Научная статья на тему 'Информационные технологии в обучении инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в рамках дисциплины «Информатика»'

Информационные технологии в обучении инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в рамках дисциплины «Информатика» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1673
182
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
информационные технологии / лица с ОВЗ / реабилитация / information technologies / children with limited opportunities of health / rehabilitation

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Колганова Марина Васильевна

В статье рассмотрены основные направления использования информационных технологий на уроках информатики для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Колганова Марина Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFORMATION TECHNOLOGIES IN THE EDUCATION OF DISABLED STUDENTS AND CHILDREN WITH LIMITED PPORTUNITIES OF HEALTH IN THE FRAMEWORK OF DISCIPLINE "COMPUTER SCIENCE"

The main directions of using information technologies in computer science lessons for disabled people and people with disabilities are considered in the article

Текст научной работы на тему «Информационные технологии в обучении инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в рамках дисциплины «Информатика»»

УДК 372.016:004+376

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ ИНВАЛИДОВ И ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В РАМКАХ ДИСЦИПЛИНЫ

«ИНФОРМАТИКА»

Колганова Марина Васильевна.

г. Оренбург, Федеральное казенное профессиональное образовательное учреждение «Оренбургский государственный экономический колледж-интернат» Министерства и труда и социальной защиты РФ, преподаватель информатики, kolganov2006@yandex.ru.

Аннотация. В статье рассмотрены основные направления использования информационных технологий на уроках информатики для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Ключевые слова: информационные технологии, лица с ОВЗ, реабилитация.

INFORMATION TECHNOLOGIES IN THE EDUCATION OF DISABLED STUDENTS AND CHILDREN WITH LIMITED PPORTUNITIES OF HEALTH IN THE FRAMEWORK OF DISCIPLINE

"COMPUTER SCIENCE"

Kolganova Marina.

Orenburg, FKPOU "Orenburg State Economic Boarding College" of the Ministry and Labor and Social Protection of the Russian Federation, teacher of informatics, kolganov2006@yandex.ru.

Abstract. The main directions of using information technologies in computer science lessons for disabled people and people with disabilities are considered in the article.

Key words: information technologies, children with limited opportunities of health, rehabilitation.

Сфера информатизации современного образования обширна и включает в себя использование информационных технологий в учебном процессе и во внеаудиторное время, тестирование учащихся, учёт успеваемости и т.д. [1, 2]. Главное её назначение - повышение эффективности образовательного и воспитательного процесса.

Информационные технологии в среднем профессиональном образовании могут использоваться не только в целях совершенствования методических подходов к обучению, ориентированных на развитие интеллектуального потенциала, но и для формирования профессиональных

компетенций студентов. Информационные технологии особую роль играют в реабилитации инвалидов и учащихся с ограниченными возможностями здоровья.

В колледже-интернате, как правило, обучаются студенты-инвалиды различных нозологических групп, а также учащиеся с ОВЗ. И к каждому студенту, в зависимости от заболевания, на занятиях применяются те или иные методические методы и приёмы. Естественно, что эти приёмы отличаются для учащихся с нарушениями слуха, зрения, интеллекта, а также для лиц с нарушением опорно-двигательного аппарата.

Целенаправленное использование компьютера в процессе обучения и воспитания студентов с ОВЗ и детей-инвалидов позволяет создавать оптимальные психолого-педагогические условия для коррекции и компенсации имеющихся у детей нарушений, максимально учитывать индивидуальные образовательные возможности и потребности учащихся.

Основные направления использования информационных технологий на занятиях по информатике следующие:

- оказание помощи обучающимся в овладении прочными навыками работы на компьютере, ведь многие студенты были на домашнем обучении, и у них отмечается недостаточность знаний;

- изучение и анализ учебного материала, представленного на электронных носителях. Для студентов с нарушениями зрения весь лекционный материал представлен в электронной форме с возможностью увеличения шрифта;

- использование тестовой оболочки «Му1ев1» позволяет сформировать проверочные тесты с учетом интеллектуальных способностей учащихся, при этом обладает удобством в проверке знаний, умений учащихся с нарушением развития речи;

- демонстрация компьютерной презентации, в том числе интерактивной. Одним из главных преимуществ использования информационных технологий в образовании детей с ОВЗ является их большие возможности в визуализации предоставляемого учебного материала, а наглядное отображение информации способствует повышению эффективности любой деятельности человека.

- использование электронных учебников, ЦОР из сети Интернет;

- виртуальные лаборатории, музеи;

- дистанционное обучение, электронная почта.

Значимым для преподавателя стало использование интерактивной доски на всех этапах урока, в частности, её использование на этапе рефлексии, что немаловажно для учащихся с ОВЗ.

Для студентов с нарушениями опорно-двигательного аппарата применяются специально разработанные электронные лабораторно-практические работы, где облегчается ввод данных в текстовом редакторе MSWord, в электронных таблицах МБЕхее! и т.д.

Хочется отметить, что учащиеся колледжа активно принимают участие во всероссийских, международных онлайн-олимпиадах по информатике и ИКТ, информационным технологиям в профессиональной деятельности, а также по другим изучаемым дисциплинам. Они также принимают участие в различных научно-практических конференциях, используя при этом информационные технологии. Многие из студентов стали победителями, что способствует учебной и психологической мотивации обучающихся, развитию творческих способностей.

Таким образом, реализация возможностей современных информационных технологий на уроках информатики расширяет спектр видов учебной деятельности, позволяет совершенствовать существующие и порождает новые организационные формы и методы обучения. Урок с использованием современных информационных технологий для инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья способствует развитию индивидуальности, профессиональной реабилитации.

Библиографический список:

1. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Е.С. Полат. - 3-е изд. - М.: Академия, 2008. - 272 с.

2. Роберт И.В. Информационные и коммуникационные технологии в образовании: учеб.-метод. пособие для педагогических вузов / И.В. Роберт, С.В. Панюкова, А.А. Кузнецов и др. - М.: ИИО РАО, 2006. - 374 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.