Развитие цветового восприятия у детей младшего дошкольного возраста
Леонова Татьяна Романовна,
студент кафедры педагогики и методики начального обучения, ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет», Технический институт (филиал) РС(Я) г. Нерюнгри E-mail: [email protected]
Шахмалова Ирина Жаповна,
к.п.н, доцент кафедры педагогики и методики начального обучения, ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет», Технический институт (филиал) РС(Я) г. Нерюнгри E-mail: [email protected]
В данной статье рассматриваются особенности формирования цветового восприятия у младших дошкольников. В выбранной нами теме данного исследования, мы считаем много на сегодняшний день актуальных проблем и нюансов в сфере образования. Итак, каждый этап в жизни ребенка, или соответствующий период развития, представляет собой относительно замкнутый временной промежуток. Значение каждого возраста определяется его позицией и функциональным значением в рамках общей кривой развития ребенка. Изученная теоретическая литература позволила нам выявить особенности развития цветового восприятия у детей младшего дошкольного возраста. Мы ознакомились с многими авторами-учеными, и решили опираясь на их опыт подобрать психолого-педагогический инструментарий, который использовался на констатирующем и контрольном этапах эксперимента. Исходя из проведенного нами исследования, а также полученными результатам, подобрали на наш взгляд, эффективные методы и приемы Данные методы и приемы мы использовали в нашей психолого-педагогической программе на развитие цветового восприятия детей младшего дошкольного возраста и технологий использовались в рамках программы.
Ключевые слова: творческие способности, развитие, младшие дошкольники.
Познание начинается у ребенка с восприятия окружающего мира, включая предметы и явления. Запоминание, мышление и воображение, как формы познания, основываются на образах восприятия и являются их результатом. Именно по этой причине, для нормального умственного развития ребенка необходимо обеспечить поддержку его полноценного восприятия.
В «Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования» одной из поставленных задач является создание благоприятных условий для развития детей, учитывая их возрастные и индивидуальные особенности, способности и творческий потенциал. Все программы дошкольного образования направлены на выполнение этой задачи.
Изучив многих авторов и ученых, можно отметить, что многие из них имеют практически одинаковое мнение. Они считают что, цветовосприя-тие играет важную роль в развитии воображение и мышление, а также творческих способностях малышей. Значительные исследования по формированию цветовосприятия были отражены в трудах таких отечественных ученых, как: Бардин К. В [2], Болотина Л.Р. [3], Л.А. Венгер [4], А.В. Запорожец [5] и др.
Важнейшим и продуктивным в развитии цветового восприятия у младших дошкольников являются дидактические игры. Изучали и выдвигали свои гипотезы о развитии цветового восприятия с помощью различных дидактических игр такие ученые, как: Л.А. Венгер [4], Комарова Т.С. [6], Э.Г. Пилюгина [11], Е.А. Флерина. [12], Г.Ф. Шауро [13] и др.
Основываясь на изученных материалах о развитии цветового восприятия у детей младшего дошкольного возраста, был проведен эксперимент с целью исследования уровня восприятия, включающего констатирующий, формирующий и контрольный этапы. Исследование проводилось на базе МБОУ С(К) НШ д/с № 2 г. Нерюнгри.
Целью эксперимента было изучение уровня развития цветового восприятия детей младшего дошкольного возраста.
В ходе эксперимента были использованы следующие диагностические методики: анкетирование педагогов (Н.А. Кулешовой), «Изучение восприятия цвета» (Т.А. Яркова), «Разрезные цветные картинки» (С.Д. Забрамная) и «Коробочка форм» (Л.А. Венгер).
Результаты исследования по всем методикам отображены на рисунке 1.
По результатам исследования, мы наблюдаем, что 17% (2-е детей) имеют высокий уровень развития восприятия цвета, 50% (6 детей) - средний уровень и 33% (4 ребенка) - низкий уровень.
сз о со -а
I=i А
—I
о
сз т; о m О от
З
ы о со
По результатам диагностики, уровень развития восприятия цвета у младших дошкольников достаточно низкий.
о с
и
см л
100% 90% 80% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%
■ Высокий уровень
■ Средний уровень
■ Низкий уровень
Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень
Рис. 1. Результаты констатирующего этапа диагностики сводной статистики исследования восприятия у младших дошкольников, 23.09.2022
Для улучшения результатов и развития цветового восприятия нами была разработана и внедрена программа «Семь цветов радуги». Программа направлена на развитие цветового восприятия детей младшего дошкольного возраста, ее реализация позволит расширить кругозор каждого ребенка на базе ближайшего окружения, создать условия для развития самостоятельной познавательной активности. В рамках программы мы использовали следующие методы и приемы:
1) изотерапия, позволяет развивать мелкую моторику, восприятие, непроизвольное внимание, воображение, долговременную память, аккуратность, а так же в процессе аэрографии дети учат цвета.
2) игротерапия, включающая игры и психологические упражнения, направленные на сохранение и укрепление психологического и эмоционального здоровья;
3) дидактические игры, способствуют развитию цветового восприятия, а также активизируют в речи употребление слов, обозначающих название цветов спектра;
Рассмотрим данные методы и приемы подробнее.
Изотерапия - это метод воздействия на психику человека с помощью изобразительного искусства (лепки, рисования).
Например, в ходе занятия «Разноцветное царство» воспитатель знакомит младших дошкольников с основными цветами, показывая им яркие картины и проговаривая цвета, в процессе данного занятия дети запоминают цвета и у них формируется цветовое восприятие. К концу занятия воспитатель переключает внимание детей на столы, на которых стоят стаканчики с водой и акварельные краски, предлагая нарисовать коллективный рисунок с целью выражения своего эмоционального настроения.
Таким образом, выполняя различные упражнения с детьми, можно помочь им не только развивать цветовое восприятие, а так же, воображение.
Игротерапия - это метод воздействия на детей с использованием игры.
Так, занятие «Веселые краски» включало в себя коммуникативную игру «Найди цветок для бабочки». Данная игра направлена на знакомство
с названиями некоторых цветов (красный, синий, желтый, белый).
Воспитатель выкладывает перед детьми цветочки четырех цветов и показывает им бабочек. Затем объясняет, что бабочкам нужно найти цветочки своего цвета, чтобы спрятаться и не быть пойманными. Необходимо помочь им в этом. Воспитатель рассматривает бабочек и цветочки, обращая внимание на совпадение их цветов, после чего дети выполняют задание с использованием конвертов с бабочками и цветами.
Занятие «Зайка беленький» включает коммуникативную игру «Цветные коробки».
На данном занятии используется набор предметных картинок разных цветов и картонные коробки, они обклеенные цветной бумагой. Данные коробочки легко изготовить из подручных средств и в дальнейшем в них можно хранить предметные картинки и карточки.
На стол перед детьми выставляются разноцветные коробки, воспитатель показывает детям и называет цвета данной коробки. Проговаривая эта коробка красного цвета, эта фиолетовая, и так далее. Воспитатель показывает детям пример по одной картинке - ребята это красное яблоко, я положу его в красную коробку. Дальше дети начинают работать самостоятельно, если ребенок затрудняется при выполнении занятия воспитатель помогает при затруднении.
Например, на занятии «Разноцветное царство мы использовали упражнение с цветными крышками. Можно использовать упражнения с пробками - дети раскручивают и закручивают пробки от пластиковых бутылок к их горлышкам. Для закрепления цвета ребята подбирают по расцветке нужную пробку - крышку и приступают к поиску подходящего горлышка, также соответствующего цвета. Данное упражнение способствует сенсорному развитию ребенка, развитию речи, мышлению, логики, вниманию, памяти, восприятию, мелкой моторики, расширяет кругозор.
Все занятия по программе были проведены в занимательной игровой форме и были направлены на формирование цветовосприятия у детей младшего дошкольного возраста.
После проведения цикла занятий по программе «Семь цветов радуги» было проведено контрольное исследование детей второй младшей группы, по методикам, которые использовались нами на начальном этапе исследовательской работы.
1. Методика «Изучение восприятия цвета» (Т.А. Яркова).
Результаты исследования сравнительной динамики констатирующего и контрольного этапа продемонстрированы на рисунке 2.
Из сравнительной динамики можно увидеть, что показатели улучшились, что показывает положительную динамику развития цветового восприятия детей. Сравнительные результаты показали, низкий уровень развития восприятия цвета у малышей снизился на 25%, средний уровень увеличился на 17%, высокий также увеличился на 8%.
33 %
17 %
констатирующим контрольный
60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%
высокий
Рис. 2. Сравнительная динамика результатов констатирующего и контрольного этапа диагностики по методике «Изучение восприятия цвета» (Т.А. Яркова), сентябрь 2022 г. и май 2023 г.
2. Методика «Разрезные цветные картинки» (С.Д. Забрамная) была направлена на выявление целостности восприятия.
Полученные результаты отражены в таблице 1.
Таблица 1. Результаты исследования по методике «Разрезные цветные картинки» (С.Д. Забрамная)
№ Картинка 1 (2 части) Картинка 2 (3 части) Картинка 4 (4части) Уровень
1 С С С С
2 С С Н С
3 С С Н С
4 Н Н Н Н
5 Н Н Н Н
6 В В В В
7 В С Н С
8 В С В В
9 В В С В
10 С Н Н Н
11 В Н С С
12 С Н С С
Цель методики «разрезные цветные картинки», заключалась в выявлении у младших дошкольников представлений о цвете и выявлении целостного восприятия малышей.
Результаты исследования по методике разрезные цветные картинки представлены на рисунке 3.
констатирующии
контрольный
60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%
средний
высокий
Рис. 3. Сравнительная динамика результатов констатирующего и контрольного этапов диагностики по методике «Разрезные цветные картинки» (С.Д. Забрамная).
Согласно результатам диагностики констатирующего и контрольного этапа, мы видим, что динамика улучшилась. Количество детей с низ-
ким уровнем снизилось на 17%, количество детей со средним уровнем увеличилось на 17% и составляет 50%, что говорит о том, что 2 человека перешли из низкого в средний, количество детей с высоким уровнем осталось прежним.
Таким образом, контрольный этап исследования показывает, что динамика на конец года улучшилась, следовательно гипотеза, поставленная в начале исследования о том, что развитие цветового восприятия у детей младшего дошкольного возраста эффективнее всего формировать в рамках психолого-педагогической программы «Семь цветов радуги», которая включает в себя дидактические игры, сюжетно-изобразительные игры и изобразительную деятельность верна.
Литература
1. Анохин П.К. Системные механизмы высшей нервной деятельности. - М.: Наука, 1979. -454 с.
2. Бардин К.В. Исследование цветоразличи-тельной способности в период школьного детства. - М.: Академия, 2003. - 249 с.
3. Болотина Л.Р. Дошкольная педагогика: учебное пособие. - М.: Академия, 2007. - 240 с.
4. Венгер Л.А. Восприятие и обучение (дошкольный возраст). - М.: Сов. художник, 2011. - 46 с.
5. Запорожец А.В. Избранные психологические труды. - М.: Педагогика, 2009. - 320 с.
6. Комарова Т.С. Обучение дошкольников технике рисования. - М.: Педагогическое общество России, 2005. - 176 с.
7. Коменский Я.А. Постоянство и изменчивость личности // Психологический журнал. - 2000. -№ 1. - С 15-28.
8. Любина Г. Монтессори - материалы // Ребенок в детском саду. - 2002. - № 1. - С 40.
9. Любина Г. Монтессори - материалы. Стоднев-ник Монтессори - педагога // Ребенок в детском саду. - 2002. - № 4. - С. 33-40
10. Любина Г. Монтессори - педагогика // Ребенок в детском саду. - 2002. - № 2 - С. 44-56.
11. Пилюгина, Э.Г. Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста: Пособие для воспитателя. - М.: Просвящение, 2009. - 96 с.
12. Флерина Е.А. Детское изобразительное творчество. - М. 2006. - 648 с.
13. Шауро Г.Ф. Народное искусство: историко -теоретические и социокультурные аспекты // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. -2022. - № 3-3. -С. 310-313.
DEVELOPMENT OF COLOR PERCEPTION IN CHILDREN OF JUNIOR PRESCHOOL AGE
Leonova T.R., Shakhmalova I. Zh.
North -Eastern Federal University, Technical Institute (branch) of the Republic of Sakha (Yakutia), Neryungri
This article discusses the features of the formation of color perception in younger preschoolers. The chosen research topic is an urgent problem of modern education, and is explained by the following provisions: firstly, the main goal of education is to prepare a new
СЭ
о
CO "O
1=1 А
—I
о
сз т; о m О от
З
ы о со
generation of kids for the future, as well as for the emergence of new abilities. secondly, each stage in the life of a child, or the corresponding period of development, is a relatively closed time period. The significance of each age is determined by its position and functional significance within the overall development curve of the child. The studied theoretical literature allowed us to identify the features of the development of color perception in children of primary preschool age. Further, the authors of this article selected psychological and pedagogical tools, which were used at the ascertaining and control stages of the experiment. The results of the study contributed to the selection of the most effective methods and technologies used in the program.
Keywords: creative abilities, formation, development, younger preschoolers.
References
1. Anokhin P.K. Systemic mechanisms of higher nervous activity. - M.: Nauka, 1979. - 454 p.
2. Bardin K.V. Study of color discrimination ability during school childhood. - M.: Academy, 2003. - 249 p.
3. Bolotina L.R. Preschool pedagogy: textbook. - M.: Academy, 2007. - 240 p.
4. Wenger L.A. Perception and learning (preschool age). - M.: Sov. artist, 2011. - 46 p.
5. Zaporozhets A.V. Selected psychological works. - M.: Pedagogy, 2009. - 320 p.
6. Komarova T.S. Teaching preschool children the technique of drawing. - M .: Pedagogical Society of Russia, 2005. - 176 p.
7. Comenius Ya.A. Persistence and variability of personality // Psychological journal. - 2000. - No. 1. - From 15-28.
8. Lyubina G. Montessori - materials // Child in kindergarten. -2002. - No. 1. - From 40.
9. Lyubina G. Montessori - materials. A hundred diary of a Mon-tessori teacher // A child in kindergarten. - 2002. - No. 4. -S. 33-40
10. Lyubina G. Montessori - Pedagogy // Child in kindergarten. -2002. - No. 2 - S. 44-56.
11. Pilyugina, E.G. Sensory education classes with young children: A guide for the educator. - M .: Prosveschenie, 2009. - 96 p.
12. Flerina E.A. Children's fine arts. - M. 2006. - 648 p.
13. Shauro G.F. Folk art: historical, theoretical and socio-cultural aspects // Bulletin of the Chelyabinsk State Academy of Culture and Arts. -2022. - No. 3-3. - S. 310-313.
o d
u
CM
m