ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ
I_
УДК 332.1
Адушев М.Н.
Старший преподаватель кафедры экономики, управления и информационных технологий ФГБОУ «ВГУЭС», филиал в г. Артеме
Adushev M. N.
Senior Lecturer, Department of Economics, Management and Information Technology, FSBEI "VSUES", a branch in Artyom E-mail: matvei_nikolaevich@mail. ru
РАЗВИТИЕ ТРАНСПОРТНО-ЛОГИСТИЧЕСКОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ ПРИМОРСКОГО КРАЯ КАК ПОТЕНЦИАЛ
ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА
Development of the transport and logistics infrastructure of the Primorsky Territory as apotential for economic growth
Аннотация: В условиях недостаточной стабильности в Приморском крае в последние годы требуются новые подходы к решению проблем ухудшения социально-экономических показателей, таких как снижение реального валового регионального продукта, снижение численности населения и количества предприятий. Приморский края, имея налаженную транспортно-логистическую инфраструктуру и находясь в непосредственной близости от стран АТР, привлекает все больше зарубежных инвесторов. Приморский край имеет морские торговые порты в населенных пунктах г. Владивосток, п. Врангель, п. Посьет, п. Зарубино, г. Находка и п. Ольга. Восточный морской порт п. Врангель и морской порт п. Зарубино имеют особый интерес со стороны Китая для выхода в море и экспорта товаров в страны АТР и реимпортных операций в Южную часть Китая. Для этого необходимо реконструкция и строительство новых объектов инфраструктуры, проходящих через международные транспортные коридоры «Приморье-1» и «Приморье-2» таких как новые автомобильные дороги и мосты, в том числе для создания Владивостокской кольцевой автомобильной дороги и обеспечивающей стабильную перевозку грузов. Благодаря данным мероприятиям в Приморском крае можно добиться улучшения социально-экономического положения Приморского края за счет более быстрого развития территорий опережающего развития, игорной зоны, привлечения большего количества туристов из Китая.
Ключевые слова: транспортно-логистическая инфраструктура; международный транспортный коридор; морской торговый порт; новый
шелковый путь; железнодорожный транспорт; Свободный порт Владивосток
Annotation: At present, in the Primorsky territory, one can observe a deterioration in the socio-economic situation and this is reflected in a decrease in real gross product, a decrease in the population and the number of enterprises. Primorsky territory, having a well-established transport and logistics infrastructure and being geographically located among the Asia-Pacific countries, attracts great attention. The aim of the work is to assess the possibility of economic growth due to the development of the transport infrastructure of the Primorsky territory. Primorsky territory has sea trade ports in 6 settlements of Vladivostok, Wrangel, Posyet, Zarubino, Nakhodka and Olga. The eastern seaport of Wrangel and the seaport of Zarubino are of particular interest from China for access to the sea and export of goods to Asia-Pacific countries and reimport operations to southern China. For this, reconstruction and construction of new infrastructure facilities passing through the international transport corridors Primorye-1 and Primorye-2, such as new roads and bridges, including for the creation of the Vladivostok Ring Highway and ensuring stable transportation of goods, is necessary. Thanks to these measures in the Primorsky territory, it is possible to improve the socio-economic situation due to the more rapid development of priority development areas, the gambling zone, and attracting more tourists from China.
Key words: transport and logistics infrastructure; international transport corridor; sea trading port; new silk road; railway transport; Free port of Vladivostok
Введение
В настоящее время в Приморском крае можно наблюдать ухудшение социально-экономического положения и это выражается в снижении реального валового продукта, снижении численности населения и количества предприятий [17]. Транспортно-логистическая инфраструктура служит одним из «китов» на основе которого держится экономика, она является кровеносной системой экономики, ее развитие позволит улучшить социально-экономическое положение в крае. Приморский край имеет колоссальные преимущества для развития сотрудничества России со странами АТР. Приморский край является связующим звеном и центром развития международного сотрудничества, и толчком развития всего Дальнего Востока России. Для этого в Приморском крае имеется вся транспортно-логистическая инфраструктура, включающая в себя морские порты, железнодорожный транспорт, автомобильный транспорт, авиатранспорт. Таким образом, Приморский край имеет стратегическое значение и огромный потенциал для развития всего Дальнего Востока России.
Целью работы является оценка возможности экономического роста за счет развития транспортной инфраструктуры Приморского края.
Основная часть
В настоящее время в Приморском крае действуют морские порты в 6 населенных пунктах - Владивостокский морской торговый порт, Восточный морской порт в п. Врангель, морской порт в п. Посьет, а также морской порт в п. Зарубино, г. Находка и п. Ольга [9]. Морские порты Приморского края осуществляют наибольший грузооборот в России. Самыми крупными морскими портами края являются порт Восточный, Владивостокский морской порт и порт Находка, на них приходится 78% грузооборота по краю. Среди них только на порт Восточный приходится практически половина грузооборота [2]. Грузооборот морских портов в Приморском крае по итогам 2018 года показывает положительную динамику, годовой прирост составил 24,9% со 112 до 140 млн тонн. При этом грузооборот во Владивостокском морском торговом порту вырос на 24,7% с 16 до 21,2 млн тонн, морской порт в п. Ольга показал рост на 12,3% с 1,51 до 1,7 млн. тонн, морской порт в п. Зарубино вырос на 76% до 352 тыс. тонн, а морской порт в г. Находка вырос незначительно на 0,1% до 24,3 млн тонн. Грузооборот Восточного морского порта остался на уровне 63,7 млн тонн, а вот в морском порте п. Посьет он снизился на 7,7% до 6,55 млн тонн, это один из портов, грузооборот которого снижается [2].
Развитие железнодорожного транспорта в Приморском крае замедляется. Происходит снижение объема перевозок пассажиров на ЖД транспорте с 6 млн человек в 2015 году до 5,8 млн. человек в 2018 году. Отметим, что в 2008 году количество перевезенных человек было 18 млн человек. За 10 лет количество перевезенных пассажиров снизилось в 3 раза. Объем перевозок грузов на ЖД транспорте также снижается в 2015 году это было 13,6 млн тонн, то в 2016 году 12 млн тонн, только в 2017 и 2018 году он вырос до 13,7 млн тонн. В целом за данный период объем перевозок едва вырос на 0,1 млн тонн. В 2008 году объем перевозок груза вовсе был 17,1 млн тонн, то есть за 10 лет объем перевозок снизился на 20%. При этом протяженность железных дорог в Приморском крае не изменилось составляет 1559 километров [12].
Объем перевозок грузов автомобильным транспортом в Приморском крае снижается с 22,5 млн тонн в 2015 году до 18,2 млн тонн в 2018 году. Грузооборот в 2018 году по сравнению с 2015 годом вырос несущественно всего 3%, по сравнению с 2008 годом он снизился более существенно более 10%. Количество перевезенных пассажиров на автомобильном транспорте в Приморском крае снизилось на 9,4% с 62110 тысяч человек в 2015 году до 56294 тысяч человек в 2018 году. Пассажирооборот сократился на 5,5% с 998 млн. пасс-км в 2015 году до 943 млн. пасс-км в 2018 году. По сравнению с 2008 годом количество перевезенных пассажиров сократилось в 2 раза, пассажирооборот сократился в 1,6 раза, это происходит как за счет убыли населения, так и за счет появления собственного транспорта.
Протяженность автомобильных дорог с 2015 по 2018 год сократилась на 1%. С твердым покрытием составляет 89% всех дорог.
В целом в Приморском крае количество предприятий в сфере транспортной деятельности растет. Они необходимы для осуществления внутренних перевозок груза из производства к морским портам, в торговые точки, заявки населения, а также за пределы Приморского края, таким образом создают сервис [7].
В последние годы Китай проявляет интерес Приморскому краю в сфере международного сотрудничества [8]. Приморский край является пространством, через которое китайские товары могут транзитом направляться в другие страны и в южную часть Китая, это позволит как Китаю, так и России улучшить социально-экономическое положение, снизить эмиграцию Севера Китая и депопуляцию Приморского края, увеличить доходы края и снизить издержки китайской стороне на транспортировку, создать до трех тысяч новых рабочих мест в крае, увеличить грузооборот автомобильного, железнодорожного транспорта и морских торговых портов, а также улучшить деятельность связывающих отраслей. За счет реализации проектов международных транспортных коридоров экономика Приморского края может вырасти на 5% [13]. Для этого предполагается модернизировать уже существующие автомобильные дороги и железнодорожные полотна, проходящие через международные транспортные коридоры «Приморье-1» и «Приморье-2» (рисунок 1), строительство Владивостокской кольцевой автомобильной дороги, проходящей по острову Русский, острову Елены через мосты к полуострову Песчаный, а также строительство других объектов инфраструктуры [4].
МОНГОЛИЯ
Чифын (Улан-Хад)
Пекин Тянь^зинь Шицэячжуан
КИТАИ
Чэнду Наньчун Чунцин
Гуанчжоу
Асах Саппор
Хакодате Аомори
Японские о-в;
ЯПОНИЯ
Токио Нагоя о Осака ° Иокогама
Рисунок 1 - Международные транспортные коридоры «Приморье-1», «Приморье-2»
На сегодняшние день МТК «Приморье-1» проходит путь Харбин -Суйфунхе - порт «Восточный», а МТК «Приморье-2» включает маршрут Чанчунь - порт Зарубино [6]. Через них будут проходить китайские товары в страны АТР и южную часть самого Китая. Это дает возможность Китаю выйти в море через уже имеющуюся транспортную инфраструктуру Приморского края и сократить издержки на транспортировку грузов, более того данные транспортные коридоры являются наиболее короткими. В рамках данных транспортных коридоров китайские инвесторы намерены построить скоростную железнодорожную магистраль связывающую Владивосток и Муданьцзянь [11], это даст возможность еще больше привлекать туристов из Китая в Приморский край, включая в игорную зону, а также делегаций во Владивосток [1, 5].
Результаты исследования и их обсуждение
Для Приморского края также предоставляется возможность выходить на внешние рынки, используя современную транспортно-логистическую инфраструктуру и другие возможности как со стороны Китая, так и со стороны Приморского края. Китай с мощной производственно-технической базой является привлекательной стороной для сотрудничества в сфере развития международных транспортных коридоров [18]. Международные транспортные коридоры базируются на формуле 4С: скорость, стоимость, сервис и стабильность [10]. Развитие транспортно-логистической инфраструктуры в Приморском крае необходимо и для ускорения развития территорий опережающего развития. В Приморском крае действуют четыре территории опережающего развития - ТОР Нефтехимический в г. Находка, ТОР Надеждинская, ТОР Михайловский и ТОР Большой Камень. Данные территории располагаются в рамках МТК «Приморье-1» [3].
Южная Корея также заинтересовалась транспортным коридором «Приморье-1» и желает продлить его до города Пусан. Китайская сторона не против, наоборот за счет продления транспортного коридора готова переместить мебельное производство из провинции Гуандун в Суйфэньхэ
[19].
В рамках нового шёлкового пути, проходящего по маршруту «Китай (Чунцин) - Казахстан - Россия - Белоруссия - Польша - Германия (Дуйсбург)» (рисунок 2) развитие международных транспортных коридоров является выгодным для всех заинтересованных сторон [14].
Новый шелковые путь может заменить маршруты перевозки грузов, проходящие по Суэцкому каналу и Северному морскому пути.
Охот
*ир ЛИВИЯ
ЧАД
КАЗАХСТАН
УЗБЕКИСТАН
МОНГОЛИЯ
Урумчи
ТУРЦИЯ
ИРАК АФГАНИСТАН
ИРАН
САУДОВСКАЯ АРАВИЯ
ГЬ\.| IJD/IH
Ланьчжоу ^ LHdH b КОРЕЯ КИТАЙ
Чунцин
кндр
РЕСПУБЛИКА ЯПОНИЯ
ИНДИЯ
СУДАН
ТАИЛАНД
Бенгальский Камбоджа
залив
Филиппинское море
ФИЛИППИНЫ
ЦАР
ЭФИОПИЯ СОМАЛИ
Рисунок 2 - Новый шелковый путь
Одним из составляющих развитию транспортных коридоров служит Свободный порт Владивосток, благодаря которому транспортный коридор является целесообразным, поскольку обеспечивает упрощенную форму пересечения границы [15].
Согласно концепции развития МТК инвестиции планируется привлекать не только из федеральных и краевых бюджетных источников, но и за счет внебюджетных источников (в том числе иностранного частного капитала). Таким образом риски распределяются между инвесторами [16].
Результаты проведенного исследования показали, что Приморский край имеет возможность экономического роста за счет развития транспортно-логистической деятельности в сфере улучшения международных транспортных коридоров «Приморье-1» и «Приморье-2», строительства Владивостокской кольцевой автомобильной дороги и скоростной железнодорожной магистрали.
Международные транспортные коридоры дадут развитие международным отношениям со странами АТР, в первую очередь с Китаем по транспортировке грузов, а это является немаловажным на фоне снижения объема грузовых и пассажирских перевозок в крае как автомобильным, так и железнодорожным транспортом. Владивостокская кольцевая автомобильная дорога и скоростная железнодорожная магистраль позволит разгрузить автомобильные дороги и улучшить не только скорость грузопотоков, но и туристическую сферу в Приморском крае. За счет развития транспортно-логистической инфраструктуры будут активнее развиваться игорная зона и территории опережающего развития.
Заключение
Таким образом развитие Приморского края с учетом географического местоположения, заинтересованности стран АТР в международном сотрудничестве, развития территорий опережающего развития, расширения игорной зоны в г. Артем предполагает улучшение транспортно-логистического сервиса в крае в следующих направлениях:
- строительство мостов с остров Русский на остров Елены и с острова Елены через Амурский залив на полуостров Песчаный как основа Владивостокской автомобильной кольцевой дороги;
- строительство и реконструкция автомобильных дорог, проходящих через международные транспортные коридоры «Приморье-1» и «Приморье-2», в том числе на территории опережающего развития и горную зону;
- строительство и реконструкция железных дорог;
- улучшение условий пропуска транзитных грузов на границах Китая и в морских портах.
В итоге данные мероприятия позволят улучшить экономическую сферу в транспортно-логистической деятельности и социально-экономического положения в Приморском крае, а именно существенно увеличить объемы грузовых и пассажирских перевозок, объемы туристических услуг, повысить занятость населения за счет увеличения количества рабочих мест.
Список литературы
1. Власенко А.А., Царева Н.А. Развитие культурного туризма в Приморском крае: создание многофункционального туристского комплекса // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2017. № 1(18). С.49-52
2. Грузооборот морских портов России за январь-декабрь 2018 г. URL: http://www.morport.com/rus/news/gruzooborot-morskih-portov-rossii-za-yanvar-dekabr-2018-g (дата обращения: 04.09.2019).
3. Действующие ТОР. URL: https://forumvostok.ru/about/asez/ (дата обращения: 21.09.2019).
4. Как Приморью заработать на транзите. URL: https://www.vedomosti.ru/economics/articles/2019/09/03/810388-primoryu-zarabotat (дата обращения: 13.09.2019).
5. Китайский туризм в России: современное состояние и тенденции/Chinese tourism in Russia: current state and trends. URL: https://age-info.com/2019/07/китайский-туризм-в-россии-современно (дата обращения: 19.09.2019).
6. Концепция развития международных транспортных коридоров «Приморье-1» и «Приморье-2» URL: http://static.government.ru/media/files/jqfm5NlYLGTTVhUn3AKqOAg9mJcb2 Yxx.pdf (дата обращения: 15.09.2019).
7. Малое и среднее предпринимательство. URL: https://primstat.gks.ru/folder/28003 (дата обращения: 06.09.2019).
8. Международные коридоры оптимизируют логистику грузоперевозок Приморья URL: https://news.rambler.ru/other/41589967-mezhdunarodnye-koridory-optimiziruyut-logistiku-gruzoperevozok-primorya/ (дата обращения: 08.09.2019).
9. Порты Приморского края и Восточной Арктики. URL: http://www.morflot.ru/deyatelnost/napravleniya_deyatelnosti/portyi_rf/reestr_mp/ portyi_primorskogo_kraya_i_vostochnoy_arktiki.html (дата обращения: 02.09.2019).
10. Развитие МТК в Приморье - только вперед. URL: https://primgazeta.ru/news/razvitie-mtk-v-primor-e-tol-ko-vpered-31 -08-201904-03-51 (дата обращения: 20.09.2019).
11. РФ и КНР планируют в течение трех месяцев согласовать обоснование МТК в Приморье. URL: https://mintrans.ru/file/414347 (дата обращения: 17.09.2019).
12. Транспорт. URL: https://primstat.gks.ru/folder/28575 (дата обращения: 05.09.2019).
13. Транспортные коридоры в Приморье заработают в полную силу к 2025 году. URL: https://primgazeta.ru/news/transportnye-koridory-v-primor-e-zarabotayut-v-polnuyu-silu-k-godu-13-07-2018-12-20-57 (дата обращения: 11.09.2019).
14. Транспортные проекты КНР. URL: https://vector-eurasia.org/internal/project-analyst/36/ (дата обращения: 23.09.2019).
15. Свободный порт Владивосток. URL: https://minvr.ru/activity/svobodnyy-port-vladivostok/ (дата обращения: 25.09.2019).
16. Стратегия социально-экономического развития Приморского края до 2030 года. URL: https://invest.primorsky.ru/files/guide/strategy/strategy2030.pdf (дата обращения: 27.09.2019).
17. Царева Н.А. Особенности социальной стратификации населения в Приморском крае // Фундаментальные исследования. - 2014. - №12-10. -С.2261-2264
18. Царева Н.А. Оценка потребностей и потенциала региональных субъектов малого и среднего предпринимательства в сфере международного и межрегионального сотрудничества: на материалах социологического исследования проведенного в приморском крае // Экономика и предпринимательство. 2015. -№ 1 (54). - С. 981-987
19. Южная Корея собирается предложить продлить транспортный коридор "Приморье-1" до Пусана. URL: https://primamedia.ru/news/805343/ (дата обращения: 22.09.2019).
References
1. Vlasenko A.A., Tsareva N.A. Razvitie kul'turnogo turizma v Primorskom krae: sozdanie mnogofunktsional'nogo turistskogo kompleksa // Azimut nauchnykh issledovaniy: ekonomika i upravlenie. 2017. № 1(18). S.49-52
2. Gruzooborot morskikh portov Rossii za yanvar'-dekabr' 2018 g. URL: http://www.morport.com/rus/news/gruzooborot-morskih-portov-rossii-za-yanvar-dekabr-2018-g (04.09.2019).
3. Deystvuyushchie TOR. URL: https://forumvostok.ru/about/asez/ (21.09.2019).
4. Kak Primor'yu zarabotat' na tranzite. URL: https://www. vedomosti. ru/economics/articles/2019/09/03/810388-primoryu-zarabotat (13.09.2019).
5. Kitayskiy turizm v Rossii: sovremennoe sostoyanie i tendentsii/Chinese tourism in Russia: current state and trends. URL: https://age-info.com/2019/07/kitayskiy-turizm-v-rossii-sovremenno (19.09.2019).
6. Kontseptsiya razvitiya mezhdunarodnykh transportnykh koridorov «Primor'e-1» i «Primor'e-2» URL: http://static.government.ru/media/files/ jqfm5NlYLGTTVhUn3AKqOAg9mJcb2Yxx.pdf (15.09.2019).
7. Maloe i srednee predprinimatel'stvo. URL: https://primstat.gks.ru/folder/28003 (06.09.2019).
8. Mezhdunarodnye koridory optimiziruyut logistiku gruzoperevozok Primor'ya URL: https://news.rambler.ru/other/41589967-mezhdunarodnye-koridory-optimiziruyut-logistiku-gruzoperevozok-primorya/ (08.09.2019).
9. Porty Primorskogo kraya i Vostochnoy Arktiki. URL: http://www.morflot.ru/deyatelnost/napravleniya_deyatelnosti/portyi_rf/reestr_mp /portyi_primorskogo_kraya_i_vostochnoy_arktiki.html (02.09.2019).
10. Razvitie MTK v Primor'e - tol'ko vpered. URL: https://primgazeta.ru/news/razvitie-mtk-v-primor-e-tol-ko-vpered-31-08-2019-04-03-51 (20.09.2019).
11. RF i KNR planiruyut v techenie trekh mesyatsev soglasovat' obosnovanie MTK v Primor'e. URL: https://mintrans.ru/file/414347 (17.09.2019).
12. Transport. URL: https://primstat.gks.ru/folder/28575 (05.09.2019).
13. Transportnye koridory v Primor'e zarabotayut v polnuyu silu k 2025 godu. URL: https://primgazeta. ru/news/transportnye-koridory-v-primor-e-zarabotayut-v-polnuyu-silu-k-godu-13-07-2018-12-20-57 (11.09.2019).
14. Transportnye proekty KNR. URL: https://vector-eurasia. org/internal/project-analyst/36/ (23.09.2019).
15. Svobodnyy port Vladivostok. URL: https://minvr.ru/activity/svobodnyy-port-vladivostok/ (25.09.2019).
16. Strategiya sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya Primorskogo kraya do 2030 goda. URL: https://invest.primorsky.ru/files/guide/strategy/ strategy2030.pdf (27.09.2019).
17. Tsareva N.A. Osobennosti sotsial'noy stratifikatsii naseleniya v Primorskom krae // Fundamental'nye issledovaniya. - 2014. - №12-10. - S.2261-2264
18. Tsareva N.A. Otsenka potrebnostey i potentsiala regional'nykh sub"ektov malogo i srednego predprinimatel'stva v sfere mezhdunarodnogo i mezhregional'nogo sotrudnichestva: na materialakh sotsiologicheskogo
issledovaniya provedennogo v primorskom krae // Ekonomika i predprinimatel'stvo. 2015. -№ 1 (54). - S. 981-987
19. Yuzhnaya Koreya sobiraetsya predlozhit' prodlit' transportnyy koridor "Primor'e-1" do Pusana. URL: https://primamedia.ru/news/805343/ (22.09.2019).