Научная статья на тему 'Анализ обеспеченности придорожной инфраструктурой автомобильных дорог, находящихся в ведении Пензенской области'

Анализ обеспеченности придорожной инфраструктурой автомобильных дорог, находящихся в ведении Пензенской области Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
425
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕТЬ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ / ПРИДОРОЖНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / СЕРВИС / МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ЗОНЫ ДОРОЖНОГО СЕРВИСА АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ / ROAD NETWORK / ROAD INFRASTRUCTURE / SERVICE / MULTI-ZONE ROAD SERVICE ROADS

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Миненко Екатерина Юрьевна

Автором проведен анализ обеспеченности придорожной инфраструктурой автомобильных дорог Пензенской области, так как автомобильные дороги общего пользования, должны соответствовать общепринятым требованиям и нормам, которые обуславливают преобразование прилегающих к ним территорий за счет оборудования объектов придорожного сервиса (зон отдыха и комплексного дорожного обслуживания) на определенных участках автомобильных дорог.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Миненко Екатерина Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Analysis of collateral roadside infrastructure of highways under the jurisdiction of the Penza region

The author analyzed the availability of roadside infrastructure of highways of the Penza region, as public roads must comply with the prevailing regulations and guidelines that lead to the transformation of adjacent areas due to equipment roadside service (recreation areas and a comprehensive road maintenance) on certain road sections.

Текст научной работы на тему «Анализ обеспеченности придорожной инфраструктурой автомобильных дорог, находящихся в ведении Пензенской области»

Analysis of collateral roadside infrastructure of highways under the jurisdiction of the Penza region

Minenko Ekaterina Yurievna, Penza state university of architecture and building, k. t.n., associate professor, a department is "Organization and safety of motion" E-mail: cat.minenko@yandex.ru

Analysis of collateral roadside infrastructure of highways under the jurisdiction of the Penza region

Abstract: The author analyzed the availability of roadside infrastructure of highways of the Penza region, as public roads must comply with the prevailing regulations and guidelines that lead to the transformation of adjacent areas due to equipment roadside service (recreation areas and a comprehensive road maintenance) on certain road sections. Keywords: road network, road infrastructure, service, multi-zone road service roads

Миненко Екатерина Юрьевна, Пензенский государственный университет архитектуры и строительства, к. т.н., доцент, кафедра «Организация и безопасность движения» E-mail: cat.minenko@yandex.ru

Анализ обеспеченности придорожной инфраструктурой автомобильных дорог, находящихся в ведении Пензенской области

Аннотация: Автором проведен анализ обеспеченности придорожной инфраструктурой автомобильных дорог Пензенской области, так как автомобильные дороги общего пользования, должны соответствовать общепринятым требованиям и нормам, которые обуславливают преобразование прилегающих к ним территорий за счет оборудования объектов придорожного сервиса (зон отдыха и комплексного дорожного обслуживания) на определенных участках автомобильных дорог.

Ключевые слова: сеть автомобильных дорог, придорожная инфраструктура, сервис, многофункциональ-

ные зоны дорожного сервиса автомобильных дорог

Региональная неравномерность развития транспортной инфраструктуры ограничивает развитие единого экономического пространства страны. Сеть автомобильных дорог — один из важнейших элементов транспортно-коммуникационной системы Пензенской области, оказывающих огромное влияние на развитие экономики и социальной сферы.

Между тем состояние дорожной сети Пензенской области далеко не в полной мере соответствует экономическим и социальным потребностям общества. Проблема особенно обострялась в последнее время в связи с недостаточным финансированием для сохранения существующей сети дорог, а тем более для ее модернизации (капитального ремонта).

Протяженность сети автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Пензенской области на 1 января 2012 года составляет 3728,0 км. Из них с асфальтобетонным и цементобетонным покрытием — 3599,0 км, со щебеночным покрытием — 123,0 км.

На обслуживаемой сети автодорог находится 3404 шт. искусственных сооружений (198 мостов, 3206 водопропускных труб). Однако транспортноэксплуатационное состояние многих существующих автомобильных дорог не отвечает современным, а тем более перспективным требованиям. Существующая опорная сеть автомобильных дорог выполняет функции объектов регионального значения, по которым осуществляются не только внутриобластные, но и транзитные перевозки из соседних регионов [1, 23-26].

По территории Пензенской области проходит семь транспортных коридоров, соединяющих по кратчайшему направлению областные центры Саратовской, Ульяновской, Тамбовской, Рязанской областей и Республику Мордовия. Восемьдесят процентов от общей интенсивности движения транспорта составляют транзитные перевозки.

Конфигурация автомобильных дорог Пензенской области в целом соответствует направлениям транс-

133

Section 12. Transport

портно-экономических связей как на территории в целом, так и на выходах в соседние регионы — Тамбовскую, Саратовскую, Ульяновскую области и Республику Мордовия.

К основным факторам, определяющим причины высокого уровня аварийности и разрушения автомобильных дорог в Пензенской области, следует отнести:

— постоянно растущую диспропорцию между приростом количества автомототранспортных средств и пропускной способностью улично дорожной сети, что наиболее характерно для областного центра;

— недостаточный уровень состояния организации дорожного движения;

— большой удельный вес транспортных средств, не отвечающих в полном объеме международным требованиям по техническому уровню и безопасности конструкций, имеющих длительные сроки эксплуатации, в том числе за пределами установленного моторесурса;

— недостаточную подготовку и неудовлетворительную транспортную дисциплину водителей транспортных средств, отсутствие должной ответственности у руководителей автотранспортных предприятий;

— увеличение потока транзитных транспортных средств, следующих по дорогам Пензенской области; — бесконтрольное движение транспортных средств с тяжеловесными грузами или движение по дорогам внедорожных транспортных средств;

— материальные потери от последствий ДТП при разрушении дорог и дорожных сооружений;

— несанкционированная застройка придорожных полос;

— хищение и вандализм в отношении элементов обустройства дороги со стороны участников движения и жителей прилегающих к дорогам территорий.

Автомобильные дороги общего пользования, находящиеся в ведении Пензенской области (далее — дороги), должны являться современными транспортными магистралями и в перспективе соответствовать общепринятым требованиям и нормам, которые обуславливают преобразование прилегающих к ним территорий за счет оборудования объектов придорожного сервиса (зон отдыха и комплексного дорожного обслуживания) на определенных участках автомобильных дорог.

В зависимости от интенсивности движения автотранспорта следующие направления: Пенза — Лунино — граница Пензенской области — Саранск;

Пенза — Колышлей — Сердобск — Беково; Пенза — Шемышейка — Лопатино; Нижняя Елю-зань — Русский Камешкир Лопатино — Петровск; Нижний Ломов — Наровчат; Кувак-Никольское — Вадинск — Земетчино требуют развития объектов придорожного сервиса в первую очередь.

Комплексы обслуживания должны обеспечить полный набор услуг как жителям области, так и иногородним водителям и пассажирам автотранспорта, следующим по автодорогам. Концентрация объектов обслуживания имеет целью создание не изолированных предприятий придорожного сервиса, а системы дополняющих друг друга и стимулирующих расширение форм сервисного обслуживания крупных региональных и областных транспортных узлов [2, 3-4].

Состав комплексов (объектов придорожного сервиса) с учетом сложившихся условий, а также с учетом предполагаемой интенсивности движения по основным направлениям может включать в себя: КП ГИБДД; автозаправочные станции (АЗС и ГЗС); автосервис (станции техобслуживания, диагностика и мойка автомобилей); автостоянки; магазины (мини — магазины) автозапчастей и сопутствующих товаров; придорожные гостиницы (мотели); пункты торговли; пункты питания; оборудованные места отдыха; рестораны (кафе).

На начало января 2005 года количество объектов придорожного сервиса на территории области составило 350, а уже 01.09.2010 насчитывается 659 объектов придорожного сервиса. т.е число объектов придорожного сервиса увеличилось на 309 или почти вдвое (в 1,9 раз), что позволило создать на территории Пензенской области более 1500 дополнительных рабочих мест.

Справочно: 2005 г. — 350 объектов — 875 рабочих мест;

2006 г. — 497 объектов (прирост к 2005 г. — на 147 объектов) — 1243 рабочих места;

2007 г. — 563 объекта (прирост к 2006 г. — на 66 объектов) — 1689 рабочих мест;

2008 г. — 595 объектов (прирост к 2007 г. — на 32 объекта) — 1785 рабочих мест;

2009 г. — 659 объектов — (прирост к 2008 г. — на 64 объекта) — 2636 рабочих мест;

2010 г. — 671 объектов — по состоянию на 01.10.2010 (прирост на 12 объектов, на начало действия Концепции 321 объект) — 2699 рабочих мест.

В настоящее время на автодорогах Пензенской области действуют следующие объекты придорожного сервиса:

134

Analysis of collateral roadside infrastructure of highways under the jurisdiction of the Penza region

Белнолемьяновский район (автодорога Москва — Челябинск) — 22, среди них: АЗС — 2, предприятий торговли — 4, предприятий общественного питания — 12, предприятий, оказывающих услуги автосервиса — 2, предприятий, оказывающих комплекс услуг (проживание, питание, бытовые услуги) — 2.

Белинский район (автодороги Пенза — Тамбов, Белинский — Тамала) — 9, среди них: АЗС — 4, предприятий общественного питания — 5.

Бессоновский район (автодороги Пенза — Лунино — Саранск, Москва — Челябинск) — 33, среди них: АЗС-2, предприятий торговли — 4, предприятий общественного питания — 12, предприятий, оказывающих услуги автосервиса — 2, предприятий, оказывающих комплекс услуг (проживание, питание, бытовые услуги) — 2.

Городищенский район (автодороги Москва — Челябинск, Нижняя Елюзань — Верхняя Елюзань, Городище — Канаевка, Городище — Никольск, Городище — Сурск) — 129, среди них: АЗС — 16, предприятий торговли — 85, предприятий общественного питания — 11, предприятий, оказывающих услуги автосервиса — 13, гостиниц — 3, предприятий, оказывающих комплекс услуг (проживание, питание, бытовые услуги) — 1. Кроме того, в стадии завершения строительства находятся 5 АЗС, 3 предприятия по оказанию услуг автосервиса, 1 предприятие торговли.

Каменский район (автодороги Москва — Челябинск, Пенза — Тамбов) — 17, среди них: предприятий, общественного питания — 16, гостиниц — 1, планируется открытие 2-х гостиниц, 2-х Предприятий оптовой и розничной торговли ГСМ, предприятия по оказанию комплексных услуг (торговля, автосервис).

Колышлейский район (автодорога Сердобск — Пенза) — 8, среди них: предприятий торговли — 4, предприятий, оказывающих услуги автосервиса — 2, предприятий, оказывающих комплекс услуг (проживание, питание, бытовые услуги) — 2.

Кондодьский район — планируется строительство кафе и стоянки автомобильного транспорта на перекрестке автодорог Саратов — Нижний Новгород, Кондолъ — Колышлей.

Кузнецкий район (автодорога Москва — Челябинск) — 40, среди них: АЗС — 2, предприятий торговли — 10, предприятий общественного питания — 17, предприятий, оказывающих услуги автосервиса — 2, гостиниц — 1, предприятий, оказывающих комплекс услуг (проживание, питание, бытовые услуги) — 6. Кроме того, в стадии завершения стро-

ительства находятся 2 кафе, 1 магазин, 1 дорожный комплекс.

Лунинский район (автодорога Пенза — Саранск) — 18, среди них: АЗС — 4, предприятий торговли — 11, предприятий общественного питания — 2, предприятий, оказывающих услуги автосервиса — 1. Планируется строительство газозаправочной станции.

Малосердобинский район (автодорога Нижний Новгород — Саратов) — 3, среди них: АЗС — 1, предприятий общественного питания — 1, предприятий, оказывающих комплекс услуг (проживание, питание, бытовые услуги) — 6. Кроме того, планируется строительство кафе и оборудование зоны отдыха на водоеме.

Мокшанский район (автодорога Москва — Челябинск) — 50, среди них: АЗС — 6, предприятий торговли — 5, предприятий общественного питания — 25, предприятий, оказывающих услуги автосервиса — 10, предприятий, оказывающих комплекс услуг (проживание, питание, бытовые услуги) — 4. Кроме того, планируется строительство комплекса придорожного сервиса.

Нижнеломовский район (автодорога Москва — Челябинск) — 30, среди них: АЗС — 4, предприятий торговли — 6, предприятий общественного питания — 14, предприятий, оказывающих услуги автосервиса — 4, гостиниц-1, предприятий, оказывающих комплекс услуг (проживание, питание, бытовые услуги) — 1. Планируется размещение объектов придорожного сервиса в сельских населенных пунктах; Вирга, Пешая Слобода, Кувак-Никольское [3, 5-7].

На самой крупной федеральной автодороге М5 — «Урал» (Москва — Челябинск), которая проходит через г. Пензу и шесть районов области (Спасский, Нижнеломовский, Мокшанский, Бессоновский, Городищенский, Кузнецкий), успешно работают 290 объектов придорожного сервиса — как отдельные предприятия, так и целые комплексы сферы услуг.

Основные проблемы размещения предприятий торговли, общественного питания и бытового обслуживания вдоль автодорог, находящихся в ведении Пензенской области, связаны с определением оптимальной структуры самих предприятий, специализации, набора платных и бытовых услуг, месторасположения. Также существуют значительные препятствия, тормозящие процесс развития необходимой придорожной инфраструктуры. Так как финансирование размещения объектов придорожного сервиса не предусмотрено федеральным бюд-

135

Section 12. Transport

жетом, в развитие инфраструктуры привлекаются в основном средства индивидуальных предпринимателей. По мнению автора наиболее эффективной организацией сервисного обслуживания участников дорожного движения являются многофункциональные зоны дорожного сервиса автомобильных дорог, т. е. комплексы, предоставляющие самые разные виды услуг. В состав объектов МФЗ входят [4, 10]:

— отдельные места для стоянки легковых автомобилей, грузовых автомобилей и автобусов;

— многотопливную заправочную станцию;

— туалеты;

— зону отдыха водителей и пассажиров со специально отведенными местами для курения;

— объекты общественного питания;

— магазин;

— мотель;

— автомойку;

— станцию технического обслуживания;

— душевые,

— прачечную;

— пункт медицинской помощи;

— мусоросборники;

— телефон.

Авторам произведена оценка обеспеченности транспортной инфраструктурой придорожной полосы федеральной автодороги 1 Р-208 Там-бов-Пенза.

Рис. 1 Исследуемый участок автодороги 1 Р-208 Тамбов-Пенза с 71 км по 115 км В г. Каменка присутствует достаточно широкая ин- автобусных остановок Ключище, Кевда, Кикино, Аргама-

фраструктура (СТО, АЗС, отель, кафе). Далее с 74 км ково, Калдусы, на 97 км автодороги 1 Р-208 Тамбов-Пенза

по 91 км по обе стороны от трассы присутствуют пять находится кафе и стоянка представленные на рис. 2.

Рис. 2 Оценка обеспеченности транспортной инфраструктурой придорожной полосы федеральной автодороги 1 Р-208 Тамбов-Пенза

136

Analysis of collateral roadside infrastructure of highways under the jurisdiction of the Penza region

Далее на 99 км близ с. Лермонтово находится в отдалении СТО — местного обслуживания. Далее на 106 км автодороги находится автобусная остановка (Крюково), 108 км (Языково) и далее только на 115 км. (Белинский) [5, 106-107].

Анализируя все выше сказанное, на участке в 44 км оборудованное место (СТО, АЗС, отель, кафе) — г. Каменка, 99 км — СТО, 107 км — АЗС и кафе. Поэтому на 91 км трассы автор предлагает обустроить придорожную полосу около с. Калдусы в виде МФС (многофункциональные зоны дорожного сервиса).

Но объединение объектов дорожного сервиса требует от предпринимателей значительных вложений, это и затраты на строительство, оснащение, подведение коммуникаций, стоянку, организацию

дорожного движения, оборудование для автосервиса и т. д. Поэтому инвесторы не спешат вкладывать деньги в МФЗ, а в сооружения отдельных объектов типа СТО, автомойки, АЗС, пункты питания. Кроме всего выше перечисленного возникают сложности с проблемой приобретения земли в собственность, сложность и длительность процедур согласования строительства и получения нужных документов также не способствует привлечению инвестиций в развитие придорожной инфраструктуры. Но в итоге создание МФЗ на трассах позволит не только обеспечить комфорт в дороге для жителей и гостей региона, но и обеспечит новые рабочие места и обеспечит улучшение культурных и торговых отношений между регионами.

Список литературы:

1. Государственная программа Пензенской области «Развитие территорий, социальной и инженерной инфраструктуры, обеспечение транспортных услуг в Пензенской области на 2014-2020 годы».- Пенза, № 724-пП, 2013

2. Концепция создания и развития объектов придорожного сервиса в полосе отвода автомобильных дорог общего пользования Пензенской области на 2011-2015 годы. - Пенза, № 712-рП, 2010

3. Концепция создания и развития объектов придорожного сервиса в полосе отвода автомобильных дорог общего пользования Пензенской области на 2005-2010 годы. - Пенза, № 1014-пП, 2005

4. Регламент размещения многофункциональных зон дорожного сервиса на автомобильных дорогах Государственной компании «Российские автомобильные дороги». - Москва, № 93, 2010

5. Миненко Е. Ю. Оценка обеспеченности транспортной инфраструктурой придорожной полосы федеральной автодороги 1 Р-208 Тамбов-Пенза/Е. Ю. Миненко, Н. А. Сафонова//Молодой ученый. -2014.-№ 15.-С. 105-108

137

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.