Научная статья на тему 'Развитие ценностей профессионального общения сотрудников правоохранительных органов'

Развитие ценностей профессионального общения сотрудников правоохранительных органов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
177
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие ценностей профессионального общения сотрудников правоохранительных органов»

РАЗВИТИЕ ЦЕННОСТЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ СОТРУДНИКОВ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ

СКЛЯРЕНКО И.С.

Деятельность сотрудников правоохранительных органов часто проходит в экстремальных ситуациях, сопровождающихся высоким конфликтным напряжением. Порой сотрудники ОВД сталкиваются с открытым противоборством от чего их профессиональная деятельность наполняется риском для жизни. Постоянно касаясь самых негативных сторон нашей жизни, в профессии милиционера, как ни в какой другой крайне важно чувствовать плечо товарища, способного всегда и везде прийти на помощь. Однако отношения товарищества возможны лишь при сформированном нравственном сознании, общечеловеческих ценностях и развитых ценностях профессионального общения, таких как сотрудничество, взаимовыручка, коллективность. С другой стороны, деятельность сотрудников правоохранительных органов характеризуется высокой степенью социализации, что является условием развития такой ценности как взаимопонимание.

Профессиональные умения и навыки, как известно, формируются на практических занятиях, в основе которых лежит дидактический принцип связи обучения с жизнью, теории с практикой. Преобладание индивидуального подхода на практических занятиях, особенно в образовательных учреждениях системы ОВД, мало решает проблему развития ценностей общения. Так, например, многие ученые педагоги утверждают, что на занятиях, где упор делается на индивидуальную или фронтальную формы деятельности нет сотрудничества и взаимопомощи. Попытки помочь отвечающему, называются «медвежьей услугой», расцениваются как подсказки, нарушения дисциплины и строго запрещаются. В конечном итоге это не проходит бесследно для нравственности обучающихся, поскольку оказывается, что помощь ближнему не поощряется, а наказывается. Следовательно, для реализации поставленных целей развития ценностей профессионального общения, а вместе с тем навыков коммуникации необходим ассиметрично-противоположный подход, коллективистический.

В рамках коллективистического подхода, на наш взгляд, большой потенциал для решения проблемы развития ценностей профессионального общения сотрудников ОВД, имеет использование на практических занятиях деятельности малых групп. Организация обучения курсантов образовательных учреждений МВД РФ в малых группах имитирует взаимодействие сотрудников ОВД, позволяет во взаимоотношениях более активно и персонализировано проявиться ценностям общения в обходительности, внимательности, любезности, уважительности, поддержке, участии. Групповая микросреда, предоставляет естественные условия, способствующие формированию таких умений и навыков, которые воспринимаются как ценности: умение нейтрализовать конфликт, умение сотрудничать, умение говорить и слушать. Организация обучения в малых группах становится хорошим инструментом для формирования ценностей профессионального общения.

Практические занятия с использованием малых групп, позволяют сформировать у курсантов комплекс профессионально-личностных качеств, таких как: способность быстро адаптироваться в группе, занятой решением общей задачи; умение устанавливать личные контакты, обмениваться информацией; готовность принять на себя ответственность за деятельность группы; умение преодолевать сопротивление окружающих, предупреждать конфликты; желание быть полезным людям; способность выдвигать, формулировать и отстаивать идеи; способность ясно, убедительно, немногословно излагать мысли; умение ценить и продуктивно использовать время.

Многолетний практический опыт работы в высших образовательных учреждениях МВД России и в учреждениях ВПО ФСИН России, позволил нам выделить несколько разновидностей практических занятий с использованием малых групп, одной из которых является «минитренинг».

Практическое занятие «минитренинг» представляет собой определенный комплекс упражнений, направленный на приобретение и развитие того или иного профессионального навыка. «Минитренинг», проводится на обычном практическом занятии, отличаясь от тренинга, временными рамками. Тренинг, основывается на теории погружения и выходит за пределы академического часа. «Минитренингу», предшествуют лекции, семинарские занятия по изучению нового материала, который включается в состав упражнений. Групповую работу, занимающую 70-80% учебного времени, сменяет индивидуальная работа, на которой преподаватель проверяет степень усвоения курсантами отрабатываемого материала. Вводная информация для выполнения упражнений излагается в тексте методических указаний, которыми обеспечивается каждая малая группа. Результаты выполнения упражнений доводятся до сведения курсантов с указанием ошибок. Работая в малой группе, курсанты отрабатывают одинаковые ситуации, упражнения, задачи, приёмы и действия. При этом выявляется качество принимаемых решений, из разнообразия вариантов отбирается по каждой вводной наилучший подход, наиболее оригинальный приём, самое эффективное действие.

По мнению автора, психологические условия малой учебной группы, создают целый ряд общих предпосылок для формирования ценностей профессионального общения. Так, в малой группе в силу факта множества каждый обучающийся испытывает чувство «неодолимой мощи». Психологическим результатом этого является возрастающее ощущение силы духа и воли. Зарождается сплоченность, единение и спаянность, отражающие групповую силу. Из-за особой групповой заразительности в группе меняется индиви-

дуальная психика. Эффект психического заражения легко констатируем, но мало объяснимый феномен гипнотического рода. Во время групповой деятельности заразительно каждое действие, каждое чувство и притом в такой сильной степени, что обучающийся очень легко жертвует своими личными интересами в пользу общегрупповых. Это свойство противоположно натуре индивида, на него он способен только в качестве составной части группы, и оно является одним из корней коллективности. Предусмотренное в процессе «минитренинга» гласное или негласное соревнование между малыми группами способствует развитию такой ценности общения как умение работать в команде. В процессе групповой деятельности формируется своеобразный «общий фонд» информации (например, возрастает умение видеть малозаметные, но существенные детали социальных явлений), которым может пользоваться каждый член группы. При этом образуются специфические механизмы регулирования индивидуальными познавательными процессами, совместные стратегии поведения, общий для группы стиль деятельности. Нахождение интересного решения одним из членов малой группы, осуществляемое на основе интериоризации образа переживается всеми членами как собственное открытие. Так зарождаются отношения сотрудничества и дух группового единения. В условиях малой группы происходит обучение посредством наблюдения, при котором курсанты копируют образцы поведения друг у друга, подражая более охотно тем сверстникам, которыми они восхищаются, которые более успешны, чем они.

В качестве конкретного примера можно привести практическое занятие - минитренинг по теме «Внимание и учет его свойств в деятельности сотрудников ОВД» (дисциплина «Основы психологии и педагогики в деятельности сотрудников ОВД»). Цель занятия: развитие различных видов и свойств внимания, посредством тренировочных упражнений. Задачи занятия: 1) Закрепление теоретических знаний при отработке практических упражнений. 2) Развитие свойств внимания необходимых в деятельности сотрудников ОВД. 3) Усвоение практических упражнений для самостоятельного совершенствования свойств внимания. 4) Развитие ценностей профессионального общения сотрудников правоохранительных органов посредствам работы в малых группах. 5)Активизация деятельности курсантов путем их совместной деятельности в малых группах. Дидактический материал: 1) Набор рисунков для обще-познавательного упражнения «устойчивость внимания». 2) Наборы мелких предметов (монеты одинакового достоинства, пачка сигарет, коробочки со спичками, скрепками, кнопками, гвоздиками). 3) Методические указания для выполнения упражнений.

Таблица. План-сетка практического занятия

№ этапа Название этапа Формы деятельности курсантов Время работы (мин.)

Организационный момент. ФР 5

1. Разминка. Упражнение «Внешнее общее» (ФР)гр-ИР 5

2. Обще-познавательные упражнения на «Устойчивость внимания». ГР 5

3. Упражнение «Найди особенности». ГР - работа в парах ИР ГР 6

4. Упражнение «Руки». ГР ФР 6

5. Упражнение «Ориентировка». ИР - ФР ГР - ФР 6

6. Упражнение «Кража». ГР ФР 7

7. Упражнение - игра «Газетный киоск». ГР - ФР-ГР-ФР 15

8. Упражнение - игра «Рынок». ГР-ФР-ГР-ФР 30

9. Подведение итога занятия. 5

Принятые сокращения: ФР - фронтальная работа; ГР - групповая работа; ИР - индивидуальная работа; (ФР)гр - фронтальногрупповая работа.

Количество и комплектование малых групп.

На данном практическом занятии - «минитренинге» применяются подвижные группы, т.е. поочередно комплектуются три (в количестве 3-4 человек) и две (в количестве 6-7 человек) малые группы в зависимости от условий тренировочного упражнения. Характер комплектования групп обоснован содержанием занятия и его целями. Малые группы должны быть «смешанными» по учебным возможностям и уровню развития психических процессов. Наличие в каждой малой группе курсанта с сильными, средними и слабыми учебно-познавательными возможностями позволяет максимально эффективно решать поставленные задачи относительно развития ценностей профессионального общения и формирования психических процессов всеми категориями курсантов одновременно, за счет возникновения подражательного элемента, взаимовыручки, взаимоподдержки при совместной деятельности.

Рассмотрим подробно фрагмент практического занятия-«минитренинг», содержание наиболее интересного последнего упражнения.

8 этап. Упражнение-игра «Рынок».

Учебная подгруппа делится на две примерно равные группы. Каждая из групп получает общее и групповое задание, разводится по разным аудиториям, распределяет роли, готовится их исполнить. По окончанию отведенного времени группы объединяются для участия в спектакле, в котором каждый обучаемый одновременно артист и зритель. После проигрывания сцены «Рынка» дается время для индивидуальной подготовки. Каждый обучаемый должен вспомнить все происходящее с ним и с другими, основное зафиксировать в тетрадь. За индивидуальной работой следует групповое обсуждение и фронтальная проверка.

Общее задание для групп: исполнить свою роль и одновременно провести наблюдение за участниками игры, определить явные и скрытые роли членов параллельной группы, суметь выделить и указать признаки, по которым было сделано определение. Определить общую роль, указать, как можно конкретнее, кем является продавец или покупатель по полу, возрасту, социальному статусу и т.п.

Задание для 1-й группы: подготовить «городской рынок» с его «постоянным составом». Примерные роли: продавцы, бомж, наркоман, вор-карманник, беженец, сотрудник милиции, сбытчик краденного и др.. Задание для 2-й группы: подготовить «переменный состав» рынка, т.е. исполнить роли тех, кто посещает рынок. Примерные роли: покупатели разного пола, возраста, статуса, социального положения; среди покупателей может быть заезжий наркоман, которому нужно найти точку по продаже наркотиков; и др.

Обязательные условия при подготовке задания:

1. Продумывая роль, не следует ограничиваться только общими ее признаками, нужно предположить элементы биографии лица, роль которого следует сыграть. В этом случае роль получится «богаче», играть будет легче, информации будет больше.

2. Играть нужно как можно ближе к реальности.

3. Роли могут быть явные и скрытые. Например, продавец сигарет - явная роль, он же продавец наркотиков - скрытая роль.

Алгоритм выполнения упражнения

1. Мотивация участников упражнения: умение перевоплощаться, играть различные роли дает возможность лучше понимать человека, роль которого мы играем, легко находить с ним общий язык. 2. Сообщение заданий. 3. Подготовка заданий. (ГР) 4. Игра. (6-8 мин.) (ОбщР) 5. Воспоминания-фиксация. (ИР) 6. Обсуждение по группам. (ГР) 7. Общее обсуждение (зачитываются роли, которые были определены, указываются признаки; после чего называется правильный ответ). (ФР) 8. Анализ и подведение итога.

Методические замечания

Данное упражнение можно использовать как на «минитренинге» вместе с другими упражнениями, так и ему можно посвятить целое занятие, на котором оно получит статус «минитренинга», т.е. временные рамки упражнения могут легко варьироваться.

Оценка результатов работы курсантов на практическом занятии в виде «минитренинга» проводится по двухбалльной системе. В рамках пятибалльной системы используются баллы «5» и «4». Объясняется данное обстоятельство тем, что на таких занятиях имеется стопроцентная активность обучаемых. Однако выработка отдельных умений и навыков невозможна за одно занятие. И все же следует непременно выделить среди других, тех ребят, которые наиболее успешно выполняют упражнения.

Мы выделяем следующие психолого-педагогические особенности представленного «минитренинга». 1) Упражнения выстраиваются в последовательности от простого к сложному, от фронтальной работы, к индивидуальной и групповой что предусматривает постепенное вхождение в групповую работу. 2) В процессе «минитренинга» используются подвижные группы курсантов, т.е. для разных упражнений применяются разные виды комплектования групп. Делается это, для развития конкретных умений и навыков, предусмотренных целями практического занятий, и для развития коммуникации. 3) Упражнения с перевоплощением в другого человека, исполнение разнообразных ролей способствует развитию понимания людей, эмпатии. 4) Элемент соревнования заключающийся в том, «кто из курсантов правдоподобнее перевоплотиться, какая группа в целом сумеет сыграть более удачно свою роль» способствует формированию коллективности, умению работать в команде, взаимопомощи и взаимовыручки. 5) проблема «отгадывания», а именно, групповой анализ после ролевой игры, в процессе которого необходимо угадать ролевые функции, исполняющие курсантами из группы-противника развивают групповую рефлексию.

Использование малых групп в процессе профессионального обучения сотрудников правоохранительных органов, необходимо в целях формирования нравственности и, профессионально-личностным качеств, что параллельно культивирует ценности профессионального общения (взаимопомощь, сотрудничество, коллективность, сплоченность). Развитие ценностей профессионального общения сотрудников правоохранительных органов, порождая профессиональные качества, такие как ответственность пред коллективом, умение работать в команде, отзывчивость и уважительность, порядочность одновременно реализует в обществе принципы гуманизма, справедливости и законности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.