Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ТРАНСПОРТНО-ЛОГИСТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ПРИДОРОЖНОГО СЕРВИСА НА АВТОМОБИЛЬНЫХ МАГИСТРАЛЯХ РОССИИ.'

РАЗВИТИЕ ТРАНСПОРТНО-ЛОГИСТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ПРИДОРОЖНОГО СЕРВИСА НА АВТОМОБИЛЬНЫХ МАГИСТРАЛЯХ РОССИИ. Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
81
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ТРАНСПОРТНО-ЛОГИСТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / ПРИДОРОЖНЫЙ СЕРВИС / МЕЖДУНАРОДНЫЕ ТРАНСПОРТНЫЕ КОРИДОРЫ / СЕРВИСНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ / АВТОМОБИЛЬНЫЕ МАГИСТРАЛИ / TRANSPORT AND LOGISTICS SYSTEM / ROADSIDE SERVICE / INTERNATIONAL TRANSPORT CORRIDORS / SERVICE / HIGHWAYS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Федоров Л.С., Кормишова А.В., Мальцева М.В., Чудновский А.Д., Гамбург М.М.

Статья посвящена исследованию актуальных проблем в сфере придорожного сервисного обслуживания на автомобильных магистралях России. Развитие международных транспортных коридоров требует разработки методологических подходов к организации придорожного сервисного обслуживания, формирования транспортно-логистических систем и поиска инновационных решений организации региональных транспортных пространств. Основой развития региональной транспортно-логистической системы придорожного сервисного обслуживания на автомобильных магистралях России в современных условиях является единство экономического пространства и прогнозно-информационного обеспечения транспортно-логистических процессов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Федоров Л.С., Кормишова А.В., Мальцева М.В., Чудновский А.Д., Гамбург М.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF THE TRANSPORT AND LOGISTICS SYSTEM OF ROADSIDE SERVICE ON THE HIGHWAYS OF RUSSIA

The article is devoted to the study of actual problems in the field of roadside service on highways of Russia. The development of international transport corridors requires the development of methodological approaches to the organization of roadside service, the formation of regional transport and logistics systems and the search for innovative solutions to the organization of regional transport spaces. The basis for the development of the regional transport and logistics system of roadside service on the highways of Russia in modern conditions is the unity of the economic space and forecast and information support of transport and logistics processes.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ТРАНСПОРТНО-ЛОГИСТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ПРИДОРОЖНОГО СЕРВИСА НА АВТОМОБИЛЬНЫХ МАГИСТРАЛЯХ РОССИИ.»

Развитие транспортно-логистической системы придорожного сервиса на автомобильных магистралях России

о см о см

о ш т

X

<

т О X X

Федоров Лев Сергеевич

д.э.н., профессор кафедры логистики и управления транспортными системами ФгАоУ ВО «Российский университет транспорта» (МИИТ), lsfedorov2012@yandex.ru

Кормишова Аида Васильевна

к.э.н., доцент кафедры управления в международном бизнесе и индустрии туризма ФГБОУ ВО «Государственный университет управления», aidakorm@mail.ru

Мальцева Мария Валерьевна

к.э.н., доцент кафедры управления в международном бизнесе и индустрии туризма ФГБОУ ВО «Государственный университет управления», m_maltseva@list.ru

Чудновский Алексей Данилович

д.э.н., проф., ФГБОУ ВО «Государственный университет управления»

Гамбург Михаил Михайлович

аспирант, ФГБОУ ВО «Государственный университет управления»

Статья посвящена исследованию актуальных проблем в сфере придорожного сервисного обслуживания на автомобильных магистралях России. Развитие международных транспортных коридоров требует разработки методологических подходов к организации придорожного сервисного обслуживания, формирования транспортно-логистических систем и поиска инновационных решений организации региональных транспортных пространств. Основой развития региональной транспортно-логи-стической системы придорожного сервисного обслуживания на автомобильных магистралях России в современных условиях является единство экономического пространства и прогнозно-информационного обеспечения транспортно-логистических процессов.

Ключевые слова: транспортно-логистическая система, придорожный сервис, международные транспортные коридоры, сервисное обслуживание, автомобильные магистрали.

Понятие «придорожное сервисное обслуживание» органически увязывается с развитием международных транспортных коридоров на территории России. Придорожное сервисное обслуживание на автомобильных магистралях России необходимо выполнять как комплекс видов деятельности, связанных в «узел» едиными специфическими особенностями.

В первоочередном исследовании нуждаются:

• косвенное влияние придорожного сервисного обслуживания на результативность основной деятельности транспортных коридоров (транспортной услуги);

• межотраслевое значение результатов деятельности придорожного сервисного обслуживания;

• формы использования объектов придорожного сервисного обслуживания.

Важно установить региональные особенности и целевые ориентиры управления придорожным сервисным обслуживанием. Целевой функцией придорожного сервисного обслуживания на автомобильных магистралях России следует полагать качество жизнеобеспечения транспортных коридоров России. В системе жизнеобеспечения данного коридора следует осуществлять мониторинг и моделирование состояния качества жизнеобеспечения, которые явятся основой формирования оптимальных управленческих решений. Развитие транзитных коридоров и придорожного сервисного обслуживания на автомобильных магистралях страны способствует притоку иностранной валюты, совершенствованию транспортных технологий, а также развитию экономики регионов [3].

Важна целостность придорожного сервисного обслуживания на автомобильных магистралях России, его представление как системы с определенной иерархической структурой, материальными, информационными и энергетическими потоками. Для системы придорожного сервисного обслуживания на автомобильных магистралях России существуют пределы роста, обусловленные территориальными и природными ограничениями, а также уровнем социально-экономического развития территорий.

Придорожное сервисное обслуживание на автомобильных магистралях России включает следующие виды деятельности:

• оказание производственных услуг (заправка, техническое обслуживание и ремонт);

• материально-техническое снабжение; связь, средства коммуникации, транспорт; финансирование;

• информационные услуги;

• посреднические услуги;

• таможенное дело;

• питание, отдых, ночевки;

• валютные операции;

• консультативно-экспертные услуги;

• услуги по составлению, управлению и координации проектов;

• выращивание инновационных предприятий и пр.

По своему содержанию эти виды деятельности требуют пространственного приближения производителей к потребителям услуг, то есть формирования региональной транспортно-логистической системы соответствующих предприятий и организаций.

Исследования и программы развития (индикативные планы) придорожного сервисного обслуживания на автомобильных магистралях России должны выполняться в различных аспектах: технологическом, институциональном, экономическом, бытовом, экологическом. Необходима их увязка с региональными и федеральными аспектами развития. Наиболее перспективным путем решения этой задачи видится развитие придорожного сервисного обслуживания в форме транспортно-информационных логистических полигонов.

Инвестиции в придорожное сервисное обслуживание на автомобильных магистралях России характеризуются длительным оборотом, большой капиталоемкостью и недостаточной привлекательностью для инвесторов. В проработке нуждается концепция жизненного цикла продукции придорожного сервисного обслуживания на автомобильных магистралях России. Имеются основания полагать, что в разные периоды жизни товара объем сбыта и прибыль будут различны. Прибыль объекта сервисного обслуживания может быть максимальной к концу этапа роста, объем сбыта максимален на этапе зрелости. Продолжительность каждого периода может прогнозироваться достаточно точно, если ориентироваться на надежные исходные данные.

Существующее придорожное сервисное обслуживание характеризуется недостаточным качеством и должно быть адаптировано к современным и перспективным требованиям международного рынка. Большие усилия потребуются от инвесторов на создание прогрессивного придорожного сервисного обслуживания на автомобильных магистралях России. Переход к современным технологиям принятия стратегических управленческих решений с учетом стоимости бизнеса будет способствовать формированию эффективной финансовой стратегии развития объектов сервиса [1].

При развитии методологических подходов к организации придорожного сервисного обслуживания на автомобильных магистралях России должны исследоваться научные основы формирования региональных транс-портно-логистических систем и организации региональных транспортных пространств, уточняться типология логистических систем для международных транспортных коридоров, обобщаться отечественный и зарубежный опыт экономического развития региональных транспортных систем.

Особенности концессионных отношений в сфере транспортной инфраструктуры дают основания полагать результативность развития концессии как формы партнерства в придорожном сервисном обслуживании на автомобильных магистралях России. Важны вертикальная децентрализация и регионализация придорожного сервисного обслуживания, разделение рисков между субъектами концессионных отношений, процедуры конкурсного отбора концессионера, а также границы концессий и концессионный период [4].

Функциональной доминантой региональной логистической системы «придорожное сервисное обслуживание на автомобильных магистралях России является не столько получение экономической выгоды, сколько повышение эффективности взаимодействия между участниками транспортного процесса на региональном уровне.

Основой развития региональной транспортно-логи-стической системы «придорожное сервисное обслуживание на автомобильных магистралях России» в современных условиях является единство экономического пространства и прогнозно-информационного обеспечения транспортно-логистических процессов.

Вследствие отсутствия этого единства межрегиональные экономические связи стали решающими, иначе видится роль исследуемой системы: из функциональной составляющей пространственной организации придорожное сервисное обслуживание на автомобильных магистралях России превращается в интеграционную, обеспечивая единство национальной экономики на основе межрегионального развития.

Финансовая и законодательная поддержка государством системы придорожного сервисного обслуживания на автомобильных магистралях России включает:

- правовое и налоговое стимулирование поставщиков сервисных услуг и производителей транспортной техники для обеспечения безопасности и ресурсосбережения;

- контроль выполнения участниками транспортно-ло-гистической системы регламентов и нормативов;

- обеспечение поддержки подготовки профессиональных кадров;

- научно-информационную и технологическую поддержку участников транспортно-логистической системы

- законодательную организационную защиту и обеспечение условий развития в сервисе малого бизнеса;

- обеспечение конкурентной среды, включая антимонопольное законодательство и практику.

Существенно повышаются требования к квалификации персонала, что определяется усложнением среды, повышением требований к технического состоянию, применением новых информационных технологий, повышением цены и последствий принимаемых специалистами и руководителями решений и конкуренцией на рынке услуг [2].

Особое внимание должно быть уделено обеспечению безопасности придорожного сервисного обслуживания на автомобильных магистралях России. Одна из задач - обеспечение устойчивой коммерческой и финансовой деятельности бизнес-структур придорожного сервисного обслуживания на автомобильных магистралях России. Требует рассмотрения предупредительный и оперативный аспекты обеспечения экономической безопасности от недобросовестных предпринимателей и конкурентов.

Концепция безопасности бизнеса выражает системный подход к организации транспортно-логистической системы придорожного сервиса на различных уровнях, принципы реализации специальных мер, цели и задачи, правовые основы защиты, определение видов угроз, мер по обеспечению безопасности. При введении механизма сопровождения контрактов будут профессионально представлены и защищены интересы участников экономической деятельности. Создание холдингов со структурами, занимающимися юридической, финансовой и иными видами безопасности, позволит обеспечить

X X

о

го А с.

X

го т

о

2 О

м о

необходимый уровень безопасности для устойчивого развития субъектов региональной транспортно-логисти-ческой системы.

Литература

1. Валиев В.Х. Блаженкова Н.М. Стратегический взгляд по развитию придорожного сервиса в регионах России // Современные проблемы науки и образования.

- 2015. - № 1 (часть 1). [Электронный ресурс] - режим доступа: https://science-education.ru/ru/article/view?id=19684 (дата обращения: 13.09.2020).

2. Евсеева А. А., Павленкова О. С. Экономический анализ развития объектов придорожного сервиса в Российской Федерации на основе опыта западных стран // Научно-методический электронный журнал «Концепт».

- 2015. - Т. 13. - С. 3686-3690. [Электронный ресурс] -режим доступа: http://e-koncept.ru/2015/85738.htm (дата обращения: 11.09.2020).

3. Лазарев Ю.Г., Зянкина К. Анализ международного опыта развития придорожного сервиса на сети федеральных автомобильных дорог // Технико-технологические проблемы сервиса. - 2017. - № 2(40). [Электронный ресурс] - режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-mezhdunarodnogo-opyta-razvitiya-pridorozhnogo-servisa-na-seti-federalnyh-avtomobilnyh-dorog (дата обращения: 25.09.2020).

4. Меркулова Т.А. Современное состояние, проблемы и пути развития инфраструктуры придорожного сервиса для автотуристов // Курорты. Сервис. Туризм. -2016. - № 1 (30). - С. 35-40.

5. Использование метода межотраслевого баланса для научного обоснования стратегического развития железнодорожной системы России / Ивантер В.В., Узяков М.Н., Широв А.А., Михайлов В.В., Пехтерев Ф.С., Замковой А.А., Шестаков П.А., Попова Е.В., Лещев М.В. Ответственный за выпуск О.В.Павлова. Москва, 2015.

Development of the transport and logistics system of roadside service on the highways of Russia

Fedorov L.S., Kormishova A.V., Maltseva M.V., Chudnovsky A.D., Gamburg M.M.

Russian University of Transport, State University of Management

The article is devoted to the study of actual problems in the field of roadside service on highways of Russia. The development of international transport corridors requires the development of methodological approaches to the organization of roadside service, the formation of regional transport and logistics systems and the search for innovative solutions to the organization of regional transport spaces. The basis for the development of the regional transport and logistics system of roadside service on the highways of Russia in modern conditions is the unity of the economic space and forecast and information support of transport and logistics processes.

Key words: transport and logistics system, roadside service, international transport corridors, service, highways.

References

1. Valiev, V. H. Blazhenkova N. M. A strategic view on the development of roadside service in the regions of Russia // Modern problems of science and education. - 2015. - no. 1 (part 1). [Electronic resource] - access mode: https://science-education.ru/ru/article/view?id=19684 (accessed 13.09.2020).

2. Evseeva A. A., Pavlenkova O. S. Economic analysis of the development of roadside service facilities in the Russian Federation based on the experience of Western countries / / Scientific and Methodological electronic journal "Concept". -2015. - Vol. 13. - pp. 3686-3690. [Electronic resource] - mode of access: http://e-koncept.ru/2015/85738.htm (accessed: 11.09.2020).

3. Lazarev Yu. G., Per., K. the Analysis of international experience of development of roadside service on the network of Federal roads // Technical and technological problems of service. -2017. - № 2(40). [Electronic resource] - access mode: https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-mezhdunarodnogo-opyta-razvitiya-pridorozhnogo-servisa-na-seti-federalnyh-avtomobilnyh-dorog (accessed 25.09.2020).

4. Merkulova T. A. Modern state, problems and ways of development of infrastructure of roadside service for autotourists. Service. Tourism. - 2016. - № 1 (30). - Pp. 35-40.

5. The use of the input-output balance method for the scientific substantiation of the strategic development of the railway system of Russia / Ivanter V.V., Uzyakov M.N., Shirov A.A., Mikhailov V.V., Pekhterev F.S., Zamkovoy A.A., Shestakov P.A., Popova E.V., Leshchev M.V. Responsible for the release of OV Pavlov. Moscow, 2015.

о

CS

о

CS

О Ш

m

X

<

m О X X

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.