Научная статья на тему 'Формирование школьной ситемы обучения в Нижегородской губернии в 1917-1930 гг'

Формирование школьной ситемы обучения в Нижегородской губернии в 1917-1930 гг Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
707
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ / СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / СОВЕТСКАЯ ПЕДАГОГИКА / НАРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ШКОЛА I И II СТУПЕНИ / ШКОЛА КРЕСТЬЯНСКОЙ МОЛОДЕЖИ / НАРОДНЫЙ УЧИТЕЛЬ / РЕГИОНАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / МАССОВОСТЬ ОБУЧЕНИЯ / HISTORY OF PEDAGOGY / THE EDUCATION SYSTEM / THE SOVIET PEDAGOGY / POPULAR EDUCATION / THE SCHOOL I AND STAGE II / SCHOOL OF PEASANT YOUTH / NARO

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Быстрова Н. В.

В статье определены научно-исторические и социально-педагогические основы становления и развития школьного образования в Нижегородской губернии в контексте российского образовательного пространства. Выявлены принципы формирования школьной системы обучения в период с 1917 по 1930 гг.: доступность, бесплатность, всеобщность, политизация образования. Установлена динамика прогрессирующего развития школ.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Быстрова Н. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n this article the scientific, historical and socio-pedagogical foundations of the formation and development of school education in the Nizhny Novgorod region in the context of the Russian educational space. Identified the principles of formation of the school education system in the period from 1917 to 1930.: Accessibility, gratuity, universality, the politicization of education. Installed dynamic progressive development of schools.

Текст научной работы на тему «Формирование школьной ситемы обучения в Нижегородской губернии в 1917-1930 гг»

УДК -371.833.1.

ФОРМИРОВАНИЕ ШКОЛЬНОЙ СИТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ В НИЖЕГОРОДСКОЙ

ГУБЕРНИИ В 1917-1930 ГГ.

Н.В. Быстрова

В статье определены научно-исторические и социально-педагогические основы становления и развития школьного образования в Нижегородской губернии в контексте российского образовательного пространства. Выявлены принципы формирования школьной системы обучения в период с 1917 по 1930 гг.: доступность, бесплатность, всеобщность, политизация образования. Установлена динамика прогрессирующего развития школ.

Ключевые слова: история педагогики, система образования, советская педагогика, народное образование, школа I и II ступени, школа крестьянской молодежи, народный учитель, регионализация образования, массовость обучения.

Происходящие в обществе процессы модернизации образования актуализируют проблему изучения педагогического опыта прошлого, позволяющего переосмыслить историю с современных позиций, усовершенствовать современную школу и педагогику.

Потребность эффективного решения проблемы становления общего среднего образования вызывает необходимость изучения тех исторических периодов развития общества, которые оказали наибольшее влияние на развитие образования в России. К таким историческим периодам относится период с 1917-1930 гг., который представляет особый исследовательский интерес как уникальное явление российского и мирового историко-образовательного процесса.

Именно историко-педагогические исследования позволяют объективно воссоздать явления целостной реконструкции образования как целенаправленного организованного процесса. В богатом опыте прошлого накоплены значимые теоретические обобщения и богатый арсенал средств реализации образовательных целей в их историческом, педагогическом, культурном многообразии.

Каждый регион России имеет свои исторические, социальные, культурные, этнические особенности, которые в основном сформировались в прошлом. Поэтому обращение к прогрессивному прошлому своей страны, родного края, вполне правомерно, ибо без учета созидательной деятельности предшествующих поколений нет смысла говорить о достижениях культуры, образования и воспитания в настоящем.

Новые теоретико-методологические подходы, сформулированные в современных историко-педагогических исследованиях М.В. Богуславского, Н.Д. Никандрова, Е.Г. Осовского, М.Г. Плоховой, В.Г. Пряниковой, З.И. Равкина, Л.А. Степашко, помогают с объективных научных позиций представить становление и развитие образовательной ситуации в 1917-1930 гг., рассмотреть общие тенденции функционирования школы в целом по стране и в Нижегородской губернии в частности.

В исследуемый период создание абсолютно иной системы образования, детерминированной социальными, духовными, экономическими, политическими, культурными факторами, становится особенно необходимым.

Экономический кризис, вызванный Первой мировой войной, революцией, гражданской войной, политикой «военного коммунизма», являлся очевидным препятствием для развития страны. «Разорение, нужда, обнищание» - так характеризовал В.И. Ленин сложившуюся обстановку в стране. Это подтверждается цифрами. Ущерб, нанесенный народному хозяйству, превысил 50 млрд рублей, промышленное производство сократилось в 1920 г. по сравнению с 1913 г. в 7 раз, сельскохозяйственное - на 40 %; в полнейшем упадке был транспорт; добыча угля и нефти находилась на уровне конца XIX в.

Огромные людские потери понесла страна за годы гражданской войны. По некоторым данным они составили 12 млн человек, по другим - 15 млн человек [5;57]. Исследователь В. Кожинов, например, считает, что в 1918-1922 гг. погибло 25 млн человек. В ходе войны и после нее были практически целиком уничтожены дворянство, дореволюционный офицерский корпус, многие священнослужители, представители казачества, зажиточное крестьянство. Серьезный урон был нанесен взрослому мужскому населению страны за счет погибших на фронтах. В гражданской войне только Красная Армия потеряла по официальным данным около 800 тыс. бойцов [3;203].

Нижегородский историк и краевед А. Лушин отмечает, что в Нижегородской губернии к 1917 г. проживало 1,5 млн русских, а сам Нижний Новгород был чисто русским городом, и население его составляло 148 тыс. жителей. В 1920 г., т.е. после трехлетия советского режима,

нижегородцев уже стало на 42 тыс. меньше.

В период становления советской власти, особенно была велика детская смертность, наибольших размахов она приобрела в 1921 г., когда в Поволжье разразился страшный голод. Массовая детская смертность унесла, по данным член-корреспондента РАН Ю.А. Полякова, до трети всех детей Поволжья. За период с середины 1921 г. до середины 1922 г. от голода погибло 3,55 млн человек; до конца 1923 г. - еще 2,35 млн человек [4;126-129].

Безотцовщина, гибель людей, распад семьи, родственных связей вызвали небывалое распространение детской беспризорности (до 7 млн к 1922 г.), что стало одним из источников роста преступности.

В Нижегородской губернии, по свидетельствам архивных документов, проходила активная борьба с детской беспризорностью. Открывались детские дома, колонии и коммуны, регулярно проводились недели ребенка, была развернута широкая шефская работа. В 1919 г. насчитывалось 18 детдомов в Н. Новгороде и 142 - в уездах, к 1 декабря 1922 г. в губернии было 94 детдома с количеством детей свыше 5000.

Перечисленные социальные потрясения привели к ряду существенных изменений, в первую очередь в духовной сфере общества.

В сложившихся тяжелых условиях общество было охвачено жестокостью, злобой, материальными трудностями, потерей близких людей, обидой на правительство страны. Перечисленные людские невзгоды имели под собой существенные основания: насильственное свержение самодержавия, а позднее Временного правительства, способствовало расколу общества по социальному признаку; противостояние «белых» и «красных» являлось новым толчком ненависти и злобы между людьми. Неприятие многими коммунистической идеологии и борьба большевиков с инакомыслящими вылились в эмиграцию из России 2 млн человек, кандидатами на депортацию стали образованнейшие люди своей страны: философы, писатели, врачи, учителя, известные ученые. Но самое главное духовное опустошение общества было связано с безбожием, проповедуемым властью большевиков. Все дореволюционное школьное образование было направленно на религиозно-патриотическое воспитание учащихся в духе господствующих представлений об основах российской государственности. При этом цель воспитания выводилась из трех начал - православие, самодержавие, народность, - что существенно определяло царскую образовательную политику [8;25]. При советской власти произошла смена православия верой в коммунизм, самодержавия — диктатурой Центрального комитета (ЦК) и Всероссийской чрезвычайной комиссии, народности - интернационализмом.

В напряженнейшей политической, экономической, идеологической атмосфере первых послереволюционных лет происходило становление народного образования. Спецификой раннесоветского периода стало то, что школьная политика являлась составной частью «культурной социалистической революции», целью которой было повышение образовательного и культурного уровня населения, что являлось острой необходимостью. Вся дореволюционная система образования находилась на низком уровне развития, значительно отставая от западноевропейских стран. Всеобщая перепись населения Российской империи в 1897 году показала следующие данные: 70,4 % населения в возрасте 9-49 лет неграмотны, причем грамотность городского населения в 2 раза превышала грамотность сельского населения (в городах - 38,9 %, в селах - 75,4 %) [9;59]. Состояние народного образования до революции 1917 г. в Нижегородской губернии было также катастрофическим, только 22 % населения были грамотными [7;343].

Анализируя положение в сфере образования в Нижегородской губернии, можно отметить ряд специфических черт, ограничивающих ее развитие, в числе которых: многонациональный состав населения, широкое распространение религиозных верований, кустарных ремесел, наличие единичных культурных и промышленных центров (Нижний Новгород, Арзамас).

Перемены в социально-экономической, духовной жизни общества в рассматриваемый период, успехи отечественной педагогической науки и ученых (П.П. Блонского, К.Н. Вентцеля, Н.К. Крупской, П.Н. Лепешинского, A.B. Луначарского, A.C. Макаренко, В.Н. Сорока-Росинского, С.Т. Шацкого, и др.) поставили новые задачи в образовании: создание единой трудовой школы, соединение общего образования с политехническим, трудовым; изменение содержания образования по всем учебным предметам; реализация новых принципов развития образования: доступности, бесплатности, всеобщности образования; светский характер обучения; совместное обучение мальчиков и девочек.

В 20-е годы XX века становления и развития школьного образования в Нижегородской губернии проходило в несколько этапов: первый этап -1917-1922 гг., второй этап - 1922-1925 гг.,

третий этап - 1925-1930 гг.

Характерными особенностями первого этапа является: создание школ I и II ступени; создание опытно-показательных школ и школ-коммун; становление государственного аппарата управления образованием; становление государственно-правовой базы; развитие в образовательной практике идей коммунизма, социализма, принципа регионализации при открытии новых учебных заведений; зарождение советской педагогики как нового научного направления; новые учебные заведения открывались стихийно.

Второй этап становления и развития школьного образования являлся сложным в истории советской педагогики и образования. Особо актуальными были вопросы взаимосвязи общего и политехнического образования, создание школ крестьянской молодежи, фабрично-заводского ученичества, школ-семилеток.

Третий этап характеризуется развитием системы образования, увеличением количества школ-семилеток, а также строительством новых школьных зданий и укреплением материально-технической базы.

Деятельность по стабилизации и развитию школьного образования осуществлялась по следующим направлениям: административному - организация и функционирование школ, создание материально-технической базы; педагогическому - разработка содержания и методов обучения; кадровому - подготовка учителя «нового типа».

Основу новой системы образования составляла единая трудовая школа с двумя ступенями: I ступень - 5 лет обучения (от 8 до 13 лет) и II ступень - 4 года обучения (от 13 до 17 лет). В совокупности обе эти ступени составляли девятилетнюю среднюю общеобразовательную школу. Полный переход к единой трудовой школе растянулся на несколько лет с 1918 по 1921 гг. Однако, начиная с 1918 г., число школ и охват детей начальным школьным обучением стали с каждым годом медленно, но возрастать. Количество учащихся в начальных школах Нижегородской губернии в 1917-1918 гг. составляло 135252, а в 1929-1930 гг. уже 198502 человек.

Количество школ II ступени (из-за недобора учеников) значительно отставало от количества школ I ступени. Например, в Балахнинском уезде в 1918/1919 учебном году школ I ступени насчитывалось 194, а школ II ступени - 16. Это можно объяснить ограниченной возможностью для детей старше 12 лет продолжать учебу в силу крайне неблагоприятных социально-экономических условий этого периода, а также слабой общеобразовательной подготовкой выпускников школ, где только 4-5 % учеников после окончания II ступени могли поступить в вуз.

С 1922 г. фактически начался отход советского общего образования от некоторых принципов единой трудовой школы. Самым распространенным и наиболее популярным типом учебного заведения стала общеобразовательная семилетка. До 60-70 % детей Нижегородских рабочих обучались в семилетках.

На базе четырехлетней школы I ступени (начальной) в сельской местности открывались школы крестьянской молодежи. В Нижегородской губернии в 1927 г. таких школ насчитывалось 12 с 706 учащимися и 44 учителями. Как правило, эти учебные заведения создавались в наиболее крупных волостных центрах. В учебный план школ, наряду с общеобразовательными предметами, был включен ряд специальных агротехнических дисциплин, а также обязательная сельскохозяйственная практика. В 1925 г. широкое распространение в промышленных центрах, районах, крупных предприятиях получила фабрично-заводская семилетка. В Положении о фабрично-заводской семилетке от 26 июня 1926 г. задача общеобразовательного учреждения заключалась в том, чтобы «дать учащимся знакомство с трудовыми приемами и процессами и сообщить навыки в обращении и применении общеупотребительных инструментов ... дать учащимся не только понимание процессов производства, но и некоторые технические умения».

После окончания фабрично-заводской семилетки и школы крестьянской молодежи можно было продолжить обучение в 8 классе девятилетней школы и в профессиональных учебных заведениях.

Особое место занимали школы фабрично-заводского ученичества, курировавшиеся предприятиями и действующие преимущественно с целью обучения рабочих-подростков с профессиональной установкой, но с обеспечением общеобразовательных знаний. Школы фабрично-заводского ученичества давали практические и профессиональные знания непосредственно на производстве.

Таким образом, в развитии общеобразовательных школ как России, так и Нижегородской губернии, произошли определенные и довольно заметные сдвиги. Реорганизацию

общеобразовательной школы в профессиональную провоцировала социально-экономическая обстановка того времени, требовавшая подготовки специалистов для различных сфер производства. Профессиональное обучение стало характерной чертой Нижегородской губернии с ее большим количеством промыслов и промышленным характером экономики.

Внедрение в жизнь принципов «единой трудовой школы» в Нижегородской губернии являлось крайне сложной задачей. Губерния переживала топливный, продовольственный и жилищный кризис. В школах не хватало учителей, учебных пособий, парт, классных досок, канцелярских принадлежностей. Не было возможности обеспечить детей горячим питанием, одеждой, обувью, учебниками. «Это было время, - писал A.B. Луначарский, - когда наша школа умирала на наших глазах, когда была забота, откуда дров достать, как учителя спасти от голодной смерти, - это было время, когда школа голодала, кричала и когда мы, сидя в Наркомпросе, были бессильными свидетелями развала» [6; 237].

Постепенное восстановление промышленности и сельского хозяйства способствовало улучшению материального состояния образования. Отпускаемые на просвещение средства, хотя и незначительные, росли из года в год. Бюджетное ассигнование на начальное образование по губернии составило: в 1924/25 гг. - 2141,0 тыс. руб., 1925/26 гг. - 3016,0 тыс. руб., 1926/27 гг. -4370,0 тыс. руб.

В 20-е гг. XX в. в связи с ростом числа школ испытывалась нехватка квалифицированного учительского состава. В 1225 школах Нижегородской губернии в 1925 г. было по одному учителю; образовательный ценз большинства учителей был невысоким (31 % учителей с низшим образованием, специальной подготовкой обладали только 27,6 % учительства) [2].

В связи с предстоящим введением всеобуча вплотную встал вопрос о переподготовке учителей, получивших образование до Октября 1917 г., а также учителей, не имевших педагогического образования. Все они нуждались в новой политической ориентации применительно к условиям нового советского строя, к работе в единой трудовой школе.

В системе подготовки педагогических кадров в 20-е гг. XX в. четко вырисовывается резкое увеличение числа педагогических курсов, что явилось единственным выходом в первые годы советской власти в связи с массовой подготовкой учительства для новой единой трудовой школы.

В структуру обучения учителей «нового типа» входила политическая, общеобразовательная и педагогическая подготовка учительских кадров. Эти три ведущих цикла в учебных планах курсов повышения квалификации были теснейшим образом связаны между собой, взаимно дополняли и обогащали друг друга. Переподготовка учителей на курсах рассматривалась не как завершение работы, а как звено единого и непрерывного процесса повышения квалификации. Например, в Балахнинском уезде в 1925 г. окончили курсы 7 учителей, в 1926 г. -8, в 1927 г. - 56 [1].

Следует отметить также плохое материальное положение учителей того времени. Низкая оплата труда учителя, задержки зарплаты отмечались постоянно в архивных документах 20-х гг. XX в. по Нижегородской губернии. В Балахнинском уезде учителя получали зарплату один раз в 2-3 месяца. Сама зарплата была настолько мала, что не покрывала самых элементарных расходов: в 1913 г. зарплата составляла - 30 рублей в месяц, 1924/25 г. - 27 руб. 50 коп., 1926/27 г.- 30 руб., 1927/28 г.- 34 руб. 70 коп.

Создание советской школы потребовало коренного пересмотра подходов к содержанию и методам общего образования, что находило отражение в новых учебных планах и программах, учебной литературе для учащихся, в методических пособиях для учителей.

Учителя активно включались в перестройку учебно-воспитательного процесса. Поиск новых путей в обучении был неровным, порой драматичным, не лишенным крайностей, но в целом творческим и полезным.

В исследовании отмечаются недочеты в организации, руководстве и постановке обучения в общеобразовательных учебных заведениях. В динамике отслеживаются использование разнообразных форм и методов обучения, некоторые из которых находят свое применение и в современных условиях.

Современная школа может почерпнуть богатый материал в опыте школ 20-х г. XX в., феномен которых созвучен современным инновациям в области школьного образования своей направленностью на интересы ребенка, на развитие его творческого потенциала в обучении.

Период с 1917-1930 гг. уникален тем, что был накоплен богатый опыт в разработке содержания, методов, приемов в области умственного, нравственного, трудового, эстетического воспитания, в организации учебной и внеклассной деятельности учащихся. Воспитание было

нацелено на развитие инициативы и самостоятельности. Основателями школ предпринималась попытка создания новых подходов к обучению и воспитанию ребенка с учетом его интересов и склонностей, обращалось внимание на развитие детской самостоятельности, познавательной активности, на выявление и развитие творческих способностей. Многие формы и методы сложившиеся в 1917-1930 гг. были проверены жизнью и положены в основу современной системы обучения в школах.

Особую актуальность для современного общего образования представляют структура, профессиональная направленность школьного образования, конкретный опыт управления образованием, подготовки учителей, конструирование содержания и процесса обучения.

Результаты сравнительного анализа современного состояния школьного образования с исследуемым периодом выявили, что существуют схожие проблемы в этой сфере: организация непрерывной многоуровневой структуры образования ; взаимосвязь общего и профессионального образования; недостаточность финансовой поддержки и материально-технической базы учебных заведений.

In this article the scientific, historical and socio-pedagogical foundations of the formation and development of school education in the Nizhny Novgorod region in the context of the Russian educational space. Identified the principles of formation of the school education system in the period from 1917 to 1930.: Accessibility, gratuity, universality, the politicization of education. Installed dynamic progressive development of schools.

The key words: history of pedagogy, the education system, the Soviet pedagogy, popular education, the school I and stage II, School ofpeasant youth, naro

Список литературы

1. ГАНО. Ф.9 on. 1 Д. 186. Л. 299.

2. ГОПАНО. Ф.1. On. 1 Д. 4143. Л.81.

3. История России XX век / А.Н. Боханов, М.М. Горинов, В.П. Дмитренко и др. М., 1998.

330 с.

4. Кожинов В. Жертвы насилия // Москва. 1994. №6. 145 с.

5. Короблев Ю.И. Гражданская война 1918-1920 годов: новые подходы // Страницы истории советского общества. М., 1989. 74 с.

6. Луначарский А.В. О народном образовании. М., 1958. 253 с.

7. Нижегородский край в словаре Брокгауза и Ефрона / Составитель и научный редактор В.В. Ниякий. Н. Новгород: Нижегородская ярмарка, 2000. 635 с.

8. Уваров С.С. О преподавании истории относительно к народному воспитанию. СПб., 1813.

135 с.

9. Россия: Энциклопедический справочник / Под ред. А.П. Горкина, А.Д. Зайцева, В.М. Карева и др. М.: Дрофа, 1998. 567 с.

Об авторе

Быстрова Н.В., к.п.н., доцент кафедры педагогики Волжского государственного инженерно-педагогического университета, г. Н.Новгород, e-mail:bystrova_nv@mail.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.