DOI: 10.18454/IRJ.2016.48.101 Буровкина Л.А.1, Андрейчук В.А.2
1ORCID: 0000-0002-1825-0097, Доктор педагогических наук, 2ORCID: 0000-0002-1825-0023, Магистрант кафедры живописи и композиции, Московский городской педагогический университет РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ СРЕДСТВАМИ АРТ-ТЕРАПИИ
Аннотация
В статье рассмотрены методы, формы, виды занятий с детьми-инвалидами, способствующие развитию логического и пространственного мышления, диагностировать депрессивные и психосоматические расстройства у детей. Творчество способно исцелять, а также корректировать последствия самых тяжелых заболеваний. Оно необходимо при адаптации и реабилитации детей-инвалидов.
Ключевые слова: творческая деятельность, арт-терапия, дети-инвалиды, реабилитация, адаптация, искусство, педагогика.
Burovkina L.A.1, Andreychuk V.A.2
1ORCID: 0000-0002-1825-0097, PhD in Pedagogy, 2ORCID: 0000-0002-1825-0023, Undergraduate of department of painting and composition,
Moscow city pedagogical university THE DEVELOPMENT OF CREATIVE ABILITIES OF CHILDREN WITH DISABILITIES
BY MEANS OF ART THERAPY
Abstract
The article considers the methods, forms, kinds of activities with disabled children, contributing to the development of logical and spatial thinking, to diagnose depressive and psychosomatic disorders in children's minds. Art can heal, as well as to correct the consequences of the most serious diseases. It is necessary during the adaptation and rehabilitation of such children.
Keywords: creative activity, art therapy, disabled children, rehabilitation, adaptation, art, pedagogics.
В настоящее время арт-терапия широко используется в коррекции различных отклонений и нарушений развития ребенка, используя внутренние механизмы саморегуляции и исцеления личности. Арт-терапия особенно необходима для детей-инвалидов, которые в силу физических особенностей своего здоровья зачастую ограничены в социальных контактах. Внутренний мир ребенка, вне зависимости от возраста, очень сложный. Еще более сложный внутренний мир ребенка-инвалида. Такие дети в период лечения получают сильнейшую психологическую травму, теряют связь с внешним миром, навыки самообслуживания, контакты со сверстниками. Как же помочь таким детям приобрести уверенность в себе, обрести способность к адаптации, научить ребенка самовыражаться, а также увидеть «всю цветовую прелесть окружающего мира, обогатить их духовно, развить художественный вкус» [11, с. 3]. Средством, способным решать все эти задачи, является искусство. Искусство во всех своих проявлениях всегда дарит детям яркие впечатления и положительные эмоции. Оно помогает ребенку смотреть наблюдать, осознавать все, что нас окружает, учиться слушать, избавляться от чувства страха, дарит радость и вдохновение. Искусство позволяет выражать свободно свои мысли, мечты и чувства, быть самим собой.
О положительном влиянии искусства на развитие ребенка с проблемами указывал Л.С. Выготский, отмечая особую роль художественной деятельности, как в развитии психических функций, так и в активизации творческих проявлений детей с проблемами в разных видах искусства (музыки, живописи, художественного слова, театра) [3]. Такие виды искусства, как живопись, поэзия, музыка несут в себе глубокое исцеляющее начало. У ребенка должны быть стимулы жить и бороться с заболеванием, поэтому во многих программах реабилитации искусству отводится не последнее место.
Быстро растущий в нашей стране интерес к терапии творчеством, в том числе и арт-терапии, можно объяснить востребованностью этих направлений, как в педагогике, так и в медицине. Арт-терапия (от англ. art, искусство) -терапия изобразительным творчеством. Современное понимание арт-терапии предполагает непосредственное участие человека в изобразительном процессе через использование языка изобразительной деятельности.
Арт-терапия - это терапевтическое направление, связанное с использованием различных изобразительных материалов и является процессом изобразительного творчества, конечной целью которого не является выполнение (изготовление) произведения искусства. Наиболее значимыми факторами интереса являются ориентация арт-терапии на принятие человека таким, каков он есть, вместе со свойственными ему способами гармонизации и самоисцеления. В настоящее время существуют и успешно используются такие форм арт-терапии, как: цветотерапия, музыкотерапия, сказкотерапия, изотерапия, куклотерапия, глинотерапия, песочная терапия, фототерапия, драматерапия, терапия танцем, бумагопластика, игровая терапия и др. [7].
Изотерапия - терапия изобразительным творчеством, в первую очередь рисованием, используется для психологической профилактики и коррекции негативных психологических состояний у детей, перенесших тяжелые заболевания, а также детей-инвалидов нуждающихся в социальной адаптации. В этой связи Н.М. Сокольникова пишет: «Занятия изобразительным искусством арт-терапевтичны в своей основе. Любование потоками краски, возможность мять глину и лепить из нее, пачкаться углем, рвать бумагу на мелкие кусочки, раскрашивать лицо и многие другие техники благотворительно влияют на психологическое здоровье детей» [10, с. 209]. Изотерапия служит инструментом для изучения чувств детей, развития навыков межличностного общения, укрепления отношений и уверенности в себе, повышения самооценки. А также, это - «развитие зрения, осязания, формирование образного и пространственного мышления, интеллектуальной и эмоциональной сферы, личностных качеств, раскрытие творческого потенциала личности» [4].
При выборе материала для занятий арт-терапией важно учитывать особенности заболевания, состояния, возраста и личности ребенка. Ребенку лучше дать возможность самому выбирать средства для изобразительной деятельности. Все задания выстраиваются по принципу - от простого к сложному [6]. Нельзя ребенку ставить непосильную задачу, которую он не сможет выполнить. Это может привести к разочарованию. Педагогу необходимо вовлечь ребенка в творческий процесс так, чтобы ребенок почувствовал, что у него все получается. Тогда у ребенка уйдет установка «я не умею рисовать».
На первом занятии дети, зачастую выбирают карандаши или фломастеры. Такие материалы им более привычны и позволяют самим контролировать процесс рисования. К «контролируемым» материалам можно отнести и бумагу.
При работе красками многие испытывают робость, а иногда и страх, связанный с мнением, что у ребенка отсутствует художественный талант. Несмотря на это, после освоения более привычных, простых материалов, предлагалась работа с красками для преодоления негативных переживаний. Можно начать с занятий монотипией. Такие занятия одинаково интересны как маленьким детям, так и подросткам. Смешивая краски и создавая различные оттенки, ребенок не только постигает различные изобразительные техники, но и приобретает положительный опыт развития индивидуального творческого видения. Научившись работать с красками, ребенок сможет преодолеть защитные барьеры и почувствует себя творцом цвета. Даже, если каждый раз смешивать одни и те же краски, в результате всегда будет разный цвет [5]. Краски способны вызывать у детей сильный эмоциональный отклик, ощущения радости и свободы, стимулировать воображение, обогащать его внутренний мир.
В ходе занятий обучающиеся осваивают и другие художественные материалы. Разнообразие применяемых в изобразительной деятельности художественных материалов и техник в каждом конкретном случае обусловлено возможностями ребенка и поставленными задачами.
На занятиях арт-терапией рисунок рассматривается, как диагностический материал. Анализируя рисунок, можно сказать о способности ребенка отражать в сознании окружающую и социальную действительность, выражать отношение к ней, насколько он ощущает себя в этом мире. В арт-терапии самовыражение с помощью рисунка представляется более символичным, чем речь. Изобразительная деятельность ребенка может многое сказать о ребенке, насколько он внимателен и старателен; о том, как у него развита моторика, как он видит, чувствует, изображает, развивается [8].
На занятиях с детьми в арт-терапевтических целях следует использовать как можно больше различных техник и видов декоративно-прикладной деятельности. Практика показывает, что занятия такими видами художественно -творческой деятельности, как лепка, моделирование, аппликация, работа с природными материалами, живопись, рисунок, рассматривание картин и иллюстраций вызывает у ребенка «живой отклик, активизирует творческую мысль, способствует развитию художественного познания, помогает отвечать на многие вопросы» [1, с. 36].
Положительный арт-терапевтический эффект достигается при использовании различных техник из бумаги. Работа с бумагой в таких техниках, как квиллинг, оригами, аппликация предоставляет большие возможности для выражения разнообразных переживаний и работы с собственными чувствами. Техника оригами позволяет устанавливать контакт даже с самыми трудными детьми. Часто больные дети не очень хорошо контактируют с педагогом арт-терапевтом. Но стоит превратить пустой лист бумаги в веселую ворону, прыгающую лягушку или цветущий лотос, как понемногу появляется интерес. Можно использовать готовые изделия из бумаги для создания из них новых композиций. Это даст ребенку возможность чувствовать себя более уверенно, чем при рисовании.
Для детей младшего возраста подойдет гофрокартон. Забавные фигурки из этого материала освоят даже малыши. Они с удовольствием скручивают цветные полоски в диски и спирали, создают из них изображения различных животных, цветы и картины. Из бумаги можно сделать пальчиковый кукольный театр и обыграть знакомые сказки. Своими руками можно из бумаги создать разнообразные головоломки. Все это внесет новые яркие аспекты и разнообразие на занятиях арт-терапией.
Практика использования оригами в арт-терапии дает положительный эффект, о чем свидетельствует опыт работы арт-терапевтов и педагогов - Н.Д. Острун, Е.Л. Кабачинской, М.Г Яременко, О.М. Сухаревской и др. Занятия оригами способны развить логическое и пространственное мышление, диагностировать и корректировать депрессивные и психосоматические расстройства у детей.
Подросткам можно предложить квиллинг. Бумажная техника позволяет параллельно ввести еще один метод арт-терапии - терапию цветом. Цветные полоски квиллинга подойдут для работы детям, которые сомневаются в своих способностях. Спиральки делаются по шаблону, а потом соединяются в орнамент. Таким образом, ребенок не имеет никаких рамок, может выражать себя свободно и без ограничений. Такая работа позволяет сосредоточиться на процессе, а не на результате, дает чувство защищенности и помогает расслаблению. Польза таких занятий состоит не только в развитии мелкой моторики, концентрации внимания, но и в развитии тактильной чувствительности. Такую технику можно предложить детям с плохим зрением, и детям с ограниченными возможностями передвижения. Занятия оригами способствуют развитию памяти, мыслительного процесса, конструктивного мышления. Развитие тонкой моторики, благодаря таким занятиям, напрямую воздействует на умственное и эмоциональное развитие ребенка.
Коллаж является одним из самых эффективных методов работы с детьми, который не вызывает переживаний, связанных с отсутствием у человека художественных способностей. Коллаж помогает определить психологическое состояние ребенка в данный момент времени, выявить его переживания и актуальные аспекты самосознания, раскрыть потенциальные возможности. Техника составления коллажа может быть использована как с психотерапевтической, так и с диагностической целью. Выбираемые ребенком картинки способны выявить темы и проблемы, остающиеся нераскрытыми в вербальном общении с ними. В работе над коллажем у ребенка больше свободы в исполнении, чем в рисунке. Такая работа позволяет выходить за рамки предложенного листа, наклеивать одни картинки на другие, отрывать рисунки и т.д. Огромное количество материалов (бумага, ткань, фотографии,
вырезки из журналов и газет, открытки) дает безграничную свободу творчества. Такая техника может применяться как в индивидуальной работе, так и в работе с группой и иметь неограниченное количество тем и возможностей.
Занятия аппликацией позволяют работать с самыми маленькими детьми. В процессе таких занятий ведется работа над развитием речи, диагностика эмоционального состояния ребенка, его актуальных потребностей. Обыгрывая сюжет, взрослый вовлекает ребенка в непосредственное общение. Для занятий аппликацией выбираются сюжеты близкие опыту детей соответствующего возраста. Они помогут специалисту разобраться и систематизировать уже имеющиеся у ребенка представления об окружающем мире. Такие занятия предполагают совместную деятельность ребенка и взрослого в игровой форме. Занятия аппликацией позволяют дать детям представление о форме, цвете, пространстве, а, так же знания о природе и человеке. Особенно дети любят заниматься в технике обрывной аппликации, где используется методика работы двумя руками. Эта методика дает положительные результаты в работе с детьми, требующими особого внимания. В основе методики - работа двумя руками в различных техниках изобразительного и декоративно-прикладного искусства с целью развития у детей мелкой моторики левой руки, что приводит к укреплению связи между левым и правым полушариями головного мозга и значительно повышает способность к реабилитации и саморегуляции организма ребенка в целом [12]. Особенно эффективна эта методика при работе с пластилином и в технике обрывная или «рваная аппликация», где приходится работать обеими руками и задействовать каждый пальчик.
Многие специалисты считают глину очень терапевтичной и используют ее в своей практике. О лечебных свойствах глины известно давно. В современной медицине глина применяется для лечения многих заболеваний позвоночника, болей в суставах, мышц, при ушибах. Глина, это природный материал, в работе с которым нет противопоказаний и возрастных ограничений. Она - пластичная, теплая, «живая» и считается материалом, идеальным, для передачи эмоций и переживаний человека. Ее использование предполагает работу непосредственно руками, без подручных инструментов и требует определенных физических усилий.
Педагогический опыт работы показывает, что занятия различными видами искусства дают обучающимся «углубленные знания о возможностях различных материалов, способствуют закреплению положительных эмоций, стимулируют желание заниматься художественно-творческой деятельностью» [2, с. 61]. Если ребенок сумеет понять, что имея успех в отображении своих чувств, мыслей, эмоций, при создании уникальных рисунков и поделок, то у ребенка откроется возможность реализовать себя не только в творчестве, но и в общении со сверстниками. Их взаимодействие с миром станет более уверенным и доступным, а кругозор более широким. Успех в творчестве в психике бессознательно переносится и на обычную жизнь. Психика ребенка становиться более гибкой и это свойство позволяет ему быть более адаптивным к окружающей действительности, что позволить решать вопросы социализации подрастающей личности.
Литература
1. Буровкина Л.А. Комплексный подход к обучению школьников декоративно-прикладному искусству в системе непрерывного образования // Воспитание школьников. - 2010. - № 4. - С. 36-39.
2. Буровкина Л.А. Декоративно-прикладное искусство в системе средств эстетического воспитания учащихся в художественной школе: монография. - М.: МГПУ, 2008. - 124 с.
3. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк. - М.: Просвещение, 1991. - 99 с.
4. Джеральд О., Гоулд П. Рисунок в психотерапии: Методическое пособие. - М.: Прогресс, 2001. - 184 с.
5. Дрезнина М.Г. Каждый ребенок художник. Обучение дошкольников рисованию. - М.: Ювента, 2002. - 200 с.
6. Игнатьев С.Е. Закономерности изобразительной деятельности детей: учеб. пособие. - М.: Академический Проект; Фонд «Мир», 2007. - 208 с.
7. Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми: руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. - СПб.: Речь, 2006. - 160 с.
8. Корешков В.В. Культурно-образовательная область «Искусство» в формировании современной личности // Пути и средства повышения качества художественного образования и эстетического воспитания. Межвузовский сборник науч. трудов. Вып. 3. - М.: 2012.
9. Медведева Е.А., Левченко И.Ю. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании: учебник для вузов. - М.: Академия, 2001. - 248 с.
10. Сокольникова Н.М. Методика преподавания изобразительного искусства. 6 издание. - М.: Академия, 2013. -256 с.
11. Кузин В.С. Изобразительное искусство 1-9 классы. - М.: Агар, 1996. - 160 с.
12. Сайт Детского экологического Центра «Эко-Дом» http://domodeko-dom.edumsko.ru/about/news/dvumya_rukami
References
1. Burovkina L.A. Kompleksnyj podhod k obucheniju shkol'nikov dekorativno-prikladnomu iskusstvu v sisteme nepreryvnogo obrazovanija // Vospitanie shkol'nikov. - 2010. - № 4. - S. 36-39.
2. Burovkina L.A. Dekorativno-prikladnoe iskusstvo v sisteme sredstv jesteticheskogo vospitanija uchashhihsja v hudozhestvennoj shkole: monografija. - M.: MGPU, 2008. - 124 s.
3. Vygotskij L.S. Voobrazhenie i tvorchestvo v detskom vozraste. Psihologicheskij ocherk. - M.: Prosveshhenie, 1991. -99 s.
4. Dzheral'd O., Gould P. Risunok v psihoterapii: Metodicheskoe posobie. - M.: Progress, 2001. - 184 s.
5. Dreznina M.G., Kazhdyj rebenok hudozhnik. Obuchenie doshkol'nikov risovaniju. - M.: Juventa, 2002. - 200 s.
6. Ignat'ev S.E. Zakonomernosti izobrazitel'noj dejatel'nosti detej: ucheb. posobie. - M.: Akademicheskij Proekt; Fond «Mir», 2007. - 208 s.
7. Kiseleva M.V. Art-terapija v rabote s det'mi: rukovodstvo dlja detskih psihologov, pedagogov, vrachej i specialistov, rabotajushhih s det'mi. - SPb.: Rech', 2006. - 160 s.
8. Koreshkov V.V. Kul'turno-obrazovatel'naja oblast' «Iskusstvo» v formirovanii sovremennoj lichnosti // Puti i sredstva povyshenija kachestva hudozhestvennogo obrazovanija i jesteticheskogo vospitanija. Mezhvuzovskij sbornik nauch. trudov. Vyp. 3. - M.: 2012.
9. Medvedeva E.A., Levchenko I.Ju. Artpedagogika i artterapija v special'nom obrazovanii: uchebnik dlja vuzov. - M.: Akademija, 2001. - 248 s.
10. Sokol'nikova N.M. Metodika prepodavanija izobrazitel'nogo iskusstva. 6 izdanie. - M.: Akademija, 2013. - 256 s.
11. Kuzin V.S. Izobrazitel'noe iskusstvo 1-9 klassy. - M.: Agar, 1996. - 160 s.
12. Sajt Detskogo jekologicheskogo Centra «Jeko-Dom» http://domodeko-dom.edumsko.ru/about/news/dvumya_rukami.
DOI: 10.18454/IRJ.2016.48.015
Аспирант, Гос ИРЯ им. А.С Пушкина ОСОБЕННОСТИ ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ КИТАЙСКОГО СТУДЕНТА В ЛИНГВОДИДАКТИЧЕСКОМ АСПЕКТЕ
Аннотация
Работа посвящена описанию языковой личности китайского студента, начинающего изучать русский язык в условиях России.
Целью исследования является изучение особенностей языковой личности китайского студента в свете коммуникативно-деятельностной модели обучения.
Описание базируется на трёх основополагающих принципах современной лингводидактики: антропологическом, коммуникативном и когнитивном, что позволяет раскрыть особенности языковой личности китайского студента -по-новому.
Ключевые слова: модель обучения, китайская языковая личность, принципы описания, теоретический и практический взгляд.
Wang Lixia Postgraduate, Pushkin State Russian Language Institute LANGUAGE FEATURES OF CHINESE STUDENTS IN ASPECT OF LINGVODIDACTICS
Abstract
The work is devoted to description of linguistic personality of chinese students, who begin to learn russian language in the conditions of Russia.
The aim of the research is to study the characteristics of the linguistic personality of chinese students in view of communicative-activity model of education.
Description based on three fundamental principles of modern lingvodidactics: the anthropological, communicative and cognitive, which can disclose features of the linguistic personality of chinese students - in a new way.
Keywords: educational model, chinese linguistic personality, principles of descriptions, theoretical and practical view.
"D современной лингводидактике (теории преподавания иностранных языков) существует множество различных
-^моделей преподавания [1]. В целях обучения китайских студентов русскому языку (далее: РЯ) наиболее успешной, как мы полагаем, является коммуникативно-деятельностная модель, причём тот её вариант, который опирается на три основополагающих принципа: антропологический, коммуникативный и когнитивный [7,8].
Антропологический принцип предполагает отношение к личности студента как к субъекту своей жизнедеятельности, действий и взаимодействий, как к целостному образованию, «микрокосму», способному к рефлексии и стремящемуся к творчеству, развитию и совершенствованию. В силу обозначенных признаков мы, вслед за Л.П. Мухаммад, придерживаемся тех лингводидактических положений, которые: а) моделируют обучающие системы в опоре именно на личность, языковую личность (далее: ЯЛ); б) на уровне целеполагания моделируют ЯЛ прежде всего как целостное образование [8].
Коммуникативный принцип предполагает создание такой обучающей модели, которая «коммуникативна» по целям обучения (направлена на формирование коммуникативной компетенции ЯЛ) и деятельностна по способам учебных действий и взаимодействий, которые осуществляет личность, ЯЛ при её прохождении через учебный процесс [7,8].
Когнитивный принцип предполагает формирование вторичных функциональных систем национальной ЯЛ, позволяющих данной личности общаться на изучаемом языке (РЯ) по оптимальным параметрам [8]. Оптимальность модели также предполагает интегрированность, «встроенность» вторичной когнитивной системы, с одной стороны, в когнитивную архитектонику национальной ЯЛ, с другой - в структуру деятельности/речевой деятельности общающейся ЯЛ [8].
Рассмотрим, как представленные выше самые общие положения современной коммуникативно-деятельностной лингводидактики соотносятся с ЯЛ китайского студента, начинающего изучать русский язык в условиях России.
Прежде всего рассмотрим имеющиеся в современной методике обучения русскому языку как иностранному (далее: РКИ) теории, представляющие ЯЛ китайского студента, начинающего изучать РЯ.
В теоретическом плане на сегодняшний день в качестве основных, ориентированных на обучающуюся ЯЛ, работ можно назвать исследования И.Е. Бобрышевой [2,3]. Однако, как мы видим, работы эти написаны более десяти лет назад, а китайское общество за последние годы очень сильно изменилось, и это также может значить, что изменилась