Научная статья на тему 'Аксиологический аспект современного образования и философское учение С. И. Гессена о ценностях'

Аксиологический аспект современного образования и философское учение С. И. Гессена о ценностях Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1623
172
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКСИОЛОГИЯ / ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / КУЛЬТУРА / ЦЕННОСТИ / КУЛЬТУРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ / AXIOLOGY / PHILOSOPHY OF EDUCATION / CULTURE / VALUES / CULTURAL AND PEDAGOGICAL ANTHROPOLOGY

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Пургина Елена Ивановна

Рассматривается влияние неокантианских идей в философии С. И. Гессена на развитие философии образования. Исследуются возможности аксиологического подхода неокантианства в современной педагогической теории и практике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AXIOLOGICAL ASPECT OF MODERN EDUCATION AND PHILOSOPHICAL TEACHING ABOUT VALUES BY S. I. GESSEN

The article focuses on the influence of Neo-Kantian concepts and ideas found in S. I. Gessen's philosophy on the development of philosophy of education. The author also discusses the possibility of applying axiological approach of Neo-Kantianism to modern pedagogical theory and practice.

Текст научной работы на тему «Аксиологический аспект современного образования и философское учение С. И. Гессена о ценностях»

УДК 37.013.73+130.3

Е. И. Пургина Екатеринбург

АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ФИЛОСОФСКОЕ УЧЕНИЕ С. И. ГЕССЕНА О ЦЕННОСТЯХ

ГСНТИ 14.G1.G7 Код ВАК 13.00.00

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: аксиология; философия образования; культура; ценности; культурно-педагогическая антропология.

АННОТАЦИЯ. Рассматривается влияние неокантианских идей в философии С. И. Гессена на развитие философии образования. Исследуются возможности аксиологического подхода неокантианства в современной педагогической теории и практике.

E. I. Purgina

Ekaterinburg AXIOLOGICAL ASPECT OF MODERN EDUCATION AND PHILOSOPHICAL TEACHING ABOUT VALUES BY S. I. GESSEN

KEY WORDS: axiology; philosophy of education; culture; values; cultural and pedagogical anthropology.

ABSTRACT. The article focuses on the influence of Neo-Kantian concepts and ideas found in S. I. Gessen’s philosophy on the development of philosophy of education. The author also discusses the possibility of applying axiological approach of Neo-Kantianism to modern pedagogical theory and practice.

Вступление общества в информационную эпоху ознаменовало собой начало становления новой образовательной парадигмы, а также диверсификацию и усложнение институтов образования. Это привело к возникновению целого ряда трактовок и подходов в понимании целей, форм и технологий образования, что, в свою очередь, стало предметом философского осмысления.

Проблемы образования привлекали внимание философов и педагогов с давних времен. Однако философия образования как самостоятельная научная дисциплина появляется только в 40— 50-х гг. ХХ в. Именно в этот период научная мысль обратилась к междисциплинарным, интегративным проблемам образования в контексте осмысления и понимания сущности природы и смысла

© Пургина Е. И., 2011

человеческого бытия. Дискуссии о статусе этой науки идут до сих пор, но очевидно одно: период качественной смены исторических способов жизни, смены мировоззренческих, ценностных оснований современной цивилизации влечет осмысление этих изменений применительно к сфере образования. Проблемное поле философии образования можно определить следующим образом: сущность образования в истории культуры и в современном мире; осознание кризиса современного образования, ценности и цели современного образования с точки зрения человека и социума; поиск новых философских концепций, которые могут служить обоснованием системы образования, педагогической теории и практики.

Одной из центральных проблем философии образования является аксиология образования. Аксиология как раздел философии занимается исследованием ценностей как смыслообразующих оснований человеческого бытия, задающих направленность и мотивированность человеческой жизни, деятельности и конкретным поступкам. Главная задача аксиологии — показать, какое место занимает ценность в структуре бытия и каково ее отношение к фактам реальности. Аксиологический аспект образовательного процесса активно разрабатывается в гуманитарных науках. Педагогическая аксиология в свою очередь является междисциплинарной областью знания, рассматривающей образование, воспитание, обучение, педагогическую деятельность как основные человеческие ценности.

Ретроспективный взгляд на философско-педагогические концепции прошлого позволяет проследить эволюцию актуальных идей, так как современное образование и педагогика нуждаются не столько в изыскании новых средств, сколько в более или менее ясной мировоззренческой ориентации, позволяю-

щей в полной мере использовать уже имеющиеся воспитательные и обучающие средства для достижения общественно значимых целей. Возможно, именно поэтому взгляды русского фило-софа-неокантианца С. И. Гессена на образование, педагогическую науку, высказанные им еще в начале XX в., необычайно современны. Рассматривая педагогику как прикладную философию, мыслитель сформулировал основные проблемы философии образования, в том числе и педагогической аксиологии. Остановимся более подробно на учении С. И. Гессена о ценностях, которое является ядром его философско-педагогических воззрений, и постараемся выявить потенциал неокантианской методологии для анализа современных образовательных проблем.

Философское учение С. И. Гессена рассматривается нами в русле антропологических концепций ХХ века. Они приобрели важное значение для выработки духовной ориентации человека в поисках смысла жизни и своего назначения. Актуальность исследования философской антропологии С. И. Гессена обусловлена реалиями человеческой жизни, особенно в переломные эпохи, когда предельно обостряются экзистенциальные проблемы. Необычайный интерес к антропологическим проблемам сегодня связан с осознанием угрозы человеческому бытию и поиском путей спасения высшей ценности — человека. Это определяет необходимость особой антропологической установки и разработки такого мышления, которое изначально отталкивалось бы от человека и придерживалось антропологических принципов в истолковании реальности.

Для С. И. Гессена основополагающим моментом антропологической системы является учение о ценностях. Аксиологическая проблематика в ХХ в. укрепилась благодаря неокантианству баденской школы. Идеи В. Виндельбанда и

Г. Риккерта, воспринятые русским философом, позволили ему найти в абсолютных ценностях те ориентиры человеческого существования, которые позволяют ему выжить в исторических и социальных катаклизмах, выстроить свой внутренний духовный мир, мир свободной и творческой личности.

Современная философская антропология предполагает различные истоки для построения системы «собственно человеческого бытия». С. И. Гессена можно рассматривать как приверженца культурологического направления в антропологии, которое сосредоточивает внимание на культурных основаниях человека. Подлинное начало человека — духовность, которая формируется культурой. Окружающий мир — истолкованное, значимое, имеющее ценностное значение окружение человека — культура. Человек для С. И. Гессена — это творец и творение культуры.

Ценностный подход не принадлежит только идеальной сфере человеческой деятельности. Он представляет собой необходимый «мост» от теории к практике, являясь связующим звеном между ними. Не случайно С. И. Гессен обращается к педагогике как к прикладной философии, которая относится к сфере практического разума. Его интересовали «механизмы» перевода конечных ценностей культуры в личностный план.

Приоритетным в сфере образования для русского философа являлись мотивы самореализации, самоутверждения и свободы личности. Философия С. И. Гессена соединила в себе несколько философских тенденций: антрополого-педагогическую, культурологическую и аксиологическую. Будет правомерно назвать ее культурнопедагогической антропологией.

Одной из главных прикладных наук является для С. И. Гессена педагогика как наука об образовании и воспитании личности. В своей книге «Основы педагогики: введение в прикладную философию» он на первых страницах определя-

ет ее цель: «Выяснение понятия и сущности образования». Образование является предметом науки педагогики. С. И. Гессен ставит перед собой задачу рассмотрения философских основ педагогики: «Как философа меня именно привлекала возможность явить в этой книге практическую мощь философии, показать, что самые отвлеченные философские вопросы имеют практическое жизненное значение и что пренебрежение философским знанием мстит за себя в жизни не менее, чем игнорирование законов природы»[1. С. 34].

Почему именно философия так важна в качестве основания педагогики? Ход рассуждения С. И. Гессена следующий. Всякая норма деятельности (в том числе и педагогической) имеет какую-либо цель, которую она осуществляет на определенном материале, пользуясь определенными средствами.

Материал воспитания — живой человек и знание о нем — мы можем почерпнуть из психологии и физиологии. Каждый воспитатель преследует какие-либо цели.

Каковы же эти цели и какие науки их изучают? Цели образования — это культурные ценности, к которым в процессе образования должен быть приобщен человек. Культурные ценности исследуются различными отделами философии. Философия есть наука о самих этих ценностях, их смысле, составе и законах. Но эти ценности и есть цели образования. Видов образования должно быть столько же, сколько имеется отдельных ценностей культуры. Философия является теоретическим обоснованием педагогики и процесса воспитания и образования.

Выясняя основания педагогики, С. И. Гессен обращается к двум важным понятиям: «культура» и «ценности».

В методологическом плане он предложил решить вопрос о предмете и задачах педагогики с точки зрения аксиологиче-

ского подхода, т. е. философского учения о природе ценностей, прежде всего «подлинных», «вечных» ценностей культуры.

С. И. Гессен положил в основу своей культурно-педагогической антропологии аксиологические основания баденской школы неокантианства. Он начинает свои размышления с представлений о культуре.

Для С. И. Гессена существуют два рода ценностей, которые выступают как задачи, как цели деятельности. Это цели-данности, которые обеспечивают жизнедеятельность человека. Эти цели ценны не сами по себе, человек добивается их осуществления, так как они есть необходимые средства для достижения других целей. Но есть безусловные, абсолютные ценности культуры, которые светятся собственным светом и являются «целями в себе», они заведомо до конца неразрешимы, неисчерпаемы по своей сути. Это цели-задания, задачи высшего порядка, открывающие для человечества путь бесконечного развития. Если эти высшие ценности, или цели-задания, выразить в категориальной форме, то речь пойдет об истине, добре, красоте, справедливости, миропорядке в целом.

С. И. Гессен пишет: «Культурные

ценности по существу своему являются задачами неисчерпаемыми, или, по слову Канта, “проблемами без всякого разрешения”. Они указуют нам на некий бесконечный путь, по которому можно продвигаться вперед в бесконечном прогрессе, но пройти который до конца никому не дано» [1. С. 33]. И далее: «Неразрешимость задачи науки, искусства, права совсем не означает, что эти задачи — мнимые. Эти цели не менее реальны, чем всякие другие сполна достижимые цели. Работа над ними ведет к непрерывным достижениям. Неразрешимость этих задач проистекает не от их мнимости, но от их неисчерпаемости» [Там же. С. 34].

Определение культуры философ формулирует следующим образом: «Культура есть деятельность, направленная на осуществление безусловных целей-заданий»[Там же. С. 34]. Далее он конкретизирует свое определение, сопоставляя историю и культуру. «История... есть непроходящее прошлое, т. е. прошлое, которое передается от поколения к поколению как неотъемлемое достояние. Она есть “традиция” или, пользуясь прекрасным русским словом, предание. Такое предание невозможно там, где нет задания, т. е. тех неисчерпаемых целей, которые в своей совокупности составляют культуру» [1. С. 33]. Прошлое не исчезает бесследно, но сохраняется, передается именно потому, что оно служит этапом на пути к вечной и неисчерпаемой цели. Не будь этого единства и вечности цели, не было бы и вечности сохранения. Оградить прошлое от забвения, сохранить его на вечные времена может только то, что представляет собой, подобно культурным ценностям, вечную, никогда не данную, а только в виде задания предстоящую нам цель. «Сохраняется именно то прошлое, которое имеет отношение к культурным ценностям» [1. С. 34].

Определив теоретические основания педагогики, С. И. Гессен ставит важную проблему целеполагания в образовании. Образование — часть культуры, и цели образования тесно связаны с целями жизни данного общества. Цели образования можно рассматривать как цели жизни соответствующего общества. Что же является конечной целью образования? Этой целью является раскрытие и оформление «внутреннего человека», духовное созревание личности, формирование им собственного «Я» через приобщение к культурным ценностям науки, искусства, религии, нравственности, права, экономики. «Образование есть не что иное, как культура индивида. И если по отношению к народу культура есть

совокупность неисчерпаемых целей-заданий, то и по отношению к индивиду образование есть неисчерпаемое задание. Образование по существу своему не может быть никогда завершено» [1. С. 35].

К целям образования С. И. Гессен подходит многосторонне, выстраивая иерархию целей-заданий. Это и частные цели постижения ценностей отдельных отраслей культуры, это и более общие цели-задания. Среди последних выделяются прежде всего такие, как образование «рыцарей Духа», богатых в своей целостности, ярких в своей индивидуальности, свободных и творческих личностей; образование к «свободе», воспитание личности, способной жить в свободном и демократическом обществе, укоренение в личности жажды к творчеству.

В одном из современных словарей образование определяется следующим образом: «Образование — это внутренний процесс, процесс созидания “образов” и/или “образцов”, которым человек следует в своей жизни. Результат образования не представляется по типу технического намерения, но проистекает из внутреннего процесса формирования и образования и поэтому постоянно пребывает в состоянии продолжения и развития» [2. С. 331]. В процессе образования вырисовывается «образ» индивидуальности в человеке. Чтобы стать самим собой, необходимо выйти за пределы самого себя и погрузиться в «сверхинди-видуальную целостность человечества» [1. С. 377].

Подлинное образование — это не передача новому поколению готового культурного материала, а лишь сообщение ему того движения, продолжая которое, оно могло бы выработать свое собственное, новое содержание культуры. Диалектика этого сложного процесса есть предмет разработанной С. И. Гессеном культурнопедагогической антропологии.

Рассмотрев основания педагогики и определив цели образования, С. И. Гес-

сен посвящает значительную часть своего труда проблеме понимания человека. Философская концепция С. И. Гессена, безусловно, может быть названа антропологической. В. В. Зеньковский отмечал: «Что же касается Гессена, то у него имеется целый ряд интересных построений в области антропологии. Позиция Гессена в этой области кажется тем более интересной, что Гессен яснее и острее других выразил позицию трансцендентализма в сфере антропологии» [3. С. 248]. Мир ценностей связан с человеком опосредованно, через культуру. Образование как часть культуры осуществляет перевод ценностей в личностный план. Антропологическая концепция выстраивается через призму проблем педагогики: становление и развитие человека, его взаимосвязь с миром в образовательном и воспитательном процессе. Поэтому вслед за В. В. Зеньковским, назвавшим учение С. И. Гессена «педагогикой культуры», можно говорить о культурно-педагогической антропологии.

Культурологическое направление антропологии сосредоточивает внимание на культурных основаниях человека. Культурная антропология оформилась к 50—60-м гг. ХХ в., но идеи, выраженные ее представителями, высказывались ранее не одним поколением мыслителей. Размышления С. И. Гессена также вписываются в этот контекст. Для культурной антропологии человек — творец и творение культуры. Благодаря неспе-циализированности человек вынужден создать свой собственный мир. Мир — истолкованное, значимое, имеющее ценностное значение окружение человека. Духовность — подлинное начало человека: дух формирует тело человека и все его существо. Человек — произведение духа, он формируется культурой и сам ее формирует. Таким образом, С. И. Гессен в современном понимании соединил две ветви антропологических исследований: педагогическую и куль-

турную. Теоретическими истоками культурно-педагогической антропологии С. И. Гессена являются: антропология Канта, антропологическая направленность баденской школы неокантианства, русская педагогическая антропология.

Концепция человека разрабатывается в «Основах педагогики» в «плане общественного бытия» и в плане «духовной культуры». Человек — существо становящееся , постепенно созидающее себя в течение всей жизни. Этот процесс связан с образованием, т. е. приобщением индивида к культурным ценностям. С. И. Гессен считает, что три главные характеристики определяют личность: свобода, творчество, индивидуальность.

Философ говорит о свободе как о неотъемлемой характеристике личности. Если произвольные поступки характеризуются неустойчивостью, пассивной зависимостью от внешнего мира и постольку случайностью и непредсказуемостью, то свободные действия отличаются, напротив, устойчивостью, самобытностью по отношению к изменчивым влияниям среды и даже отчасти возможностью предвидения. С. И. Гессен так определяет свободу: «Свобода есть творчество нового, в мире дотоле не существовавшего. Я свободен тогда, когда какую-нибудь трудную задачу, передо мной вставшую, разрешаю по-своему, так, как ее никто иной не смог бы разрешить. И чем более незаменим, индивидуален мой поступок, тем более он свободен. Поэтому свобода не есть произвольный выбор между несколькими уже данными в готовом виде, хотя и возможными только путями, но создание нового особого пути, не существовавшего ранее, даже в виде возможного выхода» [1. С. 67].

Формула «будь свободен» означает, в сущности, «будь самим собой», не изменяй своему внутреннему «Я». Личность — дело рук самого человека, про-

дукт его самовоспитания. Личность никогда не дана готовой, она всегда созидается, процесс ее формирования — творческий процесс. Свобода и творчество — это не только характеристики личности, но и способы («механизмы») ее формирования.

Личность есть рост, а для роста необходимо сохранение старого в новом. Но для этого нужно, чтобы действия человека были пронизаны единым стержнем. Этим стержнем являются сверхличност-ные задачи и ценности культуры. «Личность, — пишет С. И. Гессен, — обретается только через работу над сверхличны-ми задачами. Она созидается лишь творчеством, направленным на осуществление сверхличных целей науки, искусства, права, религии, хозяйства, и измеряется совокупностью сотворенного человеком в направлении этих заданий культуры» [Там же. С. 73—74]. Работая над этими «сверхиндивидуальными заданиями» (это не что иное, как высшие духовные ценности), человек становится индивидуальностью. Индивидуальность есть прежде всего незаменимое, т. е. единственное в своем роде.

Подведем итог словами С. И. Гессена: «Как дисциплина возможна через свободу, а свобода — через закон долга, так и индивидуальность возможна через сверхиндивидуальное начало. И потому, если “будь свободен” означало для нас “будь самим собою”, то и подлинный смысл “будь самим собою” есть — “стремись к высшему, чем ты”» [Там же. С. 78].

Личность, ее индивидуальность и неповторимость, личность, сама входящая в «царство ценностей» — третье царство после мира физического и психического,— главный объект внимания Гессена. По мнению В. В. Зеньковского, С. И. Гессен дал учение о «многофункциональности личности» [4. С. 206]. Оно связано с его гуманистическим пониманием личности как носителя духовной жизни,

личности, образующейся во внутренней работе над целями-заданиями.

Культурно-педагогическая антропология С. И. Гессена уходит своими корнями в философию неокантианства. Неокантианская методология представляет собой совокупность различных подходов к анализу целого ряда культурных феноменов. Ее продуктивность применительно к образованию в учении С. И. Гессена очевидна.

Какие концептуальные положения философия образования может разрабатывать сегодня? Используя подход С. И. Гессена и неокантианскую методологию, она моглла бы осмыслить целый ряд важных концептуальных положений.

1. С. И. Гессен убедительно продемонстрировал преимущества аксиологического подхода к образованию и осуществил синтез философии и педагогики на основе их взаимообога-щения. С одной стороны, он выявил философский характер педагогических проблем, а с другой — показал потенциал философского анализа конкретных педагогических явлений. Философия образования нацелена не на решение прагматических задач образования, а на осмысление самой сущности образования и его функционирования в современной культурной ситуации.

2. Аксиология как определяющий структурный элемент философии об-

разования позволяет создать научно обоснованные модели современного образования, прогнозировать тенденции его развития.

3. Осмысление системы ценностей позволяет сформулировать цели образования. Важнейшая образовательная ценность — личностное развитие человека и его самоактуализация в культуре и жизни. Миссия образования состоит в том, чтобы найти индивидуальный подход к человеку, помочь ему определиться в жизни, культуре, профессии, реализовать свои потребности и потенциал. В рамках этой цели в современном обществе образование делает акцент на выработку у обучающихся способности к самостоятельной ориентации в мире, к самообучению и критической самооценке.

4. Выбор аксиологического и культурно-антропологического подходов в качестве методологической основы философии образования и педагогики позволит рассматривать образование как социально-культурный феномен, ядром которого является мир целостного человека в его взаимосвязи с окружающей природной и культурной действительностью. Данные подходы к образованию позволяют в полной мере реализовать гуманитарный и междисциплинарный потенциал исследований в философии образования.

ЛИТЕРАТУРА

1. ГЕССЕН С. И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. М. : Школа-Пресс, 1995.

2. СОВРЕМЕННЫЙ философский словарь. Москва ; Бишкек ; Екатеринбург, 1996.

3. ЗЕНЬКОВСКИЙ В. В. История русской философии. Л. : Эго,1991. Т. 2.Ч. 1.

4. ЗЕНЬКОВСКИЙ В. В. С. И. Гессен как философ // Новый журнал. Нью-Йорк. 1951. №25.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.