Л.Г. Абрамова*
РАЗВИТИЕ ЦЕННОСТНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОТ С.И. ГЕССЕНА ДО СОВРЕМЕННОЙ ПЕДАГОГИКИ
В статье показано, что аксиология как относительно са-мостоятельная отрасль философии имеет определенную предысторию. Различные подходы к рассмотрению ценностей привели, начиная с С.И. Гессена, к появлению аксиологических концепций, рассматривающих как ценности знание, познавательную деятельность, воспитание и образование. Подчеркивается, что педагогическая аксиология рассматривает образовательные ценности с позиции самоценности человека и сегодня осуществляет ценностные подходы к образованию, признавая, вслед за С.И. Гессеном, ценность его самого.
Ключевые слова и фразы: педагогическая аксиология, ценность, образование, педагогика, философия.
Сегодня одной из ведущих тенденций развития образования становится переход к ценностной парадигме. Этот переход подготовлен восхождением педагогической мысли С.И. Гессена от односторонне-функционального к целостному представлению об образовании как универсальной ценности [1]. Ориентация на данную специальность в XXI веке объективно требует развития концептуальной системы взглядов, интегрирующих ценностные основания традиционных и инновационных образовательных процессов.
Только в 60-е годы XX века отечественная наука обратилась к исследованию ценностной проблематики, появились исследования категории «ценность» и ее типологизация. Контуры педагогической аксиологии в философии образования - области знания, раскрывающей ценностно-смысловой срез образования, закономерности его развития и функционирования, стали складываться только к началу 90-х годов. Стали исследоваться проблемы ценностных ориентаций в образовании; в управлении образованием; в гуманизации обра-
* © Абрамова Л.Г., 2008 ^
Абрамова Лидия Георгиевна ([email protected]), кафедра высшей математики Балтийской государственной академии, 236029, Россия, г. Калининград, ул. Молодежная, 6.
зовання; в педагогической деятельности (Б.С. Гершунский, В.М. Розин, П.Г.
Щедровицкий, В.И. Гинецинский, З.И. Равкин, Б.М. Бим-Бад, Г.Б. Корнетов, В.А. Сластенин и многие др.).
Для выявления ценностных ориентиров дальнейшего развития образования необходимо систематизированное аксиологическое знание. Факт возникновения педагогической аксиологии как специфической области философско-гуманитарного знания сегодня уже признан. Созданы теоретические предпосылки для определения ее предмета, научного и дисциплинарного статуса, методологии и методики исследования (З.И. Равкин, В.А. Сластенин, Г.Н. Чи-жакова и др.).
Понятие аксиологии (философского учения о ценностях) возникло позже самой проблемы ценностей и учения о ценностях и обозначало отрасль философии, исследовавшую ценностную проблематику (П. Лапи, 1902 г.). Понятие ценность, соответствовавшее смыслу значимости чего-либо в отличие от существования объекта или его качественных характеристик введено Р.Г. Лотце, который теоретически обособил ценностную сферу от явлений действительности (60-е гг. XIX века). Современная философия квалифицирует ценности как вещественно-предметные свойства явлений, психологические характеристики человека, явления общественной жизни, обозначающие положительные и отрицательные знания для человека или общества [3].
Рассмотрение понятия «ценность» в генезисе, считал С.И. Гессен, указывает на то, что в нем соединились три основные значения: 1. Определение ве-щественно-предметных свойств явлений, в основе которого лежит практическое и эмоциональное отношение человека к оцениваемым предметам и явлениям. 2. Определение нравственных категорий обозначающих в том числе психологические характеристики человека. 3. Определение социальных явлений, характеризующих отношения между людьми.
В.А. Сластенин подчеркивал, что генезис понятия «ценность» позволяет выделить условно различные виды ценностей - экономические, психологические, нравственные, эстетические, познавательные, социальные, понять природу человека, механизмы, побуждающие его к знанию, определить движущую силу познавательной деятельности [4].
Сегодня в философско-педагогической литературе можно выделить следующие типы аксиологических концепций, по-разному трактующие природу ценности: 1. Объективно-идеалистические (неокантианство, неотомизм, интуитивизм), трактующие ценность как потустороннюю сущность вне времени и пространства. 2. Субъективно-идеалистические (логический позитивизм, феноменология, лингвистический анализ в этике, аффективно-волевая теория ценности), рассматривающие ценность как явление созидания, как проявление субъективного отношения человека к оцениваемым им объектам. 3. Натуралистические (теория интереса, эволюционная этика, этика космической теоло-
гии), понимающие под ценностью выражение естественных потребностей человека или законов природы в целом. 4. Трансцендеиталистские, согласно которым ценность, это идеал, имеющий самостоятельную сферу существования, к которой человек может (или нет) приобщиться. 5. Социологические, понимающие под ценностями обусловленные социальной средой равноправные системы моральных, эстетических, религиозных и т.д. представлений. 6. Диа-лектико-материалистические, рассматривающие системы ценностей с позиций исторического, экономического, социального развития общества [2].
Аксиология как философское исследование природы ценностей, начиная со второй половины XIX века выделила с позиции источника четыре типа учений о ценностях: 1. Аксиологический психологизм (В. Вундт, Ф. Брентано и др.): источник ценостей — субъективный мир человека. 2. Аксиологический норма-тивизм (М. Вебер, В. Дильтей, О. Шпенглер): источник ценностей - социокультурная жизнедеятельность человеческого общества. 3. Аксиологический трансцендентализм (Г. Лотце, В. Виндельбанд, Г. Риккерт, П. Наторп, С. Гессен): источник ценностей - некие взаимосвязанные идеальные сущности, ориентирующие людей на достижение высших целей. 4. Аксиологический онтологизм (II. Гартман, М. Шелер, М. Хайдеггер): источник ценностей - сверхчувственная и сверхрациональная интуиция, познающая бытие как ценность.
Стимулом к становлению и развитию педагогической аксиологии наиболее ярко послужили труды немецких философов И.Г. Фихте, для которого абсолютная ценность - жизнь, а критерий ценности - деятельность человека; И. Канта, разделявшего ценности на абсолютные и относительные в зависимости от характера целей (объективных и субъективных); Г.В.Ф. Гегеля, считавшего образование и воспитание основными ценностями как отдельной личности, так и всего человечества. Бесценна попытка Г. Гегеля применить знание законов общественного развития для истолкования педагогического процесса. Теоретическая педагогика, рассматривая вслед за философией познание как ценно-стую категорию, предложила в лице С.И. I ессена, вслед за его учителями П. Наторпом и Г. Рнккертом свою классификацию ценностей: логические, эстетические, мистические, нравственные, социально-этические, личные, религиозные. Каждая подсистема должна иметь три составляющих: ценности, благо, оценку. Ценности являются духовным образованием и составляют особый мир, который исследуется философским мышлением. Блага и оценки (оценочные отношения) не являются ценностями, они представляют соединение цен-ностей с действительностью. Ценности, по С.И. Гессену, не относятся к области ни объектов, ни субъектов. Они образуют совершенно самостоятельную среду существования. Проблема, как считал С.И. Гессен, заключается только в
противоречии мира ценностей и действительного мира [1].
В российской философии общие закономерности ценностного миропонимания С.И. Гессена и его учителей П. Наторпа и Г. Риккерта нашли свое отра-
жение, хотя ценностное отношение и попытки его осмысления отечественны-ми философами обладают определенными особенностями. Русская философия XIX века представлена различными течениями, имеющими разные ценностные основания, и характеризуется двумя основными направлениями. Одно из них искало исходную базу в гносеологии - в анализе познания (А. Введенский и др.)* друюе исходило из оощеи интуиции действительности, где важна не гносеологическая идея, а живая связь с бытием (В.В. Зеньковский, B.C. Соловьев, НО. Лосский, L.H. Булгаков и др.). В качестве ценности провозглашалась Любовь как действующая сила истории, приобщающая человека к «всеединству».
Во второй половине XIX века русская философия пережила внутренний кризис ценностей, выразившийся, с одной стороны, в ориентации на науку, научный дух и знание, с другой - на рост ценностей морального осознания, свободы. Русская философия XX века охарактеризовалась сменой ценностных установок. Установки наиболее видных философов этой эпохи,оказавшие влияние на развитие аксиологического знания, отстаивали ценности Свободы, Добра, Нравственности, Творчества личности, ценность Знания как результата эмпирического, рационального, интуитивного познания, значимость религиозного сознания, определяющего ценность человека в его единстве с Богом (Н.А. Бердяев, С.Л. Франк, П.А. Флоренский). Можно говорить о многоплановости философских идей российских мыслителей, но их, вслед за С.И. Гессеном, объединяет одна общая тема - человек, личность, ее место в мире. Также как и у С.И. Гессена, это и тема нравственности, морали, отношений личности к себе подобным, к природе, к Богу. Это проблема человеческого познания, его истоков, характера и направленности (Н.С. Розов, Г.Л. Ильин и др.).
Современная философия рассматривает исторический процесс развития общества как образовательный, а образование как средство формирования личности. Постоянное взаимодействие, взаимопроникновение образовательных и общественных ценностей предъявляют все более высокие требования к педагогической теории. Сегодня одной из важнейших задач педагогическом науки, по мнению В.А. Сластенина, является ориентация обучения и воспитания человека на будущее. Эго, по мнению известного педагога, означает, что школа обязана учить мыслить более сложными категориями, развивать новые формы мышления, создавать условия саморазвития личности [4].
Образовательная система в процессе исторического развития нашего общества претерпевает изменения, на которые кроме других влияет и фактор смены ценностей в общественном сознании. Именно сегодня школа находится в творческом поиске, пытаясь решить сложнейшие задачи на основе ценностных подходов к образованию. Современные философия и педагогика характеризуют образовательную практику как вариативную, стратегия которой отра-
жает ценностный подход к педагогической теории и позволяет обеспечить переход от единообразной школы к личностно-ориентированному образованию.
Отмечая многогранность и противоречивость современной системы образования, философия и педагогика объясняет современные противоречия тем, что инновации, которым сегодня подвержена школа, не имеют надежного научного обоснования. Поэтому так правомерна актуализация внимания ученых на аксиологических проблемах образования. И как бы ни были разнообразны и противоречивы взгляды современных философов на образование, есть то общее, что их объединяет с С.И. Гессеном - в рамках сложившихся философских направлений в качестве ценности рассматриваются Истина, Знание, Нравственность. Считается, что только личность, ориентированная на самосознание, оказывается наиболее приспособленной к смене парадигм, преодолению кризисов. Образовательный импульс сопровождает человека всю его жизнь, он поддерживается и потребностями человека, и его ценностными ориентациями.
Процесс развития аксиологии в настоящее время не является завершенным. Потребность в интеграции познавательного и практического опыта людей превращает педагогическую аксиологию в философское учение, направленное на поиск общечеловеческих ценностей во всем существующем ценностном многообразии. Соединяя в себе ценностное наследие российской и европейской педагогической культуры, педагогическая аксиология должна стать конструктивной наукой, обладающей большим прогностическим потенциалом, определяющим иерархию образовательных ценностей личности.
Б иол но граф и ческий сп и сок
1. Гессен, С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию / С.И. Гессен. - М.: Изд-во «Школа-Пресс», 1995.
2. Каган, М.С. Философская теория ценности / М.С. Каган. - СПб.: Изд-во «Лань»,
1997.
3. Розов, Н.С. Философия гуманитарного образования: Ценностные основания /
Н.С. Розов. - М.: Издат. центр «Академия», 2003.
4. Хрестоматия по педагогической аксиологии / Сост. ВА. Сластенин, Г.И. Чижако-ва. - М.: Изд-во МПСИ; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2005.
L.G. Abramova
EVOLUTION VALUE CONCEPTION FORM S.I. GESSEN TO MODER PEDAGOGICS
The paper shows that axiology like a relatively independent branch of philosophy has the special prehistory. At the beginning of S.I. Gessen the different concepts to the views of values led to appearance of the axiological concepts which discussed the values such as knowledge, knowing activities, upbringing and education. It singles out that pedagogical axiology considers the educational values from the position of self-values and nowadays it makes valuable concepts to the education, following S.I. Gessen it admits its value itself.
Key words and phrases: pedagogical axiology, value, education, pedagogy, philosophy.
Статья принята в печать в окончательном варианте 26.12.06 г.