разработку новых коррекционных и психолого-педагогических технологий сопровождения лиц ОВЗ в условиях инклюзии; социальное партнерство и межведомственную интеграцию, что обеспечит привлечение общественных организаций, родительских объединений, ученых и специалистов-практиков специального дефектологического образования.
В связи с этим педагог инклюзивного образования должен владеть технологиями в обучении лиц с ОВЗ, в том числе и дистанционными, уметь использовать ассистивные технологии в работе с детьми с тяжелыми/множественными нарушениями в развитии, быть готовым к применению коррекционно-развивающих технологий, обеспечивающих освоение детьми с ОВЗ образовательных программ в организациях основного общего образования в условиях инклюзии.
Список литературы
1. Кобрина Л. М., Данилкина М. Ю. Система специального образования как базис интеграции и инклюзии // Специальное образование: материалы VI Меж-дунар. науч. конф., 21-23 апр. 2010 г. / под общ ред. проф. В. Н. Скворцова. -СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2010. - Т. 2. - С. 197-203.
2. Кобрина Л.М. Отечественная система специального образования -фундамент инклюзивного обучения и воспитания // Дефектология. - 2012. -№ 3. - С. 14-18.
И. Н. Деменкова
Развитие творческих способностей на внеклассных занятиях по литературе у детей с ОВЗ в системе общего образования
Как увлечь ребенка литературным творчеством? Как пробудить интерес к чтению книг в наше время компьютерных технологий? Я хочу поделиться своим опытом работы в этой области.
У нас общеобразовательная школа, но в ней учатся и дети с особенностями в здоровье. Инклюзивное образование требует определенных подходов в обучении таких детей. На уроках им предлагаются индивидуальные задания, часто они работают самостоятельно или совместно с другими учениками, но наиболее успешно работа с такими детьми проходит во внеурочное время. Во внеурочной деятельности по предмету участвуют все желающие. Как правило, это разновозрастная группа. В наше время в современной российской школе отдается предпочтение педагогике сотрудничества.
Педагогика сотрудничества заключается в установлении партнерских отношений учителя с учениками и учащихся друг с другом.
116
В процессе сотрудничества в полной мере происходит личностный подход к ребенку, а это особенно важно при работе с детьми с особенностями.
Внеурочная деятельность дает возможность всем детям участвовать в творческой работе и проявлять свои способности при равных условиях. Этому также способствует и совместная деятельность детей разного возраста. Социализация личности ребенка происходит через включение его в систему общественных отношений. Дети приобретают опыт социального поведения, расширяется сфера их самореализации и самоутверждения, они учатся работать вместе.
При совместной внеклассной деятельности развиваются такие качества личности, которые дают учащимся возможность общаться и взаимодействовать со сверстниками и детьми младшими и старшими. Каждый ребенок учится быть членом детского коллектива и совместно действовать с другими детьми. Школьники приобретают опыт адекватного оценивания деловых и нравственных качеств людей, а также и своих собственных. Это очень важно при обучении детей с ОВЗ. Как правило, детям нравятся занятия в неформальной обстановке, они быстрее адаптируются к новым условиям обучения.
Литература - это не только предмет, который позволяет ребенку познать мир и сокровенные тайны о человеке, это предмет, дающий возможность ребенку расти и взрослеть, и это именно тот предмет, на котором нужно дать ребенку возможность самовыразиться в слове. Свою задачу как учителя я вижу в том, чтобы помочь ребенку узнать окружающий мир и себя в этом мире, дать возможность выразить свои ощущения через литературное творчество. Конечно, с момента зарождения чувства и мысли до момента оформления их в слове лежит долгий и сложный путь, путь становления творческой личности. Уроки литературы призваны будить сердце и ум человека, помогать познавать мир, учить различать добро и зло. Именно на занятиях литературой осмысливаются такие философские понятия, как жизнь, смерть, назначение человека в мире. Каждый человек в большей или меньшей степени обладает художественными способностями образного восприятия и ассоциативного мышления. Очень важно увидеть эти способности в каждом ребенке и помочь развить их. Для этого необходимо использовать различные формы и методы обучения. В разные возрастные периоды обучение литературному творчеству происходит по-разному.
С 5 класса мы с ребятами начинаем погружение в творческий процесс с метода проектов.
Стихи позволяют школьникам познакомиться с метафорами и «нарисовать» их на бумаге. Предлагаю детям нарисовать метафо-
117
ры: «буря плачет», «буря стучит в окошко», «печальная луна», «вершины спят» и др. Например, строчки
Горные вершины
Спят во тьме ночной...
изображаются школьниками как снеговые вершины гор с закрытыми глазами (дети так же, как и Лермонтов, олицетворяют, одушевляют горы).
Такие задания помогают укреплять память и развивать образное мышление.
Программа по литературе в 5 классе предусматривает знакомство с русскими народными сказками, сказками народов мира, с литературными сказками. Народная сказка является мудрым воспитателем, она всегда поучительна, помогает разобраться в сложных взаимоотношениях людей, оценить их поступки и проявить либо сочувствие, либо осуждение.
На внеклассных занятиях по литературе дети учатся не только писать сказки с несложным сюжетом, но и сопереживать придуманным положительным героям, осуждать отрицательных персонажей, решать проблемы, с которыми ребята могут столкнуться в реальных жизненных ситуациях. Для облегчения придумывания сказки детям можно дать схему - основу, по которой нужно сочинить свою сказку, где добро побеждает зло.
Примерный сюжет сказки составляется так: жил-был положительный герой, и у него был друг, который всегда приходил к нему на помощь. Но однажды отрицательный герой с его помощником ... и дальше каждый школьник следует своему замыслу по опорной схеме.
Опорная схема помогает составить, например, научнофантастический рассказ о путешествии на необитаемый остров. Он может включать такие эпизоды:
• путешествие или исследование морских глубин;
• кораблекрушение или катастрофа;
• встреча с хозяином необитаемого острова;
• помощь знаний науки и техники;
• события на необитаемом острове;
• возвращение домой;
• эпилог.
Занятия литературным творчеством должны являться уроками добра, нравственности, позитивного мировоззрения. Необходимо поощрять каждую попытку творчества, создавать творческую атмосферу, искренне восхищаться творениями всех учеников, не выделяя сильных и слабых. Это и есть начало формирования гуманистического мировоззрения. Рассказы и сказки создаём с оптимистическим финалом. Это помогает учащимся верить в возмож-
118
ность преодоления любых проблем, а значит, самореализации в дальнейшей жизни. Также мы с ребятами пишем рассказы различных жанров. Например, сочиняем истории о путешествии двух друзей или рассказы о герое, путешествующем на машине времени в прошлое или будущее. Дети очень любят сочинять собственные детективные истории.
Предлагаю ученикам вариант опорной схемы для написания детектива:
1) преступление (не убийство!) Кто?
2) расследование (сыщик, детектив, следователь; свидетели) по ложному следу;
3) найдены улики!
4) решение суда (смягчающие обстоятельства; наказание);
5) эпилог.
Также ребятам нравятся ролевые проекты в форме инсценирования собственных сказок и рассказов. Сначала можно начать с инсценирования художественных произведений или их отрывков. Инсценирование как форма учебной деятельности не только способствует более глубокому знакомству с литературным произведением, но и формирует эстетическую культуру, коммуникативные умения, развивает способности сотрудничества и взаимодействия.
Главным результатом ролевых проектов является развитие коммуникативности - умения общаться со сверстниками, младшими и старшими ребятами. Коммуникативность - важнейшее направление социально-личностного развития ребёнка. Кроме того, инсценирование способствует формированию психологической совместимости, способности к адаптации к различным темпераментам и характерам школьников в одной группе, воспитывает толерантность.
Дети обладают огромным творческим потенциалом. Если разбудить творческое начало, заложенное природой в каждом ребёнке, это послужит стимулом в дальнейшей самореализации его как личности.
Диагностика творческой деятельности школьников 5-6 классов показала, что в результате включения во внеклассную работу по литературе системы творческих проектов у учащихся повысился уровень самостоятельности, воображения и творческого мышления (в целом креативности). На внеклассных занятиях литературой, по моим наблюдениям, создаются необходимые условия для развития образного, ассоциативного и творческого мышления, дети учатся самостоятельности и толерантности, формируется гуманистическое мировоззрение и коммуникативные умения, что особенно важно для детей с ОВЗ.
119
В старших классах развитию литературных способностей помогает система творческих заданий. Каждое задание развивает в ребенке определенные творческие навыки: «этюды» развивают наблюдательность, «мысли по поводу» учат умению сформулировать тезис и аргументировать высказывание, «фантазии и вариации на тему» развивают воображение. На занятиях литературным творчеством дети используют словесное рисование, художественное чтение избранных страниц русской классики и инсценирование (ученики выбирают отрывок прозы и стараются артистично преподнести свою работу в группе), пишут письмо писателю. Предлагая своим ученикам работу над этюдами, я хочу развить творческую наблюдательность у детей. Обязательно знакомлю учеников с требованиями к этюдам. Прежде всего, это самостоятельная постановка проблемы и выработка собственной позиции. Работа должна быть оригинальна по существу, выражена в художественной форме, безусловно, в ней должна быть заявлена определенная мысль. Материал должен быть подан тактично, но и в то же время эмоционально, чтобы чувствовалось отношение автора к высказанной мысли. Я не объясняю, что бы мне хотелось увидеть в работе, не ставлю рамок, не ограничиваю детей в выражении их ассоциативного мышления. Моя задача - разбудить живую мысль ребенка, мечту, чувство, принадлежащее только ему. В работах моих учеников, на мой взгляд, можно увидеть необычное видение мира, есть и работы, показывающие сложную картину человеческих переживаний. На занятиях развития творческого мышления мне очень важен сам процесс приобретения знаний учащимися, их способность к саморазвитию.
Мы вместе с детьми читаем художественные произведения, учимся вслушиваться в ритм и музыку слов и фраз. Мы наслаждаемся медленным чтением, сопереживаем героям, думаем над смыслом. Со временем ребята сами начинают больше читать, им нравится выполнять творческие задания, они не боятся высказывать свои мысли. В этом я вижу самый главный результат моей работы.
О. В. Дружиловская, С. А. Колько
Новые формы организации работы студентов в процессе педагогической практики
Проблема взаимоотношения общества и лиц, имеющих физическую, психическую и сенсорную недостаточность, актуальна на сегодняшний день. Психическое здоровье населения определяет здоровье общества и оказывает существенное влияние на его ин-
120