Научная статья на тему 'Развитие топливных рынков СПГ и КПГ'

Развитие топливных рынков СПГ и КПГ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
68
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы —

Международная конференция компании Creon Energy «СПГ и КПГ 2012», состоявшаяся в декабре прошлого года, была посвящена перспективам использования сжиженного (СПГ) и компримированного (КПГ) природного газа в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие топливных рынков СПГ и КПГ»

(Щ

Альтернативные топлива

Развитие топливных рынков СПГ и КПГ

Международная конференция компании Creon Energy «СПГ и КПГ 2012», состоявшаяся в декабре прошлого года, была посвящена перспективам использования сжиженного (СПГ) и компримированного (КПГ) природного газа в России.

Партнеры конференции:

GO) ВНИПИгаздобыча

f*

Ruga sco

Ж

ЛЪ

НЕРГО

КАСКАД

При поддержке:

У1ы

[Ч к I ий< мое МЮВОЕ OlilllECliKJ

Глава Creon Energy Фарес Кильзие

в приветственной речи отметил, что при всей важности экспортных поставок будущее российского природного газа компания видит в развитии внутреннего рынка, а КПГ может стать новым энергетическим геополитическим продуктом страны.

«В топливном балансе США превалирует бензин, в Европе ратуют за дизель, почему бы России не стать мировым лидером в плане использования КПГ в качестве моторного топлива. Сегодня мы рассчитываем увидеть позитивный настрой игроков рынка в данной области, особенно учитывая полноценный патронаж со стороны отечественного газового гиганта - компании «Газпром», которая вновь обратила свое внимание на КПГ и рассматривает его как полноценный продукт в программах поставок на внутренний рынок», - подчеркнул Ф. Кильзие.

Заместитель начальника отдела координации развития рынка газовых видов моторного топлива ОАО «Газпром» Александр Строганов рассказал о планах компании по развитию рынка природного газа, используемого в качестве моторного топлива. Он назвал XXI век «золотым веком газа», что обусловлено соотношением мировых запасов природного газа и его потреблением, которое в 2011 г. составило более 3 трлн м3. По оценкам экспертов, к 2035 г. спрос на газ вырастет на 55 %,

то есть примерно до 5 трлн м3, при этом общие извлекаемые запасы оцениваются приблизительно в 850 трлн м3.

В активном использовании природного газа как энергоносителя заинтересованы органы государственной власти, производители технологического оборудования, автопроизводители и, разумеется, конечные потребители, поскольку модернизация транспорта позволит ощутимо снизить себестоимость продукции, повысить экологичность мобильных и стационарных энергетических установок, диверсифицировать линейку моторных топлив. Речь идет о перевооружении не только автомобильного, но и железнодорожного, водного, воздушного транспорта и сельскохозяйственной техники, а также о реконструкции теплоэнергетики с целью широкого использования КПГ и СПГ.

В России в 2009 г. принят Федеральный закон № 261 «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности...», который прямо говорит о необходимости проведения мероприятий по замещению нефтяных топлив газовыми.

РФ занимает 20-е место в мире по газификации транспорта, и если в 2005 г. рынок достиг годового прироста в 35 %, то уже в 2009 г. прирост был отрицательным, а в 2011 г. составил около 5 %.

Основным препятствием для использования газифицированного

Президиум конференции

транспорта является отсутствие устойчивого спроса на такого рода технику из-за слабо развитой инфраструктуры - небольшого числа заправочных сетей и средств доставки топлива, диагностических и сервисных центров, а также отсутствия квалифицированного персонала. В итоге потребителю трудно решиться на эксплуатацию газомоторной техники, а производителя останавливает отсутствие спроса. Для того, чтобы разорвать этот замкнутый круг, необходимы дополнительные усилия государства и монополистов отрасли, благодаря которым появится возможность создания конкурентного рынка газомоторной техники.

Александр Строганов подчеркнул, что эта проблема настолько сложная, что даже Газпром в одиночку ее не решит. «Мы хотим дать толчок этому направлению, и частные компании появятся обязательно», - отметил докладчик.

В мировой практике развита система организационных, финансовых и технических мер для стимулирования рынка, которая привела к увеличению парка газифицированных автомобилей в 10 раз за последние 10 лет. В России подобный комплекс мер необходимо разрабатывать.

Благодаря активной работе Газпрома летом 2012 г. приняты поправки

к Федеральному закону № 261, предусматривающие использование механизма энергосервисного договора финансирования переоборудования государственного и муниципального автопарка для работы на газовом моторном топливе. В этом же году руководством ОАО «Газпром» принято решение активизировать деятельность по развитию рынка газомоторного топлива России и жестко увязать реализацию ежегодных программ газификации регионов страны с развитием регионального рынка газомоторного топлива. Создано специализированное предприятие ООО «Газпром газомоторное топливо», в котором консолидируются активы по производству и реализации КПГ. Развернута работа с 69 субъектами РФ, и 54 региона уже выразили готовность начать диалог по данному направлению.

По итогам проведенной работы в конце 2012 г. отобраны 16 субъектов Российской Федерации, для которых велась разработка технико-экономических обоснований (ТЭО) строительства 36 автомобильных газонаполнительных компрессорных станций (АГНКС). Строительство объектов, отобранных по результатам ТЭО, планируется начать в 2013 г.

Старший менеджер управления координации газоэнергетической

деятельности и продаж продуктов нефтехимии и газопереработки ОАО «Лукойл» Ахмед Гурбанов представил прогнозный баланс рынка нефти и автобензинов в РФ, согласно которому дефицит бензина к 2030 г. составит 4-5 млн т, что связано главным образом с падающими темпами нефтедобычи.

Разрабатывать альтернативные варианты для ликвидации топливного дисбаланса в долгосрочной перспективе необходимо уже сейчас. Открытие новых труднодоступных месторождений, а также импорт бензина представляются малоэффективными из-за высокой стоимости деятельности по обоим направлениям. Использование электротяги в автотранспорте, несомненно, является интересным проектом, однако в настоящее время говорить о массовой электрификации транспорта в обозримом будущем еще рано.

К наиболее реалистичным сценариям преодоления бензинового кризиса можно отнести использование СПГ и КПГ в качестве моторного топлива, что подтверждено ресурсами и хорошо изученными технологиями перевода автотранспорта на газовые двигатели. Для достижения необходимых показателей в 3-5 млрд м3/год потребление КПГ придется увеличить в 10-20 раз, а на это потребуется не менее 8-10 лет интенсивного развития данного сектора при активной поддержке государства в качестве регулятора.

Начальник управления отраслевых программ ОАО «Газпром газэнергосеть» Анатолий Ким рассказал о реализации новых проектов, одним из которых является участие в программе газификации регионов РФ. Компания выступает заказчиком по объектам автономного газоснабжения сжиженным углеводородным газом (СУГ), СПГ и КПГ, а также

т

'"oouw.«^

Г1

является организацией, эксплуатирующей законченные объекты.

С 2009 г. в России применяется дифференцированный подход при выборе способов газификации (трубопроводная или автономная) с учетом их экономической или технической эффективности, отдаленности населенных пунктов от газотранспортной системы и объемов конечного потребления. В зависимости от наличия ресурсов определяется тип газа - СУГ или СПГ.

Принципиально схема газоснабжения СПГ выглядит следующим образом. У магистрального газопровода располагается завод по сжижению газа, производительность которого зависит от нужд конечного потребителя. Далее СПГ в специальных криогенных метановозах доставляется в пункты регазификации, где газ переходит из жидкого состояния в обычное газообразное и в таком виде поставляется потребителю - предприятиям, котельным, населению.

Газпром берет на себя обязательства по строительству заводов по сжижению и пунктов регазифика-ции, а также по приобретению газовозов. Субъекты Федерации готовят потребителей к приему газа - это прокладка уличных газопроводов, переоборудование и подготовка предприятий и объектов теплогене-рации к потреблению нового энергоносителя.

В настоящее время реализуются проекты автономной газификации сжиженным природным газом трех населенных пунктов Пермского края и поселка Многовершинный Хабаровского края. Также на стадии обоснования инвестиций находятся проекты газификации СПГ населенных пунктов в Вологодской, Новосибирской, Томской и Ленинградской обл.

Для расширения использования газомоторного топлива на транспорте с 2012 г. в Программу газификации регионов РФ Газпромом добавлен раздел по развитию АГНКС. На «Газпром газэнергосеть» возложена задача по разработке схемы размещения АГНКС в субъектах Российской Федерации. К настоящему времени определены пилотные регионы, в которых планируется строительство 20 объектов газомоторной инфраструктуры уже в 2013 г. Подписывая Программу газификации, администрации регионов берут обязательства по обеспечению потребителей для вновь вводимых АГНКС, закупке новой техники, работающей на газе, или переводу с бензина на газ действующих автопарков. По итогам реализации проектов в 2013 г. будет формироваться Программа на 20142015 гг.

«Программа позволяет всего лишь дать некую динамику этой теме, основной бизнес возникнет тогда, когда на природный газ перейдет частный потребитель, которого не нужно будет заставлять, потому что он сам посчитает, сколько стоит автомобиль или переоборудование, и выберет газовый вид топлива, потому что ему выгоднее на нем ездить. Имея необходимую инфраструктуру, мы будем идти именно к этому потребителю», - заключил Анатолий Ким.

Руководитель Рабочего комитета «Использование газа» Международного газового союза, консультант

ООО «Газпром экспорт», исполнительный директор НГА Евгений Пронин представил обзор мирового рынка альтернативных газовых видов моторного топлива.

В 2012 г. число работающих на природном газе автомобилей в мире составило 17 млн, на СУГ - 18 млн. Глобальный спрос на природный газ для транспорта по итогам 2012 г. оценивается примерно в 42 млрд м3 и, по мнению экспертов, может вырасти до 200 млрд м3 к 2020 г.

Мировыми лидерами по использованию КПГ и СПГ можно назвать такие страны как Пакистан - 3,1 млн автомобилей, Иран - 2,9 млн, Аргентина - 2,1 млн, Бразилия - 1,7 млн, Индия - 1,5 млн, Китай - 1,2 млн. Россия находится в середине второго десятка мирового рейтинга. По данным за 2012 г., парк метановых машин в РФ оценивается примерно в 86 тыс. единиц, а общий спрос на КПГ составляет 388 млн м3. В Европе на метане работают 1,4 млн автомобилей. Европейскими лидерами являются Италия (870 млн м3) и Украина (870 млн м3). Общий спрос на природный газ в транспортном секторе оценивается в 3,1 млрд м3.

Средняя годовая розничная цена на моторное топливо в Европе сложилась на уровне (евро/л): дизельное топливо - 1,27; бензин - 1,4; СУГ - 0,9. На природный газ она составила 0,74 евро/м3.

По числу АГНКС Россия занимает четвертое место среди европейских стран (250 станций), пропустив вперед Италию, Германию и Украину, которые имеют 909, 904 и 324 станции соответственно.

«Сегодня мы является свидетелями того, что компания Creon Energy в очередной раз предоставила деловому сообществу площадку для обсуждения ключевых проблем развития рынка углеводородного сырья в

России. Экспортно-сырьевая модель углеводородного рынка себя исчерпала. В настоящее время создались предпосылки для развития инновационной модели, приоритетом которой является углубленная переработка углеводородного сырья, к которой можно отнести и СПГ-про-изводство», - сообщил технический менеджер департамента зарубежного и специального строительства компании «Стройтрансгаз» Валерий Плотников.

США увеличивают добычу сланцевого газа, в связи с чем уже сейчас происходит перераспределение экспортных потоков, возрастает конкуренция и снижаются цены на газ в Европе. При этом рынок СПГ растет, и России требуется наращивание перерабатывающих и нефтегазохими-ческих мощностей, а не увеличение объемов добычи. Отечественный бизнес может подключиться к развитию рынков потребления внутри страны, а также успеть занять свою нишу на таком рынке за рубежом. В настоящий момент РФ, обладающая 23 % мировых запасов газа, занимает не более 5 % мирового рынка СПГ

Если бы Россия использовала свои энергоресурсы так же эффективно как Швеция или Норвегия,

она бы ежегодно экономила более 200 млн т нефтяного эквивалента, что составляет примерно 1/3 всего энергопотребления страны.С учетом того, что 1000 м3 газа можно приравнять к 1 т нефти по энергетическому эквиваленту, упущенная выгода составляет 200 млрд м3. На сегодняшний день Россия перерабатывает всего 9 % природного газа. Для сравнения: доля переработанного сырья в США составляет 60 %, а в Канаде - около 100%.

В перспективе основными доходами компаний газовой отрасли должны стать не добыча и экспорт газа, а его переработка и нефтехимия. В настоящее время разрабатываются семь крупных проектов в этой области в Тобольске, Кстове, Буденновске, Владивостоке, Усть-Луге и Ямало-Ненецком округе.

Важными направлениями в развитии рынка СПГ являются создание и эксплуатация мини-заводов сжиженного природного газа. Преимущества использования такого рода мини-установок очевидны - это возможность газифицировать удаленные от магистрального газопровода труднодоступные регионы, улучшить экологическую ситуацию, а также использовать сжигаемый попутный

нефтяной газ. Кроме того, реализация СПГ-проектов способствует экономическому развитию регионов и промышленной базы страны, связанной с отечественным машиностроением.

На сегодняшний день мини-заводы СПГ существуют в Московской, Ленинградской и Свердловской обл. Предприятиями Группы «Газпром» прорабатываются новые проекты по строительству объектов малотоннажного производства в Московской, Ленинградской, Новгородской, Новосибирской, Омской, Томской и Амурской обл., а также в Пермском, Алтайском и Красноярском краях.

Отечественный инженерно-строительный бизнес, в том числе компания «Стройтрансгаз», имеющая опыт строительства объектов по квалифицированной переработке газа внутри страны и за рубежом, мог бы принять активное участие в реализации конкретных проектов.

Ведущий проектный менеджер по продажам компании Linde Engineering Dresden GmbH Максим Шварц презентовал разработанную его компанией передовую концепцию StarLNG для установок получения СПГ малой и средней производительности.

Компания начала свой путь в 1879 г. в Германии, создав первую в мире воздухоразделительную установку. Сейчас на счету Linde более тысячи запатентованных технологий, более 4 тыс. реализованных проектов, а также около 300 собственных криогенных и газоперерабатывающих заводов по всему миру. Одной из главных специализаций компании являются проекты по СПГ - создание производств любого масштаба от мини- до крупнотоннажных и плавучих заводов.

Стандартная установка СПГ малой и средней производительности

m

'"oouw.«^

позволяет охватить более 90 % возможных вариаций процесса производства. При этом она обеспечивает такие же высокие стандарты безопасности, которые предусмотрены для крупнотоннажных производств. Предварительно разработанная технологическая схема, стандартные документация и компоновка модульной установки максимально снижают сроки поставки, монтажа и запуска оборудования. Блочно-модульный подход обеспечивает низкие капитальные затраты при максимальном удовлетворении требований заказчика.

Вице-президент CNG-департа-мента Hexagon Composites Френк Хэберли представил собравшимся новые интересные решения по комплексной модернизации систем хранения и транспортировки газа, включая применение полимерно-композитных баллонов бытового, автомобильного и промышленного назначения, которые обладают уникальными свойствами: они почти на 70 % легче металлических, абсолютно взрывобезопасны, обладают высочайшей ударостойкостью. Прозрачность баллонов и видимость уровня газа в них облегчают управление запасами.

Член совета директоров ООО «Ростовская автомобильная и газово-сервисная компания» Алексей Абакумов рассказал о технологии беструбопроводной транспортировки КПГ «виртуальная труба». В соответствии с этой технологией сетевой газ метан сжимается до давления 25 МПа, заправляется в баллоны, смонтированные на специальном передвижном автогазовом заправщике (ПАГЗ), и в таком виде доставляется потребителям. Данный вид транспортировки эффективен на расстояниях 5-100 км от центральной компрессорной станции до конечного потребителя

Выступает Френк Хэберли

- объектов газо-, тепло- и электроснабжения, мобильных АГНКС.

Для бытовых потребителей возможна индивидуальная автономная газификация, когда КПГ перекачивается в индивидуальные газобаллонные установки или редуцированный газ поставляется по обычным сетям низкого давления от групповой газобаллонной установки.

Автономная газификация отвечает требованиям дня с точки зрения сроков реализации и обеспечения газом только реальных потребителей, для проектов Московской обл. ее стоимость в 2-3 раза дешевле трубопроводной.

Директор департамента углеводородного сырья ЗАО «Креон Энер-джи» Станислав Гатунок раскрыл перспективы использования СПГ в качестве бункеровочного топлива. В соответствии с требованиями международной конвенции MARPOL происходит ужесточение нормативов на выбросы в атмосферу судовыми двигателями оксидов серы, азота и углерода, а также твердых частиц. В связи с этим владельцы судов рассматривают новые возможные стратегии: использование дистиллятов, применение скрубберов и переход на бункеровку СПГ.

Большинство мировых судовладельцев считает использование СПГ

наиболее перспективным направлением, отмечая высокую эколо-гичность и низкую стоимость этого топлива по сравнению c имеющимися альтернативными вариантами. Согласно экспертной оценке Creon Energy, в свете вступления в силу новых экологических норм потенциал мирового рынка бункеровки СПГ к 2030 г. может достичь 100-120 млрд м3 ежегодно.

Особыми районами контроля за выбросами серы на сегодняшний день являются акватории Балтийского и Северного морей, где пролегают основные маршруты морских грузоперевозок России. Суммарный спрос на СПГ в данных регионах будет расти и к 2025 г. составит не менее 4 млн т.

Среди факторов, сдерживающих развитие рынка СПГ, Станислав Га-тунок отметил неразвитую инфраструктуру, высокую стоимость переоборудования действующих судовых силовых установок и увеличение на 15-20 % капитальных затрат на постройку новых судов, а также несовершенство российской нормативно-правовой базы, регулирующей порядок обращения СПГ в акваториях российских портов.

Заместитель главного конструктора Государственного научно-производственного ракетно-космического центра «ЦСКБ-Прогресс» Борис Соболев затронул проблему энергоснабжения и транспортировки грузов в отдаленных районах Сибири, Крайнего Севера и Дальнего Востока. Одним из наиболее перспективных вариантов решения данного вопроса он назвал автономное энергообеспечение с использованием технологий СПГ и предложил инновационный способ доставки топлива и грузов с помощью дирижаблей.

Генеральный директор ПК Научно-производственная фирма «ЭКИП» Анатолий Савицкий рассказал о

ЙЯЯЯВ ДОТ ^ -rfï^^b .^^иавС «Транспорт на альтернативном топливе» № 1 (31) февраль 2013 г.

технологических аспектах производства СПГ и деятельности компании в части разработки свободно-поршневых двигателей с КПД более 50 %. Было отмечено, что малотоннажное производство СПГ должно стать ресурсной базой для расширения применения газа в качестве моторного топлива на всех видах транспорта (автомобильный, речной, железнодорожный) и на сельскохозяйственной технике, а также основой для эффективного использования СПГ при газификации отдаленных населенных пунктов и объектов.

Директор по продажам и маркетингу в Восточной Европе Xperion Energy & Environment GmbH Дарья Берндт отметила постоянный рост мирового спроса на природный газ. При этом, по ее словам, транспортировка газа играет важную роль в структурировании рынка, и повышенным интересом в последнее время пользуются именно малотоннажное производство и контейнерные перевозки СПГ и КПГ. Дарья Берндт подробно рассказала о современных системах высокого давления для хранения и транспортировки КПГ, основными плюсами которых являются их безопасность, экономичность и эффективность.

Директор по продажам газобаллонных автомобилей ОАО «КАМАЗ» Руслан Зиатдинов сообщил, что переход на газомоторные автомобили позволит увеличить энергосбережение, эффективность и экологичность используемого автотранспорта. В 1991 г. компания приступила к исследованиям по созданию первого газового двигателя «КАМАЗ». К настоящему времени налажено серийное производство тягачей, дорожно-строительной, коммунальной и прочей автоспецтехники, а также городских, пригородных и вахтовых автобусов, работающих на КПГ. Вся

автотехника соответствует экологическому стандарту Евро-4.

«Природный газ на сегодняшний день является самым недорогим видом топлива на рынке. При равном расходе на 100 км пути он обходится почти в три раза дешевле своих аналогов. Помимо этого газ обладает отличными характеристиками, обеспечивающими безопасность: температура самовозгорания метана 650, пропан-бутана 450, а дизеля и бензина меньше 300 °С», - подчеркнул представитель КАМАЗа.

Проведенный экспертами компании сравнительный анализ эксплуатации восьми дорожных машин в г. Набережные Челны с газовыми и дизельными двигателями показал, что при годовом пробеге в 311 тыс. км затраты на ГСМ при использования КПГ в качестве топлива составили 1,43 млн, а ДТ - 3,8 млн руб. В данном случае эксплуатация газовых моторов позволила сэкономить 2,38 млн руб. за год. При этом разница в цене между дизельным автомобилем и газовым отличается на размер стоимости газобаллонного оборудования, которое окупается в среднем за год.

По расходу топлива показатели примерно равны: в расчете на 100 км в среднем КАМАЗ при полной загрузке потребляет 45 л дизеля или 45 м3 газа, периодичность и стоимость технического обслуживания автомобилей примерно одинакова, однако ресурс газового двигателя намного выше.

«Таким образом, есть все экономические предпосылки для развития топливного рынка КПГ и СПГ в Российской Федерации», - заключил Руслан Зиатдинов.

Состояние и перспективы развития производства газомоторных автомобилей в России оценил заместитель исполнительного директора НП «Объединение автопроизводителей России» Алексей Серёженькин. Он

отметил широкий ассортимент газомоторной техники, предлагаемый российскими производителями ОАО «КАМАЗ», «Группа ГАЗ» и ОАО «АВТОВАЗ». Важным условием для развития отрасли эксперт считает помощь со стороны государства, которое должно стимулировать спрос на данный вид автотранспорта на федеральном и региональном уровнях.

Заместитель директора НИиКИКМ ОАО «Криогенмаш» Иван Кузьменко предложил вниманию собравшихся разработки объединения в области технологий производства, хранения и транспортировки сжиженного и ком-примированного природного газа.

В связи с возрастающим числом проектов по СПГ и КПГ российский рынок в ближайшей перспективе столкнется с дефицитом профессиональных кадров, сообщила заместитель директора НОЦ РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина Елена Федорова. Специалистов нефтегазового комплекса готовят в различных вузах страны, однако область СПГ имеет свои особенности, которые обусловливают требования к работникам данной сферы. На площадке РГУ им. И.М. Губкина запущена двухлетняя программа магистерской переподготовки по специальности «Техника и технологии производства СПГ». Кроме того, на базе университета действуют программы профессиональной переподготовки специалистов различного уровня по производству, транспортировке и хранению СПГ.

По мнению главы Creon Energy Фареса Кильзие, дорога по реализации этих эффективных программ будет длинной, и препятствия со стороны существующих механизмов будут жесткими. Газпрому придется задействовать весь арсенал ресурсов для отстаивания и внедрения программ по СПГ и КПГ на российском рынке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.