Научная статья на тему 'Современные особенности развития международного туризма в странах Северной Европы'

Современные особенности развития международного туризма в странах Северной Европы Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
5304
544
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕВЕРНАЯ ЕВРОПА / NORTHERN EUROPE / МЕЖДУНАРОДНЫЙ ТУРИЗМ / INTERNATIONAL TOURISM / ТУРИСТСКАЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / TOURISM COMPETITIVENESS

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Сафина Сажида Сарваровна, Амосова Галия Михайловна

В статье на базе данных официальной статистики анализируются особенности развития туризма в странах Северной Европы. Рассмотрено значение и роль туризма в государствах региона. Предложена типология стран Северной Европы по уровню вклада туризма в экономику государства и доле занятых в этой отрасли. Рассмотрена конкурентоспособность стран на рынке международного туризма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CURRENT FEATURES OF INTERNATIONAL TOURISM DEVELOPMENT IN NORTHERN COUNTRIES

In the article main patterns and trends of international tourism development in Northern Europe analyzes on the basics of official data. The importance of tourism in these countries is described. A typology of Northern European countries is proposed in terms of the level of the contribution of tourism to the economy of the state and the share of employed in this sector. The competitiveness of countries in the international tourism market is provided

Текст научной работы на тему «Современные особенности развития международного туризма в странах Северной Европы»

СОВРЕМЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ТУРИЗМА В СТРАНАХ СЕВЕРНОЙ ЕВРОПЫ

Аннотация. В статье на базе данных официальной статистики анализируются особенности развития туризма в странах Северной Европы. Рассмотрено значение и роль туризма в государствах региона. Предложена типология стран Северной Европы по уровню вклада туризма в экономику государства и доле занятых в этой отрасли. Рассмотрена конкурентоспособность стран на рынке международного туризма.

Ключевые слова. Северная Европа, международный туризм, туристская конкурентоспособность.

Safina S.S., Amosova G.M.

CURRENT FEATURES OF INTERNATIONAL TOURISM DEVELOPMENT

IN NORTHERN COUNTRIES

Abstract. In the article main patterns and trends of international tourism development in Northern Europe analyzes on the basics of official data. The importance of tourism in these countries is described. A typology of Northern European countries is proposed in terms of the level of the contribution of tourism to the economy of the state and the share of employed in this sector. The competitiveness of countries in the international tourism market is provided

Keywords. Northern Europe, international tourism, tourism competitiveness.

В современном мире Европа является заслуженным лидером в развитии туризма. В этот макрорегион направляются около 50% мировых путешественников, которые приносят около 40% всех доходов от туризма. При этом Южная и Западная Европа занимают лидирующие места по числу туристских прибытий (18,5% и 14,7%), затем идет Центрально-Восточная Европа (10,2%), а доля Северной Европы составляет всего 6,5% от мирового туристического рынка [1]. Туризм в странах Северной Европы активно развивается и с каждым годом привлекает все больше и больше туристов. Ведь туризм - важный сектор экономики, который играет ключевую роль в глобальной экономической активности, создании рабочих мест и экспорте услуг. Именно поэтому анализ успешного развития туризма в странах Северной Европы является весьма актуальной темой, которая позволяет выявить сходные направления и перспективы развития туризма в близких природно-климатических регионах России.

Понятие «Северная Европа» включает в себя Скандинавские страны и Финляндию. К Скандинавским странам относят в историко-культурном смысле Норвегию, Швецию, Данию и Исландию. Длительные экономические и политические связи между этими странами способствовали взаимному обогащению их духовной и материальной культуры. При этом современные скандинавские языки -шведский, датский, норвежский, исландский входят в скандинавскую подгруппу германской группы индоевропейской языковой семьи. Жители этих стран легко понимают друг друга. Финляндия геогра-

ГРНТИ 06.71.57

© Сафина С.С., Амосова Г.М., 2018

Сажида Сарваровна Сафина - кандидат географических наук, доцент кафедры региональной экономики и природопользования Санкт-Петербургского государственного экономического университета. Галия Михайловна Амосова - кандидат экономических наук, менеджер ООО "ФИЛИПС" (г. Санкт-Петербург). Контактные данные для связи с авторами (Сафина С.С.): 191023, Санкт-Петербург, Садовая ул., д. 21 (Russia, St. Petersburg, Sadovaya str. 21). E-mail: safina.sazhida@mail.ru. Статья поступила в редакцию 23.04.2018.

фически очень близка к Скандинавии, но в языковом отношении финский язык входит в финно-угорскую группу уральской языковой семьи. В течение шести веков Финляндия оставалась колониальной провинцией Швеции, поэтому шведский язык был единственным государственным языком этой страны, в настоящее время он продолжает оставаться вторым государственным языком. Таким образом, отсутствие языковых барьеров и общее историко-культурное развитие является благоприятным фактором для развития внутреннего туризма в рассматриваемом регионе. Также росту туристских потоков способствовало снятие визовых барьеров между странами, а именно создание Европейского Союза (ЕС) и безвизовой Шенгенской зоны. Из Северной Европы членами ЕС являются Дания, Швеция и Финляндия.

Население стран Северной Европы маленькое, общая численность составляет всего 27 млн чел. (табл. 1). Так в Швеции, как в самой населенной стране региона, проживает 9,9 млн человек, и всего 300 тыс. жителей в Исландии - самой малолюдной стране Северной Европы. Средняя плотность населения в регионе в 5 раз меньше этого показателя для Зарубежной Европы. В среднем на 1 км2 территории приходится 18-20 человек, при этом на Крайнем Севере - менее 2 человек [2]. Следует отметить, что заселение северных территорий произошло намного позже по сравнению с другими регионами Европы, при этом, учитывая неблагоприятные природные условия, все это способствовало сохранению естественных ландшафтов на территории Фенноскандии.

При этом Северная Европа - один из самых богатых регионов мира, несмотря на природные ограничения для развития экономики, особенно сельского хозяйства. Данные страны имеют социал-демократическую («шведскую») модель рыночной экономики, которая является образцом для подражания во многих странах мира и часто рассматривается как альтернатива советской модели административно-командной экономики. В основе данной модели лежит полная занятость населения и выравнивание доходов всех граждан страны. Данные государства расходуют большие средства на пенсионное обеспечение, образование, здравоохранение и т.д. Уровень бедности в Скандинавских странах самый низкий, а уровень защищенности малообеспеченных и экономически неактивных слоев населения (детей, студентов, инвалидов, пенсионеров) самый высокий в группе развитых стран.

По уровню ВВП на душу населения все страны уверенно входят в топ-30 государств мира, уступая по данному показателю лишь странам Персидского залива, некоторым карликовым странам (Макао, Люксембург, Сингапур, Гонконг и др.). Самые высокие показатели ВВП на душу населения характерны для Норвегии и Швеции, относительно низкие для Финляндии, но при этом она значительно превосходит РФ по этому показателю (см. табл. 1). Высокий уровень жизни создает благоприятные условия для развития туризма в этих странах.

Таблица 1

Значение туризма в экономике стран Северной Европы и России

Страна Численность населения, млн чел., 2016 ВВП на душу, $, 2016, по МВФ Число прибытий, тыс. чел., 2015 Прибыль от туризма, млн $, 2016 Доля туризма в ВВП, %,2017 Доля занятых в туризме, %, 2017

Норвегия 5,1 69 407 5 361 5205 3,7 6,5

Швеция 9,9 49 759 10 522 12614 2,4 3,6

Дания 5,8 48 230 10 424 6877 2,2 2,2

Финляндия 5,6 42 261 2 622 2717 1,9 2

Исландия 0,3 49 123 1 289 2415 8,5 7,2

Россия 147 26 926 26 852 7788 1,2 1,2

Составлено авторами на основе данных Всемирной туристской организации, Международного валютного фонда, Всемирного Совета по туризму и путешествиям [1, 3, 4].

Страны Северной Европы находятся на периферии Европы и в географическом смысле, и на рынке международного туризма. Для этого региона характерна изолированность и удаленность от стран «материковой Европы». Северная Европа принимает наименьшее число туристов по сравнению с другими основными частями макрорегиона. При этом у скандинавских стран есть свои особенности в развитии туризма. Если рассматривать роль туризма в экономике данных государств, то по доле ту-

ризма в ВВП стран и по доле занятых в туризме от общего числа занятых в экономике между странами есть существенные различия. По этим показателям страны можно разделить на две группы:

1. Страны с выраженной туристской специализацией экономики, где доля туризма в ВВП и доля занятых в туристской отрасли превышает 5%. В данной случае это Исландия. Туризм для данной страны играет важную роль.

2. Во вторую группу можно отнести Швецию, Данию, Норвегию и Финляндию, где показатели, характеризующие долю туризма в ВВП, ниже 2,5%. Исключение составляет Норвегия, где доля туризма в ВВП составляет 3,7 %, а доля занятых в индустрии туризма выросла за последние годы до 6,5%. Эти показатели свидетельствуют о диверсификации экономик данных стран, где туризм не является приоритетной отраслью.

Вместе с тем, рассматриваемые страны Северной Европы имеют общую туристскую характеристику: популярен активный туризм на свежем воздухе; высокий летний сезон в связи с холодными и темными зимами; относительно малое число туристов по сравнению с другими европейскими странами; поездки в регион совершаются на короткий срок; большое количество индивидуальных путешественников. Кроме того, в регионе стали популярны морские круизы, именно они стимулируют увеличение туристского потока. И хотя у рассматриваемых государств общая туристская характеристика, но достопримечательности и природные памятники, привлекающие туристов, отличаются от страны к стране.

Важным ограничивающим фактором развития туризма является высокая стоимость туристского обслуживания, связанная с северным положением этих стран. Следствием являются дополнительные издержки на толщину стен, отопление, сложные конструкции дорог. Продолжительность туристского сезона относительно короткая, в связи с этим накладные расходы на одного туриста выше, чем в материковой Европе [2].

Интересно рассмотреть динамику туристских прибытий в странах Северной Европы за последние несколько лет. Развитие международного туризма происходит в данном регионе неравномерно. Больше всего иностранцев приезжает в Швецию и Данию, за 2015 год эти страны посетило более 10 млн человек. В Норвегии побывало за этот же период 5 млн туристов. В Финляндию в 2015 г. приехало всего 2,7 млн человек. У Исландии самые скромные показатели, эту страну посетило чуть менее 1 млн туристов (см. рис. 1). Также можно отметить, что туризм в Скандинавии достаточно стабилен. Свойственная данной отрасли волатильность не характерна для изучаемого региона. Так, показатели Дании, Норвегии и Финляндии остаются практически на неизменном уровне. Лишь число иностранных туристов в Финляндию незначительно уменьшилось. Прежде всего, это связано с сокращением потока туристов в данную страну из России, связанное с ослаблением курса рубля и снижением платежеспособности российских туристов.

* л

* Я. юооо -

о л

5 12000 т

14000

У У У

у

□ Дания

■ Финлянди

■ Исландия

□ Норвегия

Швеция

2008

2010

2015

Рассчитано авторами на основе данных UNWTO [1]

Рис. 1. Динамика международных туристских прибытий в странах Северной Европы

При этом надо особенно выделить успехи Швеции и Исландии в привлечении иностранных туристов. Так, с 2008 г. по 2015 г. число путешественников, посетивших Швецию, выросло с 4,5 до 14 млн

человек, то есть в 3 раза. Эта страна уверенно обогнала постоянного лидера региона по числу путешественников Данию. Чем можно объяснить интерес к шведскому королевству? Во-первых, международные туристские потоки в Швецию начали расти, когда была проведена девальвация шведской кроны (-25%) и снижения НДС с 21 до 12% на некоторые налоги, касающиеся туризма [5]. Во-вторых, последние несколько лет страна активно продвигает на рынке международного туризма бренд «Швеция». В-третьих, сюда едут люди, которые побывали уже во многих южных европейских странах и им хочется испытать что-то новое. Наконец, в данную страну едут за чистым воздухом и отличной экологией.

Начиная с 2000-х годов, наблюдается бум въездного иностранного туризма в Исландии, когда число путешественников стало превышать местное население островного государства. Так, в 2015 году Исландию посетило 1,3 млн человек, что в 4 раза больше числа жителей страны. Кроме того, рост числа туристов относительно 2014 года составил 39%. Это абсолютный рекорд по сравнению с другими странами Европы. В 2015 г. более полумиллиона человек в Исландию приехало из США, около 300 тыс. - из Великобритании, 155 тыс. - Германии и 100 тыс. - из Канады [6]. Главной достопримечательностью данной страны, которая привлекает иностранных туристов, является её уникальная природа. Здесь можно увидеть невообразимой красоты водопады, гейзеры, причудливые вулканические ландшафты, фьорды, ледники и многое другое. Более того, интерес к Исландии продолжает расти. Отчасти это связано с тем, что сборная данной страны показала отличный результат на чемпионе Европы по футболу в 2016 году.

Важно отметить, что для Северной Европы характерна большая доля внутреннего туризма и туризма из соседних стран (см. рис. 2). Показательно, что доля доходов от внутреннего туризма в Дании, Финляндии, Норвегии и Швеции превышает поступления от иностранных туристов. Высокий уровень развития внутреннего туризма для этих четырех стран можно объяснить развитой туристской инфраструктурой (средства размещения и транспорт) и высоким уровнем жизни населения. Только показатели Исландии значительно отличаются, где на долю международных поступлений приходится до 80%. Это можно объяснить тем, что Исландия имеет низкую численность населения.

Дания Финляндия Исландия Норвегия Швеция ■ Доля доходов от международного туризма, % О Доли доходов от внутреннего туризма, %

Рассчитано авторамы но данным Всемирного совета по туризму и путешествиям [8].

Рис. 2. Соотношение долей в доходах от международного и внутреннего туризма в 2015 г. в странах Северной Европы

Страны Северной Европы не имеют разнообразных природных условий, но научились извлекать из них выгоду. Ежегодный рейтинг конкурентоспособности в сфере путешествий и туризма для 140 стран мира составляется экспертами Всемирного экономического форума в Давосе. В этом рейтинге все страны мира оцениваются по специальному индексу, состоящему из большого числа показателей. Эти показатели условно разделены на 14 категорий: законы и регулирование в сфере туризма, состояние окружающей среды, безопасность, здоровье и гигиена, приоритет в стране развития туризма, инфраструктура воздушного транспорта, инфраструктура наземного транспорта, инфраструктура гостиничного сектора, доступность Интернета, телефона и других средств связи, конкурентоспособность туристической отрасли по ценам, человеческие ресурсы, отношение к туристам граждан государства, природные ре-

сурсы, культурное наследие [7]. Все страны Северной Европы входят в топ-40 данного рейтинга. Норвегия занимает 18 место; Швеция - 20; Исландия - 25; Дания - 31, Финляндия - 33.

Согласно рейтингу конкурентоспособности туристской отрасли в странах Северной Европы очень схожие показатели. Так, все государства этого региона возглавляют рейтинг среди других стран мира по таким показателям как: открытость, безопасность, устойчивость бизнес-среды и готовность трудовых ресурсов в сфере туризма. При этом они замыкают этот список по такому значению как конкурентоспособность по цене. По количеству и важности природных и культурных ресурсов государства Северной Европы находятся в середине рейтинга стран мира. Существенно отличается в странах Северной Европы показатель приоритизации туристской отрасли правительством.

По данному показателю Исландия занимает 3 место в мире, а Норвегия уже 25. В то время как Швеция, Финляндия и Дания расположились на 64, 68 и 80 местах, соответственно. Надо отметить, что это коррелирует с вкладом и важностью туризма для экономик данных стран. Напомним, что доля туризма в ВВП страны наибольшая в Исландии и Норвегии. На основании данного рейтинга можно предположить, что в страны Северной Европы едут туристы, которые хотят получить спокойный и предсказуемый отпуск в комфортных условиях, при этом они должны иметь возможность переплатить за эти условия.

Рассмотрим более подробно туристскую конкурентоспособность Финляндии, которая сейчас находится на 33 месте в мире, и в которую довольно часто приезжают жители Северо-Западного федерального округа России. За прошлый год падение данной страны в рейтинге составило 11 пунктов. Несмотря на это Финляндия сохранила свои основные конкурентные преимущества: она остается наиболее глобально безопасным направлением. Также данная страна остается одной из наиболее экологически устойчивых (5 место) с отличными трудовыми ресурсами (6 место) и эффективной бизнес-средой (9 место). Кроме того, Финляндии удалось достичь небольшого усиления ценовой конкурентоспособности (112 место), благодаря снижению цен в отелях, однако значительно снизились возможности авиасообщения (30 место, минус 7 пунктов по сравнению с 2016 годом). Меньше доступных маршрутов и количество авиалиний привели к незначительному снижению исходящего и входящего потока туристов в стране.

В то же время, произошло снижение привлекательности финских природных ресурсов (76 место), так число запросов в интернете, связанных с природными достопримечательностями Финляндии упало (61 место). Возможно, это связано с менее эффективными маркетинговыми кампаниями страны по привлечению туристов (76 место), возросшей конкуренцией с другими дестинациями и снижением спроса из традиционных рынков, поставщиков въездного иностранного туризма, а именно России. Для усиления конкурентных преимуществ в сфере туризма и путешествий Финляндии следует усилить воздушное сообщение и разработать новое предложение по продвижению своих природных и культурных достопримечательностей.

Туризм активно развивается в самых разных регионах мира. Успех данного сектора экономики связан с возросшей подвижностью людей в условиях глобализации [8]. К числу таких успешных субрегионов относятся страны Северной Европы. Число туристов в этом регионе неуклонно растет, хотя и не очень высокими темпами. Уровень развития туризма в данном регионе достаточно однороден. С одной стороны, в странах Северной Европы отличная туристская инфраструктура и безопасно для иностранцев. С другой стороны, основным сдерживающим фактором для бурного развития туризма является географическое положение государств на «периферии» Европы с коротким прохладным летним периодом и, безусловно, высокая стоимость поездки. Лишь в Исландии туризм является отраслью международной специализации, где темп прироста числа туристов достигает рекордных 40% в год.

ЛИТЕРАТУРА

1. Всемирная туристская организация. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www2.unwto.org/ru (дата обращения 30.03.2018).

2. Кондратов Н.А. Предпосылки и современное состояние туризма в странах Северной Европы: географический аспект // Сборник научных трудов; Пермский гос. ун-т. Пермь, 2010. С. 77-90.

3. Международный валютный фонд. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.imf.org/external/russian (дата обращения 30.03.2018).

4. World travel and tourism council. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.wttc.org (дата обращения 30.03.2018).

5. Туристская география Европы. М.: Финансы и статистика, 2008. 607 с.

6. Islands statistics. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://px.hagstofa.is/pxen/pxweb/en/Atvinnuvegir/At-vinnuvegir_ferdathjonusta__farthegar/SAM02001.px (дата обращения 30.03.2018).

7. Всемирный экономический форум в Давосе. Рейтинг глобальной конкурентоспособности 2017 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.weforum.org (дата обращения 30.03.2018).

8. Сафина С.С., Амосова Г.М. Роль стран Азиатско-Тихоокеанского региона в развитии мирового туризма // Известия СПбГЭУ. 2017. № 2. С. 30-37.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.