Научная статья на тему 'Развитие туризма как способ экономической интеграции стран Азиатско-Тихоокеанского региона'

Развитие туризма как способ экономической интеграции стран Азиатско-Тихоокеанского региона Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
489
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / INTERNATIONAL COOPERATION / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ / REGIONAL ECONOMY / ТУРИЗМ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ / MANAGEMENT ARRANGEMENTS

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Кулакова Л.И.

На современном этапе глобализации экономики сотрудничество стран Азиатско-Тихоокеанского региона приобретает наибольшую актуальность. В настоящей статье рассмотрены исторические аспекты развития туристкой сферы в Республике Корея, ее роль и степень влияния на экономику страны, определены основные точки взаимодействия и сотрудничества между Россией и Республикой Корея. В ходе исследования выявлены основные причины, препятствующие развитию туризма в России, предложен перечень основных мероприятий, способствующих экономической интеграции со странами Азиатско-Тихоокеанского региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Кулакова Л.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Tourism development as a way of economic integration of the Asia-Pacific region

At the modern stage of globalization of economic cooperation in the Asia-Pacific region gets the greatest relevance. This article describes the main ways of interaction and cooperation between Russia and the Korean Republic, identified the potential of tourism development, the proposed mechanisms and the main directions of state regulation aimed minimization problems and the expansion of the interstate cooperation.

Текст научной работы на тему «Развитие туризма как способ экономической интеграции стран Азиатско-Тихоокеанского региона»

УДК 338.486(519.5+47)

Л.И. Кулакова

Филиал Дальневосточного федерального университета, Петропавловск-Камчатский, 683000 e-mail: milakul2606@rambler. ru

РАЗВИТИЕ ТУРИЗМА КАК СПОСОБ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ СТРАН АЗИАТСКО-ТИХООКЕАНСКОГО РЕГИОНА

На современном этапе глобализации экономики сотрудничество стран Азиатско-Тихоокеанского региона приобретает наибольшую актуальность. В настоящей статье рассмотрены исторические аспекты развития туристкой сферы в Республике Корея, ее роль и степень влияния на экономику страны, определены основные точки взаимодействия и сотрудничества между Россией и Республикой Корея. В ходе исследования выявлены основные причины, препятствующие развитию туризма в России, предложен перечень основных мероприятий, способствующих экономической интеграции со странами Азиатско-Тихоокеанского региона.

Ключевые слова: международное сотрудничество, глобализация экономики, туризм, экономическая интеграция.

L.I. Kulakova (Kamchatka branch of Far Eastern Federal University, Petropavlovsk-Kamchatsky, 683000). Tourism development as a way of economic integration of the Asia-Pacific region

At the modern stage of globalization of economic cooperation in the Asia-Pacific region gets the greatest relevance. This article describes the main ways of interaction and cooperation between Russia and the Korean Republic, identified the potential of tourism development, the proposed mechanisms and the main directions of state regulation aimed minimization problems and the expansion of the interstate cooperation.

Key words: international cooperation, regional economy, management arrangements.

DOI: 10.17217/2079-0333-2015-32-77-84

Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР) - это экономически и политически важная территория, объединяющая дипломатическими и торговыми отношениями около 50 стран, расположенных по периметру Тихого океана, реально претендует в настоящее время на роль нового геополитического центра мира.

В АТР представлено большое разнообразие экономик и ресурсов: динамично развивающиеся Гонконг и Сингапур, высокие технологии Японии, Кореи и Тайваня, природные ресурсы Австралии, Канады и российского Дальнего Востока, людские ресурсы Китая и Индонезии, высокая сельскохозяйственная производительность Чили, Новой Зеландии, Филиппин и США. При определенных условиях они могут быть интегрированы в центр мировой экономической активности. Общая численность населения в АТР составляет 3,5 млрд чел., или 49% от общей численности населения земного шара.

Россия придает большое значение укреплению своих политических и экономических позиций в АТР, так как в современных условиях нестабильной политической и экономической обстановки наиболее перспективным направлением международного сотрудничества является производство, переработка, транспортировка и реализация ресурсов на Дальнем Востоке России.

Вполне очевидно, что российский Дальний Восток с такой огромной территорией остается сырьевой провинцией страны и базой устойчивого развития государства на ближайшие десятилетия. Неблагоприятные климатические условия и стремительное сокращение численности населения (на 20% за последние десять лет) [1], которые сопровождаются опустошением территорий, требуют применения инновационных форм развития и активной интеграции в глобальную экономику стран АТР, поскольку государства этого региона обладают мощным инвестиционным и инновационным потенциалом.

Среди ряда стран, сотрудничающих с Россией в АТР, следует выделить Южную Корею, республику, которая зарекомендовала себя не только как надежный партнер, но и как страна с передовым производством.

С момента образования Республики Корея в 1953 г. до настоящего времени экономика этой страны развивалась довольно стремительно. Особого внимания заслуживает темп роста внутреннего национального продукта (ВНП), который в период с 1962-1988 г. составил 8,6%, что позволило превратить страну из традиционно сельскохозяйственной в индустриальную. С 1979 г. страна проводит политику открытости экономики для иностранных инвесторов, что привело к «вливанию» широкомасштабных американских, японских и европейских инвестиций. Начав с заимствования не самых новых зарубежных технологий, Корея превратилась в довольно сильную в научно-техническом плане державу [2].

В настоящее время объем ВНП Южной Кореи превысил 1 трлн долл. США. Одним из достижений республики стал уровень внутреннего национального продукта на душу населения, который вырос со 100 долларов США в 1963 г., до 20 000 долларов США в 2012 г. [3].

Развитию экономики Южной Кореи способствовало то, что с начала 60-х гг. страна применила сочетание государственного планирования с рыночным механизмом, основывающимся на развитии сельского хозяйства, обеспечивающего население продовольствием, и политике справедливого распределения доходов. Концентрация и централизация привели к возникновению крупных многоотраслевых монополий - чеболей, которых насчитывается около 50, из них Hyundai Motor, Samsung Electronic (их доля в ВНП составляет 26%), а также LG и Daewoo. Одновременно в Корее насчитывается около 900 тыс. малых и средних предприятий, на которых занято свыше 50% рабочей силы и которые производят около 30% ВВП [4]. Промышленное производство Кореи основывается на добыче вольфрама, автомобилестроении, судостроении, электроэнергетике, нефтеперерабатывающей и военной промышленности.

Успехи экономического развития Южной Кореи также связаны с переходом к наукоемкой, высокотехнологичной продукции, производство которой опирается на долгосрочную государственную политику в области науки, техники и подготовки высококвалифицированных кадров.

Стремительный рост экономики Южной Кореи во многом определили как объективные, так и субъективные факторы, к которым можно отнести:

- стратегию развития, ориентированную на экспорт и на взаимодействие с внешним миром;

- благоприятный международный экономический климат 60-х - первой половины 70-х годов, облегчивший доступ к внешним источникам ресурсов;

- сильное и эффективное руководство в лице авторитарных правительств, отложивших демократические и политические преобразования в пользу экономического развития;

- относительно малые затраты на содержание военно-промышленного комплекса (2-3% от ВВП против 60-70% северокорейских затрат) [4];

- привлечение иностранных капиталовложений как финансовых, так и технологических: промышленное оборудование и «ноу-хау»;

- этническая и культурная однородность, а также конфуцианская традиция, придающая особую ценность трудолюбию, образованию, жизненному успеху и преданности своей нации.

Российская Федерация, превосходя Южную Корею по территории в 170 раз, по численности населения в 3 раза, уступает по объему ВНП более чем в 500 раз. Передовой опыт Южной Кореи по развитию территории может быть использован российскими органами власти в рамках взаимодействия и сотрудничества.

Немаловажным фактором является отсутствие сколько-нибудь заметных политических проблем, способных тормозить развитие экономических отношений между Российской Федерацией и Республикой Корея.

Южнокорейские партнеры имеют реальную возможность приобрести практически все основные необходимые им виды промышленного и частично сельскохозяйственного сырья, в том числе и энергоносители (нефть, газ, уголь), имеют доступ к закупкам сложной и нередко уникальной продукции и связанных с ее использованием технологий (научно-технические разработки в космической сфере, а также в военно-промышленном комплексе).

В последние годы, по данным посольства Республики Корея в Москве, в торговле с Россией уже участвовали более 900 южнокорейских компаний. Около 50 из них имели свои постоянные представительства в Российской Федерации. При этом на долю примерно 20 крупнейших компаний приходилось около 80% оборота взаимной торговли, а на 4 из них - Samsung, LG, Hyundai, Daewoo - почти 70%.

Следует обратить внимание на то, что с российской стороны существуют определенные препятствия на пути развития товарообмена между двумя странами, обусловленные тарифными барьерами (повышение и постоянные изменения таможенных пошлин в России), нетарифными барьерами (внутренние налоги, излишне сложная и бюрократизированная система экспертизы и лицензирования товаров) и возникающими трудностями во взаиморасчетах. Но вопреки существующим проблемам в 2013 г. доля импорта в Россию из Южной Кореи составила 3,4% (11749,3 млн долл. США), от общего объема импортируемых товаров. Доля экспорта в Южную Корею составила 2,6% (15521,1 млн долл. США) от общего объема экспортируемых товаров. Графическое распределение внешней торговли Российской Федерации представлено на рисунке.

Графическое распределение внешней торговли Российской Федерации в 2013 году, % [1, 4]

У Южной Кореи и Российской Федерации существует ряд схожих проблем, препятствующих развитию экономики. Проблемы Южной Кореи заключаются в том, что предприятия -конгломераты за последние пять лет чрезмерно диверсифицировали свою деятельность, что привело к распылению финансовых ресурсов и неконкурентоспособности в большом спектре избранных элементов бизнеса. Возросший уровень заработной платы, сдерживающий экономию на издержках труда, снизил конкурентоспособность продукции и способствовал сокращению экспорта. При этом экспортно ориентированная модель экономики Южной Кореи не ставит перед собой задачу поиска внутренних резервов роста, задействуя исключительно внешние факторы.

Экономика России также направлена на экспортно ориентированную модель (особенно минерально-сырьевой комплекс), но ее преимущество заключается в том, что стратегические программы развития страны предусматривают диверсификацию экономики в нематериальное производство. Туризму как одному из секторов нематериального производства уделяется особое внимание.

В современном мире большое внимание уделяется развитию туризма, так как это одна из самых привлекательных и перспективных отраслей экономики, основное преимущество которой в высокой доходности и быстрой окупаемости. В то же время страны, взаимодействующие в сфере туризма, избегают вышеуказанных проблем, связанных с таможенными процедурами и налоговыми ставками.

Примером в части развития туризма может выступать Республика Корея. Туризм в этой стране всегда рассматривался как перспективный путь развития, а наибольшее продвижение он получил в конце 1980-х гг. прошлого века. Расширив и усовершенствовав инфраструктуру туризма, Корея добилась того, что ежегодно в страну приезжают миллионы туристов, а за пределы Кореи выезжают около миллиона человек [1]. Расширение географии и объема поездок южных корейцев за рубеж, привлечение в страну иностранных туристов является для корейского правительства важным звеном в процессе дальнейшей интеграции страны в мировое сообщество и является одним из приоритетных направлений его деятельности.

В Российской Федерации инфраструктура туризма не настолько развита, чтобы рассматривать данную сферу как конкурентоспособную, но ее развитие является одним из приоритетных направлений развития экономики. В ряде стран, имеющих богатый опыт развития туризма, существуют уникальные подходы к распределению полномочий и решению задач в данной сфере, которые направлены на отстаивание интересов государства, туристских фирм и путешественников.

Нами проведено исследование основных подходов к развитию туризма в Южной Корее и Российской Федерации (табл. 1).

Таблица 1

Основные подходы к развитию туризма в Южной Корее и Российской Федерации

Полномочия и особенности Российская Федерация Южная Корея

Государственный, национальный уровень Министерство экономического развития РФ - разработка стратегии развития туризма в РФ, разработка «Стандарта деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в регионе»; Федеральное агентство по туризму РФ - ведет единый федеральный реестр туроператоров, координирует реализацию ФЦП «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (20112018 годы)»; является соисполнителем Государственной программы РФ «Развитие культуры и туризма» на 2013-2020 годы; Центральный банк РФ; Федеральная миграционная служба - контроль соблюдения миграционного законодательства, анализируется информация о жителях РФ, выезжающих за пределы страны с целью туризма; Федеральная таможенная служба - контроль провоза товаров через границу РФ и соблюдения таможенного законодательства Министерство культуры и туризма Республики Корея; Министерство юстиции РК; Национальный банк РК; Корейская национальная организация развития туризма (КЫТО) - организация ведет статистику выезда за рубеж южнокорейских граждан, посещения иностранцами страны; разрабатывает стратегию развития туризма, строительства туристских инфраструктурных объектов, маршрутов, работает с частными турагентствами (всего КЫТО - 20 отделений по всему миру)

Общественные, некоммерческие туристские организации Российский союз туриндустрии (РТС) - организация участвует в разработке законов, реализует маркетинговые, образовательные, информационные проекты, участвует: - в работе по привлечению инвестиций в сферу туризма и в работе по противодействию монополизации туристского рынка; в совершенствовании НПА и разрешении конфликтных ситуаций в сфере туризма; - содействует созданию новых турпродуктов, внедрению новых технологий и совершенствованию системы подготовки кадров (всего 10 отделений по стране). Ассоциация туроператоров России (АТОР) - создана по инициативе лидирующих туроператоров с целью защиты интересов членов ассоциации, в которую входит около 50 крупнейших компаний. Ассоциация туристских организаций «Евро-Азия». Московская ассоциация туристических агентств (МАТА). Международная туристская ассоциация «Астур» Ассоциация генеральных турагентств (КАТА) - создана по инициативе генеральных туристических агентств с целью сотрудничества, улучшения качества обслуживания, координации контактов с правительством

Туристские организации 1. Крупнейшие компании - 13 фирм: Российская ассоциация социального туризма (РАСТ). - имеют представительства за рубежом; - имеют договоры с авиакомпаниями (в основном на чартерные рейсы) и отелями, чтобы минимизировать затраты туристов; 2. Крупные, средние и малые туроператоры и турагентства - 10300 (из-за отсутствия статистических данных не представляется возможным представить более подробную информацию) 1. Генеральные турагенты - 456 фирм (389 состоят в КАТА) с уставным капиталом не ниже 290 тыс. долл. США: - имеют представительства за рубежом; - имеют договоры с авиакомпаниями и отелями, что позволяет им бронировать авиабилеты и номера по более низким ценам; - владеют 70% всего туристского рынка РК; - предоставляют 2950 рабочих мет. 2. Агенты по зарубежному туризму -2300 фирм, с уставным капиталом не ниже 83 тыс. долл. США. 3. Агенты по внутреннему туризму -2500 фирм, с уставным капиталом не ниже 60 тыс. долл. США. Фирмы, категории 2 и 3 имеют право осуществлять деятельность только в обозначенных сферах туризма

Количество посещений туристами стран 2002-2013 гг. - 655 259 человек 1960-2013 гг. более 100 млн чел.

Особенности Каждый год в стране имеет общеотраслевую тематику (год культуры, год учителя и т. д.) Каждый год в корейском туризме имеет свою тему (год острова Чеджу и др.)

Из данных, представленных в таблице, следует, что отличительной особенностью в управлении национальной экономикой Южной Кореи в сфере туризма является непрерывный статистический учет потока туристов и четкие приоритеты ведения бизнеса.

Отличительной чертой Южной Кореи в решении задач по развитию туризма от России является четкое распределение обязанностей среди организаций государственного, общественного и коммерческого уровней, что приносит положительные результаты в развитии отрасли.

В Корее очень серьезно относятся к ведению статистики, которая по данной отрасли экономики ведется кропотливо и непрерывно с 1960 г. Строго учитываются прибывшие в страну и выезжающие из нее туристы, количество валютных средств, вывезенных туристами за рубеж, и суммы денежных расходов иностранцев в Южной Корее. Данная информация способствует определению доли влияния туристской сферы на экономику страны, что предопределяет государственную политику и государственные расходы в данном секторе экономики. Органами власти регулярно проводятся маркетинговые исследования, которые способствуют увеличению туристского потока в несколько раз. К примеру, в 2006 г. была «сделана ставка» в развитии туризма на остров Чеджу, расположенный в 150 км к югу от Корейского полуострова. Результатом маркетинговой политики и действий властей стало увеличение туристского потока (с июля 2006 г. по март 2007 г.) в два раза. В Российской Федерации инструменты маркетинга применяются в основном коммерческими предприятиями туристской сферы с целью продвижения уже имеющихся туристских продуктов.

Серьезный подход к учету валютных операций позволяет корректировать государственные расходы на инфраструктуру туризма. Информация о туристских потоках и финансовых тратах позволяет сделать вывод о том, что за время своего пребывания в стране иностранные туристы расходуют в среднем по 1264 долл. на человека, при этом в Корее они находятся в среднем около 6 дней.

Правительством Республики Корея принято решение в ближайшие три года увеличить поток туристов из России как минимум в два раза, так как российские путешественники вносят (наравне с китайцам и жителям Сингапура) наибольший вклад в развитие экономики страны. Российский турист, пребывая в Корее в два раза дольше (в среднем 12 дней), тратит около 1987 долл. США, что является третьим показателем после США и Китая.

Посещение российских туристов Кореи за последние восемь лет значительно превышает поток корейских туристов в Россию (табл. 2). Но правительство Южной Кореи планирует увеличить эти показатели в несколько раз.

На международном уровне достигнуты договоренности между Российской Федерацией и Южной Кореей, которые позволили с января 2014 г. вступить в силу безвизовому режиму для краткосрочных поездок, что позволит существенно сблизить две страны и облегчить поездки друг к другу. В целях привлечения российских туристов в Корею до 350 тыс. человек в год Министерством культуры и туризма Кореи принята соответствующая программа. В период 2014-2015 гг. проводится компания «Годы взаимных визитов», направленная на привлечение максимального числа туристов. Особое внимание в 2014-2015 гг. путешественниками уделено деловому, медицинскому, гастрономическому, природному и культурному туризму.

Таблица 2

Показатели численности взаимных посещений туристами Южной Кореи и России за 2008-2014 годы [5]

Год Посещения, человек Темпы изменений,%

Корейцы в Россию Россияне в Южную Корею Южная Корея Россия

2008 47 343 49 414 - -

2009 35 200 58 704 26 19

2010 42 573 74 233 21 26

2011 46 991 74 960 10 1

2012 48 425 92 417 3 23

2013 52 114 107 035 7 17

2014 82 494 126 239 58 18

Южнокорейскими властями запланировано регулярно проводить на Дальнем Востоке мероприятия сбытового направления «Выставка медицинского туризма», что будет способствовать расширению знаний российских граждан о достижениях корейской науки, медицины и техники,

а также способствовать увеличению въездного туризма в Корею. Причиной активности южнокорейских властей в развитии медицинского туризма является тот факт, что в настоящее время среди россиян наибольшей популярностью пользуется медицинский туризм, так как Корея обладает одними из наилучших в мире диагностическими центрами. Поэтому медицинское направление в стране выбрано «локомотивом» развития туризма. Граждане других стран, приезжая за различным спектром медицинских услуг, сочетают свое пребывание и с осмотром достопримечательностей. Так, по итогам 2013 г. «медицинские туристы» из РФ (в основном дальневосточные) заняли третье место, опередив японцев и уступив лишь китайцам и американцам. При этом российские туристы тратят на медицинские услуги в 2-3 раза больше денег, чем туристы из других стран.

В целях развития взаимодействия в сфере туризма корейскими авиакомпаниями открыт новый авиамаршрут между Владивостоком и Яняном, возможно появление маршрута между Хабаровском и южнокорейским курортным островом Чечжу. В свою очередь авиакомпания «Аэрофлот» предлагает авиабилеты для жителей Дальневосточного региона в Сеул со скидкой.

Одним из перспективных направлений развития сотрудничества в сфере туризма может стать космический туризм, который объединит научно-технические достижения российских и южнокорейских предприятий, а также откроет новейшие сферы туристской отрасли.

В целях продвижения российского туристского продукта на мировой рынок и популяризации туризма внутри страны Правительством Российской Федерации и органами власти субъектов РФ разработаны стратегические документы (стратегии развития туризма, государственные программы по развитию внутреннего и въездного туризма, государственные программы содействия развитию малого и среднего предпринимательства), способствующие внедрению современных механизмов повышения конкурентоспособности туристской сферы и устранению существующих проблем развития туризма.

К основным проблемам, препятствующим развитию туризма в России, относятся:

1. Российский отдых дороже, чем за границей, за исключением стоимости путевок в санатории и дома отдыха. Высокая цена российского отдыха компенсируется длительностью пребывания, как правило, 14-21 день. Заграничные поездки по длительности составляют 6-12 дней.

2. Транспортная инфраструктура развита слабо из-за ненадлежащего состояния автодорог. Перевозки туристов по бездорожью к основным туристским объектам осуществляются на специально оборудованных автомобилях повышенной проходимости, но низкой комфортности, что, несомненно, не способствует привлечению туристов, предпочитающих комфорт.

3. Средства размещения имеют низкую категорию (2-3 звезды), а некоторые совсем не имеют категорий.

4. Информационная доступность ограниченна. Получить наиболее подробную информацию о маршрутах на Дальнем Востоке возможно только на сайтах конкретных туристских фирм, адреса которых необходимо знать точно. Анализ отзывов путешествующих показал, что наблюдаются случаи, когда туристские фирмы оставляют без внимания и ответа вопросы туристов, оставленные на официальном сайте фирм, о стоимости туров и пакете услуг, включаемых в них, о комфортности проживания и средствах перемещения.

5. Существует языковой барьер. Квалификация кадров не только туристских фирм, но и предприятий смежных отраслей не соответствует международным стандартам. В большом количестве компаний сотрудники не владеют иностранными языками (в т. ч. наиболее используемыми - английским, китайским, французским).

6. Несовершенна система сбора статистических данных. Предоставление данных субъектами туристской индустрии в органы статистики или органы исполнительной власти, ответственные за сферу туризма в регионах, осуществляется на добровольных началах, что является недостаточным и не отражает действительной картины туристских потоков, не позволяет составить полноценный анализ влияния туризма на экономику регионов.

Разрозненность информации о туристских и финансовых потоках препятствует развитию туристской сферы и негативно сказывается на эффективности управленческих решений, принимаемых органами власти. Поэтому нормативные правовые документы и мероприятия, проводимые государством в целях развития туризма, не всегда венчаются успехом. Государственные расходы, реализуемые в рамках государственных программ, направленные на поддержку предпринимательских инициатив в сфере развития туризма, часто не достигают запланированных целевых индикаторов.

Чтобы устранить существующие проблемы, препятствующие развитию туризма и взаимодействию с зарубежными странами российским органам власти, необходимо использовать следующие управленческие механизмы:

1. Разработать единую систему расчета индикаторов, отражающих эффективность расходования бюджетных средств на реализацию государственных программ в сфере туризма.

2. Внести изменения в действующее законодательство, предусматривающие льготное налогообложение туристским компаниям, осуществляющим деятельность менее трех лет.

3. Оказать финансовую поддержку предприятиям туристской сферы посредством компенсации части затрат, направленных на повышение квалификации сотрудников.

В целях расширения сотрудничества и определения путей взаимодействия между Южной Кореей и Российской Федерацией необходимо решить ряд задач:

- снизить административные барьеры;

- создать условия для увеличения туристского потока между странами;

- создать условия субъектам бизнеса для развития и эффективного использования имеющегося потенциала.

Для решения поставленных задач органами государственной власти Российской Федерации приняты федеральные законы: от 29.12.2014 г. № 473-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития России» и от 22.06.2005 г. № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах», и государственные программы «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года», способствующие развитию сферы туризма в Российской Федерации, что непосредственно отразится на развитии экономики в целом.

Взаимодействие и сотрудничество между странами АТР в современных условиях обретает наиболее актуальное значение. Политические и экономические факторы европейских государств, оказывающих влияние на российскую экономику, способствовали расширению экономической интеграции России со странами АТР, в том числе и туристской сферы.

В целях увеличения туристского потока на Дальний Восток, как внутреннего, так и въездного, органам власти, реализуя нормативные документы и государственные программы в рамках своих полномочий, необходимо:

1. Содействовать в создании единого дальневосточного информационного портала, в который все фирмы, осуществляющие деятельность в сфере туризма и смежных отраслях, смогут предоставлять информацию о спектре и стоимости своих услуг. Единый информационный портал позволит:

- расширить представление российских и иностранных туристов об уникальности и высоком уровне экологии дальневосточных территорий;

- минимизировать затраты времени на поиск необходимых маршрутов и туров;

- комплектовать группу единомышленников, желающих посетить те или иные территории без привлечения туристских фирм;

- сократить финансовые расходы на передвижение, размещение и питание во время туристской поездки.

2. Рекомендовать некоммерческим организациям (ассоциациям, объединениям), представляющим интересы предприятий туристской сферы, заключить соглашения с авиакомпаниями и отелями о предоставлении льгот для туристов, путешествующих с фирмами, являющимися членами этих некоммерческих организаций. Данный механизм позволит минимизировать затраты клиентов, увеличить поток туристов и, следовательно, увеличить внутри- и внешнеторговый оборот.

3. Способствовать созданию единой автоматизированной национальной системы согласования и учета туристского потока на территории Российской Федерации, затрагивающей смежные виды экономической деятельности. Автоматизированная туристская информационная система станет основой для становления цивилизованного туристского рынка, будет способствовать формированию прозрачной схемы прохождения средств через бюджеты всех уровней, контролю поступления денежных средств (в том числе валютных) в экономику страны и информированию о количестве расходов туристов на территории нашей страны.

4. Создать условия для внедрения субъектами бизнеса компьютерных технологий для электронных информационных устройств (навигаторов, аудиогидов и др.), позволяющих туристам, в том числе корейским, свободно ориентироваться на территории России.

Привлечению инвестиций в сферу туризма, в том числе и иностранных, может способствовать разработка и принятие стратегических документов на уровне субъектов Российской Феде-

рации, предусматривающих условия предоставления земельных участков для строительства объектов туристкой сферы, отражающих перечень инвестиционных площадок, концептуальные подходы к развитию территорий с учетом национальных особенностей и традиций. Данные мероприятия будут способствовать экономической интеграции стран Азиатско-Тихоокеанского региона и привлечению инвестиций в туристскую сферу.

Литература

1. О результатах совершенствования инфраструктуры туризма в Южной Корее [Электронный ресурс]. - URL: www.do.gendocs.ru (дата обращения: 20.08.2014).

2. Ким Г.Н. Республика Корея [Электронный ресурс]: научно-справочное издание из серии «Страны мира». - Алматы: Дайк-Пресс, 2010. - 584 с. - URL: http://koryo-saram.ru/kim-g-n-nauchno-spravochnoe-izdanie-respublika-koreya (дата обращения: 21.08.2014).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Об уровне внутреннего национального продукта на душу населения: сайт корейской свободной экономической зоны. - URL: www.fez.go.kr (дата обращения 21.08.2014).

4. О затратах на содержание военно-промышленного комплекса [Электронный ресурс] // Аналитические материалы Департамента статистики Евразийской экономической комиссии. Минэкономразвития Российской Федерации. - URL: www.economy.gov.ru. (дата обращения: 21.08.2014).

5. Показатели численности посещения российских туристов корейской республики за период 2008-2014 гг.: официальный сайт Федерального агентства по туризму Российской Федерации. -URL: http://russiatourism.ru/news/ (дата обращения: 28.04.2015).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.