Научная статья на тему 'Особенности преподавания обществоведческих дисциплин в образовательных учреждениях ТАССР (20-30 гг. Xx века)'

Особенности преподавания обществоведческих дисциплин в образовательных учреждениях ТАССР (20-30 гг. Xx века) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
555
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЕ / НАЦИОНАЛЬНО-КРАЕВОЙ КОМПОНЕНТ / УЧЕБНЫЕ ПРОГРАММЫ / КРАЕВЕДЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ / SOCIAL STATES / ETHNO REGIONAL COMPONENTS / SCHOOL PROGRAMS / LOCAL MATERIALS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Садыков Шамиль Фанисович

Данная статья посвящена изучению развития содержания обществоведения в Татарской Республике в 20-30 гг. XX века. На основе анализа учебных программ по обществоведению с их особенностями и различиями демонстрируется специфика внедрения национально-краевого материала в школах и профессиональных образовательных учреждений ТАССР.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

These papers tell about development such subject as social states in secondary school in Tatar Republic in 1920 1930. Author analyzed the school programs and show ways which used for introducing of ethno regional components in secondary schools.

Текст научной работы на тему «Особенности преподавания обществоведческих дисциплин в образовательных учреждениях ТАССР (20-30 гг. Xx века)»

18. Сергеев Т. С. Горизонты сельской школы (К 130-летию Ходарской школы имени И. Н. Ульянова) / Т. С. Сергеев. - Чебоксары: ЧГИГН, 2000. - 308 с.

19. Сергеев Т. С. Научно-педагогическое наследие И. Н. Ульянова и современность / Т. С. Сергеев. - М.: МГГУ им. М. А. Шолохова, 2009. - 388 с.

20. Ульянов И. Н. Отчет о состоянии народных начальных училищ Симбирской

губернии за 1874 гражданский год / И. Н. Ульянов. - Симбирск, 1875.

21. Ульянов И. Н. Отчет о состоянии начальных народных училищ Симбирской губернии за 1877 гражданский год / И. Н. Ульянов. - Симбирск, 1878.

22. Ульянов И. Н. Избранное: статьи, документы, материалы / сост. А. Л. Кара-мышев. - Саратов: Приволж. кн. изд-во, 1983. - 248 с.

ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ОБЩЕСТВОВЕДЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ ТАССР

(20-30 гг. XX века)

Ш.Ф. Садыков

Данная статья посвящена изучению развития содержания обществоведения в Татарской Республике в 20-30 гг. XX века. На основе анализа учебных программ по обществоведению с их особенностями и различиями демонстрируется специфика внедрения национально-краевого материала в школах и профессиональных образовательных учреждений ТАССР.

Ключевые слова: обществоведение, национально-краевой компонент, учебные программы, краеведческий материал.

These papers tell about development such subject as social states in secondary school in Tatar Republic in 1920 —1930. Author analyzed the school programs and show ways which used for introducing of ethno — regional components in secondary schools.

Key words: social states; ethno — regional components; school programs; local materials.

Как известно, всю сознательную жизнь человек связан с окружающим его миром и всем тем, что происходит вокруг него, то есть он всегда находится в тесной связи с обществом. Поэтому науки об обществе играли важную роль в воспитании и образовании молодого поколения, учитывая, что от качества преподавания зависела эффективность социализации личности.

Изучение обществоведческих дис-

циплин в системе образования практиковалось еще в дореволюционный период в кадимистких учебных заведениях, которые выполняли так же роль центра общественно-политической жизни татар. Так, в профессиональных духовных учебных заведениях медресе преподается наука «улуму-ль-аклия» или «аклият» - то есть «умственные» науки. Шакирд переходил к наукам «аклият» на четвертый год обучения:

сначала к «мантыйку» (логике), а потом к «хикмату» (философии).

Пришедшая на смену джадидист-ская система образования способствовала изменению содержания образования. В общих образовательных учреждениях - мектебах и профессиональных - медресе стали преподавать общеобразовательные предметы. В расписание медресе «Мухаммадия», «Иж-Буби» были включены такие предметы как этика, психология, философия. Необходимо подчеркнуть, что в период джадидизма широкое развитие получают издания учебных пособий на татарском языке. В эти годы были изданы на татарском языке учебные пособия по логике (Г. Махдуми), по этике (К. На-сыйри, Г. Салимов, И. Сулеймани).

С приходом Советской власти татарские школы и медресе претерпели серьезные изменения. Они попали под действие декретов новой власти, запрещавших совмещение светского и религиозного образования и постепенно ликвидирующих последние. Вскоре все татарские школы и медресе были преобразованы в государственные и вошли в единую систему образования.

Татарская национальная система образования фактически прекратила свое самостоятельное существование, так как ее основу составляли учебные заведения, созданные на средства частных лиц и общественные пожертвования и сочетавшие в себя религиозное образование со светским. Пришедшая им на смену школа с преподаванием на национальном языке была полностью государственной.

После революции преобразования и нововведения затронули систему как школьного, так и профессионального образования. В первые годы советской власти в стране отсутствовали единые учебные планы и программы, посколь-

ку, по мнению работников Народного комиссариата просвещения (Наркомп-росс), нормативные документы, данные сверху, ограничивали педагогическое творчество и инициативу учителя. Местные органы образования создавали свои учебные планы, существенно отличающиеся друг от друга, как по перечню учебных предметов, так и по их удельному весу в сетке часов. Отсутствовали и единые учебные программы, которые разрабатывались непосредственно местными органами образования и учителями.

В 1920 г. система школьного образования была реорганизована, вводилась школа - семилетка. В 1921 г. Нар-компросс РСФСР издал «Программы семилетней единой трудовой школы», где была реализована идея замены исторических курсов обществоведением, тем самым впервые появился термин «обществоведение». Новая программа по обществоведению была своего рода компромиссом между старой и новой школой, однако она оказалась нежизнеспособной из-за академизма и перегруженности. Поскольку эта программа еще не была строго обязательной, то на местах продолжало развиваться педагогическое творчество.

В Татарской республике курс обществоведения был одним из важных среди общественно-экономических предметов в формировании нового коммунистического мировоззрения. В начале 20-х гг. XX в. вопросы преподавания обществоведения в основном и зависели напрямую от их инициативы учителей. Государственным органом, который должен был вести научно-педагогическую деятельность, в том числе разработку программ был Академцентр Татарского народного комиссариата просвещения, который с октября 1922 г. активно приступил к ра-

боте. Одним из основных направлений Центра была выработка учебных планов, программ для школ I и II ступени, школ фабзавуча и школ крестьянской молодежи, а так же школ ФЗО.

Анализ программ Академцентра Ьй ступени показал, что несмотря на то, что в основе каждой из них лежат определенные схемы государственных программ, в то же время в них вносился целый ряд коррективов, иногда довольно серьезного характера, и главным образом авторы особое внимание уделяли на национально-краеведческую составляющую материала. В программах особую значимость и тщательную разработку получала тема «Наш край» [1,10-13;2,13-14]. Кроме того, положительным моментом можно выделить стремление авторов поместить достаточно полный список методической и учебной литературы по изучению местного края, специфики республики [3;4] .

Относительно школ П-й ступени, то до 1925-1926 гг. не было твердо установленных учебных планов, обязательных программ. Каждая школа работала самостоятельно.

Пестрота учебных планов и программ была изумительна: почти каждая школа имела свою индивидуальную сетку часов, работали по программам Акадцентра, ГУСа (Главного ученого совета), смешанным, своими собственными [5,6].

С 1925 г. предпринимаются попытки по созданию единообразных учебных программ для школ. Уже с 1926-27 учебного года школа П-й ступени Татарстана существовала на основе твердо установленной сетки часов. В основу программы по обществоведению, разработанной для Татарской Республики, положены принципы и учебный материал программы ГУСа. Однако разработчики при разрешении

задачи приспособления программы ГУСа применительно к национально-краевым особенностям ТССР, пошли по несколько иному пути по сравнению с программой ГУСа в части содержания и конструкции программы. Разработчики программы ГУСа указывали, что «в отношении восьмого и девятого годов обучения меньше всего могут быть обоснованы ссылки на необходимость придания им краеведческого характера, а следовательно, меньше всего здесь потребуются свои местные программы» [6, 8].

Однако разработчики ГУС Татар -стана считали бесспорным необходимость внесения краеведческого материала в курс школьного обществоведения на втором концентре, поскольку, по их мнению, подавляющее большинство окончивших учебные заведения становятся работниками, обслуживающими нужды своего края. Поэтому общее знакомство с историей края, основными моментами его возникновения, революционной борьбы, а главное с современным его состоянием является обязательным. В то же время материал, даваемый на первого концентра для этих задач был недостаточен ни количественно, ни качественно [7, 27].

Программы по обществоведению двух ступеней середины 20-х гг. были направлены на то, чтобы дать учащимся основы общественного мировоззрения, умение ориентироваться в окружающей среде и бороться во имя общественной идеологии. Учащиеся должны были получить достаточно четкое коммунистическое воспитание и знать основные задачи, решаемые Союзом Республик в условиях жесточайшей борьбы с капиталистическим миром за социализм. Программы 1925 г. строились с учетом разнообразия условий в разных районах страны, и она допускала некоторые различия при сохранении общей схе-

мы в изучении конкретных тем. В 1927 г. было принято Постановление ЦК ВКП(б) «О преподавании обществоведения в школах 2-й ступени, фабзавуче и крестьянской молодежи», в котором отмечалось, что преподавание обществоведения в школах остается «одним из слабых участков народного просвещения» и указывалось на отсутствие программ и учебников для первого и второго образовательного концентров, отвечающих возрастным особенностям учащихся [8, 169]. Руководствуясь этими указаниями, Наркомпросс издал в 1927 г. программы для школ 1-й и 2-й ступени. Эти программы стали первыми обязательными программами для всех школ РСФСР. В них делалась попытка отойти от комплексного материала и был закреплен обязательный минимум «знаний и навыков, которые не могут быть изменены без предварительного разрешения Главсоцвоза» [9, 132].

Программно-методическая документация 1927 г. устраняла разнообразие в содержании и методах обучения, она жестко определяла круг и систему необходимых для учащихся знаний. По сути дела, эта программа завершает период самостоятельного поиска педагогической общественности.

Схема программы 1927 г. оставалась практически без изменений по сравнению с программой 1925 г., и в Татарстане изучали предмет по старым программам с национально-краевыми особенностями, которые представлены выше. С 1929 г. начинается постепенный переход на пути превращения комплексных программ в комплексно-проектные. Постановления «О начальной и средней школе» (5 сентября 1931 г.) и «Об учебных программах и режиме в начальной и средней школе» (25 августа 1932 г.) ЦК ВКП (б) выдвинули задачу составления новых программ по

каждому предмету и укреплению классно-урочной системы обучения.

Об изменениях программ красноречиво свидетельствует статьи Г. Гу-баева «Изучение обществоведения в начальных классах» [10] и «Изучение обществоведения в начальной школе»

[11], где автор знакомит общественность с новыми изменениями, произошедшими в программах обществоведения. Наряду с рекомендациями методического сектора Татарского комиссариата народного просвещения, освещаемыми в статье указывалось и о возможности преподавания и по старым программам, которые достаточно удачно вошли в обиход преподавателя - обществоведа. Программа обществоведения и истории для начальных школ (на татарском языке) 1932 г., составленная Х. Макалиевой и переведенная Х. Гайнуллиным, ярко свидетельствует о вышесказанном. В данной программе даются подробные методические указания как вести урок, на что делать акцент и каким образом преподносить материал учащимся. Авторы программы разработали подробные рекомендации по каждой теме, которые успешно могут быть восприняты учителем и дополнены местным национально-краевым материалом.

В Татарстане в 1933 г. выходит еще одна программа начальной школы по обществоведению на татарском языке

[12]. Здесь также прослеживается наряду с основной информацией включение местного материала, это отражается как при проработке тем, так и в использовании методов и форм работы. Содержание данной программы коренным образом не отличается от предшествующей, однако здесь акцент на краевой материал носит менее утвердительный характер и в основном опирается на ее методическую проработку. Среди методов и форм проработки материала наряду с беседой, чтением стихотворе-

ний, работой по картинкам, предлагается активно включать местный краеведческий материал. Программа 1935 г. для начальной школы, использовавшаяся в Татарстане, являлась прямым переводом программы Центра. Однако, учитывая небольшие изменения с предыдущими программами, учителя обществоведы с легкостью могли использовать краеведческий опыт предшествующих программ, который позволял бы им локализовать свою работу и сделать ее более близкой и понятной для детей.

Кроме разработок программ I и II ступени школы еще одним направлением в Татарстане была разработка программ для школ крестьянской молодежи (ШКМ). Разработка учебных программ для вышеуказанных школ входила также в компетенцию Академцентра. В начале 30-х годов появляется новая программа по обществоведению для школ крестьянской молодежи. Профессор С. Сингалевич в порядке обсуждения новой программы выразил важнейшие замечания по поводу новой программы по обществоведению для ШКМ и вскрыл недостатки в содержании, в методической стороне и в структуре программы. По его мнению, одной из ответственных задач обществоведов Татарстана заключается в практическом разрешении вопроса о локализации программы, о включении в нее национально-краевого материала, как в раздел истории, так и в раздел современности [13, 35].

В начале 1920-х гг. советская школа, в том числе и в ТАССР продолжала работать по дореволюционным учебникам в основном по истории: история ислама, национальная история, история отечества. Кроме того, необходимо признать, что в 1920-е годы учебник немного отходит на второй план и ло-

зунгом современной школы становится высказывание - «от жизни к книге, а не от книги к жизни». В этой связи возрастает роль учитель, так как от него зависел подбор учебной литературы, педагогические приемы обучения.

Первой книгой по обществоведению, изданной в ТАССР (в 1925 г.), была совместная работа С. Шарафутдинова, Г. Нигмати и М. Мухаммадиева, под названием «Уроки обществоведения». Она в основном основывается на центральные издания, описывая единственную тему «Борьба и жизнь татар» с национальным колоритом. В 1928 году выходит дополненная версия книги «Уроки обществоведения» тех же авторов. Однако в части локализации учебника имеется небольшой сдвиг вперед по сравнению с книгой 1925 года. Вводятся новые темы, локализованные к местным условиям «Основание Золотой Орды», «Сословия у татар», «Промышленность у древних татар», «Земледелие и земледельцы у древних татар», «Торговля у древних татар», «Как жили татарские крестьяне в старые времена», «Были ли восстания татарских и башкирских крестьян в древние времена», «Фабрики и заводы среди татар и происхождение татарского рабочего класса» и другие.

Рабочие книги по обществоведению для 1 и 3 года обучения Х. Гайнул-лина, выпущенные в 1932 году также учитывали возрастные особенности и отражали небольшой по объему национально-краевой материал.

Наряду с учебной литературы вопросы методического оснащения занимали первостепенное значение в курсе «обществоведения». Вплоть до 1926 года в ТАССР не было издано какой-либо методической литературы. Первым опытом стала работа И. Казакова «Какие методы и формы необходимо

учитывать при изучении обществоведения». Это своего рода первая методическая брошюра в ТССР. Более полным и содержательным методическим пособием можно считать работу Г. Байки «Методика обучения в школах первой ступени», выпущенная в 1929 году. Оба автора приводят свое видение преподавания предмета «обществоведение». Но насколько бесспорны эти методические принципы, настолько трудно претворение их в жизнь. Это задача была бесспорно трудная, но как показывают примеры уроков на страницах журналов вполне разрешимая.

Таким образом, в первый период на изменения содержания обществоведения в школе, в учебных заведениях начального профессионального образования повлияли постановления, надолго поставившими учебные заведения в жесткие рамки обязательного изучения одного содержания по всей стране. На долгие годы обществоведческое образование стало вытесненным, поскольку вопросы современности таили немало опасных для властей вопросов.

Таким образом, можно констатировать, что в 20-30 гг. XX в. важнейшим, в условиях национальной республики, являлся вопрос о насыщении работы национально-краевым материалом, о пронизывании ее содержания краеведческим принципом. В рассмотренных программах национально-краевой материал был положен в основу всей обществоведческой работы в начальной и средней профессиональной школе Татреспублики.

Литература:

1. Комплексные программы для школ первой ступени Татареспублики. Сельский вариант. Выпуск первый / Под ред. Г. Линс-цера и М. Курбан - Галеева. - Казань, 1925. -140 с.

2. Комплексные программы для школ первой ступени Татареспублики. Выпуск второй. Программы для 3 года обучения / Под ред. Г. Линсцера и Н. Мухитдинова.-Казань, 1926. - 116 с.

3. Материалы по изучению Татарстана / Под ред. Г. Г. Ибрагимова и Н. И. Воробьева. - Казань, 1925. - 274 с.

4. Ибрагимов Г. Татары в революции 1905 года. - Казань: Госиздат ТАССР, 1926. -259 с.

5. Программы для школ второй ступени Татреспублики. Первый концентр / Под ред. Г. Линсцера и С.П. Сингалевича. -Казань, 1926. - 190 с.

6. Программа и методические записки единой трудовой школы. - Вып. 5. -М., 1927. - 32 с.

7. Бюллетень Секции обществоведения Педагогического Общества при Восточном Педагогическом институте. - 1927. -№ 11-12. - 22 с.

8. Королев Ф.Ф., Корнейчик Т.Д., Рав-кин З.И. Очерки по истории советской школы и педагогики 1921-1931. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961. - 505 с.

9. Константинов Н.А., Медынский Е.Н. Очерки по истории советской школы РСФСР за 30 лет. - М.: Учпедгиз, 1948. -472 с.

10. Губай А. Изучение обществоведения в начальных классах // Магариф. -1932. -№6. - С.26-30.

11. Губай А. Изучение обществоведения в начальной школе // Магариф. - 1932. -№9. - С.28-33.

12. Программы начальной школы. 1-4 года обучения «Обществоведение». - Казань: Татиздат, 1933. - 35 с.

13. О новой программе по обществоведению для ШКМ // За культурную революцию. - 1931. - №5-6. - С.32 - 36.

14. Анисимов П.Ф., Демин В.М., Зуев В.М, Мухаметзянова Г.В. и др. История среднего профессионального образования. М.: Новь. 2000.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.