Научная статья на тему 'Развитие творческих способностей детей-инвалидов обучающихся в дистанционной форме на уроках информатики'

Развитие творческих способностей детей-инвалидов обучающихся в дистанционной форме на уроках информатики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
208
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / INCLUSIVE EDUCATION / ДЕТИ-ИНВАЛИДЫ / CHILDREN WITH DISABILITIES / УРОКИ ИНФОРМАТИКИ / COMPUTER LESSONS / ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ / CREATIVITY / ДИСТАНЦИОННАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ / DISTANCE LEARNING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сат Саяна Кок-Ооловна, Ооржак Чойгана Камаевна

Информатика для детей-инвалидов является очень важной и занимательной дисциплиной, главная цель которой сформировать навыки сознательного и рационального использования компьютера, а также прочного овладения учащимися знаний о процессах преобразования, передачи и использования информации в современном мире. Так как у детей-инвалидов значительно снижены познавательные способности (слуховая, зрительная, тактильная и т.д.), на уроках информатики необходимо использовать компенсирующие методы обучения, направленные на сохраненные анализаторы, функции и системы организма. При разработке учебного материала также учитываются особенности восприятия, мышления, внимания, речи, памяти ученика, осуществляется дифференцированный и индивидуальный подход в зависимости от возможностей каждого ученика. В соответствии с речевыми и интеллектуальными особенностями учащихся определенные требования должны быть и к оформлению речевого и изобразительного материала. Практическая деятельность на уроках информатики должна выстраиваться так, чтобы активизировать свойственную ребенку-инвалиду степень самостоятельности. Основная задача данной работы является в разработке тематического материала развития творческих способностей на уроках информатики адаптированного для детей-инвалидов, обучающихся в дистанционной форме, с учетом обязательного минимума содержания учебного материала и требований к уровню его усвоения учащимися.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сат Саяна Кок-Ооловна, Ооржак Чойгана Камаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF CREATIVE ABILITIES OF CHILDREN WITH DISABILITIES ENROLLED IN DISTANCE LEARNING FORM IN SCIENCE LESSONS

Informatics for children with disabilities is very important and interesting discipline. The main objective to develop skills of conscious and rational use of the computer as well as a solid mastery of knowledge by students about the processes of transformation, transmission and use of information in the modern world. Since children with disabilities are significantly lowered cognitive abilities (auditory, visual, tactile, etc.) in science lessons it is necessary to use compensatory learning techniques to the stored analyzers, functions, systems of the body. When developing educational material are also taken into account features of perception, thinking, attention, speech, memory, student, is a differentiated and individual approach to each depending on the capabilities of each student. In accordance with language and intellectual characteristics of students, certain requirements must being and to the design of verbal and pictorial material. Practical activities in science lessons should be structured so as to enhance inherent in the disabled child's independence. The main objective of this work is in the development of the thematic material and development of creativity in science lessons adapted for children with disabilities enrolled in distance form subject to the mandatory minimum of content of educational material and requirements to the level of his students.

Текст научной работы на тему «Развитие творческих способностей детей-инвалидов обучающихся в дистанционной форме на уроках информатики»

УДК 376.3

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ДИСТАНЦИОННОЙ ФОРМЕ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ

© 2016

Сат Саяна Кок-ооловна, кандидат педагогических наук, учитель информатики Региональный центр дистанционного обучения детей-инвалидов Республики Тыва (667000, Республика Тыва, Кызыл, улица Чургуй-оола, 1, e-mail: cck356@rambler.ru) Ооржак Чойгана Камаевна, старший преподаватель кафедры информатики Тувинский государственный университет (667000, Республика Тыва, Кызыл, улица Колхозная, 125, e-mail: oorzhak-choygana@mail.ru)

Аннотация. Информатика для детей-инвалидов является очень важной и занимательной дисциплиной, главная цель которой сформировать навыки сознательного и рационального использования компьютера, а также прочного овладения учащимися знаний о процессах преобразования, передачи и использования информации в современном мире. Так как у детей-инвалидов значительно снижены познавательные способности (слуховая, зрительная, тактильная и т.д.), на уроках информатики необходимо использовать компенсирующие методы обучения, направленные на сохраненные анализаторы, функции и системы организма. При разработке учебного материала также учитываются особенности восприятия, мышления, внимания, речи, памяти ученика, осуществляется дифференцированный и индивидуальный подход в зависимости от возможностей каждого ученика. В соответствии с речевыми и интеллектуальными особенностями учащихся определенные требования должны быть и к оформлению речевого и изобразительного материала. Практическая деятельность на уроках информатики должна выстраиваться так, чтобы активизировать свойственную ребенку-инвалиду степень самостоятельности. Основная задача данной работы является в разработке тематического материала развития творческих способностей на уроках информатики адаптированного для детей-инвалидов, обучающихся в дистанционной форме, с учетом обязательного минимума содержания учебного материала и требований к уровню его усвоения учащимися.

Ключевые слова: инклюзивное образование, дети-инвалиды, уроки информатики, творческие способности, дистанционная форма обучения.

DEVELOPMENT OF CREATIVE ABILITIES OF CHILDREN WITH DISABILITIES ENROLLED IN DISTANCE LEARNING FORM IN SCIENCE LESSONS

© 2016

Sat Sayana Kok-oolovna, Ph.D., science teacher

Regional center of distance education of children with disabilities Republic of Tyva (667000, Republic of Tyva, Kyzyl, street Churguy-ool, 1, e-mail: cck356@rambler.ru) Oorzhak Choigana Kamaevna, Senior Lecturer of the Department of Informatics

Tyva State University

(667000, Republic of Tyva, Kyzyl, street Kolhoznaya, 125, e-mail: oorzhak-choygana@mail.ru)

Abstract. Informatics for children with disabilities is very important and interesting discipline. The main objective to develop skills of conscious and rational use of the computer as well as a solid mastery of knowledge by students about the processes of transformation, transmission and use of information in the modern world. Since children with disabilities are significantly lowered cognitive abilities (auditory, visual, tactile, etc.) in science lessons it is necessary to use compensatory learning techniques to the stored analyzers, functions, systems of the body. When developing educational material are also taken into account features of perception, thinking, attention, speech, memory, student, is a differentiated and individual approach to each depending on the capabilities of each student. In accordance with language and intellectual characteristics of students, certain requirements must being and to the design of verbal and pictorial material. Practical activities in science lessons should be structured so as to enhance inherent in the disabled child's independence. The main objective of this work is in the development of the thematic material and development of creativity in science lessons adapted for children with disabilities enrolled in distance form subject to the mandatory minimum of content of educational material and requirements to the level of his students.

Keywords: inclusive education, children with disabilities, computer lessons, creativity, distance learning.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. В настоящее время все больше внимания уделяется вопросу развития творческих способностей детей-инвалидов, многие ученые (Левченко И.Ю., Семакин И.Г., Головченко Г.В., Куборева А.А., Ничаева А.К. и др.) [1-9] подтвердили необходимость внедрения адаптированных методик, связанных с активизацией творческого потенциала в учебную программу дистанционного образования, особенно в школьный курс уроков информатики.

С появлением компьютеров в образовании сложились положительные условия для обучения детей-инвалидов, это обусловило оптимизацию работы по удовлетворению их образовательных потребностей, а также направленность на развитие творческого потенциала учащихся. Благодаря этому нововведению возникла потребность в поиске новых способов развития творческих способностей в определенных видах учебной деятельности. Использование компьютера ребенком-инвалидом в учебном процессе помогает ему реализовывать в определенной ситуации ту деятельность, которая в силу физических особенностей ему недоступна в реальности.

Обеспечивая ребенка-инвалида доступом к компьютеру, мы в свою очередь предлагаем разнообразные

формы досуга, а также помогаем развитию творческого потенциала ребенка, начиная от разнообразных обучающих занимательных игр и заканчивая общением в социальных сетях.

Как школьная дисциплина, информатика имеет огромное прикладное значение, которое характеризуется многообразием изучаемого учащимися программного обеспечения. В наше время выдвигается все больше требований к умению использовать прикладные программы при подготовке учащихся, а также прикладные программы становятся необходимыми в дальнейшей жизни каждого человека. Особенно возрастает роль практических заданий, а их тематика должна иметь яркий прикладной характер и быть ориентирована на сохранные анализаторы учащегося, а также настраивать его на позитивное отношение к обучению и результату своего труда.

Подводя итог вышесказанному, можно отметить следующие трудности в организации творческого развития детей-инвалидов на уроках информатики:

1. Недостаток адаптированного материала;

2. Недостаточность специализированных учебных заведений занимающихся дистанционным обучением детей-инвалидов;

3. Необходимость подготовки и переподготовки ка-

дров для системы инклюзивного и дистанционного образования.

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Вопросом развития творческих способностей детей-инвалидов на уроках информатики занимались такие ученые как Е.В. Резникова, М.С. Артемьева, А.А. Дмитриева, Е.А. Екжанова, И.Ю. Левченко и др.

Автор Е.В. Резникова в разделе «Проблемы интеграции и отношение педагогов общеобразовательных школ к отдельным моментам в ее организации» отмечает, что сегодня в общеобразовательных школах обучаются дети с совершенно разными психическими особенностями и способностью к обучению. Включение дистанционного образования в общеобразовательные школы не оказывает существенного влияния на процесс обучения. Более того, при грамотном внедрении системы дистанционного образования происходит не только максимально возможная социальная интеграция детей-инвалидов, но и повышается развитие творческого потенциала данного контингента детей.[11]

Однако подчеркивает Е.В. Резникова, часть педагогов, считает, что дистанционное образование проблемно для детей-инвалидов, т.к. они лишаются привычной для них среды, получают дополнительные эмоциональные травмы. [2]

Как показывают исследования Е.В. Резниковой, М.С. Артемьевой, А.А. Дмитриева, учителя общеобразовательных школ в целом с пониманием относятся к дистанционному обучению детей-инвалидов. Однако реализация методик творческого развития на уроках информатики требует особенного внимания к подготовке педагогического коллектива школы и смежных специалистов.

Могилева В.Н. отметила, что практика применения информационных технологий в учебном процессе способствует формированию умения направлять и удерживать внимание, тренирует память, развивает понятийное мышление, фантазию и творческие способности, приучает к самостоятельному выбору и принятию решений, создает позитивную мотивацию обучения, воспитывает чувство уверенности и самостоятельности, активизирует общение. Отмечается позитивное воздействие на психические функции и становление личности ребенка-инвалида в целом.[12]

У детей-инвалидов значительно сужены возможности полноценного восприятия слуховой, зрительной, тактильно-вибрационной и иной информации, выступающей в качестве учебной. Поэтому необходимо использовать методы, помогающие наиболее полно передавать, воспринимать, удерживать и перерабатывать учебный материал в доступном для учащихся виде, при опоре на сохранные анализаторы, функции, системы организма, т.е. в соответствии с природой особых образовательных потребностей конкретного человека [12]

Использование компьютера позволяет оптимизировать работу по преодолению вторичных отклонений, компенсацию затрудненных или неразвитых при данных нарушениях функций, а также удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся, благодаря этому становится реальным выполнение требований индивидуального и дифференцированного подхода в об-учении.[1]

Анализ литературы по данной теме показал, что вопрос организации дистанционной формы обучения детей-инвалидов и развитие их творческих способностей на уроках информатики в данный момент актуален, но недостаточно изучен. Очень ограничен набор адаптированных тематических материалов и методик развития творческого потенциала детей данного контингента.

Формирование целей статьи (постановка задания). Целью данной статьи является освещение проблем твор-

ческого развития детей-инвалидов на уроках информатики, а также пути их преодоления средствами дистанционного образования.

Анализ принципов дистанционного образования позволяет сформулировать следующие цели адаптированной программы развития творческих способностей детей-инвалидов на уроках информатики:

1. Соответствие образовательным стандартам;

2. Учет индивидуальных возможностей;

3. Наличие творческого решения при любой форме задания;

4. Использование методов направленных на сохранные анализаторы;

5. Четкий и понятный инструктаж к каждому заданию;

6. Задание с недостающей или избыточной информацией.

В данной статье представлен творческий аспект обучения детей-инвалидов, цель которого разнообразить уроки информатики посредством технологических и творческих заданий. Благодаря этим составляющим ученик закрепляет те знания, умения и навыки, на которые рассчитано каждое задание.

Основная задача данной работы является в разработке тематического материала развития творческих способностей на уроках информатики, адаптированного для детей-инвалидов, обучающихся в дистанционной форме, с учетом обязательного минимума содержания учебного материала и требований к уровню его усвоения учащимися.

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Целью данного исследования является разработка тематического материала, адаптированного для детей-инвалидов, направленного на развитие творческих способностей на уроках информатики.

Учитывая принципы обучения детей-инвалидов и требования к учебному материалу, была разработана система заданий по развитию творческих способностей данной категории лиц.

Были сформированы разнообразные виды заданий, которые позволили учащимся изучить один предмет в разных теоретических и практических направлениях.

Также были использованы задания в игровой форме, благодаря которым ученик мог решить не доступную ему в жизни ситуацию в силу своих физических недостатков.

Комплекс заданий на наличие межпредметных связей и сведений позволяет учащимся разносторонне развиваться, и обеспечивает формирование творческих способностей.

Данная система заданий была рассчитана и адаптирована на использование такого текстового редактора как Microsoft Office, как наиболее распространенный программный продукт в школах и на домашних компьютерах учеников.

Для того, чтобы проверить эффективность данной системы заданий, было отобрано контрольная и экспериментальная группы с равным уровнем подготовки. Контрольной группе было предложено обучаться по учебнику информатики, а экспериментальная группа обучалась по разработанной системе заданий адаптированной для детей-инвалидов.

Для проверки эффективности системы заданий по развитию творческих способностей обеим группам был предложен тест, состоящий из семи вопросов по изученному материалу, данные которого приведены в таблице 1.

Из приведенной диаграммы видно, что в экспериментальной группе верных ответов дано на 25 % больше, чем в контрольной.

Эти данные могут считаться основой для более серьезного исследования в области дистанционного образования детей-инвалидов. Разработка подобной системы

заданий в сочетании с дистанционным образованием позволят не только улучшить творческие способности учащихся и качество приобретаемых знаний умений и навыков, но и в свою очередь поможет детям-инвалидам применять их при решении бытовых задач.

Таблица 1 - Результаты теста определения эффективности разработанной системы заданий на развитие творческих способностей детей-инвалидов на уроках информатики

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Информатика для детей-инвалидов, обучающихся дистанционно, является очень важной дисциплиной. Ее главная цель сформировать навыки сознательного и рационального использования компьютера, а также прочного овладения учащимися знаний о процессах преобразования, передачи и использования информации в современном мире. Так как у детей-инвалидов значительно снижены познавательные способности, на уроках информатики необходимо использовать компенсирующие методы обучения, направленные на сохраненные анализаторы, функции, системы организма.

Анализ литературы по данной теме показал, что вопрос организации дистанционной формы обучения детей-инвалидов и развитие их творческих способностей на уроках информатики в данный момент актуален, но недостаточно изучен [13-15]. Очень ограничен набор адаптированных тематических материалов и методик развития творческого потенциала детей данного контингента.

Таким образом, практическая деятельность на уроках информатики должна быть выстроена так, чтобы активизировать свойственную ребенку-инвалиду степень самостоятельности. В процессе работы с учениками поставленная цель была достигнута, система заданий на развитие творческих способностей в среде дистанционного обучения была реализована.

Основная задача, состоящая в разработке материала развития творческих способностей на уроках информатики адаптированного для детей-инвалидов, обучающихся в дистанционной форме, с учетом обязательного минимума содержания учебного материала и требований к уровню его усвоения учащимися достигнута.

Результаты исследования показали положительную динамику в развитии творческих способностей детей-инвалидов, что в свою очередь указывает на перспективу и дальнейшее изучение данной темы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Левченко, И.Ю. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата: Учеб. пособие для студентов высших учебных заведений / И.Ю. Левченко, О.Г. Прихотько.- М.: Академия, 2001.- 203 с.

2. Семакин, И.Г. Информатика и информационно-коммуникационные технологии. Базовый курс: Учебник для 8 кл. / И.Г. Семакин, Л.А. Залогова, С.В. Русаков.-М.: Бином. Лаборатория знаний, 2005.- 176 с.: ил.

3. Система образования для детей с проблемами в здоровье. Управлении школой надомного обучения.

Инструктивно-методическое обеспечение содержания образования в Москве. / Авт.: Г.В. Головченко, А.А. Куборева, С.Л. Ничаева, А.К. Фадина. Под ред. Л.Е. Курнешова.- М.: Школьная кн., 2008.- 96 с.

4. Угринович, Н.Д. Информатика и ИКТ. Базовый курс: Учебник для 8 кл. / Н.Д. Угринович.- М.: Бином. Лаборатория знаний, 2006.- 205 с.: ил.

5. Этюды дидактики высшей школы. / М.Г. Гарунов, Л.Г. Семушина, Ю.Г. Фокин, А.П. Чернышев; Под ред. А.П. Чернышева.- М.: НИИВО, 1994. - 135 с.: табл.

6. Балашова А.В., Боликова Л.Ю. Подготовка педагогов к обучению детей-инвалидов. постановка проблемы // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2015. Т. 1. № 6 (28). С. 50-54.

7. Арзыбова О.В. Формирование жизненных компетенций школьников с ограниченными возможностями здоровья в проектной деятельности // Самарский научный вестник. 2014. № 1 (6). С. 14-16.

8. Криводонова Ю.Е. Профориентация подростков с ограниченными возможностями здоровья // Карельский научный журнал. 2013. № 4. С. 20-22.

9. Никашина Н.А. Особенности самореализации личности людей с ограниченным зрением // Балтийский гуманитарный журнал. 2013. № 3. С. 19-21.

10. Андреев А.А., Солдаткин В.И. Дистанционное обучение: сущность, технология, организация. М.:МЭСИ, 1999. С196

11. Гозман Л.Я., Шестопал Е.Б. Дистанционное обучение на пороге XXI века. Ростов - на - Дону: «Мысль», 1999. - 368 с.

12. Ишемгулова, И. Г. Дистанционные формы обучения: проблемы, перспективы. [Электронный ресурс] /И. Г. Ишемгулова. - Режим доступа: //biro.ufanet.rU/files/ doMchemgulovaIG.doc, дата обр. к д-ту 13.05.2012г.

13. Кондаурова И.К., Кулибаба О.М. Профессионально-методическая подготовка учителя математики к обучению детей с особыми образовательными потребностями // Профессиональное образование. Столица. 2008. № 3. С. 32-33.

14. Горбатов С.В. Использование электронных технологии в процессе обучения лиц с ограниченными возможностями // Самарский научный вестник. 2012. № 1 (1). С. 14-15.

15. Кондаурова И.К. Перспективы организации профессиональной подготовки будущих учителей // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2015. № 3 (12). С. 25-27.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.