Научная статья на тему 'Развитие Тульского региона за счет внедрения инноваций в уже имеющиеся и только развивающиеся кластеры химической промышленности'

Развитие Тульского региона за счет внедрения инноваций в уже имеющиеся и только развивающиеся кластеры химической промышленности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
72
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ХИМИЧЕСКАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ишанова Анна Сергеевна

Работа посвящена вопросам повышения эффективности инновационной политики на современном этапе развития химической отрасли Тульского региона. Цель работы заключается в определении направлений совершенствования политики инновационного развития химической промышленности. Выявлены проблемные зоны внедрения инноваций в кластеры химической промышленности Тульского региона. Систематизирован и обобщен зарубежный опыт формирования кластерной инновационной политики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие Тульского региона за счет внедрения инноваций в уже имеющиеся и только развивающиеся кластеры химической промышленности»

РАЗВИТИЕ ТУЛЬСКОГО РЕГИОНА ЗА СЧЕТ ВНЕДРЕНИЯ ИННОВАЦИЙ В УЖЕ ИМЕЮЩИЕСЯ И ТОЛЬКО РАЗВИВАЮЩИЕСЯ КЛАСТЕРЫ ХИМИЧЕСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ Ишанова А.С.

Ишанова Анна Сергеевна - магистрант, кафедра государственного и муниципального управления, Тульский государственный университет, г. Тула

Аннотация: работа посвящена вопросам повышения эффективности инновационной политики на современном этапе развития химической отрасли Тульского региона. Цель работы заключается в определении направлений совершенствования политики инновационного развития химической промышленности. Выявлены проблемные зоны внедрения инноваций в кластеры химической промышленности Тульского региона. Систематизирован и обобщен зарубежный опыт формирования кластерной инновационной политики.

Ключевые слова: инновации, государственное управление, химическая промышленность, инновационная политика, экономический рост.

УДК 661.1 + 005.591.6

Введение. Сложность, многоплановость и противоречивость происходящих изменений, характерных для процессов, связанных с динамикой общественно-экономических отношений Тульского региона, требуют радикального изменения форм и методов воздействия на все сферы региональной политики, а также реформирования и повышения эффективности функционирования самой системы управления региональным промышленным развитием, адаптации ее к нынешним требованиям внутренней среды и внешним вызовам. Использование всемирно известных методов построения и реализации стратегий научного развития, формирование эффективной системы управления процессами совершенствования, методы модернизации химической науки - всё это является на сегодняшний день остро стоящей проблемой. Развитие потенциала химической промышленности Тульского региона напрямую связано с инновационным развитием науки - как фундаментальной, так и прикладной. Постоянные изменения условий внешней среды требуют обеспечения ускорения темпов научно-технического прогресса, активизации научного и интеллектуального потенциала.

Развитие экономики Тульского региона напрямую связано с инновационным развитием химических предприятий. Так, стратегия социально-экономического развития Тульской области формируется исходя из стратегий развития базовых отраслей промышленности региона, к числу которых относится химическая индустрия, доля которой в общем объеме отгрузки Тульской области составляет 1/3, что является наиболее высоким значением среди промышленных отраслей региональной экономики. Постоянные изменения условий внешней среды требуют обеспечения ускорения темпов научно-технического прогресса, улучшения условий производства и труда на химических предприятиях, адаптации технологических и производственных процессов к конкурентным требованиям рынка, создания условий качественного существования и развития химических предприятий, что обеспечивается их активной инновационной деятельностью [5, с. 6].

Таким образом, целью данной работы является определение направлений совершенствования политики инновационного развития кластеров химической промышленности Тульского региона.

Основная часть. Инновационная политика является частью региональной экономической политики, совокупностью исторически сложившихся форм, методов, мер воздействия на инновационную сферу экономического, правового, организационного характера, которые сложились между субъектами и объектами регулирования в процессе определения и реализации целей. Следует отметить, что спецификой системы

государственного управления является сложность установления объективных количественных показателей эффективности проводимых региональных реформ. Соответственно, значительная часть ряда показателей эффективности базируется на результатах опросов (представителей бизнеса, населения, госслужащих) [1, с. 23].

Уровень экономического развития региона в современных условиях определяется непосредственно достижениями науки и техники и степенью их использования. Уровень инновационных процессов влияет на различные аспекты регионального развития. Тульский регион имеет значительный научно-технический потенциал, однако он слабо ориентирован на реализацию конкретных инноваций во всех секторах экономики, в т.ч. и химической отрасли. Преодоление отставания требует решительных действий со стороны региональных органов власти. Увеличение роли и значения науки для развития химической отрасли Тульского региона, усиления сотрудничества между научными организациями, развитие интеграционных процессов требуют изучения зарубежного опыта в сфере регулирования научно-технической и инновационной деятельности. В современном мире основанием общественного прогресса служит быстрое технологическое развитие, основанное на преобразовании науки в главную производительную силу [2, с. 76].

Многие исследования рассматривают динамичное развитие промышленных кластеров с разных ракурсов. Среди исследований по изучению инновационных процессов внутри промышленных кластеров можно выделить те, которые утверждают, что есть кластеры, которые производят знания (научные парки) и наукоемкие производственные кластеры развитых стран.

Следует отметить, что производственные кластеры в развивающихся странах имеют отличные характеристики по сравнению с производственными кластерами индустриально развитых стран. Для производственных кластеров в различных странах, в том числе и РФ, характерна направленность их стратегии на имитацию чем инновацию, и более ориентированной на рынок. Кроме того, знания, что сосредоточены в кластере, обычно не относятся к новой технологии или продукту, но фокусируются на последних фазах процесса нововведения, а именно на детальной разработке, тестировании, ре-дизайне и производстве.

Очень мало известно о перемещении знаний по инновационной деятельности на региональном уровне и динамике инновационных сетей наряду с появлением межфирменных сетей. Исследование литературы позволило понять, что больше всего внимания авторами уделяется научно-исследовательским и опытно-конструкторским разработкам (НИОКР), внедрению инноваций и их коммерциализации в производственных системах, однако недостаточно внимания уделено вопросу обмена информацией и знаниями в промышленных кластерах с зарубежными субъектами промышленной деятельности. Тем не менее, исследования должны фокусироваться на активной и реальной способности промышленных кластеров к генерированию и распространению знаний и информации, их открытость для внешних источников, а не только производственных систем.

Одной из приоритетных особенностей промышленных кластеров должна быть внешнеэкономическая деятельность, и более важным, чем стабильное накопление средств от внешнеэкономической деятельности является динамичный обмен информацией и знаниями в сфере инноваций и специализации. Учитывая, что местные органы власти играют важную роль в развитии кластеров, возникает проблема существования промышленного кластера на территории нескольких областей и ограничения ресурсов. Как тогда правильно выбрать цели деятельности и в то же время обеспечить возможность диверсификации, чтобы сделать регион менее уязвимым к нестабильности экономики (узкая, широкая специализация). Это может быть определено как «дилемма политики» региональной власти, которая, с одной стороны, желает способствовать кластерам, а с другой стороны, не хочет удовлетворять интересы определенных секторов за счет других.

Внутри промышленного инновационного кластера есть два типа влиятельных факторов; региональные органы власти и частные лица организации, которые являются взаимодополняющими и взаимозависимыми. Целью активной политики должны были быть кластеры, которые оказались устойчивыми и стабильными, а не попытка создать

12

совершенно новые кластеры. Кластерная политика химической промышленности Тульского региона, прежде всего, должна быть адаптирована к конкретным предпосылкам и целевой стратегии региона. В более общем плане инновационная и кластерная политика проходит три этапа - от акцента на физическом капитале (инфраструктура) финансирования НИОКР -к нематериальным аспектам, связанным с человеческим капиталом (знания, образование, профессиональная подготовка) и информационным капиталом (межфирменные сети).

Список литературы

1. Голиченко О.Г. Национальная инновационная система: состояние и пути ее развития. М.: Наука, 2016. 280 с.

2. Государственное регулирование рыночной экономики: Учебник. Издание 2-е, перераб. и доп. / Кушлин В.И. общ. ред. М.: Изд-во РАГС, 2015. 834 с.

3. Иванов ИА. Инновационный менеджмент: учеб. для вузов / И.А. Иванов. Ростов н/Д: БАРО-ПРЕСС, 2011. 288 с.

4. Инновации и экономический рост / Отв. ред. К. Микульский. М.: Наука, 2012. 377 с.

5. Теляшева Э.А. Системные препятствия инновационного развития России / Э.А. Теляшева // Инновационный Вестник Регион., 2010. № 2. С. 6-11.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.