Научная статья на тему 'Педагогическое наследие С. И. Гессена как составляющая европейской культурной образовательной традиции'

Педагогическое наследие С. И. Гессена как составляющая европейской культурной образовательной традиции Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
230
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
С.И. ГЕССЕН / ВЫДАЮЩИЙСЯ РОССИЙСКИЙ ПЕДАГОГ / ЦЕННОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ / S. I. HESSEN / OUTSTANDING RUSSIAN TEACHER / VALUES OF EDUCATION / PEDAGOGICAL HERITAGE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бордовский Геннадий Алексеевич, Писарева Светлана Анатольевна, Тряпицына Алла Прокофьевна

В статье рассматривается жизненный и научный путь выдающегося российского педагога С.И. Гессена. Исследуется педагогическое наследие с использованием биографического метода, анализа автобиографии, метода понимания идей, герменевтических методов работы с первоисточниками. Рассматривается вклад трудов С.И. Гессена в методологию исследований культуры и образования, философию образования, педагогическое науковедение, а также в построение практики университетского и школьного образования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

S. I. HESSEN'S PEDAGOGICAL HERITAGE AS A COMPONENT OF EUROPEAN CULTURAL EDUCATIONAL TRADITION

The article deals with the life and scientific path of the outstanding Russian teacher S. I. Hessen. The pedagogical heritage is investigated with the use of biographical method, analysis of autobiography, method of understanding ideas, hermeneutic methods of work with original sources. The contribution of S. I. Hessen's works to the methodology of culture and education research, philosophy of education, pedagogical science, as well as to the construction of the practice of University and school education is considered

Текст научной работы на тему «Педагогическое наследие С. И. Гессена как составляющая европейской культурной образовательной традиции»

Великие педагоги. Современное прочтение наследия

Г.А. Бордовский, С.А. Писарева, А.П. Тряпицына

(Санкт-Петербург)

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ С.И. ГЕССЕНА КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ ЕВРОПЕЙСКОЙ КУЛЬТУРНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ТРАДИЦИИ

S. I. HESSEN'S PEDAGOGICAL HERITAGE AS A COMPONENT OF EUROPEAN CULTURAL EDUCATIONAL TRADITION

В статье рассматривается жизненный и научный путь выдающегося российского педагога С.И. Гессена. Исследуется педагогическое наследие с использованием биографического метода, анализа автобиографии, метода понимания идей, герменевтических методов работы с первоисточниками. Рассматривается вклад трудов С.И. Гессена в методологию исследований культуры и образования, философию образования, педагогическое науковедение, а также в построение практики университетского и школьного образования.

Ключевые слова: С.И. Гессен, выдающийся российский педагог, ценности образования, педагогическое наследие.

The article deals with the life and scientific path of the outstanding Russian teacher S. I. Hessen. The pedagogical heritage is investigated with the use of biographical method, analysis of autobiography, method of understanding ideas, hermeneutic methods of work with original sources. The contribution of S. I. Hessen's works to the methodology of culture and education research, philosophy of education, pedagogical science, as well as to the construction of the practice of University and school education is considered.

Key words: S. I. Hessen, outstanding Russian teacher, values of education, pedagogical heritage.

Стратегия развития образования в мире базируется на общих философских принципах равенства и свободы. Построение системы образования на этих принципах ориентировано на отношении к человеку как свободной и творческой личности, что в свою очередь предполагает построение системы, которая обеспечит каждому человеку возможность получения и пополнения знаний, развитие, совершенствование, самореализацию на протяжении всей жизни. Они основываются на гуманистических ценностях признания прав человека, автономии личности и её свободы, ответственности, солидарности, толерантности.

Изучение идей выдающихся педагогов разных стран Европы позволяет глубже

понять характер их взаимодействия, осуществить диалог национальных педагогических культур. Диалог - всегда обмен идеями, смыслами, который ориентирован на будущее, отрицает отжившие стереотипы и догматические рассуждения, сохраняя при этом национальные культурные традиции. Пониманию сущности современного образования может способствовать знакомство с идеями и деятельностью выдающихся российских педагогов, внесших весомый вклад в становление открытого образования Европы. Одним из таких педагогов является Сергей Иосифович Гессен.

Авторская позиция, определяющая подход к анализу педагогического наследия Гессена, базируется на философии откры-

того общества, признании культурного полифонизма, открывающего простор для подлинного диалога, открытости исторического познания, в освобождении его от догматизма, принятии «полилинейности», универсальности и единства культурно-исторического процесса [10, 13].

Точкой отсчета в понимании смысла педагогического наследия авторами данной статьи избран подход, определяющий педагогику как часть общечеловеческой культуры. Такой подход правомерен, поскольку педагогика есть часть культуры. «Задача всякого образования - приобщение человека к культурным ценностям науки, искусства, нравственности, права, хозяйства, превращение природного человека в культурного... Сохраняется именно то прошлое, которое имеет отношение к культурным ценностям» [4, с. 34, 36].

В 1972 году на 17-й сессии генеральной конференции ООН по вопросам образования, науки и культуры, проходившей в Париже, была принята Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия. В этой Конвенции отмечается, в частности, что «существующие международные конвенции . свидетельствуют о той важности, которую представляет для всех народов мира сохранение уникальных и незаменимых ценностей . некоторые ценности представляют исключительный интерес, что требует их сохранения как части всемирного наследия всего человечества» [11]. В статье 1 Конвенции под «культурным наследием» понимаются памятники и достопримечательные места. Отметим, что это определение относится к материальным объектам культуры, причём книги не входят в состав наследия, определённого таким образом.

В статье 1 Декларации прав культуры, разработанной под научным руководством Д.С. Лихачёва, долгие годы после Второй мировой войны проработавшего в педагогическом институте, а ныне педагогическом университете имени А.И. Герцена, отмечается, что «под культурой понимается сотворённая человеком материальная и духовная среда обитания, а также процессы

создания, сохранения, распространения и воспроизводства норм и ценностей, способствующих возвышению человека и гуманизации общества.

Культура включает:

а) культурно-историческое наследие как форму закрепления и передачи совокупного духовного опыта человечества .

б) социальные институты и культурные процессы, порождающие и воспроизводящие духовные и материальные ценности ...» [8].

Опираясь на это определение, выбранное в качестве исходного, можно предложить следующую классификацию элементов, характеризующих педагогическое наследие:

- материальное педагогическое наследие (здания и ансамбли, связанные с образованием, м.б. специфика архитектуры и эволюция появления того или иного здания в связи с изменяющимися представлениями о назначении образовательных учреждений);

- духовное педагогическое наследие. Этот элемент духовного педагогического наследия, как правило, изучается в педагогических вузах и имеет достаточно чётко определившуюся структуру (состав).

Значимость духовного педагогического наследия определяется через характеристику историко-педагогического знания, позволяющего понять существующие традиции, которые в свою очередь выступают источником новых идей и инновационных процессов. Особо в педагогическом наследии стоят и воспоминания, исследования, посвящённые личностям великих педагогов прошлого. Изучение этого элемента педагогического наследия позволяет будущим и работающим педагогам в ценностном самоопределении, в постижении миссии педагогической деятельности.

Для определения методов изучения духовного педагогического наследия можно выделить два основных подхода к исследованию, которые связаны с различным толкованием терминов объяснение и понимание. Первый подход можно назвать позитивистским, он основывается на заимствовании методов естественных наук; в рам-

ках этого подхода исследователь выходит на установление закономерностей. Второй подход происходит из гуманитарных наук, и в рамках данного подхода используются соответствующие методы - герменевтические или интерпретационные. Продолжительное время ученые дебатировали по поводу возможности и необходимости использования того или иного подхода в исследованиях в области образования, но сегодня практически общепринятой считается взаимодополняемость указанных подходов. Таким образом, можно выделить две группы методов исследования духовного педагогического наследия:

• методы изучения социокультурной обусловленности образования и его обратного влияния на развитие общества;

• методы персонализированных исследований.

Однако если нас интересует система взглядов определённого педагога, то первая группа методов может не дать полного представления о своеобразии и уникальности педагогических воззрений конкретной личности. В этом случае используются другие методы исследования духовного педагогического наследия. Прежде всего, следует выделить биографический метод. Основной чертой биографического метода следует считать сфокусированность на уникальных аспектах истории жизни человека и на субъективном личностном подходе к описанию человеческой жизни. Фундаментальной особенностью биографического метода является его направленность на воссоздание исторической, развёрнутой во времени, перспективы событий. Обратимся к страницам жизни Сергея Иосифовича Гессена.

С.И. Гессен родился в 1887 году в Вологодской губернии в России. Его путь талантливого ученого начался с учебы в Гейдель-бергском, а затем во Фрейбургском университете, где благодаря влиянию на молодого человека известных философов Германии того времени сложилось его мировоззрение. Активная научно-педагогическая деятельность С.И. Гессена была связана в разные годы с известными образовательными учреждениями России начала XX века - исто-

рико-философскими факультетами Петербургского и Томского университетов, частной женской гимназией М.Ю. Стоюниной и первой школой в России «Петер-шуле». Наряду с лекциями по философии он преподает логику, психологию и педагогику. Именно работа со студентами пробудила серьезный научный интерес к педагогике и привела впоследствии к созданию собственной системы философской педагогики, опубликованной в книге «Основы педагогики. Введение в прикладную философию» осенью 1923 года в Берлине [4].

С декабря 1921 года, когда С.И. Гессен в силу политических убеждений и семейных обстоятельств (его отец и братья были вынуждены эмигрировать после революции из России) перебрался со своими близкими в Финляндию, начинается его сотрудничество с различными научно-образовательными учреждениями и видными учеными в Европе. Это короткий двухлетний период сотрудничества с Русским научным институтом в Германии, чтение лекций по логике в Берлинском университете. Затем, начиная с 1923 года, преподавание педагогики в Русском высшем педагогическом институте им. Я.А. Коменского в Праге, работа в Совете Русского народного университета в Праге и позднее преподавание в должности профессора ряда учебных заведений Европы. В конце 20-х годов прошлого века после переезда в Польшу С.И. Гессен возглавил кафедру философии воспитания в Свободном университете в Варшаве, кроме этого преподавал в Варшавском университете и в Институте специальной педагогики. Именно Польша стала той страной, где С.И. Гессен пережил ужасы и личную трагедию Второй мировой войны, по окончании которой был приглашен заведовать кафедрой педагогики в Лодзинский университет, где прошел последний период его жизни.

Благодаря своим философским идеям, широкому кругозору в области философии образования, разносторонним дарованиям, живому темпераменту С.И. Гессен занял видное место в рядах русской эмиграции. Он вошел в правления Союза писателей и журналистов, Философского общества,

Славистского общества, Общества Канта в Праге, Русской академической группы, был связан с Обществом сибиряков в Чехословакии, психоаналитическим кружком доктора Н.Е. Осипова. Наряду с научной и преподавательской деятельностью необходимо отметить и широкую просветительскую, организационную деятельность С.И. Гессена. Так, с его именем связаны создание известного в мировом языкознании Пражского лингвистического кружка, проведение международных и национальных конгрессов по философии, моральному воспитанию, педагогике ненасилия. Особенно велика заслуга Гессена в создании и упрочении общественно-педагогического движения эмиграции 20-х годов прошлого века.

С.И. Гессен своей научно-просветительской и педагогической деятельностью органично вошел в философию педагогики ряда европейских стран. При участии Гессена шли сложные процессы становления русской зарубежной школы, создания профессиональных объединений учительства, студенчества, ученых, становления педагогической журналистики. Гессен был среди докладчиков и организаторов съездов деятелей русской школы и дошкольного образования за рубежом. Интерес вызывали его доклады о состоянии и проблемах школы и педагогики в советской России, о процессах развития образования в странах Европы, имеющих там место инновациях.

С последним периодом жизни Гессена связаны два важных факта его биографии, характеризующие не только его научную известность, но и высокий нравственный авторитет. В 1949 году в связи с созданием ЮНЕСКО возникла проблема привлечения крупных ученых для разработки «Всеобщей декларации прав человека». По просьбе Генерального директора ЮНЕСКО проф. Д. Хаксли совместно с такими мыслителями, как М. Ганди, Ж. Мари-тэн, П. Тейяр де Шарден, Б. Кроче и др. он принял участие в работе Комитета по философским основам прав человека, на который возлагалась задача разработки теоретических основ «Всеобщей декларации прав человека». Второй важный факт - издание по инициативе про-

фессора Римского университета Луиджи Вольпичелли в серии «Проблемы педагогики» многотомника основных работ Гессена. Работы были подготовлены самим автором незадолго до кончины, однако многих из них ему увидеть уже не удалось. В 70-е годы в г. Вадо-Лигуре (Итальянская Ривьера) при учительской семинарии создана педагогическая библиотека имени Гессена с постоянным центром информации о его творчестве. Эти факты уже достаточно полно характеризуют признание Гессена в Европе.

Долгие годы имя и наследие Гессена фактически были в России под запретом. Сегодня же оно органично входит в контекст европейской и российской истории образования, науки и культуры, что во многом связано с его опытом ученичества у выдающихся немецких философов Пауля Наторпа и Генриха Риккерта, широкой трансляцией своих идей в педагогическую практику, наставничеством молодых ученых, среди которых широко известен польский педагог-исследователь Винсенте Оконь, общественной и просветительской деятельностью, участием в работе международных научных сообществ. В современной России имя Сергея Иосифовича Гессена внесено в плеяду великих педагогов России^.

Направленность биографического метода на то, чтобы представить субъективный опыт деятеля через его собственные категории и определения, требует некоторого переосмысления критериев объективности исследования. Надо определить, какова «собственная история», личная трактовка субъекта. То, как сам субъект определяет ситуацию, в данном случае важнее, чем то, какова ситуация «сама по себе». Эта «собственная история» может и должна быть дополнена сведениями о том, как определяют ситуацию другие участники. Сопоставление различных точек зрения и сведений позволяет полно и достаточно объективно воссоздать не только внешнюю картину событий, но и их субъективный смысл для участников. Основными источниками биографических данных служат публичные и частные архивные материалы. Любой письменный или устный рассказ субъекта о событиях его

жизни может рассматриваться в качестве биографического материала. Могут использоваться и «вторичные» источники - мемуары других лиц, письма, официальные документы и т.п. К частным архивным материалам, используемым при изучении «истории жизни», относят преимущественно личные записи и документы. Основной вид частного документа - автобиография. Отметим, что существуют заметные различия между автобиографией, рассчитанной на дальнейшую публикацию, и автобиографией, обра-щённой лишь к узкому кругу близких. Если в первом случае преимуществом является большая фактическая достоверность, то во втором обычно имеет место высокая степень раскрытия личного отношения к пережитому, особое стремление мотивировать совершённые выборы и поступки.

История сохранила для потомков документ «Мое жизнеописание» [4, с. 412-447], сделанное С.И. Гессеном при жизни в Лодзи сразу после Второй мировой войны. Этот довольно объемный текст содержит жизнеописание Гессена, начиная с момента рождения в России конца XIX века до последнего периода жизни в Польше 40-х годов XX века. Всё жизнеописание разделено на временные периоды, соответствующие вехам взросления, с одной стороны (детство - школа -университет), а с другой, учитывающие важные события того времени для личностного развития Гессена (работа в издании «Логос» - преподавание в университете - Первая мировая война - Февральская революция -профессура в Томске - деятельность в различных городах Европы после эмиграции из Петрограда). Для авторов данной работы интерес представляет не столько хронология жизнеописания, сколько факторы, оказавшие влияние на становление личности С.И. Гессена, его мировоззрение. Итак, обратимся к тексту самого С.И. Гессена. Что, по его мнению, оказало наиболее значительное влияние на становление и развитие как крупного педагога и философа?

«Значительно большое внимание на мое развитие оказали дом, внешкольные знакомства и чтение» [4, с. 414]. Уже в 10 лет Гессен приобщился к чтению серьезных (не-

детских) книг по праву. В круг его чтения довольно рано попала классическая русская, немецкая и английская литература. Обширная начитанность помогала не только писать домашние сочинения во время учебы в гимназии, но и, уже начиная с IV класса, читать корректуру материалов для издания «Право», основанного его отцом, что, по свидетельству самого Гессена, «имело большое значение в выработке моей грамотности и стиля». И позже, когда С.И. Гессен читал лекции в ряде европейских университетов, работал над трудами по философии и книгой «Основы педагогики», эта привычка читать серьезные книги, работать в библиотеке «как на службе» помогала проникать в глубину исследуемых проблем, расширяла и научный, и культурный кругозор Гессена.

Следующим фактором можно назвать интерес к философии истории, которую Гессен изучал в Германии в самом начале XX века, и который ввел его в сообщество учителей-единомышленников. Подготовленная им работа о доктрине прогресса у Кондросе и у О. Конта вызвала интерес преподавателя семинара, посоветовавшего Гессену изучать философию в университете Гейдельберга. «Первый семестр в Гейдельберге имел большое, решающее значение для моей жизни. Определился характер моей последующей работы и направление моего философского развития на долгие годы вперед» [4, с. 415]. Что же оказало такое значительное влияние на мировоззрение начинающего исследователя? По свидетельству самого Гессена, это люди - круг философов школы Риккерта, лекции которого Гессен никогда не пропускал, дружба с преподавателем немецкого языка Ф.А. Степуном и доцентами Московского университета Б. Яковенко и Б.А. Кистяковым. «Беседы с ними стали для меня замечательным введением в философскую проблематику и дали мне, быть может, больше, нежели лекции профессоров, которые казались мне слишком тяжелыми и по языку, и по содержанию» [5, с. 415]. Этот интерес и в более поздние годы (после возвращения из Томска в Петроград в 1920 г.) окажет влияние на развитие политических убеждений С.И. Гессена и выльется в созда-

ние концепции демократического социализма, которая, по словам самого же автора, была довольно оторвана от жизни, но убедила его в том, что он «в условиях все более прикручивающейся диктатуры» не сможет «открыто высказывать своей точки зрения на марксизм, социализм, правовое государство, цели воспитания и реформу школьной системы» [4, с. 425].

Следует отметить, что именно дружеские отношения и беседы с людьми на разных этапах жизненного пути оказывали значительное влияние на взгляды С.И. Гессена. Он не раз упоминал об этом факторе в своем жизнеописании. Так, например, встреча с Ольгой Шор в 1911 году, вместе с которой Гессен изучал математику в ходе подготовки к магистерскому экзамену, стала не только «важнейшим событием внутренней жизни» к этому времени уже женатого и имеющего детей Гессена. Беседы с ней «углубили мой образ мыслей, склонный к банальным конструкциям, но и в определенном смысле расширили мой интеллектуальный кругозор, да и все мое миропонимание» [4, с. 418]. А позже беседы с академиком А.С. Лаппо-Да-нилевским «основательно углубили методологические установки» Гессена. Дискуссии по поводу доклада о физике Галилея и дружеские беседы на эту тему с академиком В.Д. Кузнецовым «очень много дали для углубления мыслей в этой области» [4, с. 423].

Как известно, процесс передачи знания является довольно серьезным фактором, оказывающим влияние на развитие научных взглядов и жизненной позиции. Так, всем известен факт из истории химии, когда Д.И. Менделеев в процессе преподавания этой сложной дисциплины и одновременно работы над учебником по химии для студентов сделал величайшее открытие, вошедшее в мировое научное наследие под названием «Периодический закон химических элементов Д.И. Менделеева», который воплотился в созданную на его основе периодическую систему химических элементов. Так и на С.И. Гессена оказало влияние преподавание - чтение лекций по логике, психологии и педагогике в Петербургском уни-

верситете, женской гимназии М.Н. Стоюни-ной и в Петер-Шуле. В своем жизнеописании Гессен пишет, что «преподавание в средней школе очень помогло» ему «в изучении педагогической теории», являвшейся для него в то время «совершенно неизведанной областью» [4, с. 420]. Позже преподавание ряда исторических и философских дисциплин, а также основ педагогики в Томском университете и на учительских курсах, основанных при университете, «побудило расширить и углубить свои знания» [4, с. 421]. Именно в Томске окончательно сложилась его «система педагогики»: «Мои "Основы педагогики" были только детальной разработкой постепенно расширявшегося конспекта моих лекций» [4, с. 423]. Уже после эмиграции, когда С.И. Гессен был признанным ученым во многих университетах Европы, его лекции в Париже, Берлине, Варшаве, Кракове, Праге, Вене, Риге, лекционное турне по Англии, статьи и книги, написанные по-русски и по-немецки, а также переведенные на сербский, хорватский, болгарский, литовский, латышский языки, стали источниками знания для многих поколений студентов и исследователей, а их автор признанным многими академиями ученым. А в последние годы жизни, когда уже после Второй мировой войны С.И. Гессен читал лекции по философии в Лодзинском университете, он написал: «Лекции эти мне давали большое удовлетворение, и я, как всегда, многому научился, готовясь к ним» [4, с. 447].

Возвращаясь к проблеме исследования педагогического наследия ученого, отметим, что методология исследования влияния личности исследователя и его идей на развитие образования и педагогической науки определяется не столько изучением его жизненного пути, сколько пониманием его идей, изложенных в трудах. Понимание другой концепции, точки зрения, позиции, их глубинных оснований, готовность искренне и глубоко проникать в их сущность позволяет исследователю признать право на иную точку зрения, на другую позицию по рассматриваемому вопросу, что становится особенно актуальным в современных условиях развития науки в период постмодерна.

Понимание авторской позиции возможно с использованием герменевтических методов работы с первоисточниками. Чрезвычайно важным при использовании герменевтического метода является признание того факта, что любой текст всегда обусловлен контекстом - системой непрерывных отношений, закреплённых в сознании как предпосылки понимания текста, причём в каждый момент этого интеллектуального процесса динамически изменяющееся проблемное поле имеет иерархически структурированную организацию. Интерпретация работает в маятниковом режиме - от текста к контексту и наоборот. Таким образом, методология исследования духовного педагогического наследия является методологией изучения социокультурной обусловленности педагогики в конкретный исторический период.

К сожалению, большая часть педагогических работ С.И. Гессена не сохранилась, так как многие еще в рукописях были уничтожены пожарами, переездами и другими лихолетьями Второй мировой войны. Среди них книга «Философия воспитания», очерк «Русская педагогика в 20 столетии». Сохранились, видимо, опубликованные еще при жизни С.И. Гессена доклады «Государство и школа во Франции и Англии», «Ценность и свобода», «О начале целостности в педагогике», «О существе и ступенях нравственного воспитания», некоторые статьи, опубликованные в зарубежных периодических журналах, книга «Структура и содержание современной школы», изданная на польском языке в конце 30-х годов XX века. Таким образом, многие работы С.И. Гессена оказались недоступными для читателя в силу своей разбросанности по зарубежным изданиям. Из всех книг в доступном для современного отечественного читателя формате сохранились «Основы педагогики», впервые изданные в Берлине в 1923 году на русском языке. Эта книга дважды дорабатывалась автором. Впервые - для издания на немецком языке, но она так и не вышла в свет. И во второй раз - для издания на чешском языке в середине 30-х годов XX века. Именно это чешское издание С.И. Гессен считал наиболее аутентичным. В современ-

ном русскоязычном научном обороте доступными являются уже упомянутая выше книга «Основы педагогики. Введение в прикладную философию», переизданная в 1995 году в Москве, и том избранных сочинений С.И. Гессена «Педагогические сочинения», составленный Е.Г. Осовским, М.В. Богуславским и О.Е. Осовским и изданный в Саранске в 2001 году.

Обратимся к идеям С.И. Гессена, представляющим интерес для развития современной теории и практики педагогики и помогающим глубже понять происходящие в европейском современном образовании процессы, связанные с формированием открытого научно-образовательного пространства.

Серьезное философское образование, полученное Гессеном в немецких университетах, нашло свое развитие в его взглядах на методологию исследований культуры и образования. Так, методологию философского анализа он распространяет на историю педагогики, в которой раскрывает отражение тех или иных философских концепций авторов педагогических теорий, историю развития культуры человечества. Как представитель «педагогики культуры», принадлежность к которой он подчеркивал в своих работах, Гессен опирался на аксиологический подход в анализе работ и характеристике историко-культурного процесса развития педагогической мысли. Такой подход позволил Гессену выявить уникальность и неповторимость педагогических идей и систем прошлого, прослеживать историческую преемственность, связь прошлого, настоящего и будущего. Таким образом, выдвигая в качестве ведущей идею взаимосвязи педагогики и культуры, педагогики как части культуры, педагогики как философии культуры, Гессен показал роль педагогики и образования в содержании культурной жизни человека, справедливо полагая, что «образование есть не что иное, как культура индивида» [4, с. 35].

Гессен, без сомнения, один из первых русских компаративистов. Сравнительно-сопоставительный и сравнительно-исторический методы широко представлены

во многих работах ученого. Сопоставительному анализу подвергаются философские и педагогические системы разных эпох, разных стран Европы и Америки, воззрения различных философов и педагогов (И. Кант и Ж.Ж. Руссо, Д. Дьюи и П.П. Блонский, Ж.Ж. Руссо и Л.Н. Толстой, Ф. Фребель и М. Монтессори), различные педагогические категории - личность и индивидуальность, свобода и дисциплина, игра и труд и т.п. С.И. Гессен обращал особое внимание на значимость изучения педагогических систем и воззрений прошлого, потому что «.история педагогических учений слишком еще понимается большинством педагогов-практиков как собрание устарелых и опровергнутых жизнью воззрений. Показать, что современные взгляды являются только углублением и дальнейшим развитием этих «устарелых» воззрений, продолжающих жить в них в своем очищенном жизнью и мыслью виде, и что, напротив, многие из современных кичащихся своею новизною взглядов представляют собой простой перепев действительно устарелых теорий, - представлялось мне слишком уже заманчивой и поучительной задачей» [4, с. 21]. Любопытен тот факт, что Гессен обращается к исследованию педагогических систем не только тех педагогов, чьи идеи по праву принадлежат к идеологии гуманизма, идеи, значительно повлиявшие на развитие национальных педагогических систем. Изучение различных образовательных систем было подчинено выявлению общих тенденций и механизмов демократизации образования. Его мысли о философии воспитания и построении демократической школы нашли свое отражение в книгах «Школа и демократия на переломе» [14], изданной на немецком, польском, чешском и итальянском языках, «Педагогика и школа в советской России» [15], изданной на польском языке. В.В. Зеньковский в своем очерке о Гессене отмечал, что «зависимость человеческого духа (в работе мысли, в реализации свободы, вообще в моральном созревании) от сферы ценностей (сверхиндивидуальных, трансцендентальных) показана Гессеном с исключительным мастерством» [5, с. 510]. Вообще идею свобо-

ды личности он относил к одной из важных идей своей философско-педагогической концепции. Думается, что современному читателю нет необходимости доказывать важность идей построения демократической школы, школы воспитания свободной личности, которые доказывал в своих работах С.И. Гессен.

Необходимо отметить вклад С.И. Гессе-на в развитие идей философии образования, справедливо полагая, что не может быть педагогики без философии: «.Всякая педагогическая система - даже там, где она выдает себя сама за чисто эмпирическую науку, - есть приложение к жизни философских воззрений ее автора» [5, с. 20]. Гессен поставил философию в центр своей педагогической концепции. Его основной труд «Основы педагогики» имел принципиальный подзаголовок «Введение в прикладную философию», подчеркивавший эту взаимосвязь. Свои лекции он называл очерками «философской педагогики». С.И. Гессен, определяя образование как культуру индивида, считал, что «задача всякого образования - приобщение человека к культурным ценностям науки, искусства, нравственности, права, хозяйства, превращение природного человека в культурного. Деление культуры определяет и деление образования на виды. Соответственно этому и педагогика как общая теория образования распадается на соответственное число отделов: теорию нравственного, научного, художественного, религиозного, хозяйственного образования. <...> Следовательно, каждой философской дисциплине соответствует особый отдел педагогики в виде как бы прикладной ее части: логике - теория научного образования, то, что многими не особенно удачно называется дидактикой; этике - теория нравственного образования; эстетике - теория художественного образования и т.д.» [4, с. 34]. Всю жизнь он оставался на позициях философской педагогики. В.В. Зеньковский отмечал, что «у него вообще всегда было тяготение к "прикладной философии", т.е. к применению общих принципов философии к отдельным сферам жизни и творчества» [5, с. 506].

Как известно, сегодня философия образования - самостоятельная научная и учебная дисциплина, оформившаяся во второй половине ХХ века, которая рассматривает сущность и природу всех явлений в образовательном процессе: что такое образование (онтология образования), каким образом оно происходит (логика образования), каковы природа и источники ценностей образования (аксиология образования), каким бывает и каким должно быть поведение участников образовательного процесса (этика образования), какими бывают и какими должны быть методы содействия образовательному процессу (методология образования), совокупность идей, составляющих основу того или иного целостного подхода к постановке дела образования (идеология образования) [7, с. 5]. Во многих прежде всего англоязычных странах философия образования в настоящее время - это область с устоявшимся дисциплинарным статусом, представленная в университетах отдельными кафедрами, прежде всего на факультетах философии и в ряде случаев в Colleges of education («факультетах образования»). В России как самостоятельная научная область философия образования начала развиваться лишь в 90-е годы ХХ века, но сегодня она довольно широко представлена в научных публикациях, учебных программах и учебных пособиях для студентов педагогических вузов.

История педагогики, которую с такой бережностью и вниманием изучал С.И. Гес-сен, была выделена им в отдельную отрасль педагогического знания, которая, по его мнению, должна изучаться в связи с историей философии, политики и культуры. Обращение к структуре педагогической науки позволило ученому обратить внимание на начавшийся в начале прошлого века процесс дифференциации педагогики на стыке с другими науками, что впоследствии привело к появлению новых отраслей педагогического знания - педагогической физиологии, педагогической психологии, педагогической социологии и социологии образования, теории организации школьного дела, сравнительной педагогики, школьной

статистики, истории педагогики.

Таким образом, идеи взаимосвязи педагогики и культуры, проявляющиеся, по мнению Гессена, в трех слоях культуры - образованности, гражданственности и цивилизации, идеи воспитания нравственной свободы личности и связанные с ними подходы к построению демократической школы, выведенные им на основании сравнительного анализа национальных педагогических систем европейских стран, а также размышления о педагогике как области научного знания, характеризуют С.И. Гессена как, несомненно, выдающегося мыслителя, идеи которого прорастают в трудах исследователей последующих поколений и реализуются в практике образования.

Остановимся подробнее на идеях С.И. Гессена об университетском образовании, которые актуальны в современных условиях развития Болонского процесса в открытом научно-образовательном европейском пространстве и во многом определили облик современного европейского университетского образования.

В своем фундаментальном труде «Основы педагогики. Введение в прикладную философию» теории университета С.И. Гессен отводит целую главу, в которой раскрывает свое видение роли университета в систематическом курсе научного образования личности, справедливо полагая, что «высшая научная школа, или университет, есть нераздельное единство преподавания и исследования. Это есть преподавание через производимое на глазах учащихся исследование». Следует отметить, что эту идею Гессен очень четко раскрывает через характеристику деятельности преподавателя, отмечая, что «задача университетского преподавателя не в том, чтобы учить, а в том, чтобы работать в своей науке... он не преподает свой предмет, а высказывает публично свои научные взгляды.» и в раскрытии сущности учебной деятельности студента, который «не просто учится, но занимается наукой» [4, с. 310]. Научное и логическое изложение ученым своей науки Гессен ставит выше его ораторского таланта. Гессен по праву может быть причислен к узкому кру-

гу ученых начала XX века, которые приступили к разработке педагогики высшей школы. Он впервые сформулировал проблему содержания педагогики «высшего научного преподавания».

Интересно отметить то, что основная идея университета, по Гессену, выражаемая формулой «свобода преподавания и исследования», отражается и в системе управления этим учреждением. «Свобода высшего преподавания заключается не в праве каждого открывать школы, в которых нарушалась бы свобода исследования и учения, а в такой организации университета, которая обеспечивала бы внутри него указанные свободы, возможность постоянного и непрерывного его обмена с другими университетами, способность противодействия всем покушениям на свободу науки, откуда бы они ни исходили, при одновременной возможности, однако, максимального использования университета всеми теми, кто в нем как в очаге и хранителе научного знания нуждается» [4, с. 325]. Ведь именно идея нацеленности всей деятельности университета на развитие в нем науки сегодня является самой важной для всех вузов, стремящихся быть конкурентоспособными, о чем свидетельствуют международные рейтинги вузов. Эта идея также взята за основу последовательных действий, направленных на выявление наиболее перспективных вузов в России. Продуктивность и инноваци-онность вузовской науки, востребованность научных разработок, воспроизводство научно-педагогических кадров, закрепление молодежи в сфере науки и образования - это лишь немногие показатели, характеризующие не только свободу университетской науки, но и ее ответственность в современном обществе.

Изложенные Гессеном принципы построения университетского образования современны как никогда:

- «наличие нескольких преподавателей одной и той же науки и свободный выбор учащимися учителя» - принцип свободного выбора внутри университета, широко реализованный сегодня в европейских университетах, в России реализуется через постро-

ение индивидуальных образовательных маршрутов [1, 12];

- «свобода перехода с отделения на отделение, с факультета на факультет, из университета в университет» - принцип свободы перемещения в академическом пространстве университетского образования положен в основу Болонского процесса и характеризует мобильность студентов, преподавателей и исследователей [1, 2];

- «единство университетов, взаимное признание ими даваемых зачетов и степеней» - принцип реализации образовательных кредитов является обязательным условием университетского образования и в Европе и в России [12];

- «самоуправление университета. не только в узком смысле (определение предметов преподавания, учебных планов, основания учебно-вспомогательных учреждений, избрание органов управления), но и право самовосполнения (избрание профессоров и преподавателей, наделение учеными степенями)» - принцип автономии, реализация которого в европейских университетах обеспечивается децентрализацией системы образования (за исключением Франции, имеющей централизованную как и в России систему образования, но и там он в полной мере реализован), а в России он обеспечен введением в 2011 году новых образовательных стандартов, расширяющих возможности вузов в формировании образовательных программ, но в то же время повышающих их ответственность за качество подготовки своих выпускников [3, 9].

Для авторов данной статьи особую значимость имеет предложенная Гессеном структура университета, в которой он в качестве отдельного подразделения видит педагогический институт, так как «критический» подход в обучении требует и другого учителя - учителя, способного мыслить научно, давать образцы приложения научного метода, демонстрировать нюансы, тонкости научного анализа, «заражать». Это естественно, ибо метод научного мышления передается как образец - от человека к человеку - «путем заразы». Поднимая проблему подготовки учителя, Гессен еще в начале

прошлого века предвидел миссию университета в этой деятельности: «Учитель, университетское образование которого сводится к прочтению им нескольких учебников, благополучно сданных на экзамене, не сможет, конечно, надлежащим образом пронизать свое преподавание научным методом. Отсюда необходимость не только широкого университетского образования у преподавателя второй ступени, но и поддержание им постоянной связи с университетом и с наукой путем чтения им текущей научной литературы по своей специальности, участия в научных обществах и периодического возвращения в качестве слушателя в университет» [4, с. 305]. Именно такую работу со своими выпускниками - учителями школ и проводят наиболее передовые университеты. Именно в свои университеты стремятся сегодня школьные учителя за новым знанием.

Философско-педагогическая концепция Гессена, пронизанная идеями гуманизма, педагогического сотворчества, духовности, устремленная в будущее и утверждающая идеи Добра, Истины и Красоты, несомненно, актуальна в наши дни. Обобщая сказанное в «Основах педагогики», Гессен писал: «Не сделать новое поколение таким же, каковы мы сами, но сделать его самим собой - задача поколения, дающего образование». Новому поколению предстоит обновить мир открытием «новых культурных достижений». И на этом зиждется преемственность поколений. И в конечном счете - Бессмертие. «Преодолеть прошлое через приобщение к вечному, составляющему его истинный смысл, и является подлинной задачей образования» [4, с. 365, 368]. Эти мысли, венчающие главный труд ученого, выражают суть жизненного и педагогического кредо и творческого подвига Сергея Гессена.

Изучение педагогического наследия Гессена позволяет глубже осознать значимость развития образования в контексте сделанного Европой выбора, ориентированного на открытость, толерантность, диалог, которые формируют:

- желание понимать, преодолевать предрассудки и признавать общие интересы, уважать разнообразие;

- открытость к различным культурам, при условии сохранения культурной идентичности каждого;

- уважение обязательств и справедливых решений в рамках прав человека;

- защиту свободы, плюралистической демократии, прав человека и справедливости;

- развитие системы производства и экономических обменов между государствами, которые являются одновременно фактором индивидуального и социального благополучия и политической стабильности;

- заботу о сохранении экологического европейского и мирового равновесия;

- желание сохранить мир в Европе и во всем мире.

Литература

1. Богословский В.И., Глубокова Е.Н. Управление знаниями в образовательном процессе современного университета: Научно-методические материалы. - СПб.: ООО «Книжный Дом», 2008.

2. Богословский В.И., Писарева С.А., Тряпицына А.П. Развитие академической мобильности в многоуровневом университетском образовании: Методические рекомендации для преподавателей. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2007.

3. Бордовский Г.А. Педагогический университет XXI века / под ред. В.А. Козырева. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2011.

4. Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. - М., 1995.

5. Гессен С.И. Педагогические сочинения / сост. Е.Г. Осовский, М.В. Богуславский, О.Е. Осов-ский. - Саранск, 2001.

6. Гогоберидзе А.Г. Гуманитарная технология индивидуального сопровождения студента в многоуровневом педагогическом образовании: Учебно-методическое пособие. - СПб.: ООО «Книжный Дом», 2008.

7. Гусинский Э.Н., Турчанинова Ю.И. Введение в философию образования. - М., 2000.

8. Декларация прав культуры. Д.С. Лихачёв - университетские встречи. - СПб., 2006.

9. Интеграционные процессы и гуманитарные технологии: междисциплинарный аспект исследования научного образования в европейских университетах: Научно-методические материалы / В.И. Богословский, В.В. Лаптев, С.А. Писарева, А.П. Тряпицына. - СПб.: ООО «Книжный Дом», 2007.

10. Кармин А.С. Основы культурологии. Морфология культуры. - СПб., 1997.

11. Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия. Режим доступа: http://whc.unesco.org/archive/convention-ru.pdf

12. Организация индивидуально-ориентированного образовательного процесса в РГПУ им. А.И. Герцена: Методические материалы. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2007.

13. Розин В.М. Культурология. Учебник. - М.: Форум, 1999.

14. Gessen S.I. Szkoia i demokracja na przelome, Warszawa, 1933.

15. Gessen S.I. Educational pohcy m Soviel Russia L, 1930.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.