Научная статья на тему 'Особенности инвестиционно-инновационной деятельности национальной экономики'

Особенности инвестиционно-инновационной деятельности национальной экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
236
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕСПУБЛИКА ТАДЖИКИСТАН / НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / ИНВЕСТИЦИОННО-ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / REPUBLIC OF TAJIKISTAN / NATIONAL ECONOMY / INVESTMENT AND INNOVATION ACTIVITY / INNOVATIVE DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Комилов С. Дж., Гафаров Ф.М.

В статье изучены теоретические и практические вопросы развития инновационно-инвестиционной деятельности, уточнены особенности этой деятельности. Для улучшения и развития иновационно-инвестиционной деятельности национальной экономики сделаны некоторые выводы и предложения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Комилов С. Дж., Гафаров Ф.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Specific features of investment and innovation activity of the national economy (Tajikistan, Dushanbe)

The article discusses theoretical and practical issues related to investment and innovation activity, describes its specificity, and suggest a number of measures for its improvement

Текст научной работы на тему «Особенности инвестиционно-инновационной деятельности национальной экономики»

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВ ЕВРАЗИИ И ДРУГИХ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН

ОСОБЕННОСТИ ИНВЕСТИЦИОННО-ИННОВАЦИОННОМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ

С.Дж. Комилов,

профессор кафедры экономической теории и мировой экономики Российско-Таджикского (славянского) университета (г. Душанбе),

доктор экономических наук sirodj.tj@mail.ru

Ф.М. Гафаров,

старший преподаватель Технологического университета Таджикистана (г. Душанбе)

f.gafarov@mail.ru

В статье изучены теоретические и практические вопросы развития инновационно-инвестиционной деятельности, уточнены особенности этой деятельности. Для улучшения и развития иновационно-инвестиционной деятельности национальной экономики сделаны некоторые выводы и предложения.

Ключевые слова: Республика Таджикистан, национальная экономика, инвестиционно-инновационная деятельность, инновационная деятельность, инновационное развитие

УДК 332.01:330.322 (575.3)

В современных условиях трансформации экономики Таджикистана, актуальным стал вопрос инвестиционно-инновационного развития. С учетом этого, в Таджикистане активно начата и продолжается реализация Программы инновационного развития на 2011-2020 годы. При этом Президент Республики Таджикистан, Лидер нации Эмомали Рахмонов своем послании Маджлиси Оли Республики Таджикистан от 20 января 2016 года указывал, что: «... предусматриваем дальнейшее устойчивое развитие страны в индустриальной и инновационной форме, стремимся к повышению эффективности использования ресурсов и возможностей во всех сферах социально-экономической жизни и уже осуществляем отдельные меры для недопущения уязвимости национальной экономики страны в долгосрочный период» [1]. Наряду с этим, по поручению Президента страны, в 2017 году в городе Душанбе впервые в структуре Академии наук Республики Таджикистан создана школа интеллектуального развития.

На современном этапе экономических преобразований в Таджикистане не сформировалась национальная инновационная система, способная создать эффективный инвестиционно-инновационный механизм поддержки фундаментальных и прикладных исследований, освоения и распространения новой техники и прогрессивной технологии с учетом реализации стратегических экономических и социальных задач страны. В настоящее время можно наблюдать наличие лишь отдельных, автономно и изолированно функционирующих элементов национальной инновационной системы. До сих пор отсутствует на внутреннем рынке спрос на инновации, слабо развито инновационное предпринимательство, и предпочтения предпринимателей в большой степени отдаются торгово-закупочной сфере. Также наблюдается острая нехватка высококвалифицированных кадров инженерных специальностей, инновационных предпринимателей и менеджеров. Конечным результатом инновационного развития является кардинальная модернизация экономики Таджикистана и переход от сырьевой к экономике инновационного типа.

Национальная стратегия развития Республики Таджикистан на период до 2030 года предполагает создание основ иннова-

212

ционного развития экономики страны, прежде всего, на базе проведения реформ в системе образования и подготовки современных кадров для отраслей экономики. Реализация индустриально-инновационного сценария возможна при усилении институциональной базы развития, совершенствования правовой системы и усиления защиты прав собственности, включая интеллектуальную, что будет благоприятствовать росту как внутренних частных, так и прямых иностранных инвестиций.

Опыт стран, обеспечивающих инновационное развитие, свидетельствует о возрастании доли частного сектора в финансировании научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Инвестиции в человеческий капитал признаются наиболее перспективным и эффективным способом размещения ресурсов.

Относительно сущности инновационной экономики существует ряд подходов. Так, К.Х. Зоидов определяет инновационную экономику не как просто экономику, использующую для своего развития разнообразные инновации, т.е. научно-технические, предпринимательские и социально-экономические новшества. Он отмечает, что инновационная экономика — это экономика, всецело базирующаяся на инновациях, ставящая осознанной целью своего развития опередить всех возможных конкурентов в сфере инноваций, экономическая система, эволюция которой направляется государством в сторону опережающего формирования и использования инноваций, причем последние становятся наивысшим приоритетом государственной экономической политики [8].

По мнению Л.С. Бляхмана и Н.Ф. Газизулина, инновационная экономика базируется на новой организации производства, становится сетевой, границы между фирмами становятся все менее четкими, рынки превращаются в информационные сети. В инновационной экономике резко возрастает роль публичного сектора — некоммерческих организаций, саморегулирующих объединений профессионалов и бизнеса, координирующих работу участников рынка без прямого вмешательства государства. Интеллектуальная собственность — новый тип отношений, характерный для инновационного общества. [9] Следовательно,

© ПСЭ, 2018

происходит формирование новой экономической системы, где главным стратегическим ресурсом становятся знания. В этой связи, главным инструментом инновационного развития выступает интеллектуальная собственность, обеспечивающая устойчивое развитие и функционирование новой экономической системы.

Важное значение приобретают вопросы стимулирования активизации инновационного развития. Чтобы заинтересовать иностранных инвесторов, частные и государственные компании создают специальные стимулы. Это высокие стандарты работы, понятные процедуры, разработанные регламенты и бренд-буки, аудируемая признанными компаниями отчётность, налоговые льготы, инфраструктурная поддержка, гарантированные государством и др. [10]

Анализ зарубежного опыта показывает, что самые передовые информационно-коммуникационные технологии не могут способствовать развитию экономики страны, если люди не готовы их эффективно использовать. Поэтому усиливается необходимость подготовки кадров с учетом основных вызовов формирующейся инновационной экономики. При этом основой формирования и развития инновационной экономики служит развитие накопленного человеческого капитала на основе постоянной капитализации человеческого ресурса. На современном этапе постиндустриальной экономики человеческий капитал формируется, прежде всего, за счёт инвестиций в повышение уровня и качества жизни населения, в том числе в воспитание, образование, здоровье, знания, предпринимательскую способность и формирование инвестиционного климата, в информационное обеспечение труда, в формирование эффективной элиты, в безопасность граждан и бизнеса, экономическую свободу, а также в культуру, искусство и другие составляющие [7].

Не менее значимыми в процессе становления инновационной экономики являются источники формирования и накопления человеческого капитала. Инвестиции в составляющие человеческого капитала и составляют его структуру: воспитание, образование, здоровье, наука, личная безопасность, предпринимательская способность, инвестиции в подготовку элиты, инструментарий интеллектуального труда, информационное обслуживание и т.д. (рис.1) [5]

Наука

Культура

Образование

Предпринимательская способность

Информационное обслуживание

Институциональная основа

\ /

Человеческий капитал

/ \

1

Воспитание

Здравоохранение

Инновационная инфраструктура

Инвестиции в подготовку элиты

Интеллектуальный труд

Безопасность

Рис.1. Источники формирования и накопления человеческого капитала

Анализ причин усиления инновационной составляющей в современном экономическом развитии приводит к выводу о наличии ряда факторов, формирующих инновационные изменения. На наш взгляд, основными из них являются: 1) инновационный процесс, вызывающий тенденции повышения уровня научно-технологической составляющей, а также увеличения доли интеллектуального труда в производстве товаров и услуг; 2) виртуализация процесса производства товаров и услуг, провоцируемая высоким уровнем развития информационно-телекоммуникационных технологий; 3) индивидуализация товаров и услуг, а также усиления их роли в формировании имиджа потребителя, роста скорости морального устаревания товаров и услуг; 4) интернационализация процессов производства национальных экономик; 5) особые требования по экологизации, стандартизации, экономичности, патентно-правовой защищенности товаров и услуг, которые предлагает инновационное развитие национальной экономики. Все это предполагает интенсивное инновационное развитие отраслей национальной экономики для удовлетворения инновационных потребностей.

Поэтому инновационное развитие отраслей национальной экономики должно осуществляться в соответствии с общими требованиями рыночной экономики. Следовательно, необходима инновационная система, своего рода инновационная цепочка, а инновационное развитие возможно только тогда, когда функционируют все звенья этой цепочки, которая должна включать в себя следующие:

- государственные инициативы на национальном, региональном и местном уровнях;

- достаточное количество квалифицированных кадров и виртуальная система подготовки этих кадров для конкретной отрасли национальной экономики;

- бизнес-структуры, которые обеспечивают производство, распространение, внедрение инноваций.

Инновационное развитие экономики усиливает необходимость учета и оценки предпосылок и возможностей регионов и страны в целом. Эти предпосылки предполагают, во-первых, увеличение инвестиционных проектов в отрасли национальной экономики и в развитие науки; во-вторых, государственную поддержку значительного сектора государственных научных организаций, таких как научно-исследовательских организаций, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, проектно-изыскательных, изобретательских и конструкторских бюро; в-третьих, увеличение возможностей фундаментальных исследований и технологических разработок, коммерциализации научно-технических результатов в производстве; в-четвертых, модернизация системы образования, совершенствование подготовки, переподготовки и аттестации кадров высшей квалификации.

В Программе инновационного развития Республики Таджикистан на 2011-2020 годы указано, что «по состоянию на 1 января 2010 г. в сфере науки работали 5196 научных сотрудников, в том числе имеющих учёную степень 3880 сотрудников (докторов наук — 780, кандидатов наук- 3100) и 1316 сотрудников без учёной степени. Однако отечественная экономика всё больше ощущает острую нехватку в квалифицированных кадрах как в сферах, базирующихся на передовых технологиях, так и в традиционных отраслях, от развития которых напрямую зависит благосостояние народа, а также обеспечение конкурентоспособности национального производства».

Выбор стратегии инновационного развития предприятий и отраслей национальной экономики во многом определяется эффективностью системы кадрового обеспечения инновационной деятельности. В настоящее время недостаточность регулирования развития инновационной деятельности и обеспечения предприятий высококвалифицированными профессиональными кадрами связана с низким уровнем участия государственных органов в управлении затратами на подготовку кадров для инновационной деятельности. Наблюдается, что подготовка специалистов с высшим профессиональным образованием и рабочих кадров до сих пор осуществляется по традиционной номенклатуре специальностей без ориентации на формирование эффективной инновационной деятельности [11].

На данном этапе экономических преобразований требуется многократное увеличение инвестиционных вложений в развитие системы кадрового обеспечения и повышение качества государственных образовательных стандартов, отвечающих требованиям формирования и развития инновационной деятельности. Все это также требует развития системы дополнительного профессионального образования. На наш взгляд, назрела необходимость моделирования влияния инновационного развития и связанных с ним изменений в профессионально-квалификационной структуре кадров и создания высокотехнологичных рабочих мест.

Основой формирования инвестиционной привлекательности является устойчивое развитие банковского сектора в регионах, который постепенно увеличивает свою клиентскую базу и расширяет спектр предоставляемых услуг. Следует отметить, что привлечение инвестиций в экономику отдельных регионов является ключевой задачей и её эффективное решение возможно путем повышения инвестиционной активности [12].

В сфере инновационной деятельности, как показывает мировой опыт, успехов добиваются те субъекты экономических отношений, на которых базируется предпринимательская модель поведения. Это связано с тем, что предприниматели, рискуя своим капиталом, могут на деле повернуть производство на путь удовлетворения спроса, создать стимулы к производительному труду, наладить современную организацию труда и управления, реализовать высокую эффективность и быструю окупаемость инвестиций. Инвестиционное обеспечение инновационного развития на основе разделения инновационного цикла, включающего последовательность инновационной деятельности, представляется следующим образом: [2, с.25]

- фундаментальные научные исследования;

- прикладные исследования;

- технические разработки (опытно-конструкторские технологические, проектные и организационные работы);

- опытное производство;

- распространение новшеств;

- использование новой техники, методов организации управления.

В основу классификации по степени готовности к реализации положены стадии жизненного цикла, что влияет на инвестирование.

Современный этап экономических преобразований указывает на то, что в Таджикистане до сих пор не сформировались важнейшие условия, при которых наука, высшая школа и бизнес — структуры, реально могли бы принять на себя дополнительную модернизационную нагрузку по проведению фундаментальных и прикладных научно-исследовательских работ, организацию коммерциализации инновационной деятельности, активизацию рынка инноваций и развитие инновационной инфраструктуры.

Инвестиционно-инновационные процессы в Республике Таджикистан, представляют собой комплексную систему формирования ресурсов, порядок и механизмы реализации инновационной деятельности субъектов национальной экономики. Механизмы реализации этой деятельности представлены в Национальной стратегии развития Республики Таджикистан на период до 2030 года, а также в Программе инновационного развития Республики Таджикистан на 2011-2020 годы, призванных способствовать систематизации процесса инновационного развития страны в долгосрочной перспективе.

Так, согласно Программе инновационного развития Республики Таджикистан на 2011-2020 годы, основными ее направлениями являются:

- разработка законодательных и нормативно-правовых актов, экономических и организационных мер активизации и поддержки инновационной деятельности;

- разработка и реализация инновационных проектов;

- создание и развитие инновационной инфраструктуры;

- формирование и совершенствование системы подготовки специалистов в области инновационной деятельности;

- организация информационной системы, и международное сотрудничество в сфере инновационной деятельности.

Последние годы в Таджикистане расходы из государственного бюджета на науку год за годом увеличиваются и сумма выполненных научно-технических работ в 2014 году в 4,2 раза больше по сравнению с 2008 годом. Однако этот показатель по сравнению с другими странами мира очень низкий. Несмотря на формальные признаки финансовой стабилизации в республике, государство финансирует исследования и разработки недостаточно. Тогда как увеличение объема инвестиций в инновации напрямую влияет и на их результаты. Например, доходы, получаемые от реализации инновационной продукции, в последнее время растут быстрыми темпами. Если в Италии, Испании, Португалии инновационная продукция составляет в ВВП страны от 10 до 20%, а в Финляндии, Германии и Японии еще выше — свыше 35%, то в Таджикистане этот показатель составил около 0,11% от ВВП страны, т.е. 52 275,5 тыс. сомони в 2014 году.

В настоящее время в Республике Таджикистан наблюдается относительно низкий уровень изобретательской активности.

В 2016 году, по данным НПИ Центра Республики Таджикистан, от научно-исследовательских организаций (НИО) поступило 111 заявок на выдачу охранных документов на изобретения. В 2016 г. из 47 НИИ республики и 22 вузов, только 19 занимались патентно-изобретательской деятельностью, из них: по АН РТ — 5; АМН МЗ и СЗН — 3; вузы — 10. Из общего количества (30) полученного охраняемого документа, составляют: патенты — 2 и малый патент — 28 [6].

Следует отметить, что для инновационного развития экономики необходимы не только вложения средств, но и институциональные преобразования. В стране приняты ряд нормативно-правовых актов, определяющих государственную политику в области науки, направленную на поддержку научного потенциала, развитие научных исследований, разработку новых технологий и применение их в производстве. К важнейшим из них можно отнести следующие:

1. Закон Республики Таджикистан «О науке и государственной научно-технической политике» (1998 г.);

2. Национальная стратегия развития Таджикистана на период до 2030 года. (2016 г.);

3. Программа внедрения научно-технических достижений в промышленное производство Республики Таджикистан на период 2010-2015 гг. (№574 от 05.10.2009 г.);

4. Программа инновационного развития Республики Таджикистан на 2011-2020 годы (№227 от 30.04.2011г.);

5. Стратегия инновационного развития Республики Таджикистан на период до 2020 года (№ 354 от 30.05.2015г.)

6. Постановление Правительства Республики Таджикистан «О Концепции государственной научно-технической политики Республики Таджикистан» (1999 г.);

7. Постановление Правительства Республики Таджикистан «Об утверждении Программы развития естественных, матема-тико-технических наук на 2010-2020 годы» (2010 г.) и др.

Формирование основ инновационного развития усиливает необходимость ускорения работы по совершенствованию и модернизации действующей законодательной базы и программ повышения компетентности и образования в области инвестирования в инновационной сфере страны. Также инновационное развитие должно быть ориентировано на повышение управляемости процессом развития инновационного предпринимательства.

В силу отсутствия в Таджикистане достаточного опыта организации эффективного партнерства в инновационной сфере, на наш взгляд, требуется создание институциональных условий для привлечения и использования на взаимовыгодных условиях финансовых ресурсов частного сектора для реализации инновационных проектов и развития рынка инноваций. Здесь усиливается необходимость разработки модели государтвен-но-частного партнерства, исследовательских и образовательных учреждений в рамках реализации задач Национальной стратегии развития Республики Таджикистан на период до 2030 года. Эта модель должна быть направлена на разработку механизма государственного партнерства в области реализации совместных исследовательских проектов, создание совместных научных лабораторий, формирование объектов инфраструктуры инновационного развития. Инновации в этой модели государственно-частного партнерства, а также в инновационной сфере следует выделить в качестве стратегического результата и системообразующего фактора промышленной политики государства.

Проводя анализ инвестиционного обеспечения инновационного роста в Таджикистане, следует отметить, что существующие объемы инвестиций недостаточны. Инвестиционная деятельность, на наш взгляд, должна быть основана на более эффективной модели инновационного роста и государственно-частного партнерства. В этой связи, во-первых, необходимо увеличить государственные расходы на поддержку инновационного роста экономики страны и направить инвестиции в инновационные проекты в приоритетных отраслях национальной экономики; во-вторых, с целью обеспечения конкурентоспособности экономики следует трансформировать национальную экономику на инновационный путь развития с учетом привле-

2 1 4

чения и направления отечественных и зарубежных инвестиций в формирование и развитие человеческого капитала в стране; в-третьих, крупным предприятиям, малому и среднему инновационному бизнесу страны необходимо повысить эффективность капиталовложений и увеличить производство наукоемких и конкурентоспособных товаров и услуг. Также целесообразно определить возможности заимствования и адаптации зарубежного опыта развития инвестиционно-инновационной деятельности с учетом особенностей механизмов ее активизации в условиях Республики Таджикистан. На наш взгляд, назрела необходимость разработки модели инвести-

ционно-инновационного развития отраслей национальной экономики, которая позволит сформулировать методологическую основу для разработки и реализации эффективной государственной политики в сфере инноваций, создания действенной инновационной инфраструктуры, развития эффективной системы взаимодействия вузов и бизнес-структур, активизации процесса коммерциализации инноваций. В сфере развития инвестиционно-инновационной деятельности также следует реализовать политику поощрения иностранных инвестиций как одного из основных условий индустриально-инновационного развития национальной экономики.

литература

1. Послание Лидера нации, Президента Республики Таджикистан Маджлиси Оли Республики Таджикистан от 20 января 2016 года // [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.president.tj

2. Комилов С.Дж., Файзуллоев М.К. Основы развития инновационной деятельности предприятий. — Душанбе: Ирфон, 2004. — С.25.

3. Комилов С.Дж., Файзуллоев М.К. Формирование национальной инновационной системы Республики Таджикистан как условие обеспечения модернизации экономики страны // Проблемы современной экономики. — 2011. — №2(38) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.m-economy.ru

4. Программа инновационного развития Республики Таджикистан на 2011-2020 годы /Утверждена Постановлением Правительства Республики Таджикистан от 30 апреля 2011 года №227. — С.5.

5. Корчагин Ю.А. Модернизация России должна начинаться с модернизации человеческого капитала. — Воронеж: ЦИРЭ. http://www.lerc.ru/; Корчагин Ю.А.Человеческий капитал — что это такое и почему капитал?. — Воронеж: ЦИРЭ./ [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.lerc.ru/

6. См.: Научно-технический потенциал Республики Таджикистан в 2016 году. Аналитический сборник /Под общ. ред. Джумъа-хонзода Дж.Дж. — Душанбе, ГУ НПиЦентр, 2017. — С.65-70.

7. https://ru.wikipedia.org/wiki/Человеческий_капитал

8. См.: Зоидов К.Х. Инновационная экономика: опыт, проблемы, пути формирования. — М.: ИПР РАН, 2006. — 168с. Зоидов К.Х., Дурандин О.Г. К проблеме формирования инновационной экономики в странах постсоветского пространства в условиях модернизации. Часть I // Региональные проблемы преобразования экономики, 2011.- № 4. — С.277-288; Зоидов К.Х., Дурандин О.Г. К проблеме формирования инновационной экономики в странах постсоветского пространства в условиях модернизации. Часть II. // Региональные проблемы преобразования экономики, 2012.- № 1. — С.271-281. Зоидов К.Х., Дурандин О.Г. К проблеме формирования инновационной экономики в странах постсоветского пространства в условиях модернизации. Часть III // Региональные проблемы преобразования экономики, 2012.- № 3. — С.286-295.

9. Бляхман Л.С., ГазизуллинН.Ф. Теоретические основы перехода к социально-инновационной планомерной экономике (Часть 1) // Проблемы современной экономики. — 2014. — № 3 (51).- С.7-14.

10. Дмитренко В.В. Содержательные и интегративные формы инвестирования инновационной деятельности с привлечением иностранного капитала // Проблемы современной экономики. — 2016. — № 4 (60).- С.41-45.

11. Комилов С.Дж. Кадровое обеспечение сферы инновационной деятельности национальной экономики // Вестник университета» (РТСУ). — Душанбе. — 2016. — № 2(53). — С.113-118.

12. Комилов С.Дж., Гафаров Ф.М. Развитие кредитных организаций как условие активизации инвестиционных процессов в регионах // Таджикистан и современный мир / Вестник ЦСИ при Президенте Республики Таджикистан. — Душанбе: КВД «Точи-кдипсервис», 2017. — № 2(57). — С.149-159.

13. Комилов С.Дж. Гафаров Ф.М. Инвестиционный потенциал региона: теория формирования и пути развития. — Душанбе: «Ирфон», 2017. — C.67-80.

ВОПРОСЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭКСПОРТНОГО ПОТЕНЦИАЛА НЕНЕфТЯНЫХ ОТРАСЛЕЙ ЭКОНОМИКИ АЗЕРБАЙДЖАНА В ИННОВАЦИОННОЙ СфЕРЕ

р.М. джабиев,

главный научный сотрудник Института экономики Национальной Академии наук Азербайджана, главный научный сотрудник Научно-исследовательского института экономики сельского хозяйства Азербайджана (г. Баку),

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

доктор экономических наук, профессор, член-корр. РАЕН,

rjabiyev@mail.ru)

В статье рассмотрены вопросы формирования и совершенствования экспортного потенциала ненефтяных отраслей экономики, в том числе и в наукоёмких отраслях Проанализирована структура отраслей промышленности, выявлены причины низкой активности предприятий ненефтяного сектора экономики в инновационной сфере, даны предложения по дальнейшему повышению эффективности производства.

Ключевые слова: Азербайджан, ВВП, инвестиции, модернизация, фондоотдача, инновации, манат, амортизация, конкурентоспособность, НИОКР, цена, воспроизводство, оборотные средства, технопарки, патент, экспорт, импорт

ББК 65.9(4/8)

Социально-экономические преобразования, которые произошли в Азербайджанской Республике за годы независимости свидетельствуют о радикальных переменах во многих отраслях народного хозяйства, в том числе в про-

мышленности, где через выстраивание производства под конкретный спрос формируется инновационная продукция, а также экспортный потенциал промышленных предприятий республики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.