Научная статья на тему 'Развитие творческих и коммуникативных способностей одаренных учащихся в процессе иноязычной проектной деятельности'

Развитие творческих и коммуникативных способностей одаренных учащихся в процессе иноязычной проектной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
553
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
одаренность / одаренный ребенок / творческие способности / развитие творческих способностей / коммуникативные способности / развитие коммуникативных способностей / проектный подход / проектная деятельность

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Компанеева Л. Г.

В статье описана модель развития творческих и коммуникативных способностей одаренных старшеклассников и комплекс упражнений для ее реализации, представлены основные компоненты содержания обучения на основе проектного метода и стадии проектной иноязычной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article describes a model of developing creative and communicative abilities of gifted students and a set of exercises to make the model work, introduces the components of the content of teaching English using project methodology and the stages of creating a project.

Текст научной работы на тему «Развитие творческих и коммуникативных способностей одаренных учащихся в процессе иноязычной проектной деятельности»

Л. Г. Компанеева

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ И КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ОДАРЕННЫХ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ИНОЯЗЫЧНОЙ ПРОЕКТНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Работа представлена кафедрой профессиональной иноязычной коммуникации. Научный руководитель - доктор педагогических наук, профессор Т. Н. Астафурова

В статье описана модель развития творческих и коммуникативных способностей одаренных старшеклассников и комплекс упражнений для ее реализации, представлены основные компоненты содержания обучения на основе проектного метода и стадии проектной иноязычной деятельности.

The article describes a model of developing creative and communicative abilities of gifted students and a set of exercises to make the model work, introduces the components of the content of teaching English using project methodology and the stages of creating a project.

Социальный заказ современного российского общества направлен на развитие творческого и интеллектуального потенциала нации, одним из резервов которого являются одаренные дети. Одаренные дети обладают одаренностью - системным качеством психики, креативно реализующимся в различных сферах деятельности на основе высокого интеллектуального и мотива -ционного потенциала, психофизической активности и демонстрирующим успешные результаты в учебной деятельности. Важной особенностью современного понимания одаренности и способностей являются их динамические характеристики, эволюционирующие в течение жизни личности, что позволяет их целенаправленно развивать.

Одаренным старшеклассникам необходимо создать условия для их полноценного развития, которое возможно в рамках факультатива на основе проектной методи-ки, учитывающей основные поведенческие и деятельностные особенности одаренных учащихся и базирующейся на принципах деятельности, исследовательского обучения, коммуникативно-интерактивного партнерства и сотрудничества, творческого решения поставленной проблемы. Именно в проекте практически полностью реализуется самостоятельно планируемая учащимися деятельность, в которой речевое общение включено в интеллектуально-эмоциональный контекст другой деятельности. Совместное обучение детей, имеющих высокий интеллектуальный уровень, благоприятно влияет на их самооценку, поскольку в такой ситуации необходимо учиться с полной отдачей сил, ощущая постоянную стимуляцию со стороны соучеников. Для выявления потенциально одаренных старшеклассников преподавателем английского языка используются результаты психологического тестирования, психологическая диагностика и лингводидактическое тестирование.

Реализация проектного подхода в обучении иностранному языку предполагает использование большого объема качествен-

но новой информации на разных носителях, позволяющей активизировать заинтересованность и активность одаренных учащихся. Поиск дополнительной информации в Интернете, электронных словарях и справочниках, ее анализ, структуризация, презентация и обсуждение в группе способствуют развитию интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей, поэтому основными компонентами содержания обучения по проектной методике являются сферы общения, тематика проектов, тексты, проблемные ситуации, информационные, презентационные и дискуссионные умения и навыки, структурная организация презентаций и дискуссий, метакоммуника-ционные средства, сигнализирующие о коммуникативных интенциях обучаемых. Проблемы молодежи, межнациональных отношений, загрязнения окружающей среды, использования инновационных технологий в развитии мирового сообщества являются наиболее востребованными в проектной деятельности старшеклассников.

Модель обучения одаренных учащихся иностранному языку по проектной методике реализуется в три этапа: первый этап -психолого-информационный - направлен на установление психологического контакта в группе, изучение интересов обучающихся, формирование умений работать в группе, находить, обрабатывать и структурировать иноязычную информацию, отбирать релевантные факты, выделять главное в большом количестве информации. Комплекс условно-коммуникативных упражнений ориентирован на формирование умений совершать поэтапный переход от непосредственного понимания содержания аутентичных материалов, их анализа к использованию полученной информации в речевой практике. Упражнения направлены на развитие умений находить, обрабатывать и структурировать иноязычную информацию: а) сокращение прочитанного рассказа; б) сжатая передача информации; составление устного резюме обсуждаемой статьи с заданными коммуникативными единица-

ми; в) восполнение информационных пробелов при взаимодействии с партнерами; г) выделение предмета обсуждения; д) формулирование аргументов и выводов.

Второй этап - иноязычная проектная деятельность подрукоеодстеом преподавателя - включает формирование умений презентации элементов и результатов иноязычного проекта, его обсуждение в группе с использованием дискуссионных метакомму-никационных сигналов и оценки его практической значимости. На этом этапе обучения используются условно-коммуникативные упражнения и коммуникативные задания: 1) на запоминание речевых формул презентации и дискуссии; 2) на структурирование презентации / проведение дискуссии и выбор речевых формул в соответствии с их этапами; 3) на структурирование и выбор речевых формул в соответствии с интенциями говорящего; 4) на активизацию метакоммуникационных средств; 5) на обучение речевому и неречевому поведению в ситуациях групповой работы, проведения дискуссии и презентации; 6) на выбор стилистически адекватных языковых и речевых средств; 7) на формирование умений выдвижения идей; 8) на закрепление речевых навыков и умений, необходимых для ведения проектной деятельности в однотипных микроситуациях (обсуждение проблем, дискуссии, ролевые игры, симуляции). Минимально управляемые со стороны препода-вателя задания открытого типа предполагают большую свободу учащихся в определении содержания высказывания, в выборе и комбинировании языковых средств, отличаются творческим характером, так как ориентированы на личность обучающегося, на развитие его исследовательской, творческой, познавательной деятельности. Параллельно с формированием дискуссионных умений и навыков ведется работа над практическим проектом, например: краткосрочный прикладной монопроект с жесткой непосредственной координацией, результатом которого является плакат, раздаточный материал (Function files), мульти-

медийное представление (Power Point) метакоммуникационных сигналов на разных этапах презентации, дискуссии.

Третий этап - самостоятельная исследовательская и групповая работа учащихся над иноязычным проектом - включает выбор и обсуждение темы; разработку структуры проекта; определение конечного продукта и способа презентации; активизацию лексики; сбор информации и обсуждение ее в группе; отбор необходимого информационного материала; оформление проекта; представление проекта группе; обсуждение и оценку представленных проектов ; обсуждение направлений дальнейшей работы над проектом и возможности его практического применения.

После выбора темы обучаемые собирают необходимую информацию параллельно с преподавателем, подбирающим из различных источников аутентичный материал по теме и разрабатывающим на этой базе комплекс фонетических и лингвистических упражнений, обеспечивающих уровень коммуникативной компетенции, необходимый для работы над проектом. На всех стадиях работы над проектом особое внимание уделяется формированию метакоммуникационных умений, оптимизации которых способствуют разнообразные наглядные средства по разделам «Презентация» и «Дискуссия», к которым школьники могут постоянно обращаться. Для самоконтроля учащихся используется аудио- и видеозапись, позволяющая впоследствии проанализировать высказывания каждого участника индивидуально. Для анализа эффективности групповой или индивидуальной коммуникации используются карты оценки коммуникации: Conversational/Group Discussion/ Presentation/Project Work Evaluation Form. Конечный продукт иноязычной проектной деятельности может быть представлен в виде доклада, постеров с надписями на английском языке, стенной газеты, раздаточного материала, показа и комментирования видеоклипа, проведения дискуссии по исследуемой проблеме, ролевой игры, ис-

следовательского реферата и т. п. Презентацию проектов можно проводить на научной конференции, проводимой в школе или в городе, с приглашением учащихся из профильных классов школ, студентов лингвистического факультета, в зависимости от вида проекта и типа его презентации. По окончании презентации учитель обсуждает с одаренными учащимися их мнение о проделанной работе, возникших трудностях при поиске информации, уточняет исходный замысел проекта и полученный результат и анализирует пути улучшения этого вида деятельности. В процессе рефлексивного осмысления проекта может оформиться новый замысел, который реализуется в новом проекте или практическом применении разработанного проекта. Так, при выполнении исследовательской деятельности по теме «Молодежные субкуль-

туры» учащиеся решили разработать и выпустить словарь молодежного сленга и 8М8-сообщений. В проектной деятельности учащихся над темой «Экологические проблемы и возможные пути их решения» практическим результатом явилась организация ролевой игры, во время проведения которой учащиеся предложили практическое решение проблемы загрязнения города - очистить местный пляж от мусора, накопившегося за летний сезон, интегрируя коммуникативную, прагматическую и социальную значимость полученного результата.

Таким образом, работа над проектом предполагает реальное коммуникативное сотрудничество, направленное на развитие интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей в атмосфере подлинного взаимодействия и взаимообогаще-ния одаренных учащихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.