Развитие малотоннажного производства СПГ в России -объективная необходимость
П.М. Созонов,
первый заместитель генерального директора -главный инженер ООО «Газпром трансгаз Екатеринбург», В.С. Аверков,
начальник ПОЭ АГНКС ООО «Газпром трансгаз Екатеринбург», О.Л. Мишин,
начальник конструкторского отдела Управления «Энергогазремонт» ООО «Газпром трансгаз Екатеринбург»
В статье представлено обоснование необходимости развития в России малотоннажного производства СПГ в комплексе с возможными аспектами применения его в энергетике коммунальных, производственных объектов и в качестве газомоторного топлива, а также вклад ООО «Газпром трансгаз Екатеринбург» в развитие данного направления.
Ключевые слова: СПГ (сжиженный природный газ), газомоторное топливо, ГРС (газораспределительные станции), АГНКС (автомобильные газонаполнительные компрессорные станции), альтернативное газоснабжение, природный газ, энергетика, теплоснабжение.
Development of not grate capacity LNG manufacturing in Russia is objective necessity
P.M. Sozonov, V.S. Averkov, O.L. Mishin
The article contains necessity substantiation of development of not grate capacity LNG manufacturing in Russia in closely connected to possibility of LNG applications in energy, industry, transports. Survey of "Gazprom transgaz EkaterinburG" contribution in it area.
Keyword: LNG - Liquid Natural Gas, Gas engine fuel, Gas Reduce Station, CNG filling station, Alternative gas supply, Natural Gas, energy (sector), heat supply.
Ископаемые углеводороды сохраняют стабильное долгосрочное лидерство в мировом энергетическом балансе с приоритетом увеличения использования природного газа и каменного угля (рис. 1). Согласно прогнозам, в течение ближайших 25 лет доля использования ископаемых углеводородов не опустится ниже 80%.
В настоящее время природный газ является первичным энергоносителем (ПЭН) с наиболее динамичными
показателями темпов потребления - 2-3% в год на протяжении длительного периода времени. С 1990 по 2008 гг. рост мирового потребления газа составил 43% (с 1971 млрд. м3 до 2850 млрд. м3). К 2030 г. ожидается рост объема мирового спроса до 4300 млрд. м3 (на 51% или на 2,3% в год).
Россия занимает первое место в мире по запасам природного газа. Основные доказанные запасы природного газа Земли сосредоточены в
трех странах: России - около 50 трлн. м3, что составляет около 28% всех доказанных запасов в мире, Иране -28 трлн. м3 (16%) и Катаре - 26 трлн. м3 (15%).
Ряд причин социально-экономического характера служит катализатором роста использования природного газа, среди них в первую очередь следует отметить такие:
■ стремление ограничить отрицательное воздействие на окружающую среду;
■ прогнозируемый рост народонаселения;
■ рост региональных энергетических проблем;
■ желание диверсифицировать источники энергии с целью повышения безопасности поставок и получения прибыли;
■ не снижается энергетическая бедность - более 2 млрд. чел. населения планеты не могут потреблять энергоносители на приемлемых экономических и технических условиях.
Большая часть запасов природного газа сконцентрирована в районах, не имеющих доступа к рынку через трубопроводный транспорт, так как запасы газа в промышленно развитых регионах уже исчерпаны. Сегодня 90% мирового ВВП производится в странах, импортирующих энергоресурсы.
Растет неравномерность в поставке энергоресурсов. Следовательно, для обеспечения энергетической безопасности необходимо иметь резервное топливо. Так, США за последние несколько лет увеличили вдвое объем своего «Стратегического нефтяного резерва» (БРЭД - до 1,5 млрд. баррелей нефти к 2027 г. Европейский Союз также меняет свою политику в отношении нефтяных и газовых резервов в сторону их увеличения, формирует программу расширения подземных хранилищ природного газа.
В качестве резервного топлива желательно иметь эффективный энергоноситель, поддающийся легкому хранению, доступу к хранилищам и обеспечивающий эффективную его доставку потребителю. Поставка резервного топлива не должна приводить к изменениям в технологии у потребителя.
Рис. 1. Рост потребления первичных ресурсов к середине столетия: уголь - в 4 раза, биомасса и отходы - в 3 раза, гидроэнергетика - в 2 раза, возобновляемая энергия - в 9 раз, атомная энергетика - в 3 раза (черным цветом показана область «неудовлетворенного спроса»)
Мировой экономический кризис обострил вопросы, связанные с транспортировкой энергоносителей. В условиях обострившейся конкуренции за маршруты транспортировки ПЭН и усложнения межгосударственного взаимодействия на фоне усиливающейся глобализации энергетических рынков, размывания ответственности за их бесперебойную поставку из-за высокой политизации вопроса транспортировки важно иметь альтернативные маршруты и способы доставки ПЭН.
Сегодня Россия ведет активную работу по диверсификации своих маршрутов поставки природного газа на экспорт, ведя дипломатическую
работу по подписанию договоров с государствами, по территориальным водам которых предполагается проложить экспортные газопроводы «Южный поток» и «Северный поток». Однако реализация этих проектов не может дать полных гарантий деполи-тизации поставок. Желательно иметь ПЭН - резервное топливо, которое позволило бы осуществить его эффективную доставку потребителю транспортом, альтернативным трубопроводному, в случае необходимости.
И такой ПЭН сегодня существует! Всем перечисленным выше, порой противоречивым, требованиям как нельзя лучше удовлетворяет сжиженный природный газ. Уникальные
140 120 100 ; 80 60 40 20
620
1240
1860
2480
3100
3720
Наземный газопровод
СПГ
Подводный газопровод
Рис. 2. Увеличение транспортных расходов при увеличении расстояния транспортировки2
эксплуатационные и технологические свойства СПГ обусловлены тем, что по своей сути он является тем же природным газом, который, как показано выше, получил столь широкое применение в мире, но в ином агрегатном состоянии - в виде криогенной жидкости.
Обладая в 6001 раз меньшим в сравнении с газом при нормальных условиях объемом, СПГ поддается более легкой и эффективной транспортировке. Причем, транспортировка и хранение производятся при атмосферном или небольшом избыточном давлении (обычно не более 0,6 МПа) в изотермических сосудах. Благодаря этому процесс становится более безопасным и дешевым в сравнении с перевозкой и хранением компри-мированного природного газа (КПГ). Соотношение стоимости транспортировки СПГ в сравнении с трубопроводными видами транспорта видно на рис. 2.
Относительно более низкая эффективность трубопроводного транспорта газа в сочетании с технико-экономическими проблемами эксплуатации протяженных газотранспортных систем послужила причиной становления и развития международной промышленности сжиженного природного газа.
Низкие температуры кипения (-163°С при атмосферном давлении) обуславливают его легкую газификацию за счет тепла окружающей среды для поставки его в потребительскую сеть в привычном для потребителя агрегатном состоянии. То есть переход с основного на резервное топливо пройдет для него незаметно, без каких-либо изменений в технологии!
Высокие потребительские свойства СПГ подтверждаются рынком, хотя существуют и пессимистические оценки, предсказывающие неоднозначность развития рынка в условиях кризиса. Чаще всего упоминается возможный переизбыток топлива. По оценке «Energy Intelligence», в 2009-2010 гг. эти мощности вырастут в полтора раза, а к 2013 г. увеличатся на 100 млн. т в год. Пик прибавки
1 Ткип=111,42К, р=422,855 кг/м3 при 760 мм рт. сГ,Т =190,55К, Р =0,4641 МПа.
' кр ' ' кр '
2 По данным «Совкомфлот»
1400 1200 1000 800
t
1 600 400 200
5,9%
15,6%
23,5%
21,6%
30-31%
37-38%
1970 1980 1990 2000 2004 2010 2020
□ - доля СПГ - доля трубопроводного газа
Рис. 3. Доля СПГ в мировой торговле газом3
3 Источник: Cedigaz
мощностей в краткосрочной перспективе придется на 2010 г., когда в строй войдут новые линии в Катаре (на 47 млн. т в год в дополнение к имеющимся линиям на 30 млн. т), Кувейте и Австралии. В условиях сокращения спроса это может привести к затовариванию рынка и падению цен.
В то же время многие аналитики считают, что благодаря экологичнос-ти СПГ, гибкости логистики и более приемлемому сочетанию «цена - теплотворность» именно сжиженный природный газ будет наиболее востребованным топливом в ближайшие годы. Старший вице-президент компании «BG-Norht-America» Элизабет Спомер полагает, что, несмотря на нынешний слабый спрос, глобальное производство СПГ в ближайшие три года возрастет на 50%.
По оценкам консалтинговой компании «Wood Mackenzie», спрос на СПГ будет расти минимум на 10% в год, а специалисты компании «FACTS» вообще ожидают ежегодного прироста спроса на 11%, или 23 млн. т (34,5 млрд. куб. м3) в год.
Эксперты прогнозируют также увеличение общемирового объема производства СПГ с 145 млн. т в 2005 г. до 370 млн. т в 2015 г. По мнению
компании «Pricewaterhouse Coopers», к 2015 г. поставки СПГ будут составлять около 31% от общих поставок природного газа в мире, а к 2020 г. - 37-38% (рис. 3).
В конце марта 2008 г. совет директоров ОАО «Газпром» одобрил стратегию в области производства и поставок СПГ. В документе заложены серьезные - от 45 до 60 млрд. долл. США - инвестиции к 2030 г. СПГ-стра-тегия «Газпрома» предусматривает, что к 2030 г. компания выйдет на уровень производства 70-95 млн. т (105142,5 млрд. м3) СПГ в год и, таким образом, станет одним из крупнейших поставщиков СПГ в мире. Реализация СПГ принесет компании сумму, сопоставимую с сегодняшним доходом от экспорта газа по трубопроводам.
Выбор в пользу СПГ-проектов позволит с меньшими затратами обеспечивать присутствие страны на газовом рынке, но в более интересном и более независимом (от капризов как покупателей, так и транзитеров) сегменте. Если Россия заинтересована играть лидирующую роль в глобальной газовой организации, то лучше «стоять на двух ногах», то есть масштабно присутствовать в обоих секторах газового рынка.
Еще одним стимулом развития международного рынка СПГ является совершенствование технологий и снижение затрат на производство СПГ. В течение последнего десятилетия (докризисного) произошло 35-50%-ное снижение стоимости производства СПГ с более чем 500 долл. США за тонну до менее чем 200 долл. США за тонну по данным Колина Тэй-лора Сэна (GTI, Des Plaines, США).
Таким образом, можно наблюдать объективную картину необходимости развития производства СПГ. И если с развитием производства для экспортных поставок продукта все более или менее ясно, то с развитием малотоннажного производства для удовлетворения потребностей внутреннего рынка ситуация не такая радужная.
На сегодняшний день малотоннажное производство СПГ в России представлено тремя производствами: это НПФ «Экип» в Москве, ООО «Газпром трансгаз Санкт-Петербург» и ООО «Газпром трансгаз Екатеринбург». Суммарная производительность всех установок на сегодняшний день не превышает 28 тыс. т СПГ в год. И это при том, что объективные предпосылки для развития производства СПГ, существующие на мировом рынке ПЭН, справедливы и для внутреннего рынка!
На наш взгляд причины такого слабого развития кроются в отсутствии сложившегося рынка энергоносителей внутри страны, в том, что цена на трубопроводный природный газ для внутреннего потребителя значительно ниже мировых цен, а также в том, что Россия наследовала топливно-энергетическую систему от бывшего СССР со всеми ее недостатками и перекосами.
Мировой финансовый кризис проявляет противоречия и недостатки этой системы. В отсутствии государственных дотаций и в условиях принципа самоокупаемости инвестиций все большую актуальность для газификации регионов, удаленных от магистрального газопровода, приобретает СПГ. Так, специалистами ОАО «Промгаз» в 2008 г. разработана «Генеральная схема газоснабжения и газификации Свердловской области», где убедительно доказаны
10 30 50 70 90 100 110 130
150 км
10 30 50 70 90 100 110 130
150 км
Кап. затраты на альтернативное газоснабжение СПГ
Кап. затраты на строительство трубопровода
Рис. 4. Зависимость капитальных затрат на организацию сетевого и альтернативного газоснабжения ПГ от объемов потребления газа и расстояния до потребителя: а - годовой расход 38 млн. м3/г.; б - годовой расход 75 млн. м3/г.
б
а
экономические преимущества беструбопроводной газификации. При этом стоимость 1 Гкал обходится на 15-40% дешевле 1 Гкал замещаемого топлива при сроках окупаемости от 6 до 8 лет. При выполнении расчетов учитывалось комплексное использование СПГ - для теплоснабжения, горячего водоснабжения коммунальных и производственных объектов, обеспечения транспорта газомоторным топливом.
Аналогичные обоснования приведены в докладе ОАО «Промгаз» «Возможности использования сжиженного природного газа при газификации регионов Дальнего Востока» на Международной конференции «Криогенные технологии и оборудование для газификации объектов промышленности, ЖКХ и транспорта». На примере Дальневосточного Федерального округа показана эффективность замещения СУГ, электроэнергии и дизельного топлива с экономическим эффектом от 15 до 40%, в зависимости от конкретного варианта размещения. Очень иллюстративны приведенные в докладе диаграммы (рис. 4), характеризующие затраты на газификацию с помощью строительства газопровода-отвода и с помощью СПГ.
Данные ОАО «Промгаз» позволяют судить о применимости схем альтернативного газоснабжения (в дополнение к сравнительным характеристикам для магистрального
Таблица 1
Краткие технические характеристики комплекса СПГ на АГНКС г. Первоуральск
Наименование Значение
Проектная производительность, кг/ч 500
Действительная производительность, кг/ч 300*
Рабочее давление на входе в блок сжижения, МПа 22-25
Точка росы природного газа на входе в блок сжижения, °С -70
Рабочее давление на выходе из блока сжижения, МПа 1,2
Наибольший расход ПГ через блок сжижения, м3/ч 3600
Коэффициент ожижения, % 20
Время выхода на режим, ч 1
Год начала эксплуатации 2001
Примечание. * Снижение производительности связано с ограничением мощности по электроснабжению.
Рис. 5. Внешний вид криогенного блока комплекса производства СПГ на АГНКС (г. Первоуральск)
трубопроводного транспорта, приведенным выше). Из анализа выкладок ОАО «Промгаз» можно сделать следующие практические выводы:
■ Капитальные затраты на организацию альтернативного газоснабжения СПГ с увеличением расстояния изменяются незначительно, а капитальные затраты на строительство трубопровода увеличиваются в разы.
■ При значительном удалении потребителей целесообразней доставка ПГ в жидком состоянии.
■ С увеличением объемов транспортируемого газа зона эффективного
использования трубопровода увеличивается в сравнении с доставкой ПГ автомобильным транспортом.
Таким образом, очевидна объективная необходимость интенсивного развития производства СПГ для реализации как на внешнем, так и на внутреннем рынке. Показатели динамического развития рынка СПГ (как внутреннего, так и внешнего), экспертные оценки его развития на ближайшую и отдаленную перспективу подтверждают эффективность инвестиций в этот бизнес.
Однако при освоении малотоннажного производства СПГ нужно учитывать тот факт, что внутренний рынок находится в зачаточном состоянии. Любое развитие производства будет сдерживаться отсутствием инфраструктуры, обеспечивающей доставку и применение СПГ, а, значит, и отсутствием условий для сбыта продукции.
В этой связи полезно учитывать опыт ООО «Газпром трансгаз Екатеринбург» в освоении внутреннего рынка СПГ. Здесь изначально вопрос развития производства сжиженного газа рассматривался в комплексе с вопросами применения его в энергетике коммунальных, производственных объектов и в качестве газомоторного топлива.
На первом этапе был сооружен комплекс сжижения на АГНКС г. Первоуральск (рис. 5) с одновременным возведением комплекса хранения и регазификации на оздоровительном комплексе «Озеро Глухое» (рис. 6). Комплекс производства СПГ на АГНКС Первоуральска был построен для отработки технологического процесса производства СПГ на АГНКС. С его помощью были исследованы и решены вопросы организации технологического процесса при оптимальном наборе специфического криогенного оборудования с максимально возможной ассимиляцией основного технологического оборудования АГНКС в стесненных условиях действующего предприятия. Кроме того, были решены вопросы обеспечения промышленной безопасности при производстве СПГ на АГНКС.
Комплекс хранения и регазифика-ции обеспечивает топливом газовую котельную на оздоровительном комплексе «Озеро Глухое» мощностью
Таблица 2
Краткие технические характеристики комплекса производства СПГ на ГРС-4 (г. Екатеринбург)
Наименование Значение
Производительность по СПГ, кг/ч, не менее 3000
Давление ПГ на входе, МПа От 2,8 до 3,5
Давление ПГ на выходе из ОПГ, МПа 0,6±0,1
Потребляемая электроэнергия: напряжение, В частота, Гц потребляемая мощность, кВт, не более 31\1~220 „/380 19 50±1 100
Расход природного газа для нагрева регенерирующего потока, среднесуточный, кг/сутки 360
Коэффициент ожижения при давлении на входе, %: 3,5 МПа 2,8 МПа 11 9,8
Годовая программа выпуска, т 24 000
Объем емкостей для хранения СПГ, м3 200
Режим работы Круглосуточный круглогодичный, 8000 ч/г,
Год начала эксплуатации 2010
Рис. 8. Магистральный газотурбовоз ГТ1
Таблица 3
Технические характеристики газотурбовоза ГТ1
Параметры Значения параметров
Полная мощность газотурбинного двигателя, кВт 8300,0
Мощность газотурбовоза на валах тяговых двигателей, кВт 6720,0
Конструкционная скорость газотурбовоза, м/с (км/ч) 27,8 (100)
Служебная масса газотурбовоза с 2/3 запаса топлива и песка, т 300
Статическая нагрузка от колесной пары на рельсы, кН (т) 245,3 (25)
Сила тяги газотурбовоза при трогании с места, кН (тс) 883(90)
Касательная сила тяги продолжительного режима газотурбовоза, кН (тс) 620 (63)
Скорость продолжительного режима газотурбовоза, км/ч 38
Тип тяговой электрической передачи мощности газотурбовоза Переменно-постоянного тока с поосным регулированием силы тяги
Осевая формула газотурбовоза 2 -2 -2 +2 -2 -2 0 0 0'0 0 0
Диаметр колес по кругу катания при новых бандажах, мм 1250
Габарит по ГОСТ 9238 1-Т
Запасы топлива :
сжиженный природный газ 17 т
дизельное топливо для ДГУ 470 л
5 МВт. Комплекс расположен в 20 км от Екатеринбурга.
При производстве СПГ реализуется цикл среднего давления с применением турбодетандера на ГРС-4 (г. Екатеринбург, рис. 7). Проект выполнен в рамках реализации программы организации на полигоне Свердловской железной дороги опытной эксплуатации тепловозов на сжиженном и сжатом природном газе,
утвержденной президентом ОАО «РЖД», председателем правления ОАО «Газпром», губернатором Свердловской области. Годовая программа выпуска должна составить 24 тыс. т СПГ.
Как видно из названия программы, являющейся основанием для реализации проекта, в данном случае вопрос строительства новых производственных мощностей тесно увязан с вопросом сбыта. В данном случае
привлекается такой перспективный потребитель, как ОАО «Российские железные дороги», которое провело испытание первого и самого мощного в мире магистрального газотурбовоза ГТ1, работающего на СПГ (рис. 8).
Долгое время распространение СПГ в качестве газомоторного топлива сдерживалось низкой степенью развития технологий малотоннажного производства в России. Однако в последнее время в этом направлении достигнуты значительные успехи, которые позволяют предложить решить задачу производства СПГ именно с помощью малотоннажных установок.
Применение технологий малотоннажного производства позволит:
■ приблизить производство к местам потребления, оптимизировав транспортную составляющую в цене топлива;
■ проводить поэтапное наращивание производства пропорционально потреблению;
■ повысить надежность снабжения газомоторным топливом за счет дублирования;
■ выбирать оптимальные технологические схемы производства СПГ в зависимости от конкретных местных условий (степени развития потребительской сети низкого давления, располагаемого перепада давлений, потребности в СПГ и т.п.);
■ распределить необходимые для газификации малотоннажным производством инвестиции во времени;
■ снизить финансовые риски, сократив при этом сроки до начала внедрения;
■ снизить объем инвестиций за счет реинвестирования.
СПГ обладает следующими существенными преимуществами относительно КПГ:
■ более высокий удельный вес позволяет разместить на борту транспортного средства втрое больший запас топлива при равном геометрическом объеме емкостного оборудования;
■ весьма существенно повышается безопасность при эксплуатации бортовой топливной системы транспортного средства, так как значительно снижаются поражающие факторы от воздействия ударной волны и от
Таблица 4
Экологическая опасность при сгорании различных видов топлива
(бензин - 100%)4
Вид топлива СО СН NO Сажа
Бензин 100 100 100 Нет
Бензин + Катализатор 25-30 10 25 Нет
Дизтопливо 10 10 50-80 100
Дизтопливо + Газ 8-10 8-10 50-70 20-40
Пропан 10-20 50-70 30-80 Нет
Природный газ 5-10 1-10 25-50 нет
разлета осколков при аварии, поскольку рабочее давление в криогенных системах в десятки раз ниже, чем в случае КПГ;
■ в сравнении с дизельным топливом СПГ обладает лучшими экологическими показателями - исключаются загрязнения почвы и акваторий от проливов, снижаются эмиссии в окружающую среду СО2, NOx и прочих вредных веществ (табл. 4)5.
Вышеназванные преимущества подтверждены опытом внедрения СПГ на автомобильном и железнодорожном транспорте. Так, например, в ООО «Газпром трансгаз Екатеринбург» внедрены и используются бортовые криогенные системы на седельном тягаче КамАЗ (рис. 9) и автобусе НЕФАЗ (рис. 10).
Для применения СПГ на автотранспорте необходимо решить две задачи: конвертировать двигатель
и оборудовать транспортное средство криогенной бортовой топливной системой.
Конвертацию на СПГ дизельных двигателей АТС (в особенности грузовых и тяжелой строительной техники), а также стационарных двигателей предпочтительней выполнять путем замены двигателей на газовые (заводской готовности), работающие по циклу Отто, и постепенного замещения работающей техники новой, укомплектованной газовыми двигателями заводом-изготовителем.
Перевод возможно осуществить и поэтапно. На начальном этапе (в переходный период), в условиях неразвитого производства СПГ и при наличии вероятности срыва поставок газомоторного топлива, следует использовать газодизельный цикл. По мере внедрения технологий производства СПГ необходимо производить полную
Рис. 10. Автобус НЕФАЗ-5299: количество СПГ - 290 л, запас хода - 400 км
4 «АГЗК+АТ» № 3 (9) 2003 г.
5 При замене жидкого нефтяного моторного топлива СПГ выбросы в атмосферу окиси углерода снижаются в 10 раз, углеводородов - в 3 раза, оксидов азота - в 2,5 раза, снижаются на 90 % выбросы биологически активных полициклических углеводородов и полностью исключаются выбросы соединений свинца
конвертацию автотранспортных и стационарных двигателей на указанных выше принципах.
Существенным моментом на этой стадии является то, что подкапотное оборудование автомобиля с криогенной бортовой топливной системой практически не отличается от оборудования газобаллонного автомобиля, работающего на КПГ, поскольку в двигательную установку подается уже переведенный в газообразное состояние и подогретый до обычных температур природный газ. Поэтому не возникает проблем с переводом двигателей транспортных средств на СПГ, их дальнейшей эксплуатацией и техническим обслуживанием.
При разработке программ по переводу двигателей на СПГ следует предусматривать всемерное сокращение переходного периода, так как газодизельный режим работы двигателя характеризуется низкими коэффициентами замещения топлива. Это обусловлено потреблением исключительно дизельного топлива
Таблица 5
Наименование БКТ-100 БКТ-300
Геометрический объем, л 110 325
Количество СПГ, заливаемого в бак, л (эквивалентный объем газа, нм3) 100 (60) 290 (175)
Вид теплоизоляции Экранно-вакуумная
Максимальное рабочее давление, МПа 0,5
Время бездренажного хранения, сутки (в интервале давлений от 0,15 до 0,5 МПа) 5 10
Габаритные размеры сосуда, мм (длина х ширина х высота) 1250 х 500 х 480 1910 х 610 х 610
Масса порожнего сосуда, кг 92 140
Применение на автомобилях ГАЗ-3302 «Газель» КамАЗ
на режиме холостого хода и на режимах с малой нагрузкой (так называемых частичных режимах).
Для перевода автотранспорта на СПГ в ООО «Газпром трансгаз Екатеринбург» использовался один из двух типоразмеров криогенных баков производства «НПО Гелиймаш». Меньший из них пригоден для небольших автомобилей класса «Газель», нами использовался больший - предназначенный для грузовых автомобилей класса «КамАЗ» или тракторной техники.
Технические характеристики оборудования приведены в табл. 5.
VITKOVICE
ViTKOVJCE CYLINDERS 3-Ь-
Пример установки криогенного бака на автомобиле КамАЗ показан на рис. 9, а на автобусе НЕФАЗ-5299 - на рис. 10.
Также для расширения сферы применения СПГ, а значит и сбыта была разработана технология альтернативного газоснабжения на время проведения ремонтных работ на объектах магистрального газопровода.
В июне 2005 г. Управлением «Уралав-тогаз» были проведены первые работы по газоснабжению ЗАО «КОЗ» г. Кыштым на время проведения огневых работ на ГРС регазифицированным природным
газом. Опыт оказался успешным, и в этом же году было проведено еще три работы по газоснабжению Богданови-чевского фарфорового завода, Невь-янского ЛПУ в Кировграде и Алапаев-ске за короткий период с сентября по декабрь. В последующие четыре года эта технология замещения трубопроводного газа регазифицированным из СПГ пользовалась все возрастающим спросом, который был ограничен лишь техническими возможностями Управления «Уралавтогаз». При этом следует отметить, что 87% работ выполнены на коммерческой основе в виде оказания услуг сторонним организациям, что говорит о высоком коммерческом потенциале данного направления.
Таким образом, следует сделать вывод о том, что в России назрели объективные предпосылки и сформировались условия для развития малотоннажного производства СПГ. Это развитие следует осуществлять в неразрывной связи с развитием рынка потребления, что под силу только многопрофильным компаниям, обладающим инженерным потенциалом и гибким стратегическим мышлением в области экономической политики.
CNG баллоны
производство цельнотянутых баЛЛОНОП ИЗ je готовки (брусок) баплоны CNG облегченные с внешним диаметром до 406 мм соотношение емкость/вес 1литрМ,9 кг соответствие стандартам ISO 11439: ЕСЕ R 110: NZS 5454; Coven In 3226; ГОСТ 9731-79; ГОСТ 51753-2001 Заводы-производители а Чехии. Пельше, Аргентине
CNG газа заправочные станции
для индивидуального попьзования дпн производственного пользования для коллективного пользования
Применение баллонов
для стационарных и мобильных систем (PEÜ, Т PEO of ADR) риЬочее данпергир 200, 250, 300, 330 бар и пыше емкость несколько тысяч литров
Í — ^ ' >m