Научная статья на тему 'Развитие творческих способностей детей в библиотеке'

Развитие творческих способностей детей в библиотеке Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
749
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БИБЛИОТЕКА / ДЕТИ / ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ / НОВЫЕ МЕТОДИКИ / ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / LIBRARY / CHILDREN / CREATIVE ABILITIES / NEW METHODS / CREATIVE ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мартынова Елизавета Васильевна, Сорокина Вера Валентиновна, Щербинин Альберт Анатольевич

Авторы рассматривают научно-методические основы развития творческих способностей детей в библиотеке. Называют отличия творческой познавательной деятельности в библиотеке как досуговом учреждении. Перечисляют виды творчества, реализуемые в практике библиотек; указывают функции творчества; приводят перечень признаков составляющих творческую личность. Предлагают экспериментально обоснованные новые подходы к созданию методики развития творческой деятельности детей в библиотеке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мартынова Елизавета Васильевна, Сорокина Вера Валентиновна, Щербинин Альберт Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF CHILDREN’S CREATIVE ABILITIES IN THE LIBRARY

The authors consider the scientific and methodological basis for the development of children's creative abilities in the library. They call the differences of creative cognitive activity in the library as a leisure institution. List the types of creativity implemented in the practice of libraries; specify the functions of creativity; give a list of features that make up a creative person. they offer experimentally based new approaches to the creation of methods for the development of creative activity of children in the library.

Текст научной работы на тему «Развитие творческих способностей детей в библиотеке»

Развитие творческих способностей детей в библиотеке

Мартынова Елизавета Васильевна,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры технологии документальных коммуникаций ФГБОУ «Кемеровский государственный институт культуры» E-mail: [email protected]

Сорокина Вера Валентиновна,

заместитель директора по научно-методической работе МБОУ «Гимназия 25», Кемерово E-mail: [email protected]

Щербинин Альберт Анатольевич,

учитель МБОУ «Средняя общеобразовательная школа 12», Кемерово

E-mail: [email protected]

Авторы рассматривают научно-методические основы развития творческих способностей детей в библиотеке. Называют отличия творческой познавательной деятельности в библиотеке как досуговом учреждении. Перечисляют виды творчества, реализуемые в практике библиотек; указывают функции творчества; приводят перечень признаков составляющих творческую личность. Предлагают экспериментально обоснованные новые подходы к созданию методики развития творческой деятельности детей в библиотеке.

Ключевые слова: библиотека, дети, творческие способности, новые методики, творческая деятельность.

Современные социокультурные трансформации в эпоху глобализации и информатизации формируют новые ориентиры в деятельности библиотеки. Анализ современных публикаций в библиотековедении свидетельствует, во-первых, о прагматическом подходе к деятельности - коммерциализации и зарабатывании денег в условиях существования библиотеки, во-вторых, о тех-нократизации деятельности - превращении библиотек в технические центры по доставке документов, результаты труда которых носят исключительно технологический характер [1, с. 257]. Не отрицая роль информационных технологий, представители гуманитарных знаний (философы, культурологи, социологи) формируют более развернутые взгляды на выбор новых ориентиров. Изучение их авторефератов диссертаций позволяет утверждать, что библиотека обладает рядом достоинств по сравнению с Интернетом, на которые следует акцентировать внимание. Она осуществляет отбор, систематизацию и каталогизацию социальной и культурно значимой информации; представляет знания в документальной и обозримой форме; не навязывает пользователю образцы массовой культуры и шаблоны поведения, побуждает читателей к внутреннему духовному росту за счет чтения [2, с. 7].

Исследование публикаций в смежных предметных областях проведено под руководством Н.И. Гендиной - директора Научно-исследовательского института информационных технологий социально-культурной сферы Кемеровского государственного института культуры, доктора педагогических наук, профессора.

Широкие социально-гуманитарные взгляды, изложенные авторами исследования, обеспечивают доказательную основу для расширения и углубления тематической направленности библиотековедческих работ. Одним из аспектов в развитии новых ориентиров может стать библиотечная педагогика, направленная на читателей-детей.

Сегодня в библиотечной практике развиваются подходы, основанные на привлечении школьников к творческой деятельности через искусство (рисование, театрализованные представления, сочинение литературных произведений и т.д.). Такие подходы объективно обусловлены богатыми психолого-педагогическими возможностями привлечения к чтению и расширения познавательных интересов через творчество, на которые по-разному, так или иначе, указывают специалисты смежных областей знаний [3, 4].

Анализ публикаций библиотекарей-практиков по развитию творческих способностей детей в библиотеке, проведенный на кафедре технологии

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

документальных коммуникаций Кемеровского государственного института культуры, показал, что они указывают на использование отдельных видов творчества, которые рассматриваются как нововведения. Аналитическая составляющая статей (обоснование содержания педагогического процесса, оценка его эффективности и т.д.) отсутствует. Вследствие этого стала очевидной необходимость теоретико-методического обоснования развития этого направления.

Комплексный подход к пониманию научно-методических аспектов темы обусловил необходимость обратиться к философским, психологическим и педагогическим основам содержания творчества.

Среди наиболее значимых авторов и источников были выделены труды Н.А. Бердяева («Смысл творчества», 1916) [5], Л.С. Выготского («Психология искусства», 1965) [6].

Н.А. Бердяев утверждал, что человек сам по себе должен быть творцом, поскольку Бог -творец, а человек - продолжатель творения Бога. Способность быть творцом заложена в человеке генетически, также, как и биологические потребности в еде и продолжении рода.

Л.С. Выготский продолжает развивать мысли Н.А. Бердяева, говоря о том, что творчество обусловлено не только природными данными, но и социальными влияниями.

Далее анализу были подвергнуты труды, связанные с отдельными направлениями и аспектами творчества: Д.Б. Богоявленской, А.М. Матюш-кина, Я.А. Пономарева, С.Л. Рубинштейна, Б. М, Теплова и др.

Д.Б. Богоявленская (р. 1932) - российский психолог, доктор психологически наук, профессор, специалист в области общей психологии, психологии творчества и одаренности [7].

А.М. Матюшкин (1927-2004) советский и российский психолог, доктор психологических наук, профессор, академик Российской академии образования. Изучал творческое мышление. Сформулировал концепцию творческой одаренности [8].

Я.А. Пономарев (1920-1997) - известен как специалист по психологии творчества [9]. Советский и российский психолог, доктор психологических наук.

Среди современных публикаций психологов и педагогов обращают на себя внимание учебники и учебные пособия В.И. Петрушина [10, 11]. Автор - доктор педагогических наук, профессор кафедры психологии Московского государственного педагогического университета. Он представляет профессиональные знания в сфере художественного творчества в различных видах искусства. Раскрывает профессиональные трудности и сложности этой деятельности. Особая ценность изданий для библиотекарей-практиков состоит 5 в том, что его работы сопровождаются значи-5 тельным количеством упражнений, которые могут быть заимствованы для развития творческих спо-° собностей не только в школьной, но и в библио-Ü течной сфере.

Обобщая данные, полученные в ходе изучения источников, были сделаны выводы, необходимые для обоснования теории и методики развития творческих способностей детей в библиотечной сфере.

1. Есть основания утверждать, что обязательное образование и образование в библиотечной досуговой среде имеют различную основу по характеру деятельности (табл. 1).

Таблица 1. Отличия в характере образовательной деятельности детей в школе и в библиотеке

Характеристики деятельности Образовательная деятельность в школе Образовательная деятельность в библиотеке

Отличия во времени В условиях обязательного школьного регламента В условиях досуга

Особенности мышления Предметно-конкретное и логическое мышление. Рациональное сознание Эмоциональное сознание, основанное на интересах и чувствах

Нагрузка на мозг Преимущественно работает левое полушарие Преимущественно работает правое полушарие

Понимание мира На основе рассуждений и логики На основе чувств, ощущений привлекательности и загадочности

Объект изучения Внешний предметный мир и его структура Внутренний духовный мир человека

Способ действия Определенность и обязательность Свобода и спонтанность

Направленность мышления Целевое. Тематически и предметно однона-правлено в единицу времени Разнонаправленно в единицу времени. Межпредметно и многопредметно

Способ мышления Вербальный абстрактно-отвлеченный Невербальный, чувственно-конкретный

Способ познания Через познания и мысли Через художественные образы

Результат обучения Профессионально-ориентированный Личностно-ориентированный

Результат воспитания Интеллектуальное развитие Нравственное развитие

Деятельность в условиях библиотечного досуга отличается свободой выбора, добровольностью, активностью, инициативой отдельных групп и индивидуумов. Она реализуется через многообразие видов общекультурных, художественных, познавательных и прочих интересов читателей [12].

2. Библиотекари-практики называют следующие виды творчества, реализуемые детьми в библиотечной среде:

• арт-терапия;

• создание творческих произведений (рассказов, рисунков, фотографий);

• общение с природой;

• общение с искусством; ■ коллекционирование;

• погружение в прошлое;

• ведение дневников, создание писем;

• путешествие, поиск необычного в обычном.

Конечно, это далеко неполный список, который, возможно, реализуется. Сюда можно добавить и другие направления: музыкальное, танцевальное, декоративно-прикладное, фольклорное и др.

3. Определены функции творчества школьников в библиотеке:

• познавательная;

• воспитательная;

• гедонистическая;

• коммуникативная;

• компенсаторная.

4. Названы признаки, соответствующие творческой личности:

доминирование познавательных интересов; любознательность, стремление к созданию нового;

быстрота в усвоении нового; образование ассоциативных связей; склонность к сравнениям, сопоставлениям; эмоциональная окрашенность действий; умение комбинировать, реконструировать; способность к нестандартным решениям.

Результаты изучения теоретических достижений в области психологии и педагогики творчества позволили организовать и провести ряд экспериментов в библиотечной сфере. Цель экспериментальной работы была направлена на создание и апробирование научно обоснованных методик развития творческих способностей детей в библиотеке [13].

В ходе экспериментальной работы были определены несколько обязательных условий, которые необходимо учитывать в ходе развития творческих способностей детей в библиотеке.

Отбор источников для изучения опирается, прежде всего, на научно-познавательные и художественные тексты. Обладая свойствами занимательности, благодаря использованию образных средств, они вызывают богатые ассоциации, подталкивают к творческим фантазиям, формируют новые переживания и интересы. Мультимедийные источники активизируют сразу несколько каналов восприятия и делают этот процесс более глубоким и запоминающимся.

Формулировка и выбор тем включают такие объекты отображения, которые имеют элементы загадочности, недосказанности, неожиданности.

Ход занятий организуется на нескольких уровнях: библиотечном с руководителем, самостоятельном в виде выполнения домашних заданий, публичном для одобрения в социальной среде ближнего окружения.

Рациональные выгоды творческой деятельности детей в библиотеке заключаются в привлечении читателей в библиотеку; увеличении объема и качества чтения; повышении престижа библиотеки в единой социокультурной среде, в интеллектуальном и духовном развитии лич-

ности, что способствует социальной стабилизации в обществе.

Литература

1. Гендина Н. И., Рябцева Л.Н. Изменение функций библиотек в эпоху социокультурных трансформаций: социальные риски и проблема выбора ориентиров // Библиотековедение, 2018. Т. 67, № 3. С. 257-265.

2. Гендина Н. И., Рябцева Л.Н. Библиотеки в эпоху социокультурных трансформаций: современные вызовы и основания доказательного библиотековедения // Библиотековедение, 2018. Т. 67, № 1. С. 7-15.

3. Цыпин Г.М. Психология творческой деятельности. Музыка и другие искусства: учеб. пособие для академического бакалавриата. М.: Издательство «Юрайт», 2019. 203 с.

4. Петрушин В.И. Развитие творческих способностей: учеб. пособие. М.: Издательство «Юрайт», 2018. 221 с.

5. Бердяев Н.А. Смысл творчества. Опыт оправдания человека. М., 1916. 358 с.

6. Выготский Л.С. Психология искусства. М.: Педагогика, 1987. 341 с.

7. Богоявленская А.М. Психология творческих способностей: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2002. 320 с.

8. Матюшкин А.М. Развитие творческой активности школьников. М.: Педагогика, 1991. 155 с.

9. Пономарев Я.А. Психология творчества. М.: Наука, 1976. 300 с.

10. Петрушин В.И. Психология и педагогика художественного творчества: учеб. пособие для вузов. 3-е изд., испр. и доп. М.: Издательство «Юрайт», 2017. 441 с.

11. Петрушин В.И. Психология художественного творчества: учеб. пособие для академического бакалавриата. М.: Издательство «Юрайт», 2018. 232 с.

12. Мартынова Е. В., Сорокина В.В., Щербинин А.А. Расширение информационного взаимодействия с учащимися, склонными к одаренности: материалы IV Всероссийской научно-практической конференции «Человек. Индивид. Личность. Деятельность субъекта в информационном пространстве. Тюмень: РИЦ ТГИК, 2018. С. 185-190.

13. Мартынова Е. В., Гетц С.А. Активизация чтения детей в библиотеке средствами кукольного театра // ХХ Всероссийская студенческая конференция Нижневартовского государственного университета: сборник статей. Нижневартовск: НГУ, 2018. С. 170-172.

14. Мартынова Е. В., Сорокина В.В., Щербинин А.А. Музыкальные встречи как средство активизации познавательной творческой активности школьников // Творчество в объективе научных исследований: сборник материалов конференции (30 ноября 2018). Белгород: БГУ, 2019. С. 78-82.

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о

m О

от

З

ы о со

development of children's creative abilities in the library

Martynova E.V., Sorokina V.V., Shcherbinin A.A.

Kemerovo state Institute of culture, MBOU "Gymnasium 25", MBOU "Secondary school 12", Kemerovo

The authors consider the scientific and methodological basis for the development of children's creative abilities in the library. They call the differences of creative cognitive activity in the library as a leisure institution. List the types of creativity implemented in the practice of libraries; specify the functions of creativity; give a list of features that make up a creative person. they offer experimentally based new approaches to the creation of methods for the development of creative activity of children in the library.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Keywords: library, children, creative abilities, new methods, creative activity.

References

1. Gendina N.I., Ryabtseva L.N. Changing library functions in the era of sociocultural transformations: social risks and the problem of choosing guidelines // Library Science, 2018.V. 67, No. 3. P. 257-265.

2. Gendina N.I., Ryabtseva L.N. Libraries in the era of sociocultur-al transformations: modern challenges and the foundations of evidence-based library science // Library Science, 2018.V. 67, No. 1. P. 7-15.

3. Tsypin G.M. Psychology of creative activity. Music and other arts: textbook. manual for academic undergraduate. M.: Publishing house "Yurayt", 2019.203 p.

4. Petrushin V.I. Development of creative abilities: textbook. allowance. M .: Publishing house "Yurayt", 2018. 221 p.

5. Berdyaev N.A. The meaning of creativity. The experience of human justification. M., 1916. 358 p.

6. Vygotsky L.S. Psychology of art. M .: Pedagogy, 1987. 341 p.

7. Epiphany A.M. Psychology of creative abilities: textbook. manual for students of higher. textbook. institutions. M.: Publishing Center "Academy", 2002. 320 s.

8. Matyushkin A. M. Development of creative activity of schoolchildren. M .: Pedagogy, 1991. 155 p.

9. Ponomarev Y.A. Psychology of creativity. M .: Nauka, 1976. 300 p.

10. Petrushin V.I. Psychology and pedagogy of artistic creativity: textbook. manual for universities. 3rd ed., Rev. and add. M .: Publishing house "Yurayt", 2017. 441 p.

11. Petrushin V.I. Psychology of artistic creativity: textbook. manual for academic undergraduate. M .: Yurayt Publishing House, 2018. 232 p.

12. Martynova E.V., Sorokina V.V., Scherbinin A.A. Extension of information interaction with students prone to giftedness: proceedings of the IV All-Russian Scientific and Practical Conference "Man. Individual. Personality. The subject's activity in the information space. Tyumen: RIC TGIK, 2018. - P. 185-190.

13. Martynova E.V., Getts S.A. Activation of reading children in the library by means of the puppet theater // XX All-Russian Student Conference of the Nizhnevartovsk State University: collection of articles. Nizhnevartovsk: NSU, 2018. - P. 170-172.

14. Martynova E.V., Sorokina V.V., Scherbinin A.A. Musical meetings as a means of enhancing the cognitive creative activity of schoolchildren // Creativity in the lens of scientific research: a collection of conference materials (November 30, 2018). Belgorod: BSU, 2019. - P. 78-82.

o d

u

CM CM

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.