Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ТУРИЗМА В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ: НОВЫЕ ТРЕНДЫ И АНТИКРИЗИСНЫЕ МЕРЫ'

РАЗВИТИЕ ТУРИЗМА В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ: НОВЫЕ ТРЕНДЫ И АНТИКРИЗИСНЫЕ МЕРЫ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
859
175
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИЗМ / ПАНДЕМИЯ / COVID-19 / ТРЕНДЫ / АНТИКРИЗИСНЫЕ МЕРЫ / РОССИЯ / КАЗАХСТАН / КИТАЙ / МОНГОЛИЯ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Максанова Людмила Бато-Жаргаловна, Андреева Алёна Михайловна

В статье анализируются основные тренды развития туризма, ставшие актуальными в условиях пандемии коронавируса. Антикризисные меры по поддержке отрасли в сложный период и опыт противостояния распространению COVID-19 рассмотрены на примерах России, Казахстана, Китая и Монголии, характеризующихся интеграционным сотрудничеством по реализации международных туристских маршрутов. Выявлено, что в этих странах предприняты жесткие ограничения, касающиеся развития внешнего туризма. Главной стратегией государств является их опора на внутренние рекреационные возможности страны. Прогнозируется, что восстановление международного туризма будет медленным и неравномерным после открытия границ. Обоснована необходимость обновления интеграционных процессов в сфере туризма на принципах не только взаимной выгоды, совместного развития, но и обоюдной ответственности, готовности к кризисам и управлению ими. Результаты исследования могут быть использованы при разработке или корректировке концептуальных, стратегических и программных документов развития туризма как на национальном, так и на региональном уровне, особенно в постковидный период.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TOURISM DEVELOPMENT IN TERMS OF THE PANDEMIC: NEW TRENDS AND ANTI-CRISIS MEASURES

The main trends in tourism development, which have emerged in the terms of the coronavirus pandemic, are analyzed in the paper. The anti-crisis measures to support the industry in the difficult period and experience of countering the spread of COVID-19 were considered by the case of Russia, Kazakhstan, China and Mongolia. These countries are characterized by integration cooperation on the implementation of international tourist routes. It was revealed that these countries have taken tough measures to limit the international tourism development. The main strategy of these countries is to rely on their internal recreational opportunities. The borders opening and the international tourism recovery will be slow and uneven. The need to update the integration processes in the field of tourism is substantiated not only on the principles of mutual benefit and joint development, but also of mutual responsibility and preparedness for crises and their management. The research results can be used in the preparation or correction of conceptual, strategic and program documents for the tourism development both at the national and regional levels, especially in the post-COVID period.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ТУРИЗМА В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ: НОВЫЕ ТРЕНДЫ И АНТИКРИЗИСНЫЕ МЕРЫ»

УДК 338.48:616-036.21

Максанова Людмила Бато-Жаргаловна

доктор экономических наук, доцент, старший научный сотрудник Байкальского института природопользования Сибирского отделения РАН

Андреева Алёна Михайловна

аспирант Байкальского института природопользования Сибирского отделения РАН

РАЗВИТИЕ ТУРИЗМА В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ: НОВЫЕ ТРЕНДЫ И АНТИКРИЗИСНЫЕ МЕРЫ*

Maksanova Lyudmila Bato-Zhargalovna

D.Phil. in Economics, Associate Professor, Senior Research Fellow, Baikal Institute of Nature Management, Siberian branch of the Russian Academy of Sciences

Andreeva Alyona Mikhailovna

PhD student, Baikal Institute of Nature Management, Siberian branch of the Russian Academy of Sciences

TOURISM DEVELOPMENT IN TERMS OF THE PANDEMIC: NEW TRENDS AND ANTI-CRISIS MEASURES

Аннотация:

В статье анализируются основные тренды развития туризма, ставшие актуальными в условиях пандемии коронавируса. Антикризисные меры по поддержке отрасли в сложный период и опыт противостояния распространению COVID-19 рассмотрены на примерах России, Казахстана, Китая и Монголии, характеризующихся интеграционным сотрудничеством по реализации международных туристских маршрутов. Выявлено, что в этих странах предприняты жесткие ограничения, касающиеся развития внешнего туризма. Гпавной страте-гией государств является их опора на внутренние рекреационные возможности страны. Прогнозируется, что восстановление международного туризма будет медленным и неравномерным после открытия границ. Обоснована необходимость обновления интеграционных процессов в сфере туризма на принципах не только взаимной выгоды, совместного развития, но и обоюдной ответственности, готовности к кризисам и управлению ими. Результаты исследования могут быть использованы при разработке или корректировке концептуальных, стратегических и программных документов развития туризма как на национальном, так и на региональном уровне, особенно в постковидный период.

Ключевые слова:

туризм, пандемия, COVID-19, тренды, антикризисные меры, Россия, Казахстан, Китай, Монголия

Summary:

The main trends in tourism development, which have emerged in the terms of the coronavirus pandemic, are analyzed in the paper. The anti-crisis measures to support the industry in the difficult period and experience of countering the spread of COVID-19 were considered by the case of Russia, Kazakhstan, China and Mongolia. These countries are characterized by integration cooperation on the implementation of international tourist routes. It was revealed that these countries have taken tough measures to limit the international tourism development. The main strategy of these countries is to rely on their internal recreational opportunities. The borders opening and the international tourism recovery will be slow and uneven. The need to update the integration processes in the field of tourism is substantiated not only on the principles of mutual benefit and joint development, but also of mutual responsibility and preparedness for crises and their management. The research results can be used in the preparation or correction of conceptual, strategic and program documents for the tourism development both at the national and regional levels, especially in the post-COVID period.

Keywords:

tourism, pandemic, COVID-19, trends, anti-crisis measures, Russia, Kazakhstan, China, Mongolia

С момента начала пандемии, вызванной распространением коронавирусной инфекции, исследователи активно изучают последствия ее негативного воздействия на сферу туризма в общемировом масштабе [1]. В опубликованных за короткий период работах определяется уровень влияния ограничений, связанных с СОУЮ-19, на общество, экономику и туризм в сравнении с предыдущими эпидемиями и другими типами глобальных кризисов [2], анализируются потери туристского и гостиничного секторов на региональных рынках [3], обсуждаются стратегические решения для преодоления кризиса в индустрии гостеприимства и различные способы ее восстановления [4], уделяется особое внимание роли информационных технологий [5] как фактора поддержки туристической отрасли и повышения ее экономической устойчивости.

Драматические изменения на международном и внутреннем рынках туризма, несомненно, ещё долго будут предметом многочисленных исследований. Но уже сегодня, наряду с оценкой глубины падения и величины потерь отрасли, требуют решения вопросы развития туристского

* Статья подготовлена в рамках выполнения государственного задания Байкальского института природопользования Сибирского отделения Российской академии наук (БИП СО РАН).

сектора в постпандемический период, касающиеся определения стратегических направлений, способов и технологий смягчения последствий кризиса и восстановления отрасли в условиях возникновения новых векторов развития в сфере туризма.

Цель настоящего исследования заключается в обобщении и анализе основных туристических трендов, влияющих на выработку стратегических и оперативных управленческих решений на национальном и региональном уровнях. В рамках данной работы основное внимание уделяется странам, расположенным в зоне реализации международных туристских маршрутов «Шелковый путь», «Чайный путь», «Золотые горы Алтая» и др. Это Россия, Казахстан, Китай, Монголия, которые в доковидный период характеризировались высокими темпами роста взаимного туристского потока и развитым интеграционным сотрудничеством в данной сфере.

Туризм относится к секторам экономики, наиболее пострадавшим от последствий пандемии, вызванной распространением вируса COVID-19. Октябрьский барометр мирового туризма показывает, что за восемь месяцев 2020 г. количество международных прибытий снизилось на 70 %. Экспортные поступления от туризма уменьшились на 730 млрд долларов по сравнению с аналогичным периодом 2019 г., что более чем в восемь раз превышает убытки 2009 г. из-за глобального экономического кризиса [6]. Предполагается, что сфера путешествий и туризма может потерять до 174 млн рабочих мест [7]. Поскольку внутри стран кризис затронул все виды деятельности, связанные с индустрией гостеприимства, то в целом COVID-19 окажет серьезное влияние на ВВП во всех государствах, особенно в тех, которые в значительной степени зависят от гостиничного и туристского секторов экономики [8].

Очевидно, что восстановление международного туризма после открытия границ будет медленным и неравномерным. Сценарные прогнозы Всемирной туристской организации (ЮНВТО) указывают на оживление рынка в 2021 г., а также на то, что возврат к уровню 2019 г. займет от 2,5 до 4 лет [9]. Не вызывает сомнений, что потребуются беспрецедентные меры по выходу отрасли из глубочайшего кризиса. Как показывает опыт первых месяцев работы в условиях действия разного рода ограничений, предлагаемые механизмы поддержки отрасли должны помочь быстро адаптироваться к новой, слабо предсказуемой реальности с учетом ключевых трендов в туризме, которые стали актуальными в связи с распространением коронавируса [10]. В этом контексте следует обозначить следующие современные тенденции, влияющие на определение стратегических направлений процессов восстановления и дальнейшего развития сферы туризма.

Первое - островизация (автономизация) туристских рынков. В чрезвычайных условиях страны действуют по принципу «каждый сам за себя», внедряя политику «государственного эгоизма» в части ограничения или полного запрета экспорта важнейших медицинских изделий и лекарственных препаратов, а также ряда продовольственных товаров [11, с. 79]. Учитывая, что на данный момент трудно определить, когда закончится пандемия, каждая страна самостоятельно принимает решение об открытии границ и доступности передвижений для граждан. Так, к ноябрю 2020 г. в Казахстане и России границы закрыты частично, а в Монголии и Китае - полностью.

Многие страны на текущий момент не только приняли целый ряд мер, направленных на поддержку туристского сектора для снижения последствий кризиса, но и приступили к разработке стратегии его восстановления и дальнейшего развития [12]. Вместе с тем Kreiner & Ram считают, что большинство государств-членов ЮНВТО действуют самостоятельно, игнорируя стратегии и рекомендации данной организации [13]. Сравнив национальные планы по поддержке туризма 7 стран - Австралии, Австрии, Бразилии, Израиля, Италии, Китая, Японии, - исследователи отмечают, что эти государства выполнили только 8 % рекомендаций ЮНВТО, сосредоточившись на местной и краткосрочной тактике возобновления туризма. Каждая страна разработала наиболее подходящий и эффективный для нее план спасения отрасли. При этом большинство из государств делают ставку на внутренний туризм. Так, в Китае уже наблюдается его восстановление: с мая по конец июня 2020 г. количество региональных рейсов увеличилось [14]. В России путешествия по стране стимулируют развитие транспорта и способствуют восстановлению докризисных объемов перевозок.

В связи с распространением коронавируса одним из вызовов современности является ослабление всех интеграционных процессов и иных форм международного сотрудничества. В течение короткого времени резко сократился объем внешнего туризма, все страны постарались вернуть своих граждан домой. Так, Правительство России выделило из резервного фонда 3,5 млрд р. на возмещение затрат туроператоров, связанных с организацией вывоза туристов из иностранных государств, в которых сложилась неблагоприятная эпидемиологическая обстановка [15, с. 347].

Тенденция ослабления международного сотрудничества в сфере туризма носит временный характер и во многом зависит от сроков окончания пандемии коронавируса, появления вакцины и формирования коллективного иммунитета. При этом ряд исследователей предлагает кри-

тически пересмотреть модели роста объемов туризма, которые отстаивают международные туристские организации [16]. Следует подчеркнуть, что это дискуссионный вопрос, требующий широкого обсуждения научным сообществом на международном, национальном и региональном уровнях. Однако бесспорно и другое: в постковидный период интеграционное взаимодействие между странами в сфере туризма нуждается в обновлении. И к числу важнейших задач относится внедрение и соблюдение международных медико-санитарных правил, что выполнимо как в рамках реализации рекомендаций международных туристских организаций, так и в процессе интеграционного взаимодействия.

Второе - приоритетность вопросов обеспечения безопасности и охраны здоровья туристов.

В будущем при выборе места отдыха люди будут ориентироваться на «защищенность» территории посещения от различных инфекционных заболеваний, на уровень медицинской помощи и стоимость возможной профилактики [17].

Большое значение будет придаваться также поддержанию политики «социального дистанцирования», предполагающей минимизацию контактов, а также снижение плотности посетителей в транспорте, гостиницах, ресторанах и т. д.

В условиях запуска внутреннего туризма ключевым фактором возобновления работы объектов проживания и посещения также станет неукоснительное выполнение ими санитарно-эпидемиологических требований, а также соблюдение мер безопасности в случае выявления больных. В то же время страх заболеть повысит и личную ответственность туристов, которые все больше будут уделять внимания страхованию жизни при оформлении туров и определению соответствия мест планируемого посещения требованиям безопасности в плане профилактики заболеваний, уровня медицинского обслуживания, организации работы служб спасения и скорой помощи, доступности информации о существующих угрозах и скорости реагирования на жалобы отдыхающих.

На задачах обеспечения безопасности и восстановления доверия к туристским объектам страны сосредоточил усилия Казахстан, который в ноябре 2020 г. получил специально разработанный знак Всемирного совета по туризму и путешествиям (WTTC) по безопасности и гигиене Safe Travels [18]. Знак позволяет определить, в каких странах приняты стандартизированные глобальные протоколы здравоохранения и гигиены для обеспечения безопасных поездок. В России пока только Санкт-Петербург присоединился к программе WTTC, внедрив программу Safe Travels SPb.

Третье - изменения в спросе на туристские услуги, что обусловлено длительным нахождением людей дома, организацией работы в удаленном формате, психологическими переживаниями, снижением доходов, стремлением к посещению природных территорий и оздоровлению. В связи с этим целесообразно создание новых объектов круглогодичного доступа в области медицинского, оздоровительного, спортивного, гастрономического, экологического туризма для обеспечения новых приоритетных потребностей клиентов туристической отрасли.

Деятельность туроператоров и турагентств переориентируется с массового туризма на индивидуальные туры и онлайн-продажи, вырастет спрос на индивидуальных гидов и гидов-водителей, на прокат автомобилей.

Специалисты турбизнеса отмечают, что уже сегодня увеличивается категория путешественников, называемых «цифровыми кочевниками» (digital nomads), совмещающих длительные путешествия с удаленной работой [19]. В связи с этим весомым конкурентным преимуществом некоторых туристских территорий в будущем будет качество предлагаемой информационной инфраструктуры.

Изменения в поведении и приоритетах потребителей туристских услуг повлияют также на развитие разных типов малых средств размещения.

Четвертое - цифровизация отрасли. В последние годы в туризме активно используются разные цифровые технологии, но кризис спровоцировал резкое повышение их значимости. Новыми элементами цифровой экосистемы в туризме уже становятся виртуальные туры и экскурсии (тысячи природных и культурных объектов по всему миру открыли доступ к своим ресурсам), рост сервисов удаленной работы, бесплатные образовательные курсы в онлайн-формате для людей, оставшихся без «активной» деятельности, и другое. Значительное внимание уделяется применению цифровых технологий для борьбы с распространением коронавируса на объектах туризма, например, для информирования граждан и контроля за их передвижениями, для проверки путешественников, отслеживания обращений и др. [20].

В этом русле показателен опыт Республики Бурятия (Россия), где в целях оперативного сбора информации, реализации противоэпидемиологических мер и общего мониторинга ситуации был создан совместный чат, участниками которого стали предприниматели гостиничной сферы, Министерство туризма республики, Роспотребнадзор, муниципальные образования, что позволило в режиме реального времени обеспечивать решение возникающих проблем.

Еще одним чрезвычайно востребованным инструментом стал туристский личный кабинет модуля «Ковид» информационной системы аппаратно-программного комплекса «Безопасный город», с помощью которого легко определяется статус клиента (больной, контактный), что способствует снижению рисков распространения инфекции и повышению доверия к территории посещения.

Пятое - экологизация туризма: в условиях противостояния пандемии сектор экотуризма приобретает все большую популярность, неизбежно отклоняясь от процесса «озеленения» видов экономической деятельности, связанных с оказанием туристско-рекреационных услуг. В русле развития экотуризма рассматриваемые страны не только обладают значительным потенциалом, но и проводят активную политику по его планированию, регулированию, поддержке, продвижению и мониторингу, опираясь на международные рекомендации по устойчивому развитию [21]. Следует признать, что и в России, и в Китае, и в Казахстане растет спрос на отдых и активный досуг в природных условиях и, прежде всего, на посещение заповедников. Однако у Монголии, обладающей обширной природной территорией и низким уровнем распространения COVID-19, самое выгодное положение для «переориентации путешествий» на органический отдых.

Тем не менее вызывает опасение заметное снижение внимания в обществе к вопросам воздействия сферы туризма на окружающую среду. В сложившейся эпидемиологической обстановке хозяйствующие субъекты при организации своей деятельности в значительной степени руководствуются санитарными требованиями, для соблюдения которых выполняется довольно широкий комплекс мероприятий, который неизбежно приводит к росту потребления энергии, воды, увеличению неспецифичных отходов (маски, перчатки). В кратко- и среднесрочной перспективе вряд ли стоит ожидать полной отмены санитарных требований, скорее всего, они будут актуальны вплоть до начала массовой вакцинации. Поэтому в связи с ростом внутреннего туризма при определении мер поддержки малых туристских проектов и субсидирования региональных туристских программ из федерального бюджета [22, с. 350] необходимо предусмотреть разработку и внедрение «зеленых» стандартов предпринимательства.

Шестое - усиление государственной поддержки отрасли, что в условиях пандемии нашло отражение во всех рассматриваемых странах, которые сфокусировались на снижении административного регулирования, мерах налогового стимулирования, прямой финансовой помощи и иных формах поддержки [23]. Отметим, что в России и Китае подобные меры были приняты на национальном, региональном и муниципальном уровнях. Учитывая, что в нашей стране туризм и гостиничный бизнес включены в перечень наиболее пострадавших от карантинных мер отраслей, впервые в истории российского туризма государство использовало различные формы их реанимации. В дополнение к федеральному антикризисному пакету мер поддержки во многих российских регионах реализуются и территориальные способы помощи субъектам туристской деятельности, направленные как на снижение последствий кризиса, так и на стимулирование восстановления деятельности структур туристского бизнеса в постковидный период. Разработанные меры господдержки отличаются адресностью, целевым назначением, разнонаправленностью, порядком предоставления, оперативностью оказания помощи [24]. К числу беспрецедентных инициатив российского правительства по поддержке турбизнеса относится выделение 15 млрд р. на программу стимулирования внутреннего туризма через возмещение части затрат путешественникам при их выборе в качестве места посещения объектов на территории нашей страны [25, с. 348]. Стратегическим решением стал запуск чартерных туристских программ из Москвы в четыре российских региона. Так, компания Россия с 4 июля по 14 сентября 2020 г. реализовала 10 чартерных рейсов в Республику Бурятия, обслужив 1 528 туристов. Безусловно, такие решения могут создать основы для быстрого восстановления туризма и выхода его на докризисное состояние.

Сегодня уже бесспорно, что мир после устранения коронавирусной угрозы будет уже другим, изменятся условия для трансграничных перемещений, на первый план выйдет проблема обеспечения медицинской безопасности. Понадобится пересмотреть содержание и механизмы реализации двусторонних и многосторонних программ сотрудничества России, Казахстана, Китая и Монголии по трансграничным туристским маршрутам в части внедрения и соблюдения международных медико-санитарных правил в процессе организации путешествий, а также в развитии сотрудничества в таких сферах, как страхование и оказание экстренной помощи туристам во время путешествий, обеспечение комфортной и безопасной перевозки пассажиров, защищенность каналов связи передачи данных. Странам придется обеспечить взаимный обмен информацией и опытом по вопросам обновления стратегий развития туризма с фокусом на повышение готовности отрасли оперативно и эффективно реагировать на кризисы в будущем. Интеграционные процессы в сфере туризма в перспективе будут строиться не только на принципах взаимной выгоды и совместного развития, но и на обоюдной ответственности и готовности к кризисам.

Ссылки:

1. Ugur N.G., Akbiyik A. Impacts of COVID-19 on Global Tourism Industry: a Cross-regional Comparison // Tourism Management Perspectives. 2020. Vol. 36. P. 1-13. https://doi.org/10.1016/j.tmp.2020.100744.

2. Gossling S., Scott D., Hall C.M. Pandemics, Tourism and Global Change: a Rapid Assessment of COVID-19 // Journal of Sustainable Tourism. 2020. Vol. 29 (1). P. 1-20. https://doi.org/10.1080/09669582.2020.1758708.

3. Hao F., Xiao Q., Chon K. COVID-19 and China's Hotel Industry: Impacts, a Disaster Management Framework and Post-Pandemic Agenda // International Journal of Hospitality Management. 2020. Vol. 90. P. 1-11. https://doi.org/10.1016/j.ijhm.2020.102636 ; Жуковская И.Ф., Овчинников А.Ю. Туризм и COVID-19: анализ проблем и перспективы развития после пандемии // Вестник Национальной академии туризма. 2020. № 3 (55). С. 24-27.

4. Kreiner N.C., Ram Y. National Tourism Strategies during the COVID-19 Pandemic // Annals of Tourism Research. 2020. October 19. P. 1-6. https://doi.org/10.1016/j.annals.2020.103076.

5. E-tourism beyond COVID-19: a Call for Transformative Research / Gretzel U., Fuchs M., Baggio R. et al. // Journal of Information Technology & Tourism. 2020. Vol. 22, iss. 2. P. 187-203. https://doi.org/10.1007/s40558-020-00181-3.

6. World Tourism Barometer. 2020. Vol. 18, iss. 6. 36 p. https://doi.org/10.18111/wtobarometereng.2020.18.issue-6.

7. 174m Travel & Tourism Jobs Could Be Lost Due to COVID-19 and Travel Restrictions, Says WTTC [Электронный ресурс] // HospitalityNet. URL: https://www.hospitalitynet.org/news/4101389.html (дата обращения: 29.10.2020).

8. MacDonald M., Piazza R., Sher G. A Simple Guide to Estimating the Impact of COVID-19 on Travel and Hospitality Activity. 2020 [Электронный ресурс] // International Monetаry Fund. Macrocritical Structural Issues. 2020. September 2. P. 1-10. URL: https://www.imf.org/en/Publications/SPROLLs/covid19-special-notes#MSI (дата обращения: 03.11.2020).

9. World Tourism Barometer. 2020. Vol. 18, iss. 5. 36 p. [Электронный ресурс] // URL: https://www.e-un-wto.org/doi/epdf/10.18111/wtobarometereng.2020.18.1.5 (дата обращения: 17.09.2020).

10. Актуальные меры поддержки туристской отрасли [Электронный ресурс] // Федеральное агентство по туризму. URL: https://tourism.gov.ru/news/16744/ (дата обращения: 06.05.2020).

11. Общество и пандемия: опыт и уроки борьбы с COVID-19 в России. М., 2020. 744 с.

12. UNWTO releases a COVID-19 Technical Assistance Package for Tourism Recovery [Электронный ресурс] // UNWTO. URL: https://www.unwto.org/news/unwto-releases-a-covid-19-technical-assistance-package-for-tourism-recovery (дата обращения: 12.05.2020).

13. Kreiner N.C., Ram Y. Ibid.

14. MacDonald M., Piazza R., Sher G. Ibid.

15. Общество и пандемия ... С. 347.

16. Gossling S., Scott D., Hall C.M. Ibid.

17. Ugur N.G., Akbiyik A. Ibid.

18. Iceland, Argentina, Kazakhstan, Colombia and Turks and Caicos Join Over 145 Destinations in Adopting First Ever Global Safety and Hygiene Stamp [Электронный ресурс] // Hospitalitynet. URL: https://www.hospitalitynet.org/news/4101477.html (дата обращения: 04.11.2020).

19. Основатель Airbnb предсказал развитие нового вида туризма [Электронный ресурс] // Profi + travel. URL: https://profi.travel/news/46215/details (дата обращения: 10.05.2020).

20. E-tourism beyond COVID-19...

21. Международный опыт развития экотуризма: страновая специфика и общие подходы / Л.Б.-Ж. Максанова [и др.] // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Естественные науки. 2019. № 2. С. 54-66. https://doi.org/10.18384/2310-7189-2019-2-54-66.

22. Общество и пандемия . С. 350.

23. COVID-19 : Measures to Support Travel and Tourism [Электронный ресурс] // UNWTO. Всемирная туристская организация. URL: https://www.unwto.org/covid-19-measures-to-support-travel-tourism (дата обращения: 09.11.2020).

24. Актуальные меры поддержки туристской отрасли .

25. Общество и пандемия ... С. 348.

Редактор: Ситникова Ольга Валериевна Переводчик: Мельников Евгений Вячеславович

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.