новации в науках о жизни. Сборник материалов III международного симпозиума. Белгород, 2021. С. 61-63.
10. Кропова Ю.Г., Гусейнова С.Я.Геймификация в естественнонаучном образовании// Педагогический журнал. 2022. Т. 12. № 2-1. С. 386-392.
ZhemukhovaZhannaMukhmedovna, biology teacher of the MOE "Secondary School No. 1 named after T.M. Kurashinov" S.P. Atazhukino of the Baksan district of the KBR of the highest qualification category, Honorary worker of the sphere of education of the Russian Federation (e-mail: [email protected])
IMPLEMENTATION OF GAME TECHNOLOGIES IN BIOLOGY LESSONS WITHIN THE RATING SYSTEM OF ASSESSMENT
Annotation. This article analyzes the use of gaming technologies, as well as their pedagogical capabilities in biology lessons in general education institutions. It is shown that the range of tasks solved with the help of gamification of the educational process is quite wide: from involving children in cognitive activity to creating a developing environment for children with disabilities. Examples of the use of game techniques for solving many fundamental tasks in the field of teaching children are considered. Attention is drawn to the importance of an objective assessment of the contribution of children in role-playing games. It is noted that the use of a point-rating system most fully reflects this specificity.
Keywords: gaming technologies, rating system, gamification, limited health opportunities, cognitive activity, child adaptation
УДК 658.83
ОСОБЕННОСТИ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЛАСТИ МАРКЕТИНГА Кондрашова Ольга Владимировна, аспирант
(e-mail: [email protected]) Кублин Игорь Михайлович, д.э.н., профессор (e-mail: [email protected]) Саратовский государственный технический университет
им. Гагарина Ю.А.
В статье рассмотрены особенности профессии маркетолога в зависимости от специфики хозяйственной деятельности предприятия. Выделены основные профессиональные компетенции для наиболее востребованных вакансий. Определены основные проблемы маркетингового образования и пути их решения.
Ключевые слова: образование в области маркетинга, профессия маркетолога, проблемы маркетингового образования, пути решения проблем в маркетинговом образовании.
Высшие учебные заведения предлагают широкий ассортимент программ в области маркетинга и смежных дисциплин (брендинг, управление товаром, маркетинг-менеджмент, маркетинговая аналитика), все еще остается дисбаланс между требованиями потенциальных работодателей и квалифи-
кацией выпускников ВУЗов. Специальность маркетолога является одной из самых востребованных по данным аналитики сайта HH.ru [1]. С увеличением количества предприятий среднего и крупного бизнеса потребность в специалистах-маркетологах будет расти [2]. Наиболее популярными должностями в области маркетинга уже несколько лет остаются бренд-менеджеры, маркетологи-аналитики, трейд-маркетологи, контент-маркетологи, БММ-маркетологи, интернет-маркетологи, а также менеджеры по маркетингу, которые должны обладать знаниями во всех вышеперечисленных областях и уметь координировать подрядчиков. Крупные производственные предприятия, как правило, имеют достаточно большие департаменты маркетинга, в которые входят отделы разработки продуктов, аналитики, дизайна и рекламы, трейд-маркетинга, интернет-маркетинга и другие. Как правило, такие компании заинтересованы в найме специалистов более узкого профиля, однако с углубленными знаниями в различных сферах маркетинга [3]. Так, к специалистам в области интернет-маркетинга предъявляются требования по умению настройки и оценки эффективности рекламных кампаний в поисковых системах и социальных сетях, умение администрировать сайты и проводить анализ его юзабилити. Маркетологи-аналитики должны уметь работать с большим объемом информации, самостоятельно проводить кабинетные исследования, а также знать агентства, проводящие полевые исследования [4]. Маркетологи-аналитики должны уметь самостоятельно организовать процесс полевых исследований и оценить их результаты. Кроме того, маркетологи-аналитики оценивают данные самого предприятия в отношении сбыта, ценовой политики, оценки целевой аудитории и других. Задачами трейд-маркетологов является разработка и оценка эффективности маркетинговых акций, иногда снабжение и контроль за обеспечением рекламных кампаний. Бренд-менеджер отвечает за формирование позиционирования бренда, его имидж, внешний вид, рекламные материалы и другое [5]. Не смотря на то, что крупные предприятия часто делегируют часть задач подрядным организациям, контроль и управления маркетинговой активности всегда возложено на собственных сотрудников, т.к. именно они лучше всего способны понять бизнес-процессы и оценить эффективность и релевантность тех или иных применяемых инструментов и методов. Координацией задач таких сотрудников и стратегическим планированием маркетинговой деятельности занимается директор по маркетингу или коммерческий директор.
Предприятия среднего бизнеса заинтересованы, как правило, в найме менеджера по маркетингу. Специалист должен иметь представление обо всех наиболее популярных методах маркетинговой аналитики и продвижения. Функция управления товаром, как правило, на предприятиях среднего бизнеса выведена отдельно. Менеджер по маркетингу определяет каналы продвижения, участвует в позиционирования продукции или услуг предприятия, контролирует стиль и дизайн рекламных материалов, занимается
заказом рекламной и сувенирной продукции, разрабатывает маркетинговые акции и проводит оценку их эффективности [6]. Как правило, предприятия среднего бизнеса имеют в штате либо одного специалиста-маркетолога, который в ходе выполнения профессиональных обязанностей взаимодействует с подрядными организациями, создавая ТЗ и контролируя процесс выполненных работ; или имеют небольшой отдел, в составе которого, кроме менеджера по маркетингу или начальника отдела маркетинга, также присутствуют один или два рядовых сотрудника, выполняющих более узкие функции, например, дизайн или настройку интернет-рекламы. Таким образом, большое разнообразие специальностей, связанных с маркетинговой деятельностью, а также специфика предприятий определяют и разнообразие требований работодателей к соискателям на вакантные должности [7]. Основным требованием традиционно является наличие опыта работы в требуемой области маркетинговой деятельности. В последнее время в вакансиях стало появляется требование к наличию профильного образования, однако в настоящий момент это требование все еще не является обязательным. Такая статистика обусловлена все еще небольшим количеством выпускников-маркетологов, а также несоответствием требований работодателей и квалификацией выпускников ВУЗов.
В первую очередь, критика маркетинговых программ со стороны работодателей, связана с недостатком практического опыта у студентов. Как правило, изучаемые в вузах дисциплины больше имеют теоретический характер и не направлены на решение конкретных проблем бизнеса. При этоммаркетологи изучают определенные идеальные модели, которые на практике не учитывают региональные и культурные особенности, потребительский менталитет, человеческие факторы и другое. Шадрина Л. Ю. в целях решения данной проблемы предлагает образовательным организациям не просто ориентироваться на рынок, а создавать новую интерактивную модель обучения, опирающуюся на мультифакторное моделирование рыночных перспектив [8].
Следует отметить, что студентов нацеливают на стратегические решения в бизнесе. При этом не учитывается тот факт, что в зону ответственности специалиста по маркетингу входит только ограниченный круг обязанностей и ответственности. Иными словами, специалист-маркетолог не принимает ключевых управленческих решений, а может только дать рекомендации, которые не всегда выполнимы в реалиях действующего бизнеса. Так, например, маркетолог, отвечающий за продвижение продукта, не влияет на процесс его разработки и вынужден работать с тем, что выпущено и предложено специалистами смежных подразделений. В результате возникает несогласованность таких ключевых элементов бизнеса, как комплекс 4Р. Решением данной проблемы является, на наш взгляд, практико-ориентированное образование, где студенты смогут решить нестандартные кейсы и внедрить их в практику реальных предприятий. Несмотря на то,
что подобные задачи возникают в процессе обучения, студенты в реальности не видят результат своей работы, не могут оценить ее эффективность, не могут принять корректирующих решений. Оценкой кейса по сути занимается преподаватель, который сравнивает предложенную студентом работу с внедренным в образовательный процесс шаблоном. В результате студент учиться выполнять традиционные задачи, но не может принять нестандартное решение или взглянуть на проблему по-другому. На наш взгляд, в ходе обучения студент должен видеть, как демонстрирует себя его кейс, а также иметь возможность предложить и внедрить корректирующие мероприятия.
Организация учебного процесса осуществляется в соответствии со статьей 15 Закона РФ «Об образовании» и регламентируется учебным планом, годовым календарным учебным графиком и расписаниями занятий, разрабатываемыми и утверждаемыми образовательной организацией самостоятельно. Как правило, весь процесс от появления идеи модернизации до внедрения ее в практическую деятельность занимает несколько лет. Не удивительно, что за это время, предложенные дисциплины уже устаревают, а студенты получают только базовую информацию. Решением данной проблемы является снижение количества административных барьеров при модернизации программ обучения, а также возможность внедрения новых тем преподавателем самостоятельно в рамках дополнительных учебных дисциплин.
Отметим, что многие программы обучения подразумевают освоение дисциплин связанных с маркетингом и управления предприятием. На практике же молодой специалист сначала занимает рядовую должность, и не оказывает существенного влияние на стратегию развития предприятия. Например, стратегическое планирование на предприятиях среднего бизнеса осуществляется непосредственно его владельцем, и маркетинговая деятельность сводится больше к применению методов продвижения. Однако выпускники ВУЗов, имеющие представление о маркетинговой стратегии, теряются при выполнении простых задач, например, таких как проведение быстрого маркетингового исследования аудитории при отсутствии выделенного бюджета, или выбор инструментов интернет-продвижения для той или иной сферы деятельности. На наш взгляд, решением данной проблемы также явилось бы внедрение программ, направленных на изучение данных задач, а также практико-ориентированное образование, где студенты также в реальном бизнесе могли попробовать свои силы под руководством более опытного наставника. Ни для кого не является удивительным, что студент-медик, прежде чем сам встает за операционный стол, сначала наблюдает за действием более опытного коллеги, а затем под руководством наставника и сам начинает выполнять простейшие операции. Однако в отношении маркетингового образования данная практика не применяется, и выпуск-
ники ВУЗа сразу получает в свои руки бюджет, которым должны суметь грамотно распорядиться в отсутствии адекватной практики.
В настоящее время выявленные проблемы помогают решать дополнительные курсы профессиональной подготовки. Иногда для специалистов-маркетологов они вообще могут стать единственным и основным источником получения профессионального образования. Симакина М.А. отмечает, что по данным исследований только 21% интернет-маркетологов имеют профильное образование [9]. Количество образовательных курсов по маркетингу растет в геометрической прогрессии, что связано с высокой популярностью профессии маркетолога, а также с относительной простотой разработки, запуска и продвижения таких курсов. Программы обучения предлагаются как лицензированными ВУЗами, так и частными онлайн-школами, и персональными тренерами. Отсутствие единых стандартов обучения на таких программах, с одной стороны, способствует формированию уникальных навыков и компетенций специалистов, с другой вызывает вопросы к профессиональной подготовке слушателей и их компетенциям. Отсутствие необходимости получения государственных лицензий и сертификатов приводит к большому количеству недобросовестных поставщиков образовательных услуг и, как следствие, к общему недоверию работодателей и владельцев бизнеса к специалистам-маркетологам. Решением данном проблемы может стать внедрение государственного регулирования дополнительного образования в области маркетинга. При этом существуют нормативно-правовые акты, допускающие и узаконивающие такой вид образовательной деятельности, однако это влечет дополнительные издержки для организатора и сопровождается бюрократическими сложностями, в результате большое количество добросовестных поставщиков образовательных услуг просто отказываются от получения правоустанавливающих документов.
Подводя итог вышесказанному, отметим основные проблемы образования в области маркетинга и пути их решения.
1. Существует значительная разница в требованиях к специалистам в области маркетинга на предприятиях среднего и крупного бизнеса. Образовательные программы могут включать в себя дополнительные дисциплины для формирования более специфичного профиля для выпускников.
2. Маркетинг - быстро меняющаяся сфера деятельности. Образовательные организации должны иметь возможность оперативного внедрения новых дисциплин, учитывающих последние тенденции развития экономики страны.
3. Маркетинг - практико-ориентированная дисциплина. Специалисты по маркетингу должны иметь не только возможность создавать свои кейсы, но и оценивать их практическую эффективность и влиять на принятие управленческих решений по их модернизации в зависимости от ситуации.
4. Маркетинг - прикладная дисциплина, работодатели заинтересованы в практических компетенциях соискателей в отношении методов и инструментов маркетинга. Необходимо внедрить в программы прикладные дисциплины, позволяющие начать работу в организации с рядовых позиций.
5. Существует большое количество дополнительных образовательных программ, не имеющих официального подтверждения своего качества. Необходимо государственное регулирование такой деятельности при условии устранения административных барьеров.
Список литературы
1. Текущий контекст рынка труда. https://hhcdn.ru/file/17403078.pdf
2. Казанкина, О. А. Реализация государственной программы поддержки малого и среднего бизнеса в России на современном этапе развития / О. А. Казанкина, Д. А. Амасийский // Экономическая безопасность и качество. - 2018. - № 4(33). - С. 22-25. -EDN YSQEXZ.
3. Anti-crisis Marketing at the Enterprises of the Energy Complex in a New Reality / M. Eremeev, I. Kublin, A. Shindryaeva [et al.] // Lecture Notes in Civil Engineering. - 2022. -Vol. 190. - P. 21-30. - DOI 10.1007/978-3-030-86047-9_3. - EDN JCCIFU.
4. Использование программных решений бизнес-аналитики как инструмент повышения конкурентоспособности компаний и регионов / А. Н. Калашников, Ю. Ю. Пян-зина, И. М. Кублин, Р. В. Фомин // Экономика устойчивого развития. - 2019. - № 1(37). - С. 289-292. - EDN ZCOADR.
5. Развитие механизма управления персоналом в горизонтально интегрированных корпоративных образованиях / Л. С. Верещагина, Л. А. Ольхова, А. Д. Паймук, А. Д. Горчаков // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. - 2017. - № 5(69). - С. 50-53. - EDN YLSBUW.
6. Реализация маркетинговой стратегии компании в условиях новых возможностей и ограничений / А. В. Бреус, И. М. Кублин, Н. В. Демьянченко, А. А. Воронов // Практический маркетинг. - 2021. - № 9(295). - С. 35-41. - DOI 10.24412/2071-3762-2021-929535-41. - EDN BBPEMN.
7. Сарасеко, Е. С. Прокрастинация: добро или зло? / Е. С. Сарасеко // Наука и общество. - 2015. - № 2(21). - С. 111-116. - EDN UGCFCJ.
8. Шадрина Л. Ю. Модель подготовки конкурентоспособного выпускника - магистра вуза, ориентированного на профессиональную среду // Теория и практика общественного развития. 2016. №12. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/model-podgotovki-konkurentosposobnogo-vypusknika-magistra-vuza-orientirovannogo-na-professionalnuyu-sredu (дата обращения: 06.04.2023).
9. Симакина М. А. Профессиональные компетенции интернет-маркетолога: источники формирования и определения // Знание. Понимание. Умение. 2020. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/professionalnye-kompetentsii-internet-marketologa-istochniki-formirovaniya-i-opredeleniya (дата обращения: 06.04.2023).
Kondrashova Olga Vladimirovna, PhD student. (e-mail: [email protected]) Kublin Igor Mikhailovich, Doctor of Economics, Professor(e-mail: [email protected]) Saratov State Technical University named after Gagarina Yu.A. FEATURES OF DOMESTIC EDUCATION IN THE FIELD OF MARKETING Abstract. The article considers the features of the profession of a marketer depending on the specifics of the economic activity of the enterprise. The main professional competencies for the most popular vacancies are highlighted. The main problems of marketing education and ways to solve them are identified.