УДК 37.091.4
Н.В. Федосеева
канд. пед. наук, доцент, кафедра общей педагогики, Арзамасский филиал ФГАОУ ВО «Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского»
ИДЕЯ «ЭПИЗОДА» КАК СТРУКТУРНОГО КОМПОНЕНТА СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В КОНЦЕПЦИИ С.И. ГЕССЕНА
Аннотация. В данной статье представлена попытка осмысления с позиций современной педагогической науки идеи содержания образования в начальной школе и «эпизода» как его структурного компонента в педагогической концепции С.И. Гессена.
Ключевые слова: С.И. Гессен, содержание начального образования, эпизод, эпизодический курс, культурно-образовательное пространство, принцип интеграции, принцип дифференцированности, родиноведческий принцип, развитие личности ребенка.
N.V. Fedoseeva, Arzamas branch of Nizhny Novgorod State University
THE IDEA OF «EPISODE» AS STRUCTURAL COMPONENT OF CONTENT OF EDUCATION IN
ELEMENTARY SCHOOL IN S. GESSEN'S CONCEPTION
Abstract. This article is an attempt of thinking in terms of modern pedagogical science content of ideas in elementary school and «episode» as its structural component in S. Gessen's pedagogical conception.
Keywords: S.I. Hesse, content of primary education, episode, episodic course, cultural and educational space, integration principle, principle of differentiation, rodinovedchesky principle, development of the child's personality.
Современное начальное образование переживает в динамике своего развития значительный подъем, характеризующийся как пристальным вниманием к нему со стороны органов управления образованием всех уровней, ставящих вопросы наилучшей его организации, как компонента системы образования, так и научно-методической и психолого-педагогической общественности, объектом интереса которых выступает весь спектр вопросов повышения его эффективности и результативности, от теоретико-методологических основ организации до практической реализации с учетом методических и психологических требований.
В настоящее время наиболее активны исследования в области использования ресурсов человека, максимального раскрытия индивидуальных потенциальных возможностей каждого в процессе образования. Особое внимание уделяется процессуальной стороне, способам реализации содержания образования как средства развития личности: проектно-исследовательской деятельности, проблемно-диалогическому обучению. В связи с этим особый интерес представляет модель начального образования как «эпизодического курса», разработанная в начале XX века С.И. Гессеном. Идеи С.И. Гессена относительно начального образования могут помочь осмыслению данных проблем и явиться стратегическими направляющими в структуризации и организации содержания начального образования. Последнее десятилетие исследованию трудов С.И. Гессена уделяется значительное внимание: анализ философско-педагогического наследия ученого был представлен в ряде трудов Е.Г. Осовского [9], философско-ценностные основы его взглядов рассматриваются Л.Г. Абрамовой [2, 3, 4], осмысление культуры С.И. Гессе-ном как условия нравственного становления и социализации личности легло в основу культуро-творческой концепции О.В. Бондаревской, актуализация потенциала дидактических взглядов для современного образования и обучения раскрыта В.Е. Дерюгой [11, 12], культуро- и личност-но-ориентированная система начального образования рассмотрена Н.В. Жулиной [13] и т.д. В связи с этим содержание образования в концепции С.И. Гессена большинство исследователей анализирует либо в контексте его взглядов как неотъемлемую их часть, либо с позиций культуры как основополагающего компонента и фактора личностного становления, либо в контексте
его дидактических воззрений. Поэтому, несмотря на интерес к трудам исследователя со стороны многих ученых, тем не мене проблема содержания начального образования раскрывается недостаточно. Особо интересным представляется у него понятие «эпизода» как структурного компонента содержания начального образования, в связи с чем и первая ступень обучения получила название «эпизодического курса».
Свою позицию в вопросе содержания начального образования как эпизодического курса и эпизода как структурного его компонента С.И. Гессен изложил в трудах «Основы педагогики. Введение в прикладную философию», «Структура и содержание современной школы», «Идея трудовой школы и лабораторный план», «Эволюция единой трудовой школы в Советской России» и др. Целесообразно для систематизации его воззрений по данной проблеме определить трактовку С.И. Гессеном содержания образования, условия его формирования на первой ступени школы и определить сущность, место и роль эпизода в нем.
Концептуально среди позиций, выделяемых В.В. Краевским и А.В. Хуторским С.И. Гес-сен близок и толкованию содержания образования как основ наук, так как большое значение придается им овладению методом научного познания на основе скрытых в содержании основ наук. Однако они рассматриваются им не обособленно. Философско-педагогическое осмысление с позиций марбургской школы неокантианства ученым культуры позволяет утверждать, что содержание образования предстает у него как широкое понятие, в контексте которого находится наука, а значит и методы научного мышления. Культура, по С.И. Гессену, не только цель образовательного процесса и одновременно желаемый прогнозируемый результат, но она есть не что иное, как опыт, накопленный человечеством (рис. 1).
Рисунок 1 - Система воззрений С.И. Гессена
Антропологические и аксиологические основы его педагогической концепции, раскрывающиеся в иерархической многопластовой системе бытия человека, каждый уровень которой имеет свою цель, назначение и характер воспитания, пристальный интерес исследователя к данным современных ему наук в вопросе формирования мировоззрения, возрастной периодизации, и отсюда трактовка им личности как динамически развивающейся системы обусловливают личностно-ориентированную направленность педагогического процесса. Поэтому С.И. Гессен в большей степени близок концепции содержания образования как педагогически адаптированного социального опыта.
Он настаивает на необходимости структуризации этого опыта и построении содержания образования сообразно возрастным особенностям учащихся с учетом развития психических процессов на каждом этапе, специфике формирования мировоззрения.
Теоретическая база построения содержания обучения в начальной школе по С.И. Гессену базируется на принципах дифференцированности, родиноведения, интеграции, эпизодичности.
Во-первых, своеобразием отличается принцип интеграции содержания начального образования. Проанализировав осмысление проблемы содержания начального образования на рубеже Х1Х-ХХв. в Европе, России, США (Дж. Дьюи, О. Декроли, У. Килпатрик, Г. Кершенштей-нер, Р. Ферьер, Дж. Дьюи, К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, С.Т. Шацкий и др.), он определяет одну
из основополагающих тенденций того времени в структуризации содержания образования: это идея объединяющего начала, некоего центра, вокруг которого можно было бы сгруппировать предметы в единой целое. Так, для Дж. Дьюи, В. Лая и других таким центром была какая-либо деятельность. Для советской педагогики и школы, реализовавшей эту идею в комплексных программах (С.Т. Шацкий и другие), - труд. Сравнительно-сопоставительный анализ применения данной идеи на практике позволил С.И. Гессену выделить недостатки её воплощения в начальном образовании. И в первом и во втором случае - это идущее вразрез с особенностями мировоззрения школьников данного возраста (целостное видение мира, через призму себя самого) дробление даже не на предметы, а на отдельные практические виды деятельности, не способствующие на его взгляд решению задач образования, оторванность от системы науки и научного видения в целом.
Взяв на вооружение саму идею интеграции, он видит её воплощение несколько иначе. Основой содержания начального образования, по его мнению, должно стать единое неделимое целое окружающего ребенка пространства, являющееся таковым, исходя не из внешнего (деятельность, труд) или внутреннего фактора (особенности развития личности), а из их единства, обусловленного приоритетом природы ребенка.
Во взаимосвязи с принципом интеграции выступает родиноведческий принцип. Ключевым в его трактовке является понятие «родины». «Родина», как единое целое, включающее в себя природу, особенности местности, культуру проживающего в ней народа и так далее, то есть как единое «культурно-образовательное» пространство, окружающее ребенка и являющееся сферой его познавательной активности. Предлагаемое С.И. Гессеном понятие «родины» как центра интеграции знания отличается динамическим характером. Она не является чем-то замкнутым. Она, по С.И. Гессену, содержит в себе наивысшее продолжение: «Наука о родном крае имеет, пожалуй, целью активное преодоление учеником тесноты региональной среды, введение его в широкий мир отчизны, в которой уже просвечивает человечество» [10, с. 133]. В этом состоит ее развивающая сущность: культура родного края, по мере своего расширения до границ человеческой культуры увеличивает сферу активности ребенка, стимулируя его продвижение по пути познания и способствуя тем самым его развитию.
Реализация объединения вокруг идеи «родины» осуществляется, по замыслу исследователя, благодаря расположению материала по концентрическим кругам. «Так сначала «родина» - это окружающая ученика жизнь с радиусом в 1-2 версты, с радиусом 10 верст, затем это Сибирь, затем вся Россия, и, наконец, весь мир в целом» [10, с. 136]. Позитивную сторону такого подхода ученый видит в том, что упорядочивается учебный материал, предоставляется возможность рассматривать один и тот же факт, явление действительности с точки зрения различных областей знаний, благодаря чему нейтрализуется «механическая рядоположенность» предметов. «Тем самым одно и то же рассматривается в преподавании с разных сторон, в силу чего отдельные предметы вступают между собой в общение, из параллельно проводимых уроков превращаются в восполняющие друг друга и незаменимые, каждая на своем месте (поэтому индивидуальные), части объемлющего целого («родины»)» [7, с. 40]. Следовательно, в отношении содержания начального образования гессеновский «родиноведческий» принцип предъявляет требование его целостности через объединение вокруг «родины» и концентрическое расположение, что, по мнению исследователя, направит содержание образования на развитие личности и позволит избежать прежних присущих ему недостатков.
Отличительной особенностью данного принципа являлось то, что если, с одной стороны, он призван обеспечить интегрированный характер содержания начального образования, то, с другой, предполагает его дифференциацию. Поэтому целесообразно в качестве третьего принципа построения содержания начального образования выделить принцип дифференциации. Ученый, поставив главной задачей школы развитие личности ребенка, приобщение ее к
миру культурных ценностей, видит возможным ее решение только при индивидуальном подходе, в зависимости от окружающих условий жизни, среды, то есть многообразия «родины». Такой новаторский подход исследователя отчасти находит свое отражение в современных программах, предусматривающих особенности преподавания языка и литературы в национальной школе. В опоре на эту свою позицию ученый отрицает одинаковость школьных программ, учебников, считает, что не может быть учителей, преподающих одно и то же. И более того, в статье «Глобальная «метода» или глобальное обучение грамоте» говорит о том, что не может быть единого букваря «...учительница должна каждый год сызнова создавать свой букварь, отдельные страницы которого фиксируют последовательные этапы анализа.». Поэтому возрастает и уровень требований к процессуальной стороне обучения, а значит и к деятельности педагога. Дифференцированная среда требует от него знания региональной среды, активной позиции при ее изучении, заинтересованности ею, это, по мнению С.И. Гессена, так же значимо, как и изучение отдельных педагогических дисциплин. «Пусть он интересуется народным искусством, деревенским хозяйством, народными диалектами, археологией, местной природой. Пусть он имеет свое познавательное пристрастие в какой-нибудь области жизни окружения, в котором он работает» [10, с. 132].
Несмотря на приверженность идее среды как единого интегрированного целого, культурно-образовательного пространства, С.И. Гессену близка мысль И.Г. Песталоцци о выделении простейших элементов, но само рассмотрение её в русле традиции педагогизма подверглось с его стороны критике.
По его мнению, И.Г. Песталоцци была предпринята попытка свести методику преподавания к некоей универсальной технике, для всех единой, чего на его взгляд быть не может, учитывая дифференциацию обучения в зависимости от возраста и особенностей учащихся и среды, окружающей ребенка и являющейся объектом его познавательной активности. Тем не мене он предпринял попытку выделения элементов содержания образования, определяя их в качестве «эпизодов», отчего и название первой ступени обучения звучит у него как «эпизодический курс». Исследователь подходит к нему с несколько иных позиций, нежели И.Г. Песталоцци с его простейшими абстрактными неделимыми элементами знаний, расположенными в соответствии с логической системой науки и требующими воспроизведения. Критикует и Ж.-Ж. Руссо, который считал, что элементами структуры должны быть взятые из окружающей среды случайные отрывки, хаотические и удовлетворяющие лишь временное любопытство. Подвергает анализу позицию О. Декроли, отстаивавшего в этом качестве центры интересов, понимаемых, по мнению исследователя, односторонне, лишь с точки зрения физиологических потребностей ребенка.
Именно «эпизод», а не отрывок становится у С.И. Гессена ключевым понятием. В словаре С.И. Ожегова отрывок - «часть, выделенная из целого», или «то же, что обрывки» [15, с. 479], а эпизод - некий случай, малозначительный, а относительно литературного произведения «часть, обладающая относительной самостоятельностью и законченностью» [15, с. 911]. С.И. Гессену близок эпизод именно в последнем звучании, но не применительно к литературе, а относительно компонента социального опыта. В использовании этого термина заключается, на наш взгляд, глубоко философский подтекст, отражающий всю систему философских воззрений ученого. Эпизод рассматривается им в контексте осмысления философской проблематики соотношения части и целого, единичного и общего, которую он решает, используя гетерологиче-ский метод. Эпизод является компонентом, частью системы науки. И в этом отношении он не просто часть целого, а системообразующий её компонент.
Проблема поиска равновесия между эпизодом и системой науки, «золотой середины» в их соотношении, является одной из ключевых в его философско-педагогической концепции, к решению которой он подходит диалектически, рассматривая процессы, начиная от бытия человека и до организационно-методических вопросов образования, стадийно-динамически, где ка-
ждый предыдущий этап развития является основой для настоящего и в свою очередь настоящим началом для следующего. В этом отношении восходит к понятию проблемы меры, отстаивая идею напряженности в ходе образовательного процесса. Поэтому эпизоды создают в сознании школьника, по замыслу С.И. Гессена, прообраз системы, требуя от него интеллектуальной напряженности в постижении своего смысла: «недифференцированное целое эпизода содержит в себе систему науки как свою потенцию» [10, с. 125]. И только в том случае, если ученик приложил усилия в ходе освоения эпизода, можно утверждать, что он движется в направлении формирования у себя системы научного знания.
Сама идея теоретического осмысления содержания образования, его структуры как комбинации определенного рода компонентов, имманентно содержащих всю систему знаний была весьма новаторской для рубежа XIX - и первой половины XX века. Более глубокий анализ такого явления как содержание образования осуществлен сравнительно недавно В.В. Краев-ским, выделившим, прежде всего, уровни содержания образования и определившим состав внутриличностного уровня посредством системы образовательных объектов (реальных, фундаментальных и т.д.), частично созвучных гессеновским эпизодам.
Условно можно выделять ряд критериев отбора эпизода, на которые обращает внимание С.И. Гессен. Во-первых, психологические критерии отбора. Глубоко личностная в своей основе система эпизодического курса, что подтверждается пристальным вниманием автора к проблеме возрастных особенностей формирования мировоззрения, и в частности выделением таких характерных черт ребенка младшего школьного возраста как прагматизм детского мышления (познает, чтобы действовать), его связанность или целостность (неотделимость от непосредственного опыт ученика), пытливость и жажда познания [1, с. 121-124], требует опоры при отборе эпизодов на психологию личности младшего школьника. Особое внимание в этой связи уделяется мотивационному компоненту. Эпизоды должны быть близки, понятны, интересны школьнику, то есть отбираться из непосредственного жизненно-практического окружения («родины»), и при этом удовлетворять потребность в интеллектуальном поиске. «Желателен такой эпизод, который может познавательно заинтересовать ребенка, т.е. побудить его к деятельности, направленной на достижение знания» [10, с. 281].
Анализ познавательной деятельности младшего школьника [8] позволил С.И. Гессену так же подойти вплотную к проблематике обучения как процессу познавательной деятельности и эпизода в нем как точки опоры познания. И в этом отношении его идеи оказались близки ряду современных исследователей. В отечественной педагогической науке гносеологический подход к обучению, обоснованный позднее С.П. Барановым, предопределил понимание содержания образования как «закономерностей, накопленных опытом человечества». Близка такому пониманию и система науки С.И. Гессена, которую он представляет в виде определённым образом расположенных эпизодов, её скрывающих. То есть уже в процессе их освоения происходит ознакомление школьника с методом научного мышления.
В.С. Леднев обратился к рассмотрению содержания образования как процессу изменения воспитанника, внутреннему развитию, в дальнейшем в учении В.В. Краевского можно обнаружить продолжение этой мысли, состоящей в рассмотрении двух сторон содержания образования: внутренней и внешней. Внешняя - средство стимулирования роста школьника, коими выступают те или иные образовательные объекты, как предмет поиска и познавательной активности школьника, внутренние - изменения в человеке, происходящие под влиянием овладения педагогическим адаптированным социальным опытом. Аналогичны и идеи С.И. Гессена относительно эпизода, как компонента, взятого из природного близкого окружения ребенка (то есть фактически некий образовательный объект), являющийся исходной точкой его познавательной активности, так как он должен содержать в себе проблему, и требующий работы ребенка над собой (то есть, по сути изменения, происходящие в школьнике, выраженные в «пред-
чувствовании» у него систематического курса).
Во-вторых, еще одним блоком критериев отбора эпизода по С.И. Гессену можно определить систему дидактико-организационных критериев. В содержательном плане эпизод - это продуманная система проблем, выстроенная в определенном порядке и требующая своего разрешения. «Эпизоды должны быть подобраны, исследованы и проанализированы учениками так, чтобы они могли представить материал, на котором будущий систематический курс будет строиться» [1, с. 127]. При этом «существо знания состоит в том, что оно требует активной деятельности познающего. Только тот, кто самостоятельно пришел к знанию, действительно познал, а не пассивно запомнил показанный ему другим факт» [10, с. 280]. То есть функционально эпизод должен осуществлять стимулирование познавательной активности. В этом понимании его можно определить как предтечу проектно-исследовательской деятельности, также требующей работы над проблемой, приводящей к научному её осмыслению.
Кроме того, акцентуация на содержательной стороне эпизода (взят из непосредственного целостного окружения, близкого ребенку, наличием проблемы стимулирует познание), приводит С.И. Гессена к процессуальной его стороне. Наличие проблемы, требует диалоговых способов поиска решения либо под руководством педагога, либо самостоятельно в команде, подводя к овладению «искусством наблюдать и анализировать предмет, распознавать сокрытую в нем проблематику.» [10, с. 285].
Таким образом, содержание начального образования, по С.И. Гессену, это особым образом построенное культурно-образовательное пространство, интегрированное посредством эпизодов, взятых из жизненно-практического близкого ребенку окружения, опирающееся на принципы интеграции, дифференциации и родиноведения. А эпизод - часть этого целостного пространства, и одновременно объект познавательной деятельности школьника, поле его мыслительной активности, которому свойственна проблемность, интегрированность, близость школьнику, двусторонний характер эпизода (наличие внешней внутренней стороны).
Список литературы:
1. Hessen S. Struktura i tresc szkoly wspolczesnei. Zarys didaktyki ogolne / S. Hessen. -Warszawa: NASZA KSIEGARNIA, 1947.
2. Абрамова Л.Г. Культура как философское основание С.И. Гессена / Л.Г. Абрамова // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота. Психолого-педагогические науки. - 2008. - № 2 (6). - С. 94-99.
3. Абрамова Л.Г. Педагогика культуры: истоки прикладной философии С.И. Гессена / Л.Г. Абрамова // Вестник РГУ им. И. Канта. - 2008. - Вып. 5: Педагогические и психологические науки. - С. 24-29.
4. Абрамова Л.Г. С.И. Гессен: мировоззрение и личность - задача образования / Л.Г. Абрамова // Вестник Самарского государственного университета. - 2008. - № 64-1. - С. 90-96.
5. Ануфриев С.И. Проблема формирования целостного человека в современном образовании и философско-педагогическая антропология С.И. Гессена // Вестник ТГПУ. - 2009. -Вып. 2 (80). - С. 8-10.
6. Гессен С.И. Глобальная метода или глобальное обучение грамоте // Русская школа / под ред. А. Павлова, С.И. Гессена, Н.А. Ганца и др. - Прага, 1935. - № 2-3. - С. 19-41.
7. Гессен С.И. Идея трудовой школы и лабораторный план (Dalton Plan) // Русская школа за рубежом / под ред. С.И. Гессена, С.И. Карцевского, В.А. Ригана. - Прага, 1923. - Кн. 5-6. -С. 33-57.
8. Гессен С.И. Мировоззрении и образование // Русская школа. - Прага, 1934. - Кн. 1. -С. 3-23.
9. Гессен С.И. Педагогические сочинения / сост.: Е.Г. Оссовский; вступ. ст. и общ. ред. М.В. Богуславский, О.Е. Осовский; подгот. текста и коммент. Е.Г. Осовского, В.П. Киржаевой, О.Е. Осовского. - Саранск: Тип. «Крас. Октябрь», 2001. - 564 с. - (Пед. б-ка Рос. Зарубежья. Т. 1).
10. Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию / С.И. Гессен. -М.: Школа-Пресс, 1995. - 448 с.
11. Дерюга В.Е. Базовые категории педагогики: человек, воспитание, образование, культура // Проблемы современного образования. - 2010. - № 5. - С. 19-29.
12. Дерюга В.Е. С.И. Гессен: от философии образования к критической дидактике через педагогику культуры // Современные проблемы психолого-педагогических наук: межвуз. сб. науч. тр. / Мордов. гос. пед. ин-т; под ред. Е.Г. Осовского. - Саранск, 2000. - Вып. 15. - С. 31-33.
13. Жулина Н.В. Цели, задачи и принципы начального образования С.И. Гессена [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.superinf.ru/view_helpstud.php?id=940 (дата обращения: 7.05.2014)
14. Овсяницкая Е.А. С.И. Гессен: культурологический подход к образованию / Е.А. Овся-ницкая // Философские науки. - 2012. - № 1. С. 142-153.
15. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. - 4-е изд. - М.: Азбуковник, 1998. - 944 с.
16. Федосеева Н.В. Философско-педагогическая концепция начального образования С.И. Гессена как предпосылка развития парадигмы образования на первой ступени школы в современной России // Образование: традиции и инновации: материалы междунар. науч.-практ. конф. (27 дек. 2012 г.) / отв. ред. Н.В. Уварина. - Прага, WORLD PRESS, 2013. - С. 351-356.