УДК 355.237
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ И ОБУЧЕНИЯ СОТРУДНИКОВ В РАМКАХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ Рахметова Айна-Жан Ербулатовна, к.э.н., доцент (e-mail: [email protected]) Саратовский государственный технический университет имени Гагарина Ю.А. г.Саратов, Россия
В статье раскрываются особенности развития и обучения сотрудников организаций с учетом требований профессиональных стандартов в рамках реализации программ подготовки и переподготовки в условиях цифровизации экономики.
Ключевые слова: обучения, развитие, квалификация, профессиональные стандарты, переподготовка, сотрудники.
В условиях цифровизации экономики большинство образовательных учреждений и организаций применяют современные платформы и приложения для развития профессиональных компетенций и навыков работы. С позиции кадровых процессов подобная трансформация дает достаточный толчок в развитии современного инструментария обучающихся программ и развития карьерных траекторий. Поскольку при небольшом бюджете возможно сформировать профессиональные траектории сотрудников, чтобы понять, какие компетенции необходимо развивать [1].
Наряду с soft (универсальные социально-психологические, личностные качества, которые могут влияют на успешность человека в любой сфере и профессии), hard (профессиональные, технические компетенции, которые можно продемонстрировать, оценить и проверить), digital (цифровые компетенции, которые компетенциями выделяют power skills [2] (сильные навыки, которые расширяют мягкие навыки - навыки руководства, работа в команде, общение, формирование стратегии, умение сотрудничать, личное развитие и благополучие). Данный набор компетенций формирует универсальную модель компетенций и их дескрипторов специалиста будущего, расширяя его возможности и познания не только личностных и профессиональных компетенций, но и развивая области информационных технологий.
К ключевым инструментам в обучении персонала следует отнести: гей-мификацию, скиллинг (upskilling, reskilling), Microlearning, кросс-функциональное обучение, VR, AR, AI, гибридное обучение, Big Data и пр.. [3].
Анализ инструментов развития и обучения сотрудников позволил выявить соответствующие компетенции. Так, доля инструментария Big Data и предиктивной аналитики составили около 69%; роботизация - 54%; искусственный интеллект - 53% (рис. 1), что говорит об их разнообразии и востребованности.
Виртуальная реальность (VR) Блокчейн Интернет вещей Оптическое распознавание Чат-боты Искусственный интеллект Роботизация
Big Data и предиктивная аналитика 69% I
0% 10% 20% 30% 40% 50% 60% 70% 80%
Рисунок 1. Современные тренды в обучении
В рамках реализации профессиональных стандартов, в частности, специалиста в области управления персоналом внесены изменения в 2022 году (Приказ от 9 марта 2022 г. № 109 н Об утверждении профессионального стандарта «Специалист по управлению персоналом», ранее зарегистрирован Министерством юстиции РФ 19 октября 2015 г., № 39362), в части повышения уровня квалификации обобщенной трудовой функции «Докумен-тационное обеспечение работы с персоналом» в разделе «Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт» с 5 на 6, а также в разделах «Трудовая функция» предусмотрены работа в корпоративных и внешних информационных системах и использование цифровых сервисов. Внесенные изменения в ранее действующий профессиональный стандарт демонстрируют развитие, а также совершенствование профессиональных компетенций специалиста по управлению персонала в области цифровых компетенций. Таким образом, требования профессиональных стандартов позволяют углубить и расширить знания специалистов, тем самым осуществлять непрерывный процесс развития и обучения.
Следует отметить, мониторинг рынка о применении профессиональных стандартов в 2021 году проведен по трем отраслям: в области управления персоналом; ракетной техники и космической деятельности; в сфере образования.
Как показало исследование, профессиональные стандарты применяются в основном в ходе разработки и корректировки должностных инструкций, аттестации и оценки квалификации персонала, при формировании штатного расписания, подбора и обучения персонала, определения и формулировки требований к должности [4]. При этом, организации космической деятельности и ракетной техники профессиональные стандарты используют для разработки должностных инструкций - 93,3%. Образова-
21%
36% 37% 44% 47% 53% 54%
тельные учреждения - для разработки должностных инструкций - 88,7% и аттестации сотрудников - 86,8%. В целом, 2021 год показал рост динамики применения профессиональных стандартов: в 2018 году организаций, применяющих профстандарты - 50%, в 2021 году - 80%.
На основе проведенного мониторинга рынка труда АНО «НАРК» по 3 регионам в целях развития национальной системы квалификаций в 2022 году выявлены ключевые навыки специалистов и востребованность отдельных специалистов [5]. Так, отмечены необходимые профессиональные компетенции (умения, знания и навыки) в связи с внедрением современных технологий по регионам (рис. 2). Следует отметить, что наиболее востребованным компетенциям относят - цифровую грамотность и безопасность (31,6%); развитие организационной культуры (15,6%); управление цифровым развитием организации и бережливое производство (9,6%).
Другое
Создание интеллектуальной собственности Управление данными и использование данных
Разработка инженерных решений
Разработка, тестирование и внедрение ИТ-решений / цифровых технологий
Использование и защита данных Развитие ИТинфраструктуры Бережливое производство Управление цифровым развитием организации Развитие организационной культуры Цифровая грамотность и безопасность
3,1 2,9 3
15,6
10
15
20
25
31,6 30 35
0
5
Рисунок 2. Профессиональные компетенции в связи с внедрением современных технологий, %
Наряду с этим, в условиях дефицита квалифицированных кадров и проблем с поиском подходящих работников работодатели вынуждены принимать меры по восполнению знаний, умений и компетенций сотрудников [6], которых принимают на работу, в том числе молодых специалистов сразу после окончания ими учебного заведения. В этой связи, система наставничества является наиболее распространенной практикой передачи соответствующих навыков молодым специалистам. Также используют различные меры по восполнению знаний, развитию умений и навыков у спе-
циалистов на уровне организаций в стандартных форматах обучения - повышения квалификации (26,3%) и профессиональной переподготовки (18,9%); обмен опытом, мастер-классы (16,6%); система наставничества (16,3%).
Следует отметить, что в рамках кадровой работы более активное развитие в ближайшие 5 лет будет характерно для деятельности по развитию персонала (47,3%) и разработки и сопровождению процесса цифровизации и автоматизации управления персоналом (46,1%) [7]. При этом, докумен-тационное обеспечение работы с персоналом (8,1%), скорее всего, уменьшится в ближайшие 5 лет.
По мнению специалистов в области образования «профессионально-квалификационный ландшафт существенного изменился, поскольку появились новые деятельности и «гибридные» квалификации [8], требующие сочетания различных навыков и компетенций; модернизировались трудовые функции в связи с цифровизацией и технологическими инновациями в обществе». В этой связи, предполагается смешанный тип обучения с использованием различных форм и инструментов передачи информации через различные каналы связи, платформы и IT решения, а также используя дуальное обучение (совместное финансирование программ подготовки кадров со стороны государства и бизнес- сообществ).
Таким образом, применяемые инструменты и формы обучения сотрудников организации в соответствии с новыми требованиями профессиональных стандартов способствуют развитию компетенций в условиях циф-ровизации экономики. Программы развития профессиональных компетенций сотрудников, в свою очередь, расширят инструментарий их оценки для дальнейшего выстраивания образовательных и карьерных траекторий.
Список литературы
1. Воронин, Э. Е. Актуализация профессиональных стандартов специалистов по управлению качеством в условиях цифровизации экономики / Э. Е. Воронин, А. Ж. Е. Махметова, Л. Ф. Попова // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. - 2018. - № 5(74). - С. 31-34. - EDN YTSITR.
2. Power skills вместо soft skills: новый тренд - URL: https://www.pro100psychology.ru/power-skills (дата обращения 06.04.2023 г.)
3. EdTech 2022: каким будет цифровое образование - URL: https://trends.rbc.ru/trends/education/61cae6f09a79478d28ea70f2 (дата обращения 06.04.2023 г.)
4. Использование программных решений бизнес-аналитики как инструмент повышения конкурентоспособности компаний и регионов / А. Н. Калашников, Ю. Ю. Пян-зина, И. М. Кублин, Р. В. Фомин // Экономика устойчивого развития. - 2019. - № 1(37). - С. 289-292. - EDN ZCOADR.
5. Махметова, А. Е. Моделирование риск-менеджмента в системе менеджмента качества / А. Е. Махметова // . - 2015. - № 4(22). - С. 314-324. - EDN QASEOP.
6. Отчет о проведении мониторинга рынка труда по 3 регионам в целях развития национальной системы квалификаций в 2022 году - URL: https://nark.ru/upload/iblock/a73/0x2u08l1aj4eic3o4k9f1ardeao5q2ca/Itogi-regionalnogo-monitoringa-2022.pdf (дата обращения 06.04.2023 г.)
7. Итоги Мониторинга рынка труда: где применяют профессиональные стандарты, 2021 год - URL: https://nark.ru/analytics/monitoring-rynka-truda/itogi-monitoringa-rynka-truda-gde-primenyayut-prof/ (дата обращения 06.04.2023 г.)
8. Духанина Л. Разработка профессиональных квалификаций в сфере образования //Национальная система квалификаций - URL: https://nark.ispringmarket.m/marketplace/content/info/503?vc_cik=5566-RDor7-CSFAA-1sJ7u&vc_lpid=503 (дата обращения 06.04.2023 г.)
Aina-Jan Y. Makhmetova, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor Saratov State Technical University named after Gagarin Yu.A., Saratov, Russia (e-mail: [email protected])
FEATURES OF DEVELOPMENT AND TRAINING OF EMPLOYEES WITHIN THE FRAMEWORK OF PROFESSIONAL STANDARDS
Abstract. This article reveals the features of the development and training of employees of organizations taking into account the requirements of professional standards in the framework of the implementation of training and retraining programs in the context of digitaliza-tion of the economy.
Keywords: training, development, qualifications, professional standards, retraining, employees.
К ВОПРОСУ О РОЛИ МАТЕМАТИКИ В ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ И ЕЕ СВЯЗИ С ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМИ
ДИСЦИПЛИНАМИ Медведева Дарья Игоревна, студент (e-mail: [email protected]) Волобуева Татьяна Александровна, к.э.н., доцент
(e-mail: [email protected]) Орловский государственный аграрный университет имени Н.В. Парахина, г. Орел, Россия
В данной статье рассматривается необходимость математических знаний в формировании будущих специалистов, а так же взаимосвязь других дисциплин с математикой.
Ключевые слова: математика, образование, знания, прикладные задачи, экономика.
Воспитание научного мировоззрения является важной задачей образовательного процесса, и каждый изучаемый предмет вносит свой особый и уникальный вклад в решение этой проблемы. Математика имеет большие возможности показать силу научных методов в познании мира, раскрыть значение абстрактного мышления в научных и практических вопросах. В настоящее время математические знания и навыки используются во всех областях для создания новых технологий, изобретения новых машин, управления современным производством, бизнесом и т.д.
Математика - это наука о количественных отношениях и пространственных формах реального мира. Конечно, математика - это не только сверхмощный инструмент для решения практических задач, но и доминирую-