Научная статья на тему 'Развитие трансграничных платежей с помощью цифровых активов и цифровых валют для достижения целей экономического развития'

Развитие трансграничных платежей с помощью цифровых активов и цифровых валют для достижения целей экономического развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
международные расчеты / трансграничные платежи / цифровые финансовые активы / цифровые валюты / криптовалюты / цифровая валюта центрального банка / цифровой рубль / international settlements / cross-border payments / digital financial assets / digital currencies / cryptocurrencies / digital currency of the central bank / digital ruble

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мария Юрьевна Печалова

Предмет исследования — сфера трансграничных платежей как фактор восстановления российской внешней торговли в условиях санкционного давления со стороны западных стран. Актуальность статьи обусловлена тем, что для ускорения экономического роста требуются скорейшее восстановление объемов экспорта и сохранение объемов импорта посредством цифровой трансформации финансовой сферы и использования новых платежных механизмов в расчетах с зарубежными контрагентами для смягчения давления на Россию и ее торговых партнеров со стороны западных стран. Цель работы — оценка текущего состояния применения цифровых финансовых активов в трансграничных расчетах с дружественными юрисдикциями. В статье установлено, что в 2022–2023 гг. объемы российского импорта и экспорта претерпевали значительные колебания из-за перенастройки российской внешней торговли на рынки стран Азии, Ближнего Востока, Африки и Латинской Америки. При этом на первый план выходила потребность в создании безопасного и эффективного платежного механизма, защищенного от негативного влияния первичных и вторичных санкций. Ключевыми проблемами в сфере международных платежей стали отключение крупнейших российских банков от SWIFT и масштабная блокировка корреспондентских счетов российских банков зарубежными контрагентами, которые можно преодолевать посредством применения трансграничных расчетов благодаря таким инструментам, как цифровые финансовые активы, криптовалюта, цифровые валюты центральных банков. Сделан вывод о том, что даже при наличии сформированной законодательной основы и очевидного потенциала для смягчения санкционного давления использование новых платежных механизмов затруднено из-за отсутствия необходимых регуляторных и/или инфраструктурных решений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Development of Cross-Border Payments Using Digital Assets and Digital Currencies to Achieve Economic Development Goals

The subject of the study is the sphere of cross–border payments as a factor in the restoration of Russian foreign trade in the face of sanctions pressure from Western countries. The relevance of the topic of the article is due to the fact that in order to accelerate economic growth, an early recovery of export volumes and preservation of import volumes are required, which, among other things, encounter problems in settlements with foreign counterparties, solved through the digital transformation of the financial sector and the use of new payment mechanisms to alleviate pressure on Russia and its trading partners. The purpose of the work is to assess the current state of the use of digital financial assets in cross–border settlements with friendly jurisdictions. The article finds that in 2022–2023, the volume of Russian imports and exports underwent significant fluctuations due to the reconfiguration of Russian foreign trade to the markets of Asia, the Middle East, Africa and Latin America. At the same time, the need to create a safe and effective payment mechanism protected from the negative impact of primary and secondary sanctions came to the fore. The key problems in the field of international payments have become the disconnection of the largest Russian banks from SWIFT and the large-scale blocking of correspondent accounts of Russian banks by foreign counterparties, which can be overcome through the use of cross-border settlements through such instruments as digital financial assets, cryptocurrency, and digital currencies of central banks. However, it is concluded that in the presence of a well-formed legislative framework and obvious potential to mitigate sanctions pressure, the use of new payment mechanisms is difficult due to the lack of necessary regulatory and/or infrastructure solutions.

Текст научной работы на тему «Развитие трансграничных платежей с помощью цифровых активов и цифровых валют для достижения целей экономического развития»

(cc)

DOI: 10.26794/1999-849X-2024-17-3-69-80 УДК 339.72(045) JEL F24, E42

Развитие трансграничных платежей с помощью цифровых активов и цифровых валют для достижения целей экономического развития

М. Ю. Печалова

Финансовый университет, Москва, Россия

АННОТАЦИЯ

Предмет исследования — сфера трансграничных платежей как фактор восстановления российской внешней торговли в условиях санкционного давления со стороны западных стран. Актуальность статьи обусловлена тем, что для ускорения экономического роста требуются скорейшее восстановление объемов экспорта и сохранение объемов импорта посредством цифровой трансформации финансовой сферы и использования новых платежных механизмов в расчетах с зарубежными контрагентами для смягчения давления на Россию и ее торговых партнеров со стороны западных стран. Цель работы — оценка текущего состояния применения цифровых финансовых активов в трансграничных расчетах с дружественными юрисдикциями. В статье установлено, что в 2022-2023 гг. объемы российского импорта и экспорта претерпевали значительные колебания из-за перенастройки российской внешней торговли на рынки стран Азии, Ближнего Востока, Африки и Латинской Америки. При этом на первый план выходила потребность в создании безопасного и эффективного платежного механизма, защищенного от негативного влияния первичных и вторичных санкций. Ключевыми проблемами в сфере международных платежей стали отключение крупнейших российских банков от SWIFT и масштабная блокировка корреспондентских счетов российских банков зарубежными контрагентами, которые можно преодолевать посредством применения трансграничных расчетов благодаря таким инструментам, как цифровые финансовые активы, криптовалюта, цифровые валюты центральных банков. Сделан вывод о том, что даже при наличии сформированной законодательной основы и очевидного потенциала для смягчения санкционного давления использование новых платежных механизмов затруднено из-за отсутствия необходимых регуляторных и/или инфраструктурных решений.

Ключевые слова: международные расчеты; трансграничные платежи; цифровые финансовые активы; цифровые валюты; криптовалюты; цифровая валюта центрального банка; цифровой рубль

Для цитирования: Печалова М. Ю. Развитие трансграничных платежей с помощью цифровых активов и цифровых валют для достижения целей экономического развития. Экономика. Налоги. Право. 2024;17(3):69-80. DOi: 10.26794/1999-849Х-2024-17-3-69-80

The subject of the study is the sphere of cross-border payments as a factor in the restoration of Russian foreign trade in the face of sanctions pressure from Western countries. The relevance of the topic of the article is due to the fact that in order to accelerate economic growth, an early recovery of export volumes and preservation of import volumes are required, which, among other things, encounter problems in settlements with foreign counterparties, solved through the digital transformation of the financial sector and the use of new payment mechanisms to alleviate pressure on Russia and its trading partners. The purpose of the work is to assess the current state of the use of digital financial assets in cross-border settlements with friendly jurisdictions. The article finds that in 2022-2023, the volume of Russian imports

© Печалова M. Ю., 2024

The Development of Cross-Border Payments Using Digital Assets and Digital Currencies to Achieve Economic Development Goals

M. Yu. Pechalova

Financial University, Moscow, Russia

ABSTRACT

and exports underwent significant fluctuations due to the reconfiguration of Russian foreign trade to the markets of Asia, the Middle East, Africa and Latin America. At the same time, the need to create a safe and effective payment mechanism protected from the negative impact of primary and secondary sanctions came to the fore. The key problems in the field of international payments have become the disconnection of the largest Russian banks from SWIFT and the large-scale blocking of correspondent accounts of Russian banks by foreign counterparties, which can be overcome through the use of cross-border settlements through such instruments as digital financial assets, cryptocurrency, and digital currencies of central banks. However, it is concluded that in the presence of a well-formed legislative framework and obvious potential to mitigate sanctions pressure, the use of new payment mechanisms is difficult due to the lack of necessary regulatory and/or infrastructure solutions.

Keywords: international settlements; cross-border payments; digital financial assets; digital currencies; cryptocurrencies; digital currency of the central bank; digital ruble

For citation: Pechalova M. Yu. The development of cross-border payments using digital assets and digital currencies to achieve economic development goals. Ekonomika. Nalogi. Pravo = Economics, taxes & law. 2024;17(3):69-80. (in Russ.). Doi: 10.26794/1999-849x-2024-17-3-69-80

ВЗЛЕТЫ И ПАДЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ

Включенность России во внешнеэкономическую деятельность является одним из основополагающих факторов, определяющих ее экономическое развитие. Однако с началом геополитического конфликта в конце февраля 2014 г. на юго-востоке Украины российская внешняя торговля находится под беспрецедентным и нарастающим санкцион-ным давлением, включающим прямые торговые ограничения, повышение ввозных таможенных пошлин на российские товары, отказ в страховании, бойкот российских грузов, закрытие портов для российских судов, приостановку авиасообщения, запрет на проезд российских и белорусских грузовых автомобилей на территорию стран ЕС, отключение ряда российских банков от системы SWIFT, а также введение вторичных санкций за сотрудничество с Российской Федерацией.

Тем не менее, вопреки тому, что некоторые российские компании были вынуждены снизить объемы экспорта либо вовсе прекратить внешнеторговую деятельность [1, с. 17], экспорт вырос по итогам 2022 г. на 19,5% в стоимостном выражении. Это стало возможным благодаря эффекту «ловушки большой страны», которая заключается в том, что, если государство выступает ключевым игроком на каком-либо рынке, ограничение поставок или их ожидание приводят к значительному росту мировых цен, компенсирующему снижение физических объемов поставок товаром, способствуя географической диверсификации экспорта [2, с. 221; 3, с. 43].

Для воспрепятствования возможным путям обхода Россией санкций странами G7 в рамках восьмого пакета антироссийских санкций был введен «потолок» цен на российскую нефть и нефтепродукты, но

выявленные лазейки в нефтепереработке, позволяющие легально экспортировать и импортировать нефть с использованием «теневого» флота танкеров, привели к провалу недружественной политики.

Однако по итогам 2023 г. российский экспорт товаров и услуг все же уменьшился на 27,7% (рис. 1) из-за резкого падения объема поставок в страны Европы, снижения мировых цен на основные сырьевые товары, а также вследствие эффекта высокой базы экономики, под которым понимается статистическое явление, когда цены сравниваются с показателями базового месяца предыдущего года.

Примечательно, что на фоне динамики импорта товаров и услуг в 2022-2023 гг., которая была точной противоположностью динамики экспорта, вслед за ее ощутимым снижением (в 2022 г.— на 8,6%) последовал восстановительный рост до прежних значений как в стоимостном, так и в физическом выражениях (рис. 2), из-за использования «параллельного» импорта, нахождения товаров-субститутов и активной географической переориентацией поставок товаров, в результате которой Евросоюз был успешно замещен во внешней торговле Китаем, Индией, Турцией и Азербайджаном (рис. 3).

Таким образом, российская экономика испытывает потребность в скорейшем восстановлении объемов экспорта (в том числе несырьевого неэнергетического, на который не распространяется эффект «ловушки большой страны»), тем более что расширение масштаба и границ экспортного присутствия является признанным драйвером экономического роста.

Следует констатировать, что в настоящее время происходит глобальная перенастройка всей российской внешней торговли на рынки стран Азии, Ближнего Востока, Африки и Латинской Амери-

ЭКОНОМИКА. НАЛОГИ. ПРАВО / EcoNoMics, TAxEs & LAw ♦ Т. 17, № 32024

700

С

ja

Q 600

Э

iU

h 3 500

о >

400

<

4

и 300

200

100

fi

о 0

25,7 О

35,0

30,0

25,0 Q и

20,0 £

15,0 §

10,0 * 5,0 0,0

Экспорт товаров и услуг, млрд долл. США (левая шкала] / Exports of goods and services, USD bln (left scale] ■Экспорт товаров и услуг, в % к ВВП (правая шкала] / Exports of goods and services, % of GDP (right scale]

Рис. 1 / Fig. 1. Динамика российского экспорта в 2013 г. и прогноз на 2024-2026 гг. / Dynamics of Russian exports in 2013 and forecast for 2024-2026

Источник/Source: составлено автором по данным ЦБ РФ и ФТС / compiled by the author according to the Bank of Russia and the Federal Customs Service.

Импорт товаров и услуг, млрд долл. США (левая шкала] / Exports of goods and services, USD bln (left scale] ■Импорт товаров и услуг, в % к ВВП (правая шкала] / Exports of goods and services, % of GDP (right scale]

Рис. 2 / Fig. 2. Динамика российского импорта в 2013 г. и прогноз на 2024-2026 гг. / Dynamics of Russian imports in 2013 and forecast for 2024-2026

Источник/Source: составлено автором по данным ЦБ РФ и ФТС / compiled by the author according to the Bank of Russia and the Federal Customs Service.

a) Экспорт / Exports

Европа / Азия / Asia Африка / Africa Америка / Океания / Europe America Oceania

2022 2023

350,0

e

Sä 300,0 I 250,0

S

~~ 200,0 <

g

^ 150,0 s

S 100,0 i

s" 50,0

Европа / Europe

b) Импорт / Imports

187,5

145,2

Азия / Asia Африка / Africa Америка / America

2022 2023

Океания / Oceania

Рис. 3 / Fig. 3. Российский экспорт и импорт товаров по группам стран, млрд долл. США / Russian exports and imports of goods by country groups, USD bln

Источник/Source: составлено автором по данным ФТС / compiled by the author according to the Federal. Customs Service.

ки. Реализация данной стратегии предполагает развитие транспортно-логистических коридоров, укрепление интеграции в рамках таких международных объединений, как ЕАЭС, ШОС, БРИКС и АТЭС, создание общего рынка для торговли и инвестиций, а ее успех будет зависеть от способности России быстро и эффективно устранять торговые «раздражители».

Так, вначале для участников внешнеэкономической деятельности наибольшую остроту имели транспортно-логистические проблемы, в то время как в настоящее время на первый план выходит потребность в создании безопасного и эффективного платежного механизма, защищенного от негативного влияния первичных и вторичных санкций.

ТРАНСГРАНИЧНЫЕ ПЛАТЕжИ В УСЛОВИЯХ САНКЦИОННЫХ ОГРАНИЧЕНИЙ

Об угрозе изоляции российских банков от международной финансовой системы путем их отключения от SWIFT впервые заговорили в 2014 г. на фоне крымских событий, затем данная тема несколько раз поднималась по мере обострения геополитической ситуации. Однако у западных «партнеров» имелись серьезные опасения в том, что подобный шаг приведет лишь к созданию альтернативной платежной инфраструктуры, в которой они не смогут занять доминирующую позицию.

Так, отключение от SWIFT КНДР (в 2006 г.), а затем Ирана (в 2012 г.) не только негативно повлияло на доверие ее участников к самой системе, но и побудило Евротройку, заинтересованную в сохранении торговли с Ираном, а также Китай и Россию, заняться разработкой альтернативных механизмов. В результате появились:

1) с января 2019 г. международная европей-ско-иранская система передачи финансовых сообщений, INSTEX (Instrument in Support of Trade Exchanges) в статусе компании специального назначения со штаб-квартирой в Париже, целью деятельности которой стало содействие в проведении торговых операций с Ираном без использования SWIFT и американского доллара для обхода наложенных США санкций. Впрочем, Иран по политическим мотивам последовательно блокировал предлагаемые сделки, так что, просуществовав четыре года и реализовав всего лишь одну трансакцию, INSTEX прекратила свое существование в марте 2023 г.;

2) с октября 2015 г.1 китайская платежная система CIPS (Chinese International Payment System) в качестве одновалютной (трансакции осуществляются исключительно в юанях) трансграничной межбанковской расчетно-клиринговой системы с функцией передачи финансовых сообщений, в задачи которой входят интернационализация юаня и защита коммерческой информации от несанкционированного доступа. В конце января 2024 г. к системе было подключено 1492 участника2 (рис. 4);

3) с декабря 2014 г. Система передачи финансовых сообщений Банка России (далее — СПФС) в качестве меры реагирования на антироссийские санкции со стороны США. После подключения белорусского банка «Белгазпромбанк» в 2018 г. СПФС вышла на международный рынок, и в 2019 г. поступило сообщение об ее технической готовности к интеграции с CIPS и находящимся в разработке индийской системой обмена финансовыми данными, а в январе 2023 г. произошло объединение с SEPAM (System for Electronic Payments Messaging) Центрального банка Ирана. В результате в первом полугодии 2023 г. система включала 514 участников, в том числе 131 нерезидента.

Тем не менее в феврале 2022 г. Совет Евросоюза запретил SWIFT оказывать услуги семи подпавшим под санкции российским банкам3 — их счета и активы были заморожены, а расчеты в долларах США, евро, иенах, фунтах стерлингов и швейцарских франках прекращены; в июне того же года санкции были введены в отношении еще трех кредитных организаций4, включая Сбербанк, которому еще в феврале было предписано закрыть корреспондентские счета в американских банках.

Казалось бы, точечное отключение российских банковских учреждений от SWIFT не должно было сильно усложнить прохождение трансграничных платежей. Однако на практике выяснилось, что зарубежные банки стали крайне неохотно проводить

1 В марте 2016 г. между CIPS и SWIFT был подписан меморандум о взаимопонимании.

2 Известно, что летом 2023 г. к CIPS было подключено 30 российских банков (десятки заявок находятся на стадии рассмотрения), из них статус прямого участника имела только российская дочерняя структура крупнейшего китайского АйСиБиСи банка.

3 В их число вошли ВЭБ.РФ, ВТБ, «Промсвязьбанк», «Сов-комбанк», «Новикомбанк», банки «Россия» и «Открытие».

4 В том числе Сбербанк, «Россельхозбанк» и Московский

кредитный банк.

экономика. налоги. право / economics, taxes & law ♦ т. 17, № 32024

Рис. 4 / Fig. 4. География и типология участников CIPS / Geography and typology of CIPS participants

Источник/Source: составлено автором по данным CIPS: Participants Announcement No. 93 / compiled by the author according to CIPS: Participants Announcement No. 93.

600

p 500

564

400

300

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

200

100

139

■ Прямые участники / Direct Participants

□ Косвенные участники / Indirect Participants

48

28

17

20

Китай / Chinese Азия / Asia Европа / Europe Африка / Africa Северная Южная Америка Океания / Mainland Америка / North / South America Oceania

America

трансакции с российскими корреспондентами (особенно в долларах США и евро) и начали устанавливать лимиты, увеличивать банковские комиссии. В результате произошли сдвиг к операциям в мягких валютах, кратный рост трансакционных издержек, а сам процесс прохождения платежей изрядно усложнился и замедлился (хотя на это дополнительно повлиял недостаток компетенций у небольших банков в сфере организации трансграничных расчетов5).

Следует признать, что самые серьезные негативные последствия для участников международных расчетов имела блокировка корреспондентских счетов российских банков в иностранных банках. Первыми «пострадавшими» стали кредитные организации, внесенные в «черные» списки CAPTA6 и SDN7, а также попавшие под блокирующие санк-

5 По оценкам аналитиков «Эксперт РА» в первой половине 2023 г. мощный рост трансакционной активности клиентов — юридических лиц наблюдался в банках, занимающих в рейтинге с 11-го по 100-е место, поскольку именно они сочетали в себе неподсанкционность, технологичность и хороший клиентский сервис [4, с. 4].

6 CAPTA list (Correspondent Account or Payable-Through Account Sanctions List) — список, содержащий идентифицирующую информацию об иностранных финансовых учреждениях, для которых открытие или ведение корреспондентского счета или счета с оплатой через банк в США запрещено.

7 SDN list (Specially Designated Nationals and Blocked Persons List) — список физических лиц и компаний, чьи активы подлежат блокировке.

ции ЕС и некоторых других стран8: их корреспондентские счета были заморожены, а проведение трансакций с резидентами стран, применивших рестрикции, запрещено.

Позднее Deutsche Bank, Citi, JPMorgan и другие ключевые корреспонденты начали массово закрывать счета российских кредитных организаций вне зависимости от введения санкций. Одновременно дочерние структуры иностранных банков заявили о сворачивании бизнеса в России и сокращении предоставления услуг и сервисов российским корпоративным клиентам: например, в марте 2023 г. на российскую дочку Raiffeisenbank, еще только прорабатывавшую сценарии ухода из России, а потому оказавшуюся ключевым каналом трансграничных переводов, приходилось «40-50% от всех платежей между Россией и остальным миром»9.

Из-за опасений вторичных санкций10, причем не только со стороны США, но теперь и со стороны Евросоюза, для которого это был первый опыт

8 На данный момент таких банков насчитывается 44, т.е. 13,6% от числа действующих банковских учреждений.

9 URL: https://www.rbc.ru/finances/27/02/2023/63fcae5a9a794 77edc5646aa?from=copy.

10 Согласно расчетам РБК за период с февраля 2022 г. по

ноябрь 2023 г. вторичные санкции были наложены на 326

иностранных юридических и физических лиц. URL: https:// www.rbc.ru/newspaper/2023/11/10/654cddc59a79472a0c 3a6952.

установления подобных рестрикций11, банки дружественных стран были вынуждены ввести идентификацию клиентов и бенефициаров, начать отслеживать цепочки поставок либо отказываться от работы с российскими партнерами. Такая ситуация сложилась совсем недавно с турецкими и китайскими банками.

Альтернативные методы расчета, которые предлагаются участникам внешнеэкономической деятельности, такие как бартер или межгосударственные клиринговые расчеты, безусловно, не могут считаться полноценной заменой банковскому обслуживанию.

ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЦИФРОВЫХ ФИНАНСОВЫХ АКТИВОВ И КРИПТОВАЛЮТ В МЕЖДУНАРОДНЫХ РАСЧЕТАХ

По мнению Банка России, одним из перспективных вариантов решения проблемы трансграничных платежей в условиях санкций может быть использование цифровых финансовых активов (далее — ЦФА), под которыми понимаются цифровые права, включая денежные требования к эмитенту, выпуск, учет и обращение которых возможны только путем внесения (изменения) записей в информационную систему на основе распределенного реестра, а также в иные информационные системы.

Выпуск ЦФА в России начался в феврале 2022 г. с внесением в реестр первого оператора информационных цифровых систем в лице ООО «Атомайз» — российского оператора и платформы цифровых финансовых активов (к настоящему моменту лицензиями на выпуск цифровых финансовых активов обладают еще девять компаний12), в августе 2023 г. был зарегистрирован пока единственный оператор обмена цифровых активов в лице ПАО «Московская Биржа» (далее — Мосбиржа, Московская биржа) для организации вторичных торгов и обеспечения ликвидности ЦФА (рис. 5).

11 Евросоюз в рамках 11-го санкционного пакета (введен в действие 23 июня 2023 г.) сообщил о создании поэтапного механизма наказания «третьих стран», которые могут оказывать России помощь в обходе антироссийских санкций.

12 В том числе ПАО Сбербанк, ООО «Лайтхаус», АО «Альфа-банк», ООО «Системы распределенного реестра», ООО «Токены», АО АКБ «Еврофинанс Моснарбанк», ПАО «СПБ Биржа», ООО «Блокчейн Хаб» и НКО АО НРД.

Суммарный объем выпусков ЦФА в 2022-2023 гг. превысил 53 млрд руб. (в 2024 г. прогнозируется рост объема новых выпусков до 125 млрд руб.13), а количество выпусков составило 227. Преимущественно это были тестовые сделки с участием ограниченного круга пользователей, так что рынок ЦФА находится на начальном этапе развития.

Несмотря на то, что ЦФА теперь могут использоваться в качестве встречного представления активов по внешнеторговым контрактам14, заключенным между резидентами и нерезидентами, порядок принятия и содержания регуляторных и инфраструктурных решений для применения этого инструмента в международных расчетах пока не установлен. В частности, необходимы регистрация всех пользователей на одной платформе (притом, что сам российский рынок ЦФА фрагментирован), признание выпущенных в России ЦФА на международном рынке, а также наличие ликвидного вторичного рынка для таких инструментов в каждой из иностранных юрисдикций, с которой производятся расчеты.

При этом механизм ЦФА обещает защиту зарубежных банков от вторичных санкций, поскольку является абсолютно непрозрачным для сторонних наблюдателей. Поэтому давление со стороны недружественных стран, которое сегодня испытывают китайские, турецкие и ближневосточные банки, работая с российскими контрагентами, может придать необходимый импульс к запуску трансграничных расчетов с применением ЦФА в среднесрочной перспективе.

Еще одним цифровым платежным инструментом15, позволяющим вести международную торговлю, не привлекая зарубежные банки — корреспонденты, является криптовалюта. Расчеты с недружественными странами в цифровых монетах кратно выросли с марта 2022 г., а основной областью применения стали поставки российских экспортных товаров и импорт комплектующих материалов для производственной сферы (запчасти, сырье) и товаров народного потребления.

Тем не менее объем таких расчетов ограничен: в 2022 г. он составил порядка 5-10 млрд долл. США16.

13 Согласно данным РА «Эксперт». URL: https://raexpert.ru/ researches/digital_fin_market_2023.

14 Для этого, например, очень подходят ЦФА в виде денежных требований, которые предоставляют держателю право требовать денежные средства от эмитента на условиях, зафиксированных в решении о выпуске этих активов.

15 Несмотря на цифровую природу, криптовалюта не относится к классу ЦФА, поскольку не предполагает существования обязанного лица перед ее обладателем.

16 URL: https://rb.ru/news/crypto-deals.

ЭКОНОМИКА. НАЛОГИ. ПРАВО / ECONOMiCS, TAXES & LAW ♦ Т. 17, № 32024

Рис. 6 / Fig. 6. Схема расчетов с использованием криптовалюты при импорте / The scheme of payments using crypto-currency during import

Источник/Source: составлено автором / compiled by the author.

1) Запрос на выпуск ЦФА

2) Идентификация по 115-ФЗ

3) Уведомление о возможности приобрести ЦФА; 5) Передача ЦФА (запись о владении, отображающаяся в системе)

4) Расчет в кошельке на ЦФА-платформе

га ттл а 12) Погашение ЦФА

Эмитент ЦФА Оператор

Пользователь №1

10) Исполнение

обязательств

Эмитентом

9) Предъявление ЦФА к погашению

информационных систем

11) Подтверждение факта исполнения обязательств Эмитентом

6) Размещение заявки на продажу/обмен ЦФА;

8 ) Передача ЦФА третьим лицам

Регистрация в качестве Пользователя

7) Расчет в кошельке на ЦФА-платформе

6) Размещение заявки на приобретение/обмен ЦФА; 7) Расчет в кошельке на ЦФА-платформе

8) Передача ЦФА (запись о владении , отображающаяся в системе)

Оператор обмена цифровых активов

Пользователь №2

Рис. 5/ Fig. 5. Схема выпуска и обращения ЦФА в России / The scheme of issuance and circulation of digital financial assets in Russia

Источник/Source: составлено автором / compiled by the author.

1) Контракт, в котором криптовалюта указана как средство расчетов 2) Выставление счета в криптовалюте с указанием номера криптокошелька

Российский импортер

3) Процедура идентификаци и KYC

4) Фиат

для покупки

криптовалюты

5) Процедура идентификац ии KYC

Зарубежный экспортер

9) Зачисление криптовалюты на кошелек

10) Криптовалюта

III

Российский банк

6) Фиат для покупки криптовалюты

1Ц[

Финтех-посредник

8) Криптовалюта

7) Фиат для покупки криптовалюты

11) Фиат

Зарубежная криптовалютная биржа

К основным проблемам использования криптова-лют для трансграничных платежей можно отнести:

а) отсутствие эффективных средств правовой защиты участников оборота криптовалют в силу межстрановых различий в регуляторной практике или полного отсутствия регулирования;

б) признание товарной природы криптовалют и обложение сделок НДС в большинстве юрисдикций;

в) неприемлемость данной формы расчетов для отдельных иностранных контрагентов;

г) ужесточение для россиян процедуры KYC (Know Your Customer — «знай своего кли-

ента»), являющейся многоэтапной операцией, включающей сбор и анализ личной информации клиентов и предоставляющей возможности блокировки криптокошельков на зарубежных площадках.

Однако в середине 2023 г. Росбанк запустил трансграничные платежи с использованием криптовалюты для юридических и физических лиц посредством участия в расчетах финтех-посредника (В-Сгурй), который на средства импортера покупает за рубежом криптовалюту и переводит ее иностранному поставщику (рис. 6).

3) Контракт, в котором криптовалюта указана как средство расчетов

Российский экспортер

1) Процедура идентификации KYC

I

ш

Российский банк

2) Процедура идентификац ии KYC

7) Поручение на продажу криптовалюты

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6) Перечисление криптовалюты на кошелек Экспортера

Зарубежный импортер

5) Криптовалюта

4) Фиат

161

ссс

8) Зачисление денежных средств в рублях на

Финтех-посредник банковский счет Экспортера (расчетный агент)

Зарубежная криптовалютная биржа

Рис. 7 / Fig. 7. Схема расчетов с использованием криптовалюты при экспорте / The scheme of payments using crypto-currency during export

Источник/Source: составлено автором / compiled by the author.

Как вариант криптовалюта может быть сразу конвертирована в фиатные деньги зарубежным платежным крипто-партнером, так что денежные средства на банковский счет экспортера поступят в фиатной валюте.

Для экспортных сделок предлагается зеркальная схема, в которой поступившая в криптокошелек российского поставщика криптовалюта направляется им платежному агенту (В-СгурО для продажи за рубли, после чего денежные средства в рублях зачисляются на его банковский счет (рис. 7).

Обеспокоенность вызывают два аспекта этой схемы расчета. Во-первых, сделки с криптовалюта-ми обладают гораздо большей прозрачностью по сравнению с ЦФА, так что использование крипто-валют для обхода санкций может быть признано недружественными странами незаконным и может приводить к негативным правовым последствиям для участников таких операций.

Во-вторых, российским законодательством прямо установлен запрет на прием оплаты цифровой валютой за передаваемые товары (работы, услуги) российскими юридическими лицами и физическими лицами, которые фактически находились в России не менее 183 дней в течение года. Таким образом, в расчетах по экспортным контрактам криптовалюта в рамках российского правового поля использоваться не может.

Банк России является последовательным противником применения криптовалют в конту-

ре российской финансовой системы, поскольку опасается частичного вытеснения национальной валюты и утраты контроля над денежной массой. Однако в ноябре 2023 г. под давлением Минфина России монетарным властям удалось договориться об использовании криптовалют при совершении трансграничных платежей в рамках экспериментального правового режима через специально созданную уполномоченную организацию17.

При этом Минфин России, в отличие от мега-регулятора, выступает за создание полноценной локальной инфраструктуры для оборота цифровых валют (учреждение криптобиржи, вовлечение коммерческих банков), поскольку ощущает потребность в создании механизма их быстрого обмена на фиатные деньги из-за высокой волатильности на крип-товалютном рынке. Вывод оборота криптовалюты в зарубежные юрисдикции согласно предложению Центрального банка сопряжен с большими санкци-онными рисками18, а также с дополнительными

17 Напомним, что поручение Центральному банку и профильным ведомствам согласовать позицию по использованию криптовалют в международных расчетах было дано председателем Правительства РФ М. В. Мишустиным еще в сентябре 2022 г.

18 Хотя эксперты не сомневаются в том, что запуск российской системы оборота криптовалюты с госучастием неминуемо приведет к введению против нее антироссийских санкций «по факту создания». URL: https://www. kommersant.ru/doc/5939830.

ЭКОНОМИКА. НАЛОГИ. ПРАВО / ECONOMiCS, TAXES & LAW ♦ Т. 17, № 32024

□ Количество проектов на стадии исследования / Research

□ Количество проектов на стадии проверки концепции / Proof of concept

■ Количество проектов на стадии тестирования / Pilot

■ Количество отклоненных проектов / Cancelled

■ Количество ЦВЦБ запущеных в эксплуатацию / Launched

Рис. 8 / Fig. 8. Текущий статус цифровых валют центральных банков в марте 2024 г. / Current status of Central Bank Digital Currencies worldwide in March 2024

Источник/Source: составлено автором по данным CBDC Tracker / compiled by the author according to CBDC Tracker.

сложностями в сфере документирования операций, их учета и контроля.

Несмотря на то, что архитектура экспериментального правового режима еще только находится в стадии проработки, о своем интересе к принятию решений в отношентт международных расчетов на базе криптовалют уже заявил Сбербанк.

РАЗВИТИЕ ТРАНСГРАНИЧНЫХ платежей С ПОМОЩЬЮ ЦИФРОВОГО РУБЛЯ

Отправной точкой практической реализации проектов по созданию цифровых валют центральных банков (далее — ЦВЦБ), вероятнее всего, следует считать 2019 г., когда финансовые регуляторы США и Европы принудили Facebook отказаться от проекта Libra (криптовалюты Diem). Осознание того, что подобного рода проекты могут приводить к утрате денежного суверенитета, подвигло многие центральные банки включиться в разработку суверенных цифровых валют [6, с. 89].

В настоящее время 103 юрисдикции вовлечены в проекты по созданию ЦВЦБ (в некоторых из них реализуется несколько проектов суверенных цифровых валют одновременно19) (рис. 8).

Несмотря на то, что большинство проектов имеет национальный охват, в рамках инновационных центров Банка международных расчетов тести-

19 К таким юрисдикциям, например, относятся Австралия, Бразилия, Великобритания, Гонконг, Еврозона, Канада, Китай, ОАЭ, Сингапур, США, Таиланд, Франция, Швейцария, Южная Корея и некоторые другие страны.

ровался потенциал ЦВЦБ для повышения эффективности трансграничных платежей (см. таблицу).

ВЫВОДЫ

Международные расчеты на общей платформе с несколькими ЦВЦБ могут сделать трансграничные платежи более быстрыми (занимать несколько секунд вместо нескольких дней), дешевыми (примерно на 50% менее затратными, в том числе благодаря использованию смарт-контрактов) и безопасными.

Расчеты по сделкам с токенизированными активами и иностранной валютой осуществляются с использованием привычных механизмов PvP (Player Versus Player — игрок против игрока) и DvP (Delivery Versus Payment — поставка против платежа).

Расчеты в ЦВЦБ снижают зависимость от финансовых посредников и позволяют получать доступ к иностранной валюте без открытия счетов в банках-корреспондентах.

Прямой доступ к ЦВЦБ может получить широкий круг участников системы, включая нерезидентов.

Система сохраняет эффективность даже при различных требований участвующих в ней центральных банков и применяемых ими мер контроля, ограничивающих обращение ЦВЦБ, а также обеспечивает мониторинг потоков ЦВЦБ за пределами домашней юрисдикции.

В то же время соглашение об использовании различных ЦВЦБ в рамках общей платформы должно быть подкреплено общепризнанной структурой управления, которая определяет правила, права и обязанности сторон, поиск баланса интересов для

Ключевые характеристики проектов ЦВЦБ / Key characteristics of CBDC projects

Таблица/Table

•>4 00

Проект/Project 1п1Иапоп-1-юпКоск/проект сотрудничества Банка Таиланда и Управления денежного обращения Гонконга Jura / проект сотрудничества Банка Франции, Национального банка Швейцарии и группы компаний частного сектора Dunbar / проект сотрудничества Резервного банка Австралии, Центрального банка Малайзии, Валютного управления Сингапура и Южноафриканского резервного банка тЕШде / проект сотрудничества Банка Таиланда, Управления денежного обращения Гонконга, Центрального банка Объединенных Арабских Эмиратов и Института цифровых валют Народного банка Китая

Юрисдикции /Jurisdictions Гонконг,Таиланд Франция, Швейцария Австралия, Малайзия, Сингапур и Южная Африкаа Гонконг,Таиланд, ОАЭ, Китай

Валюты/Currencies НКО.ТНВ EUR.CHF AUD, MYR, SGD.SAR НКР.ТНВ, АЕР, СИУ

Транзакции /Transaction type Симуляция Реальные сделки Симуляция Реальная сделки

Модель взаимодействия / Interoperability model Общая платформа Общая платформа с отдельными подсетями Общая платформа Общая платформа

Оператор платформы / Platform operator Центральные банки Частная организация Центральные банки Центральные банки

Тип оптовой ЦВЦБ/Туре of wCBDC Внутридневная Внутридневная Овернайт без процентов Внутридневная и овернайт

Банки-нерезиденты могут...оптовые ЦВЦБ / Non-resident banks can ... wCBDC Хранить и переводить Хранить и переводить Хранить и переводить (через банк-резидент) Хранить и переводить

Внутренние платежи / Domestic payments Возможны, не тестировались Возможны, не тестировались Возможны, не тестировались Возможны, не тестировались

Трансграничные платежи / Cross-border payments Тестировались Тестировались Тестировались Тестировались

Оффшорные платежи / Offshore payments Тестировались Тестировались Тестировались Тестировались

Внутренние платежи в иностранной валюте / Domestic payment in foreign currency Невозможны Тестировались Тестировались Не возможны

Платеж против платежа / PvP, Payment-versus-Payment Тестировались Тестировались Тестировались Тестировались

Поставка против платежа / DvP, Delivery-versus-Payment Невозможны Тестировались Невозможны Не возможны

Выводы/Findings Обнаружен значительный потенциал сокращения традиционного банковского посредничества Подтверждена возможность выпуска оптовых ЦВЦБ на сторонней платформе и предоставления доступа к оптовым ЦВЦБ финансовым учреждениям-нерезидентам Банки-участники могут напрямую владеть различными ЦВЦБ и получать доступ к иностранной валюте без открытия счетов в банках-корреспондентах Мульти-ЦВЦБ платформа может повысить скорость и эффективность трансграничных платежей, снизить расчетные риски и поддержать использование местных валют в международных платежах

Примечание/Note: HKD - Hong Kong dollar/ конконгский доллар,THВ - Thai Baht /тайский бат, CHF - Confoederatio Helvetica Franc, Swiss franc/ Australian dollar / австралийский доллар, MYR - Malaysian ringgit /малазийский ринггит,SGD - Singapore dollar / сингапурский доллар, SAR - Saud Arab Emirates dirham / дирхам ОАЭ, CNY - Renminbi, Chinese yuan / китайский юань. wCBDC - wholesale central bank digital currency/оптовая цифровая валюта центрального банка. Источник/Source: составлено автором по данным BIS [9] / compiled by the author according to BIS [9].

швейцарский франк, AUD -i riyal; саудовский риал.АЕЭ - United

нескольких центральных банков в пересекающихся (цифровых) сферах.

Кроме этого, трансграничные расчеты в муль-ти-ЦВЦБ могут оказывать как положительное, так и дестабилизирующее влияние на внутренние денежные и валютные рынки, а также рынки ценных бумаг (где система включает расчеты активами). Так, прекращение доступа участников к ликвидности и кредитам в одной валюте может распространяться на другие валюты или рынки со значительной скоростью.

С технологической точки зрения цифровой рубль представляет собой высокоэффективное средство для международных расчетов: во-первых, деньги Центрального банка являются самым надежным платежным инструментом, во-вторых, техника проведения платежей с использованием ЦВЦБ не требует подключения к SWIFT или установления межбанковских корреспондентских отношений,

в-третьих, платежные операции невозможно отследить за пределами соответствующей платформы ЦВЦБ.

Теоретически суверенная цифровая валюта может помочь создать замкнутый контур для расчетов России с дружественными государствами и избежать санкций участникам международных торговых операций.

Если предположить, что цифровой рубль будет запущен во внутреннее обращение в следующем году, то в международных расчетах он сможет начать использоваться не ранее чем через два-три года. Банк России уже ведет переговоры с двенадцатью дружественными юрисдикциями20, однако ни одна из них не подтвердила до настоящего времени возможность трансграничных расчетов в национальных цифровых валютах.

20 URL: https://www.pnp.ru/politics/cifrovoy-rubl-predlozhili-ispolzovat-dlya-mezhdunarodnykh-raschetov.html.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Карлова Н., Морозов А., Пузанова Е. Ограничения на импорт сдерживают экспорт: результаты опроса предприятий. Банк России: аналитическая записка. 2023. 34 с.

2. Ушкалова Д. И. Внешняя торговля России в условиях санкционного давления. Журнал Новой экономической ассоциации. 2022;55(3):218-226.

3. Ушкалова Д. И. Внешняя торговля России: предварительные итоги второго года противостояния сан-кционному давлению. Вестник Института экономики Российской академии наук. 2023;(6):43-60.

4. Якушкина К., Коршунов Р., Сараев А. Итоги банковского сектора за первое полугодие 2023 года: возвращение королей. РА «Эксперт»: аналитический обзор. 2023. 8 с.

5. Харинов С. В., Иванов В. В. Цифровые финансовые активы на рынке международного движения капитала. Банковское дело. 2023;(8):6-15.

6. Семеко Г. В. Цифровая валюта центральных банков: принципы, потенциал и проблемы. Социальные новации и социальные науки. 2022;(1):86-100.

7. Маслов А. В., Швандар К. В. Новые международные проекты по использованию цифровых валют центральных банков в трансформации трансграничных расчетов. Финансовый журнал. 2023;15(2):47-58.

8. Горбачева Т. А. Будущее трансграничных платежей с участием цифровых валют нескольких центральных банков. Вестник Московского университета имени С. Ю. Витте. Серия 1. Экономика и управление. 2021;38(3):13-21.

9. Bech М., Boar С., Eidan В., Haene Ph., Holden H. and Toh W. K. Using CBDCs across borders: lessons from practical experiments. Journal of Payments Strategy & Systems. 2023;17(1):46-57.

referenses

1. Karlova N., Morozov A., Puzanova E. Import restrictions are holding back exports: the results of a survey of enterprises. Bank Rossii: analiticheskaja zapiska = The Bank of Russia: analytical note. 2023. 34 p. (In Russ.).

2. Ushkalova D. I. Russia's foreign trade under sanctions pressure. Zhurnal Novoj jekonomicheskoj associacii = Journal of the New Economic Association. 2022;55(3):218-226. (In Russ.).

3. Ushkalova D. I. Russia's foreign trade: preliminary results of the second year of opposition to sanctions pressure. Vestnik Instituta jekonomiki Rossijskoj akademii nauk = Bulletin of the Institute of Economics of the Russian Academy of Sciences. 2023;(6):43-60. (In Russ.).

80

М. Ю. Печалова

4. Yakushkina K., Korshunov R., Saraev A. The results of the banking sector for the first half of 2023: the return of the kings. RA "Expert": an analytical review. 2023. 8 p. (In Russ.).

5. Kharinov S. V., Ivanov V. V. Digital financial assets in the international capital movement market. Bankovskoe delo = Banking business. 2023;(8):6-15. (In Russ.).

6. Semeko G. V. Digital currency of central banks: principles, potential and problems. Social'nye novacii i social'nye nauki = Social innovations and social sciences. 2022;(1):86-100. (In Russ.).

7. Maslov A. V., Shvandar K. V. New international projects on the use of central bank digital currencies in transforming cross-border settlements. Finansovyj zhurnal = Financial Journal. 15(2):47-58. (In Russ.).

8. Gorbacheva T. A. The future of cross-border payments involving digital currencies of several central banks. Vestnik Moskovskogo universiteta imeni S. Ju. Vitte. Serija 1. Jekonomika i upravlenie = Bulletin of the S. Y. Witte Moscow University. Series 1. Economics and management. 2021;38(3):13-21. (In Russ.).

9. Bech М., Boar С., Eidan В., Haene Ph., Holden H. and Toh W. K. Using CBDCs across borders: lessons from practical experiments. Journal of Payments Strategy & Systems. 2023;17(1):46-57.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ / ABOUT THE AUTHOR

Мария Юрьевна Печалова — кандидат экономических наук, доцент кафедры банковского дела и монетарного регулирования финансового факультета, Финансовый университет, Москва, Россия Maria Yu. Pechalova — Cand. Sci. (Econ.), Assoc. Prof. of the Department of Banking and Monetary Regulation, Faculty of Finance, Financial University, Moscow, Russia https://orcid.org/0000-0003-1476-7889 MPechalova@fa.ru

Конфликт интересов: автор заявляет об отсутствии конфликта интересов. Conflicts of Interest Statement: The author has no conflicts of interest to declare.

Статья поступила 16.03.2024; принята к публикации 20.05.2024. Автор прочитала и одобрила окончательный вариант рукописи. The article was received 16.03.2024; accepted for publication 20.05.2024. The author read and approved the final version of the manuscript.

ЭКОНОМИКА. НАЛОГИ. ПРАВО / ECONOMiCS, TAXES & LAW ♦ Т. 17, № 32024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.