ISSN 1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ март-апрель 2 (34) 2010 г.
Т. Н. Зиёев
РАЗВИТИЕ ЦЕЛЕЙ И ЗАДАЧ СОВЕТСКОГО ШКОЛЬНОГО ИСТОРИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Статья посвящена рассмотрению развития целей и задач преподавания истории в школе, которые определялись формированием и развитием школьной системы исторического образования в СССР, зависели от этапа политического, экономического и социального раззвития страны. Ключевые слова: образование в сфере культуры, цели и задачи исторического образования, советское школьное историческое образование.
A considerable experience in identifying goals and objectives of soviet historical education was gained within implementation of social and political order of the soviet state during formation and development of the soviet history education at schools starting from 20s up to 80s of XX century. Based on this objectives were set for school education at several epos of Soviet Union. The article reflects this experience. Though this experience has a lot of negative experience, nevertheless there is a positive experience that can be used today considering requirements of democratic community regarding the content of historical education and training. Keyword: liberal education, goals and objectives of soviet historical education.
В советское время структуру и содержание исторического образования, а в целом и всего школьного образования, определяли цели и задачи, ставившиеся государством перед школой, которые на различных этапах развития советского государства и общества и его образовательной сферы изменялись и совершенствовались. Ради достижения поставленных целей и решения насущных задач использовались соответствующие рычаги государства и общества.
Таким образом, цель и задачи образования, в том числе школьного исторического, соответствовали природе политического строя, экономическому, социальному укладу, а также духовным и нравственным ценностям государства и общества, в котором осуществлялась образовательная политика вообще и историческое образование в частности.
Как известно, изменения в политическом строе вызывают изменения в экономической системе и социальной структуре общества. В случае с советской властью, после Октябрьской социалистической революции 1917 года, произошла переоценка всех ценностей, унаследованных новым авторитарным политическим режимом от прошлого. Новый режим старался избегать всего того, что могло свидетельствовать о прошлом, даже позитивные и прогрессивные фак-
торы и проявления казались враждебными и потому отрицались. Поэтому советская власть решила создать свою систему политических, материальных, духовных и моральных ценностей. Возникновение «пролетарской культуры», «социалистического реализма», «общества историков - марксистов», «социалистической академии», «коммунистической академии», «единой трудовой и политехнической школы» и других политических, экономических, культурологических и т.д. понятий и категорий ярко свидетельствует о сказанном.
После победы Октябрьской социалистической революции в Российской империи советская власть национализировала все средства производства и подвергла ревизии материальную и духовную культуру, накопленную веками. Во второй половине XIX века и в начале ХХ века Россия приняла некоторый передовой опыт стран Западной Европы в области образования и на этом пути достигла значительных успехов. Однако большевики считали, что такая школа не может служить интересам рабочего класса и строительству социализма, поэтому потребовалась иная школа с иным содержанием образования и методикой преподавания. Так у В. И. Ленина возникла идея «единой, трудовой и политехнической школы».
Эта концептуальная идея говорит о том, что обучение должно осуществляться не в классе, а в группах, и не на основе традиционных учебных программ и учебников, а на основе рабочих книг. Такое обучение, которое не ориентировано на конкретную науку, а опирается на краеведческий материал, не историю учит, а преподает обществоведческие знания, причём местного краеведческого характера, не могло дать должного эффекта.
Какая же цель и задачи стояли перед обществоведческим образованием учащихся, в условиях, когда история в таком образовании фактически и прямо не участвует? В связи с тем, что преподавание в школе осуществлялось на основе комплексных программ, все элементы знания — общественные, биологические, физические, филологические, исторические, арифметические, географические и другие, преследовали одну и ту же цель — формирование личности, вооружённой идеями научного социализма, активно и практически участвующей в строительстве социалистического общества, а тип школы, учебные планы и программы, формы и методы организации обучения в общеобразовательной школе должны были соответствовать достижению этой цели.
В связи с этим в 1920-х годах перед обществоведением ставились следующие задачи:
1. Образовательные задачи. Учащиеся должны были:
— знать факты и события из истории своего народа;
— понимать роль рабочих и крестьян в обществе;
— иметь представления о сущности общественного строя своей страны;
— иметь представление о местном производстве;
— уметь самостоятельно изучать учебный материал;
— знать и понимать культуру и культурные ценности своего народа;
— уметь использовать умения и навыки на практике;
— иметь другие учебные умения и навыки.
Учебные задачи имели классовый характер. В этом контексте считалось, что преподаватели общественных дисциплин должны неустанно вести наступательную борьбу против антикоммунизма, умело разоблачать фальсификаторов идей марксизма-ленинизма, давать решительный отпор проявлениям национализма, правого и левого ревизионизма, ярче раскрывать превосходство коммунистической идеологии и т.д. (2).
2. Воспитательные задачи. Учащиеся должны были:
— любить социалистическую Родину;
— уважительно относиться к людям труда, родителям, учителям и другим лицам;
а также получить:
— эстетическое воспитание;
— трудовое воспитание;
— интернациональное воспитание;
— идейно-политическое воспитание;
— атеистическое воспитание;
— нравственное воспитание.
В начале 1930-х годов общественно-политическая и социально-экономическая ситуация в СССР в корне изменилась: утвердились социалистические и коммунистические ценности, как в производстве, духовной жизни, так и в сознании людей. Поэтому была принята новая Конституция СССР (1936 год). В этих условиях ВКП(б) и СНК СССР поставили новую задачу — задачу дальнейшего углубления и расширения социалистического строительства, что немедленно отразилось и на школьном образовании, потому что дальнейшее строительство социалистического общества требовало коренного изменения государственной политики в области образования. Этим объясняется отмена комплексных программ и введение в общеобразовательных школах классно-предметно-урочной формы обучения. История как самостоятельный учебный предмет вошла в учебные планы и стала изучаться с 3-го по 10-й класс.
¡ББМ 1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ март-апрель 2 (34) 2010 г.
История в школе в 1930—1950-х годах выполняла комплекс образовательных и воспитательных задач, которые определялись исходя из того, что учебная дисциплина «История» должна содержать основы исторической науки, то есть должна отражать политическую, экономическую, социальную и культурную жизнь народа.
Учебные задачи были направлены на получение учащимися прочных знаний по истории, в том числе учащиеся должны были:
— владеть научной терминологией по истории;
— владеть знаниями о закономерностях победы Великой Октябрьской социалистической революции;
— иметь хорошее представление о жизни политических деятелей (революционеров) и деятелей духовной культуры (сподвижников);
— правильно понимать исторические процессы — явления, события и факты;
— знать экономическую жизнь и её связь с социальной и культурной жизнью народа;
— уметь раскрывать исторические процессы с использованием фактов из политической, экономической и социальной жизни;
— уметь работать с историческими и контурными картами;
— уметь оперировать коммунистическими идеями;
— совершать простейшие логические операции, в том числе анализ и обобщение учебного материала;
— уметь свои знания, умения и навыки по истории использовать на практике.
Большинство из этих учебных задач ставились перед учащимися 8—11 классов. Образовательные задачи для 4—7 классов соответствовали познавательным способностям учащихся этого возраста.
Воспитательные задачи исторического образования в основном состояли из тех, которые диктовал этот историчес-
кий этап в существовании СССР, а именно необходимость:
— формирования в учащихся чувства любви к социалистической Родине;
— воспитания у учащихся чувства социалистического и пролетарского интернационализма;
— вооружения учащихся идеями Маркса, Энгельса, Ленина и Сталина;
— привития чувства ненависти к буржуазии, её идеологии и нравственности;
— воспитания коммунистической идейности и нравственности;
— восприятия социалистического строя как лучшего и справедливого общественного строя;
— убеждения в необходимости внесения собственного вклада в строительство социализма.
Итак, в 1920—1930-е годы в педагогической науке СССР оформилась система коммунистического воспитания. Школьное историческое образование вместе с другими школьными дисциплинами успешно выполняло эту стратегическую задачу социалистического государства.
Образовательно-воспитательные задачи преподавания школьной истории в конце 1950-х годов и до 1966 года были определены законом «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы образования в СССР» от 24 декабря 1958 года. В исполнение этого закона было принято Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 8 октября 1959 года «Об изменении порядка преподавания истории в школе». На формирование задач преподавания гражданской истории в общеобразовательных школах оказывали влияние Третья Программа КПСС, принятая на XXII съезде партии, в которой ставилась задача формирования подрастающего поколения в духе «Морального кодекса строителя коммунизма», Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 14 мая 1965 года «Об изменении порядка преподавания истории в школе» и Постановление ЦК КПСС и Совета
Министров СССР «О мерах дальнейшего улучшения работы средней общеобразовательной школы» от 19 ноября 1966 года.
Эти задачи в той исторической эпохе для общеобразовательной школы имели следующие составляющие: 1) необходимо давать учащимся прочные знания основ наук, формировать у них высокую коммунистическую сознательность; 2) готовить подрастающее поколение к жизни; 3) вооружать учащихся пониманием законов общественного развития; 4) воспитывать школьников на революционных, боевых и трудовых традициях советского народа; 5) развивать в учащихся высокое чувство советского патриотизма; 6) воспитывать в них готовность к защите социалистической Родины; 7) воспитывать учащихся в духе солидарности со всеми народами, ведущими борьбу за свободу и национальную независимость; 8) бороться с проникновением буржуазной идеологии в сознание учащихся, с проявлениями чуждой морали (1; 3).
Эти задачи в преподавании истории и школьного исторического образования, исходя из особенностей учебной дисциплины, находили конкретное воплощение.
Следует сказать и о том, что в этот период образовательные задачи школьных курсов истории состояли из необходимости вооружить учащихся прочными знаниями, которые будут направлены на главную цель преподавании истории -опираясь на учебный материал, формировать у школьников коммунистическое мировоззрение.
На закате СССР перед школьной ис-
торической дисциплиной ставилась необходимость решения и других важных образовательных, воспитательных и развивающих задач - таких, например, как формирование исторического сознания, политического мышления, воспитание гражданственности и др., которые, в общем и целом, характерны и для демократического общества.
Начавшиеся с середины 1980-х годов в советском обществе перестройка и гласность - осуществление некоторой демократизации общественно-политической жизни в стране, наложили свой отпечаток на цели и задачи школьного исторического образования. Учителям была дана рекомендация - по возможности знакомить не только с социалистическими и коммунистическими идеалами, но и в целом с общечеловеческими и национальными духовными и моральными ценностями.
Таким образом, можно сделать вывод: цели и задачи преподавания истории в школе определялись в процессе формирования и развития школьной системы исторического образования в СССР. Они зависели от этапа политического, экономического и социального развития страны. В целом цели и задачи преподавания истории в школе были направлены на социалистическое настоящее и коммунистическое будущее Советского государства. Слабыми звеньями в этой цепи были: а) игнорирование необходимости формирования в гражданине свободной личности; б) обязанности учащихся преобладали над правами и свободами юного гражданина; в) для учащегося - слабая социальная направленность обучения и воспитания историей.
Примечания
1. Вагин А. А. Методика преподавания истории в средней школе / А. А. Вагин. -М.: Просвещение, 1968. - 431 с.
2. Диренок Е. Д. О ленинском принципе партийности советской педагогики / Е. Д. Диренок. - Гомель, 1989. - 36 с.
3. Теоретические основы содержания общего среднего образования / под ред. В. В. Краевского, И. Я. Лернера. - М.: Педагогика, 1983. - 352 с.