of the claimed concept are identified and analyzed. Personal pedagogical experience is summarized, on the basis of which the author offers practical methods of working with the material of a certain educational and methodological complex and personal ideas. This article will be useful for both experienced practicing English teachers and young professionals. Keywords: national-regional component, national component, regional component, English language learning process, communicative competence, socio-cultural competence, school.
УДК 338.001
ОНЛАЙН-ОБРАЗОВАНИЕ КАК ДРАЙВЕР РОСТА КАДРОВОГО ПОТЕНЦИАЛА И РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ РОССИИ
Манаев Арсений Андреевич, аспирант (e-mail: [email protected]) Кублин Игорь Михайлович, д.э.н., профессор (e-mail: [email protected]) Саратовский государственный технический университет имени Гагарина Ю.А., г.Саратов, Россия
В начале 2022 года Россия столкнулась с сильным санкционным давлением, которое продолжается и ужесточается по настоящий момент. В рамках санкций были затронуты множество секторов отечественной экономики, однако в рамках данной статьи рассматривается прежде всего IT-сектор. Приведена статистика по выпуску обучающихся онлайн-курсов, выделены наиболее востребованные направления и дана оценка общему влиянию подготовки потенциальных кадров через онлайн-курсы.
Ключевые слова: кадры, IT-сектор, квалификация, компании, образование, рынок труда.
Зависимость состояния того или иного сектора экономики в компетентных и образованных кадрах всегда имела место в рамках экономики любой страны и мира. Именно поэтому для того чтобы государство успешно и активно развивалось, необходимо иметь на местах и в запасе работников, способных выполнять ряд крайне важных для этого развития задач [1]. Поскольку на данный момент реализуется программа развития «Цифровой экономики» внутри страны, IT-сектор является крайне важным для реализации всех поставленных перед программой целей и задач [2]. Импортоза-мещение оборудования, программного обеспечения, операционных систем управления и других необходимых компонентов становится просто необходимым, а для этого, в свою очередь, необходимо развивать кадровый потенциал.
Проблема кадрового потенциала в IT-секторе, обострившаяся на фоне оттока существенного количества работников данной сферы вместе с западными компаниями из России поставила под угрозу планы по реализации множества крупных проектов [3]. Тем не менее, стремительно развивающаяся сфера онлайн-образования и цифровизация общества постепен-
но решает данную проблему и потенциально способно восстановить численность востребованных кадров в России [4].
Рассмотрим статистику по классическому образованию в высших учебных заведениях. За 2021 год доля выпускников 1Т-специальностей составила 42,7 тыс. человек. Самыми популярными специальностями 1Т-сферы стали «Информатика и вычислительная техника» (23,6%), «Прикладная информатика» (20,4%), «Информационные системы и технологии» (19%). При этом, согласно данным Министерства образования РФ, доля выпускников, которые работают по специальности - около 80%.
Исходя из тех же источников, в 2022 году планировалось выдать более 50 тыс. дипломов по 1Т-специальностям, однако данные по этому показателю пока не обнародованы и можно лишь предположить, что рынок пополнится в диапазоне от 40 до 45 тыс. востребованных кадров [5].
Статистика определённо говорит сама за себя. Безусловно, популярность 1Т-специальностей растёт в виду привлекательности профессии как с точки зрения её общей востребованности (особенно на фоне вышеописанных событий), так и с точки зрения потенциальной заработной платы даже для специалистов с небольшим опытом. Данные факторы создают благоприятную почву для роста кадрового потенциала лишь начального уровня, так называемых «джуниоров» [6].
Однако, важным будет заметить, что рынок труда тоже не стоит на месте и активно реагирует на различные внутренние и внешние экономические факторы [7]. Так, по данным платформы размещения вакансий и резюме для поиска работы hh.ru, на момент 2023 года размещено более 100 тысяч вакансий по 1Т-направлению. Отмечается, что первую очередь востребованы не просто функциональные специалисты с «начальным» уровнем подготовки, а опытные кадры с определёнными навыками в управлении командой, организации рабочего процесса и управления проектами. Распределение по востребованным профессиям в 1Т-сфере по Российскому рынку труда выглядит следующим образом:
Руководители группы проектов Менеджеры продуктов Тестировщики
Специалисты по информационной
безопасности
Руководители проектов
Системные администраторы
Аналитики
31%
Рис. 1 - Распределение количества вакансий 1Т-сферы в 2023 году
В 2021 году офлайн-обучение прошли 12 млн. россиян, а в онлайн-формате 18 млн чел. по разным направлениям и форматам (в эти форматы включены как курсы по повышению квалификации, так и курсы по полу-
чению новой профессии, репетиторство и тренинги. Исследования показали, что за период с 2016 по 2021 год, объём рынка онлайн образования вырос более чем в 10 раз - с 20,7 млрд. рублей до 226 млрд. рублей.
По статистике, наиболее часто к услугам онлайн-школ и университетов обращаются чтобы повысить квалификацию. На втором месте перед обучающимися стоит цель получить профессию, а на третьем - открыть бизнес [8]. Популярность данных целей связаны в первую очередь с необходимостью повысить квалификацию для продвижения по карьерной лестнице или освоением новых навыков, сменой места работы или желанием основать свой бизнес в той же или иной, отличной от предыдущего места работы сфере [9].
Повысить квалификацию
Получить профессию
Открыть бизнес
Получить навыки из других профессий
Рис. 2 - Наиболее популярные цели, которые ставят перед собой обучающиеся в онлайн-формате
Проведенные исследования показали, что способ, которым люди предпочитают учиться, зависит в том числе от выбранного направления образования:
- В онлайн-образовании самые массовые направления - 1Т-профессии (более 2,5 млн человек) и профессии в сфере образования (более 2,2 млн человек).
- Всего за последние 12 месяцев в России дополнительное онлайн-образование более 18 млн человек.
- В онлайн больше всего было потрачено на 1Т-профессии и маркетинг (более 46 млрд руб.), финансы, бухгалтерию и право (более 32 млрд руб.) и профессии в сфере образования (более 28 млрд руб.).
Самыми популярными направлениями онлайн-образования являются иностранные языки с долей в 28%. В данной категории актуальны курсы повышения владения иностранными языками, подготовка к экзаменам по данным языкам и улучшение общего уровня владения языками [10].
28%
6%
4% 4% 4%
1%
Иностранные языки 28%
»« 14% °
Маркетинг 12%
11%
1Т в%
б%
Дизайн ш 4%5%
Менеджмент
4%
^т 2%
^ 2% Финансы 2%
1%
Обучение на производстве 3%
Рис. 3 - Наиболее популярные направления онлайн образования
На втором месте сфера маркетинга и продаж - 14% обучающихся от общего числа. В данную категорию входят курсы БММ и продаж. Третье место за сферой 1Т - профессиям данной сферы обучаются 12% онлайн-студентов и к данной категории относятся программирование, аналитика данных и разработка решений для бизнеса. Однако, здесь существует определённый подвох. Нередки случаи, когда обучающиеся по онлайн-курсам попросту прекращали обучение. По данным «Нетологии», доля выпускников, полностью завершивших обучение по разным программам составляет около 59%. Поэтому важно иметь в виду количество выпускников, работающих по своим специальностям на момент сбора данных.
По данным опроса 1600 жителей российских городов с населением более полумиллиона человек, которые имели желание учиться на платных площадках дополнительного онлайн-образования, можно выявить следующие данные: доля мужчин составляет 55,1%, средний возраст - от 25 до 44 лет. Чем крупнее город, тем выше шанс того, что человек приобретёт курсы в интернете, а не будет заниматься поиском бесплатного образования. В Москве и Санкт-Петербурге в 2021 году за обучение платили 30,8% и 9,1% респондентов, а в крупных городах-миллионниках - 20,7%, в городах с населением от 500 до 950 тыс. человек - 10,1%. Также не менее интересна статистика по тому, кто на момент опроса уже обучается по какому-то направлению или планирует обучаться на онлайн-курсах:
1Т
Бизнес и управление
Маркетинг
Дизайн
34%
Рис. 4 - Направления, которые выбирали участники опроса
Исходя из данных открытых источников, можно абсолютно точно сделать вывод о том, что 1Т направление как позиции обучения, так и с точки зрения повышения собственной квалификации становится весьма актуаль-
ным [11]. Для российского бизнеса и экономики это является благоприятным фоном для восстановления утерянных кадровых резервов.
Безусловно, недостаток более опытных кадров сказывается на общем развитии сферы, но как крупные, так и небольшие компании постепенно пришли к пониманию того, что в человеческом капитале и заключается их конкурентное преимущество. Помимо этого, данная проблема становится катализатором движения в сторону образования сотрудников за счёт самих компаний, ведь по сути это является инвестицией в собственный потенциал. Сектор онлайн-образования стремительно растёт наряду с IT-сектором экономики. Спустя год после ужесточения санкций ситуация в бизнесе, государственном секторе и на рынке труда постепенно стабилизируется и происходит корректировка спроса и предложения [12]. Российская экономика достойно выдерживает давление, при этом развивая различные направления и свой потенциал. В столь сложное время невозможно дать прогноз на дальнюю перспективу, однако можно предположить, что в 2023 году ситуация вряд ли выйдет из-под контроля и ухудшится. Онлайн-образование постоянно развивается, вместе с ним и развиваются технологии получения образования. С применением новых, более эффективных подходов к обучению проблема недостаточно квалифицированных кадров для работодателей становится менее актуальной.
Очевидно, что в 2023 году спрос на онлайн-образование будет увеличиваться вместе с ростом спроса на квалифицированных сотрудников. Это благоприятно повлияет на оба сектора и в целом весьма позитивно скажется на общеэкономической ситуации, поскольку приток новых кадров позволит решать множество задач как по импортозамещению продуктов ушедших с рынка западных компаний, так и по разработке собственных продуктов, востребованных в государственных структурах или на гражданском рынке.
Список литературы
1. Бабкин А.В. Формирование цифровой экономики в России: сущность, особенности, техническая нормализация, проблемы развития / А.В. Бабкин, Д. Д. Буркальцева, Д.Г. Костень // Науч.-техн. ведомости С.-Петерб. гос. политехн. ун-та. Экон. науки. -2017. - №3.
2. Развитие цифровой экономики в российском обществе и ее влияние на государственное и региональное регулирование / К. А. Карташов, Н. В. Демьянченко, Н. А. Ов-чаренко, Т. В. Сотская // . - 2020. - № 4(45). - С. 33-44. - DOI 10.21499/2078-4023-202045-4-33-44. - EDN FFNXVU.
3. Реализация маркетинговой стратегии компании в условиях новых возможностей и ограничений / А. В. Бреус, И. М. Кублин, Н. В. Демьянченко, А. А. Воронов // Практический маркетинг. - 2021. - № 9(295). - С. 35-41. - DOI 10.24412/2071-3762-2021-929535-41. - EDN BBPEMN.
4. Актуальные проблемы подготовки инженерных кадров в вузах: региональный аспект / Л. С. Шаховская, В. А. Пономарев, Е. Г. Гущина [и др.] // Известия Волгоградского государственного технического университета. - 2014. - № 4(131). - С. 6-12. -EDN SMXNOJ.
5. Минобрнауки России, «Доля выпускников IT-специальностей в России превысила европейский уровень», официальная страница Министерства образования и науки Рос-
сии: [электронный ресурс]. — 2022 — URL: https://vc.ru/education/539767-dolya-vypusknikov-it-specialnostey-v-rossii-prevysila-evropeyskiy-uroven (дата обращения 05.04.2023)
6. 8.20. Развитие качества образовательных услуг с применением инновационного обучения / Н. Л. Фоменко, В. В. Матвеева, И. М. Кублин [и др.] // Аудит и финансовый анализ. - 2017. - № 3-4. - С. 561-568. - EDN YOWIMI.
7. Фролов М., «Самые востребованные IT-специальности в 2023 году», блог Михаила Фролова: [электронный ресурс]. — 2023 — URL: https://www.sostav.ru/blogs/260771/36343 (дата обращения 06.04.2023)
8. Тиндова, М. Г. Интеллектуальная обработка информации в области оценки недвижимости / М. Г. Тиндова // Прикладная информатика. - 2007. - № 5(11). - С. 3-10. -EDN JWALUH.
9. Воронкова, Е. А. Экологическое предпринимательство в сфере утилизации пластмассовых отходов: анализ и вектор развития / Е. А. Воронкова, Г. В. Астратова, И. М. Кублин // Отходы и ресурсы. - 2018. - Т. 5, № 4. - С. 3. - DOI 10.15862/05NZ0R418. -EDN VTWCDC.
10. Струбалин, П. В. Применение матрицы последствий и вероятностей при разработке комплексного программного решения управления продажами на основе технологий искусственного интеллекта / П. В. Струбалин, И. П. Волошин // . - 2022. - № 173. -С. 85-90. - DOI 10.14451/2.173.85. - EDN QRLADP.
11. Толстяков, Р. Р. Качество маркетинговой коммуникации в сети интернет: региональный аспект / Р. Р. Толстяков // Перспективы науки. - 2012. - № 2(29). - С. 129-131. - EDN PASVOV.
12. Киреева, Н. А. Цифровая платформа АПК: ключевые элементы и этапы трансформации / Н. А. Киреева, О. В. Прущак // . - 2020. - № 2(37). - С. 73-79. - EDN TPSPPC.
Manaev Arseniy Andreevich, PhD student, Saratov State Technical University named after Yuri Gagarin, Saratov, Russia. (e-mail: [email protected])
Kublin Igor Mikhailovich, Doctor of Economics, Professor. (e-mail: [email protected]) ONLINE EDUCATION AS A DRIVER OF HUMAN RESOURCES GROWTH AND DEVELOPMENT OF THE RUSSIAN ECONOMY
Abstract. At the beginning of 2022, Russia faced strong sanctions pressure, which continues and is being tightened to the present moment. As part of the sanctions, many sectors of the domestic economy were affected, but this article primarily considers the IT sector. Statistics on the graduation of students of online courses are given, the most popular areas are highlighted and the overall impact of training potential personnel through online courses is assessed.
Keywords: personnel, IT-sector, qualifications, companies, education, labor market.