ПРОЕКТИРОВАНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ КУРСА ИСТОРИИ
ТАТАРСТАНА
Р.М. Кадиров
В данной статье рассматривается становление и развитие преподавания пропедевтического курса истории татарского народа в учебных заведениях советской России, впоследствии сведенного к краеведческим экскурсам. Поднимается проблема преподавания пропедевтического курса региональной истории в школах РТ, в свете изучения дореволюционного опыта татарских просветителей.
Ключевые слова: пропедевтика, историческое образование, региональная история, краеведение
Designing and realization of the course of history of Tatarstan. In given article formation and development of teaching of a propaedeutic course of history of the Tatar people in educational institutions of the Soviet Russia, subsequently shown to digressions of regional studies is considered. The problem of teaching of a propaedeutic course of regional history at schools of Tatarstan, in the light of studying ofpre-revolutionary experience of the Tatar educators rises. Key words: propaedeutic, historical education, regional history, local history
Система исторической пропедевтики формировалась постепенно. Ее становление как определенной ветви обучения произошло в середине XIX - начале ХХ вв., когда формировалось понятие исторической пропедевтики, определялось ее место в школьном курсе истории, оформлялись основные компоненты методической системы. В последующие годы содержание компонентов неоднократно менялось, тем не менее, идеи, положенные тогда в основу начального обучения истории в школе, остаются актуальными и сегодня.
Постреволюционные реформы в области исторического образования, подвергли значительным изменениям курс истории и методику ее преподавания в образовательных учреждениях. Новой власти требовалось уничтожить взгляды на историческое образование, сложившиеся в дореволюционной России и построить новую систему, где начальное обучение истории должно было стать важной частью коммунистического воспитания школьников.
Окончательная ликвидация дореволюционной системы преподавания истории в начальной школе произошла в связи с введением комплексных программ, куда как часть курса обществоведения вошли и некоторые материалы по истории. На комплексные программы были переведены и национальные школы. В условиях Татарской республики известный методист Ф. Сайфи предлагал добавить к содержанию комплексных программ в татарских школах разделы о современной социальной и культурной жизни татарского народа. Он считал, что в начальной национальной школе не следует преподавать историю России, объясняя это тем, что национальная
история доступнее для понимания детей. Только затем предлагалось изучать российскую и всеобщую историю. [2]
Важным и поворотным пунктом в судьбе исторической науки стало постановление ЦК ВКП (б) от 5 сентября 1931 года. Наркомпрос восстановил историю как самостоятельный учебный предмет в школе и принял решение о введении в начальных классах элементарного курса истории СССР, но о восстановление национальной истории народов не было и речи, ограничились лишь предложением изучения краеведческого материала на уроках истории СССР. Еще более очевидной стала важность изучения истории в 1940-е гг.: «Все мы живо интересуемся судьбой своей страны и стремимся быть активными участниками борьбы за ее свободу и процветание. Для этого необходимо ориентироваться в происходящих вокруг нас событиях. Понять настоящее без изучения истории невозможно». [3]
Постепенно изменялась и методика преподавания. На уроках учителя чаще стали применять оживленные беседы, материалом которых служили непосредственные наблюдения учащихся за окружающей жизнью, проводились экскурсии к историческим местам, на фабрики и заводы, встречи с участниками исторических событий, изготовлялись простейшие наглядные пособия.
Выход постановления ЦК ВКП(б) в августе 1944 г. «О состоянии и мерах улучшения массово-политической и идеологической работы в Татарской партийной организации», надолго определило характер направления исследований по татарской истории. В результате, естественный ход развития, изучения истории татарского народа был прерван, деформирован. Что оказало негативное влияние и на школьное преподавание истории. Постепенно пропедевтический курс истории был вытеснен из начальной школы, однако продолжал сохраняться в форме изучения эпизодических рассказов из истории СССР в 4 классах.
Отмечая состояние преподавания национальной истории, Л.П. Бущик писал, что в программах 1950-1960 гг. чрезмерное время отводилось на изучение истории древности и средневековья зарубежных стран, учебные планы «не обеспечивали должной степени изучения национальной истории нерусских советских народов» [1]. Хотя и тогда многие методисты отмечали важность изучения истории своего народа, родного края: «история каждой местности включает многочисленные события, которые не относятся к числу важнейших событий истории страны, но которые являются их отражением и непосредственно с ними связаны... Многие факты местной истории служат выражением общих процессов, происходивших в истории страны». [3, с.13]
Кардинальные перемены в конце 1980-х - начале 1990-х гг. поставили историков перед необходимостью серьезного пересмотра давно устоявшихся исторических представлений. Это распространилось и на преподавание предмета в начальных классах. В целях реализации стратегии развития исторического и обществоведческого образования Министерство образования РФ подготовило и направило в регионы ряд информационно-методических писем. [4] В процессе реализации данной стратегии полностью обновилось содержание курсов по всеобщей истории и
истории России для основной и полной средней школы; появились пропедевтические курсы истории России в начальной школе, курсы по выбору и факультативные курсы по общественным дисциплинам. В последствии была разработана концепция преподавания истории в начальных классах. [5] Школы получили возможность перехода на новые, более свободные формы организации учебного процесса, введения новых учебных планов, более свободного выбора учебных предметов и объемов их изучения, выбора учебных программ, введения альтернативных учебников, осуществления многоуровневого и дифференцированного обучения, отбора содержания учебного материала и методов его преподавания. Это предоставило родителям и учащимся право выбора формы приобретения образования и его направленности уже с начальной школы. Закон Российской Федерации «Об образовании», решение коллегии Министерства образования от 28.12.94 г. № 24/1 «О стратегии развития исторического и обществоведческого образования в общеобразовательных учреждениях» обосновывали необходимость формирования новой структуры и содержания исторического образования, которые обеспечивали становление целостной и завершенной системы знаний на всех этапах обучения школьников (в начальной, основной, полной средней школе). Фактически речь шла о восстановлении системы пропедевтических знаний о человеке и обществе, истории России и мира в начальной школе. Однако полного восстановления пропедевтического курса все же не произошло.
Сегодня историческая пропедевтика осуществляется в рамках Предметной области «Обществознание и естествознание (окружающий мир)» в 3-4 кл. Предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования включают «Сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе своей страны» [6]. Традиционной проблемой преподавания является соотнесение объема, сложности и содержательной стороны учебного материала с возможностями учеников начальной школы.
Современные программы и их содержание в начальных классах отражают тенденцию к интеграции учебных предметов. Пропедевтические курсы по истории характеризуются внутрикурсовой интеграцией по содержанию обучения, где история отечества связывается с изложением всеобщей истории, при этом только поверхностно касаясь региональной истории. Все это должно обеспечивать реализацию на практике принципа вариативности содержания обучения, которая и подготовит учащихся к плавному переходу в среднюю школу, в первый концентр систематического обучения истории. Пристального внимания требуют также вопросы, связанные с изучением региональной истории, с повышенной информативностью всего исторического образования и его доступностью для школьников.
Практика работы школ по новым программам обучения показывает, что в ряде случаев учителя не имеют достаточной подготовки по преподаванию курса истории татарского народа и Татарстана в начальных классах, так как подготовка учителей по данному направлению в средних и высших педагогических учебных заведениях не была своевременно проведена, не была налажена система повышения квалификации. Обострилась проблема преемственности между
начальным и основным образованием. Это связано, прежде всего, с отсутствием комплекта учебных пособий, программ для начальной школы, разработанных в соответствии с концепцией развивающего обучения по региональной истории, в соответствии с требованиями новых стандартов обучения.
Актуальность и значимость построения пропедевтического курса истории в начальных классах на основе изучения истории Татарстана обуславливается необходимостью ознакомления учащихся с историей и культурой своего народа и родного края; значимостью данного вводного курса как фундамента для всего последующего исторического образования в целом; необходимостью использования большого воспитательного, познавательного потенциала локального исторического материала для младших школьников.
Осознание важности изучения локального и регионального компонента истории уже в начальных классах особенно остро ощущается в современной национальной школе, где изучение родной истории быта, культуры, обычаев народа призвано стать основой всего процесса воспитания учащихся. Это актуально не только для татар, но и для других народов живущих на территории Татарстана.
В настоящее время особую актуальность приобретает поиск путей и средств, способных вывести систему современного образования на новый качественный уровень, придать ее развитию необходимый динамизм, сделать необратимыми позитивные сдвиги. Важной составляющей научной разработки путей развития модернизационных процессов в системе школьного образования, в том числе и начального образования, является исследование исторического опыта. Советский опыт показывает, что игнорирование этнического фактора в развитии конкретного социума ведет к накоплению в нем разрушительного потенциала. Изучение и адекватное использование всего того ценного, что было накоплено в предшествующей истории отечественного просвещения призвано помочь избежать повторения ошибок прошлого.
История народа, нации как движение единого потока поколений и индивидуальное осознание сопричастности этому процессу через понимание своего места в череде меняющихся поколений - все это является важнейшей деталью идентичности, чего можно достичь путем изучения национальной истории.
Литература:
1. Бущик Л.П. Очерк развития школьного исторического образования в СССР. М., 1961. 540 с.
2. Гибатдинов М.М. Преподавание истории татарского народа и Татарстана в общеобразовательной школе: история и современность. Казань: Алма-Лит, 2003. 160 с.
3. Гиттис И.В. Методика начального обучения истории. М., 1945. 116 с.
4. Информационно-методические письма министерства образования РФ «О переходе на новую структуру исторического и обществоведческого образования» от 11.05.93 г.; «О структуре исторического и обществоведческого образования на 1993/94 и 1994/95 уч. г.» от 05.07.93 г.; «О преподавании курсов
истории и обществознания в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации в 1994/95 уч. г.» от 21.06.94 г.
5. Концепция исторического образования в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации // Преподавание истории в школе 2000. № 4. С. 2-8.
6. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт начального общего образования (Утвержден
приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 г. № 373)
http ://mon. gov. m/ffles/materials/7195Z373.pdf