Научная статья на тему '«Будем бороться за промфинплан. . . »: идеологическая направленность реформирования школьного образования в СССР в 1920-1930-е гг'

«Будем бороться за промфинплан. . . »: идеологическая направленность реформирования школьного образования в СССР в 1920-1930-е гг Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
692
128
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Квитко Сергей Владимирович

The article is dedicated to the ideology of reforms of the school system in the Soviet Union in the 20th-30th years of the XX century. The analysis of the ideological polarity is based on the materials of the State authorities and Central Committee of VKP(b) decrees.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

«Will be Fighting for Promfinplan...»: Ideological Polarity of School Reforms in the Mid of 1920th 1930th Years

The article is dedicated to the ideology of reforms of the school system in the Soviet Union in the 20th-30th years of the XX century. The analysis of the ideological polarity is based on the materials of the State authorities and Central Committee of VKP(b) decrees.

Текст научной работы на тему ««Будем бороться за промфинплан. . . »: идеологическая направленность реформирования школьного образования в СССР в 1920-1930-е гг»

«БУДЕМ БОРОТЬСЯ ЗА ПРОМФИНПЛАН...» ИДЕОЛОГИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ РЕФОРМИРОВАНИЯ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СССР 1920-1930-Х ГГ.

С.В. КВИТКО

Кафедра гуманитарных и социально-экономических дисциплин Белгородский юридический институт МВД РФ 308034 Россия, Белгород, ул. Горького, 71, Россия

Характерными чертами советской системы образования являлись единообразие содержания и методов обучения учащихся, крайняя политизация и идеологизация, унификация форм воспитательного воздействия, приоритет коллективистского воспитания над индивидуальным развитием личности, тоталитарные методы управления, отсутствие подлинной самостоятельности общественного самоуправления учащихся.

Убежденность в правильности этой системы у нескольких поколений ученых и педагогов в значительной степени опиралась на успехи, достигнутые советской школой в конце 20-х - начале 30-х гг. в охвате детей и подростков образованием (сначала начальным, потом семилетним), ликвидации неграмотности в стране, широком приобщении масс к достижениям культуры.

Факты эти неоспоримы, однако за массовостью просвещения нельзя не видеть, что не общество в целом поднялось до высочайших достижений мировой и отечественной культуры, а возник некий новый сниженный общедоступный стандарт образования и бытовой культуры, обеспечивавший не столько глубину развития личности, сколько широту охвата молодого поколения определенными идеологическими догмами и «плодами просвещения».

30 сентября 1918 г. ВЦИК утвердил Положение о единой трудовой школе РСФСР, которое устанавливало порядок и условия школьной работы. Школьные занятия в течение года распределялись следующим образом: с 1 сентября по 1 июня - обычные школьные занятия; с 1 июня по 1 июля - школьные занятия под открытым небом на площадках, в летних колониях, на экскурсиях «для знакомства с природой и жизнью»; с 1 июля по 1 сентября, с 23 декабря по 7 января и с 1 по 14 апреля - «полные вакации». Этот распорядок объявлялся примерным. Губернским отделам народного образования предоставлялось право сокращать время полных вакаций, видоизменять распределение занятий в течение года с учетом местных условий и потребностей. Устанавливалось также выделение двух дней в неделю из общего числа учебных дней для проведения таких мероприятий: один день являлся свободным от обычных занятий и должен был использоваться для чтения, экскурсий, спектаклей и других самостоятельных детских занятий с участием новых педагогических сил. Второй день считался полу-рабочим, проводился с обычным педагогическим персоналом, использовался для клубных и лабораторных занятий, рефератов, экскурсий, ученических собраний1.

Следует отметить целесообразность такой организации учебного процесса и внешкольной работы. Заметим, что этот порядок устанавливался сразу после организации советской школы, педагоги и работники народного образования стремились к разумной организации рабочей недели учащихся и добились в этом немалых успехов.

Направления учебной работы и внутренний распорядок в начальной, неполной средней и средней школах определяли Совет Народных Комиссаров СССР и Центральный Комитет

ВКП(б). С середины 1930-х гг. устанавливалась единая организационная структура школы, большое значение придавалось укреплению порядка и дисциплины среди учащихся, четкой организации хода учебной работы, обеспечению оперативного, конкретного и дифференцированного руководства каждой школой. Осуждалась практика частого изменения учебных планов и программ, чем нарушалась устойчивость и систематичность изучения основ наук в школе. Это влекло за собой дезорганизацию учебной работы, дезориентацию учителя, а в результате знания учащихся часто были неудовлетворительными, оканчивающие школу обнаруживали недостаточную подготовку для прохождения наук в высшей школе.

В постановлении СНК СССР и ЦК ВКП(б) «Об организации учебной работы и внутреннем распорядке в начальной, неполной средней и средней школе» от 3 сентября 1935 г. отмечалось, что при организации учебной работы учащиеся чрезмерно перегружались классными занятиями (6-7 уроков в день), установленная наркоматами просвещения система оценки успеваемости учащихся не давала представления о фактических знаниях ученика и приводила на практике к понижению уровня учебы. К тому периоду не были изданы правила поведения учащихся в школе и вне школы, не был выработан нормальный школьный устав, который должен определять твердый внутренний распорядок в школе и являться руководством для администрации школы, педагогов, школьных организаций и учащихся. Неудовлетворительно организовывались прием детей в школу, перевод учащихся из класса в класс и их выпуск. Не были приняты меры к установлению в школах чистоты и внешнего порядка.

СНК СССР и ЦК ВКП(б) приняли конкретные меры по организации учебного года и школьного режима в школах. Устанавливались сроки учебы и каникул, продолжительность уроков и перемен, количество ежедневных классных уроков, единые для всех школ учебные планы. Вводился единый порядок приема учащихся в школу, зачисление детей в школу после начала учебного года допускалось лишь в исключительных случаях (перевод родителей по работе), запрещалось требовать от родителей представления в школу документов и справок, кроме установленных законом (заявление о приеме в школу, документ о возрасте ребенка и справка о привитии оспы). Вводились и необъяснимые ограничения - восьмые классы средних школ комплектовались из окончивших седьмые классы этих школ и только 15 % учащихся других школ; директорам (заведующим) школ давалось право переводить поступившего из другой школы ученика в низший класс, если в течение месяца со дня поступления выяснялось, что он по уровню знаний не отвечает требованиям программы данного класса.

В то же время наркомпросам и их местным органам на основании закона о всеобщем обязательном обучении предлагалось привлекать к материальной ответственности родителей и попечителей за воспитание детей, несвоевременное запоздалое определение детей в школу без уважительных причин.

Вводились боле жесткие требования определения знаний учащихся. При проведении выпускных и переводных испытаний проводилась проверка знаний учащихся по разным разделам программы. Темы для письменных работ по родному языку и математике при выпускных испытаниях в средней школе стали устанавливаться краевыми и областными (в крупных городах - городскими) отделами народного образования и заблаговременно сообщались директорам школ, которые сообщали их преподавателям в день испытаний. Учащимся, успешно окончившим среднюю школу, стал выдаваться аттестат с включением в него отметок по всем предметам. При переводе из класса в класс выдавалось учащимся переводное свидетельство с указанием отметок об успеваемости и поведении. Наиболее успешно сдавшие выпускные и переводные испытания награждались похвальными грамотами. Окончившим среднюю школу и имевшим по основным предметам отметку «отлично» предоставлялось право поступления в высшую школу без вступительных экзаменов, что отмечалось в аттестате. Для оценки знаний учащихся вводилась пятибалльная система оценок. Особое значение придавалось тому, чтобы требования к оценкам были один и те же во всех школах. Вводился экстернат - специальные испытания за 7-й и 10-й классы для лиц, не обучавшихся в школе, но желавших получить аттестат об окончании неполной средней или средней школы.

Правом исключения учащихся из школы за особые проступки обладали районные и городские отделы народного образования по мотивированному представлению директора (заведующего) школы.2

Постановлением СНК СССР и ЦК ВКП(б) «Об организации учебной работа и внутреннем распорядке в начальной, неполной средней и средней школе» от 3 сентября 1935 г. поручалось комиссии с привлечением практических работников школ разработать и внести на утверждение СНК СССР проект устава для каждого типа школ. Обращает на себя внимание то, что Устав должен был носить категорический и совершенно обязательный характер для учащихся и учителей. Он должен был стать основным документом, определявшим цель и задачи школы каждого типа, организационную структуру школы, права и обязанности администрации школы, педагогов и школьных организаций, устанавливающим учебный режим и основы внутреннего распорядка в школе и правила поведения учащихся в школе и вне ее. В основе правил поведения учащихся лежало строгое и сознательное соблюдение дисциплины, вежливое отношение к преподавателям, товарищам и старшим, привитие культурных навыков, бережное отношение к школьному и общественному имуществу, решительная борьба с проявлениями хулиганства и антиобщественными поступками среди детей.

Вводился также во всех школах единый тип ученического билета (на родном языке) с включением в него основных правил поведения учащихся. Кроме того, директорам (заведующим) школами предлагалось завести личное дело на каждого учащегося с момента поступления в школу и до ее окончания. Устанавливалась единая форма одежды для учащихся начальной, неполной средней и средней школы.3

С октября 1917 г. и на протяжении всего советского периода истории шел постоянный поиск новых форм и методов обучения через определение характера и содержания школы, постановку задач, которые она должна была решить. Эта проблема находилась в центре внимания педагогической и всей другой общественности.

В 1930-х гг. содержание образования и направленность школы не изменялись и не получили существенного развития. В то же время усиление партийного влияния в школьном строительстве привело к жесткой регламентации школы и педагогического процесса, административные элементы все более проникали в школьную жизнь. Устанавливался полный контроль над школьной жизнью. Диктат власти распространялся не только на организационные, но и методические вопросы. Постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) «Об организации учебной работы и внутреннем распорядке в начальной, неполной и средней школе»4 (сентябрь 1935 года) усилило власть школьной администрации, ужесточило систему управления, устраняя из школы остатки демократии.

В последующие три года был принят ряд партийных постановлений, приводивших школу к прежним формам. Постановлением ЦК ВКП(б) «Об учебных программах в начальной и средней школе» устанавливалось, что основной формой организации учебной работы должен являться урок, а работа с книгой и учебником - главным атрибутом учебного процесса5.

Школьное строительство определялось в постановлениях Совета Народных Комиссаров СССР и ЦК ВКП (б) «О структуре начальной и средней школы в СССР», СНК СССР и ЦК ВКП(б) «Об издании и продаже учебников для начальной, неполной средней и средней школ», ЦК ВКП(б) «О создании управления высшими учебными заведениями при НКО» и другими.

Решения коммунистической партии и государства 1931-1934 гг. утверждали административно-командную систему и создавали условия для ее проникновения в сферу образования. Управленческая вертикаль, обеспечивавшая партийное руководство, унифицировала управление образовательной системой и формировала партийно-государственную монополию на управление школой. Директивными указаниями центральных партийных и государственных органов издавались единые учебники, запрещалось издание, так называемых «рабочих книг» и «рассыпных учебников», которые выходили за рамки общепринятых6. Наркомпросу и государственному издательству вменялось в обязанность издавать общие для всех учебники по родному языку, математике, географии, физике, химии, естествознанию и т.д. В свою очередь Наркомпрос устанавливал единые для всех типов школ планы и программы.

В постановлении ЦК ВКП(б) «О начальной и средней школе» от 25 августа 1931 г. отмечалось неудовлетворительное состояние кадров и организация методического руководства школой в органах народного образования. ЦК партии предлагал Культпропу совместно с наркомпросами и культпропами ЦК нацкомпартий разработать мероприятия по подготовке марксистско-ленинских кадров для методической работы в органах народного образования и укрепить руководящие звенья методического руководства лучшими партийными теоретическими и педагогическими силами. В этом же плане ЦК ВКП(б) ставил перед обществом педагогов-марксистов при Коммунистической академии задачу разработки по заданиям Наркомпроса основных вопросов методической помощи учительству в его повседневной работе7.

Компартия видела главное в улучшении методического руководства школой марксистско-ленинскую подготовку кадров и организацию методического руководства школой на базе коммунистической теории и идеологии.

Методическое руководство имело большое значение. Нередки были случая, когда учителя не готовились к урокам, учебный процесс осуществлялся почти при полном отсутствии программно-методического материала.

Руководители Наркомпроса предпринимали неоднократные попытки разработать проект социалистической школы. Вопрос о новой школе был предметом обсуждения на заседаниях Государственной комиссии по просвещению, на съездах учителей весной и летом 1918 г. В этот период существовало два направления будущего проекта новой школы - московский и петроградский. Первый отрицал значение и опыт старой школы, предусматривал создание школ-коммун, действовавших круглогодично, изъятие учебников и учебных программ, отказ от строгого распорядка занятий, учебных предметов, деления на классы. Второй предусматривал только пересмотр программ, учебных планов и перечня изучаемых предметов. Главное назначение школы в этом проекте представлялось как приобретение учащимися знаний. Главное внимание сосредоточивалось на коренной переработке программ и учебников, приведении их в соответствие с задачами социалистической революции. В этом проекте недооценивались связи обучения с трудовым воспитанием учащихся.

Летом 1918 г. проходил первый съезд учителей-интернационалистов. Съезд обсудил доклад члена коллегии Наркомпроса П.Н. Лепешинского о реформе школы. В нем говорилось, что на месте старой создается новая - советская, совместная, единая, бесплатная, трудовая, политехническая школа, где производительный труд будет совмещаться с обучением8. В 1918 г. Наркомпрос разработал и разослал рекомендации для образовательной работы школы. В 1920 г. наркомат опубликовал первый учебный план, который опять же был необязательным. Предметы и количество часов определялось по группам - так назывались в то время классы.

Отдел подготовки педагогического персонала Наркомпроса выпустил сборник «Организация и методы повышения квалификации работников социального воспитания», в котором впервые в масштабах РСФСР давались примерные учебные планы и программы для губернских и уездных курсов переподготовки учительства.

В 1920 г. были разработаны и введены примерные учебные программы для школ второй ступени. Они были снабжены объяснительными записками, списками методической литературы. В программы были введены элементы истории науки (языка, математики, физики и др.). Вместе с тем не была продумана взаимосвязь отдельных предметов, переоценивали возрастные возможности учащихся.

В связи с изменениями, внесенными в школьную систему после I партийного совещания по народному образованию9, Наркомпрос в 1921 г. издал новые программы для семилетней школы. Эти программы, составленные, как и программы 1920 г., по учебным предметам, отличались большей конкретностью. Как считалось в то время, основным недостатком их являлась недостаточная связь учебного материала с практикой социалистического строительства. Кроме того, отмечалось, что в них имелось немало ошибочных положений с точки зрения марксистско-ленинской теории, особенно по таким предметам, как история, обществоведение, литература.

В 1923/24 учебном году Наркомпросом были изданы уже в качестве обязательных учебные программы, разработанные под руководством Научно-педагогической секции Государственного ученого совета - ГУСа10. Их особенностью было то, что в них учебный материал не распределялся по отдельным предметам. Весь объем знаний, подлежащий изучению в школе, был дан в виде единого комплекса сведений о природе, труде и человеческом обществе. В соответствии с этим учебный материал распределялся в программах по трем направлениям: природа, труд, общество. Эти программы именовались комплексными.

Программами Государственного ученого совета ставилась задача пронизать все содержание учебно-воспитательной работы школы идеей революционного преобразования мира. Основным путем решения этой задачи, заложенным в программы, считали связь школы с жизнью, трудом и борьбой рабочих и крестьян. Эта связь осуществлялась посредством активного участия детей в общественно-политической жизни страны. Организуя учебный процесс по программам Государственного ученого совета, школы получили возможность применять новые методы и приемы работы, проводить экскурсии, наблюдения, опыты, практические работы, что способствовало развитию самостоятельности и активности учащихся, прививало любовь к труду, родному краю и своей Родине. Основным недостатком программ Государственного ученого совета было то, что они влекли за собой бессистемное, отрывочное преподавание отдельных учебных предметов и тем самым не обеспечивали учащимся систематизированных знаний, не давали школьникам прочные навыки по русскому языку, математике и другим предметам. Тем самым школа не могла выполнять задачу подготовки образованных строителей нового общества, в которых в это время так остро нуждалась страна.

Первоочередной, неотложной задачей, определявшей содержание переподготовки учителей, являлось ознакомление их с сущностью программ ГУСа и методами работы по этим программам. К концу 1922 г. научно-педагогическая секция ГУСа в основном завершила разработку схемы программ для первых пяти лет обучения. Программы ГУСа как обязательные должны были быть введены в I и И группах с 1924/25 учебного года. Их проверка на базе опытно-показательных школ, пропаганда среди учительства начались в 1923 г.

Программы ГУСа были направлены на установление неразрывной связи обучения и воспитания с жизнью. По своему содержанию они позволяли устранить разрыв между теорией и практикой, покончить с вербализмом, догматическими методами обучения, господствовавшими в дореволюционной школе11. Оценивая роль и значение гусовских программ, А.В. Луначарский говорил на II Всероссийском съезде заведующих губернских отделов социального воспитания: «Это целый переворот в деле школьного образования, это такая вещь, которая, если мы сумеем ее развить, будет иметь всемирное значение... В этой программе лежит необычайное изящество структуры, с какой бы стороны не подойти к ней, вы видите нечто цельное»12.

Программы ГУСа открывали широкие возможности для школы, учитывали жизненный опыт учащихся, способствовали подготовке их к активному участию в преобразовании окружающей действительности. Программы ГУСа (и может, именно в этом заключалась одна из наиболее сильных их сторон) требовали от учителя постоянного совершенствования своей деятельности, творческого подхода к делу, умения облечь схему живой плотью местного материала, наполнить конкретным содержанием.

Вместе с тем в программах ГУСа можно усмотреть и упущения, наличие неправильных, глубоко ошибочных положений, которые нанесли школе существенный вред. Программы подменяли подлинные диалектические связи случайными, надуманными, пытались втиснуть все многообразие окружающей действительности в узкие рамки комплекса, подогнать под единую схему. Программы недостаточно учитывали специфику учебных предметов. Вместо систематических, цельных знаний учащимся давался набор разрозненных элементов различных наук, что, по существу, являлось недооценкой получения прочных знаний и навыков. Этот недостаток программ был особенно осязаем, во-первых, в условиях ускоренно и качественно развивающегося народного хозяйства, нуждавшегося в грамотных, квалифицированных, разносторонне подготовленных кадрах; во-вторых, из-за преобладания неопытных, малоквалифицированных педагогов. Педагог, имеющий низкую квалификацию,

делал упор на формальную сторону программ, механически исполнял рекомендации, а в результате не давал учащимся прочных знаний. Повышение квалификации массового учительства, детальное ознакомление его с сущностью гусовских программ, с новыми методами обучения становилось вопросом первостепенной важности.

Учебные программы Государственного ученого совета (ГУСа), подготовленные в 1923-1925 гг., строились по схеме: природа и человек, труд, общество. Большое место при этом отводилось естественным наукам. Был значительно увеличен удельный вес общественно-исторических дисциплин, вводился курс политграмоты, преподавание которого поручалось, как правило, коммунистам, имевшим педагогический стаж или навыки лекционной работы13.

Комплексные программы по обществоведению включали вопросы истории развития и смены общественно-экономических формаций, роли народных масс в истории, классов и классовой борьбы, всемирно-исторического значения победы Советской власти. Предусматривалось ознакомление с биографией В.И. Ленина. Давались знания о Коммунистической партии, задачах молодежного движения14. Изучение обществоведения, истории должно было способствовать превращению знаний в мировоззрение, мировоззрения в убеждение, а убеждения в навыки. Комплексные программы способствовали приобщению школьников к основам научно-материалистического мировоззрения. Нелишенные ряда недостатков, в целом они сыграли положительную роль в преодолении формализма и схоластики старой дореволюционной педагогики.

Ленинские принципы коммунистического воспитания и обучения должны были найти отражение в новых по идейным, методологическим и методическим основам учебниках и учебных пособиях, призванных стать «орудием в перестройке нашей школы...»1 .

Наряду с комплексными программами, вводились программы по отдельным предметам - русскому языку, математике, физическому воспитанию, изобразительному искусству, музыке, а также по труду. В записке к программе (1927 г.) говорилось: «Труд играет исключительно важную роль в политехническом воспитании, составляя его основную часть, так называемую трудовую политехнику»16. Овладение «трудовой политехникой» должно было идти двумя основными путями: во-первых, путем овладения множеством навыков труда, взятых ив различных кустарно-ремесленных производств; во-вторых, путем усвоения элементов, типичных для любого трудового процесса: планирование, заготовка и приспособление материала, выбор и приспособление к инструменту, выполнение рабочих операций, оценка выполненной работы. Заслугой программы было продвижение в анализе воспитательного значения труда, стремление детально разобраться в социальном значении трудовых занятий, психофизическом влияния труда на развитие ребенка и подростка, анализе его как средства интеллектуального развития человека. По замыслу организаторов этого процесса, школа должна научить правильно решать любую трудовую задачу, которая встретится во время школьного обучения и после школы17. Вместе с тем эта по существу правильная постановка не исчерпывала решения задачи политехнического образования.

Отличительной чертой новых учебных планов было стремление перенести центр тяжести с общих проблем педагогики на конкретные методические вопросы, удовлетворить практические потребности учительства. В учебных планах в большей степени учитывалась специфика различных классов, предметов и типов школ. Эти тенденции, довольно отчетливо выраженные в новых учебных планах, были значительным шагом вперед.

Органам народного образования с учетом местных условий предоставлялось право вносить в программы необходимые изменения и дополнения при условии сохранения основных стержневых тем. Внесению на местах изменений в содержание учебных планов и программ должен был предшествовать анализ итогов работы школ, позволявший выявить наиболее существенные и типичные проблемы в подготовке педагогических кадров.

Наркомпрос утвердил на 1927/28 учебный год новый едиными обязательный для повсеместного применения учебный план школ второй ступени. Этот план предусматривал разностороннее естественнонаучное и общественно-политическое образование учащихся, их трудовое, физическое и эстетическое воспитание. Кроме общеобразовательных пред-

метов в учебный план входили специальные предметы, в зависимости от профессионального уклона, принятого в школе. Наркомпрос утвердил и новые программы для школ всех ступеней, которые несколько отходили от комплексности и приближались к программам по предметам. В них содержался перечень обязательных знаний и навыков по родному языку, математике и другим учебным предметам. Программы для У-1Х классов строились по предметам, но систематическое изложение учебного материала все же нарушалось и подгонялось под комплексные темы.

В целях дальнейшего приближения обучения к жизни в 1929-1930 гг. были изданы новые учебные программы, которые стали комплексно-проектными. Значительное место в них отводилось ознакомлению учителей с методом проектов, который направлялся на увязку обучения с жизнью, практикой социалистического строительства, что вполне соответствовало политическим и методическим установкам партийных и государственных органов о школе. Как и все содержание образования советского времени, школьные комплексные программы были политизированы, предусматривали связь с социально-политическими и экономическими преобразованиями в стране. Отсюда предлагались такие проекты: «Будем бороться за промфинплан», «Поможем коллективизации деревни» и т.д. Значительно увеличивался объем материала политического характера, включались вопросы индустриализации и коллективизации, усиливался акцент на классовой борьбе и задачах культурной революции17.

В 1930 г. модернизация школьных программ привела к появлению комплексно-проектных программ. Они были подвергнуты суровой критике, а авторы и сторонники их объявлены вредителями, сознательно стремившимися погубить школу. Такая их оценка не может быть признана объективной и справедливой; проекты оценивать следует с позиций задач, которые ставились перед школой.

Постановление ЦК ВКП(б) «О начальной и средней школе» от 25 августа 1931 г.18 подвело итог почти 15-летней дискуссии по вопросам содержания образования в школе. В нем говорилось: «Предложить Наркомпросам союзных республик немедленно организовать научно-марксистскую проработку программ, обеспечив в них точно очерченный круг систематизированных знаний (родной язык, математика, физика, химия, география, история), с расчетом, чтобы с 1 января 1932 года начать преподавание по пересмотренным программам. Одновременно с пересмотром программы Наркомпросы должны принять меры, обеспечивающие действительную возможность преподавания по новым программам (инструктирование учителей, издание соответствующих указаний и т.д.)»19.

На основе этого постановления ЦК ВКП(б) коллегия Наркомпроса разработала и утвердила учебные планы начальной и средней школы. Почти половина (1850 из 3900) учебных часов отводилась на изучение родного языка и арифметики, как главных предметов школы. Новый учебный план для VI-VIII классов был ориентирован на изучение предметов общеобразовательного характера. В дальнейшем эти программы неоднократно пересматривались20

На 1934/35 учебный год Наркомат просвещения утвердил учебные планы, которые существенно отличались от прежних. Программы расширяли круг общеобразовательных знаний, способствовали лучшей адаптации ребенка в окружающем мире. По естествознанию программа предусматривала расширение кругозора детей знанием фактов разнообразия живой и органической природы, помощь ученикам ориентироваться в природном мире. По русскому языку программа обращала большое внимание на культуру устной и письменной речи, приобщала учеников к золотому фонду отечественной литературы. Вместе с тем, программа указывала, что «язык должен войти в школы как орудие классовой борьбы и социалистического строительства». Учебные планы в своей основе содержали положения о коммунистическом воспитании молодежи и ориентации ее на строительство коммунистического будущего. Программы в большей степени стали учитывать возраст учеников '.

Приказом Наркомата просвещения РСФСР 4 марта 1937 г. было отменено преподавание труда как самостоятельной дисциплины. Более того, этим приказом все оборудование классов по трудовому обучению передавалось в детские дома. В соответствии с постановлением Совета Народных Комиссаров РСФСР от 13 июля 1936 г. сельские

школы получали пришкольные участки для проведения практических занятий, экскурсий и ботанических опытов22.

Основной организационной формой учебных занятий в школе был признан урок. В процессе преподавания должны применяться разнообразные методы: систематическое изложение учителем учебного материала, самостоятельная работа учащихся с книгой и учебником, письменные и графические работы учащихся, лабораторные работы, демонстрация опытов и приборов, экскурсии. Вводилась качественная оценка знаний учащихся, требовалось укрепить сознательную дисциплину в школе. Было указано на необходимость ведения систематической воспитательной работы среди учащихся.

Учебная программа на 1940/41 учебный год имела все предметы, необходимые для составления представлений об окружающем мире. Она представляла собой сбалансированное сочетание точных и гуманитарных дисциплин. Программа акцентировала внимание на национальной культуре. Точным наукам: арифметике, алгебре, геометрии, тригонометрии отводилось значительное количество учебного времени.

Перестройка учебной работы проходила в острой борьбе как с защитниками старой системы обучения, так и с лженоваторами, пытавшимися насаждать методическое прожектерство. В 1928-1929 гг. некоторые работники Научно-исследовательского института методов школьной работы выступили с «теорией отмирания школы», утверждая, что при коммунизме школа как учебно-воспитательное учреждение отомрет, и дети будут получать образование и воспитание в процессе жизни, в реальной практике. В организация и методике учебно-воспитательной работы пытались насадить разрушавший школу, заимствованный из США так называемый «метод проектов». Этот метод предусматривал выполнение учащимися ряда практических заданий - «проектов». На первом плане стояло «что надо сделать», на втором - «что для этого надо узнать». При такой организации занятий с учащимися нарушалась система и логика учебных предметов, сведения из различных учебных предметов были отрывочными, учебное время тратилось на выполнение поручений, связанных с «проектом», но не имевших образовательной ценности. Эти теории не были приняты ни государственной системой управления образованием, ни самими учителями23. Стремление отказаться от всего старого, «буржуазного» приводило к попыткам принципиально изменить сущность процесса образования. Высказывались суждения отказаться от учебников и классных занятий, было принято решение об отмене отметок24. Институт методов школьной работы пропагандировал ряд извращений в педагогике, например: «теорию отмирания школы», «метод проектов» и т.д.25 «Теория отмирания школы» рассматривала труд как центр школьной работы, предполагала уничтожение классов, отрицала программы и предметную систему обучения, учебники, снижала роль учителя. Были предложения о выборности учениками своих учителей26.

На становление новой школы оказывали влияние педологи. Они вмешивались в работу учителей, снижая их авторитет, мешали им всесторонне изучать детей в процессе обучения и всей их деятельности, претендовали на свое исключительное право изучать детей и определять степень их умственного развития и одаренности. Педологи нередко зачисляли нормальных детей в категорию «отсталых», «дефективных», «трудовых», направляли их в специальные и вспомогательные школы, убивая веру ребенка в свои силы и способности. В тот период Наркомпросы союзных республик поддерживали педологов, поощряли их деятельность27.

Постановление ЦК ВКП(б) «О начальной и средней школе» от 25 августа 1931 г. призывало развернуть решительную борьбу против легкомысленного методического прожектерства, насаждения в массовом масштабе методов, предварительно на практике не проверенных, что особенно обнаружилось в применении так называемого «метода проектов». ЦК партии отмечал, что вытекавшие из антиленинской теории «отмирания школы» попытки положить в основу всей школьной работы так называемый «метод проектов» вели фактически к разрушению школы28. ЦК ВКП(б) в постановлении от 4 июля 1936 г. «О педологических извращениях в системе наркомпросов» представил педологию как лженауку2 .

Партийные и государственные директивы ставили ответственные задачи перед общеобразовательной школой по обеспечению высокого уровня политехнической подготовки уча-

щихся, вооружению их трудовыми умениями и навыками. Успех работы по политехнизации школы во многом зависел от учителя, знания им основ производства, умения применять на практике общие принципы политехнизма. В докладе на XV Всероссийском съезде Советов нарком просвещения РСФСР A.C. Бубнов отмечал: «Исключительное значение приобретает политехническая подготовка и переподготовка учительства. Это основное звено политехнизации школы на данном этапе борьбы за политехнизм»30.

В 1930 г. состоялся первый политехнический съезд, который подвел итоги накопленного опыта политехнического обучения и определил пути его дальнейшего совершенствования и приспособления к реальной экономике. В 1931 г. была опубликована новая программа политехнизации школы, которая давала расширенную программу изучения предприятия своего района и возводила это изучение в принцип местной программно-методической работы школы. Вопрос о труде в школе ставился как о самостоятельном предмете школьного обучения. Преподавание труда предлагалось увязывать с систематическим и прочным усвоением основ наук, прежде всего физики, химии, биологии, математики.

XVIII съезд ВКП(б) поставил вопрос о необходимости обеспечить в школе учащимся некоторую подготовку к будущей практической работе. В апреле-мае 1939 г. в «Учительской газете» прошла дискуссия по вопросу о мероприятиях по подготовке учащихся к практической работе. Августовские районные совещания в качестве основной выдвинули задачу ликвидации формализма школьных знаний, обеспечения связи знаний с жизнью. Всероссийский актив учителей призвал к укреплению связи теории с практикой, борьбе с формализмом в деле политехнизации обучения в школе. В июне 1940 г. при редакции «Учительской газеты» состоялось совещание научных работников, методистов и преподавателей физики, химии и биологи, на котором вновь обостренно обсуждались вопросы связи теории и практики, ликвидации формализма и привития учащимся практических навыков. Научно-педагогические конференции и совещания учителей посвящались вопросам политехнизации обучения. Газеты «Правда», «Известия», «Комсомольская правда», «Учительская газета» печатали материалы о трудовом воспитании, о привитии практических навыков, о связи теории и практики в советской школе. На январских учительских совещаниях 1941 г. и Всероссийском совещании руководящих работников народного образования учителя подчеркивали, что введение практических занятий повышает успеваемость и дисциплину учащихся31.

Коренной недостаток школы заключался в том, что обучение в школе не давало достаточного объема общеобразовательных знаний и неудовлетворительно решало задачу подготовки для техникумов и высшей школы грамотных людей, хорошо владеющих основами наук (физика, химия, математика, родной язык, география и др.). В силу этого политехнизация школы приобретала в ряде случаев формальный характер и не готовила детей как всесторонне развитых строителей социализма, увязывающих теорию с практикой и владеющих техникой. В постановлении ЦК ВКП(б) «О начальной и средней школе» от 25 августа 1931 г. отмечалось, что всякая попытка оторвать политехнизацию школы от систематического и прочного усвоения наук, особенно физики, химии и математики, преподавание которых требовало строго определенных и тщательно разработанных программ и учебных планов, и необходимости проводится по строго установленным расписаниям, представляет собой грубейшие извращения идей политехнической школы32.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Положение о единой трудовой школе РСФСР. Утверждено ВЦИК 30 сентября 1918 года // Декреты Советской власти. М., 1964. Т. 3. С. 174-380.

1 Постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) «Об организации учебной работы и внутреннем распорядке в начальной, неполной средней и средней школе», 3 сентября 1935 г. II КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. М., 1985. Т. 6.1933-1937. С. 265-267; Правда. 1935. 4 сентября. № 244.

3 Постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) «Об организации учебной работы и внутреннем распорядке в начальной, неполной средней и средней школе», 3 сентября 1935 г. II КПСС в резолюциях... Т. 6. С.267; Правда. 1935. 4 сентября. № 244.

4 КПСС в резолюциях... Т. 6. С. 263, 267.

5 Народное образование в СССР: Сб. док. 1917-1973 гт. М., 1974. С. 163.

6 КПСС в резолюциях... Т. 6. С. 151-152,254-257, 368-379 и др.

7 Народное образование в СССР. С. 165.

8 Постановление ЦК ВКП(б) «О начальной и средней школе», 25 августа 1931 г. // КПСС в резолюциях... Т. 5. С. 353-361.

9 Народное образование в СССР. М., 1974. С. 133.

10 Школьная система после первого партийного совещания по народному образованию имела такую структуру: начальная школа (четырехгодичная); семилетняя школа (первый концентр - 4 года, второй концентр - 3 года); школа девятилетка (первый конце юр - 4 года, второй концентр - 3 года, третий концентр - 2 года).

" Создан в 1919 г.

12 Равкин С.И. Советская школа в период восстановления народного хозяйства. 1921-1925 гт. М., 1959. С. 72.

13 Луначарский А.В. Значение новых программ // Народное просвещение. 1923. № 4-5. С. 74.

14 Справочник партийного работника. Вып. 4. С. 166.

15 Народный учитель. 1925. № 1. С. 55-57.

16 Крупская Н.К. Педагогические сочинения. М., 1979. Т. 4. С. 236.

11 Программы и методические записки единой трудовой школы. М., 1927. Вып. 3. С. 8.

18 Там же. С. 128.

19 Бюллетень Наркомпроса РСФСР. 1931. № 48-49. С. 8; Постановление ЦК ВКП(б) «О начальной и средней школе» от 25 августа 1931 года//Правда. 1931. 5 сентября.

20 Народное образование в СССР. С. 158.

21 Бюллетень Наркомпроса РСФСР. 1934. № 25. С. 440.

22 Народное образование в СССР. С. 522.

23 Становление и развитие новой системы народного образования. М., 1982. С. 78.

24 Народное образование в СССР. С. 133.

25 Медынский Е.Н. Просвещение в СССР. М., 1955. С. 193.1

26 Константинов И.А., Медынский Е.Н. Очерки по истории советской школы за 30 лет. М., 1948. С. 21.

27 Константинов НА., Медынский Е.Н., Шабаева М.Ф. История педагогики. М., 1966. С. 385.

“ Постановление ЦК ВКП(б) «О начальной и средней школе», 25 августа 1931 г. // КПСС в резолюциях... Т. 5. С. 353-361.

29 Постановление ЦК ВКП(б) «О педологических извращениях в системе наркомпросов», 4 июля 1936 г. // КПСС в резолюциях... Т. 6. М., 1985. С. 364-367.

30 Бубнов А.С. Статья и речи о народном образовании. М., 1959. С. 152.

31 История Отечества. Советский период. М., 1993. С. 143.

32 Постановление ЦК ВКП(б) «О начальной и средней школе», 25 августа 1931 г. // КПСС в резолюциях... Т. 5. С.353-361.

33 Артамонова Н.Я. Интеллигенция Восточной Сибири (конец XIX - середина XX вв.). М., 2000. С. 173.

«WILL BE FIGHTING FOR PROMFINPL AN...»

IDEOLOGICAL POLARITY OF SCHOOL REFORMS IN USSR OF IN THE MID 1920-1930™ YEARS.

S.V. KVITKO Department of humanitarian and social-economic Law College Of Belgorod 71 Gorkogo Str., Belgorod, 308034 Russia

The article is dedicated to the ideology of reforms of the school system in the Soviet Union in the 20Ul-30th years of the XX century. The analysis of the ideological polarity is based on the materials of the State authorities and Central Committee of VKP(b) decrees.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.