РАЗВИТИЕ ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВА Комилов С.Д.1, Азизов Ш.С.2
1Комилов Сироджиддин Джалолиддинович - ассистент, Российско-Таджикский (славянский) университет Таджикский национальный университет 2Азизов Шоазиз Самиевич - ассистент, Таджикский государственный педагогический университет
имени С. Айни, г. Душанбе, Таджикистан
Аннотация: важным направлений совершенствования социально-трудовых отношений является учет и оценка процесса внедрения в общественное производство системных информационных технологий, которые предопределяют возможности возникновения и дальнейшего развития новой парадигмы системы социально-трудовых отношений.
Ключевые слова: образования, страны развивалась, развивалась, экономика, инфраструктура
В условиях формирования информационной среды экономического развития социально-трудовых отношений характеризуются инновационными процессами, связанными с процессами внедрения оболочных технологий, использовании искусственного интеллекта, новых виртуальных реальности. Все это приводит к формирования инновационной экономики, основанной на знании и всестороннего использования цифровых технологий. Следовательно, задачей развития социально - трудовых отношений представляется обеспечение устойчивого инновационного экономического роста на основе использования цифровых технологий. При этом, экономический элемент ориентирован на формирование и развитие инновационного потенциала, а также активизации инновационных процессов. Вместе с тем, усиливается необходимость инновационной трансформации социально - трудовых отношений.
Современная практика функционирования социально - трудовых отношений требует выработки нового подхода к развитию социально-экономических отношений, и в первую очередь, с позиции инновационного экономического роста, как результата активизации инновационной деятельности и инновационного развития отраслей национальной экономики. Инновационное развитие оказывает системное воздействие не только на формирование социально - трудовых отношений, но и на развитие общества в целом к качественным сдвигам, характеризуются ростом инновационной активности в различных сферах жизнедеятельности общества.
Все чаще в экономических системах наблюдается эффективное сочетание рыночного механизма и активной государственной политики в области организации инновационных процессов, а также обеспечения процессов
1
цифровизации производственных процессов. Таким образом, становиться видно, что трансформация социально - трудовых отношений приводит к серьезным цифровым изменениям характера и динамики социально -трудовых процессов.
Трансформация социально - трудовых отношений, направлена, в первую очередь, на эффективное использование потенциала государственного участия в инновационных процессах, в том числе посредством создания научно - технических центров, а также посредством формирования сети инновационных кластеров, которые также активизируют процессы социально - экономической трансформации. В инновационной экономике как отмечают Л.С. Бляхман и Н.Ф. Газизулин «резко возрастает роль публичного сектора -некоммерческих организаций, саморегулирующих объединение профессионалов и бизнеса, координирующих работу участников рынка без прямого вмешательства государства. Мобильный бизнес обменивается товарами, услугами и информацией с помощью современной информатики».1
Цифровизация процессов производства, на наш взгляд, представляет собой обобщенную характеристику социально - экономических процессов, складывающихся в XXI веке в развитых странах. Особенностью управления инновационной деятельностью на современном этапе является обеспечение качественного принятия решений в условиях неопределенности и риска. Для успешного выполнения данной задачи в определенных ситуациях необходимо создание организационной структуры, которое будет актуальным для многих предприятий.
В Таджикистане, определенным образом формируется рыночная экономика, и в данной ситуации инновационная политика должна быть направлена на сохранение научно-технологического потенциала страны. Новая государственная инновационная политика на основе внедрения информационно-коммуникационных технологий требует обеспечения дальнейшего устойчивого развития экономики страны, которая была бы основано на новые трудовые отношения, ориентированные на долгосрочную стабильную перспективу. Для этого необходимо установить правильный баланс распределения трудовых ресурсов между различными этапами инновационного цикла на рынке труда.
Цифровое развитие, как новый тип экономических отношений, обобществления, научно - технического, технологического, хозяйственного и социального развития на базе высшей производительности труда предполагает всестороннее развитие личности человека. Основой обобществления производства становятся нововведения, которые обеспечивают высокую технологичность, конкурентоспособность товаров и услуг всех заинтересованных экономических агентов рынка.
1 См. Бляхман Л.С., Газизулин Н.Ф. Теоретические основы перехода к социально - ориентированной экономике (часть 1). «Проблемы современной экономики» Научно - аналитический международный журнал. 2017. С.14.
Современные тенденции экономического развития указывают на повышение экономической эффективности производства и направленность его развития на свободное и гармоничное развитие их личности, повышение эффективности инновационной деятельности.
Большую роль в рыночной экономике, играет состояние институциональной структуры государственного управления социальными и экономическими процессами. Глубокая связь государственного управления с социальными процессами и явлениями вытекает из целей, задач, функций государственного воздействия на формирование инновационной экономики. Таким образом, новая социальная среда, сложившаяся в условиях рыночной системы хозяйствования, изменила социально - экономическое положение всех граждан и особенно тех, кто работает и должен сам обеспечить себе удовлетворение социально - экономических потребностей.
Нам, прежде всего, следует понять, что в условиях недостаточного производства благ и услуг в стране, отсутствия финансовых возможностей закупки по импорту всего необходимого, государство не в силах обеспечить желаемый уровень жизни, потребления благ и услуг. В этих условиях столь же нереальна задача полной социальной защиты всего населения. Поэтому и правительство, и народ должны осознавать, что поголовная государственная социальная защита населения от недостаточных доходов и недостающего потребления невозможна. Правильнее всего, можно говорить о социальной поддержке отдельных слоев и групп населения, наиболее в ней нуждающихся (люди, обладающие доходами ниже прожиточного минимума) [3, 255].
При переходе к рыночным методам хозяйствования содержание трудовых отношений во многом меняется. Однако в качестве целевой установки должно, по нашему мнению, сохраниться равенство социальных возможностей и социальной защищенности всех членов общества. Социальная политика Республики Таджикистан преследует цель повышения уровня и качества жизни населения нашей республики на основе стимулирования инновационной активности, предоставления каждому гражданину равных стартовых условий для обеспечения собственного благосостояния. Усилия по обеспечению инновационного экономического роста целесообразно сконцентрировать в тех сферах производства, которые могут стать движущими силами устойчивого развития и, следовательно, решения проблем социального развития и трудовых отношений в отраслях национальной экономики.
Список литература:
1. Алексейчева Е.Ю. Экономика организации (предприятия): учебник / Е.Ю. Алексейчева, М.Д. Магомедов, И.Б. Костин. - 6-е изд., стер. - Москва: Дашков и К, 2023. - 290 с.
2. Балашова Е.С. Экономика организации в судостроении: учебник для среднего профессионального образования / Е.С. Балашова, Е.Р. Счисляева. -Москва: Издательство Юрайт, 2024. - 277 с.
3. Батраева Э.А. Экономика предприятия общественного питания: учебник и практикум для среднего профессионального образования / Э.А. Батраева. - 3-е изд., перераб. и доп. - Москва: Издательство Юрайт, 2024. - 397 с.
4. Бычков В.П. Экономика предприятия и основы предпринимательства в сфере автосервисных услуг: учебник / В.П. Бычков. - 2-е изд., испр. и доп. -Москва: ИНФРА-М, 2024. - 394 с.