Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ В ПРОЦЕССЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ'

РАЗВИТИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ В ПРОЦЕССЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
9
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ценностная ориентация / самостоятельная работа / студент / ценностное воспитание / исследовательская работа / value orientation / independent work / student / value education / research work

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Булуева Шумисат Исмаиловна, Башаева Совбика Абуевна, Магдиева Нателла Тахмановна

В статье раскрывается сущность развития ценностных ориентаций путем целенаправленного воспитательного процесса, который может осуществляться путем выполнения студентом различных видов самостоятельной работы. Рассматривается механизм превращения ценностного воспитания в компонент ценностной системы, а затем в составляющую концепции ценностной ориентации. Раскрывается сущность подходов в отношении закрепления педагогом искомых ценностей и искоренения ценностей ложного порядка. На примере идентичных подходов ведущих региональных университетов Республики Дагестан и Чеченской Республики рассматривается возможность ценностных ориентаций в процессе самостоятельного проведения студентами образовательных мероприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Булуева Шумисат Исмаиловна, Башаева Совбика Абуевна, Магдиева Нателла Тахмановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article reveals the essence of the development of value orientations through a purposeful educational process, which can be carried out by performing various types of independent work by a student. The mechanism of transformation of value education into a component of the value system, and then into a component of the concept of value orientation, is considered. The essence of approaches in relation to the consolidation of the desired values by the teacher and the eradication of values of a false order is revealed. Using the example of identical approaches of the leading regional universities of the Republic of Dagestan and the Chechen Republic, the possibility of value orientations in the process of independent conduct of educational events by students is considered.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ В ПРОЦЕССЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ»

Педагогика

УДК 378

кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии Булуева Шумисат Исмаиловна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Чеченский государственный университет имени A.A. Кадырова» (г. Грозный); кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и дошкольной психологии Башаева Совбика Абуевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования «Чеченский государственный педагогический университет» (г. Грозный); кандидат медицинских наук, доцент кафедры социальных и информационных технологий Магдиева Нателла Тахмановна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Дагестанский государственный университет» (г. Махачкала)

РАЗВИТИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИИ В ПРОЦЕССЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Аннотация. В статье раскрывается сущность развития ценностных ориентаций путем целенаправленного воспитательного процесса, который может осуществляться путем выполнения студентом различных видов самостоятельной работы. Рассматривается механизм превращения ценностного воспитания в компонент ценностной системы, а затем - в составляющую концепции ценностной ориентации. Раскрывается сущность подходов в отношении закрепления педагогом искомых ценностей и искоренения ценностей ложного порядка. На примере идентичных подходов ведущих региональных университетов Республики Дагестан и Чеченской Республики рассматривается возможность ценностных ориентаций в процессе самостоятельного проведения студентами образовательных мероприятий.

Ключевые слова: ценностная ориентация, самостоятельная работа, студент, ценностное воспитание, исследовательская работа.

Annotation. The article reveals the essence of the development of value orientations through a purposeful educational process, which can be carried out by performing various types of independent work by a student. The mechanism of transformation of value education into a component of the value system, and then into a component of the concept of value orientation, is considered. The essence of approaches in relation to the consolidation of the desired values by the teacher and the eradication of values of a false order is revealed. Using the example of identical approaches of the leading regional universities of the Republic of Dagestan and the Chechen Republic, the possibility of value orientations in the process of independent conduct of educational events by students is considered.

Key words: value orientation, independent work, student, value education, research work.

Введение. Взаимодействие со студентами в процессе обучения формирует целесообразность добавления педагогом ценностного компонента в практические задания. Вели какие-либо ценностные ориентации можно донести до сведения студентов непосредственно на лекционных занятиях, то практические занятия и самостоятельная работа в некоторой степени остаются вне поля ценностных ориентаций. Представляется необходимым развитие ценностных ориентаций в процессе выполнения студентами самостоятельной работы, так как путем личного участия осуществляется более интенсивное закрепление искомых ценностей.

Под самостоятельной работой может подразумеваться любой вид познавательной деятельности практической направленности, которую студент осуществляет, исходя из собственного выбора относительно применения имеющихся ресурсов. Аспект выбора предполагает, что студент принимает решение на основе собственных ценностей и убеждений, что потенциально должно представлять особый интерес педагога как к источнику наблюдения за личностным развитием студентов.

Ценностное воспитание отражено не только в федеральных образовательных стандартах [6], но также профильных концепциях и доктринах. Однако основополагающим источником ценностного воспитания студентов выступает Конституция Российской Федерации (РФ), направленная на гармоничное существование каждой личности в социуме [4].

Изложение основного материала статьи. Отличительной особенностью ценностного воспитания студентов в процессе обучения является компонент, указывающий на определенные расхождения в восприятии ценностей как искомого результата. Сущность ценностных ориентаций изначально состояла в пропаганде некой контркультуры, принятой в определенных молодежных сообществах.

В 50-60-х гг. XX века восприятие ценностей было тесно взаимосвязано с духовно-нравственными направлениями формирования личности студентов, которые стремились следовать индивидуальным ценностям и отрицали ценности массового порядка. С тех пор существенно видоизменилась политика университета в отношении ценностных ориентаций. Культивировавшаяся в 50-60-х гг. прошлого столетия идея гуманности и человечности в настоящее время стала фундаментом воспитательной работы всех российских университетов, а не только гуманистически направленной молодежи [10,С. 482].

Учитывая возрастные особенности и базовую основу закрепившихся в студентах нравственные начала, университет должен стремиться к активному использованию студенческого потенциала и способностей студентов к самостоятельному анализу для формирования дополнительных компонентов ценностной направленности духовно-нравственного начала. Ценностный опыт студентами совершенствуется не только при активном участии педагогов университета, но также в условиях самостоятельного осознания общественной действительности, разделения добра от зла и выработки собственных критериев нравственного характера, которые основаны преимущественно на идеалах гуманистической направленности.

Некоторые педагоги, к примеру, Дж.Дьюи, считают, что в ценностном воспитании студентов в обязательном порядке должен присутствовать прагматический подход, который находится в тесной взаимосвязи с рациональностью привития ценностных ориентаций. Другие педагоги считают, что ценностные ориентации должны исходить из идей нравственного характера, которые обеспечивают определенное общество самобытностью и устойчивостью культурного наследия. Сторонники гуманистической психологии, к примеру, А.Г. Маслоу и М. Бубер, считали, что между идеальной формой ценностных ориентаций и существующим этапом общественного развития должен формироваться оптимальный диалог. В тоже время такие педагоги и психологи, как Э.Х.Эриксон, считали целесообразным построить в отношении студентов некую модель ценностного воспитания [7, С. 308].

Обобщая указанные подходы, следует отметить, что на фоне различий в отношении понимания приоритетности ценностного воспитания педагогами и психологами в действительности предлагается набор компонентов для одной

системы ценностного воспитания. В частности, такая система состоит на основе модели и необходимости соотношения идеала и существующей действительности, при этом допускающая прагматический подход к составляющим ценностного воспитания.

Если рассматривать более расширенно систему ценностного воспитания, то следует также обозначить возможность превращения данной системы в полноценную концепцию духовно-нравственной направленности. Сущность такой концепции состоит в формировании не только ценностей, но также предпосылок для обозначенных ценностей, к примеру, студенты не только закрепляют ценность мужества в себе, но также узнают конкретные примеры из истории народа, когда проявленное мужество оказывалось решающим фактором.

Необходимо отметить, что не все ценностные ориентации требуют создание предпосылок к ценностному воспитанию. Такие ценности как вежливость и готовность помочь ближнему, в действительности целесообразно прививать студентам путем совершенствования рефлексивной компетенции. Ценности, которые очевидны для цивилизованного общества, не должны вызывать сомнения среди студентов, так как данные ценности относятся к базовым, что указывает на важность идентичного поведения в обществе.

Искомая форма поведения достигается путем идентичного разъяснения базовых ценностей, которые обладают функцией аксиомы общественного характера. Формы самостоятельной работы, в том числе исследовательской, предполагают оптимальные условия для совершенствования базовых ценностей. При этом самостоятельная работа, хотя и находится под контролем и руководством педагога, должна предполагать самостоятельное и независимое основание базовых ценностей студентом в процессе реализации определенной задачи [5, С. 293].

Рассматриваемая концепция ценностных ориентаций предполагает, что университет реализует мероприятия и инициативы направленные на разъяснение ценностей. Учитывая положительный опыт других людей, выдающихся специалистов или героев народа, университет может рассчитывать на стремление со стороны студентов к подражанию за людьми, которые вызвали в них уважением.

С учетом возрастных особенностей и возможности самостоятельной работы студентом представляется возможным осуществление им ценностного анализа. Он принимает участие в самостоятельной работе, познает принципиально новую информацию, активизирует мыслительный процесс и, следовательно, формирует собственные ценности. Данный аспект наглядно прослеживается при выполнении студентом подготовительной работы к предстоящему публичному выступлению. Студент самостоятельно выбирает источники информации и неосознанно формирует содержательную часть доклада на основе той информации, которая в действительности отвечает его внутренним духовно-нравственным потребностям [3, С. 78].

Ценностные ориентации способствуют выбору той содержательной части источников, которая в результате при подготовке доклада образует целенаправленное сообщение для широкой аудитории. Педагогу необходимо более внимательно относиться к студенческим докладам, которые образуют речевой портрет студента на основе его действительных ценностей. Публичное выступление наглядно показывает, в каком направлении необходимо работать педагогу, а также какие аспекты доклада могут стать источником доя искомой дискуссии на основе ожидаемых ценностей. Несмотря на то, что подготовка к докладу является формой самостоятельной работы и предполагает свободное волеизъявление студента при сообщении информации для широкой аудитории, педагог должен контролировать проявление деструктивных ценностей и в мягкой форме способствовать переориентации ценностей студентов в гуманистическом направлении.

Образовательный процесс представляется возможным характеризовать как ценностный процесс. Однако самостоятельная работа, выполненная студентами, представляет важность для педагога как форма обратной связи. Ценностный процесс предоставляет возможность оценивать тенденции студенческих настроений и создавать атмосферу гуманистической направленности. Таким образом, педагог может предусмотреть такие самостоятельные работы, которые предполагают не только освоение искомых ценностей, но и закрепление знаний на основе освоения данных ценностей. К примеру, это могут быть исследовательские работы по изучению педагогического наследия выдающихся педагогов, которые совершили подвиг по отношению к подрастающему поколению, как в случае с Я. Корчаком [2, С. 32].

Некоторые ценности представляется возможным совершенствовать в студентах путем осуществления ими рационального выбора при принятии решений. Если рассматривать в контексте самостоятельной работы, то таким рациональным выбором может стать поощрение использования архивных документов и иных фолиантов при осуществлении исследовательской работы.

Существующая в настоящее время в научном сообществе практика цитирования более актуальных источников для студентов должна представлять лишь дополнительный компонент, так как архивные источники представляют не менее важную не исследованную информацию ценностного содержания. К примеру, архивные данные могут содержать информацию о том, что в начале XX века многие семьи были многодетными. Продолжительное время дети получали домашнее образование. Также к элементам рационального выбора могут относиться самостоятельные работы, предполагающие скрупулезную работу с подшивками газет.

Студент, знакомясь с повседневной жизнью общества за определенный исторический период, может осуществить самостоятельный ценностный анализ о том, как, к примеру, советскому обществу удавалось сохранять гуманистические идеалы и добиваться прогрессивных результатов в различных отраслях жизнедеятельности человека в соответствии с лозунгом «результаты пятилетки за четыре года». Подобный подход по инициативе педагога способствует ценностным ориентациям значительно эффективнее, чем формальные беседы с молодежью о вечном и добром.

Самостоятельная работа подразумевает самоконтроль, самонаблюдение, элементы самообразования, самоопределение и самооценки. В совокупности обозначенные компоненты определяют самосознание студента, который через оценку самого себя в структуре общества стремится к корректированию собственных идеалов. Указанный мыслительный процесс может осуществляться студентом бессознательно. Однако такой процесс подлежит интенсификации, так как студент принимает участие в общественных отношениях научного характера и постоянно получает подтверждающие факты целесообразности искомой ценностной ориентации.

Самостоятельная работа в аспекте педагогической деятельности может носить фронтальный характер. Для того, чтобы выполнить самостоятельную работу, к примеру, исследовательского характера, студенты могут подразделяться на небольшие группы. Коллективный подход предполагает ценностную ориентацию в процессе углубленного изучения уточненного проблемного вопроса. Студент получает возможность обсудить проблемный вопрос с другими студентами, что в действительности в ценностном понимании закрепляет некий гуманистические идеалы. К примеру, изучая деятельность других ученых, студент осуществляет ценностный анализ в отношении подхода изучаемых ученых при разрешении какой-либо задачи. Мыслительный процесс и осознание деталей научного открытия или научного эксперимента, которые привели других ученых к научному прорыву, выступают для студента источником понимания взаимосвязей всех общественных отношений, случайностей и целесообразности временного аспекта.

Источники информации при корректном подходе педагога к заданиям для самостоятельной работы перестают выступать статистическими данными, когда перед студентом образуется возможность нахождения рационального звена в сухих фактах. Студент находит взаимосвязь, использует собственный жизненный опыт, стремится воспринять новую информацию на основе сложившихся ценностей и может привести самого себя к выводу, что определенные ценности не соответствуют действительности, особенно если это ложные ценности.

Педагог может множество раз указывать на ложные ценности в процессе бесед и лекционных занятий, однако студент в силу своей психоэмоциональной специфики может утвердиться в правоте педагога, если самостоятельно изучит результаты исследования или проведет соответствующий эксперимент. Следовательно, развитие ценностных ориентаций в процессе самостоятельной работы должно осуществляться в двух противоположных направлениях. С одной стороны, воспитательная работа должна быть направлена на закрепление искомых ценностей. С другой стороны, что немаловажно, ценностное воспитание должно постепенно искоренять источники распространения ценностей ложного характера.

Определение корректных и ложных ценностей до сих пор осуществлялось путем следования общественным ценностям, однако университет должен исходить из логики соотношения общественных ценностей и профессиональных обязанностей студентов как будущих специалистов. К примеру, ценность бережного отношения к детям не должна перекрывать педагогический подход к их качественному обучению путем установления допустимой дисциплины.

Гуманистические идеи не должны приносить ущерб интересам одной категории населения в пользу другой, что особенно актуально при допущении нетолерантного отношения какой-либо этнически выраженной социальной группе людей представителями этнически выраженной другой социальной группы людей. Смысловая нагрузка ценностного воспитания базируется на комплексности и полноценности студента как личности при взаимодействии с обществом и отдельными сообществами людей. Следовательно, в университете должна быть разработана и внедрена ценностная концепция, положения которой в обязательном порядке должны быть добавлены во все образовательные программы и учебные планы различных дисциплин. Достижение искомых результатов ценностных ориентаций может быть достигнуто путем выполнения различных видов самостоятельной работы, которые, с одной стороны, углубляют знания студентов в рамках дисциплины, а с другой, - закрепляют искомые ценности как естественные составляющие личности студента.

Объединяющим фактором Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Дагестанский государственный университет» (ФГБОУ ВО ДГУ) [1], Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Чеченский государственный педагогический университет» (ФГБОУ ВО ЧГПУ) [8] и Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Чеченский государственный университет имени A.A. Кадырова» (ФГБОУ ВО ЧТУ им. A.A. Кадырова) [9] является идентичный подход к ценностным ориентациям. Обозначенный подход базируется на проведении студентами мастер-классов и семинаров под руководством преподавателей, посвященных социальным, историческим, культурным и отдельно языковым компонентам общественного развития.

Обратная связь отражается в достаточно высокой заинтересованности студентов в участии на мастер-классах и семинарских занятиях, так как подобные мероприятия предоставляют возможность студентам дискутировать между собой и делиться мнениями, которые не входят в формат традиционных семинарских занятий. Студенты получают педагогический опыт, а также совершенствуют ценностные ориентации путем исследования нестандартных и малоизученных аспектов общественно исторического развития.

Выводы. Таким образом, ценностные ориентации выступают ключевым фактором при проведении студентами самостоятельной работы. До сих пор существовало мнение, что самостоятельная работа должна быть направлена на качественное освоение знаний и навыков в рамках профиля подготовки студентов. Однако условия общественного развития способствуют усилению ценностных компонентов при формировании педагогом заданий для самостоятельной работы. Соответственно, ценностные ориентации должны отразиться в концепции университетов не только как инструмент самостоятельной работы, но также как один из результатов комплексного развития личности студентов.

Литература:

1. Дагестанский государственный университет: сайт. - 2023. - URL: https://dgu.ru/7ysclid4oox6ituz392917135 (дата обращения: 10.11.2023)

2. Дроботенко, Ю.Б. Современные подходы к проблемам профессионального воспитания студентов педагогического вуза / Ю.Б. Дроботенко, Н.С. Макарова, Н.В. Чекалева // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование. Педагогические науки. -2019. - Т. 11.-№. 4. - С. 30-38

3. Заборина, М.А. Духовно-нравственные ценности в образовательном поле высшей школы: опыт системного анализа / М.А. Заборина, Е.А. Брант, Ю.Ю. Сергеев // Проблемы современного педагогического образования. - 2022. -№. 74-3,-С. 78-81

4. Конституция Российской Федерации сайт. - 2023. - URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102027595&ysclid=lovsbnnu28708302132 (дата обращения: 10.11.2023)

5. Левашева, Ю.А. Нравственное воспитание студентов как часть воспитательного процесса в вузе / Ю.А. Левашева, И.Ю. Зудилина, О.Г. Мальцева // Инновации в системе высшего образования: сборник научных трудов. -Кинель: РИО Самарского ГАУ. - 2020. - С. 292-295

6. Профессиональные стандарты: сайт. -2023. - URL: https://fgosvo.ru/docs/ index/2 (дата обращения: 10.11.2023)

7. Хугаева, Ф.В. Современные формы духовно-нравственного воспитания студентов в поликультурной среде вуза / Ф.В. Хугаева // Балтийский гуманитарный журнал. - 2019. - Т. 8. - №. 1 (26). - С. 308-312

8. Чеченский государственный педагогический университет: сайт. -2023. - URL: https://chspu.ru/ (дата обращения: 10.11.2023)

9. Чеченский государственный университет им. A.A. Кадырова: сайт. - 2023. - URL: https://www.chesu.ru/7ysclid4ovscbsuvc534675391 (дата обращения: 10.11.2023)

10. Чирков, М.С. Духовно-нравственные ценности в контексте изучения истории в вузах культуры / М.С. Чирков // Образ Родины: содержание, формирование, актуализация. -2019. - С. 481-485

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.