Научная статья на тему 'Формирование кластера химической промышленности на территории Тульской области'

Формирование кластера химической промышленности на территории Тульской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
508
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Научный журнал
Область наук
Ключевые слова
КЛАСТЕР / ХИМИЧЕСКАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / ЭКОНОМИКА ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ / КЛАСТЕР ХИМИЧЕСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ХИМИЧЕСКОЙ ПРОДУКЦИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ишанова Анна Сергеевна

В статье рассматриваются основания для формирования кластера химической промышленности на территории Тульской области, анализируются основные направления развития химической промышленности, способствующие росту конкурентоспособности продукции отрасли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование кластера химической промышленности на территории Тульской области»

ФОРМИРОВАНИЕ КЛАСТЕРА ХИМИЧЕСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ НА ТЕРРИТОРИИ ТУЛЬСКОЙ

ОБЛАСТИ Ишанова А.С.

Ишанова Анна Сергеевна - магистрант, кафедра государственного и муниципального управления, Тульский государственный университет, г. Тула

Аннотация: в статье рассматриваются основания для формирования кластера химической промышленности на территории Тульской области, анализируются основные направления развития химической промышленности, способствующие росту конкурентоспособности продукции отрасли.

Ключевые слова: кластер, химическая промышленность, экономика Тульской области, кластер химической промышленности, конкурентоспособность химической продукции.

УДК 338.45

Проблемы сырьевой зависимости российской экономики в полном объеме высветились в свете снижения цен на нефть и сырье, что привело к затяжному кризису российской экономики. Одни из наиболее эффективных путей выхода экономики из кризиса является ее переход к инновационной экономике, с развитой промышленностью и наукой.

В текущий момент, когда экономика, зависящая от спроса на природные ресурсы, привела страны к финансово-экономическому кризису, высветилась важнейшая задача государства: переход на инновационный путь развития. Для этого приняты нормативно-правовые акты, в частности Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года является основополагающим документом, позволяющим перевести экономику России с сырьевого пути на путь инновационного развития. Современные реалии диктуют необходимость развития высокотехнологичных отраслей, строительства наукоградов и технопарков. Благодаря принятию Стратегии удалось выделить основные направления и индикаторы, позволяющие оценивать верность выбранного пути, четко понимать каким образом должна совершенствоваться экономика и в частности какие должны быть проведены институциональные изменения в инновационном секторе.

Тульская область, обладая выгодным экономико-географическим положением, в частности близостью к столице страны имеет все возможности для инновационного развития такого направления как химическая промышленность. В 2016 году были окончательно определены основные направления инновационного развития области. К 2030 году в Тульской области планируется 30 территориальных кластеров, которые позволят использовать имеющие производственные мощности области для создания качественной и современной продукции за счет того, что будет достроена производственная цепочка, в том числе и в химической промышленности, которая по итогам 2016 года обеспечила 50% экспорта области.

Важно отметить, что развитию химического кластера в Тульской области способствует наличие конкурентоспособных предприятий:

- ОАО «Азота» (г. Новомосковск) - одного из крупнейших химических предприятий России. Компания входит в состав холдинга Еврохим.

- ОАО «Химволокно» (г. Щёкино) - крупнейшего производителя синтетических нитей, волокон и кордных тканей в России.

- ОАО «Ефремовского Завода синтетического каучука» (г. Ефремов) - одного из первых заводов в России по производству синтетического каучука.

В инновационной стратегии развития Тульской области до 2030 года (далее -Стратегия) указывается, что развитие химического кластера должно основываться на развитии углехимии и спецхимии. При этом планируется создать новые химические производства и одновременной модернизировать существующие предприятия, чтобы уменьшить их влияние на загрязнение окружающей среды [1].

Для формирования кластера химической промышленности, как уже было указано выше, необходимы инвестиции, которые будут способствовать строительству новых предприятий, развитию инновационных направлений. В Стратегии указано, что химическая промышленность имеет второй приоритет в инновационном развитии региона и для реализации мероприятий по развитию данного направления до 2018 года необходимо 1720 млн руб., при этом 730 млн руб. планируется привлечь из государственного бюджета [1].

Анализ производства химической продукции в Тульской области и мирового и российского рынков позволяет сделать следующие выводы:

- химическое производство в Тульской области сконцентрировано вокруг нескольких крупнотоннажных продуктов основного органического синтеза (аммиак, метанол, карбамид);

- существующие мощности по базовым продуктам с трудом обеспечивают конкурентоспособность на мировом рынке (минимально рентабельные мощности);

- в Тульской области отсутствует производство сырьевой продукции нефтехимического синтеза, что тормозит развитие дальнейших переделов (синтетические каучуки, термопласты);

- в Тульской области недостаточно развито, а по некоторым продуктовым направлениям отсутствует, производство глубокой переработки продуктов основного органического синтеза [2].

Необходимо в ближайшие 10-20 лет обеспечить реализацию комплекса мероприятий, направленных на формирование вертикально интегрированных продуктовых цепочек с рентабельными мощностями и конкурентоспособным на мировом уровне качеством продукции. Целесообразно формирование производственных кластеров, сгруппированных по сырьевому принципу вокруг якорных компаний Тульской области. На базе якорных компаний необходима организация технопарков для развития углубленной переработки продукции основного органического синтеза и расширения потребления на внутреннем рынке. Исходя из существующей структуры химических производств Тульской области, представляется целесообразным создание газохимического и нефтехимического кластера Тульской области.

Формирование кластера химической промышленности в Тульской области предполагает расширение производственной базы, в частности, создание производств инновационных материалов, в том числе и на основе нанотехнологий. При этом следует отметить, что необходимо продолжать производственную цепочку и по уже действующим предприятиям, которые способны обеспечить конкурентоспособность отрасли не только на российском, но и на мировом рынке, при этом необходимо сконцентрироваться на создании производств по переработке сырья, произведенного на территории химических предприятий области, что позволит экспортировать готовую продукцию и будет способствовать не только развитию непосредственно кластера, но и росту ВРП области, доходов населения.

Список литературы

1. Ермолаев Д.В. Принципы формирования и управления промышленными

кластерами / Д.В. Ермолаев // Известия ТулГУ. Экономические и юридические

науки, 2015. № 1-1. С. 31-35.

2. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.co nsultant.ru/ (дата обращения: 07.08.2017).

СТРАХОВЫЕ ВЗНОСЫ В АДМИНИСТРИРОВАНИИ ФНС

Карсакова А.Е.

Карсакова Ангелина Евгеньевна - бакалавр, кафедра налогов и налогообложения, Самарский государственный экономический университет, г. Самара

Аннотация: в статье анализируется основная идея законопроекта № 1040802-6 о передаче страховых взносов под контроль ФНС с 2017 года, также передача администрирования страховых взносов, направленная на сохранение эквивалентности уплаченных взносов с объемом прав на обязательное страхование, а также принципы в системе пенсионного, социального и медицинского обеспечения. Установление единого администратора по контролю за исчислением, уплатой налогов и страховых взносов будет способствовать укреплению платежной дисциплины плательщиков страховых взносов.

Ключевые слова: страховые взносы, ПФР, Федеральная налоговая служба.

Начиная с 1 января 2017 г. вступила в силу 34 глава «Страховые взносы» НК РФ [1]. Ее введение внесло существенные изменения для плательщиков страховых взносов, в том числе и правила администрирования. Теперь полномочия по контролю за уплатой, взысканию задолженности и приему отчетности по страховым взносам переданы Федеральной налоговой службе [3].

Реформа по преобразованию страховых взносов была подготовлена налоговой службой по прямому поручению Президента РФ Владимира Владимировича Путина от 15.01.2016 № 13 «О дополнительных мерах по укреплению платежной дисциплины при осуществлении расчетов с Пенсионным фондом Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации и Федеральным фондом обязательного медицинского страхования».

Федеральная налоговая службы для исполнения указа Президента разработала специальный проект Дорожной карты - «Создание единого механизма администрирования страховых взносов на обязательное пенсионное и социальное страхование», меры по которому частично вступили в реализацию с марта текущего 2016 года.

Можно выделить следующие причины изменений страховых взносов:

- недостаточная эффективность фондов;

- недоимка денежных средств в бюджет;

- необходимость упрощения налогового администрирования;

- снижение налоговой нагрузки;

- возможность стимулирования экономики, по средствам реформирования ставок.

Ключевыми целями передачи администрирования страховых взносов ФНС

являются следующие предположения:

- снижение расходов за счет сокращения служб контроля;

- повышение качества проводимых проверок;

- значительное уменьшение количества сдаваемой отчетности;

- способствование увеличению собираемости социальных взносов.

В настоящее время в сложных экономических условиях фонды не справлялись со своей прямой обязанностью. По мнению представителей налоговой службы РФ,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.