Научная статья на тему 'Международные тренды цифровизации валютно-финансовых отношений: от глобализации к децентрализации'

Международные тренды цифровизации валютно-финансовых отношений: от глобализации к децентрализации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
64
16
Читать
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
криптовалюта / биткойн / СПФС / СВИФТ / механизмы передачи финансовых сообщений / внешнеэкономическая деятельность / cryptocurrency / bitcoin / SPFS / SWIFT / financial messaging mechanisms / foreign economic activity

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Андрей Борисович Бабанов

Рассмотрена необходимость использования новых, цифровых форм организации валютно-финансовых расчетов с зарубежными партнерами, а также формирование национальной системы безопасных платежей. В статье приведен результат анализа мотиваций внедрения цифровых валют центральных банков (положительные и отрицательные моменты рассматриваемого процесса). Дан обзор существующих международных платежных систем, в том числе и российской, обозначены преимущества и недостатки. Рассмотрены основные тенденции криптовалютного рынка как возможного механизма формирования децентрализованных финансов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Предварительный просмотрDOI: 10.22394/2079-1690-2024-1-2-65-73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

International trends in the digitization of monetary and financial relations: from globalization to decentralization

The need for the use of new, digital forms of organization of monetary and financial settlements with foreign partners, as well as the formation of a national system of secure payments. The article presents the result of analysis of motivations of introduction of digital currencies of central banks (positive and negative moments of the considered process). The article gives an overview of existing international payment systems, including the Russian one, and identifies advantages and disadvantages. The main tendencies of the crypto-currency market as a possible mechanism of formation of decentralized finance are considered.

Текст научной работы на тему «Международные тренды цифровизации валютно-финансовых отношений: от глобализации к децентрализации»

Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. 2024. № 2. С. 65-73 State and Municipal Management. Scholar Notes. 2024;(2):65-73

Проблемы экономики

Научная статья УДК 336

https://doi.org/10.22394/2079-1690-2024-1-2-65-73

EDN ULBWRA

Международные тренды

цифровизации валютно-финансовых отношений: от глобализации к децентрализации

Андрей Борисович Бабанов

Южно-Российский институт управления - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Ростов-на-Дону, Россия, babanov-ab@ranepa.ru

Аннотация. Рассмотрена необходимость использования новых, цифровых форм организации валютно-финансовых расчетов с зарубежными партнерами, а также формирование национальной системы безопасных платежей. В статье приведен результат анализа мотиваций внедрения цифровых валют центральных банков (положительные и отрицательные моменты рассматриваемого процесса]. Дан обзор существующих международных платежных систем, в том числе и российской, обозначены преимущества и недостатки. Рассмотрены основные тенденции криптовалютного рынка как возможного механизма формирования децентрализованных финансов.

Ключевые слова: криптовалюта, биткойн, СПФС, СВИФТ, механизмы передачи финансовых сообщений, внешнеэкономическая деятельность

Для цитирования: Бабанов А. Б. Международные тренды цифровизации валютно-финансовых отношений: от глобализации к децентрализации / / Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. 2024. № 2. С. 65-73. https://doi.org/10.22394/2079-1690-2024-1-2-65-73. ЕЭЫ иЬБШЯЛ

International trends in the digitization of monetary and financial relations: from globalization to decentralization

Andrei B. Babanov

South-Russia Institute of Management - branch of Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Rostov-on-Don, Russia, babanov-ab@ranepa.ru

Abstract. The need for the use of new, digital forms of organization of monetary and financial settlements with foreign partners, as well as the formation of a national system of secure payments. The article presents the result of analysis of motivations of introduction of digital currencies of central banks (positive and negative moments of the considered process]. The article gives an overview of existing international payment systems, including the Russian one, and identifies advantages and disadvantages. The main tendencies of the crypto-currency market as a possible mechanism of formation of decentralized finance are considered. Keywords: cryptocurrency, bitcoin, SPFS, SWIFT, financial messaging mechanisms, foreign economic activity For citation: Babanov A. B. International trends in the digitization of monetary and financial relations: from globalization to decentralization. State and Municipal Management. Scholar Notes. 2024;(2):65-73. (In Russ.). https://doi.org/10.22394/2079-1690-2024-1-2-65-73. EDN ULBWRA

Problems of Economics

Original article

© Бабанов А. Б., 2024

При рассмотрении современных тенденций цифровизации валютно-финансовых отношений отметим, что международные транзакции посредством криптовалют отслеживаются глобальными финансовыми институтами и биржами и при необходимости могут передаваться в органы контроля.

Европейский Союз в рамках законотворческой деятельности принял в первом чтении обновленной редакции Регламент о переводе средств и криптоактивах (MiCA). Планируется, что документ вступит в силу в январе 2025 г.

С другой стороны, объем рынка криптовалют остается мало ликвидным, по сравнению с классическими инструментами и составляет на сегодняшний день чуть больше 1 трлн долл., где наибольшая рыночная капитализация приходится на Bitcoin (BTC) и составляет 524,4 млрд долл. В то же время ключевые акторы1 отмечают, что в 2023 г. отрасль переживала значительный подъем, несмотря на усиление контроля со стороны регулирующих органов и общей макроэкономической неопределенностью, т.к. рост в первом квартале составил 47 %.

4 МО ООО ООО ООО Í 3000000000000 t 2 000000000000 t 1 COO 000 000 0001

0.00 s

2014 2315 2C16 2017 2018 2019 2023 2321 2C22 2023

2314 2016 ___ 70?n 2022

Рис. 1. График общей рыночной капитализации криптовалют2 Fig. 1. Figure of total market capitalization of cryptocurrencies

На графике отражена глобальная рыночная капитализация и объем криптовалют как результат отслеживания 10 429 криптовалют на 895 биржах. Рынок криптовалют можно признать олиго-польным, где наибольший объем приходится на 2-3 монеты. Приведем сравнение рыночных долей ведущих криптовалют, представленных на портале трейдингвью.

1 Binance Research: основные выводы полугодового отчета (первое полугодие 2023 года) / / https://www.binance.com/ru/blog/ecosystem/binance-research-%D0%BE%D1%81%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%BD%D1%8B%D0%B5-%D0%B2%D1%8B%D0%B2%D0%BE%D0%B4%D1%8B-

%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D1%83%D0%B3%D0%BE%D0%B4%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B3%D0%BE-%D0%BE%D1%82%D1%87%D0%B5%D1%82%D0%B0-%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B2%D0%BE%D0%B5-%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D1%83%D0%B3%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D0%B5-2023-%D0%B3%D0%BE%D0%B4%D0%B0-8155260287042551298

2 https://www.coingecko.com/ru/global-

charts#:~:text=%D0%9C%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%8F%20%D1%80%D1%8B%D0%BD%

D0%BE%D1%87%D0%BD%D0%B0%D1%8F%20%D0%BA%D0%B0%D0%BF%D0%B8%D1%82%D0%B0%D0%B

B%D0%B8%D0%B7%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F%20%D0%BA%D1%80%D0%B8%D0%BF%D1%82%D0

%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BB%D1%8E%D1%82%20%D0%BD%D0%B0,%D0%BF%D1%80%D0%B5%D0%B4%

D1%81%D1%82%D0%B0%D0%B2%D0%BB%D1%8F%D1%8E%D1%89%D0%B0%D1%8F%20%D0%B4%D0%BE

%D0%BC%D0%B8%D0%BD%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5%20%D0

%B4%D0%B0%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%B9%20%D0%BA%D1%80%D0%B8%D0%BF%D1%82%D0%BE

%D0%B2%D0%B0%D0%BB%D1%8E%D1%82%D1%8B%2048.11%25.

[ .it '11 1 EUiereum Tetlier Б1пагке Coin USD Colli XRP Cardano Dogecoir Solana TRX Liteccin Другие

50.90 18.07 8.12 3.08 2.44 2.52 0.84 0.81 0.88 0.73 0.44 11.16

5: <* ::'

1&.07Й

0.80Й 0.7JS 0.44Й

Рис. 2. Сравнение общей рыночной капитализации криптовалют (в %)1 Fig. 2. Comparison of total market capitalization of cryptocurrencies (in %)

Современное состояние криптовалютного рынка вызывает большое сомнение в использование его как механизма обхода санкций со стороны недружественных государств. В первую очередь этому способствует недостаточная ликвидность (1 трлн долл.] для организации проведения платежей в рамках внешнеэкономической деятельности. Во вторых, невозможность проведения скрытых операций с криптоактивами, особенно в рамках ужесточения требований финансовых организаций по раскрытию информации о транзакциях. В третьих, отсутствие в криптоинструментах отработанных технологий по масштабу и скорости передачи финансовых сообщений. Так, например, SWIFT ежедневно обрабатывает в среднем 40 миллиона финансовых сообщений, среднее время доставки в любую точку мира - 15 минут для обычного и 2 минуты для срочного сообщения. За каждую транзакцию SWIFT берет порядка 1-2 % комиссии. Осознавая рост конкуренции с криптоактивами и цифровыми валютами, SWIFT изучает возможности использования цифровых валют центральных банков (CBDC) к платформе банковских сообщений. К проекту подключился Федеральный резервный банк Нью-Йорка с использованием сети регулируемой ответственности.

Считается, что цифровые валюты центральных банков (далее - ЦВЦБ] существуют уже более 30 лет и на настоящий момент имеют различную мотивацию при внедрении, которая тщательным образом изучается2.

В 2021 г. SWIFT опубликовала доклад, посвященный исследованию цифровых валют центральных банков и их применению в международных расчетах. В докладе отражены результаты экспериментов, полученные в рамках пилотного проекта по достижению совместимости между сетью ЦВЦБ и платежной сетью, отличной от ЦВЦБ. В этих экспериментах использовали существующую инфраструктуру для обмена сообщениями, чтобы обеспечить бесперебойный поток трансакций на основе масштабируемой модели без необходимости ручной обработки промежуточных сообщений. Это решение дает возможность центральным банкам интегрировать свои ЦВЦБ в трансграничные расчеты в форме ЦВЦБ за счет внедрения соединительного шлюза с использованием стандарта ISO 200223.

1 https://ru.tradingview.com/markets/cryptocurrencies/global-charts/

2 Э. Стенли. Восхождение ЦВЦБ. https://www.imf.org/ru/Publications/fandd/issues/2022/09/Picture-this-The-ascent-of-CBDCs

3 Новые международные проекты по использованию цифровых валют центральных банков в трансформации трансграничных расчетов // https://asros.ru/news/opimons/novye-mezhdunarodnye-proekty-po-ispolzovaшyu-tsiiтovykh-valyut-tsentralnykh-bankov-v-t:ransformatsп/

Таким образом, анализируя подобные расчетные эксперименты с цифровыми валютами, можно сделать вывод о желании SWIFT отстоять за собой первенство глобальной инфраструктуры.

Анализ мотиваций внедрения ЦВЦБ показывает идентичность как положительных, так и негативных моментов, а именно:

Положительные Отрицательные

Повышение устойчивости национальных платежных и финансовых систем Управление инфраструктурными рисками безопасности, в том числе киберрисками

Повышение конкуренции национальной экономики Управление конфиденциальностью всех участников системы

Снижение транзакционых издержек Повышение финансовых расходов на администрирование 3 формы платежа

Повышение прозрачности всего спектра операций (отсутствие необходимости подтверждения контрагентов, клиринга и т.д.] Снижение количества банковских учреждений и повышение конкуренции со стороны нефинансовых организаций

Снижение издержек ЦБ и скорости проведения операций

Проекты БИС (BIS, 2023], поддерживаемые Банком международных расчетов, являются примерами потенциала развития межгосударственного центра (участвовали центральные банки трех стран -Израиля, Норвегии и Швеции] с использованием ЦВЦБ.

Рис. 3. Взаимодействие центральных банков Израиля, Норвегии и Швеции в проекте Icebreaker Fig. 3. Interaction of the central banks of Israel, Norway and Sweden in the project Icebreaker

В январе 2024 года Инновационный Центр БИС объявил о продолжении работы над проектом Aurum1 по изучению конфиденциальности транзакций в ЦВЦБ.

Стоит отметить и китайский проект - трансграничной межбанковской платежной системы CIPS2, где соответственно большинство платежей осуществляется в юанях. По состоянию на сентябрь 2023 года в CIPS насчитывалось 1478 участников, из которых 101 является прямым участником и 1377 - косвенным участником. Среди косвенных участников- 1018 участников из Азии (в том числе 564 из материкового Китая], 240 из Европы, 50 из Африки, 30 из Северной Америки, 22 из Океании и 17 из Южной Америки, расположенных в 111 странах и регионах по всему миру. Фактический бизнес охватывает более 4300 банковских учреждений в 182 странах и регионах мира.

Все большее количество центральных банков3 реализуют эксперименты по построению новой финансовой инфраструктуры с использованием цифровых валют, в том числе и в розничном сегменте. Не планирует проигрывать конкуренцию и Министерство финансов США, которое официально одобрило создание ЦВЦБ США для достижения ключевых целей, а именно: финансовое, технологическое лидерство при осуществлении финансовых транзакций, кибербезопасность, взаимодействовали с существующей финансовой инфраструктурой, что означает попытку сохранения монопольного контроля над международными операциями и ключевой роли ФРС.

В связи с уходом большинства зарубежных банков из России возможность SWIFT-переводов ограничена - так, минимальная сумма перевода — 20 000 долларов или эквивалент в евро, 2% за переводы через RBS (Raiffeisen Business System], 3% за переводы, осуществляемые в офисах банка. При этом банк может взимать дополнительные комиссии за переводы или долларах. Российские участники ВЭД продолжают испытывать серьезные проблемы с оплатой товаров из недружественных стран. Недавно Raiffeisenbank International (RBI] закрыл корреспондентские счета всем российским банкам, за исключением Raiffeisenbank Russia4.

Созданная Банком России система передачи финансовых сообщений (далее - СПФС, российский аналог SWIFT] помогла преодолеть санкции и не привела к коллапсу национальной банковской системы. К СПФС подключились и работают 514 банков и компаний, 159 нерезидентов более из 20 стран. Количество операций в СПФС выросло в 4,6 раза, что за 5 месяцев 2023 года составило 82 млн штук. Банк России не раскрывает название компаний и стран из-за опасений введения против них санкций. Вторичные санкции могут быть введены со стороны США против физических и юридических лиц, работающих за пределами страны, как ответ на взаимодействие с подсанкционными российскими компаниями или имеющими к ним отношения лицами.

Таблица 1 - Сравнительные характеристики СПФС и SWIFT Table 1 - Comparative characteristics of financial messaging system and SWIFT

Сравнение СПФС и SWIFT

СПФС SWIFT

Участники около 500 участников — банки и юридические лица в 14 странах мира около 10 000 банков и юридических лиц по миру

Стоимость подключения бесплатно до $200 000 для каждого нового клиента

Стоимость обслуживания бесплатно 10 000 евро

Тариф за передачу одного сообщения 0,80-1 Р 2,20-3,70 Р

Объём передаваемых сообщений не более 5 Мб — не подойдёт для передачи объёмных реестров данных не более 10 Мб

Срок хранения информации в оперативном архиве электронные сообщения хранятся 3 дня, в долгосрочном архиве - 5 лет 124 дня

1 Проект Аишт — это полнофункциональная система CBDC, включающая оптовую межбанковскую систему и розничную систему электронных кошельков // https://www.theblock.co/post/274009/bis-confirms-tokenization-project-as-part-of-six-projects-for-2024.

2 https://www.cips.com.cn/en/index/index.html.

3 Банки КНР, Гонконга, Колумбии осуществляют эксперименты по внедрению ЦВЦБ.

4 Платежи не срастаются // https://expert.ru/expert/2023/21/platezhi-ne-srastayutsya/

Российская платежная инфраструктура доказала свою устойчивость, что сыграло ключевую роль в стабилизации ситуации на финансовом рынке после введения санкций.

ffi ПрограмБанк

Транспортные

таблицы электронных сообщений

III

Обмен через базу данных.

Чтение и запись инициируется модулем «Взаимодействие с платежной системой Банка России»

Ч

Л

Взаимодействие с платежной системой Электронная подпись

Банка России i СКЗИ АПК «Сигнатура-клиент»

II Сервер

Клиентская часть

АРМ КБР-Н

папка «Входящие»

папка «Исходящие»

' Клиентская часть модуля

«Взаимодействие с платежной системой Банка России»

просматривает сообщения в соответствующих папках КБР-Н

Рис. 4. Взаимодействие с платежной системой Банка России1 Fig. 4. Interaction with the payment system of the Bank of Russia

Решение международных платежных систем уйти из России не повлияло на работу их карт внутри страны - еще в 2014 году обработка всех внутрироссийских операций по картам российских банков была переведена в Национальную систему платежных карт.

1 Модуль «Взаимодействие с платежной системой Банка России» / / https://www.programbank.ru/site/integrations_cbr-ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

120

30

100

S0

&0

40

20

23

106

12

5 39

1 ^ 20 Ш 4

25

20

15

10

2019

2020

2021

2022

■ Количество нерезидентов, ед.

Даля нерезидентов, правая шкала)

Рис. 5. Распределение участников СПФС1 Fig. 5. Distribution offinancial messaging system participants

Из рис. 5 мы видим, что каждый четвертый участник СПФС - нерезидент (иностранный банк или компания].

По факту продолжением деструктивных межгосударственных отношений стало решение Совета директоров Банка России об установлении запрета использования SWIFT при передаче в электронном виде информации по любому переводу денежных средств, осуществляемому на территории Российской Федерации2.

Активно обсуждается кольцевание банковских систем и проведение финансовых транзакций стран ШОС и БРИКС. Ряд акторов предлагают использовать криптовалюту в рамках внешнеэкономической деятельности в так называемой «регулятивной песочнице» в качестве эксперимента. Ключевые негосударственные организации (ТПП, РСПП] активно поддерживают инициативу использования криптовалюты при расчетах за внешнеторговые операции и предлагают свои платформенные цифровые решения.

Ряд российских банков и компаний активно разрабатывают системы проведения международных финансовых транзакций с использованием цифровых валют и крипто активами. Среди передовых решений можно привести блокчейн-компанию Web3 Tech3, которая представила платформу международных переводов, включенную в реестр российского программного обеспечения, в традиционных валютах, криптовалютах и ЦФА в обход SWIFT. Над подобной технологией работает также Росбанк, который предоставил клиентам возможность проводить трансграничные платежи в криптовалюте посредством финтехсервиса B-crypto. Росбанк предоставил технологическую, юридическую и операционную инфраструктуру для участников внешнеэкономической деятельности, используя технологию распределенного реестра.

Решение компании Web3 Tech построено на блокчейне, что значительно сокращает как сроки, так и стоимость подобных операций. Это возможно благодаря тому, что узлы блокчейн-сети производят автоматическую репликацию данных каждого участника системы и криптографическими методами

1 Итоги работы банка России за 2022 год: коротко о главном / / https://www.cbr.ru/StaticHtml/File/145751/kgo_2022.pdf С. 45

2 Решение Совета директоров Банка России об установлении порядка взаимодействия между кредитными организациями при осуществлении перевода денежных средств // https://cbr.ru/about_br/dir/rsd_2023-03-17_45_02/

3 https://web3tech.ru/

защищают их от искажения. Время проведения платежа при этом сокращается до времени распространения транзакции между нодами участников. Поскольку банки-участники системы взаимодействуют как одноранговая сеть, у них нет необходимости выстраивать цепочки корреспондентских счетов, а значит, сокращается количество посредников, и, следовательно, стоимость перевода.

Рис. 6. Механизм проведения международных переводов Fig. 6. International translation mechanism

Аргументы противников применения криптовалют при международных расчетах основываются на том, что большинство данных транзакций опосредуется централизованными криптобир-жами, что исключает анонимность и может привести к блокировке счетов в рамках вторичных санкций.

Кроме этого, синхронизация транзакций занимает значительное время, и международные переводы в системе проводятся в течение одного-двух рабочих дней. Если банков-посредников в процессе перевода несколько, и они находятся в разных часовых зонах, этот срок увеличивается до недели. Кроме того, каждый посредник добавляет свою комиссию к стоимости операции. Большинство вопросов для пользователей крипто платежей вызывают вопросы соблюдения валютного и налогового законодательства, т. к. ФНС придерживается позиции, что крипто инструменты являются имуществом и следовательно должны облагаться налогами. При упрощенной системе налогообложения бизнес уплачивают налог в зависимости от объекта налогообложения - доходы или доходы, уменьшенные на расходы- применяются ставки по налогу соответственно 6% или 15%, но чаще всего акка-унты юридических лиц оформляются на физическое лицо, в том числе для ухода от налогов, т. к. автоматического обмена данными между ФНС России и крипто биржами не существует. С другой стороны, ФНС может оперативно проверить любого гражданина Российской Федерации, направив запрос в банк о проведении операций по обмену фиатной валюты с криптобиржами, крипто обменными площадками, Р2Р операциях.

Т.к. в законодательстве Российской Федерации отсутствует понятие криптовалют,1 что не исключает ее из числа объектов гражданских прав и не препятствует ее оборотоспособности, а ответственность определяется по общим основаниям Налогового кодекса, а именно:

По ст. 126 НК за непредставление налоговому органу документов, необходимых для налогового контроля - штраф до 200 руб. за каждую бумагу.

1В Федеральном законе от 31.07.2020 № 259-ФЗ «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменении в отдельные законодательные акты Россиискои Федерации» с.17 - цифровая валюта признается имуществом, но не является платежным средством.

По ст. 119 НК за непредставление налоговой декларации - штраф 5% от суммы неуплаченного налога, но не более 30%.

По ст. 122 НК за неуплату налога вследствие занижения налоговой базы - штраф до 20% при отсутствии умысла либо 40% за умышленное нарушение.

Данный механизм определен письмом ФНС от 4 июня 2018 г. № бс-4-11/10685@ «О порядке налогообложения доходов физических лиц при совершении физическими лицами операций по покупке и продаже криптовалюты»1.

Стоит упомянуть и о ФЗ РФ о «О противодействии легализации (отмыванию] доходов», ставящим под сомнение добропорядочность криптовалютных операций. У ФНС есть рабочий механизм получения информации о сомнительных транзакциях по цепочке Банк (платежная система] ^ ЦБ ^ Рос-финмониторинг ^ ФНС. Согласно межведомственного соглашения, такая информация определяется по мере выявления автоматом.

Подводя итог, на наш взгляд. можно выделить следующие направления развития цифровиза-ции валютно-финансовых отношений с зарубежными государствами.

Центральные банки, в том числе и Банк России продолжат развивать проект цифровых валют центральных банков и создание мостов для проведения платежей. Высока вероятность создания цифровых валют интеграционных объединений - БРИКС, ШОС, ЕС. Использование криптовалютного рынка как механизма обслуживания межгосударственных валютно-финансовых, кредитных, торговых механизмов пока представляется маловероятным, в связи с низким объемом и институциональной неопределенностью. С другой стороны, крупнейшая в мире инвестиционная компания BlackRock,, подала заявку на создание биржевого фонда биткоина (ETF), что может привести к значительному росту данного актива и активному привлечению широкого круга инвесторов.

Информация об авторе

А. Б. Бабанов - кандидат экономических наук, доцент кафедры международных экономических отношений ЮРИУ РАНХиГС.

Information about the author

A. B. Babanov - Cand. Sci. (Econ.), Associate Professor of Department of International Economic Relations, South-Russia Institute of Management -branch of RANEPA.

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов. The author declares that there is no conflict of interest.

Статья поступила в редакцию 23.03.2024; одобрена после рецензирования 13.04.2024; принята к публикации 14.04.2024.

The article was submitted 23.03.2024; approved after reviewing 13.04.2024; accepted for publication 14.04.2024.

https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_299587/ Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. 2024. № 2

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.