проверки проводится индивидуальная самостоятельная работа, где курсанты решают задачи различной степени сложности или выполняют задание: придумать, сформулировать и решить задачу по изучаемой теме. На данном занятии можно использовать как смешанный вид комплектования групп (группы, равные по силам), так и дифференцированный («сильные», «средние», «слабые» группы).
Практическое занятие «розыгрыш» - методика, по которой обучающиеся группой разыгрывают некоторые сцены (этюды) на заданную тему по ролям. Проигрывание определенных ролей позволяет курсантам выразить эмоции, вызывающие трудности, и противостоять глубинным конфликтам. Перевоплотившись в другую личность, обучающиеся смогут лучше понять ее, продумать собственную линию поведения. Моделирование в процессе «розыгрыша» практических действий, максимально приближенных к деятельности сотрудников правоохранительных органов, будет способствовать развитию профессионального общения, коммуникативных навыков. Важное внимание на таких занятиях уделяется комплектованию групп. Каждая группа комплектуется так, что в нее обязательно входит курсант с артистическими наклонностями, тонко чувствующий ситуацию и способный ее обыграть. Он является здесь лидером, помогает товарищам, направляет и корректирует их работу.
Модель встраивания малых групп в практическое занятие такого вида следующая: ГР ^ ФР. Структура этого занятия включает элементы: 1) повторение теоретического материала; 2) деление на группы и получение задания «Сценарий»; 3) подготовка задания в группах: письменное написание сценария; репетиция; 4) «розыгрыш» - демонстрация подготовленных сценариев; 5) фронтальное обсуждение (происходит после выступления каждой группы и после выступления всех групп). Участвуя в обсуждении, группы должны отметить положительные и отрицательные моменты. Последней предоставляется слово выступающей группе; 6) подведение итогов, выставление оценок.
Например, по дисциплине «Профессиональная этика сотрудников ОВД» по теме «Служебный этикет сотрудника ОВД» группам предлагается задание: составить сценарий идеального общения: сотрудника с гражданами; сотрудника с руководителем; сотрудника при посещении учреждений; сотрудников между собой; телефонный разговор сотрудников.
«Смешанное» практическое занятие характеризуется тем, что здесь используются различные виды деятельности малых групп. Это может быть и небольшая практическая работа, это могут быть и тренировочные упражнения, решение различных типов задач (устных, письменных, задач-рисунков), разыгрывание сценических этюдов, работа с текстами и видеосюжетами и др. Модель встраивания малых групп здесь выглядит как простое чередование групповой работы с индивидуальной или фронтальной.
Мы привели пять разновидностей практических занятий с использованием малых групп. Возможны и другие виды встраивания малых групп в практические занятия, отражающие существующие отношения сотрудников ОВД. В описанных занятиях курсанты получают ре-
альную практику развития коммуникативных навыков, умения формулировать и отстаивать свою позицию, осмысления системы аргументации, т. е. превращения информации в знания, а знаний - в убеждения и взгляды. Работа в малых группах учит взаимодействию и общению, развивает у обучающихся умения формулировать мысли на профессиональном языке, владеть устной речью, слушать, слышать и понимать других, корректно и продуктивно вести спор. Совместная групповая деятельность подразумевает как индивидуальную ответственность и самостоятельность, так и самоорганизацию работы всей малой группы, требовательность по отношению к ее членам, взаимную ответственность и дисциплину труда. Упомянутые практические занятия способствуют формированию общественных и профессиональных качеств личности востребованного сегодня сотрудника правоохранительных органов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Вербицкий А. А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. - М., 1991.
2. ГорлинскийИ. В. Технология педагогического процесса в образовательных учреждениях МВД России: учебно-методическое пособие. - М., 1997.
3. Ермоленко В. А. Проектирование содержания непрерывного профессионального образования. - М., 2005.
4. Новиков А. М. Методология образования. - М., 2006.
5. Ситаров В. А. Дидактика: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / под ред. В. А. Сластенаниа. - М., 2002.
6. Социальная педагогика: монография / под ред. В. Г. Бочаровой. - М., 2004.
7. Слаква С. П. Психология малой группы: учебное пособие для вузов / под общ. ред. И. А. Рябовой, С. Н. Путили-ной. - М., 2004.
8. Теоретические исследования 2006 года: мат-лы науч. конф. / под ред. В. А. Мясникова; сост. А. В. Овчинников. -М., 2007.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА
О. Ф. Розенберг
Личностно ориентированное обучение (ЛОП) создает условия для целостного развития личности учащегося и нацелено на удовлетворение широкого круга его потребностей. Психологические принципы личностно ориентированного подхода в обучении являются результатом исследований в различных областях психологии.
Ключевые слова: личность, ориентированный подход, обучение, формирование знаний.
Понятие личностно ориентированного подхода. Одной из главных тем в современной педагогической литературе является личностно ориентированный подход (ЛОП). Приведем одно из определений такого подхода, основанное на соответствующих принципах.
ЛОП:
- применяется ко всем учащимся как во время занятий, так и вне учебной аудитории;
- включает в себя набор существующих убеждений, качеств, склонностей и способов поведения;
- вовлекает учащегося в процесс принятия решений по вопросам планирования и оценки результатов собственной деятельности;
- признает, уважает и учитывает индивидуальные различия в социальном происхождении, интересах, способностях и жизненном опыте;
- рассматривает учащихся как соавторов в процессе обучения.
В условиях ЛОП:
- перед учащимся ставится задача, требующая решения;
- ему разъясняется то, чего ожидает от него преподаватель;
- он имеет возможность выбора и осуществления контроля за процессом обучения;
- учащийся поощряется к сотрудничеству и совместному творчеству;
- предлагаемые материалы представляют непосредственный интерес для каждого;
- учащийся уверен в своей способности добиться успеха в учебном процессе;
- он чувствует внимание и уважение к себе и своему мнению;
- особое внимание уделяется особенностям познавательной деятельности каждого учащегося;
- учащийся имеет возможность влиять на определение критериев и методов оценки его деятельности.
Понятие ЛОП определяется не конкретным педагогом или набором психолого-педагогических приемов, но системой взглядов, которая объединяет в себе внимание к каждому отдельному учащемуся и его потребностям как к основному фактору принятия решений на уровне класса (группы) и всего учебного заведения, а также серьезное исследование учебного процесса и возможности достижения успеха всеми учащимися. Создание таких условий требует от педагогов четкого осознания собственных взглядов, их практической реализации и перемен, необходимых для выработки взглядов и приемов, способствующих совершенствованию учебного процесса и повышению мотивации учащихся.
В центре рассматриваемого подхода к обучению находится личность учащегося. Педагог прежде всего выясняет особенности образовательного контекста учащегося, а затем оценивает его способности к достижению стоящих перед ним учебных целей. Способствуя приобретению соответствующих навыков, ЛОП закладывает основу учебной деятельности на всю жизнь. Ответственность за результат учебного процесса ложится на учащегося, тогда как преподаватель берет на себя роль помощника. Характерными чертами такого подхода являются индивидуалистичность, гибкость, ориентация на способности учащегося, разнообразие методов, а зачастую и отказ от временных и пространственных ограничений. Главная цель педагогов - повышение продуктивности учебного процесса, увеличение объема усвоен-
ных знаний, развитие личных и профессиональных способностей и поощрение учащихся к активному участию в учебном процессе. Учащиеся становятся ответственными за принятые ими решения и имеют возможность управлять образовательным процессом.
Личностно ориентированное обучение создает условия для целостного развития личности учащегося. Оно нацелено на удовлетворение потребностей широкого круга учащихся, каждого из которых отличает особый способ познания мира, набор усвоенных навыков и культурное происхождение.
По Л. В. Насонкиной, в контексте изучения иностранного языка «...личностно ориентированное обучение - это процесс, направленный на достижение активности личности и сохранение этого состояния. Наиболее существенным в плане активизации всего учебного процесса является максимальное использование возможностей, заложенных в практических занятиях, поскольку при совершенном уровне развития коммуникативных средств большое значение приобретают такие источники информации, как Интернет, переписка на иностранном языке, журналы, газеты. Активизация занятий по иностранному языку связана прежде всего с рацио -нальной организацией познавательной деятельности курсантов вуза МВД с учетом их индивидуальных способностей» (1). Автор приводит следующие положительные результаты работы за счет активизации учебного процесса:
- мощная мотивация и стимуляция речевой деятельности;
- облегчение запоминания учебного материала, благодаря особому характеру работы с ним;
- расширение опыта общения;
- стимул к поиску смысловых решений, активизация эмоциональных сфер, развитие быстроты и оригинальности мышления.
Психологические принципы личностно ориентированного подхода в обучении. На протяжении многих лет психологи предоставляют педагогам необходимую информацию для создания системы обучения, основанной на теории и исследованиях человеческого познания, развития и мотивации. Представленные нами принципы являются результатом теоретических и практических исследований в различных областях психологии, включая образовательную, экспериментальную, социальную, клиническую, организационную и школьную, а также психологию развития. Кроме того, они стали воплощением как научных достижений, так и богатых традиций прошлого. Они вобрали в себя не только систематически изученные и непрерывно развивающиеся принципы личностно ориентированного обучения, но и средства охраны психического здоровья подрастающего поколения и педагогов.
Следующие принципы имеют непосредственное отношение к учащимся и учебному процессу. В их основе лежат, скорее, психологические факторы, связанные прежде всего с внутренним миром учащегося и подлежащие контролю с его стороны, нежели привычки, обусловленные воспитанием и окружающей средой, или физиологические факторы. Тем не менее мы поста-
рались принять в расчет факторы внешнего окружения в контексте их активного взаимодействия с внутренними факторами. Данные принципы следует воспринимать как единое целое, и ни один не должен рассматриваться отдельно от остальных. Они предназначены для использования в реальном контексте учебного процесса. Мы попытались разделить все принципы в соответствии со следующими факторами, которые оказывают непосредственное воздействие на учащегося и учебный процесс: познавательные и метакогнитивные, мотивационные и эмоциональные, эволюционные и общественные, а также индивидуальные особенности учащегося. Необходимо добавить, что выработанные нами принципы применимы ко всем участникам учебного процесса: учащимся, педагогам, родителям и т. д.
Познавательные и метакогнитивные факторы
Природа учебного процесса. Усвоение сложного учебного материала наиболее эффективно, когда представляет собой планомерный процесс извлечения смысла из информации и опыта. Существуют различные типы учебного процесса, например формирование двигательных навыков или получение теоретических знаний, выработки познавательных навыков и учебных приемов. В основе школьного обучения лежит планомерный процесс, в ходе которого учащиеся осмысливают полученную информацию, приобретенный опыт, а также свои взгляды и убеждения. Для достижения успеха учащимся следует быть активными, целеустремленными, организованными и способными взять на себя ответственность за результаты учебного процесса. Представленные нами принципы ориентированы именно на такой тип обучения.
Цели учебного процесса. Со временем и при поддержке педагога учащийся сможет связно и осмысленно формулировать и излагать накопленные знания. Стратегическая природа учебного процесса требует целеустремленности. Чтобы уметь пользоваться полученными знаниями и выработать учебные и мыслительные приемы, необходимые для познавательного процесса в течение всей жизни, учащиеся должны ставить перед собой личностно значимые цели и стремиться к их достижению. Вначале краткосрочные цели и само обучение могут быть фрагментарны в некоторых областях, однако со временем пробелы в понимании постепенно заполняются, противоречия разрешаются, а понимание усвоенного материала углубляется настолько, чтобы позволить учащимся достигать долговременных целей. Педагоги могут помочь учащимся в постановке значимых учебных целей, согласующихся как с личными, так и с образовательными стремлениями и интересами.
Формирование запаса знаний. Осмысливая полученную информацию, учащийся устанавливает логические связи между ней и ранее накопленными знаниями. Запас знаний расширяется и углубляется по мере того, как учащиеся выстраивают связи между вновь полученной информацией и ранее накопленным опытом и знаниями. Природа таких связей может принимать различную форму, например дополнение, изменение или перестройка существующих знаний или навыков. Спо-
собы формирования и развития этих связей зависят от конкретной области знаний, а также от интересов и способностей каждого отдельного студента. Но если новые знания не образуют единого целого с более ранними знаниями и убеждениями, они остаются изолированными и не могут эффективно использоваться в новых ситуациях и в ходе решения новых задач. Педагоги могут помочь учащимся в получении и интеграции знаний посредством различных приемов, успевших доказать свою эффективность, например составление концептуальных карт, тематическая организация или категоризация.
Стратегическое мышление. Учащийся может создавать и использовать многообразие приемов мышления и рассуждения для достижения сложных учебных целей. Учащимся следует пользоваться стратегическим мышлением в процессе получения знаний, размышлений, решения проблем и усвоения новых концепций. В их распоряжении находится ряд стратегий, обеспечивающих достижение учебных и практических целей, а также успешное применение полученных знаний в новых ситуациях. Учащиеся продолжают расширять многообразие таких приемов путем анализа эффективности используемых методов под руководством педагога, посредством обратной связи, наблюдения и взаимодействия с теми, кто являет собой образец для подражания. Результаты могут быть особенно высоки, если педагоги готовы помочь учащимся в развитии, применении и оценке их навыков стратегического мышления.
Осмысление собственных мыслительных процессов. Более совершенные приемы отбора и контроля мыслительных операций способствуют развитию творческого и критического мышления. Учащиеся должны уметь анализировать собственные мыслительные и познавательные процессы, ставить достижимые учебные и практические цели, отбирать потенциально эффективные учебные приемы и методы, а также правильно оценивать свои успехи в достижении этих целей. Кроме того, они должны быть в состоянии решать возникающие проблемы и искать альтернативные способы достижения целей (или переоценивать правомерность и полезность самой поставленной цели). Педагогические методы, способствующие овладению учащимися такого рода метакогнитивными приемами, помогут им добиться больших успехов в учебном процессе и научат брать на себя ответственность за его протекание.
Условия протекания учебного процесса. Определенное воздействие на учебный процесс оказывают факторы окружающей среды, включая культуру, техническое оснащение и педагогические приемы. Учебный процесс не протекает в изоляции. Роль педагогов во взаимодействии как с самими учащимися, так и с условиями протекания учебного процесса чрезвычайно велика. Культурное и общественное влияние на учащихся определяет некоторые переменные, имеющие непосредственное отношение к учебному процессу, например мотивация, стремление к достижению учебных целей, а также способы мышления. Техническое оснащение и педагогические приемы должны соответствовать уровню ранее накопленных учащимися знаний, их познавательных способностей, учебных и мыслитель-
ных приемов. Обстановка, царящая в учебной аудитории, ее воспитательный эффект также играют важную роль в учебном процессе.
Мотивационные и эмоциональные факторы
Воздействие мотивации и эмоционального фактора на учебный процесс. Мотивация учащегося определяет объем и содержание усвоенного материала и, в свою очередь, определяется эмоциональным состоянием учащегося, его убеждениями, интересами, целями и мышлением. Богатый внутренний мир мыслей, убеждений, целей и ожиданий успеха или поражения может повысить или понизить качество мыслительного процесса и обработки информации. Взгляды учащихся на свои познавательные способности и природу учебного процесса оказывают заметное влияние на их мотивацию. Мотивационные и эмоциональные факторы сказываются не только на качестве мыслительного процесса и обработки информации, но и на готовности учащегося преодолевать трудности на пути к знаниям. Положительные эмоции, например, любознательность, повышают мотивацию и способствуют лучшему усвоению материала и его успешному практическому применению. Легкое беспокойство также может помочь в достижении желаемого результата, сосредоточивая внимание учащегося на конкретной учебной задаче. Однако сильные отрицательные эмоции (тревога, паника, гнев, чувство незащищенности) и порождаемые ими мысли (сомнения в своей компетентности, постоянные размышления об ошибках и неудачах, страх перед наказанием, насмешками или «навешиванием ярлыков»), как правило, снижают мотивацию, нарушают ход учебного процесса и препятствуют достижению желаемого результата.
Внутренняя мотивация к учению и ее составляющие: творчество учащегося, его способность к осмыслению сложнейших понятий, а также его естественная любознательность. Лучше всего внутреннюю мотивацию стимулирует оптимальная новизна и сложность заданий, их способность вызывать интерес у учащихся, оставляя возможность для личного выбора и контроля за их выполнением со стороны последнего. Любознательность, гибкость и проницательность мышления, а также творчество являются важнейшими показателями внутренней мотивации учащегося, реализующей одну из его основных потребностей - ощущать свою компетентность и иметь возможность контролировать ход учебного процесса. Внутренняя мотивация повышается за счет заданий, которые кажутся учащимся интересными и значимыми, достаточно сложными, но в то же время посильными для выполнения. Важно также, чтобы задания были непосредственно связаны с реальной жизнью и удовлетворяли потребность учащегося в принятии самостоятельных решений и в осуществлении контроля. Педагог может поддерживать и поощрять естественную любознательность и внутреннюю мотивацию учащихся, уделяя особое внимание индивидуальным различиям в восприятии учащимися оптимальной новизны, сложности и значимости поставленных задач, а также возможности личного выбора и контроля за происходящим.
Влияние мотивации на необходимые усилия. Приобретение сложных знаний и навыков требует от учащегося длительных усилий и практики под руководством педагога. В отсутствие внутренней мотивации готовность приложить такого рода усилия возникает лишь по внешнему принуждению. Прикладываемые усилия являются еще одним важным показателем внутренней мотивации. Приобретение сложных знаний и навыков требует от учащихся значительных «вложений» времени и энергии, планирования, а также упорства и настойчивости в достижении цели. Педагогам следует вносить свой вклад в повышение мотивации за счет приемов, которые побуждают учащихся приложить дополнительные усилия и проявить настойчивость в достижении высоких результатов в понимании и усвоении учебного материала. Эффективные приемы такого рода включают целенаправленную учебную деятельность, которая создает у учащихся положительный эмоциональный настрой и внутреннюю мотивацию, а также методы, помогающие учащимся воспринимать поставленные задачи как интересные и значимые.
Эволюционные и общественные факторы
Влияние внутреннего роста на учебный процесс. По мере роста и развития учащийся встречает новые возможности и новые помехи на пути приобретения знаний и навыков. Наибольшая эффективность обучения достигается с учетом дифференцированного подхода к физическому, интеллектуальному, эмоциональному и общественному развитию. Учащиеся лучше всего усваивают материал, когда он соответствует уровню их развития и представлен интересно и увлекательно. Поскольку интеллектуальное, общественное, эмоциональное и физическое развитие учащегося могут находиться на разных уровнях, их успехи также следует оценивать в зависимости от конкретной области знаний. Излишний акцент на подготовленность учащегося в той или иной сфере (например, в развитии его читательских способностей) может помешать учащимся продемонстрировать свои более выдающиеся успехи в других областях. Уровень познавательного, эмоционального и общественного развития каждого конкретного учащегося, а также их восприятие окружающей действительности зависят от полученного ранее образования, бытовых, культурных и общественных факторов. Значительное влияние на упомянутые области развития оказывают активное и постоянное участие родителей в образовательном процессе, а также качество двустороннего общения между учащимися и всеми, кто так или иначе вовлечен в учебный процесс. Пристальное внимание и понимание индивидуального уровня развития учащегося способствует созданию оптимально благоприятных условий протекания учебного процесса.
Общественные факторы. Учебный процесс подвержен влиянию общественных и личных взаимоотношений, а также общения учащихся с окружающими их людьми. Учебный процесс протекает с большим успехом, если учащиеся имеют возможность взаимодействия и сотрудничества в выполнении учебных задач. Соответствующий контекст, созданный с учетом
индивидуальных особенностей учащихся, способствует развитию гибкости мышления и общественной компетентности. В условиях взаимодействия и сотрудничества у учащихся появляется возможность планирования дальнейших шагов и самоанализа, что ведет к более высокому уровню познавательного, общественного и нравственного развития, а также к повышению самооценки. Здоровые личные взаимоотношения, обеспечивающие стабильность, доверие и внимание, позволяют учащимся ощутить свою сопричастность окружающим людям, почувствовать самоуважение и приятие себя как личности, одновременно создавая благоприятную учебную обстановку. Влияние и поддержка семьи и окружающих людей, овладение приемами самомотивации могут компенсировать вредное воздействие таких факторов, как неуверенность в своей компетентности в том или ином предмете, повышенное беспокойство по поводу предстоящей контрольной работы или экзамена, излишнее внешнее или внутреннее давление с целью побудить учащегося к достижению лучших результатов. Благоприятный климат способствует развитию мышления, чувств и поведения. Учащиеся не боятся делиться идеями, активно участвовать в учебном процессе и взаимодействовать с окружающими.
Индивидуальные отличия
Индивидуальные различия в учебном процессе. Учащиеся обладают различными стратегиями, подходами и способностями, которые, в свою очередь, являются результатом предшествующего опыта и наследственности. Каждый человек обладает рядом врожденных или приобретенных талантов и способностей. Кроме того, посредством образовательной и социальной адаптации мы вырабатываем свои собственные предпочтения в том, как и с какой скоростью мы учимся. Однако эти предпочтения не всегда полезны в достижении учащимися своих образовательных целей. Педагогам следует помочь учащимся правильно оценивать свои учебные предпочтения, расширять или модифицировать их в случае необходимости. Взаимодействие между индивидуальными различиями и условиями, предусмотренными учебной программой, является еще одним ключевым фактором в достижении результата обучения. Педагогам ни в коем случае нельзя пренебрегать индивидуальными особенностями каждого учащегося. Необходимо также уделять внимание восприятию учащимся степени приятия и учета этих особенностей в ходе разработки учебных материалов и методологии.
Учебный процесс и многообразие. Обучение достигает особой эффективности, когда в процессе его учитывается лингвистическое, культурное и общественное происхождение учащегося. Одни и те же основные принципы познания, мотивации и эффективного обучения применимы ко всем учащимся. Тем не менее язык, этническая принадлежность, раса, убеждения и общественно-экономическое положение оказывают определенное воздействие на учебный процесс. Пристальное внимание к этим факторам обеспечивает возможность создания оптимальных условий его протекания. Уровень мотивации и сам конечный результат повышаются, когда учащиеся чувствуют, что их индиви-
дуальные отличия, способности, особенности культуры, происхождение и предыдущий жизненный опыт вызывают уважение педагогов и учитываются при постановке учебных задач.
Критерии оценки. Отбор достаточно сложных, стимулирующих активность учащегося критериев оценки самого учащегося, равно как и учебного процесса, является неотъемлемой частью последнего. Оценка протекания учебного процесса является источником информации, значимой как для учащегося, так и для педагога на всех его этапах. Обучение бывает эффективным, когда у учащихся есть стимул приложить необходимые усилия для достижения достаточно высоких целей. Поэтому правильная оценка познавательных способностей учащегося, а также объема уже приобретенных им знаний и навыков, важна для разработки учебных материалов оптимальной степени сложности. Постоянная оценка усвоения учащимися учебного материала обеспечивает педагогов и учащихся ценными сведениями о мере продвижения последних к достижению поставленной цели. Стандартизованная оценка успехов и результатов позволяет вовремя принять и скорректировать необходимые решения. Оценка деятельности учащегося свидетельствует о степени достижения желаемого результата. Оценка хода учебного процесса самими учащимися способствует совершенствованию навыков самооценки, а также повышению мотивации.
Все изложенное представляется особенно актуальным на занятиях по иностранному языку. Не секрет, что именно личностно ориентированный подход в обучении иностранному языку обладает высокой степенью надежности, стабильности и воспроизводимости результатов (2).
ЛИТЕРАТУРА
1. Насонкина Л. В. Метод проектов как средство реализации личностно ориентированного подхода при изучении иностранных языков // Ярославский педагогический вестник. -2002. - № 1: электронная версия <http://gw.yspu.yar.ru/vestnik/ іпііех.Мт1>. - 2006. - 1 окт.
ВЛИЯНИЕ ПСИХИЧЕСКОЙ готовности НА СОСТОЯНИЕ И РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ СПОРТСМЕНА
Г. Д. Бабушкин, А. П. Шумилин, А. Н. Соколов
В статье представлены результаты влияния психической готовности дзюдоистов различной квалификации на предстартовое состояние спортсменов и результативность соревновательной деятельности. С повышением спортивной квалификации дзюдоистов влияние психической готовности на предстартовое состояние и результативность деятельности повышается.
Ключевые слова: психическая готовность, предстартовое состояние, результативность, соревновательная деятельность.