Научная статья на тему 'Принципы общей архитектурной организации пространства объектов придорожного сервиса в Беларуси'

Принципы общей архитектурной организации пространства объектов придорожного сервиса в Беларуси Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
427
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник МГСУ
ВАК
RSCI
Ключевые слова
ОБЪЕКТ ПРИДОРОЖНОГО СЕРВИСА / ОБСЛУЖИВАНИЕ / СТРУКТУРА / МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ / ИНТЕГРИРОВАНИЕ / АРХИТЕКТУРНО-ПЛАНИРОВОЧНЫЙ / АВТОМОБИЛЬНАЯ ДОРОГА / ROADSIDE SERVICE FACILITY / MAINTENANCE / STRUCTURE / MULTIFUNCTIONAL / INTEGRATION / ARCHITECTURAL AND PLANNING / MOTOR ROAD

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Малков Игорь Георгиевич, Евстратенко Анжелика Владимировна

Предмет исследования: структура и архитектурно-пространственное решение объектов придорожного сервиса вдоль автомобильных дорог республиканского значения Беларуси во взаимосвязи с особенностями их размещения и предложенными методами интегрирования. Цели: определение структуры и общей архитектурной организации объектов придорожного сервиса Беларуси во взаимосвязи с условиями размещения. Материалы и методы: работа проводилась путем систематизации, структурного сопоставительного анализа и обобщения данных, полученных при натурных обследованиях объектов придорожного сервиса, размещенных вдоль автодорог республиканского значения Беларуси, при опросах участников дорожного движения. При натурных обследованиях использовались методы фотофиксации и графоаналитического анализа. Кроме того, произведен генетический анализ, применен метод теоретического обобщения опубликованных материалов. Результаты: определены принципы и условия интегрирования во взаимосвязи с расположением объектов придорожного сервиса Беларуси, а также структура и некоторые особенности общего архитектурного решения объектов в соответствии с предложенными методами. Выявлен типовой блок и нетиповая группа помещений объектов рассматриваемого назначения. Выводы: разработаны теоретико-методологические основы размещения объектов, выявлена характерная структура и особенности общего архитектурного решения, что позволяет осуществить более обоснованные и объективные решения в отношении развития сети придорожного сервиса. Предложенная классификация может быть положена в основу архитектурно-художественного и объемно-планировочного решения придорожного объекта. Кроме того, данная концепция может быть использована для разработки перечня требований к облику возводимых объектов обслуживания, регламентации их архитектурно-пространственного решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Малков Игорь Георгиевич, Евстратенко Анжелика Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRINCIPLES OF OVERALL ARCHITECTURAL ORGANIZATION OF SPACE OF ROADSIDE SERVICE FACILITIES IN BELARUS

Subject: the structure and architectural-spatial solution of the roadside service facilities along the motor roads of national importance of Belarus in relation to peculiarities of their location and the proposed methods of integration. In this article, methods of integration, into the existing landscape, of roadside service facilities in various parts of the terrain along the highways of national importance in Belarus are presented. The characteristic structure and features of these facilities are determined depending on the proposed methods of integration. Recommendations for their placement and architectural-spatial solution are given. A typical block of premises in the structure of the facilities under consideration was identified. Recommendations on the use of the obtained results are given. Objectives: determination of structure and overall architectural organization of roadside service facilities in Belarus in relation to their placement conditions. Materials and methods: the work was performed by systematization, structural and comparative analysis and generalization of data obtained during field surveys of roadside service facilities, which are located along the motor roads of national importance in Belarus, as well as by interviewing the traffic participants. During the field surveys, photographic and grapho-analytical methods were used. Moreover, a genetic analysis was carried out, a method of theoretical generalization of published materials was applied. Results: the principles and conditions for integration in relation to location of roadside service facilities of Belarus, as well as the structure and some features of the overall architectural solution of the facilities are determined according to the proposed methods. A typical block and an atypical group of premises for the facilities under consideration are identified. Conclusions: the theoretical and methodological foundations of facility placement have been developed, the characteristic structure and features of the overall architectural solution have been revealed, which makes it possible to implement more substantiated and objective solutions with respect to development of the roadside service network. The proposed classification can be used as the basis for architectural-artistic and space-planning solution of the roadside facility. In addition, this concept can be used to develop a list of requirements for appearance of service facilities under construction and for regulation of their architectural and spatial solutions.

Текст научной работы на тему «Принципы общей архитектурной организации пространства объектов придорожного сервиса в Беларуси»

АРХИТЕКТУРА И ГРАДОСТРОИТЕЛьСТВО. РЕКОНСТРУКЦИЯ И РЕСТАВРАЦИЯ

УДК 728.5:625 DOI: 10.22227/1997-0935.2018.5.568-578

ПРИНЦИПЫ ОБЩЕЙ АРХИТЕКТУРНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОСТРАНСТВА ОБЪЕКТОВ ПРИДОРОЖНОГО СЕРВИСА В БЕЛАРУСИ

И.Г. Малков, А.В. Евстратенко

Белорусский государственный университет транспорта (БелГУТ), 246653, Республика Беларусь, г. Гомель, ул. Кирова, д. 34

Предмет исследования: структура и архитектурно-пространственное решение объектов придорожного сервиса вдоль автомобильных дорог республиканского значения Беларуси во взаимосвязи с особенностями их размещения и предложенными методами интегрирования.

Цели: определение структуры и общей архитектурной организации объектов придорожного сервиса Беларуси во взаимосвязи с условиями размещения.

Материалы и методы: работа проводилась путем систематизации, структурного сопоставительного анализа и обобщения данных, полученных при натурных обследованиях объектов придорожного сервиса, размещенных вдоль автодорог республиканского значения Беларуси, при опросах участников дорожного движения. При натурных обследованиях использовались методы фотофиксации и графоаналитического анализа. Кроме того, произведен генетический анализ, применен метод теоретического обобщения опубликованных материалов.

Результаты: определены принципы и условия интегрирования во взаимосвязи с расположением объектов придорожного сервиса Беларуси, а также структура и некоторые особенности общего архитектурного решения объектов в соответствии с предложенными методами. Выявлен типовой блок и нетиповая группа помещений объектов рассматриваемого назначения.

Выводы: разработаны теоретико-методологические основы размещения объектов, выявлена характерная структура и особенности общего архитектурного решения, что позволяет осуществить более обоснованные и объективные решения в отношении развития сети придорожного сервиса. Предложенная классификация может быть положена в основу архитектурно-художественного и объемно-планировочного решения придорожного объекта. Кроме того, данная концепция может быть использована для разработки перечня требований к облику возводимых объектов обслуживания, регламентации их архитектурно-пространственного решения.

КЛЮчЕВыЕ СЛОВА: объект придорожного сервиса, обслуживание, структура, многофункциональный, интегрирование, архитектурно-планировочный, автомобильная дорога

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ: Малков И.Г., Евстратенко А.В. Принципы общей архитектурной организации пространства объектов придорожного сервиса в Беларуси // Вестник МГСУ. 2018. Т. 13. Вып. 5 (116). С. 568-578. DOI: www.dx.doi. огд/10.22227/1997-0935.2018.5.568-578

X S I

PRINCIPLES OF OVERALL ARCHITECTURAL ORGANIZATION OF SPACE OF ROADSIDE SERVICE FACILITIES IN BELARUS

I.G. Malkov, A.V. Evstratenko

10 Belarusian State University of Transport (BelSUT), 34 Kirova st., Gomel, 246653, Republic of Belarus

O

Subject: the structure and architectural-spatial solution of the roadside service facilities along the motor roads of national importance of Belarus in relation to peculiarities of their location and the proposed methods of integration. In this article, methods of integration, into the existing landscape, of roadside service facilities in various parts of the terrain along the highways of national importance in Belarus are presented. The characteristic structure and features of these facilities are determined depending on the proposed methods of integration. Recommendations for their placement and architectural-spatial solution are given. A typical block of premises in the structure of the facilities under consideration was

2 identified. Recommendations on the use of the obtained results are given.

O Objectives: determination of structure and overall architectural organization of roadside service facilities in Belarus in relation

to their placement conditions.

^ Materials and methods: the work was performed by systematization, structural and comparative analysis and generalization

of data obtained during field surveys of roadside service facilities, which are located along the motor roads of national ^ importance in Belarus, as well as by interviewing the traffic participants. During the field surveys, photographic and grapho-

analytical methods were used. Moreover, a genetic analysis was carried out, a method of theoretical generalization of published materials was applied.

Results: the principles and conditions for integration in relation to location of roadside service facilities of Belarus, as well as H the structure and some features of the overall architectural solution of the facilities are determined according to the proposed

^ methods. A typical block and an atypical group of premises for the facilities under consideration are identified.

m Conclusions: the theoretical and methodological foundations of facility placement have been developed, the characteristic

structure and features of the overall architectural solution have been revealed, which makes it possible to implement

568 © M.r. ManKOB, A.B. EBcrpaTeHKO

more substantiated and objective solutions with respect to development of the roadside service network. The proposed classification can be used as the basis for architectural-artistic and space-planning solution of the roadside facility. In addition, this concept can be used to develop a list of requirements for appearance of service facilities under construction and for regulation of their architectural and spatial solutions.

KEY WORDS: roadside service facility, maintenance, structure, multifunctional, integration, architectural and planning, motor road

FOR CITATION: Malkov I.G., Evstratenko A.V. Printsipy obschey arkhitekturnoy organizatsii prostranstva ob"ektov pridorozhnogo servisa v Belarusi [Principles of overall architectural organization of space of roadside service facilities in Belarus]. Vestnik MGSU [Proceedings of the Moscow State University of Civil Engineering]. 2018, vol. 13, issue 5 (116), pp. 568-578. DOI: www.dx.doi.org/10.22227/1997-0935.2018.5.568-578

ВВЕДЕНИЕ

Развитию и совершенствованию сети объектов придорожного сервиса в Беларуси в последние годы уделяется немало внимания, чему способствуют действующие нормативно-правовые акты1 и государственные программы2. Определенная доля участков республиканских трасс располагает числом объектов, близким к нормативному в соответствии с установленной интенсивностью транспортного потока. Однако количество не всегда согласуется с качеством, что отмечается на различных уровнях как иностранными гражданами, так и местным населением. Отсутствие регламентации перечня услуг и обязательных помещений, а также объемно-планировочного решения обусловило наличие большого числа объектов, предоставляющих малое число услуг и не отличающихся конкретной концепцией, которая определяла бы архитектурно-художественное, конструктивное и стилевое решение.

Система придорожного сервиса, являясь важным сектором экономики, находится на стыке трех важнейших отраслей: транспорта, торговли и туризма [1].

Сеть объектов придорожного сервиса может быть рассмотрена в узком и широком смысле. В первом случае потребителями услуг выступают участники дорожного движения. Во втором — целевой аудиторией являются также туристы и мест-

1 Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности: Закон Республики Беларусь, 22.07.2003 г., № 228-З.

О мерах по развитию придорожного сервиса: Указ Президента Республики Беларусь, 15.05.2008 г., № 270.

О некоторых вопросах размещения, архитектурного оформления и оборудования объектов придорожного сервиса на автомобильных дорогах общего пользования: Постановление Совета Министров Республики Беларусь, 10.09.2008 г. № 1326.

2 Об утверждении Государственной программы по раз-

витию и содержанию автомобильных дорог в Республике

Беларусь на 2017-2020 годы: Постановление Совета Ми-

нистров Республики Беларусь, 18.09.2017 г, № 699.

Об утверждении Государственной программы «Беларусь гостеприимная» на 2016-2020 годы: Постановление Совета Министров Республики Беларусь, 23.03.2016 г, № 232.

ные жители. Зарубежные туристические агентства, а также самостоятельные путешественники из других государств, осуществляющие поиск и мониторинг заведений придорожного сервиса, в том числе средств размещения, констатируют отсутствие объектов, отвечающих европейским стандартам обслуживания. Кроме того, в соответствии с современными тенденциями, возникшими как под влиянием утилитарных требований, так и зарубежного опыта, стало актуально возведение многофункциональных, комплексных объектов.

ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ

В литературе [2-5] освещаются вопросы многовекового развития и архитектурно-ландшафтной организации сухопутных дорог, формирования архитектурно-пространственного решения объектов обслуживания. В книге [6] представлена модель экологически ориентированного придорожного сервиса на основе концепции экологической безопасности и использования энергосберегающих технологий. В статьях [1, 7, 8] рассматриваются вопросы экономического обоснования развития сети придорожного сервиса в Беларуси. В работах [9, 10] обсуждаются вопросы социальной стандартизации он и требований к современным объектам придорож- С ного сервиса Беларуси. Вопросы взаимоотношения н дороги и среды обитания, особенности восприятия объектов придорожной архитектуры рассматри- ^ ваются в работе [11]. В работах [12, 13] обсужда- Щ ются перспективы обустройства автомобильных С дорог и требования к организации придорожного Я обслуживания. Вопросы соответствия структуры 0 и общего архитектурного решения условиям и методам размещения объектов требуют дальнейшего 1 изучения.

00

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ

у

о

Достижение поставленной цели исследования Я обеспечивалось поэтапной работой. На первом эта- Я пе с использованием обширного перечня литера- 1 турных источников был изучен исторический путь 6 формирования дорог Беларуси и объектов придо- "

<0

X S I h О Ф Ю

рожного обслуживания. Второй этап заключался в обобщении и анализе нормативно-правовой, нормативно-технической базы, научных исследований, статистических данных и современных требований к рассматриваемой сети объектов. На следующем этапе исследования были произведены экспедиционные поездки с целью натурного обследования объектов придорожного сервиса вдоль республиканских трасс Беларуси, а также опросы участников дорожного движения. На заключительном этапе были систематизированы и структурированы полученные данные, произведен сопоставительный анализ и теоретическое обобщение сведений. Выявлены особенности современного формирования, условия функционирования и тенденции развития рассматриваемой сети обслуживания. При натурных обследованиях использовались методы фотофиксации и графоаналитического анализа.

результаты исследований

Как показали проведенные нами исследования, структура и облик придорожных заведений являются важнейшей качественной составляющей объекта и автодороги в целом, а значит, показателем конкурентоспособности организации сервиса. Предваряя детализацию условий размещения объектов обслуживания в придорожной полосе, определим их расположение относительно населенных пунктов: в пределах поселения, на въездах в населенные пункты и при выездах из них, на межселенных территориях.

Распределение объектов придорожного сервиса вдоль автомагистрали определяется физиологическим, техническим, ландшафтно-рекреационным и туристическим критериями, а также рекомендуемыми специалистами интервалами размещения. Указанные критерии размещения положены в осно-

ву методов включения проектируемого объекта в существующий ландшафт и гармоничного соседство-вания с имеющимися строениями иного назначения. При этом нельзя забывать о принципе устойчивости и единства со средой, сохранения целостности природного комплекса.

Анализ размещения исследованных объектов сети придорожного сервиса Беларуси и потенциальных площадок для строительства новых заведений обслуживания позволил произвести классификацию по принципу включения (размещения) объекта: сре-довая интеграция, инфраструктурное развитие, элементное внедрение, локальное размещение, туристическое соседствование, независимое присоединение, городское соседствование.

При включении по принципу средовой интеграции определяющее значение имеет ландшаф-тно-рекреационный критерий (близость водных артерий, расположение в лестном массиве, привлекательном ландшафте). Площадка для размещения объекта выбирается в соответствии с предположением, что гармонично включенное в привлекательный ландшафт здание несомненно привлечет внимание определенной доли участников дорожного движения. Количественные и качественные показатели элементов среды создают предпосылки размещения объекта на данном участке. При этом преимущества и особенности природной среды сохраняются и максимально используются, влияют на планировочную структуру. Примером может служить гостевой дом «Клубничный рай» вблизи р. Цна, распложенный на 357-м километре трассы М-10 граница РФ — Гомель — Кобрин в д. Вичин Лунинецкого района Брестской области (рис. 1). Такого рода объекты должны иметь расширенную структуру и предоставлять услуги основного (пункты постоя и питания) и второстепенного характера (баня, пункт проката) как участникам дорожного

а б

Рис. 1. Пример объекта придорожного сервиса (гостевой дом «Клубничный рай», Брестская обл.): а — фасад; б — интерьер обеденного зала

Fig. 1. An example of roadside service (the guest house "Strawberry Paradise", Brest region): а — facade; b — interior of the dining room

движения, так и посетителям, выбравшим заведение для активного и пассивного отдыха. Особенностью таких объектов является неравномерная посещаемость в течение года.

Инфраструктурное развитие — создание и расширение сервиса на участке дороги в связи с необходимостью и принятым интервалом размещения. Данный метод включения особенно характерен для межселенных территорий, где инвесторы обычно не спешат развивать бизнес по причине сложности подведения коммуникаций и возможных проблем окупаемости, в то время как пользователи автодорог испытывают потребность в обслуживании. Данный метод определил, к примеру, расположение закусочной «Смак» на 217-м километре трассы М-8 граница РФ — Витебск — Гомель — граница Украины в д. Заходы и Евдокимовичи Шкловского района Могилевской области (рис. 2). Перечень услуг и соответствующий состав таких объектов определяется потребностями водителей и пассажиров, необходимостью поддержания работоспособного состояния транспортного средства. В данном случае преимущественно испытывается потребность в услугах автозаправочных станций (АЗС), пунктов питания и станций технического обслуживания (СТО). Следовательно, в придорожной полосе пустующего участка автотрассы возводится либо заведение конкретного назначения, либо многофункциональный объект.

Элементное внедрение — объект придорожного сервиса как составная часть (компонент) сосредоточения разнородных заведений в пределах малого участка автодороги; это метод, получивший наибольшее распространение вблизи областных и районных центров. Владельцы таких объектов предлагают услуги как пользователям автодорог, так и жителям данных населенных пунктов. Учитывая однозадачность большинства объектов на белорус-

ских дорогах, происходит концентрация заведений различной направленности и имущественной принадлежности в пределах малого участка трассы. Данный метод имеет значительные недостатки: возникает ситуация с ухудшением безопасности автодороги в связи с большим числом въездов и выездов на территорию объектов на участке протяженностью до 1 км. Структура нового заведения определяется сложившимися условиями и особенностями спроса на определенные услуги. Ранее принцип элементного внедрения в Беларуси реализовывался путем возведения новых зданий вблизи существующих. В настоящее время, на наш взгляд, данный метод требует строительства многофункциональных объектов, а также предусмотрения еще на стадии проектирования возможности последующего расширения. В качестве примера приведем местоположение агроусадьбы «Елки-палки» на 269-м километре автодороги М-8 в д. Воронино Быховского района Могилевской области по отношению к МАЗС № 15, расположенной на соседствующем участке.

Локальное размещение предусматривает постановку объекта у пересечений автомобильных дорог, в частности республиканских трасс с автодорогами местного значения. В данном случае предприятие может служить задаче обслуживания пользователей обеих дорог, соответственно возрастает число потенциальных клиентов. Например, кафе «Быховчан-ка» на 279-м километре трассы М-8 в д. Воронино Быховского района Могилевской области (пересечение с местной автодорогой Р120) и кафе «Дорожное» на 291-м километре М-10 в Житковичском районе (пересечение с Р88). Из особенности размещения у пресечения дорог вытекает требование расширенного сервиса и одновременно компактного объема постройки на ограниченной территории. Близким размещением к пересечению автодорог зачастую обусловлена малая площадь территории

а б

Рис. 2. Пример объекта придорожного сервиса (закусочная «Смак», Могилевская обл.): а — фасад объекта; б — интерьер обеденного зала

Fig. 2. An example of the roadside service facility (snack bar "Smak", Mogilev region): а — facade of the facility; b — interior of the dining hall

объекта. Кроме того, необходимо принимать во внимание различные требования к расположению объекта у пересечения автодорог в одном и двух уровнях. Особенностью таких объектов также является необходимость реализации эффективных решений в вопросе организации прилегающей территории и сопряжения с пересечением автодорог. АЗС и пункты питания — это в данном случае объекты первой необходимости, в дополнение к которым при наличии спроса целесообразно устраивать СТО и торговые объекты.

Размещение вблизи туристических зон и фокусов притяжения туристов называется методом туристического соседствования. В условиях активного развития индустрии гостеприимства в Беларуси объекты придорожного сервиса приобретают вместе с тем и туристическую значимость, выступая важным компонентом инфраструктуры туризма. В настоящее время указанный метод не имеет широкого распространения и отмечается преимущественно вблизи местных дорог. Однако деятельность в соответствии с государственными программами по развитию туристической отрасли способствует росту числа фокусов притяжения туристов и требует создания соответствующей инфраструктуры с необходимым наполнением, а указанный принцип приобретает существенное значение. Размещение по принципу туристического сосед-ствования предполагает широкий набор услуг как основных, так и дополнительных, и соответственно расширенную структуру объекта. Ориентированные на обслуживание индивидуальных туристов и туристических групп объекты должны иметь в составе пункты постоя и питания, киоски продажи сувенирной и печатной продукции, быть обеспечены средствами связи и информирования. Возможно оказание экскурсионных и услуг проката транспортных средств. Посещаемость объекта туристами, в отлила чие от иных участников дорожного движения, носит т- выраженный сезонный характер.

Независимое присоединение — возведение объ-•Л ектов вблизи населенных пунктов (на въездах, вы-¡^ ездах, в пределах поселения), в том числе с целью ^ обслуживания местного населения. Объект придо-— рожного сервиса, размещенный в пределах сель-Ю ского поселения, как правило, ориентирован на об-РО служивание одновременно участников дорожного движения и местных жителей. Велика роль таких Ц заведений в сельской инфраструктуре. Придорож-I- ные кафе и АЗС в данном случае располагают боль-^ шим числом потенциальных клиентов и возможностью скорейшего оправдания инвестиций. Данным 2 методом определено местоположение кафе «Хуто-£ рок» на 380-м километре трассы М-8 в агрогородке Октябрь Буда-Кошелевского района Гомельской об-¡^ ласти. При размещении объекта в пределах населен-Ф ного пункта предполагается, что кроме участников ®® дорожного движения пользователями станут мест-

ные жители, что увеличивает перспективы высокой рентабельности, а оказание бытовых и иных дополнительных услуг становится не только возможным, а скорее, необходимым решением. В частности, актуальным становится оказание услуг автомойки, химчистки, парикмахерских, а также наличие таких помещений, как танцевальные и банкетные залы.

Городское соседствование — принцип нередко согласующийся с вышеупомянутыми принципами независимого присоединения и элементного внедрения и означающий тяготение объектов придорожного обслуживания к крупным городам. Сложившаяся в Беларуси ситуация относительно рассматриваемых объектов и их неравномерного размещения характеризуется локализацией преобладающего числа заведений и наиболее расширенного сервиса в радиусе 25 км от областных центров и 10 км от крупных районных центров. Так, к примеру, расположились на 88-89-м километрах трассы М-8 в Витебском районе ресторан «Закольцово-люкс», АЗС № 11 РУП «Беларуснефть-Витебскоблнефтепродукт», автотехцентр «Витебск Трак Сити», автосалон и автосервис «ВитебскАвтоСити-Восток» (рис. 3). Потребителями становятся участники дорожного движения и местные жители. Соответственно, наибольший спрос находят АЗС и крупные пункты питания с банкетными залами и обширной территорией, отличающейся качественным благоустройством, оригинальным архитектурно-художественным оформлением и рациональным планировочным решением.

Предложенные методы включения объекта придорожного сервиса определяют его структуру, особенности функционирования и соответственно архитектурно-пространственное решение (табл.).

Проведенное нами исследование позволило выделить в качестве центрального ядра рассматриваемых объектов пункты питания и АЗС как наиболее востребованные на автодороге, на базе которых создается объект придорожного сервиса путем дополнения иными требуемыми услугами. Около 10 % АЗС построено более 10 лет назад и, как следствие, физически и морально устарели. Изменилась структура доходов сети, повысились ожидания потребителей, расширился ассортимент товаров, возрос объем реализации услуг [15]. В современных условиях все чаще функции АЗС и пунктов питания совмещаются. Соединение функций решается преимущественно зонированием общего пространства зала на торговую зону, расчетно-кассовый узел, кафетерий (зона приема пищи). Кроме того, пункты питания при станциях автозаправки в Беларуси, как в соседней Польше [16] и иных государствах, представлены кафетериями и барами для быстрого приема пищи и кафе и ресторанами для более длительного пребывания и индивидуального обслуживания. Иными словами, некоторое различие в типе обслуживания определяет различие композиционного построения и планировочной структуры.

Рис. 3. Объекты придорожного сервиса, размещенные по принципу городского соседствования: 1 — ресторан «Закольцово-Люкс»; 2 — МАЗС № 11 РУП «Белоруснефть-Витебскоблнефтепродукт»; 3 — автотехцентр «Витебск Трак Сити»; 4 — автосалон и автосервис «ВитебскАвтоСити-Восток»; 5 — СТО, шиномонтаж

Fig. 3. Roadside service facilities located according to the principle of urban neighborhood: 1 — restaurant "Zakoltsovo-Lyuks"; 2 — multi-fuel gas station №11 RUP "Belorusneft-Vitebskoblnefteprodukt"; 3 — auto-technical center "Vitebsk Truck City"; 4 — auto show and auto service "VitebskAutoCity-Vostok"; 5 — auto service station, tire service

Таким образом, можно выявить набор помещений и зон, характерный для большинства объектов придорожного сервиса в Беларуси и, соответственно, два варианта базисных блоков (рис. 4). В основе первого типового блока группа помещений общественного питания, второго — группа помещений АЗС. Кроме того, в состав элементарного блока включается стандартный перечень служебных, административных, инженерно-технических, вспомогательных, санитарно-бытовых помещений. До-

полнением приведенных типовых блоков группами помещений и площадками иного назначения возможно получить многофункциональное заведение обслуживания.

Расположение объекта на конкретном участке зачастую определяется не одним, а совокупностью приемов. В зависимости от главенствующего принципа размещения объекта придорожного сервиса, на наш взгляд, должна быть избрана архитектурно-художественная концепция постройки. Наилучшее

00

Ф

0 т

1

S

*

о

У

Т

о 2

(л)

В

г

3 У

о *

5

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Влияние принципа интегрирования объекта придорожного сервиса на структуру и его особенности Influence of the principle of integration of roadside service facility on the structure and its features

Метод интегрирования объекта/ Method of facility integration

Структура объекта, рекомендуемая как обязательная / Facility's structure recommended as mandatory

Структура объекта, рекомендуемая как возможная / Facility's structure recommended as possible

Пользователи / Users

Особенности / Features

Средовая интеграция / Environmental integration

Пункт питания с банкетным залом, летняя терраса, беседка, административные и служебные помещения, санитарно-технические и вспомогательные помещения, киоск печатной и сувенирной продукции, охраняемая стоянка / Food station with banquet hall, summer terrace, garden house, administrative and office rooms, sanitary-technical and auxiliary facilities; a kiosk of printed and souvenir production, guarded parking

Пункт постоя, баня, сауна, пункт проката спортивного инвентаря, снаряжения и пр., пункт медпомощи, аптека /

Point of standing, bath house, sauna, rental of sports inventory, equipment, etc., point of medical services, pharmacy

Участники дорожного движения, туристы, жители ближайших населенных пунктов / Participants of traffic, tourists, residents of the nearest settlements

Удачное использование свойств природного ландшафта в благоустройстве и перечне предлагаемых услуг, сезонность посещаемости /

Successful use of the natural landscape properties in the amenities and in the list of services offered, seasons of attendance

Инфраструктурное развитие / Infrastructur-al development

В зависимости от потребности: пункт питания, пункт постоя, АЗС, СТО, автомойка, административные и служебные помещения, санитар-но-технические и вспомогательные помещения /

Depending on the need: food station, point of standing, gas station, service station, car wash, administrative and office rooms, sanitary-technical and auxiliary facilities

Участники дорожного движения / Participants of road traffic

Элементное внедрение / Elemental integration

В зависимости от потребности: пункт питания, пункт постоя, АЗС, СТО, автомойка и т.д., административные, служебные помещения, санитарно-технические, вспомогательные помещения / Depending on the need: food station, point of standing, gas station, service station, car wash, administrative and office rooms, sanitary-technical and auxiliary facilities

Участники дорожного движения / Participants of road traffic

В дополнение к имеющимся объектам и услугам / In addition to existing facilities and services

Локальное размещение /

Local placement

Торговый объект, пункт питания, АЗС, административные, служебные помещения, санитарно-техниче-ские, вспомогательные помещения / Trade facility, food station, gas station, administrative, office rooms, sanitary-technical, auxiliary facilities

СтО /

Service station

Участники дорожного движения / Participants of road traffic

Целостный, компактный объем / Integrated, compact volume

туристическое сосед-ствование /

Пункт питания, пункт постоя, летняя терраса, беседка, административные, служебные помещения, санитарно-технические и вспомогательные помещения, киоск печатной и сувенирной продукции, охраняемая стоянка /

Баня, сауна, автомойка, пункт медпомощи, аптека, прокат транспортных средств, помещения бытового обслуживания (парикмахерская, химчистка, ремонт обуви и одежды и т.д.), пункт обмена валют /

Участники дорожного движения, туристы /

Средства информирования, средства связи экскурсионное обслуживание, сезонность посещаемости /

- г С. 568—578

объектов придорожного сервиса в Беларуси

Метод интегрирования объекта/ Method of facility integration Структура объекта, рекомендуемая как обязательная / Facility's structure recommended as mandatory Структура объекта, рекомендуемая как возможная / Facility's structure recommended as possible Пользователи / Users Особенности / Features

Tourist neighborhood Food station, point of standing, summer terrace, garden house, administrative and office rooms, sanitary-technical and auxiliary facilities, kiosk of printed and souvenir production, guarded parking Bathhouse, sauna, car wash, medical assistance point, pharmacy, rental of vehicles; premises of consumer services (hairdresser, dry cleaning, shoe and clothes repair, etc.), currency exchange office Participants of road traffic, tourists Means of informing, means of communication, excursion service, seasons of attendance

Независимое присоединение / Independent attachment Торговый объект, пункт питания с банкетным залом, АЗС, СТО, административные, служебные помещения, санитарно-технические, вспомогательные помещения / Trade facility, food station with banquet hall, gas station, service center, sanitary-technical and auxiliary facilities Автомойка, помещения бытового обслуживания; танцевальный зал / Car wash, premises of consumer services; dance hall Участники дорожного движения, жители населенного пункта/ Participants of road traffic, residents of the nearest settlements Активно используемо местными жителями / Actively used by local residents

Рис. 4. Элементарная структура объектов придорожного сервиса

Л

Ф

0 т

1

s

*

о

У

Т

0 s

1

(л)

В

г

3

у

о *

5

Fig. 4. Elementary structure of roadside service facilities

решение — гармонично интегрированный объект, обладающий высокой степенью узнаваемости у пользователей автодорог. Как показали натурные обследования объектов придорожного сервиса, популярный и наиболее используемый в настоящее время метод стилизации внутреннего пространства т- и фасада здания под деревянное жилище особенно актуален для объектов, размещенных по принципу •Л средовой интеграции, туристического и городского ¡^ соседствования. Отклик у путешественников всегда ^ находят заведения с качественной, в том числе не-2 ординарной тематической архитектурой.

Важнейшую роль играет наружная реклама, РО информирующая пользователей дорог обо всех ближайших объектах сервиса, которая, выполняя Ц справочные функции, должна быть ненавязчивой, Н но регулярной. Пользователю дорог должны быть ^ предоставлены сведения как о ближайших объектах придорожного сервиса, так и о туристических 2 местах, располагаемых поблизости. В связи с отсут-£ ствием информации без должного внимания остаются многие потенциально интересные для туристов ¡^ места и заведения обслуживания, сдерживается их Ф развитие. Необходима установка информационных ®® щитов, карт и схем, стендов-меню. Немаловажно

подключение придорожных пунктов постоя к транснациональным сервисам бронирования и резервирования мест. Здания придорожного обслуживания в Беларуси преимущественно одноэтажные, реже — двух- и трехэтажные. Вид и перечень предлагаемых услуг и площадка размещения — параметры, определяющие развитие и зонирование постройки. Объекты, основным назначением которых является обслуживание транспортных средств, — одноэтажные. Заведения, имеющие целью предоставление услуг участникам дорожного движения, также возводятся в один уровень. В два и три уровня возводятся объекты, сочетающие функции обслуживания посетителей и транспортных средств, располагающие обычно пунктом постоя с номерным фондом, рассчитанным на десять и более человек. Такие объекты размещают преимущественно по методу средовой интеграции, городского и туристического соседствования.

ВЫВОДЫ

Предложена методика интегрирования объектов сервиса в границах придорожной полосы дорог республиканского значения в Беларуси: средовая интеграция, инфраструктурное развитие, элемент-

ное внедрение, локальное размещение, туристическое соседствование, независимое присоединение, городское соседствование. Территориальными особенностями и соответствующими принципами включения определяется их структура, целевая аудитория, особенности архитектурно-пространственного решения и эксплуатации объектов. На основании предложенной концепции может быть разработан перечень требований к облику возводимых объектов обслуживания, произведена регламентация их архитектурно-пространственного решения. В частности, при независимом присоединении в пределах населенного пункта необходимо учитывать характеристики сложившейся застройки и согласованность используемых приемов в облике имеющихся и вновь возводимого зданий. Метод сре-довой интеграции предполагает наиболее удачное использование преимуществ ландшафта в структуре и облике здания, благоустройстве территории с максимальным сохранением его целостности. Туристическое соседствование требует использования тематики близлежащего туристического объекта или маршрута, обеспечения необходимых средств

информирования туристов, оформление помещений сообразно существу достопримечательности. При элементном внедрении и городском соседство-вании важна согласованность в облике близраспо-ложенных объектов. При локальном размещении важнейшим становится требование целостного, компактного объема здания. Метод инфраструктурного развития способствует вариативности общего архитектурного решения в зависимости от структуры объекта, особенностей местности и замысла проекта. Таким образом, необходима более детальная разработка требований к архитектуре фасадов объектов придорожного сервиса в зависимости от предложенных принципов интегрирования.

На основании анализа планировочной структуры обследованных объектов придорожного сервиса в Беларуси выделен типовой блок помещений в их составе: в качестве центрального ядра выступают пункты питания и АЗС как наиболее востребованные на дороге. Дополнением типового блока группами помещений и площадками иного назначения возможно получение многофункционального объекта сервиса.

литература

1. Подобед Е.А. Формирование придорожного сервиса в Республике Беларусь. Минск : Право и экономика, 2010. 109 с.

2. Сардаров А.С. Путетворение: история и культура белорусских дорог. Минск : Беларуская навука, 2009. 191 с.

3. Беларусы: У 8 т. Т. 2: Дойлвдства / рэд. кал.: В.К. Бандарчык, М.Ф. Шлшенка, А.1. Лакотка. Минск : Тэхналопя, 1997. 391 с.

4. Архгтэктура Беларуа : нарысы эвалюцьи ва усходнеславянсшм i еурапейсшм кантэксце: у 4 т. Т. 3. Кн. 1 : Другая палова XVIII — першая палова XIX ст. / рэд. кал. A.I. Лакотка i шш. Мшск : Беларуская навука, 2007. 502 с.

5. Якимович Ю.А. Зодчество Белоруссии XVI — середины XVII в. Минск : Навука i тэхшка, 1991. 368 с.

6. Байчоров В.М. Экомотель: экологически ориентированный придорожный сервис. Минск : Право и экономика, 2009. 79 с.

7. Енин Ю.И. Концептуальные основы формирования придорожного сервиса в Беларуси // Сацыяльна-эканамiчныя i прававыя даследаванш. 2012. № 2. С. 156-163.

Поступила в редакцию 31 января 2018 г. Принята в доработанном виде 5 февраля 2018 г. Одобрена для публикации 12 марта 2018 г.

8. Лацкевич Н.В. Придорожный сервис в Республике Беларусь: состояние и направления развития. Гомель : БТЭУПК, 2015. 167 с.

9. Кашевская Е.В. Социальная стандартизация объектов придорожного сервиса // Вестник Белорусского национального технического университета. 2008. № 3. С. 11-17.

10. Леонович И., Мельникова И. Современные требования к объектам придорожного сервиса // Заказчики и подрядчики. 2011. № 5. С. 17-20.

11. Robinson J. Highways and Our Environment. New York : McGraw Hill, 1971. 305 p.

12. Hammadi S., Ksouri M. Ingénierie du transport et des services de mobilité avancés. Paris, Lavoisier, 2012. 296 p.

13. Les perspectives du transport interurbain de personnes : 18-ème Symposium International sur l'économie des transports et la politique. Madrid, OCDE/FIT, 2010. 615 p.

14. Бондарь С.И. Сеть АЗС: взгляд в будущее // Вестник Белнефтехима. 2016. № 2. С. 26-28.

15. Bary i kawiarnie, czyli gastronomía przy drogach // E-petrol.pl. Режим доступа: https://www.e-petrol.pl/prosto-z-rynku/44267/bary-i-kawiarnie-czyli-gastronomia-przy-drogach.

m

ф

0 т

1

s

*

о

У

Т

0 s

1

(л)

В

г

3

у

о *

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5

Об авторах: Малков Игорь Георгиевич — доктор архитектуры, профессор, заведующий кафедрой архитектуры, академик Белорусской академии архитектуры, Белорусский государственный университет транспорта (БелГУТ), 246653, Республика Беларусь, г. Гомель, ул. Кирова, д. 34, krisis@inbox.ru;

Евстратенко Анжелика Владимировна — магистр, ассистент кафедры архитектуры, Белорусский государственный университет транспорта (БелГУТ), 246653, Республика Беларусь, г. Гомель, ул. Кирова, д. 34, krisis@inbox.ru.

REFERENCES

m

о >

с

10

«

s о

H >

о

X

s

I h

о ф

tfl

1. Podobed E.A. Formirovanie pridorozhnogo servisa v Respublike Belarus' [Formation of roadside service in the Belarus Republic]. Minsk, Pravo i eko-nomika Publ., 2010. 109 p. (In Russian)

2. Sardarov A.S. Putetvorenie: istoriya i kul'tura belorusskikh dorog [Road creation: history and culture of Belarusian roads]. Minsk, Belaruskaya navuka Publ., 2009. 191 p. (In Russian)

3. Bandarchyk V.K., Pilipenka M.F., Lakotka A.I. eds. Belarusy [Belorusians]: 8 vols. Vol. 2: Doylidstva [Architecture]. Minsk, Tekhnalogiya Publ., 1997. 391 p. (In Belorussian)

4. Lakotka A.I. et al. eds Arkhitektura Belarusi : narysy evalyutsyi va yskhodneslavyanskim i eyrapeyskim kantekstse [Architecture of Belarus: Essays on evolution in East Slavic and European context]: 4 vol. Vol. 3. Book 1 : Drugaya palova XVIII — pershaya palova XIX st. [second half of XVIII — first half of XIX century]. Minsk, Belaruskaya navuka Publ., 2007. 502 p. (In Belorussian)

5. Yakimovich Yu.A. Zodchestvo Belorussii XVI -serediny XVII v. [Architecture of Belarus XVI - middle XVII centuries]. Minsk, Navuka i tekhnika Publ., 1991. 368 p. (In Belorussian)

6. Baychorov V.M. Ekomotel': ekologicheski orientirovannyy pridorozhnyy servis [Ekomotel: environmentally friendly roadside service]. Minsk, Pravo i ekonomika Publ., 2009. 79 p. (In Russian)

7. Enin Yu.I. Kontseptual'nye osnovy formirovani-ya pridorozhnogo servisa v Belarusi [Conceptual bases of formation of roadside service in Belarus]. Satsyyal'na-ekanamichnyya i pravavyya dasledavanni [Socio-economic and legal studies]. 2012, no. 2, pp. 156-163. (In Russian)

8. Latskevich N.V. Pridorozhnyy servis v Respublike Belarus ': sostoyanie i napravleniya razvitiya

[Roadside service in the Republic of Belarus: state and development trends]. Gomel', BTEUPK Publ., 2015. 167 p. (In Russian)

9. Kashevskaya E.V. Sotsial'naya standartizatsiya ob"ektov pridorozhnogo servisa [Social standardization of objects of roadside service]. Vestnik Belorusskogo natsional 'nogo tekhnicheskogo universiteta [Bulletin of the Belarusian National Technical University]. 2008, no. 3, pp. 11-17. (In Russian)

10. Leonovich I., Mel'nikova I. Sovremennye trebovaniya k ob"ektam pridorozhnogo servisa [Modern requirements for roadside service]. Zakazchiki ipo-dryadchiki [Customers and Contractors]. 2011, no. 5, pp. 17-20. (In Russian)

11. Robinson J. Highways and our environment. New York, McGraw Hill, 1971. 305 p.

12. Hammadi S., Ksouri M. Ingénierie du transport et des services de mobilité avancés [Transportation engineering and advanced mobility services]. Paris, Lavoisier, 2012. 296 p. (In French)

13. Les perspectives du transport interurbain de personnes : 18-ème Symposium International sur l'économie des transports et la politique [Perspectives of intercity passenger transport: 18th International Symposium on Transport Economics and Politics]. Madrid, OCDE/FIT, 2010. 615 p. (In French)

14. Bondar' S.I. Set' AZS: vzglyad v budushchee [Network of gas stations: a look into the future]. Vestnik Belneftekhima [Bulletin of Belneftekhim]. 2016, no. 2, pp. 26-28. (In Russian)

15. Bary i kawiarnie, czyli gastronomia przy drogach [Bars and cafes, or gastronomy along the roads]. E-petrol.pl. Available at: https://www.e-petrol. pl/prosto-z-rynku/44267/bary-i-kawiarnie-czyli-gastronomia-przy-drogach. (In Polish)

Received January 31, 2017.

Adopted in revised form February 5, 2018.

Approved for publication on March 12, 2018.

About the authors: Malkov Igor' Georgievich — Doctor of Architecture, Professor, Head of Department of Architecture, Academician of the Belarusian Academy of Architecture, Belarusian State University of Transport (BelSUT), 34 Kirova str., Gomel, 246653, Republic of Belarus;

Evstratenko Anzhelika Vladimirovna — Master, Assistant of the Department of Architecture, Belarusian State University of Transport (BelSUT), 34 Kirova str., Gomel, 246653, Republic of Belarus, krisis@inbox.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.