Научная статья на тему 'Анализ туристской конкурентоспособности стран Азиатско-Тихоокеанского региона'

Анализ туристской конкурентоспособности стран Азиатско-Тихоокеанского региона Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
3239
543
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИСТСКАЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / МЕЖДУНАРОДНЫЙ ТУРИЗМ / АЗИАТСКО-ТИХООКЕАНСКИЙ РЕГИОН / ДЕСТИНАЦИЯ / INTERNATIONAL TOURISM / TOURISM COMPETITIVENESS / ASIAN-PACIFIC REGION / DESTINATION

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Сафина Сажида Сарваровна, Амосова Галия Михайловна

В статье на базе данных официальной статистики анализируется роль стран Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) в развитии мирового рынка туризма. Рассмотрены страны с высокой туристской конкурентоспособностью: Австралия, Япония, Сингапур, Гонконг, Новая Зеландия, Китай. Предложена типология стран АТР по уровню вклада туризма в экономику государства и доле занятых в этой отрасли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TOURISM COMPETITIVENESS ANALYSIS OF ASIAN-PACIFIC REGION

In article on the basis of official data of state statistics analyzes patterns and trends of development of the sphere of small and average business in Russia. Discusses the advantages of this sphere of economic activity compared to large business.Focuses on the crisis phenomena in the ^ field of medium-sized businesses. The problems impeding the development of industrial activity in the sphere of small business.

Текст научной работы на тему «Анализ туристской конкурентоспособности стран Азиатско-Тихоокеанского региона»

АНАЛИЗ ТУРИСТСКОЙ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ СТРАН АЗИАТСКО-ТИХООКЕАНСКОГО РЕГИОНА

Аннотация. В статье на базе данных официальной статистики анализируется роль стран Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) в развитии мирового рынка туризма. Рассмотрены страны с высокой туристской конкурентоспособностью: Австралия, Япония, Сингапур, Гонконг, Новая Зеландия, Китай. Предложена типология стран АТР по уровню вклада туризма в экономику государства и доле занятых в этой отрасли.

Ключевые слова. Туристская конкурентоспособность, международный туризм, Азиатско-Тихоокеанский регион, дестинация.

Safina S.S., Amosova G.M. TOURISM COMPETITIVENESS ANALYSIS OF ASIAN-PACIFIC REGION

Abstract. In article on the basis of official data of state statistics analyzes patterns and trends of development of the sphere of small and average business in Russia. Discusses the advantages of this sphere of economic activity compared to large business.Focuses on the crisis phenomena in the ^ field of medium-sized businesses. The problems impeding the development of industrial activity in the sphere of small business.

Keywords. International tourism, Tourism competitiveness, Asian-Pacific region, destination.

Туризм - важный сектор экономики в разных странах мира. Основные тренды развития данной отрасли играют одну из ключевых ролей в глобальной экономической активности, создании рабочих мест и экспорте услуг. За последние полвека туризм показывает значительную географическую экспансию (охват новых регионов и стран) и диверсификацию (расширение и обновление новых видов туристских услуг). Появилось много новых дестинаций параллельно с традиционными направлениями, такими как Европа и Северная Америка. Более того, туризм демонстрирует устойчивый рост, несмотря на непродолжительные спады. Показатель международных туристических прибытий увеличился с 25 млн в мире в 1950 г. до 278 млн - в 1980 г., 674 млн - в 2000 г. и достиг 1186 млн в 2015 году. Кроме того, доходы от международного туризма стремительно увеличились с 2 млрд долл. в 1950 г. до 104 млрд долл. в 1980 г., 495 млрд долл. в 2000 г. и, наконец, достигли 1260 млрд долл. в 2015 г. [1].

Важно отметить роль Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) в развитии мирового туризма, именно эта группа стран показывает невероятный прирост среди других направлений в течение последней четверти века (рисунок 1). Рост туризма вызван здесь ускоренным социально-экономическим развитием, углублением интеграционных процессов, улучшением геополитической обстановки [2]. Так, число туристов в изучаемом регионе увеличилось с 1990 г. в 5 раз, в то время как за этот же период в Европе число путешественников выросло всего в 2 раза. При этом Азия по рассматриваемому показателю даже обогнала такое традиционное туристское направление, как Северная Америка.

ГРНТИ 06.71.57

© Сафина С.С., Амосова Г.М., 2017

Сажида Сарваровна Сафина - кандидат географических наук, доцент, доцент кафедры региональной экономики и природопользования Санкт-Петербургского государственного экономического университета. Галия Михайловна Амосова - кандидат экономических наук, менеджер ООО «Филипс» (г. Санкт-Петербург). Контактные данные для связи с авторами (Сафина С.С.): 191023, Санкт-Петербург, Садовая ул., д. 21 (Russia, St. Petersburg, Sadovaya str., 21). Е-mail: sadgida@rambler.ru.

700

«О 600

о

ь

а 500

I-

Z 400

X

X

го

300

и

0

1 200

X

^ 100 0

Составлено авторами на основе данных UNWTO Tourism Highlights, 2016.

Рис. 1. Распределение международных туристских прибытий по регионам мира в 1990-2015 гг.

Стоит добавить, что оставшиеся регионы (Африка и Ближний Восток) демонстрируют лишь незначительное увеличение туристского потока и не готовы пока включиться в борьбу за рыночную долю на рынке мирового туризма. В 2015 г. Азия и Океания приняли 279 млн иностранных туристов, что на 15 млн человек больше, чем в 2014 г. Регион заработал 418 млрд долл. на туризме. На данный момент на АТР приходится до 24% потока всех туристов мира и 33% всех доходов от этой отрасли. Такие субрегионы, как Юго-Восточная Азия и Океания, зафиксировали наибольший рост в прошлом году.

Страны АТР ускоренно проходят стадию формирования современного рынка въездного и выездного туризма и активно доказывают свою конкурентоспособность на мировой арене. В целом сам регион достаточно большой и разнообразный. Однако некоторые страны действительно целенаправленно развивают туристскую отрасль. Наиболее развитые государства с отличной транспортной инфраструктурой, с высокой степенью открытости и подготовленными трудовыми ресурсами - это «Азиатские тигры» (Сингапур, Южная Корея, Тайвань, Макао и Гонконг), Япония и Австралия с Новой Зеландией. Субрегион Юго-Восточной Азии показывает наиболее значительный прирост числа туристов, прежде всего, благодаря высокой конкурентоспособности по цене, богатым природным ресурсам и также стремительной экспансии среднего класса в странах по соседству.

Также правительства региона осознали мультипликативный эффект от развития туризма и необходимость сотрудничества по вопросам визовой политики, чтобы расширить возможности приграничного туризма. Так страны-члены АСЕАН уже разрабатывают концепцию упрощения визовых формальностей с целью дать возможность обладателям визы для любой страны АСЕАН свободно перемещаться во всех 25 государствах-членах. По оценкам Всемирной туристкой организации, это может увеличить поток иностранных туристов на 10 млн в год в странах АСЕАН. Однако, несмотря на значительный прогресс в регионе необходимо уменьшить разрыв в инфраструктуре среди наиболее развитых и отсталых стран. Также важной задачей региона является защита окружающей среды. Быстрая урбанизация и индустриализация существенно влияют на качество воздуха, лесов и океанических экосистем. Так, например, организация «Наблюдатели леса Индонезии» отмечает, что с 2010 по 2013 гг. страна потеряла 990 тыс. га леса.

Ежегодный рейтинг конкурентоспособности в сфере путешествий и туризма для 140 стран мира составляется экспертами Всемирного экономического форума в Давосе. В этом рейтинге все страны оцениваются по специальному индексу, состоящему из большого числа показателей. Эти показатели условно разделены на 14 категорий: законы и регулирование в сфере туризма, состояние окружающей среды, безопасность, здоровье и гигиена, приоритет в стране развития туризма, инфраструктура воздушного транспорта, инфраструктура наземного транспорта, инфраструктура гостиничного сектора, доступность Интернета, телефона и других средств связи, конкурентоспособность туристической от-

т-1-1-1-1-1-1

1990 1995 2000 2005 2010 2014 2015

АТР

Европа

Северная и

Южная

Америки Африка

Ближний восток

расли по ценам, человеческие ресурсы, отношение к туристам граждан государства, природные ресурсы, культурное наследие [3]. Из стран АТР в топ-20 рейтинга входят Австралия, Япония, Сингапур, Гонконг, Новая Зеландия и Китай (см. табл.).

Таблица 1

Топ-20 стран рейтинга международной конкурентоспособности в туристической сфере (по данным Экономического форума в Давосе, 2016)

Место в рейтинге Страна

1 Испания

2 Франция

3 Германия

4 США

5 Великобритания

6 Швейцария

7 Австралия

8 Италия

9 Япония

10 Канада

11 Сингапур

12 Австрия

13 Гонконг

14 Нидерланды

15 Португалия

16 Новая Зеландия

17 Китай

18 Исландия

19 Ирландия

20 Норвегия

Австралия занимает 7 место в мире и 1 среди стран АТР. Государство относит туризм к основным инвестиционным приоритетам. Страна располагает такими достопримечательностями, как Большой Барьерный Риф и Остров Кенгуру с наибольшим числом природных объектов ЮНЕСКО (2 место в мире). Кроме того, согласно запросам в интернете, Австралия занимает 3 место в мире среди направлений для отдыха и путешествий. Также страна сделала заметный прогресс в упрощении визовых формальностей (49 место в мире), включая возможности подать заявление на визу он-лайн и самостоятельного пересечения границы для граждан США и Великобритании. Также у этой страны отлично развитая аэропортовая инфраструктура (4 место в мире) и туристская инфраструктура (29 место в мире), но можно в дальнейшем развивать наземную и портовую инфраструктуры (57 место в мире). Также Австралии следует усилить меры по преодолению дороговизны (138 место в мире).

Япония занимает 9 место в мире и 2 в регионе стран АТР. В 2015 г. эту страну посетило почти 20 млн человек. Успех Японии может быть обусловлен богатым культурным ресурсами (6 место в мире) с уникальными памятниками ЮНЕСКО и эффективной транспортной инфраструктурой (17 место в мире). Также туристы и бизнесмены высоко оценили развернутую по всей стране платную сеть Трудовые ресурсы прекрасно подготовлены и достигли небывалых успехов в обслуживании клиентов (1 место в мире). Несмотря на низкую конкурентоспособность по цене (119 место в мире), Япония привлекает туристов нового среднего класса из соседних стран.

Сингапур занимает 11 место в мире. Превосходная бизнес-среда (1 место в мире), высококвалифицированные трудовые ресурсы (3 место в мире) позволяют эффективно развивать туризм. Сингапур предпринял множество мер для повышения открытости своей страны (1 место в мире), активно инвестирует в транспортную инфраструктуру (6 место в мире). Государство отмечает рост расходов экскурсионных туристов на развлечения и казино. Наряду с другими развитыми странами, Сингапур также обладает низкой конкурентоспособностью по цене (116 место в мире).

Нельзя не рассмотреть и уникальный опыт Китая. Мы можем наблюдать стремительное развитие большой туристской державы, которая уже сейчас оказывает значительное влияние на формирование

туристских потоков мира. Китай в рейтинге занимает 6 место в регионе АТР и 17 место в мире. Благодаря размерам страны и возрастающему значению бизнеса, Китай посетило 57 млн человек в 2015 г. Туристов привлекают природные богатства (3 место в мире по числу объектов ЮНЕСКО). Китай продолжает инвестировать в инфраструктуру, особенно в аэропортовую инфраструктуру (25 место в мире). Наземная инфраструктура пока еще меньше развита (53 место в мире). А туристская инфраструктура предполагает дальнейшее развитие, особенно в вопросах доступности качественного гостиничного размещения. В то же время, для дальнейшего повышения конкурентоспособности страны следует сфокусироваться на повышении международной конкурентоспособности. Также важно усиливать охрану окружающей среды (137 место в мире).

Вклад туризма в мировой ВВП в 2015 г. составил 3%, а доля занятых в туризме в этот же период была почти 4%. Интересно проанализировать более подробно типологию стран Азии с точки зрения вклада туризма в экономику государства и доли занятых в этой отрасли (рисунок 2).

35 30 25 20 15 10 5 0

I Доля туризма в ВВП, %

□ Доля занятых в туризме, %

сДШерОЬйыО f

У W

Составлено авторами на основе данных World Travel&Tourism council. Economic impact.

Рис. 2. Прямой вклад туризма в ВВП стран АТР и доля занятых в туризме в 2015 г.

Условно страны Азиатско-Тихоокеанского региона можно разделить на подгруппы по значимости прямого вклада в экономику и доли занятых в данной отрасли: города-государства (Макао, Гонконг, Сингапур); страны - пляжные дестинации (Камбоджа, Вьетнам, Таиланд, Малайзия, Индонезия, Филиппины, Мьянма); развитые страны «переселенческого капитализма» с наибольшим значением туризма в экономике (Новая Зеландия и Австралия); страны с незначительной долей туризма в экономике, но активно генерирующие туристические потоки (Япония, Китай, Южная Корея, Россия); страны с низкой долей туризма в экономике и с ограниченными перспективами для развития международного туризма (Бруней-Даруссалям, Монголия, Северная Корея).

Прежде всего, стоит особо выделить Макао. Туризм ему приносит до 35% ВВП, а доля занятых составляет 32%. Это значительно больше, чем в среднем по региону АТР. Чем же можно объяснить данный феномен? Это островное город-государство раньше было португальской колонией, а сейчас является специальным административным районом Китая. В настоящее время Макао имеет наибольший уровень ВВП на душу населения из всех стран и территорий АТР, при этом основу его экономики составляет игорный бизнес и туризм [4]. Город известен благодаря своим казино, барам и ночным клубам. Туристы приезжают сюда в основном с материковой части Китая и Гонконга, где запрещены азартные игры, на высокоскоростных судах на подводных крыльях. В 2015 г. Эту дестинацию посетило 15 млн иностранных туристов.

В Гонконге туризм дает до 8% ВВП и почти 9% занятых. Число иностранных туристов из континентального Китая значительно возросло с 2003 г. после упрощения визовых формальностей. Парал-

лельно растет число туристов из Европы. Гонконг не собирается останавливаться на достигнутых результатах. Там проводятся международные маркетинговые кампании по привлечению туристов в страну. Причем особое место занимает использование инструментов цифрового маркетинга через интернет. Так, например, было обновлена страница Гонконга на известном портале ТйрА^180г, и она стала доступна на 14 разных языках. В 2015 г. Гонконг посетило 26 млн иностранных туристов.

Влияние туризма в другом городе-государстве, Сингапуре, становится все сильнее. Его вклад в ВВП страны составляет 4,8%, доля занятых - 4,3%. Здесь также поток иностранных туристов формируется за счет внутрирегиональных поездок, в данном случае из таких стран как Китай, Малайзия, Индонезия и Австралия. В 2015 г. Сингапур посетило 14 млн туристов. Данная страна активно использует свое выгодное экономико-географическое положение, продвигая себя на мировом рынке туризма как «ворота» в Юго-Восточную Азию. Его международный аэропорт «Чанги» принимает большое число транзитных туристов со всех частей мира. Активная диверсификация туристского предложения и превращение Сингапура в центр делового туризма и отдыха (освоение острова Сентоза, строительства квартала развлечений Марина Бэй, появление объекта ЮНЕСКО - Ботанического сада, организация экскурсионных поездок в соседние страны), что способствовало увеличению туристского потока.

Следующая крупная группа стран региона - «пляжные» дестинации. Эта группа стран относится к третьему крупнейшему мировому центру (наряду со Средиземноморьем, Карибским бассейном), специализирующемуся на пляжно-купальном туризме. Это, в основном, приморские и островные страны, представляющие собой зону повышенной комфортности природно-климатических условий. Среди них, прежде всего, стоит выделить Камбоджу, Вьетнам, Таиланд, Малайзию, Индонезию. В Камбодже доля туризма в ВВП составляет 13,5%, а доля занятых в отрасли - 12,1%. Туризм действительно один из наиболее важных секторов экономики страны. Прекращение гражданской войны, наличие большого числа объектов ЮНЕСКО и теплый климат способствуют ежегодному приросту числа иностранных туристов, прежде всего из Вьетнама, Китая, Лаоса, Южной Кореи [5].

Во Вьетнаме и Таиланде вклад туризма в ВВП совпадает и составляет 6,6%, а показатель числа занятых оценивается в 5,2% в обоих государствах. Прежде всего, туристы едут сюда за недорогим пляжным отдыхом. При этом страны активно развивают этот сектор услуг. Малайзия, Индонезия, Филиппины, Лаос и Мьянма также тяготеют к данной группе стран. Везде иностранных туристов ждет теплый климат, недорогое проживание. Однако доля туризма в ВВП не превышает 4%. Особо можно подчеркнуть туристский потенциал Мьянмы, которая лишь приступает к формированию данной отрасли после перехода власти от военной диктатуры к демократически избранному правительству. Так в 2013 г. прирост числа иностранных туристов составил здесь 93% (см. рис. 3). Однако министерства иностранных дел некоторых стран мира по-прежнему не рекомендуют для посещения данную страну (например, Великобритания).

Составлено авторами на основе данных UNWTO Tourism Highlights, 2016.

Рис. 3. Число иностранных туристских прибытий в Мьянму

Перейдём к рассмотрению развитых стран «переселенческого капитализма» АТР со значительной долей туризма в экономике. В Новой Зеландии прямой вклад туризма составляет 5,1%, а доля занятых в этой сфере достигает 8,8%. При этом поток туристов по сравнению с рассмотренными ранее странами не столь большой. Так, в 2016 г. Новую Зеландию посетило менее 3,5 млн иностранных туристов. Это можно объяснить наибольшей удаленностью от стран, формирующих туристские потоки, а

именно государств Западной Европы, Китая, Японии и США. Безусловно, сюда, прежде всего, приезжают австралийцы. Так, в 2016 г. на долю австралийцев приходилось более 40% всех путешественников. Новая Зеландия привлекает туристов своими природными богатствами и хорошо развитой инфраструктурой.

При небольшом вкладе в экономику Австралии (2%), в туризме здесь занято до 5% населения. Сюда приезжает большое число туристов из Новой Зеландии (около 1 млн), Китая (около 1 млн), Великобритании (почти 700 тыс.), США (около 600 тыс.) [6]. Подобное распределение туристских потоков можно объяснить географической близостью Новой Зеландии, большим числом жителей Китая, а также крепкими историческими связями с Великобританией.

Страны с незначительной долей туризма в экономике, но активно генерирующие туристские потоки - это Япония, Китай, Южная Корея и Россия. В основном, в этой группе представлены государства с развитой экономикой, где ВВП формируется далеко не только за счет сферы туризма. Так Китай и Япония по размеру ВВП и объему промышленного производства занимают 2 и 3 место в мире, соответственно, уступая лишь США [7]. Эти две страны уже были рассмотрены выше, как наиболее конкурентоспособные страны в сфере туризма. Надо добавить, что граждане этих государств активно путешествуют за рубеж, значительно влияя на формирование туристских потоков особенно в АТР.

Интересно рассмотреть более подробно опыт развития туризма в Южной Корее. У этой страны к началу 1990-х гг. сфера услуг стала доминирующей при формировании ВВП. Сейчас на этот сектор экономики приходится до 2/3 всей экономики страны. На этом фоне вклад туризма не выглядит столь значительным, и составляет всего 1,8% ВВП страны. Однако международный туризм активно развивается. В 2015 г. Южную Корею посетило 13 млн туристов. На данный момент сюда приезжают из Японии, Китая, Тайваня и Гонконга. Самый популярный туризм в стране - горный, ведь большая часть Южной Кореи покрыта горами. Также внутрирегиональный спрос увеличился за счет активного продвижения корейской молодежной популярной культуры за последние несколько лет.

К этой же группе стран можно добавить и Россию. Туризм в нашей стране не имеет значительного влияния на экономику страны. Российская Федерация, несмотря на неплохой туристский потенциал, занимает скромное место на мировом рынке туризма в целом. На ее долю приходится около 2% мирового туристического потока [8]. А в 2015 г. этот показатель не превысил и 1,5%. Доля занятых находится на таком же уровне. В России в настоящее время преобладает выездной туризм. По данным Федерального агентства по туризму РФ, в нашу страну за 2011 год въехало чуть более 22 млн человек, а с целью туризма - лишь 2,3 млн. За этот же период число россиян, покинувших Россию, составило 43 млн человек, с целью отдыха - 14 млн. Соотношение в РФ въездного и выездного туризма в среднем 7:1 [8]. Россия, безусловно, обладает большим потенциалом для иностранных туристов, привлекая путешественников богатой историей и уникальной природой. Однако в нашей стране недостаточно развита туристическая инфраструктура, реклама туристских дестинаций на мировом рынке туристских услуг, зарубежным компаниям сложно выходить на российский рынок из-за проблем с коррупцией и незащищенностью частной собственности.

Наконец, рассмотрим последнюю, пятую, группу стран с низкой долей прямого вклада в туризм и с весьма ограниченными перспективами для развития международного туризма (Бруней - Дарусса-лям, Монголия, Северная Корея). Бруней за прошлый год посетило всего 200 тыс. человек, несмотря на его прекрасное экономико-географического положение. С 2015 г. страна стала инвестировать в развитие туристской отрасли, открыв птичий экопарк, а также продвигая страну на рынке АСЕАН. Значительным сдерживающим фактором для развития туризма можно считать жесткое применение законов ислама. Так, в месяц Рамадан даже туристам нельзя есть и пить до захода солнца в общественных местах.

В Монголию в 2015 г. приехало всего 386 тыс. туристов. Однако и в этой стране правительство предпринимает меры для развития туризма. Для туристских фирм предусмотрены налоговые льготы, активно продвигаются экомаршруты по пустыне Гоби. Однако туристская инфраструктура остается малоразвитой. Наконец, рассмотрим Северную Корею. Туризм здесь жестко контролируется правительством и почти не развит. Иностранные туристы могут попасть в эту страну только по путевке от немногочисленных государственных туристских фирм. С 2011 г. была открыта граница с Китаем. Китайцы могут приехать в Северную Корею на своем автомобиле, продолжать пользоваться своим мобильным телефоном и даже фотографировать. Однако территория, где открыт доступ для иностран-

ных туристов, сильно ограничена. По оценкам экспертов, Северную Корею посещает не более 1,5 тыс. туристов в год.

Туризм успешно развивается в последние десятилетия в самых разных регионах мира. Успех данного сектора экономики связан с возросшей подвижностью людей в условиях глобализации. Особенно значимыми регионами являются Европа, Северная Америка и страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Страны АТР показывают невероятный прирост. Число туристов в изучаемом регионе увеличилось с 1990 г. в 5 раз, в Европе за тот же период - всего в 2 раза. Страны Азии обогнали такое традиционное туристское направление как Северная Америка. Уровень развития туризма в данном регионе отличается большой неравномерностью. Высокий уровень конкурентоспособности в области туризма имеют Австралия, Япония, Сингапур, Гонконг, Новая Зеландия и Китай. Рост туризма вызван ускоренным социально-экономическим развитием, углублением интеграционных процессов, улучшением геополитической обстановки. Отстают в развитии туризма Монголия, Бруней-Даруссалям, Северная Корея. По нашей оценке, в ближайшие десятилетия АТР сохранит наиболее высокие темпы прироста числа иностранных туристов на мировом рынке.

ЛИТЕРАТУРА

1. UNWTO Tourism Highlights 2016. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.e-unwto.org/doi/pdf/ 10.18111/9789284418145 (дата обращения 02.02.2017).

2. БессарабД.А. География международного туризма. Минск: Тетра Системс, 2013.

3. Лимонина И.Г., Сафина С.С. Проблемы туристской конкурентоспособности Российской Федерации в мировой системе хозяйства // Теоретические и прикладные аспекты современной науки. СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2015. С. 81-87.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Амосов М.И., Калоева А.Т., Лимонина И.Г., Сафина С.С. Экономическая география стран Азиатско-Тихоокеанского региона. СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2016.

5. Kindom of Cambodga tourism statictics report 2015. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.tourismcambodia.org/images/mot/statistic_reports/tourism_statistics_december_2015.pdf (дата обращения 04.02.2017).

6. International visitor arrivals key data tables. Ministry of business, innovation & employment. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.mbie.govt.nz/info-services/sectors-industries/tourism/tourism-research-data/in-ternational-travel/international-visitor-arrivals-key-data-tables (дата обращения 05.02.2017).

7. The world factbook. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.cia.gov/library/publications/the-world-factbook/geos/ja.html (дата обращения 09.02.2017).

8. Амосова Г.М. Развитие международных гостиничных сетей: современные особенности и перспективы: дис. ... канд. экон. наук. СПб., 2013. 87 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.