-integrated training aimed at adapting scientific methods of forecasting the development of forms and fashionable assortment of modern costume.
Keywords: artistic design and forecasting facilities of modern costume; artistic design and forecasting facilities of modern costume; Industrial design and fashion.
На современном этапе развития теории и практики дизайна художественное проектирование костюма представляет собой вид проектной культуры, которая базируется не только на интуитивном поиске креативных решений формы костюма, но также и на результатах научных исследований закономерностей циклического развития модных тенденций. В этой связи объектом исследования являются методы и способы прогнозирования модных тенденций в дизайне костюма, применяемые в условиях промышленного проектирования и производства текстильных изделий, одежды, обуви, аксессуаров. Однако для адаптации существующих методов прогнозирования в учебном процессе профильных вузов необходимо проанализировать особенности комплексного подхода
1 Данилова Ольга Николаевна - канд. техн. наук, доцент кафедры сервисных технологий; e-mail: olga.danilova@vvsu.ru.
2 Зайцева Татьяна Александровна - ассистент кафедры сервисных технологий; e-mail: tat-yana.zaytseva@vvsu.ru.
109
в проектной деятельности с учетом производственных и рыночных требований. На кафедре сервисных технологий (СТ) Владивостокского государственного университета экономики и сервиса (ВГУЭС) методология прогнозирования модных тенденций внедряется как неотъемлемая часть образовательных технологий.
Научно-практическое исследование перспективы производства и тиражирования изделий различного назначения имеет важное значение для оптимизации проектной деятельности. В общем виде прогнозирование распространяется на изучение управляемого объекта и показателей динамики его развития во времени и пространстве. В настоящее время актуальными данными для прогнозирования являются экологические ограничения (экология человека, защита окружающей среды), экономические и политические условия международной торговли, техническое обеспечение производственных процессов, состояние технологической базы, а также реальный спрос на продукцию определенного ассортимента. Развитие научно-технического прогресса требует получения обоснованного и точного прогноза с использованием методов математического моделирования, опережающего прогнозирования (информационного моделирования), создания модели ожидания потребителя, которые на сегодняшний день признаны приоритетными. Прогнозирование основывается на социологических прогнозах (демография, занятость населения, уровень образования) и связано с формированием образа жизни потребителей.
Прогнозы формируются на основе детерминированных взаимосвязей внешних факторов среды и наиболее существенных признаков объекта прогнозирования. В зависимости от функционального назначения объекта проектирования существует несколько классификационных систем прогнозирования. Классификация методов прогнозирования осуществляется с учетом особенностей исходной информации, степени формализации количественных данных и принципов действия. Структурное, имитационное и матричное моделирование объектов позволяют представить визуальную информацию в формализованном виде.
Интуитивные методы прогнозирования включают в себя экспертную оценку качественной характеристики объекта, при этом индивидуальные и коллективные экспертные оценки широко используются при ограниченных возможностях применения математического аппарата. Источниками информации для интуитивных методов прогнозирования служат вербальные и невербальные данные, получаемые в процессе коммуникаций в информационно-креативном пространстве (ИКП) современного общества [1]. Совершенствование интуитивных методов прогнозирования и полученные результаты имеют важное значение в дальнейшей проектной деятельности. В процессе разработки стратегических решений в проектной деятельности учитываются результаты поискового прогноза наиболее перспективных объектов дизайна костюма, соответствующих потребительскому спросу.
Важным аспектом проектирования является разработка творческой концепции и гипотезы прогнозирования формы костюма. В ходе предпроектного поиска, включающего процедуры верификации, студенты систематизируют новую информацию о моде, разрабатывают достоверные и обоснованные прогнозы структурных моделей [2. С. 351-358]. Предпроектное исследование осуществляется с учетом степени влияния различных факторов на разработку нового объекта и определения вероятностных сроков актуализации полученного решения. Проектный прогноз охватывает оценку производственных условий с учетом жизненного цикла изделий, критериев оценки целевой потребительской группы инвестиционных проектов.
Современный костюм относится к сложным объектам, параметры которого прогнозируются с использованием различных количественных и качественных методов. В прогнозировании модных тенденций применяется метод экстраполяции, основанный на развитии ранее установленных закономерностей, которые автоматически использу-
Данилова О.Н. и др. Адаптация методов прогнозирования в дизайне...
ются в дальнейшем формо- и стилеобразовании объекта прогнозирования. Для успешной профессиональной деятельности дизайнеров костюма, обладающих интуитивно-логическим мышлением, необходимо освоение метода логического моделирования новых объектов [2. С. 341-358; 3. С. 327-339].
В учебном процессе профильных вузов широко используется методика прогнозирования объектов дизайна костюма. Выделим следующие этапы прогнозирования: определение цели и задач прогноза; выявление характеристики объекта и факторов прогнозирования; определение источников информации; выбор методов прогнозирования и их адаптация в дизайне костюма; принятие решений и проверка прогнозов в ИКП вуза. На кафедре СТ ВГУЭС практика экспериментального и творческого решения задач прогнозирования влияет на принятые решения в процессе выполнения студенческих проектов. Особое внимание уделяется систематизации исходной информации для проектирования, получаемой из открытых источников: журналы мод, TV, интернет-ресурсы, СМИ, выставки, семинары, методическая литература, публикации зарубежных стилевых и тренд-бюро, карты цветовых тенденций (colour trend cards) и т.п. В подавляющем большинстве случаев студент вносит корректировку статистических результатов анализа собранной информации, отслеживая течения молодежной уличной моды в различных странах мира.
На начальных этапах обучения для адаптации студентов в ИКП вуза предпочтительными остаются методы коллективного обсуждения собранного материала, генерации новых идей, выделение модных тенденций и трендов (brainstorming - «мозговой штурм»). Наиболее результативными методами, стимулирующими творческий потенциал и профессиональное мышление, считаются прогнозирование по аналогии и методы эвристического прогнозирования. В дальнейшем студенты приобретают теоретические знания и практические навыки, используя различные методы получения информации (структурно-морфологический анализ моделей-аналогов, патентный поиск промышленных образцов и технических решений). Благодаря реализации индивидуальных творческих заданий и поиску реальных практических решений в производственных условиях осуществляется переход от пассивного участия студентов в образовательном процессе к активному практико-интегрированному обучению.
В творческой деятельности студентов старших курсов преобладают индивидуальные методы прогнозирования (аналитический, анкетирование, построение сценариев и генерация идей), влияющие на процесс компоновки новой формы костюма. Авторские коллекции моделей одежды, созданные выпускниками кафедры СТ на основе выбора о обоснования творческого источника, в обязательном порядке представляются и обсуждаются на защите магистерской диссертации и выпускной квалификационной работы, при этом дается краткосрочный прогноз состояния разработанных объектов дизайна костюма, путей и сроков осуществления промышленного внедрения моделей. Наиболее целостные и уникальные проектные решения могут быть оформлены в качестве объектов авторского права на основе результатов патентной экспертизы и получения статуса «промышленный образец» или «полезная модель» [4; 5. С. 26-27].
Важным аспектом прогнозирования и дальнейшей проектной деятельности в дизайне является проверка прогнозов. На сегодняшний день в дизайне костюма точные методы оценки результатов прогноза не получили широкого распространения, поэтому на практике контроль осуществляется с помощью экспертной оценки результатов проектирования с привлечением представителей профессионального сообщества (обсуждения на художественных советах, на конкурсных показах, дефиле на Неделе моды). Кроме того, результаты прогнозирования модных тенденций в дизайне костюма используются в качестве аналитического материала для докладов и сообщений на научно-
111
практических конференциях, семинарах, trend- и видеоконференциях, где устанавливается обратная связь с потребителями, позволяющая выявить актуальность предложений и в определенной степени сформировать потребительские предпочтения.
Таким образом, в результате сравнительного анализа методов прогнозирования установлено, что адаптация методов прогнозирования в дизайне костюма и в учебном процессе вуза имеет большое теоретическое и практическое значение. Потребность в прогнозировании модных тенденций получила широкий резонанс, включая все этапы творческой и производственной деятельности, и удовлетворяется благодаря совершенствованию методов прогнозирования с учетом динамики информационно-креативного пространства.
1. Козлова, Т.В. Костюм. Теория художественного проектирования / Т.В. Козлова, Е.А. Заболотская, Е.А. Рыбкина. - М.: МГТУ им. А. Н. Косыгина, 2005. - 380 с.
2. Петушкова, Г.И. Проектирование костюма / Г.И. Петушкова. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 416 с.
3. Данилова, О.Н. Информационно-креативное пространство регионального экодизай-на / О.Н. Данилова, Н.А Коноплева // Дизайн и технологии. - М.: ИИЦ МГУДТ. -2010. - №19(61). - С. 9-19.
4. Комплект форменной женской одежды для официантов: патент на промышленный образец № 90857 Российская Федерация / Т.А. Зайцева, Т.А. Данилова. -07.08.2013.
5. Кузьмичев, В.Е. Интеллектуальная собственность в индустрии моды / В.Е. Кузь-мичев, Н.А. Сахарова. - Иваново: ИГТА, 2008. - 260 с.
Жущиховская, И. С.
Научные исследования: формы презентации: научно-методическое пособие / под общ. ред. д-ра экон. наук Т.В. Терентьевой. - Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2014. - 72 с.
ISBN 978-5-9736-0275-8
Даны рекомендации по эффективной подготовке различных форм представления (презентации) результатов научного исследования. Письменные формы презентации, рассмотренные в пособии, - магистерская и кандидатская диссертация, автореферат, научная статья, тезисы; к устным формам презентации относится научный доклад. Читатель найдет советы по грамотной формулировке темы исследования, написанию отдельных структурных блоков (введения, основной части, заключения), правилам цитирования, редактуре текста, подготовке видеопрезентаций к докладу, и другим важным позициям.
Предназначено магистрантам, аспирантам, молодым ученым, занимающимся научными исследованиями.
СОВЕТУЕМ ПРОЧЕСТЬ