Преподавателю вуза
РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ
И. С. Скляренко
Экономические, политические, социальные изменения в стране привели к возрастанию роли коммуникационных технологий в профессиональной подготовке. Для обучающихся в образовательных учреждениях МВД России важно научиться организовывать рабочее пространство совместно с коллегами и гражданами, научиться эффективному профессиональному общению. Это является определяющим фактором профессиональной компетентности, основу которой составляет коммуникативная компетентность.
Ключевые слова: профессиональное общение, коммуникативная компетентность, модели встраивания малых групп, разновидности практических занятий, «минитренинг», лабораторная работа, решение задач, «розыгрыш», «смешанное».
Под коммуникативной компетентностью понимается комплекс профессионально-личностных качеств и компетенций, обеспечивающих эффективность коммуникации, и опыт по их результативному использованию. Коммуникативная компетентность предполагает наличие таких профессионально-личностных качеств, как эмпатия, доброжелательность, ответственность, целеустремленность, тактичность, толерантность, коммуникабельность, рефлексия. До обучающихся важно донести осознание ценности другой личности, понимание ценности общения и сотруднических отношений, дружбы, товарищества и чувства локтя, понимание того, что фундамент коммуникации закладывается в самоуважении, которое включает и уважение других людей.
В ходе профессионального обучения на традиционном практическом занятии курсант ставится в пассивную позицию уже самой организационной формой. Его речевая активность сводится к минимуму, так как каждый высказывается с особого разрешения преподавателя. Интеллектуальная инициатива принадлежит в основном преподавателю. Большая масса курсантов молча «потребляет» информацию, ограничиваясь в практике формулирования мысли на профессиональном языке. Такая организация мало пригодна для формирования коммуникативной компетентности и развития профес-
сионального общения, т. е. того, что требует профессиональное сообщество. Обособленные фронтальная или индивидуальная формы деятельности с традиционным расположением курсантов на практических занятиях не представляют собой адекватную модель служебных отношений в коллективе правоохранительных органов. Подобная организация обучения перестала удовлетворять современным требованиям к подготовке специалистов ОВД.
Для развития профессионального общения и формирования коммуникативной компетентности необходимо создание специальной образовательной среды, среды коммуникации, где она развивалась бы естественным путем. Такой образовательной средой для будущих сотрудников правоохранительных органов может стать организация обучения в малых группах.
На основе системы организационно-педагогических принципов подготовки сотрудников правоохранительных органов в малых группах нами были разработаны модели встраивания малых групп в образовательный процесс учреждений правоохранительной системы. Встраивая малые группы в ход практического занятия, мы наделяем его особой смысловой нагрузкой и даем соответствующее название. Каждое конкретное практическое занятие по подготовке сотрудника снабжено специфической целью. В зависимости от цели, которую требуется достичь, выделяются следующие разновидности практических занятий со встроенными малыми группами: «минитренинг», лабораторная работа, решение задач, «розыгрыш», смешанное. Использование моделей встраивания малых групп в процессе практических занятий, с нашей точки зрения, является одним из способов развития профессионального общения курсантов правоохранительных учреждений. Остановимся на каждой разновидности практического занятия подробно.
Практическое занятие «минитренинг» - это определенный комплекс упражнений с использованием малых групп курсантов, направленный на приобретение и развитие того или иного профессионального навыка. «Минитренинг» проводится на обычном практическом занятии, отличаясь от тренинга временными рамками. Тренинг основывается на теории погружения и выходит за пределы академического часа.
«Минитренингу» предшествуют лекции, семинарские занятия по изучению нового материала, который включается в состав упражнений. Содержание занятия определяется частной методикой, разрабатываемой преподавателем. Модель встраивания малых групп в «ми-
нитренинг» выглядит следующим образом: ГР ^ ИР. Групповую работу (ГР), занимающую 70-80% учебного времени, сменяет индивидуальная работа (ИР), на которой преподаватель проверяет степень усвоения курсантами отрабатываемого материала. Вводная информация для выполнения упражнений излагается в тексте методических указаний, которыми обеспечивается каждая малая группа. Результаты выполнения упражнений доводятся до сведения курсантов с указанием ошибок. Работая в малой группе, курсанты отрабатывают одинаковые ситуации, упражнения, задачи, приемы и действия. При этом из достаточного разнообразия вариантов отбирается наилучший подход, наиболее оригинальный прием, самое эффективное действие.
Практическое занятие «лабораторная работа» - один из видов учебной деятельности, на котором организуется самостоятельное приобретение или закрепление теоретических знаний, с применением дидактического материала. С занятиями по изучению нового материала и лекциями лабораторные работы объединяет общность дидактической задачи, а отличает высокая степень самостоятельности обучаемых в изучении новой темы, разнообразные источники знаний, а также деятельность преподавателя уже не в качестве информатора, а как организатора и консультанта. На лабораторной работе реализуются следующие функции: овладение системой средств и методов экспериментального исследования; развитие творческих навыков обучаемых; расширение возможностей применения теоретических знаний для решения практических задач. Использование малых групп уместно при следующих разновидностях лабораторных работ предметов гуманитарного цикла: лабораторная работа по учебному пособию или по документам, лабораторная работа проектного типа или исследовательского характера.
Модель встраивания малых групп в лабораторную работу схематически выглядит следующим образом: ГР ^ ИР ^ ФР. Она предполагает групповую работу на начальном этапе, где малые группы самостоятельно изучают условие задания, обсуждают ход его выполнения и оформления результатов, распределяют частные задания между участниками группы. Затем групповая деятельность сменяется индивидуальной работой, где происходит индивидуальное осмысление и выполнение под-заданий. Преподаватель выступает в роли консультанта и координатора. Заканчивается занятие фронтальной работой (ФР) - коллективным обсуждением результатов одним из вариантов: творческие отчеты групп, выступления представителей от групп, фронтальная обобщающая беседа. После этого подводятся итоги лабораторной работы; анализируются подходы к выполнению заданий, формулируется общий вывод, оценивается работа групп в целом и каждого курсанта отдельно.
Лабораторная работа по учебному пособию и по документам характеризуется тем, что в начале лабораторной работы малые группы курсантов получают так называемые инструктивные карточки. Эти карточки содержат необходимые для работы сведения: данные источника (автор, учебник, глава, параграф, страницы, указания на иллюстрации, таблицы и др.); познаватель-
ные задания; направленность обобщающего вывода. Отличительная особенность лабораторной работы исследовательского характера заключается в содержании заданий, которые обязательно являются исследовательскими. Например, по дисциплине «Психология и педагогика в деятельности сотрудников ОВД» по теме «Личность» группам предлагались задания следующего типа: 1) изучить описание поступков сотрудника и составить на него характеристику; 2) изучить автобиографию сотрудника ОВД, сделать выводы. Задания для малых групп лабораторной работы проективного типа представляют собой небольшие проекты, например: разработать комплекс методов в целях совершенствования какого-либо качества личности.
Малые группы в структуре практического занятия «решение задач» (речь идет о задачах гуманитарного характера) могут занимать различное место, в зависимости от обстоятельств. Например, если преподаватель планирует два и более практических занятия по решению задач, то на первом из них большая часть времени отводится фронтальной работе, цель которой - подготовить курсантов к самостоятельной деятельности в группах в ходе оставшейся части занятия. Ко второму занятию курсанты приобретают достаточный объем умений в решении базовых задач по данной теме, и работа может начинаться сразу групповой деятельностью. Таким образом, место малых групп на практических занятиях по решению задач зависит, в первую очередь, от подготовки курсантов к данному виду деятельности. Рассмотрим некоторые возможные случаи.
1. Если на практическом занятии нужно отработать фактический материал, то модель встраивания малых групп следующая: ФР ^ ГР ^ ИР. Вначале организуется фронтальная работа по решению одной-двух типовых задач. Затем курсанты решают подобные задачи в группах. Использование малых групп при этом позволяет каждому члену группы научиться решать типовые задачи по только что изученному материалу. Здесь целесообразно комплектовать группы, равные по учебным возможностям, чтобы сильные курсанты помогали слабым. Завершается занятие индивидуальной самостоятельной работой, которая позволяет осуществить обратную связь, оперативно проверить усвоение материала. Оценка каждого члена группы за эту работу влияет на оценку группы в целом. Такой подход при оценивании стимулирует совместную групповую деятельность и взаимопомощь.
2. Если решение типовых задач уже отработано, то модель встраивания малых групп в практическое занятие выглядит иначе: ГР ^ ФР ^ ИР. В начале занятия организуется групповая работа, а затем, в целях проверки и контроля решенных задач, фронтальная. Каждой группе предлагаются для решения либо разные задачи, либо одинаковые. И в том и в другом случае на фронтальной работе для осуществления контроля и оценки вызывается любой член группы. При этом условии каждый курсант заинтересован в понимании решений своим товарищем. В целях экономии времени применяются переносные маркерные доски, на которых группы оформляют решение своих задач. После фронтальной
проверки проводится индивидуальная самостоятельная работа, где курсанты решают задачи различной степени сложности или выполняют задание: придумать, сформулировать и решить задачу по изучаемой теме. На данном занятии можно использовать как смешанный вид комплектования групп (группы, равные по силам), так и дифференцированный («сильные», «средние», «слабые» группы).
Практическое занятие «розыгрыш» - методика, по которой обучающиеся группой разыгрывают некоторые сцены (этюды) на заданную тему по ролям. Проигрывание определенных ролей позволяет курсантам выразить эмоции, вызывающие трудности, и противостоять глубинным конфликтам. Перевоплотившись в другую личность, обучающиеся смогут лучше понять ее, продумать собственную линию поведения. Моделирование в процессе «розыгрыша» практических действий, максимально приближенных к деятельности сотрудников правоохранительных органов, будет способствовать развитию профессионального общения, коммуникативных навыков. Важное внимание на таких занятиях уделяется комплектованию групп. Каждая группа комплектуется так, что в нее обязательно входит курсант с артистическими наклонностями, тонко чувствующий ситуацию и способный ее обыграть. Он является здесь лидером, помогает товарищам, направляет и корректирует их работу.
Модель встраивания малых групп в практическое занятие такого вида следующая: ГР ^ ФР. Структура этого занятия включает элементы: 1) повторение теоретического материала; 2) деление на группы и получение задания «Сценарий»; 3) подготовка задания в группах: письменное написание сценария; репетиция; 4) «розыгрыш» - демонстрация подготовленных сценариев; 5) фронтальное обсуждение (происходит после выступления каждой группы и после выступления всех групп). Участвуя в обсуждении, группы должны отметить положительные и отрицательные моменты. Последней предоставляется слово выступающей группе; 6) подведение итогов, выставление оценок.
Например, по дисциплине «Профессиональная этика сотрудников ОВД» по теме «Служебный этикет сотрудника ОВД» группам предлагается задание: составить сценарий идеального общения: сотрудника с гражданами; сотрудника с руководителем; сотрудника при посещении учреждений; сотрудников между собой; телефонный разговор сотрудников.
«Смешанное» практическое занятие характеризуется тем, что здесь используются различные виды деятельности малых групп. Это может быть и небольшая практическая работа, это могут быть и тренировочные упражнения, решение различных типов задач (устных, письменных, задач-рисунков), разыгрывание сценических этюдов, работа с текстами и видеосюжетами и др. Модель встраивания малых групп здесь выглядит как простое чередование групповой работы с индивидуальной или фронтальной.
Мы привели пять разновидностей практических занятий с использованием малых групп. Возможны и другие виды встраивания малых групп в практические занятия, отражающие существующие отношения сотрудников ОВД. В описанных занятиях курсанты получают ре-
альную практику развития коммуникативных навыков, умения формулировать и отстаивать свою позицию, осмысления системы аргументации, т. е. превращения информации в знания, а знаний - в убеждения и взгляды. Работа в малых группах учит взаимодействию и общению, развивает у обучающихся умения формулировать мысли на профессиональном языке, владеть устной речью, слушать, слышать и понимать других, корректно и продуктивно вести спор. Совместная групповая деятельность подразумевает как индивидуальную ответственность и самостоятельность, так и самоорганизацию работы всей малой группы, требовательность по отношению к ее членам, взаимную ответственность и дисциплину труда. Упомянутые практические занятия способствуют формированию общественных и профессиональных качеств личности востребованного сегодня сотрудника правоохранительных органов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Вербицкий А. А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. - М., 1991.
2. ГорлинскийИ. В. Технология педагогического процесса в образовательных учреждениях МВД России: учебно-методическое пособие. - М., 1997.
3. Ермоленко В. А. Проектирование содержания непрерывного профессионального образования. - М., 2005.
4. Новиков А. М. Методология образования. - М., 2006.
5. Ситаров В. А. Дидактика: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / под ред. В. А. Сластенаниа. - М., 2002.
6. Социальная педагогика: монография / под ред. В. Г. Бочаровой. - М., 2004.
7. Слаква С. П. Психология малой группы: учебное пособие для вузов / под общ. ред. И. А. Рябовой, С. Н. Путили-ной. - М., 2004.
8. Теоретические исследования 2006 года: мат-лы науч. конф. / под ред. В. А. Мясникова; сост. А. В. Овчинников. -М., 2007.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА
О. Ф. Розенберг
Личностно ориентированное обучение (ЛОП) создает условия для целостного развития личности учащегося и нацелено на удовлетворение широкого круга его потребностей. Психологические принципы личностно ориентированного подхода в обучении являются результатом исследований в различных областях психологии.
Ключевые слова: личность, ориентированный подход, обучение, формирование знаний.
Понятие личностно ориентированного подхода. Одной из главных тем в современной педагогической литературе является личностно ориентированный подход (ЛОП). Приведем одно из определений такого подхода, основанное на соответствующих принципах.