рекреационная география и туризм
УДК 379.85+910 (082)
DOI: 10.18384/2310-7189-2019-4-84-95
развитие туризма в моногородах: г. кировок
Валькова Т. М, Шабалина Н. В., Горячко М. Д.
Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова 119991, г. Москва, Ленинские горы, д. 1, Российская Федерация
Аннотация. В статье изложены результаты изучения развития туризма в моногородах России на примере г. Кировска, включая выявление факторов, сдерживающих развитие отрасли. Проведен анализ туристского потенциала г. Кировск, динамика развития в нем туризма, роль градообразующего предприятия в формирование социальной и туристической инфраструктуры города, механизм поддержки туристической отрасли. Выделены основные проблемы туристкой отрасли г. Кировск (имиджевые, транспортные, инфраструктурные факторы, также отсутствие продуктового разнообразия) и предложены варианты их решения.
Ключевые слова: моногород, внутренний туризм, туристический потенциал, Хибины, Ки-ровск
DEVELOPMENT OF TOURISM IN SINGLE-INDUSTRY TOWNS: KIROVSK
T. Valkova, N. Shabalina, M. Goryachko
Lomonosov Moscow State University
Leninskie Gory 1,119991 Moscow, Russian Federation
Abstract. The paper presents the results of a study of the development of tourism in single-industry towns of Russia, using the example of the city of Kirovsk, including the identification of factors constraining the development of the industry. The tourism potential of the city of Kirovsk is analyzed, including the dynamics of tourism development in the city, the role of the city-forming enterprises in the formation of the social and tourist infrastructure of the city, and the mechanism for supporting the tourism industry. The main problems of the tourist industry of the city of Kirovsk (image, transport, infrastructure factors, and lack of product diversity) are identified and options for solving them are proposed.
Keywords: single-industry towns, domestic tourism, tourism potential, Khibiny, Kirovsk
Постановка проблемы
Моногород представляет собой сложную структуру, в которой город и предприятие неразрывно связаны друг с другом, что определяет высокую уязвимость городской экономики от успешности его функционирования. При этом предприятие несет не только экономическую, но и социальную функцию, обеспечивая условия жизне-
© CC BY Валькова Т. М., Шабалина Н. В., Горячко М. Д., 2019.
деятельности в населенном пункте. В условиях меняющейся конъюнктуры рынка и цикличности экономических процессов выбор приоритетов диверсификации экономики моногородов и механизмов их поддержки остается одной из важнейших задач региональной политики во многих странах мира [1-5].
Действующий перечень монопрофильных муниципальных образований Российской Федерации1 включает 319 моногородов, в которых на начало 2018 г. проживало около 13 млн. чел (около 9% населения России). В зависимости от сложности социально-экономической обстановки выделяют три категории моногородов: города с наиболее сложным социально-экономическим положением (т. н. «красная зона» - в ней находятся 94 моногорода), города с рисками ухудшения социально-экономического положения («желтая зона» - 154 моногорода) и города со стабильной социально-экономической ситуацией («зеленая зона» - 71 моногород)2.
Потенциально перспективной отраслью для диверсификации экономики значительного количества моногородов выступает туризм, который неразрывно связан с развитием малого и среднего бизнеса на территории, местных инициатив и в целом способствует повышению инвестиционной привлекательности.
Особенности развития туризма в г. Кировск
Муниципальное образование г. Кировск расположено в центре Кольского полуострова, в южной части Хибинского массива, на берегу озера Большой Вудъ-явр. В состав муниципального образования входят: город Кировск с отдельно
1 См.: распоряжение Правительства РФ от 29.07.2014 г. № 1398-р (ред. от 16.04.2015 г.) «Об утверждении перечня монопрофильных муниципальных образований Российской Федерации (моногородов)»
2 См.: Предложения Союза малых городов РФ по решению проблем моногородов (2010 г.). - URL: http://smgrf.ru/predlozheniya-soyuza-malyh-goro-dov-rf-po-resheniyu-problem-monogorodov/
расположенным районом Кукисвумчорр, а также населенные пункты Титан и Ко-ашва. Муниципальное образование граничит на северо-востоке с Ловозерским районом, на юго-востоке - с Терским районом, на западе - с г. Апатиты и подведомственной территорией, на северо-западе - с г. Оленегорск и подведомственной территорией. Территория муниципального образования составляет 3,6 тыс. км2 (2,5% от площади Мурманской области), в т. ч. площадь города составляет 24 км2. Численность постоянного населения муниципального образования - 28 737 чел. (на 1 января 2018 г.)
Своим происхождением Кировск обязан обнаруженным в 1921 г. у подножия горы Кукисвумчорр образцам апатитовых руд. В конце 1929 г. был создан трест «Апатит». В 1931 г. основан город Хи-биногорск, в дальнейшем в 1934 г. переименованный в Кировск. Основным градообразующим предприятием является АО «Апатит», входящий в состав ПАО «ФосАгро» (10% налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета Мурманской области). Основной вид выпускаемой продукции - апатитовый концентрат. Местная промышленность на территории города представлена обрабатывающими производствами и предприятиями по распределению электроэнергии, газа и воды. На территории города субъектами малого предпринимательства осуществляются виды деятельности, направленные на удовлетворение потребностей жителей города в бытовых, коммунальных, транспортных услугах, продовольственных и непродовольственных товарах и т. д.
Крупнейший горный массив Кольского полуострова - Хибины - дал не только промышленную специализацию городу Кировску и подведомственным территориям. Уникальный природный ландшафт стал основой развития в Кировске горнолыжного спорта и других видов рекреации. Центр Кольского полуострова является одним из основных туристско-
рекреационных районов Мурманской области благодаря своему выгодному экономико-географическому положению и уникальному природному наследию. Согласно данным Администрации г. Киров-ска, в настоящее время более 70% прибывающих в Мурманскую область туристов посещают именно Хибинский район. Еще в советский период уникальное природное наследие окрестностей северных городов привлекало туристов со всего Советского Союза.
Развитие г. Кировск и подведомственных территорий как туристской дестинации идет в соответствии с имеющимся международным опытом ту-ристско-рекреационного освоения
территорий Крайнего Севера, когда первоначально развиваются виды туризма, базирующиеся на природных объектах и явлениях. Из видов туризма в г. Кировске и подведомственных территориях наибольшее распространение сегодня имеют нижеследующие.
Спортивный туризм: зима - горные лыжи, беговые лыжи; лето - пешеходные походы (хайкинг), альпинизм, дельтапланеризм, парапланеризм, кайтинг, велотуризм и горный велотуризм (маунтин-байк, в т. ч. кросс-кантри) и др., рыбалка.
Приключенческий туризм: джиппинг, поездки на снегоходах, фото-сафари и др.
Индустриальный туризм: посещение промышленных объектов.
Познавательный туризм: посещение природных и историко-культурных достопримечательностей, музеев, научно-познавательный, минералогический и экологический туризм.
Событийный туризм: посещение различных мероприятий.
Кировск - один из немногих северных районов России, который имеет традиции активного отдыха и спортивного, экстремального и приключенческого туризма. Основные территории для большинства видов спортивного и активного туризма - Хибинские и Ловозерские тундры. Расположенный в среднегорье на берегу оз.
Большой Вудъявр, Кировск с трех сторон окружают хибинские горные вершины: Вудъперчорр (1067 м), Айкуайвенчорр (1075 м), Кукисвумчорр (890 м). В ближайших окрестностях города выявлено свыше 700 минералов, что предопределяет широкие возможности для развития геолого-минералогического туризма. В Хибинах возможно активное развитие научно-познавательного туризма, включающего ботанические, экологические и др. программы (например, наблюдение за птицами), горный велотуризм, пара-планеризм, автопробеги по пересеченной местности, маршруты на снегоходах и собачьих упряжках; можно заниматься фрирайдом и хелиски (свободные спуски на горных лыжах с вершин и хребтов, подъем на которые осуществляется при помощи вертолета).
Основное развитие в Кировске получил горнолыжный туризм. По экспертным оценкам, туристский горнолыжный поток г. Кировска составляет около 120-150 тыс. человек в год. Несмотря на ежегодное увеличение показателей туристического потока, потенциал города существенно больше. В настоящее время в Кировске действует три обустроенных горнолыжных комплекса: ГЛК «Большой Вудъявр» (расположенный недалеко от центра города, созданный в рамках ГЧП Правительства Мурманской области и компании «ФосАгро»), ГЛК «Кукисвумчорр» (25 км), «Хибины Сноу Парк». Помимо горнолыжных комплексов в г. Кировске действует лыжный стадион с сертифицированными FIS трассами «Тирвас», спортивно-оздоровительный бассейн «Дельфин» с элементами аквапарка, дворец спорта «Горняк». В городе регулярно проводятся спортивные чемпионаты разного уровня: лыжные гонки, биатлон, альпинизм, фристайл; в данный момент здесь строится центр олимпийской подготовки спортсменов.
Альпинистские маршруты повышенной сложности традиционно проходили по горам Вудъяврчорр, Поачвумчорр, Петрелиуса, Часначорр, Юмъечорр, рас-
положенных в юго-западной части горного массива. Практически все снегоходные маршруты Хибин радиальные: начинаются от санатория «Тирвас» в Кировске и проходят через долину Кунийок, либо от баз отдыха «Зашеек» или «Карельские пороги» к оз. Имандра, оз.Ловозеро, базе Куэльпорр с возвращением обратно. Ски-туры и фрирайд приурочены к базе Куэльпорр.
Многодневные пешие походы (хай-кинг) носят немассовый характер, совершаются обычно группами из 3-х и несколько более человек, они начинаются чаще всего из г. Кировска и от станции Имандра. Многодневные маршруты проходят через базу МЧС «Куэльпорр», после чего большинство туристов направляется на северо-восток Хибин через перевалы Умбозерский, Северный или Южный Рисчорр, Лявойок, гору Партомчорр.
Активный туризм с пользованием внедорожной техники (полноприводных автомобилей (джиппинг) и квадроци-клов) появился в Хибинах в середине 90-х гг. Самыми известными маршрутами являются «сквозные» поездки через Хибинский горный массив от железнодорожных станций Куна или Имандра, через долину Кунийок по восточному берегу оз. Пайкунъявр, базу МЧС, долину Кукисвум в Кировск, а также от Киров-ска - в долину Кунийок - на Умбозерский перевал - в долину Тульйок - в Коашву. Маршруты велотуристов в основном совпадают с маршрутами квадроциклов и привязаны к старым дорогам. Рыбалка возможна на оз. Пайкунъявр, оз. Имандра, оз. Умбозере и реке Кунийок.
Популярным у туристов объектом аттрактивности стала «Снежная деревня» — уникальное сооружение изо льда и снега, которое возводится вблизи г. Кировска с 2007 г. В 2012 г. она была построена на площади 2014 тыс. м2 и вошла в книгу рекордов России как самое крупное сооружение из снега.
Таким образом, широкий спектр развивающихся в Хибинах видов туризма
делает их привлекательными для туристов практически в течение всего года, за исключение периода в конце осени - начале зимы. Привлекательность этого района обусловливают следующие факторы:
- компактность территории;
- возможность совмещения нескольких видов рекреационных занятий;
- близость к крупным городам и культурным центрам России;
- транспортная доступность (автотрасса, аэропорт, железная дорога);
- наличие объектов основной и туристской инфраструктуры;
- пересечение границ ландшафтных зон (горной тундры (горной мохово-ли-шайниковая и каменистая, с отдельными фрагментами нивальных ландшафтов в форме снежников), лесотундры и северной тайги), дающее возможность познакомиться с растительным и животным миром сразу 2 или 3 природных зон;
- горный рельеф, пригодный для лыжных спусков и активной рекреации;
- обилие озер и небольших рек, а также удобное местоположение, позволяющее рассматривать г. Кировск и прилежащие территории как отправную точку водных маршрутов по крупнейшим рекам и озерным системам Мурманской области: Имандре, Умбозеру и Ловозеру, Варзуге, Умбе, Поною, Вороньей и др.
К числу наиболее значимых природных объектов туристского показа относятся особо охраняемые природные территории (ООПТ):
- Полярный альпийский ботанический сад Кольского научного центра РАН федерального значения, расположен в долине р. Умптэк и на склонах гор Вудъявр-чорр и Тахтарвумчорр;
- геологический памятник природы федерального значения - Астрофилиты горы Эвеслогчорр;
- памятник природы регионального значения - ущелье Айкуайвенчорр (Хибинские горы, верховья левого притока р. Белой, юго-западный склон г. Айкуай-венчорр);
- памятник природы регионального значения - Криптограммовое ущелье (южный склон г. Ловчорр, юг Хибинин-ского горного массива);
- памятник природы регионального значения - Эвтрофное болото южного Прихибинья (южное подножье Хибинских гор к юго-востоку г. Лысая);
- памятник природы регионального значения - Энкалипты перевала Юкспор-лак (перевал Юкспорлак, между верховьями р. Вуоннемйок и Юкпорйок, Хибины);
Среди положительных природных факторов выделяются сами Хибины, обладающие средней высотой, удобной не только для горных лыж, но и для ряда других видов спорта и активного отдыха, этому также способствует сочетание разных природных объектов (горы, озёра) в пределах небольшой территории. Одновременно с этим горнолыжный сезон в Кировске является одним из наиболее длительных среди прочих аналогичных курортов.
Транспортно-географическое положение г. Кировск для развития туристической отрасли относительно выгодное. Город имеет железнодорожное и авто-
- ООПТ федерального значения - национальный парк «Хибины»;
- перспективный ООПТ регионального значения - природный парк «Кано-Умбский».
Основные положительные и отрицательные внешние факторы, оказывающие влияние на развитие туризма и рекреации, можно условно подразделить на природные, в основном не зависящие от деятельности человека, и социогенные, создаваемые обществом (табл. 1).
мобильное сообщение с Мурманском, Санкт-Петербургом, Москвой; в 47 км от города проходит шоссейная дорога Мурманск-Санкт-Петербург (Р-21 «Кола»). Расстояние до Мурманска - 226 км, до Санкт-Петербурга - 1250 км, до Москвы -1930 км. Через КПП «Салла» (300 км от города), «Лота» и «Борисоглебский» пролегают кратчайшие автомобильные пути в Финляндию, Швецию, Норвегию. В пределах 250 км от г. Кировска располагаются все наиболее крупные города области. Кировск расположен в 75 км от Мончегорска, в 100 км - от Кандалакши и Оленегорска, и для большинства городов области Кировск находится в зоне 3-4-ча-
Таблица 1
Основные внешние факторы развития туризма г. Кировск
ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ
Социогенные: • наличие подобных дестинаций в соседних странах • риск сокращения туристского потока Природные: • физико-географическое положение: - лавиноопасность; - частые неблагоприятные погодные условия: "тепловой дискомфорт, "изменчивость погодных условий, "продолжительность периодов с дождями, высокой скоростью ветра, с метелями, туманами • экологическое состояние территории Социогенные: • транспортное положение: - расположение большинства населённых пунктов области в зоне 3-4-часовой транспортной доступности; - наличие аэропорта и железнодорожного вокзала в г. Апатиты • конкурентоспособность в своем продуктовом и географическом сегменте: - ценовая конкурентоспособность Природные: • физико-географическое положение: - ландшафтное разнообразие и уникальность природных объектов; - средняя высота гор; - длительный лыжный сезон
совой автомобильной доступности. Международный аэропорт расположен в 34 км от города и имеет регулярное воздушное сообщение с Санкт-Петербургом, Москвой и Череповцом. Именно поэтому основными поставщиками туристских потоков для Кировска являются Москва, Санкт-Петербург и крупные города Мурманской области. На макроуровне Кировск привлекателен и для туристов из ближайших зарубежных стран - Финляндии и Норвегии.
Среди негативных природных факторов могут рассматриваться частые неблагоприятные для катания на лыжах погодные условия, когда трассы закрываются, а также лавиноопасность территории, имеющая последствия как для отдыхающих (погибшие и пострадавшие есть почти ежегодно), так и для инфраструктуры. Превращение Кировска в крупный туристский центр требует повышенного внимания и к экологическим требованиям, которые в этом случае ставятся ведущими при организации территории. При этом основные источники загрязнения окружающей среды расположены за границами г. Кировска (места добычи и переработки полезных ископаемых).
Среди социогенных внешних отрицательных факторов можно выделить риск сокращения туристского потока. Горнолыжный туризм является не самым дешёвым, поэтому в кризисные периоды в связи с сокращением потребительских трат число туристов-горнолыжников сокращается. Основные конкуренты Ки-ровска как горнолыжной дистинации расположены в Финляндии и Норвегии. Данные курорты обладают более развитым сервисом, сферой услуг и торговли, с которыми Кировску конкурировать сложно. Главным преимуществом Ки-ровска является меньшая стоимость услуг для зимней рекреации, уникальность природных комплексов и историко-культурных объектов для проектирования и реализации конкурентоспособных туристских продуктов в летний период.
Другие факторы, оказывающие влияние на развитие туризма в Кировске -внутренние (табл. 2).
Основным фактором, влияющим на развитие туризма в регионе, является конкурентный характер туризма и промышленности Кировска. Расположенные здесь предприятия нарушают ландшафты, превращают горы и их склоны в карьеры,
Таблица 2
Внутренние факторы развития туризма в г. Кировске
ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ
• депопуляция и миграционный отток экономически активного населения • недостаток профессиональных туристских кадров и отсутствие в городе центров их подготовки • устаревшая туристская инфраструктура (инфраструктура размещения, транспортная инфраструктура) • слабое развитие сферы услуг и торговли • сезонность туристского потока • детериорация ландшафтов и конфликты природопользования • «однотонная», «бедная» городская среда • заинтересованность администрации города и местного населения в развитии туризма • наличие в городе потенциальных инвесторов • известность на внутреннем рынке горнолыжной дистинации • наличие качественной горнолыжной инфраструктуры • возможность развития горнолыжного комплексе (увеличения количества и протяженности трасс) • высокий потенциал развития альтернативных горнолыжному видов туризма
создают хвостохранилища, загрязняют окружающую среду, и в дальнейшем их деятельность будет только расширяться. Однако именно эти предприятия являются основным источником инвестиций в туристскую инфраструктуру Кировска и реконструкцию его городской среды и могут явиться основой для развития промышленного туризма в городе.
Среди прочих негативных для развития туризма факторов является «бедная» городская среда, слабое развитие сферы услуг и торговли, устаревшая туристская инфраструктура - транспортная, инфраструктура размещения: отсутствие гостиниц уровня 4 и 5 «звезд», недостаточный объем номерного фонда для удовлетворения нужд имеющегося туристского потока. Дополнительным ограничением для развития отрасли является отсутствие специализированных центров подготовки кадров, необходимых для работы в туристской сфере. Поэтому развитие туристской сферы может быть интересно и принести пользу не только туристам, но и самим жителям Кировска. Появление новых объектов сферы услуг и туристской инфраструктуры позволит создать дополнительные рабочие места, сделать город более комфортным для жизни и интересным для молодых возрастов, что будет способствовать сокращению миграционной убыли населения.
По данным районного отдела Федеральной службы государственной статистики по Мурманской области (г. Апатиты), в г. Кировск на 2016 г. зарегистрировано:
- гостиниц и аналогичных коллективных средств размещения - 10 (общей емкостью 1125 койко-мест);
- специализированных средств размещения - 1;
- специализированных детских лагерей и баз отдыха - 4;
- общедоступных столовых, закусочных - 7;
- ресторанов, кафе, баров - 37.
Общее количество размещенных в
коллективных средствах размещения в
тот же период составило 24 096 чел., из которых 1 489 - иностранные граждане; число обслуженных однодневных посетителей (экскурсантов) - 33 920 чел. Объем платных туристских услуг населению составил 20 761,9 тыс. руб., а объём платных услуг гостиниц и аналогичных средств размещения - 43 878,6 тыс.руб. В 2016 г. в туристской сфере было занято 5,6 тыс. чел.
Кроме того, в Кировске представлены туристско-рекреационные комплексы, среди которых: 9 спортивно-оздоровительных, в т. ч. 4 горнолыжных, 1 реабилитационный центр («Лыжи мечты»), 1 зип-лайн («Норвежский парк Кировск») и 1 батутный центр (GoodZone)■; 3 музея; 2 развлекательных центра; 1 ботанический сад; 1 сувенирная лавка, 1 экскурсионно-туристский центр («Снежная деревня»). В городе работают 6 туристских компаний.
По экспертным оценкам, более половины всех туристов города размещается в частном секторе, что создает проблемы точного учета ежегодного туристического потока, а также приводит к выпадающим доходам в городской бюджет. Были предприняты попытки создания интернет-сервисов по аренде квартир. Таким образом, количество лиц, размещенных в частном секторе, сопоставимо с количеством лиц, размещенных в коллективных средствах размещения, и суммарное оценочное количество размещенных в г. Кировске туристов в 2016 г. превысило 50 000 чел.
В 2000 г. на территории Мурманской области был принят закон о туристской деятельности. В последующие годы были утверждены первые программные документы, имеющие стратегическое значение для Мурманской области в целом1 и г. Кировска в частности. В 2012 г. была принята ведомственная целевая про-
1 Постановление Правительства Мурманской области от 6 февраля 2004 г. № 35-ПП «О Стратегии развития туризма в Мурманской области на период до 2015 г. и разработке региональной целевой программы развития туризма на период с 2004 по 2008 годы»
грамма «Развитие туризма в Мурманской области на 2012-2015 годы». В указанных программных документах, а также в программе развития туристско-рекреаци-онного кластера Мурманской области на 2015-2017 гг. особая роль отводится Хибинскому горному массиву как территории для развития круглогодичного ту-ристско-рекреационного центра.
Развитие сферы туризма является одним из перспективных направлений г. Кировска и Мурманской области в целом, что отражено в государственной программе Мурманской области «Развитие экономического потенциала и формирование благоприятного предпринимательского климата (2014-2020 годы)» и муниципальной программе «Развитие туризма в муниципальном образовании город Кировск с подведомственной территорией на 2017-2019 годы».
В Кировске функционирует МКУ «Центр развития туризма и бизнеса г. Ки-ровска», выполняющий функции туристского информационного центра, основными задачами в сфере туризма которого являются:
- осуществление на территории г. Ки-ровска единой государственной политики в области туризма;
- развитие внутреннего и въездного туризма в г. Кировске, продвижение города на российский, а также на международный рынки туристских услуг, создание привлекательного образа г. Кировска как туристского центра;
- повышение информационной доступности г. Кировска и комплексное информационное обслуживание туристов и местных жителей;
- координация деятельности учреждений, предприятий и организации в сфере туризма.
Проблемы и предлагаемые варианты их решения
Таким образом, основным проблемам туристкой отрасли г. Кировск можно отнести имиджевые, транспортные,
инфраструктурные факторы, а также отсутствие продуктового разнообразия. Рассмотрим эти проблемы по составляющим.
Имидж, бренд:
- устойчивые стереотипы развития г. Кировска как промышленного центра;
- отсутствие четкого позиционирования г. Кировска в российском и международном информационном пространстве;
- отсутствие понимания «платформы бренда» у: местных жителей, туристов, инвесторов;
- отсутствие мероприятий по формированию положительного имиджа территории у целевой аудитории;
- отсутствие маркетинговой программы по продвижению региональных туристских продуктов и услуг;
- недостаточная работа по продвижению зонтичного туристского бренда «Хибины».
Транспортные:
- недостаточное количество прямых авиарейсов, монополия на авиаперевозки;
- невысокий уровень сервиса в аэропорту, на ж/д и автовокзалах, отсутствие качественных VIP-залов;
- невысокое качество и пропускная способность автодорог;
- неразвитость скоростного железнодорожного транспорта;
- нехватка и невысокие качество специализированного туристского транспорта типа «ski-bus» и оборудования для активных видов спорта;
- отсутствие сервисов проката автомашин, придорожной инфраструктуры, кемпингов и кемп-стоянок.
Туристская инфраструктура:
- низкая конкурентоспособность гостиничных предприятий, поскольку устаревший и не отвечающий современным требованиям номерной фонд и отсутствуют классифицированные гостиничные объекты;
- низкий общий уровень сервиса;
- отсутствие единого портала по аренде временного жилья;
- отсутствие туристского информационного центра (ТИЦ);
- слабый уровень развития индустрии развлечений - услуги «apres ski»;
- недостаточное количество ресторанов/кафе с национальной кухней;
- отсутствие сетевых кафе/ресторанов, в том числе быстрого обслуживания;
- отсутствие обустроенных экологических троп.
Туристские продукты и услуги:
- слабое обеспечение вопросов безопасности туристов, отсутствие сертифицированных маршрутов, аккредитованных гидов-проводников, инструкторов;
- низкая конкурентоспособность туристских услуг по стоимости по сравнению с аналоговыми территориями (цена-качество);
- отсутствие туристского паспорта территории;
- отсутствие брендовых маршрутов и турпродуктов, пакетных туров и программ;
- отсутствие событийного календаря;
- слабое взаимодействие участников туристского рынка;
нехватка профессиональных туристских кадров, в т.ч. владеющих иностранными языками;
- отсутствие системы подготовки и переподготовки туристских кадров.
Для решения вышеперечисленных проблем можно предложить нижеследующие инициативы в туристско-рекреа-ционной сфере.
1. В части формирования бизнес-среды для улучшения инвестиционного климата:
- формирование фонда поддержки малого и среднего предпринимательства в сфере туризма, социально значимых туристско-рекреационных проектов и общественных инициатив;
- формирование благоприятной бизнес-среды для поставщиков туристских услуг (снятие монополизации на рынке авиаперевозок);
- создание инвестиционных площа-
док для реализации туристско-рекреаци-онных проектов (например, «Поле Умец-кого»);
- упрощение визовых формальностей для организованных туристских групп;
- развитие системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации туристских кадров с учетом международных требований;
- активизация взаимодействия всех участников туристско-рекреационного кластера: администрации г. Кировска, бизнеса и местных жителей.
2. В части развития туристской инфраструктуры, включая транспортную:
- развитие дополнительных объектов размещения туристов путем частичного перевода жилого фонда в нежилой (апартаменты), а также создание единой системы бронирования апартаментов и аренды квартир;
- формирование дополнительной инфраструктуры для размещения с учетом требований регламента проведения тренировочных сборов;
- формирование инфраструктурного центра для хранения и обслуживания снегоходов и иной техники, используемой на туристских маршрутах;
- расширение видов предприятий питания: предприятий быстрого питания, предприятий с аутентичной кухней;
- развитие индустрии развлечений: строительство аквапарка, создание тематического парка (проект «Таинственный лес»), автоспортивного комплекса (проект «Полярная Петля») и пр.;
- развитие придорожной инфраструктуры и инфраструктуры для автотуристов (кемпинги и кемп-стоянки);
- модернизация инфраструктуры ГЛК «Большой Вудъявр» с учетом требований FIS и возможности использования в летний период.
3. В части формирования туристских продуктов и услуг:
- формирование продуктовой стра-
тегии на базе «основного» (в ближайшей перспективе - горнолыжного) и «дополнительных» туристских продуктов;
- разработка межмуниципальных и межрегиональных летних и зимних туристских маршрутов и маршрутов выходного дня;
- создание брендовых туристских маршрутов и туристских продуктов;
- локализация летних туристских маршрутов в г. Кировск путем позиционирования города как «Ворота в Хибины»;
- разработка пакетных туристских продуктов и программ, позволяющих перераспределить туристский поток в зависимости от погодных условий (например, комбинированный билет «Ski-pass+аквапарк») и сезона (гибкая ценовая политика средств размещения, ГЛК);
- поддержка местных промыслов и производства сувенирной продукции с использованием разработанного логотипа «Хибины», тиражирование лучших практик реализации сувенирной продукции (проект «Сувенирная лавка»);
- повышение доступности турист-ско-рекреационных услуг для местного населения (изменение графика работы туристско-рекреационных объектов);
- поддержка и запуск проектов «Skibus», «Карта Гостя»;
- создание центра сертификации гидов-проводников;
- расширение спектра предоставляемых услуг горнолыжными школами с учетом возраста и уровня подготовки целевого потребителя;
- поддержка и развитие проекта реабилитационного туризма «Лыжи мечты»;
- активизация работы программ индустриального туризма на базе НОУ ДПО «ЦПОиРП ФА».
4. В части продвижения г. Кировска как круглогодичной туристской дести-нации:
- разработка событийного календаря, расширение спектра проводимых мероприятий, инфоповодов, «product placement»;
- развитие системы туристской навигации в г. Кировск и прилегающих территориях, обеспечение туристов картографической информацией (on-line/off-line карты);
- разработка маркетинговой программы по продвижению г. Кировск как круглогодичного туристского центра, учитывающей современные мировые тенденции;
- активизация взаимодействия поставщиков туристских услуг с туроператорскими компаниями с целью позиционирования г. Кировск как круглогодичной туристской дестинации.
Заключение
Таким образом, Кировск может развиваться как первый в России горный приключенческий всесезонный курорт, где главной мотивацией поездки станет получение уникального опыта приключений, «перезагрузка» эмоциональных и физических возможностей человека с использованием современных технологий, уникальных природных и индустриальных возможностей территории. «Дополнительные» туристские продукты следует создавать на основе приключенческого и MICE-туризма (инсентив-туризма). Точное позиционирование существующих и перспективных туристских продуктов, выявление их целевой аудитории будут являться маркетинговой основой для продвижения региональных туристских продуктов и дестинации в целом. Разработка и продвижение новых брендовых маршрутов будет способствовать повышению узнаваемости территориального бренда. Градообразующее предприятие города - важнейший активатор развития туристического потенциала Кировска посредством реализации и совместного финансирования объектов туристической и социальной инфраструктуры.
Статья поступила в редакцию 10.09.2019
ЛИТЕРАТУРА
1. Трусова К. Е. Управление устойчивым развитием моногорода: автореф. дис.... канд. экон. наук. Краснодар, 2013. 26 с.
2. Agrawal A., Cockburn I., Rosell C. Not Invented Here: Creative Myopia and Company Towns // Journal of Urban Economics. 2010. Vol. 67 (1). P. 78-89.
3. Carlson L. Company Towns of the Pacific Northwest. Seattle: University of Washington Press, 2003. 286 p.
4. Dellhem C. The creation of company culture: Cadburys, 1861-1931 // The American Historical Review. 1987. Vol. 92 (1). P. 13-44.
5. Gibson K. Company Towns and Class Processes: A study of the Coal Towns of Central Queensland // Environment and Planning D: Society and Space. 1990. Vol. 9 (3). P. 285-308.
REFERENCES
1. Trusova K. Upravlenie ustoichivym razvitiem monogoroda: avtoref. dis... kand. ekon. nauk [Managing the sustainable development of single-industry cities: abstract PhD Thesis in Economic sciences]. Krasnodar, 2013. 26 p.
2. Agrawal A., Cockburn I., Rosell C. Not Invented Here: Creative Myopia and Company Towns. In: Journal of Urban Economics, 2010, vol. 67, no. 1, pp. 78-89.
3. Carlson L. Company Towns of the Pacific Northwest. Seattle, University of Washington Press, 2003. 286 p.
4. Dellhem C. The creation of company culture: Cadburys, 1861-1931. In: The American Historical Review, 1987, vol. 92, no. 1, pp. 13-44.
5. Gibson K. Company Towns and Class Processes: A study of the Coal Towns of Central Queensland. In: Environment and Planning D: Society and Space, 1990, vol. 9, no. 3, pp. 285-308.
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ
Валькова Татьяна Михайловна - кандидат географических наук, доцент кафедры рекреационной географии и туризма географического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова; e-mail: [email protected]
Шабалина Наталия Владимировна - кандидат географических наук, доцент кафедры рекреационной географии и туризма географического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова; e-mail: [email protected]
Горячко Мария Дмитриевна - кандидат географических наук, доцент кафедры экономической и социальной географии России географического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова; e-mail: [email protected]
INFORMATION ABOUT THE AUTHORS
Tatiana M. Valkova - PhD in Geographical Sciences, Associate Professor at the Department of Recreational Geography and Tourism, Faculty of Geography, Lomonosov Moscow State University; e-mail: [email protected]
Nataliya V. Shabalina - PhD in Geographical Sciences, Associate Professor at the Department of Recreational Geography and Tourism, Faculty of Geography, Lomonosov Moscow State University; e-mail: [email protected]
Maria D. Goryachko - PhD in Geographical Sciences, Associate Professor at the Department of Ecomonic and Social Geography of Russia, Faculty of Geography, Lomonosov Moscow State University; e-mail: [email protected]
ПРАВИЛЬНАЯ ССЫЛКА НА СТАТЬЮ
Валькова Т. М., Шабалина Н. В., Горячко М. Д. Развитие туризма в моногородах: г. Кировск // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Естественные науки. 2019. № 4. С. 84-95.
DOI: 10.18384/2310-7189-2019-4-84-95
FOR CITATION
Valkova T., Shabalina N., Goryachko M. Development of tourism in single-industry towns: Kirovsk. In: Bulletin of the Moscow Regional State University, Series: Natural Sciences, 2019, no. 4, pp. 84-95. DOI: 10.18384/2310-7189-2019-4-84-95