Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
302
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ / ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ДЕТИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / ИЗОТЕРАПИЯ / ТВОРЧЕСТВО

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Стацюк София Геннадьевна, Шахмалова Ирина Жаповна

В данной статье рассмат риваются особенности развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста. Актуальность темы исследования обусловлена рядом факторов. Во-первых, современная организация обучения, основанная на актуальных технических возможностях, образовала повышенный спрос на готовность и способность к быстрой адаптации в динамично развивающихся условиях. Во-вторых, вследствие данного спроса развитие творческих способностей, нестандартного мышления, приобретает особенную ценность. Творческие люди с неординарным мышлением в дальнейшем будут вести страну по пути политического и экономического развития. В период старшего дошкольного возраста происходят существенные психические изменения в жизни ребенка касающиеся, его восприятия и отношения к окружающему. Данный период характеризуется как фундаментальный в аспекте формирования творческих способностей. В качестве эффективного развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста является изобразительная деятельность.В ходе анализа психолого-педагогического аспекта развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста, были определены его особенности, а также обобщен опыт практиков образования. В последующем была составлена и апробирована программа психолого-педагогической диагностики развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста на констатирующем и контрольном этапах исследования. По итогам исследовательской работы были выявлены наиболее эффективные приемы и методы работы: изотерапия, сказкотерапия, аппликация, игротерапия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Стацюк София Геннадьевна, Шахмалова Ирина Жаповна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF CREATIVE ABILITIES OF SENIOR PRESCHOOL CHILDREN THROUGH ART ACTIVITIES

This article discusses the features of the development of creative abilities of children of senior preschool age. The relevance of the research topic is due to a number of factors. Firstly, the modern organization of training, based on current technical capabilities, has created an increased demand for readiness and ability to adapt quickly in a dynamically developing environment. Secondly, due to this demand, the development of creative abilities, non-standard thinking, acquires special value. Creative people with extraordinary thinking will continue to lead the country along the path of political and economic development. During the period of senior preschool age, significant mental changes occur in the child’s life regarding his perception and attitude to the environment. This period is characterized as fundamental in terms of the formation of creative abilities. Visual activity is an effective development of the creative abilities of children of senior preschool age.In the course of the analysis of the psychological and pedagogical aspect of the development of creative abilities of children of senior preschool age, its features were determined, and the experience of educational practitioners was generalized. Subsequently, a program of psychological and pedagogical diagnostics of the development of creative abilities of children of senior preschool age was compiled and tested at the ascertaining and control stages of the study. Based on the results of the research work, the most effective techniques and methods of work were identified: painting therapy, fairy tale therapy, application, game therapy.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством изобразительной деятельности

Стацюк София Геннадьевна,

студент кафедры педагогики и методики начального обучения, ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет», Технический институт (филиал) РС(Я) г. Нерюнгри E-mail: sona.panda.1910@mail.ru

Шахмалова Ирина Жаповна,

к.п.н, доцент кафедры педагогики и методики начального обучения, ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет», Технический институт (филиал) РС(Я) г. Нерюнгри E-mail: xirina80@mail.ru

В данной статье рассмат риваются особенности развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста. Актуальность темы исследования обусловлена рядом факторов. Во-первых, современная организация обучения, основанная на актуальных технических возможностях, образовала повышенный спрос на готовность и способность к быстрой адаптации в динамично развивающихся условиях. Во-вторых, вследствие данного спроса развитие творческих способностей, нестандартного мышления, приобретает особенную ценность. Творческие люди с неординарным мышлением в дальнейшем будут вести страну по пути политического и экономического развития. В период старшего дошкольного возраста происходят существенные психические изменения в жизни ребенка касающиеся, его восприятия и отношения к окружающему. Данный период характеризуется как фундаментальный в аспекте формирования творческих способностей. В качестве эффективного развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста является изобразительная деятельность. В ходе анализа психолого-педагогического аспекта развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста, были определены его особенности, а также обобщен опыт практиков образования. В последующем была составлена и апробирована программа психолого-педагогической диагностики развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста на констатирующем и контрольном этапах исследования. По итогам исследовательской работы были выявлены наиболее эффективные приемы и методы работы: изотерапия, сказкотерапия, аппликация, игротерапия.

Ключевые слова: дошкольное образование, творческие способности, изобразительная деятельность, дети старшего дошкольного возраста, изотерапия, творчество.

о с

U

со см о см

Действия, с помощью которых появляются новые объекты, либо духовные ценности называют «творчеством». В советской энциклопедии «творчество» интерпретируется как «создание чего-то качественно нового, материального или духовного, чего не было ранее» [2]. В психологии «творчество» определяют, как действия, с помощью которых создаются новые материальные и духовные ценности.

Основополагающий вклад в изучение развития творческих способностей старших дошкольников внесли: Н.Ю. Венгер, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Е.О. Смирнова и др.

Д.Р. Абдуллажонова полагает, что способность в творчестве - «это оригинальность, точность и смелость, проявляющаяся в умении человека приспособиться, мыслить по-другому» [1, с. 18].

Период старшего дошкольного возраста принято считать сензитивным этапом для развития творческих способностей. По мнению Е.О. Смирновой «период старшего дошкольного возраста является уникальным по своей природе, следствии того, что вся психическая жизнь детей, его восприятие и отношение к окружающему меняются» [9, с. 34].

Дети в возрасте от 5 до 7 лет могут воспроизвести и создать свой уникальный образ, фантазию, рисунок, движение, конструкцию и т.д. Дошкольники в этот период становятся наиболее активными, готовыми к необычным решениям, способными комментировать и оценивать свои действия и рассказывать о процессе их выполнения, они становятся все более интересными, проявляют настойчивость, готовность достичь своих целей. Творческие способности благоприятно и эффективно развиваются и выражаются в рисовании, лепка, музыка и языковое искусство.

При анализе педагогического опыта практиков образования РФ и РС (Я) по развитию творческих способностей старшего дошкольного возраста 5-6 лет можно выделить самую распространенную технику - рисование нетрадиционными методами. Данная техника включает в себя разнообразные способы и методы рисования, что благотворно и разносторонне развивает ребенка в проявлении его творческого потенциала.

После проведения анализа психолого-педагогического аспекта развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста исследование перешло на следующий этап - констатирующий. В ходе, которого на базе Муниципального дошкольного образовательного учреждения № 58 «Красная Шапочка» старшей

дошкольной группы из 20 детей была апробирована программа психолого-педагогической диагностики уровня развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет.

Диагностические мероприятия были проведены согласно отобранным методикам: «Методика оценки сочиненной ребенком сказки» (О.М. Дьяченко и Е.Л. Пороцкая) [8], «Методика диагностики креативности творческих способностей детей» (Т.С. Комарова) [4], «Методика диагностики универсальных творческих способностей детей «Солнце в комнате» (В.Б. Синельников, В.Г. Кудрявцев) [5].

Согласно результатам исследования у большинства детей низкий уровень развития творческих способностей. Дети не способны к осмысленному моделированию посредством собственного воображения. Ассоциативное мышление и способность к преобразованию от «нереального» в «реальное», в контексте заданной ситуации, свойственно 85% воспитанникам.

По результатам программы психолого-педагогической диагностики уровня развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет была составлена система изобразительной деятельности.

Цель: развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет посредством изобразительной деятельности.

Методы и приемы: изотерапия, пластилиногра-фия, аппликация, игротерапия, упражнения, сказ-котерапия, беседа, разминки.

Формы работы: групповая, индивидуальная, наглядная, словесная,игровая.

Учитывая то, что формирующий этап работы был основан на реализации и внедрении системы изобразительной деятельности как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет, основным методом работы было проведение изотерапии.

Изотерапия с использованием нетрадиционных техник рисования была проведена на 18 занятиях. Изотерапия демонстрирует необычное сочетание материалов с инструментами, к ней относится техника «тычок жесткой полусухой кистью», рисование по трафарету, «печать смятой бумагой», «на-брызг», пальчиковое рисование, гратажж, оттиск, монотипия, восковые мелки в сочетании с акварелью, кляксография.

Например, на занятии «Милые грибки» с детьми проводился прием изотерапии в технике сюжетное рисование «Мухомор». По шаблону дети зарисовывали мухомор. Красной гуашью необходимо было нарисовать шляпку гриба, оставляя белые круги не закрашенными. Детализация - обязательный этап рисования, картинка оживает. Акварелью проработать второй план: нарисовать травинки.

На занятии «Зачем ежику колючки» проводилась изотерапия при помощи рисования штрихом «Колючие шарики». Для этого детям необходимо было выполнять ряд коротких линий-штрихов

с опорой на нижний край контура туловища. Изобразить второй ряд штрихов над первым, затем третий и т.д. Последний ряд штрихов выполняется с опорой на верхний край контура туловища. Легкими плотными штрихами без нажима на карандаш заштриховать мордочку ежа. Дорисовать маленькие кружочки - глаза, носик.

На занятиях «Светофор» и «Подснежник» в качестве основного метода работы была взята пластилинография. Комбинирование пластилина, картона, бумаги и других материалов позволяют не только развивать мелкую моторику детей, но и формируют эстетическое восприятие.

После проведения системы изобразительной деятельности как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет был проведен контрольный этап с целью исследования динамики уровня развития творческих способностей.

По результатам проведения диагностики по методике О.М. Дьяченко и Е.Л. Пороцкой была составлена сравнительная гистограмма результатов констатирующего и контрольного этапа уровня сформированности воображения и оригинальности (рис. 1).

изложение сказки было развернутым

полностью самостоятельно придуманную, но схематично изложенную сказку

сказка дополнена деталями

внесение существенных элементов новизны в известную сказку пересказ знакомой сказки, но с внесением новых элементов отказ от задания или пересказ знакомой сказки

- 15% 5% 5%

30%

|10% 25%

15%

— 10% 20% 20%

0% □ 15%

контрольный констатирующий

Рис. 1. Сравнительная гистограмма результатов констатирующего и контрольного этапа диагностики по методике О.М. Дьяченко и Е.Л. Пороцкой оценки сочиненной ребенком сказки, 18.04.2023

Таким образом, наибольшее количество детей 30% полностью придумали сказку схематически ее, изложив увеличив предыдущий результата на 20%. Отказавшихся на констатирующем этапе было 15%, при повторном - 0%. Сравнительная гистограмма результатов констатирующего и контрольного этапа диагностики уровня развития воображения и оригинальности по методике О.М. Дьяченко и Е.Л. Пороцкой оценки сочиненной ребенком сказки (рис. 2).

контрольный ■ констатирующий

Рис. 2. Сравнительная гистограмма результатов констатирующего и контрольного этапа диагностики

уровня развития воображения и оригинальности по методике О.М. Дьяченко и Е.Л. Пороцкой оценки сочиненной ребенком сказки, 18.04.2023

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о т О от

З

и о со

35%

50%

Зафиксирована положительная динамика на контрольном этапе. Количество детей с низким уровнем сформированности воображения и оригинальности снизилось на 30% (с 50% до 20%), средний уровень остался неизменным. На 30% увеличилось количество детей с высоким уровнем (с 15% до 45%).

Результаты сопоставления констатирующего и контрольного этапа диагностики критерия продуктивности по методике Т.С. Комаровой «Дорисовывание шести кругов». Согласно полученным данным высокий результат показали 20% детей. Средний результат продемонстрировали 40%, ниже среднего - 25% группы, низкий уровень - 15%. Таким образом, низкий снизился на 5%, ниже среднего на 15%, средний вырос на 20%, высокий на 5%. По результатам изучения продуктивности выполнения задания выявлено положительное влияние системы изобразительной деятельности как средства развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет.

После проведения контрольного этапа исследования были показаны следующие результаты: высокий уровень критерия разработанности вырос на 10%, средний остался на уровне 10%, низкий уровень снизился на 20%.

Результаты сопоставления результатов констатирующего и контрольного результатов критерия оригинальности также продемонстрировали положительную динамику. Показатели высокого уровня выросли на 10%, средний уровень поднялся на 5%, а низкий снизился на 15%.

Таким образом, по результатам 3 критериев: продуктивности, разработанности и оригинальности отмечена положительная динамика развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста (рис. 3).

о с

U

см л

контрольный ■ констатирующий

Рис. 3. Сравнительная гистограмма результатов констатирующего и контрольного этапа диагностики по методике В.Б. Синельникова и В.Г. Кудрявцева «Солнце в комнате», 24.04.2023

Согласно данным диаграммы сравнивая результаты констатирующего и контрольного этапов исследования можно сделать следующие выводы: количество детей, показавших высокий уровень способности к осмысленному моделированию посредством собственного воображения осталось неизменным. Средний уровень напротив, вырос на 5%, низкий снизился на 5%.

Таким образом, по итогам трех повторных диагностик отмечается прогресс и положительная динамика после проведения системы изобразительной деятельности как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет. Уровень сформированности воображения и оригинальности у 80% детей нахо-

дится на среднем и высоком уровне. Уровень развития воображения, оригинальности, разработанности, продуктивности, и понимания «реального и нереального» распределилось следующим образом общий показатель низкого уровня - 20%, средний - 55%, высокий - 25%.

Таким образом, гипотеза о том, что работа педагога-психолога по развитию творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста будет эффективной, если использовать систему изобразительной деятельности (лепка, конструирование, рисование, аппликация), построенная на основе переноса ощущений и отношения к предмету будет способствовать развитию самостоятельной творческой деятельности детей и креативных представлений подтвердилась.

Литература

1. Абдуллажонова Д.Р. Формирование и развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста // Проблемы педагогики. -2019. - С. 17-20.

2. Большая советская энциклопедия // Портал «slovaronline.com». Режим доступа: https:// rus-modern-education-process-dict.slovaron-line.com/874-творчество (Дата обращения 22.01.2023).

3. Комарова Т.С. Дети в мире творчества. - М.: Мнемозина, 1995. - 157 с.

4. Кудрявцев В. Г., Синельников В.Б. Методики диагностики универсальных творческих способностей для детей 5 лет // МАДОУ ЦРР «Детский сад № 167 г. Тюмень». Режим доступа: http://ds167.ш/wp-content^ploads/2022/10/Ме-тодики-диагностики-универсальных-творче-ских-способностей-для-детей.pdf (дата обращения 24.01.2023).

5. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 г. № 1662-р (с изм. на 28.09.2018 г.) «Об утверждении Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. Режим доступа: https://docs.cntd.ru/docu-ment/902130343 (Дата обращения 09.11.2022).

6. Скрипкарь А.А. Выявление творческих способностей обучающихся // Образовательная социальная сеть nsportal.ru. - 2018. Режим доступа: https://nsportal.ru/vuz/psikhologicheskie-nauki/ library/2021/08/29/diagnostika-tvorcheskih-spos-obnostey (Дата обращения 19.01.2023).

7. Смирнова Е.О. Специфика современного дошкольного детства // Национальный психологический журнал. - 2019. - № 2 (34). - С. - 33-40.

DEVELOPMENT OF CREATIVE ABILITIES OF SENIOR PRESCHOOL CHILDREN THROUGH ART ACTIVITIES

Statsyuk S.G., Shakhmalova I. Zh.

FSAOU VO "North-Eastern Federal University", Technical Institute (branch) of RS(Ya) Neryungri

0%

20%

40%

60%

80%

This article discusses the features of the development of creative abilities of children of senior preschool age. The relevance of the research topic is due to a number of factors. Firstly, the modern organization of training, based on current technical capabilities, has created an increased demand for readiness and ability to adapt quickly in a dynamically developing environment. Secondly, due to this demand, the development of creative abilities, non-standard thinking, acquires special value. Creative people with extraordinary thinking will continue to lead the country along the path of political and economic development. During the period of senior preschool age, significant mental changes occur in the child's life regarding his perception and attitude to the environment. This period is characterized as fundamental in terms of the formation of creative abilities. Visual activity is an effective development of the creative abilities of children of senior preschool age.

In the course of the analysis of the psychological and pedagogical aspect of the development of creative abilities of children of senior preschool age, its features were determined, and the experience of educational practitioners was generalized. Subsequently, a program of psychological and pedagogical diagnostics of the development of creative abilities of children of senior preschool age was compiled and tested at the ascertaining and control stages of the study. Based on the results of the research work, the most effective techniques and methods of work were identified: painting therapy, fairy tale therapy, application, game therapy.

Keywords: preschool education, creativity, fine arts, children of senior preschool age, painting therapy, creativity.

References

1. Abdullazhonova D.R. Formation and development of creative abilities in preschool children // Problems of Pedagogy. -2019. - S. 17-20.

2. Great Soviet Encyclopedia // Portal "slovaronline.com". Access mode: https://rus-modern-education-process-dict.slovaronline. com/874-creativity (Accessed 01/22/2023).

3. Komarova T.S. Children in the world of creativity. - M.: Mne-mozina, 1995. - 157 p.

4. Kudryavtsev V. G., Sinelnikov V.B. Methods for diagnosing universal creative abilities for children of 5 years old. Access mode: http://ds167.ru/wp-content/uploads/2022/10/Methods-of-diagnostics-of-universal-creative-abilities-for-children.pdf (accessed 24.01.2023).

5. Decree of the Government of the Russian Federation of November 17, 2008 No. 1662-r (as amended on September 28, 2018) "On approval of the Concept of long-term socioeconomic development of the Russian Federation for the period up to 2020" // Electronic Fund of Legal and regulatory and technical documents. Access mode: https://docs.cntd.ru/docu-ment/902130343 (Accessed 11/09/2022).

6. Skripkar A.A. Revealing the creative abilities of students // Educational social network nsportal.ru. - 2018. Access mode: https:// nsportal.ru/vuz/psikhologicheskie-nauki/library/2021/08/29/di-agnostika-tvorcheskih-sposobnostey (Accessed 01/19/2023).

7. Smirnova E.O. The specificity of modern preschool childhood // National Psychological Journal. - 2019. - No. 2 (34). - P. 3340.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.