Научная статья на тему 'Художественно-выразительные приемы арт-терапии как средства гармонизации эмоциональных состояний и развития читательской активности школьников в библиотеке'

Художественно-выразительные приемы арт-терапии как средства гармонизации эмоциональных состояний и развития читательской активности школьников в библиотеке Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
522
116
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БИБЛИОТЕКА / ШКОЛЬНИКИ / БИБЛИОТЕЧНАЯ СРЕДА / АРТ-ТЕРАПИЯ / ГАРМОНИЗАЦИЯ ЭМОЦИЙ / ЧИТАТЕЛЬСКАЯ АКТИВНОСТЬ / LIBRARY / STUDENTS / LIBRARY ENVIRONMENT / ART THERAPY / HARMONIZATION OF EMOTIONS / READING ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мартынова Елизавета Васильевна, Сорокина Вера Валентиновна, Щербинин Альберт Анатольевич

Авторы рассматривают использование приемов арт-терапии в библиотечной практике. Предлагают экспериментально обоснованные новые педагогические подходы, которые одновременно гармонизируют эмоциональные состояния школьников и развивают их читательскую активность. Перечисляют необходимые условия среды, которые необходимо создать, решая образовательные задачи библиотеки как досугового учреждения. Подчеркивают необходимость создания эмоционально насыщенной атмосферы и творческого содержания деятельности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мартынова Елизавета Васильевна, Сорокина Вера Валентиновна, Щербинин Альберт Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Artistic and expressive techniques of art therapy as a means ofharmonization of emotional States and development of reading activity of schoolchildren in the library

The authors consider the use of art therapy techniques in library practice. They offer experimentally based new pedagogical approaches that simultaneously harmonize the emotional States of students and develop their reading activity. list the necessary conditions of the environment that must be created, solving the educational tasks of the library as a leisure institution. Emphasize the need to create an emotionally rich atmosphere and creative nature of the activity.

Текст научной работы на тему «Художественно-выразительные приемы арт-терапии как средства гармонизации эмоциональных состояний и развития читательской активности школьников в библиотеке»

Художественно-выразительные приемы арт-терапии как средства гармонизации эмоциональных состояний и развития читательской активности школьников в библиотеке

Мартынова Елизавета Васильевна,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры технологии документальных коммуникаций ФГБОУ «Кемеровский государственный институт культуры», Кемерово E-mail: [email protected]

Сорокина Вера Валентиновна,

заместитель директора по научно-методической работе МБОУ «Гимназия 25», Кемерово E-mail: [email protected]

Щербинин Альберт Анатольевич,

учитель МБОУ «Средняя общеобразовательная школа 12», Кемерово

E-mail: [email protected]

Авторы рассматривают использование приемов арт-терапии в библиотечной практике. Предлагают экспериментально обоснованные новые педагогические подходы, которые одновременно гармонизируют эмоциональные состояния школьников и развивают их читательскую активность. Перечисляют необходимые условия среды, которые необходимо создать, решая образовательные задачи библиотеки как досугового учреждения. Подчеркивают необходимость создания эмоционально насыщенной атмосферы и творческого содержания деятельности.

Ключевые слова: библиотека, школьники, библиотечная среда, арт-терапия, гармонизация эмоций, читательская активность.

о с

U

сэ см о см

В библиотечных учреждениях для детей все чаще применяются подходы, основанные на привлечении школьников к творческой деятельности через искусство (рисование, театрализованные представления, сочинение литературных произведений и т.д.) Такие подходы обусловлены богатыми психолого-педагогическими возможностями не только привлечения к чтению и расширения познавательных интересов, но и гармонического психоэмоционального развития личности, формирования положительно устойчивых состояний. Одно из оснований таких подходов - арт-терапия или терапия искусством. Это предметная область, формирующаяся на базе интегративных знаний из психологии, медицины, педагогики.

Арт-терапия активно развивается, прежде всего, как психотерапевтическое направление [1]. С ее помощью исследуются, корректируются и формируются различные чувства, эмоции, познавательные интересы и когнитивные способности. Возможности арт-терапии многообразны. на дает социально-приемлемый выход агрессии и другим негативным чувствам, облегчает процесс психотерапии, представляет данные для психодиагностики, устанавливает коммуникативные контакты, концентрирует внимание на ощущениях и чувствах, развивает творческие способности и повышает самооценку [2]. Благодаря такому пониманию некоторые авторы рассматривают использование приемов арт-терапии в образовательной среде [3].

Среди наиболее авторитетных современных отечественных авторов, фундаментально развивающих идеи и методики арт-терапии, А. И. Копы-тин - доктор медицинских наук, профессор кафедры психологии Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования и кафедры психологии Санкт-Петербургской государственной медицинской академии им. И. И. Мечникова. В своих работах он комплексно и системно представляет основы теории арт-терапии и некоторые модели ее применения. Описывает результаты исследований по оценке эффектов использования арт-терапии и проверке диагностических возможностей различных методик [1, 2].

Внимание библиотекарей к арт-терапии обусловлено ее возможностями гармонизации личности, раскрытия творческих способностей читателей, развития социально-востребованных чувств, эмоций, переживаний (любви, радости, любознательности, милосердия, сочувствия и т.д.).

Приведем лишь два из многочисленных примеров использования приемов арт-терапии в библиотеках.

В Первоуральском муниципальном бюджетном учреждении культуры «Централизованная библиотечная система» в рамках профессионального мастерства было организовано обучение формам арт-терапии, которые могут быть использованы в библиотеке (песочная терапия, мандалотерапия и др.) [http://prv-lib.ru/znakomtes-iscelyayushhaya-art-terapiya-v-bibliotekax/].

Центральная городская детская библиотека им. А. П. Гайдара г. Москвы, детская библиотека информационного интеллект-центра № 81 ЦБС «Люблино» ЮВАО г. Москвы провели творческий семинар «Краски жизни, или зачем библиотеке арт-терапия?». Методисты раскрыли несколько приемов арт-терапии и продемонстрировали в форме мастер-класса «пальчиковую живопись» - это способ передачи эмоций и чувств через касание пальцами красок и перенесение красок с рук на бумагу. Таким способом формируются и развиваются навыки мелкой моторики, составляющие основу деятельности человека (речи, зрительного восприятия и т.д.) [gaidarovka-metod.ru/index.php].

Изучение использования приемов арт-терапии в библиотечной среде проведено в Кемеровском государственном институте культуры на кафедре технологии документальных коммуникаций, где на протяжении более чем 10 лет ведутся исследования по изучению использования креативных технологий в библиотеках, осуществляется работа по их внедрению в публичные библиотеки Кемеровской области и Красноярского края [4, 5].

Было установлено, что публикации в библиотечных источниках (в профессиональных журналах, на сайтах) носят новостной характер, поскольку авторы указывают лишь на использование отдельных приемов, которые рассматриваются как нововведения. Аналитическая составляющая (содержание педагогического процесса, его эффективность) отсутствует. Кроме того, креативные занятия и уроки с приемами арт-терапии нельзя полностью рассматривать как арт-терапию, поскольку в них упускаются этапы диагностики психоэмоциональных состояний, оценки корректирующего эффекта. В библиотечной практике сужается содержание данного понятия. Им описывают самые разнообразные творческие приемы, сопровождающиеся эффектами гармонизации и развития личности, но не учитывающие психотерапевтическое содержание. Многим видам творческой деятельности в библиотеках незаслуженно присваивается статус арт-терапии: рисуночная терапия, музыко-терапия, песочная терапия, куклотерапия, глино-терапия, сказкотерапия, библиотерапия.

Из всех перечисленных выше видов арт-терапии, библиотерапия - наиболее глубоко и многоаспектно разработанная область деятельности для библиотечной среды. Библиотекари, как правило, используют учебное пособие Ю. Н. Дрешер «Библиотерапия: теория и практика» [6]. Автор - доктор педагогических наук, профессор, директор Республикан-

ского медицинского библиотечно-информационного центра Республики Татарстан, заведующая кафедрой Казанского государственного университета культуры и искусств. В данном издании освящены теория и технология библиотерапевтического процесса, описаны основные средства библиотерапии и библиотерапевтические методики. Дана общая характеристика специалиста-библиотерапевта. Произведен анализ взаимодействия библиотерапевта и пациента-читателя. Представлены оздоровительные направления в библиотечном деле.

Продолжая развивать идеи креативных библиотечных технологий в контексте арт-терапии, можно отметить, что наибольший интерес для библиотекарей-практиков может представлять работа А. И. Копытина «Арти-терапия детей и подростков» [7]. Здесь автор описывает арт-терапев-тические методы, принципы и организационные процедуры, используемые в работе с детьми и подростками. Стоит обратить внимание библиотекарей на авторские методики использования фотографий в качестве элемента детско-подростковой арт-терапии. Кроме того, автор показывает приемы и методы развития познавательных и творческих способностей детей и подростков средствами арт-терапии. Здесь же А. И. Копытин детально рассказывает технологию арт-терапевтического тренинга творческой коммуникации. Новизна разработанных моделей, их доказанная эффективность, способность к воспроизведению могут заинтересовать библиотекарей-педагогов, методистов, креативных профессионалов-практиков.

Экспериментальное исследование возможностей арт-терапии в библиотечной среде проводилось в МБОУ «Гимназия 25» г. Кемерово. Оно было организовано в несколько этапов.

Подготовительный этап

В первой части данного этапа изучению были подвергнуты существующие начальные психоэмоциональные состояния подростков, приглашенных для участия в исследовании. Для этого использовались часто применяемые школьными психологами опросники Филлипса [azps.ru/yests/tests-philips. html], Спилберга [therapy.irkutsk.ru>doc>spilberg], а так же цветовые тесты Люшера [psytests.org].

Среди полученных данных многоаспектного содержания выбраны те, которые характеризуют тревожность детей, поскольку именно они, в значительной мере, определяет состояния дискомфорта, гиперактивности, неуравновешенного поведения.

Оказалась, что большая часть детей - 79% -находится на значительно высоком и повышенном уровнях тревожности. Следует уточнить, что полученные данные отражают скорее ситуативное, чем обычное состояние испытуемых. Дело в том, что самочувствие детей замерялось на момент появления их в библиотеке в течение учебного дня, когда накануне они могли переживать дополнительные отрицательные влияния, вызывающие волнение (плохая оценка, неудачный ответ у доски, кри-

сз о со -а

А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

тика одноклассников в свой адрес и т.п.). Данные обстоятельства обусловили предположение о том, что средствами арт-терапии в условиях библиотеки возможно снизить уровень ситуативной тревожности детей и гармонизировать их эмоциональное состояние в течение школьного дня.

21%

44%

Значительно высокий уровень Повышенный уровень Нормальный уровень

Рис. Уровни тревожности детей: результаты исследования на начальном этапе эксперимента

Во второй части подготовительного этапа были сделаны персональные характеристики читательской активности детей. Показателями выбраны следующие единицы измерения: посещаемость, читаемость, тематический и документально-видовой диапазоны чтения, коммуникативные и информационно-поисковые умения.

Таблица 1. Показатели читательской активности детей в библиотеке и их оценочные уровни

№ Показа- Оценочные уровни показателей

п/п тели Высокий Средний Низкий

1. Посещае- Более 4 раз 2-3 раза 1 раз и менее

мость в месяц в месяц в месяц

2. Читае- Более 4 книг 2-3 книги 1 и менее

мость в месяц в месяц книг в месяц

3. Тематиче- 5 и более тем 3-4 темы 1-2 темы

ский диа-

пазон

4. Докумен- 5 и более ви- 3-4 вида до- 1-2 вида до-

тально- дов докумен- кументов кументов

видовой тов

диапазон

5. Коммуни- Активно рас- Спрашивает, Лишь из-

кативные сказывает, задает во- редка задает

умения разговарива- просы, отве- вопросы,

ет, иницииру- чает, вступа- спрашивает.

ет общение ет в беседу, Предпочитает

учувствует молчаливое

в диалоге поведение

6. Информа- Умеет сам Ориентиру- Обращается

ционно- находить ется в фон- за помощью

поиско- информацию де, нуждает- к библиоте-

вые уме- в фонд, поль- ся в помощи карю, в фон-

ния зуется энци- библиоте- де не ориен-

о клопедиями каря тируется

с и и словарями,

сэ см консультиру-

о см ется с библи-

2 отекарем

Было установлено, что дети имеют различные значения оценочных уровней по отдельным показателям. В связи с этим оказалось затруднительным в целом определить уровень читательской активности каждого ребенка. Поэтому анализу были подвергнуты персонифицированные данные отдельных показателей по различным значениям оценочных уровней. Данные представлены в таблице в виде фрагмента.

Таблица 2. Персонифицированные показатели читательской активности и их оценочные уровни на начальном этапе эксперимента (фрагмент)

№ Фа- Показатели и их оценочные значения

милия и имя ребенка Посе-щае-мость Читаемость Те-мат. диа-паз. До-кум.-ви-довой диапаз. Ком-муни-кат. умения Ифго- иск умения

1 Дмитрий К. Высок. Высок. Высок. Средн. Высок. Средн.

2 Ксения М. Средн. Средн. Средн. Средн. Низкий Низкий

3 Владимир У. Низкий Средн. Низкий Низкий Низкий Низкий

4

Эти данные послужили базовой основой для дальнейшей оценки результатов эксперимента.

Экспериментальные занятия по арт-терапии проводились в течение учебного года один раз в неделю. Возрастная группа детей - подростки.

Основной экспериментальный этап

В начале экспериментального этапа была разработана методика проведения занятий. В методике определены цели; установлена специфика отбора и представления материала для занятий в библиотечной среде; обоснован выбор тем; представлен ход занятий; описана техника выполнения упражнений; разработаны домашние задания; учтены выставочные, демонстрационные и конкурсные мероприятия; определены роли взрослого близкого окружения (библиотекаря, родителей, учителей).

Целевые установки включения художественно-выразительных приемов арт-терапии в библиотечную практику могут быть связаны, во-первых, с гармонизацией ситуативного эмоционального состояния детей; во-вторых, с развитием читательской активности. Эти задачи учитывают специфику библиотечного учреждения как досугово-го и образовательного центра. Было бы ошибочным расширять их границы до психотерапевтического эффекта или овладения знаниями и умениями в каком-либо отдельном предмете (рисовании, литературном творчестве, театральном искусстве и т.п.). Для этого нужны специально подготовленные профессионалы.

Специфика отбора и представления материала для занятий с элементами арт-терапии опреде-

ляется теми же досуговыми и образовательными функциями библиотеки. Произведения для иллюстраций, прочтения, пересказывания, воспроизведения, копирования выбираются среди художественных и научно-познавательных источников. Характеристики именно таких текстов более всего соответствуют поставленным целям. Во-первых, они, обладая художественно-выразительными средствами, вызывают богатые ассоциации, подталкивают к творческим фантазиям. Во-вторых, насыщенные эмоциональным содержанием, развивают чувственную сферу, формируют новые переживания и интересы. Такая, специальным образом формируемая духовная атмосфера, направлена на гармонизацию ситуативного психоэмоционального состояния и поведения школьников, а также на дальнейшее развитие их читательской активности. Важно подключить мультимедийные источники, которые активизируют сразу несколько каналов восприятия (зрительный, слуховой) и делают этот процесс более глубоким и запоминающимся.

Выбор тем предусматривает такие объекты отображения, которые сами по себе, благодаря богатым ассоциациям, вызывают познавательные интересы (Загадочные явления, Самураи, Пираты, Сокровища, Путешественники-первооткрыватели, Стихийные бедствия, Пирамиды и т.д.). Формулировка заголовков предусматривает создание эффектов загадочности, недосказанности, неожиданности («О чем поет соловей», «Холодное сердце», «Живая душа», «Автомобиль в чемодане», «Девятая планета»).

Ход занятий включает вступительную, основную и заключительную части. В начале называется тема, сообщается ход занятий, используемые техники (в том числе приемы арт-терапии). Основная часть занятий строится из информационной и практической составляющих. В информационной составляющей раскрывается содержание темы. При этом могут быть использованы многочисленные приемы. Например, ученики представляют выполненные ранее домашние задания, пересказывают прочитанное и читают наизусть выученные тексты стихотворений или отрывки из художественных произведений, произносят монологи из пьес, выступают как ораторы; библиотекарь показывает видеофильмы, делает обзор книг, рассказывает о персонах и т.д. В практической составляющей инициируется деятельность учащихся на основе темы занятия и художественно-выразительных приемов арт-терапии (рисования, куклотерапии, сказкотерапии и др.). К этому процессу могут подключиться родители и учителя, владеющие навыками такой практической деятельности. В заключительной части подводятся итоги, даются домашние задания, формируются выставочные коллекции работ.

Техники выполнения упражнений с художественно-выразительными элементами арт-терапии весьма разнообразны. Они требуют специального внимания на занятиях в мастер-классах. Назовем лишь примерные направления творческих заданий в технике рисования:

• создание иллюстраций к произведениям художественной и познавательной литературы (Д. Дефо «Робинзон Крузо», Д. Роулинг «Гарри Поттер» и др.);

• рисование образов, навеянных музыкальными произведениями (П. И. Чайковский «Детский альбом», «Щелкунчик», «Лебединое озеро» и др.);

• рисование архетипов коллективного бессознательного, заимствованных из фольклорных произведений (Мудреца, Героя, Злодея, Ужастика и т.д.);

• перевод в художественно-изобразительный образ пословиц и загадок («Сидит девица в темнице, а коса на улице», « Пять ступенек - лесенка, на ступеньках - песенка» и т.д.);

• выражение в символических художественных образах эмоциональных состояний и чувств, возникающих по поводу прочтения отдельных произведений (радость, ненависть, любовь, печаль, зависть, милосердие и т.д.);

• рисование по темам для самопознания как продолжение размышлений по поводу прочтения биографических произведений («Я и моя семья», «Герб моей семьи», «Самый счастливый день моей жизни», «Мое будущее» и т.д.);

• изображение своих вариантов несуществующих объектов, придуманных на основе материалов научно-познавательных произведений и сказок («Город будущего», «Автомобиль будущего», «Новая школа», «Как мы будем выглядеть завтра»).

Домашние задания направлены на развитие познавательных интересов, которые могли возникнуть или расшириться в ходе занятий. Они предусматривают сочинение и ответы на вопросы викторин, квест-игры, литературное творчество, изготовление праздничных подарков, придумывание писем зарубежным друзьям, комментарии по теме и обсуждения в электронных сетях, исполнение музыкальных и вокальных произведений, демонстрацию танцевальных номеров и др.

Выставочные, демонстрационные и конкурсные мероприятия представляют достижения ребят для родителей, одноклассников, друзей. Деятельность детей в библиотеке с использованием художественно-выразительных приемов арт-терапии сопровождается соревновательными включениями и публичными показами. Эти подходы активизируют участие школьников в досуговой образовательной деятельности в библиотечной среде, повышают самооценку каждой личности, развивают и укрепляют социально-желаемые чувства и эмоции.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Взрослое окружение читателей детской библиотеки (библиотекари, родители, учителя) играет существенную роль в достижении успешных целевых результатов. Конечно, организатором является библиотекарь. Он составляет планы, разрабатывает тематику и содержание занятий. Значительную помощь оказывают родители. Они могут помогать детям готовить домашние задания, ре-

сэ о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о т О от

З

и о со

петировать публичные выступления. Очень важна поддержка любого учителя-предметника, который всегда может в ходе изложения своего урока найти взаимосвязь с темами занятий, основанными на приемах арт-терапии.

В разработке методики учитывались следующие основополагающие условия:

• Библиотечная среда - территория досугового времяпровождения. Следовательно, предметное окружение должно способствовать релаксации. Элементы живой природы (зимний сад, аквариум, цветы на камнях и т.п.), декоративные элементы из природных материалов (икебана и др.), жизнерадостный цветовой дизайн и т.п. играют важную роль в досуговом окружающем пространстве. Отличное дополнение -мультимедийный релакс (музыкальные фильмы о подводном мире, пейзажах и др.).

• Творческая деятельность в библиотеке, включая приемы арт-терапии, предполагает ее публичное представление. Важно иметь выставочное пространство (стенды, полки и т.п.), оформленное заголовками и сопровождаемое указанием на имена и фамилии авторов.

• Креативная деятельность и художественно-выразительные приемы арт-терапии в библиотечных учреждениях реализуются в малых группах. Из этого следует необходимость создания благоприятного близкого окружения для ее участников, включая одноклассников, родителей, учителей.

• Энергия творчества читателей, рождаемая арт-терапевтическими приемами, развивается благодаря информационному сопровождению как на базе библиотечного фонда, так и путем обеспечения удаленного доступа к источникам через Интернет.

• Терапия искусством базируется на богатом эмоционально-насыщенном материале и опирается, прежде всего, на эмоциональное сознание. Это связывает ее с библиотечной средой, которая развивает образовательную деятельность в условиях досуга и развивает постулаты радостного обучения.

Результаты эксперимента показали следующие положительные достижения:

Количество участников эксперимента не изменилось и осталось прежним. Это свидетельствует о заинтересованности детей в пребывании в библиотеке и привлекательности для них предлагаемых видов деятельности. Замеры уровней тревожности на моменты начала и окончания каждого занятия показали, что за время пребывания в библиотеке происходит выравнивание психоэмоционального состояния подростков, они увлекаются новым, необычным занимательным. Проявляются процессы заместительной терапии, когда социально нежелательные чувства, эмоции, поведение заменяются на социально желаемые. Сравнение уровней тревожности школьников на этапах начала и завершения эксперимен-

та в целом показали, что общий уровень тревожности снизился. Количество детей, находящихся на нормальном уровне возросло на 18% (от прежнего 21% до 49%). Со значительно высокого уровня тревожности на повышенный перешли 20% испытуемых (от прежних 44% до 24%). Изменения отражают существенные результаты положительного воздействия, заимствованных из арт-терапии, художественно-выразительных приемов, которые привели к гармонизации эмоционального состояния детей.

■ Значительно высокий уровень ■ Повышенный уровень

■ Нормальный уровень

Рис. Уровни тревожности детей: результаты исследования на конечном этапе эксперимента

Все школьники изменили прежние значения оценочных уровней своих показателей на более высокие значения.

Таблица 3. Персонифицированные показатели читательской активности и их оценочные уровни на заключительном этапе эксперимента (Фрагмент)

№ Фа- Показатели и их оценочные значения

милия и имя ребенка Посещаемость Читаемость Темат. диапаз. Докум.-видовой диапаз. Комму-никат. умения Инф.-по-иск. умения

1 Дмитрий К. Высок. Высок. Высок. Высок.* Высок. Высок.*

2 Ксения М. Высок.* Высок.* Высок.* Высок.* Средн.* Средн.*

3 Владимир У. Средн.* Средн. Средн.* Средн.* Средн.* Средн.*

4

В таблице 3 в виде фрагмента представлены положительные изменения показателей, которые отмечены звездочкой.

Более всего выросли значения посещаемости и читаемости. С низкого уровня на средний и высокий переместились все испытуемые. Почти 60% (от прежних 30%) оказались на высоком и 40% на среднем уровнях (прежде 20%). Средняя читаемость стала составлять 3-4 книги в месяц, а посещаемость 3-4 раза в месяц. Расширился тематический диапазон чтения отдельных участников и группы в целом. Если на начальном этапе исследования около 70% подростков занимали низкий и средний уров-

ни, то на конечном этапе они передвинулись к средним и высоким показателям. К чтению художественных произведений по программе добавились книги о природе, животных, путешествиях, загадочных явлениях и др. Средний тематический охват составил 4-5 тем по группе в целом.

Документально-видовой диапазон чтения стал включать более разнообразный перечень. К книжным печатным изданиям добавились справочные и электронные источники. Такие изменения коснулись почти всех участников эксперимента. Средний показатель по группе вырос от 1-2 до 3-4 источников. Коммуникативные умения экспериментальной группы значительно преобразовались. Наладилось групповое взаимодействие, усложнилась диалоговая речь с развернутыми вопросами и ответами, высказывания стали приобретать более сложную аргументированную форму. Участники сами стали инициировать общение друг с другом, с библиотекарем, с руководителем занятий, с близким окружением (родителями, друзьями). Сформулировались новые информационно-поисковые умения. За исследуемый период все стали легко ориентироваться в фонде, свободно консультироваться с библиотекарем, пользоваться энциклопедиями. Персональные достижения подростков зафиксированы в дневнике наблюдений, который вел руководитель на протяжении всего периода исследования.

Атмосфера библиотечной среды без дополнительных отрицательных влияний сама по себе создает состояние и настроение безопасности, успокоения. Усиливают этот очевидный эффект художественно-выразительные приемы арт-терапии, используемые в условиях библиотечной среды и психолого-педагогически обоснованные. Они освобождают от негативных состояний, снимают нервно-психическое напряжение, моделируют положительные психоэмоциональные состояния, формируют адекватное межличностное поведение, повышают самооценку личности ребенка. Вместе с тем они не только гармонизируют эмоциональные состояния, но и развивают читательскую активность. При этом важно выстроить специальную методику проведения занятий, которая учитывает специфику досуговой и образовательной сущности библиотечного учреждения. Во-первых, деятельность строится на эмоциональном сознании, вызывая социально желаемые чувства и эмоции и подавляя социально нежелаемые. Во-вторых, содержание деятельности с элементами арт-терапии должно стимулировать различные виды и формы творчества как индивидуального, так и коллективного, что активизирует читательскую деятельность, формирует и углубляет познавательные интересы. В-третьих, художественно-выразительные приемы арт-терапевтической деятельности станут намного результативнее и привлекательнее если предать результатам публичный общественно значимый характер.

Методические подходы и материалы для проведения практических занятий будут изложены авторами в учебном пособии для библиотекарей-практиков и студентов, обучающихся по направлению подготовки «Библиотечно-информационная деятельность».

Литература

1. Копытин А.И. Современная клиническая арт-терапия: учебное пособие. - М.: Когито-Центр, 2015.- 526 с.

2. Копытин А.И. Теория и практика арт-терапии. -СПб.: Питер, 2002.- 368 с.

3. Медведева Е. А., Левченко И.Ю., Комиссарова Л.Н., Добровольская Т.А. Арт-педагогика и арт-терапия в специальном образовании: учебник для студентов средних и высших педагогических учебных заведений. - М.: Академия, 2001.- 246 с.

4. Мартынова Е. В., Сорокина В.В., Щербинин А.А. Виртуальная экскурсия как средство развития навыков межкультурных коммуникаций старшеклассников // Социально-культурные практики в современном российском обществе: материалы научно-методического форума 23-26 апреля 2018 г. - Новосибирск, НГПУ, 2018. - С. 23-25.

5. Мартынова Е.В., Сорокина В.В., Щербинин А.А. Музыкальные встречи как средство активизации познавательной творческой активности школьников // Творчество в объективе научных исследований: сборник материалов конференции 30 ноября 2018. - Белгород, БГУ, 2019. -С.78-82.

6. Мартынова Е.В., Сорокина В.В., Щербинин А.А. Расширение информационного взаимодействия с учащимися, склонными к одаренности // Человек. Индивид. Личность. Деятельность субъекта в информационном пространстве: материалы VI Всероссийской конференции / ТГИК. - Тюмень: РИЦ ТГИК, 2018. -С.185-190.

7. Дрешер Ю.Н. Библиотерапия: теория и практика: учебное пособие. - СПб.: Профессия.-2008.- 269 с.

8. Копытин А.И. Арт-терапия детей и подростков: Викичтение psy.wikipeading.ru/21298

artistic and expressive techniques of art therapy as a means of harmonization of emotional states and development of reading activity of schoolchildren in the library

Martynova E.V.,

Department of technology of documentary communications, Kemerovo state Institute of culture, Kemerovo Sorokina V.V.,

MBOU "Gymnasium 25", Kemerovo Shcherbinin A.A.,

teacher MBOU "Secondary school 12", Kemerovo

C3

о

CO

-a

I=i А

—I

о

C3 t; о m О от

З

ы о со

The authors consider the use of art therapy techniques in library practice. They offer experimentally based new pedagogical approaches that simultaneously harmonize the emotional States of students and develop their reading activity. list the necessary conditions of the environment that must be created, solving the educational tasks of the library as a leisure institution. Emphasize the need to create an emotionally rich atmosphere and creative nature of the activity.

Keywords: library, students, library environment, art therapy, harmonization of emotions, reading activity.

References

1. Kopytin A.I. Modern clinical art therapy: a training manual. - M.: Kogito-Center, 2015. - P. 526 p.

2. Kopytin A. I. Theory and practice of art therapy. - St. Petersburg: Peter, 2002.- P. 368 p.

3. Medvedeva E. A., Levchenko I. Yu., Komissarova L.N., Dobro-volskaya T.A. Art pedagogy and art therapy in special educa-

tion: a textbook for students of secondary and higher pedagogical educational institutions. - M.: Academy, 2001.- P. 246 p.

4. Martynova E.V., Sorokina V.V., Scherbinin A.A. A virtual tour as a means of developing intercultural communication skills of high school students // Socio-cultural practices in modern Russian society: materials of the scientific and methodological forum April 23-26, 2018. - Novosibirsk, NGPU, 2018. - P. 23-25.

5. Martynova E.V., Sorokina V.V., Scherbinin A.A. Musical meetings as a means of enhancing the cognitive creative activity of schoolchildren // Creativity in the lens of scientific research: conference proceedings November 30, 2018. - Belgorod, BSU, 2019. - P. 78-82.

6. Martynova EV, Sorokina VV, Scherbinin A.A. Extension of information interaction with students prone to giftedness // Man. Individual. Personality. The subject's activity in the information space: materials of the VI All-Russian Conference / TGIK. - Tyumen: RIC TGIK, 2018. - P. 185-190.

7. Drescher Yu.N. Bibliotherapy: theory and practice: a training manual. - St. Petersburg: Profession. - 2008. - 269 p.

8. Kopytin A.I. Art Therapy for Children and Adolescents: Wiktion-ary psy.wikipeading.ru/21298

o d

u

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.