Научная статья на тему 'Туристический потенциал городов Крайнего Севера'

Туристический потенциал городов Крайнего Севера Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
2233
196
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОРОД / CITY / ГОРОДСКОЙ ТУРИЗМ / URBAN TOURISM / ТЕРРИТОРИЯ / TERRITORY / ГОРОДСКАЯ СРЕДА / URBAN ENVIRONMENT / КРАЙНИЙ СЕВЕР / EXTREME NORTH

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Жигунова Галина Владимировна

Данная статья посвящена проблеме развития городского туризма на территориях Крайнего Севера России. Научная новизна работы обусловлена постановкой проблемы, ее обоснованием и произведенными выводами, связанными с регулированием развития туризма на крайнем севере страны. Автор, показывая неравномерность востребованности туристических услуг в различных частях страны и выявляя причины существующих трудностей и особенностей в развитии туризма на Крайнем Севере, приходит к выводу, что необходима целенаправленная стратегии городского развития в соответствии с туристической сферой как ключевого элемента стратегии развития северных городов. Методологической и теоретической базой работы послужили теоретические положения социологии города, теоретические и эмпирические методы: сравнительный анализ, синтез; анкетный опрос. Результаты статьи могут быть использованы при формировании региональной концепции развития туризма в городах Крайнего Севера, а также при чтении курса «Социология города».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Жигунова Галина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TOURISM POTENTIAL OF THE CITIES OF EXTREME NORTH

This article is devoted to urban tourism development on the territories of Russia’s Extreme North. Scientific novelty of the paper is conditioned by the problem statement, its ground and the conclusions drawn, which are related to the tourism development regulation on the Extreme North of the country. The author shows inequality of demand for tourism services in different parts of the country and reveals the reasons for current difficulties and peculiarities of tourism development on the Extreme North; the author comes to the conclusion that it is necessary to have targeted strategy of urban development in accordance with tourism sphere as a key element of the stra-tegy of the Northern cities development. Methodological and theoretical base of the paper were theoretical statements of urban sociology, theoretical and empirical methods: comparative analysis, synthesis; questionnaire survey. The article results can be used in forming regional tourism development concept in the ci-ties of Extreme North and also in giving a course of lectures in «Urban Sociology».

Текст научной работы на тему «Туристический потенциал городов Крайнего Севера»

DOI: 10.12731/2218-7405-2015-7-46 УДК 316.444

туристический потенциал городов крайнего севера

Жигунова г.в.

Данная статья посвящена проблеме развития городского туризма на территориях Крайнего Севера России. Научная новизна работы обусловлена постановкой проблемы, ее обоснованием и произведенными выводами, связанными с регулированием развития туризма на крайнем севере страны.

Автор, показывая неравномерность востребованности туристических услуг в различных частях страны и выявляя причины существующих трудностей и особенностей в развитии туризма на Крайнем Севере, приходит к выводу, что необходима целенаправленная стратегии городского развития в соответствии с туристической сферой как ключевого элемента стратегии развития северных городов.

Методологической и теоретической базой работы послужили теоретические положения социологии города, теоретические и эмпирические методы: сравнительный анализ, синтез; анкетный опрос.

Результаты статьи могут быть использованы при формировании региональной концепции развития туризма в городах Крайнего Севера, а также при чтении курса «Социология города».

ключевые слова: город; городской туризм; территория; городская среда; Крайний Север.

tourism potential of the cities of extreme north

Zhigunova G.V.

This article is devoted to urban tourism development on the territories of Russia's Extreme North. Scientific novelty of the paper is conditioned by the problem statement, its ground and the conclusions drawn, which are related to the tourism development regulation on the Extreme North of the country.

The author shows inequality of demandfor tourism services in different parts of the country and reveals the reasons for current difficulties and peculiarities of tourism development on the Extreme North; the author comes to the conclusion that it is necessary to have targeted strategy of urban development in accordance with tourism sphere as a key element of the strategy of the Northern cities development.

Methodological and theoretical base of the paper were theoretical statements of urban sociology, theoretical and empirical methods: comparative analysis, synthesis; questionnaire survey.

The article results can be used in forming regional tourism development concept in the cities of Extreme North and also in giving a course of lectures in «Urban Sociology».

Keywords: city; urban tourism; territory; urban environment; Extreme North.

введение

Туристская индустрия является сегодня одной из значительных отраслей инвестиционного потенциала территории. Данная отрасль оказывает стимулирующее влияние на торговлю, строительство, транспорт, промышленность, сельское хозяйство отдельных населенных пунктов, регионов и целых стран.

Прежде всего, туризм - это социальное, культурное и экономическое явление, которое влечет за собой передвижение людей в страны и места, находящиеся за пределами их обычной среды (постоянного места проживания) с личными и деловыми/профессиональными целями [15].

Одним из перспективных видов туризма, активно развивающегося в современной России, является городской туризм. Особенно актуальна проблема развития городского туризма в городах Крайнего Севера страны, которые являются недостаточно привлекательными для подавляющего числа туристов по своему отдаленному расположению и некомфортным природно-климатическим характеристикам, однако имеют богатейшее культурное наследие и значительный социокультурный потенциал.

города как туристские центры

Следует отметить, что городам всегда принадлежала значительная роль в приеме туристов, так как данный тип поселения максимально концентрирует человеческие ресурсы, позволяющие создавать величайшие архитектурные и промышленные объекты, формировать культурно-историческое наследие, развивать науку и технологии. В городе, как правило, в избытке ин-

теллектуалов, изобретателей, писателей, политиков, реформаторов, также, как и маргиналов, представителей суб- и контркультур, этнических и сексуальных меньшинств [5, с. 23]. Поэтому в городе выше, чем в других населенных пунктах, плотность событий, - как позитивных, так и негативных, - привлекающих к себе внимание самых разных категорий людей. В данной связи город следует понимать не только как форму поселения или производства, сколько как форму сообщества, как тип социальности, сущностной чертой которой является интеграция разнообразных видов жизнедеятельности в единую саморазвивающуюся систему с собственными механизмами поддержания устойчивости и порядка.

«Побочным эффектом» городского туризма является то, что туристская инфраструктура создает привлекательность города не только для туристов, но и для горожан, которые используют ее преимущества в свободное время, а не стремятся уехать на выходные или отпускной период в другие города или страны, предлагающие возможности отдыха [10].

Города как туристские центры обычно подразделяют на две группы:

В первую очередь, это города, где индустрия туризма выполняет градообразующую функцию. Как правило, к этой категории относятся малые или средние города с узкой специализацией, ориентированные на определенный тип потребителя и цели путешествия. Для городов этого типа очень важным является мониторинг сложившейся на рынке экономической ситуации и разработка перспективной долгосрочной программы поддержания конкурентоспособности городского туристского продукта.

Во вторую, города, где туриндустрия не выполняет градообразующую функцию. Это большинство средних и крупных городов, включая мегаполисы. В данных городах туризм, безусловно, является не единственной отраслью, и потребителям предлагаются широкий спектр туристских продуктов. Большие города аккумулируют значительную часть культурно-исторического наследия человечества, обладают наиболее отлаженной инфраструктурой для комфортабельного времяпрепровождения и зачастую являются инициаторами новых видов туризма.

Следует отметить, что среди всего многообразия туристских центров традиционно наибольший интерес представляют крупные города. В научной литературе выделяются такие виды городских туристских центров (в зависимости от специализации), как города - центры культурно-познавательного туризма; города - центры делового туризма; города - центры событийного туризма; города - курорты и центры лечебного туризма; города - центры паломничества [11].

По тем или иным основаниям можно выделить разные виды туризма. Например, по месту назначения - пляжный, горный, морской, городской и т.п., по социально-демографическим

характеристикам - детский, молодежный и т.п., по целям: познавательный; гостевой; каникулярный туризм или туризм выходного дня; курортный; событийный; шопинг-туризм; деловой; оздоровительный; спортивный; паломнический (посещение религиозных объектов), индустриальный туризм (ознакомление с объектами производства). В современное время получают распространение разнообразные виды приключенческого городского туризма (диггерство -путешествие под городом) и руффинг (путешествие по сооружениям).

Обычно в городах имеются разные варианты и стихийного использования свободного времени туристов: развлечения, магазины, посещение интересных объектов в рамках и за рамками экскурсионных программ и маршрутов, посещение концертов и выставок, множество вариантов прогулок по городу.

Туристический потенциал городов российского севера

Городской туризм имеет большие перспективы для развития в России, имеющей мощную рекреационную и историко-культурную базы. На 1 января 2014 года по оценке Росстата в России проживало 143,7 млн. чел. Всего в России насчитывается около 1100 городов, что не так уж много для территории страны, из них с населением свыше 1 млн. чел. - 15. Городское население составляло 74%, сельское - 26% [12].

Российский Север занимает полностью или частично территорию 27 субъектов Федерации, т.е. около 60% территории страны. Здесь расположено 70 городов, более 300 поселков городского типа, около 1300 иных небольших поселений, и сосредоточено 80% сырьевых ресурсов нашей страны. Численность населения российского Севера - 12 млн. человек [9].

К Крайнему Северу России относится территория к северу от Северного Полярного круга. Это такие города, как Костомукша; Северодвинск; Воркута, Инта, Усинск и Печора; Игарка и Норильск; Оха; Мурманск и многие другие [7].

Россия, «богатая» обширными территориями на Севере, характеризуется очаговой системой размещения населенных пунктов, которые располагаются рядом с производственными комплексами. В некоторых населенных пунктах работа осуществляется вахтовым методом, но это встречается не часто. Типичный пример - город Норильск, образующий промышленный центр, полностью ориентированный на комбинат «Норильский никель». Здесь есть все для жизни людей: свой институт и колледж, отделение банка, спортивные залы и стадионы, своя гидроэлектростанция, однако, выехать куда-либо непросто - до краевого центра - города Красноярска - 1,5 тыс. км [8].

В последние два десятилетия на Севере России в результате социально-экономических изменений во многих городах возникла проблема переселения северян в другие районы страны.

С другой стороны, с развитием общества потребления северяне и сами стали активнее стремиться в центральные города России, где больше возможностей и перспектив для личностной самореализации. В результате на протяжении двух с половиной десятилетий во многих регионах Крайнего Севера наблюдается мощный отток населения, демографическая убыль, не восполняемая ни рождаемостью, ни возвратной миграцией.

Главными центрами притяжения для мигрантов служат столичные мегаполисы, тогда как Север воспринимается как архаичная окраина. Поэтому не случайно городской туризм в России наиболее активно развивался и развивается в центральных регионах страны: в городах Москва, Иваново, Владимир, Кострома, Тверь, Суздаль, Торжок, Ярославль и др. Весьма привлекательными для туристов традиционно являются и южно-кавказский регион с городами: Анапа, Азов, Ейск, Геленджик, Сочи, Кисловодск, Пятигорск, Минводы, известными своими здравницами и курортами.

По перечню, приведенному в работе В.Ю. Воскресенского [4], из выделенных 9 основных туристических зон федерального значения в России лишь 3 относится к северным районам страны - это территории Севера и ряд территорий Сибири и Дальнего Востока (табл. 1). Еще меньше зон относится к районам Крайнего Севера.

Таблица 1

Перечень основных туристических и курортных зон федерального значения в России

№ Зоны развития туризма области, города, районы развития туризма

1. Север Архангельская, Вологодская, Мурманская области, Республика Карелия

2. Северо-запад Санкт-Петербург, Ленинградская, Псковская, Новгородская области

3. Балтийское побережье Калининград, Калининградская область

4. Москва и Московская область Москва, Московская область (Сергиев-Посад, Верея, Коломна, Истра, Руза и др.)

5. Золотое кольцо древних русских городов Владимирская, Ивановская, Костромская, Ярославская, Тверская области

6. Поволжье (Нижегородская, Астраханская, Волгоградская, Ульяновская области, Республика Татарстан)

7. Северный Кавказ Черноморское и Азовское побережье (города Анапа, Ейск, Сочи, Геленджик, Азов), Кавказские Минводы (Кисловодск, Пятигорск), Республика Дагестан, Республика Кабардино-Балкария

8. Сибирь Горный Алтай, Горная Шория, Иркутск, Улан-Удэ, Кяхта, Республика Якутия

9. Дальний Восток Приморский край, Сахалин, Камчатка

Крайний Север занимает исключительно важное место в историческом и культурном развитии России ввиду наиболее ярко выраженного проявления на этих территориях исконно русских традиций, обычаев, традиционной живой культуры поморов, саамов, ненцев, коми, чукчей, якутов и др., наличия элементов деревянной культовой архитектуры, а также специфичности современного уклада жизни местного населения.

Города Крайнего Севера вполне отчетливо делятся на функциональные группы. Достаточно широко представлены однофункциональные города: города - транспортные центры, в том числе морские порты; город - центры добывающей промышленности, занятые разработкой месторождений угля (Инта), апатитов (Кировск), железных руд (Костомукша, Ковдор, Оле-негорск), нефти и газа (Вуктыл), медно-никелевых руд (Мончегорск, Заполярный) и в центры лесоперерабатывающей, чаще всего целлюлозно-бумажной промышленности (Новодвинск, Коряжма, Сокол, Сегежа, Кондопога, Сортавала) [6].

Многофункциональность свойственна, как правило, не средним, а малым и большим городам. Малые города имеют ограниченную зону влияния, а для больших городов характерны крупные объемы производства и обширность обслуживаемой территории, существенная доля непроизводственной сферы и сферы услуг (наука, культура, образование, управление); многоотраслевая промышленность с высокой долей металлообработки и машиностроения.

В качестве примеров многофункциональных городов с крупными отраслевыми комплексами можно назвать Ухту и Воркуту, отчасти - Северодвинск с его машиностроительным комплексом. По пути многофункциональности развиваются также некоторые средние города -Апатиты и Котлас.

проблемы и перспективы развития городского туризма на кольском полуострове

Как форма поселения, город лучше всего подходит для экстремальных природно-климатических условий и играет исключительную роль в развитии Крайнего Севера.

Самым крупным городом за Полярным Кругом является город Мурманск. Этот город -одним из важнейших деловых и культурных центров Баренцева Евро-Арктического региона, в который входят северные области России, Норвегии, Финляндии и Швеции.

В Мурманской области возможны практически все виды туризма, кроме курортного: спортивная рыбалка, охота, водный, горный туризм, альпинизм, кайтинг, горнолыжный спорт, пешие, лыжные и велосипедные походы; коммерческо-деловой; активно-оздоровительный; культурно-исторический; минералогический; ностальгический; паломнический; патриотический; познавательный; приморский; приключенческий; развлекательный; событийный; фестиваль-

но-конгрессный; экологический; экзотический; этнографический, экстремальный. Наибольшей популярностью в Мурманской области пользуются виды туризма, связанные с охотой, рыболовством, водными сплавами по рекам, горнолыжным спортом и альпинизмом в Хибинских горах. Туристы также любят посещать центры саамской и поморской культуры в Терском и Ловозерском районах Мурманской области [1].

Однако Мурманская область имеет потенциал также с точки зрения развития и городского туризма, так как она является одним из самых урбанизированных регионов России. Об этом свидетельствует статистика: численность городского населения Мурманской области составляет 92,7%. По этому показателю регион занимает 4-е место в России (после Москвы, С.-Петербурга и Магаданской области) и 2-е место в Северо-Западном федеральном округе (уступая лишь Петербургу). На начало 2014 года из 780 401 чел., проживающих в регионе, 723 510 чел. живут в городах и лишь 56 891 чел. - в сельских поселениях. Плотность населения - 5,29 чел./км2 [13].

Города Мурманской области в большинстве своем очень молодые. Многие из них были преобразованы из старинных поселков или полностью построены в первой половине XX века в связи с активным освоением рыбных морских ресурсов, добычей полезных ископаемых, развитием Северного морского пути и охраной северных рубежей страны (город Апатиты основан в 1929 г., Кировск - в 1929 г., Мончегорск - в 1937 г., Заполярный - в 1956 г. и др.).

Самым крупным городом и административным центром Мурманской области является город Мурманск с населением около 300 000 чел. Другие города области: Апатиты, Кандалакша, Кировск, Мончегорск, Оленегорск, Североморск, Кола и др.

В городах Мурманской области имеются все предпосылки для дальнейшего развития городских видов туризма. Наибольший потенциал имеется в данной связи именно у города Мурманска, в акватории которого расположены причалы морского торгового и рыбного портов, нефтебазы, судоремонтные заводы, научные, образовательные, культурные и деловые центры.

Мурманск является объектом как внешнего, так и внутреннего туризма, притягивающим потоки людей не только из других регионов и стран, но и, прежде всего, из городских и сельских поселений самого Кольского полуострова.

По опросам жителей окрестных поселений области (опрос был проведен автором среди жителей поселка Териберка в 2014 г. методом глубинного интервью, выборка - целенаправленная, в объеме 28 человек), население этого поселения регулярно ездит в Мурманск для решения торговых, бытовых, культурно-просветительских, развлекательных, лечебных целей. По ответам респондентов, в городе можно более качественно подстричься, удовлетворить по-

требности в досуге и культурном отдыхе (сходить в кино, ресторан, покататься на сноуборде и др.), большая вероятность найти не только подходящую вещь в виду большого выбора товаров, но и спутника жизни. Например:

«Раз-два в месяц мы семьей выезжаем в город, - говорит женщина, 32 года, - там ходим в кино, в кафе. Еще я выезжаю в город по работе, тогда насущные дела делаю... А другие жители тоже едут за развлечениями и за продуктами, у нас цены дорогие все-таки...».

Действительно, на окраинах полуострова, вдали от культурного и социально-экономического центра, каким выступают средние и крупные города, в условиях отсутствия конкуренции, цены на товары дороже, а их ассортимент весьма скромен.

В Мурманске, как и в любом российском городе, более развиты «блага цивилизации» по сравнению с сельскими территориями. На Кольском Севере лишь только в нескольких городах, включая Мурманск, можно получить профессиональное образование, улучшить условия своей жизни, получить перспективную работу:

«В Мурманске, - сообщает информант, девушка 16 лет, - можно получить образование, устроиться на работу. Жилье там намного лучше, вода горячая есть всегда...».

В Мурманск из областных поселков выезжают также для урегулирования вопросов в суде, решению деловых вопросов по работе и даже для того, чтобы отпраздновать юбилей и свадьбу (женщина, 50 лет).

В городе, безусловно, более широкая и разнообразная сфера услуг. Что касается Териберки, то в этом поселении отсутствуют даже жизненно важные услуги: «Если заболел ребенок, -сообщает информант (женщина, 30 лет), - надо в Мурманск ехать. Здесь в аптеку придешь, купишь только анальгин - и все, надо ехать в город».

По мнению еще одного информанта (девушка, 15 лет), перспективные люди неизбежно уезжают в город с целью устроить свою жизнь. Но в данном случае речь уже не о туризме, а о миграции.

В Мурманск, как правило, приезжают по делам. Этот город не для многочасовых пеших прогулок. Прежде всего, из-за некомфортного климата, переменчивой погоды, наличия большого количества возвышенностей, чрезвычайно малого количества парков и скверов и других зон для отдыха. Тем не менее, в городе много достопримечательностей и знаковых мест, которые вносят свой вклад в образ города. Особенно интересен город с точки зрения наполнения семантического пространства. Во многих названиях улиц, магазинов, кафе, гостиниц так или иначе звучит северо-арктическая тематика, а также занятий, связанных с морем, рыболовством, добычей полезных ископаемых т.д. Названия городов мурманской области также

отражают северную, природную и отраслевую специфику региона. В первом случае речь идет о городах Заполярный, Снежногорск, Североморск, Полярный, Полярные Зори. В других случаях города носят названия рек, озер (например, Кандалакша, Мончегорск) или добываемых руд (например, Апатиты, Никель).

Региональную, отраслевую и историко-культурную специфику региона сохраняют многочисленные музеи городов области: Областной краеведческий музей, Военно-морской музей Северного флота, Первый атомный ледокол «Ленин» (Мурманск); Музей геологии и минералогии, Музей истории изучения и освоения европейского севера России (Апатиты), Музей цветного камня (Мончегорск), Музей истории города и флота, мемориальная лодка-музей «Подводная лодка «К-21»» (Североморск) и др.

И все же в большей мере городская среда региона обращает на себя внимание своей мемо-риальностью, связанной с исторической памятью региона.

В городах Мурманской области более четырехсот памятников истории и культуры, 97 из которых охраняются государством (в их числе 10 являются памятниками федерального значения), которые могут представлять немалый интерес для историко-культурного туризма. В самом городе Мурманске их более 70. Подавляющее большинство памятников отражают тему Великой Отечественной Войны (памятник защитникам советского Заполярья «Алеша», открытый в 1974 г., памятник рыбакам и кораблям тралового флота, погибшим в годы Великой Отечественной войны, мемориал «Защитникам Советского Заполярья в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.» и многие другие). Среди историко-революционных памятников особого внимания заслуживает памятник жертвам иностранной интервенции 1918-1920 гг., установленный в 1927 году в Мурманске. Необычный памятник в честь «Ермака» - «дедушки» русского ледокольного флота (1965 г.).

В последние годы стали появляться социокультурные символы города - памятник создателям славянской письменности Кириллу и Мефодию, установленный в 1990 году в Мурманске; монумент «Ждущая» в честь родных и близких мурманских моряков (2012 г.). Этот монумент как нельзя лучше показывает специфику города и жизни его жителей в мирное время.

В современное время тема военных конфликтов продолжает оставаться актуальной для горожан. В начале 2000-х годах в городе Мурманске были установлены памятник «Разорванное сердце», посвящённый мурманчанам, погибшим при исполнении воинского долга в локальных войнах, а также мемориал «Погибшим в мирное время морякам».

В городе имеются объекты и для паломнического туризма. Например, храм Спаса на водах, совсем недавно возведенный в Мурманске, но успевший стать одним из символов города;

Никольский кафедральный собор; Владимировский, Пантелиимонский и храм Всех Святых; святые источники преподобного Трифона и святых Петра и Февроньи. В городе также функционирует епархиальный Паломнический духовно-культурный просветительский центр «Под сенью Трифона», организующий в том числе паломнические поездки по храмам, монастырям и святым местам области.

Событийный туризм также имеет место в городе Мурманске. Ежегодно в Мурманской области проводятся разнообразные мероприятия культурного, спортивного, научного и иного плана. Порядка 30 конгрессных выставочно-ярмарочных мероприятий каждый год осуществляются при поддержке правительства области. Например: «Арктика XXI века - стратегия освоения», «Море. Ресурсы. Технологии», «Экспо Дом», «Отдых для северян», «Заполярная осень», «Каменный цветок», «Мурман-авто» и др.

Одно из наиболее значимых событий - праздник Севера, в ходе которого ежегодно в начале весны проводятся спортивные соревнования по зимним видам спорта как среди любителей, так и профессионалов. В последние годы всё популярней становятся экстремальные виды спорта: скалолазание, скайтинг (специальная доска с парусом), зимний виндсёрфинг и т.п. В 2015 году впервые в программу праздника Севера было включено зимнее плавание.

Особенно важную роль в городском туризме играет развитие развлекательного туризма. Наиболее диверсифицированная индустрия развлечений в областном центре - городе Мурманске, предлагающая десятки кинотеатров, музеев и художественных салонов, 4 театра (включая кукольный), сотни кафе и ресторанов, танцевальные площадки, торгово-развлекательные комплексы, стадионы, океанариум, ледовые катки, 3 горнолыжных комплекса в черте города и т.п.

Туристы в городах Мурманской области могут остановиться гостиницах, которых насчитывается чуть больше ста. Для размещения иностранных туристов традиционно используются гостиница «Печенга» в городе Заполярный, гостиница «Северная» в Кировске, отель «Полярные Зори», «Меридиан», «Огни Мурманска», «Морская» в Мурманске, гостиница «Уют» в Ковдоре. К сожалению, многие гостиницы и объекты размещения имеют ограниченное применение в туриндустрии, так как не предоставляют всего набора услуг (питание, услуги связи; бытовые, транспортные, экскурсионные услуги) или предлагают их в невысоком качестве. Многие гостиницы нуждаются в реконструкции и благоустройстве. В регионе совсем не развита сеть размещения в кемпингах, которая также бы способствовала решению вопросов с размещением туристов.

Чем привлекает город Мурманск приезжих из других регионов и стран? Для ответа на данный вопрос в 2014 г. автором был проведен опрос туристов, останавливающихся в гостиницах города Мурманска (анкетирование, выборка 105 чел.).

В опросе приняло участие в возрасте до 24 лет - 5,7%, от 25 до 44 лет - 51,4%, от 45 до 64 лет - 34,3%, свыше 64 лет - 8,6%. 60% туристов прибыло в город авиа-транспортом, 25,7% -железнодорожным, 11,4% - на личном автомобиле, 2,9% - общественным транспортом. В основном туристы приехали из Северо-Западного Федерального округа России - городов Санкт-Петербурга (40%), Нижнего Новгорода (5,7%), Ленинградской области (2,9%), Петрозаводска (2,9%), Архангельской области (2,9%), а также из других регионов Севера - Красноярского края (2,9%), Сахалина (2,9%), Свердловска (2,9%), Челябинска (2,9%). Кроме того, из Москвы - 8,6%, Волгограда - 2,9%, Таллина (Эстония) - 2,9%. Были туристы и из Мурманской области - города Апатиты (8,6%).

45,7% респондентов приезжают в Мурманск свыше 4-х раз, во 2-3 раз приезжают 20%, в первый раз - 12% опрошенных.

Большинство людей приезжает по рабочим делам и бизнесу (80%), 11,4% респондентов -с целью культурного отдыха, 2,9% - чтобы посетить знакомых или родственников, 5,7% -с иными целями. Деловые цели поездок респондентов связаны с профессиональной деятельностью респондентов - государственной службой, медициной, банковским делом, морским и военным флотом, строительством, 1Т-технологиями, культурой, промышленностью и др.

По опросу туристов, наибольший интерес вызывают ледокол «Ленин» (14,3%), памятник Алеше (11,4%), Мурманский драматический театр (5,7%). По мнению других опрошенных, заслуживают внимание приезжих также Краеведческий музей, маяк, Морской порт, Проспект Ленина, Дельфинарий, Филармония, иные памятники культуры и героям войны (по 2,9%).

Приезжие, к сожалению, никогда не слышали о многих других достопримечательностях города. Действительно, на сегодняшний день информация о туристических продуктах и туристических возможностях в городе Мурманске практически нигде не распространяется. В основном в гостиницах для туристов предлагаются буклеты с активными видами туров на территории региона или с информацией о турах в Болгарию, Испанию, Турцию, Египет и др. страны.

Как отмечают средства массовой информации, последние несколько лет стабильно увеличивается число туристов на Кольском Заполярье как из-за рубежа, так и из других регионов страны. В конце 2014 - начале 2015 годов количество иностранных туристов, приезжающих в Мурманскую область, выросло на треть. Особенно сильный рост потока иностранных туристов отмечался в предновогодние дни и новогодние праздники - по отдельным направлениям увеличение числа туристов составило до 50%. Причиной столь резкого роста специалисты называют экономическую ситуацию: при сегодняшнем курсе рубля иностранцам выгодно ехать

в Россию для отдыха и за покупками. По предварительной оценке, за 2014 год Кольский полуостров посетили 23,2 тысячи иностранных туристов и 288 тысяч наших соотечественников, тогда как в 2012 году эти цифры составляли соответственно 20,3 и 256,8 тысячи человек [3].

И все же наибольшее число туристов посещает не столицу Заполярья, а город Кировск. Туристов привлекает, прежде всего, Хибины, расположенные вокруг города и дающие возможность разнообразных занятий для туристов в любое время года.

В зимнее время года здесь функционируют крупнейший в Европейской части России горнолыжный комплекс, уникальный Ботанический сад и Снежная деревня. В новогодние праздники в 2015 г. в городе Кировске количество туристов возросло до 50% по сравнению с этим же периодом прошлого года. Однако, по экспертным оценкам, спрос превышал предложение. Гостиницы города имеют всего 800 мест размещения, и многим туристам приходится располагаться в частном секторе, емкость которого составляет около 4 000 мест. А в дни праздников одновременно на территории находилось не менее 5 000 туристов. По информации специалистов, квартирное бюро было вынуждено отказывать в размещении из-за нехватки мест уже с середины ноября [2]. Таким образом, город Кировск с его туристической рекреацией сегодня привлекает немало людей, однако в нем наблюдается отсутствие достаточно развитой инфраструктуры.

Заключение

Приведенные факты свидетельствуют о недостаточной развитости услуг в сфере городского туризма в Мурманской области.

Развитию городского туризма (а значит, и городов) в Мурманской области и в целом на Крайнем Севере препятствуют как внешние, так и внутренние проблемы. К проблемам внешнего характера следует отнести недостаточность поддержки туризма как отрасли экономики на федеральном уровне; недостаточную рекламу или в ряде случаев «антирекламу» отдельных территорий Крайнего Севера как объектов туристской привлекательности в СМИ; разнообразие более доступных альтернатив в других частях России и зарубежных странах.

К внутренним проблемам следует отнести дефицит информации о туристских ресурсах Северных городов у туроператоров, потенциальных инвесторов и граждан; слабую инфраструктуру реализации турпродуктов в сфере городского туризма; недостаточность инвестиций в поддержание и развитие туризма и др.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Для решения вышеперечисленных проблем в настоящее время в городах Крайнего Севера, включая города Мурманской области, стала осуществляться целенаправленная политика, на-

чали заниматься территориальным маркетингом, разрабатывать бренды городов, заботиться об имидже, а вместе с ним - о благоустройстве и облике городов.

Развитие городского туризма на Крайнем Севере, таким образом, постепенно осознается как важнейший элемент стратегии развития городов, а значит.

список литературы

1. В Мурманской области растет количество туристов. 2014. 22 июля. URL: http://www. murman.ru/news/?d=22-07-2014_12:23 (дата обращения 27.03.2015).

2. В новогодние праздники количество туристов, посетивших Мурманскую область, значительно выросло // Телекомпания ТВ-21: сайт. Все новости Мурманска и Мурманской области. 2015. 26 января. URL: http://www.tv21.ru/news/2015/01/26/?newsid=77469 (дата обращения 27.03.2015).

3. Виноградов И. Число туристов из стран Скандинавии, приезжающих в Мурманскую область, за последние месяцы выросло на треть //«Вечерний Мурманск». 2015. 23 января. - URL: http://vmnews.ru/novosti/hronika/2015/01/23/cislo-turistov-iz-stran-skandinavii-priezzausih-v-murmanskuu-oblast-za-poslednie-mesacy-vyroslo-na-tret (дата обращения 02.04.2015).

4. Воскресенский В.Ю. Международный туризм. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. 255 с. - URL: http://tourlib.net/books_tourism/voskresensky251.htm (дата обращения 27.03.2015).

5. Жигунова Г.В. Социлаьные проблемы города. - Мурманск: Изд-во МГТУ, 2008. 108 с.

6. Лаппо Г.М. Европейский Север выделяется из числа других районов России особенностями, которые нашли отражение в облике, истории и функциях его городов // Гелион. - URL: http://helion-ltd.ru/nothern-cities/ (дата обращения 10.06.2015).

7. Постановление Совмина СССР от 03.01.1983 N 12 (ред. от 03.03.2012) «О внесении изменений и дополнений в Перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 г. N 1029» (вместе с «Перечнем районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, на которые распространяется действие Указов Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1960 г. и от 26 сентября 1967 г. о льготах для лиц, работающих в этих районах и местностях», утв. Постановлением Совмина СССР от 10.11.1967 N 1029) // КонсультантПлюс. - URL: http://www.consultant.ru/ law/podborki/rajony_krajnego_severa/ (дата обращения 20.06.2015).

8. Распределение населения на территории России // Отечественные записки. - URL: http:// www.strana-oz.ru/2002/6/raspredelenie-naseleniya-na-territorii-rossii (дата обращения 21.06. 2015).

9. Стратегическое значение Севера для экономики России // EthnoWork: Этнография и краеведение. - http://www.ethnowork.ru/rins-985-1.html (дата обращения 25.03.2015).

10. Хуснтдинова С.Р., Бабанина М.А. Туристская инфраструктура как фактор развития города в условиях глобализации // V Международная научно-практическая Интернет-конференция «Проблемы формирования новой экономики XXI века» (21-22 декабря 2012 г.). - URL: http://www.confcontact.com/20121221/1_husnutdinova.htm (дата обращения 20.03.2015).

11. Хуснутдинова С.Р., Сафонова М.В. Образование через путешествие как одно из направлений городского туризма // Фундаментальные исследования. 2014. № 5-5. С. 1037-1040. - URL: www.rae.ru/fs/?section=content&op=show_article&article_id=10003308 (дата обращения 27.03.2015).

12. Численность населения // Росстат: Федеральная служба государственной статистики. - URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/demography/# (дата обращения 20.03.2015).

13. Численность населения на начало 2014 года и в среднем за 2013 год по компонентам изменения по Мурманской области (по городской и сельской местности) // Мурманскстат: Федеральная служба государственной статистики. - URL: http://murmanskstat.gks.ru/wps/ wcm/connect/rosstat_ts/murmanskstat/ru/statistics/population/ (дата обращения 02.04.2015).

14. Richards G. Creativity and tourism in the city // Current Issues in Tourism. УЫю 17. Is. 2, 2014 (дата обращения 02.04.2015).

15. Understanding Tourism: Basic Glossary. - URL: http://media.unwto.org/content/understanding-tourism-basic-glossary (дата обращения 05.03.2015).

References

1. V Murmanskoy oblasti rastet kolichestvo turistov. 2014. 22 iyulya. - URL: http://www.murman. ru/news/?d=22-07-2014_12:23 (data obrashcheniya 27.03.2015).

2. V novogodnie prazdniki kolichestvo turistov, posetivshikh Murmanskuyu oblast', znachitel'no vyroslo // Telekompaniya TV-21: sayt. Vse novosti Murmanska i Murmanskoy oblasti. 2015. 26 yanvarya. - URL: http://www.tv21.ru/news/2015/01/26/?newsid=77469 (data obrashcheniya 27.03.2015).

3. Vinogradov I. Chislo turistov iz stran Skandinavii, priezzhayushchikh v Murmanskuyu oblast', za poslednie mesyatsy vyroslo na tret' //«Vecherniy Murmansk». 2015. 23 yanvarya. - URL: http://vmnews.ru/novosti/hronika/2015/01/23/cislo-turistov-iz-stran-skandinavii-priezzausih-v-murmanskuu-oblast-za-poslednie-mesacy-vyroslo-na-tret (data obrashcheniya 02.04.2015).

4. Voskresenskiy V.Yu. Mezhdunarodnyy turizm. - M.: YuNITI-DANA, 2006. 255 p. - http://tour-lib.net/books_tourism/voskresensky251.htm (data obrashcheniya 27.03.2015).

5. Zhigunova G.V. Sotsila'nye problemy goroda. - Murmansk: Izd-vo MGTU, 2008. 108 p.

6. Lappo G.M. Evropeyskiy Sever vydelyaetsya iz chisla drugikh rayonov Rossii osobennostyami, kotorye nashli otrazhenie v oblike, istorii i funktsiyakh ego gorodov // Gelion. - URL: http:// helion-ltd.ru/nothern-cities/ (data obrashcheniya 10.06.2015).

7. Postanovlenie Sovmina SSSR ot 03.01.1983 N 12 (red. ot 03.03.2012) «O vnesenii izmeneniy i dopolneniy v Perechen' rayonov Kraynego Severa i mestnostey, priravnennykh k rayonam Kray-nego Severa, utverzhdennyy Postanovleniem Soveta Ministrov SSSR ot 10 noyabrya 1967 g. N 1029» (vmeste s «Perechnem rayonov Kraynego Severa i mestnostey, priravnennykh k rayonam Kraynego Severa, na kotorye rasprostranyaetsya deystvie Ukazov Prezidiuma Verkhovnogo Soveta SSSR ot 10 fevralya 1960 g. i ot 26 sentyabrya 1967 g. o l'gotakh dlya lits, rabotay-ushchikh v etikh rayonakh i mestnostyakh», utv. Postanovleniem Sovmina SSSR ot 10.11.1967 N 1029) // Konsul'tantPlyus. - URL: http://www.consultant.ru/law/podborki/rajony_krajnego_ severa/ (data obrashcheniya 20.06.2015).

8. Raspredelenie naseleniya na territorii Rossii // Otechestvennye zapiski. - URL: http://www.stra-na-oz.ru/2002/6/raspredelenie-naseleniya-na-territorii-rossii (data obrashcheniya 21.06.2015).

9. Strategicheskoe znachenie Severa dlya ekonomiki Rossii // EthnoWork: Etnografiya i kraevede-nie, http://www.ethnowork.ru/rins-985-1.html (data obrashcheniya 25.03.2015).

10. Khusntdinova S.R., Babanina M.A. Turistskaya infrastruktura kak faktor razvitiya goroda v us-loviyakh globalizatsii // V Mezhdunarodnaya nauchno-prakticheskaya Internet-konferentsiya «Problemy formirovaniya novoy ekonomiki KhKhl veka» (21-22 dekabrya 2012 g.). - URL: http://www.confcontact.com/20121221/1_husnutdinova.htm (data obrashcheniya 20.03.2015).

11. Khusnutdinova S.R., Safonova M.V. Obrazovanie cherez puteshestvie kak odno iz napravleniy gorodskogo turizma // Fundamental'nye issledovaniya. 2014. № 5-5. Pp. 1037-1040. - URL: www.rae.ru/fs/?section=content&op=show_article&article_id=10003308 (data obrashcheniya 27.03.2015).

12. Chislennost' naseleniya // Rosstat: Federal'naya sluzhba gosudarstvennoy statistiki. - URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/demography/# (data obrashcheniya 20.03.2015).

13. Chislennost' naseleniya na nachalo 2014 goda i v srednem za 2013 god po komponentam izmen-eniya po Murmanskoy oblasti (po gorodskoy i sel'skoy mestnosti) // Murmanskstat: Federal'naya sluzhba gosudarstvennoy statistiki. - URL: http://murmanskstat.gks.ru/wps/wcm/connect/ross-tat_ts/murmanskstat/ru/statistics/population/ (data obrashcheniya 02.04.2015).

14. Richards G. Creativity and tourism in the city // Current Issues in Tourism. Vol. 17. Is. 2, 2014 (дата обращения: 02.04.2015).

15. Understanding Tourism: Basic Glossary. URL: http://media.unwto.org/content/understanding-tourism-basic-glossary (data obrashcheniya 05.03.2015).

данные об авторе

Жигунова галина владимировна, профессор кафедры социальных наук; проректор по научно-исследовательской работе, доктор социологических наук, доцент Мурманский государственный гуманитарный университет ул. Капитана Егорова, 15, г. Мурманск, 183038, Россия e-mail: Galina-zhigunova@yandex.ru

DATA ABouT THE author

Zhigunova Galina Vladimirovna, Professor of the Department of Social Sciences, Doctor of Sociology, Associate Professor

Murmansk State Humanities University

15, Kapitan Egorov street, Murmansk, 183038, Russian Federation

e-mail: galina-zhigunova@yandex.ru

SPIN-code: 4554-0448

ORCID: 0000-0001-7981-92 78

ResearcherID: D-6997-2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.