УДК 332.1:004
РАЗВИТИЕ ЦИФРОВИЗАЦИИ В ТЕРРИТОРИАЛЬНОМ
ОБРАЗОВАНИИ
Захарова Алёна Дмитриевна, студент (e-mail: [email protected]) Ткаченко Римма Викторовна, студент
(e-mail: [email protected]) Кублин Игорь Михайлович, профессор (e-mail: [email protected]) Саратовский государственный технический университет имени Гагарина Ю.А., Саратов, Россия
Рассматриваются актуальные проблемы цифровизации в сфере оказания образовательных услуг. Проанализированы основные направления применения цифровизации в образовании, раскрывается характеристика цифровой образовательной среды. Исследованы достоинства цифровизации образования.
Ключевые слова: цифровизация, цифровые технологии, образование, национальные проекты, образовательная среда.
В настоящее время все больше видов деятельности человека осуществляется с помощью цифровых технологий: по состоянию на начало 2023 года общая доля пользователей Интернета составляет 88,19% россиян. Возрастающий уровень информатизации и информатизации современного мира, растущий спрос на подготовленных специалистов для развития цифровой экономической, необходимость реализации комплекса мер и мероприятий по обеспечению общего уровня цифровой грамотности и цифровой культуры населения создают особые потребности системы образования [1].
Цифровизация касается как образовательных, так и организационных процессов. Например, электронные дневники и журналы, возможность написать учителю электронное сообщение вместо того, чтобы звонить или приходить в школу лично [2]. Тенденция к цифровизации образования стала особенно явной в связи с началом пандемии коронавируса [3]. Школы и университеты по всему миру перешли на дистанционное обучение, и это коснулось практически всех учащихся, их родителей и учителей [4].
Рассмотрим динамику расходов на цифровые технологии в России на рисунке 1.
В период с 2019 по 2022 год происходил ежегодный рост расходов на цифровые технологии в России. Рисунок 1 демонстрирует рост расходов организаций и населения на цифровые технологии в 2022 г. относительно 2019 г. на 311,9 млрд.руб., рост затрат организаций на создание, распространение и использование цифровых технологий на 295 млрд.руб., рост
затрат организаций и населения на приобретение цифрового контента на 240 млрд.руб.
Затршь; не 1Л[±ргп:£
ТЗХНОЛ ЕТШ[
Нттутрзтпттгз заТрНЫ ОрГ ВНВЗЩЕИ НЕ содзашп. р аспро стр шдд тс исш:< лш вание тшфрсЕъз;
г=хно.~ огтш
Затршы пртятги^яттий- V нмиминтд тгя ттртгппрз-гзтттп Щ[фрОЕОГОЕОНГ£НГ1
2019
2020
2021
2022
Рисунок 1 - Динамика расходов на цифровые технологии в России
за 2019-2022 гг., млрд.руб.
Самый большой прыжок расходов был замечен в 2020 году, во время пандемии, когда люди стали покупать больше техники и программ в связи с тем, что пришлось сидеть дома, а учиться и работать необходимо было продолжать. Цифровизация касается как образовательных, так и организационных процессов. Например, электронные дневники и журналы, возможность написать учителю электронное сообщение вместо того, чтобы звонить или приходить в школу лично. Тенденция к цифрови-зации образования стала особенно явной в связи с началом пандемии ко-ронавируса. Школы и университеты по всему миру перешли на дистанционное обучение, и это коснулось практически всех учащихся, их родителей и учителей.
То, что стало очевидным с началом пандемии, на самом деле началось гораздо раньше. Цифровизация образовательного процесса становится все более масштабной. О этом свидетельствует размер рынка образовательных технологий (ЕёТееИ). Он быстро растет и, по оценке Всемирного экономического форума, к 2025 году его размеры достигнут 349 млрд. долларов США [5].
По мнению экспертов Института образования Высшей школы экономики, цифровизация образования в России прошла несколько этапов: Первая волна цифровизации середины 1980-х - начала 1990-х годов была направлена на расширение компьютерной грамотности и включала появление первых компьютерных курсов в школах и вузах.
На втором этапе, с середины 2000-х годов, заговорили о внедрении в учебный процесс информационно-коммуникационных технологий - циф-
ровые устройства и форматы стали использоваться не только в компьютерных классах.
На третьем - современном этапе, с 2017 года, речь идёт о цифровой трансформации - использовании цифровых технологий во всех образовательных процессах. Правовой основой для инициации и реализации циф-ровизации в сфере образования являются:
1. Программа «Цифровая экономика Российской Федерации». Согласно Указу Президента Российской Федерации, к 2024 году должна быть создана цифровая образовательная среда, обеспечивающая доступность и, главное, качество предоставления образовательных услуг.
2. Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», который обеспечил образовательным организациям право использовать в своей деятельности различные цифровые образовательные технологии.
3. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2018-2025 годы, которая ставит перед собой следующие цели: высокое качество, доступность образования и использование дистанционных технологий. В рамках данной программы планируется реализовать несколько проектов: «Университеты как центры пространства создания новаций», «Создание современной образовательный среды для школьников» и другие.
К задачам цифровизации в образовании относятся: повышение квалификации и возможностей преподавателей в области цифровых технологий, развитие онлайн-обучения, развитие инфраструктуры и внедрение в учебный процесс цифровых программ [6].
Внедрение цифровых образовательных технологий не предполагает полной отмены традиционных занятий и уроках в школах, университетах, институтах, колледжах. Речь идет лишь о включении в образовательный процесс определенных элементов онлайн-обучения [7]. Планируется внедрить смешанный формат обучения, что повысит эффективность преподавания дисциплин, а также чувство ответственности и самодисциплину у студентов [8].
Также необходимо упомянуть о национальных проектах, реализуемых Российской Федерацией в сфере образования. В рамках национального проекта «Образование» реализуется федеральный проект «Цифровая образовательная среда», действующие до 2024 года и предусматривающий:
- внедрение цифровых технологий в 35% образовательных учреждений для не менее 500 тысяч обучающихся;
- обеспечить все образовательные организации высокоскоростным интернетом;
- создание центров цифрового образования для школьников и студентов.
По итогам 2022 года, благодаря национальному проекту «Образование» построено более 850 новых школ, общей вместимостью более 500 тысяч
мест. Так же созданы и функционируют более 13 000 центров образования «Точка роста», в которых обучающиеся общеобразовательных организаций, расположенных в сельской местности и малых городах, осваивают образовательные программы общего и дополнительного образования с использованием современного компьютерного оборудования. Созданы и функционируют более 230 детских технопарков «Кванториум», в том числе 98 технопарков на базе общеобразовательных организаций, а также 640 школ, реализующих исключительно адаптированные образовательные программы, а также обновленную материально-техническую базу для проведения занятий для детей с ограниченными возможностями и инвалидностью.
Также необходимо отметить основные положительные стороны цифро-визации образования. Первый положительный аспект - удобство, а именно экономию времени. Второй положительной чертой стала практичность, поскольку электронные носители не имеют свойства к порче [9]. Третьим положительным моментом оказалось физическое удобство, так как носить тяжелую учебную литературу обременительно. Четвертая положительная характеристика - мобильность, поскольку образование оказывается доступным в любое время суток. Ну и последний положительный момент -экономическая целесообразность, выражающаяся в снижении затрат на приобретение учебной литературы и уменьшении объемов вырубки леса, необходимого для производства бумажных носителей.
Подводя итоги, можно сделать вывод, что активное внедрение современных цифровых технологий в образовательные программы, подготовка педагогических работников образовательных организаций с целью повышения их цифровых компетенций, обеспечение открытости и доступности образовательных организаций обеспечит персонализацию и открытое содержание обучения, интеграцию педагогического обучения и информационных технологий и, в конечном итоге, новое качество образовательного процесса. В этой связи финансовая поддержка запланированных мероприятий должна осуществляться как из бюджетных, так и из внебюджетных источников.
Список литературы
1. 8.20. Развитие качества образовательных услуг с применением инновационного обучения / Н. Л. Фоменко, В. В. Матвеева, И. М. Кублин [и др.] // Аудит и финансовый анализ. - 2017. - № 3-4. - С. 561-568. - EDN YOWIMI.
2. Молчанова Е.В. О плюсах и минусах цифровизации современного образования // Наука в образовании. - 2019. - № 64-4. - С. 133-135.
3. Буданцев Д.В. Цифровизация в сфере образования: обзор российских научных публикаций // Молодой ученый. - 2020. - № 27 (317). - С. 120-127.
4. Шорина, А. В. Реализация компетентностной парадигмы в образовательном процессе вуза. Рефлексивные умения: место и роль в профессио-
нальной подготовке психологов / А. В. Шорина, О. М. Гуменская // Педагогический журнал. - 2020. - Т. 10, № 5-1. - С. 288-297. - DOI 10.34670/AR.2020.50.26.030. - EDN BULICS.
5. https://edu.gov.ru/national-project/results/
6. Балабай, С. В. Модернизация образования в современной России: тенденции и противоречия / С. В. Балабай // Философия и образование: Интеллектуальные традиции и новации : Сборник научных статей / Под общей редакцией С. В. Никитина. Том Выпуск V. - Саратов : Поставка-сервис, 2006. - С. 28-35. - EDN HEBHTZ.
7. Коновалов, А. С. Роботизация агропромышленного комплекса: актуальность, перспективы и проблемы развития / А. С. Коновалов, И. М. Куб-лин // Вопросы современной науки и практики. Университет им. В.И. Вернадского. - 2020. - № 2(76). - С. 75-86. - DOI 10.17277/voprosy.2020.02.pp.075-086. - EDN LJCKOR.
8. Ольхова, Л. А. Организация стажировок и НИР бакалавров в целях развития профессиональных компетенций / Л. А. Ольхова, А. Ж. Е. Мах-метова // Профессиональная ориентация. - 2018. - № 1. - С. 10. - EDN XRHRGH.
9. Волошин, И. П. Факторы риска при разработке программного обеспечения / И. П. Волошин // Информационная безопасность регионов. - 2016. - № 3(24). - С. 15-19. - EDN WYDEFV.
10. https://gb.ru/blog/tsifrovizatsiya-obrazovaniya/
Zakharova Alyona Dmitrievna, student (e-mail: [email protected]) Tkachenko Rimma Viktorovna, student (e-mail: [email protected] )
Kublin Igor Mikhailovich, Professor (e-mail: [email protected]) Saratov State Technical University named after Yuri Gagarin, Saratov, Russia. DEVELOPMENT OF DIGITALIZATION IN TERRITORIAL EDUCATION
Abstract: The current problems of digitalization in the field of educational services are considered. The main directions of digitalization application in education are analyzed, the characteristics of the digital educational environment are revealed. The advantages of digitalization of education are investigated. Keywords: digitalization, digital technologies, education, national projects, educational environment.