Научная статья на тему 'Развитие толерантного сознания: культурно-педагогический аспект'

Развитие толерантного сознания: культурно-педагогический аспект Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
381
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие толерантного сознания: культурно-педагогический аспект»

- социально значимые ценности - определяющиеся значением ценности социального устройства - 39%, представление о социальной справедливости, личной свободе -41,55%;

- ценности потребления - товарное изобилие ценным признали 37%, финансовую обеспеченность - 28%, обеспеченность продуктами питания - 43%;

- культурные ценности, включая ориентацию на ценности искусства, 15,5%, морально-этические ценности -15%.

Подобная структура ценностныхприорите-тов педагогов обусловлена ихглавной социальной функцией - продолжениемрода, воспитания себе подобных. Но гипертрофия ориентации на ценности потребления, которые оттеснили культурные ценности, имеетобъективную социально-экономическую природу, прямо связанную сполитическими трудностями, инфляционными процессами вэкономике, социальным отчуждением.

В исследовании выявлен широкий диапазон духовных ценностей студентов, среди которых преобладают:

- ценности самоутверждения и самореализации- этугруппу составляюториентации студентов на личную честь и достоинство - 62,5%, на образ«сильной личности» - 57%;

- ценности общения - товарищеская дружба - 60%, доверие - 38%, любовь - 50,5%;

- ценности потребления - товарное изобилие- 40%, финансовая обеспеченность - 38,5%, обеспеченность продуктами питания - 46%;

- ценности самодеятельныхвидовдеятель-ности - досугсоставляетбольшуюценностьдля 48% опрошенных, игра - 27,5%, спорт - 40%, развлечения, в т.ч. диско, видео и т.п. - 59%.

В ходе эксперимента удалось выяснить причиныдеформациисистемыценностей. Деформация системы ценностей возникла в результате ложно ориентированной деятельности большого числа людей, которые оказались не в состоянии адекватно оценить характер и темпыизменения экономических, социальных и культурных условий общественной жизни. В итоге, высший этаж ценностной иерархии педагогов заняли ценности самосохранения.

В процессе исследования мы пришли к выводу, что выявление потенциала студентов рассматривается как длительная, комплексная работа педагогов вуза по оценке и изучению каждого студента, динамики его ценностных установок, поведения, успеваемости. В ходе эксперимента было установлено, что творческий потенциал коррекционной работы заложен, прежде всего, в групповой работе, в коллективных формах предупреждения и преодоления данного феномена.

Для выявления базисных ценностных ориентации, динамики изменений представлений о профессии к началу обучения и в его процессе было проведено анкетирование. Результаты анкетирования студентов вузов культуры и искусств показали, что у них сформировано сознательное и самостоятельное отношение к вузу как к серьезному социальному институту, играющему в их жизни огромную организующую роль. Вузкультуры и искусств даетимхорошую профессию с возможностями получения дохода, обеспечивающего высокий уровень жизни. А преградами этому могут быть собственное плохое обучение, отсутствие профессиональных навыков и возможности устроиться на хорошую работу без специальной помощи.

Д. М. Абдуразакова

РАЗВИТИЕ ТОЛЕРАНТНОГО СОЗНАНИЯ: КУЛЬТУРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Среди характерных явлений современной социокультурной ситуации наиболее заметными можно назвать усиление социального неравенства различных групп населения, неясность перспектив социального развития общества, изменения в ценностно-мотивационной сфере, нетерпимость к представителям других национальностей, вероисповедания, «коррозия доверия к власти» (В. П. Зинченко). Все это приводит к дезориентации и отсут-

ствию активной жизненной позиции, к несформированности четкого понимания представителями молодого поколения своей принадлежности к культуре, с присущими ей одной этническими особенностями и национальными ценностями.

Не случайно воспитание толерантности у молодежи является одной из приоритетных задач государственного масштаба. Перед педагогической общественностью стоит комплексная задача

разработки и реализации системы мер по формированию толерантности как мировоззренческого качества личности у растущего поколения.

В философском словаре Дидье Жулиа толерантность определяется как способность принятия иных точек зрения, иных способов действия, отличных от наших (1). Философия толерантности признает принцип равенства между людьми вне зависимости от расы, религии, страны и т.д.

Толерантность понимают так же, как терпимость к чужим мнениям, снисходительность к чему-либо, кому-либо (2). В то же время сама снисходительность может рассматриваться и как невзыскательность или благожелательность, и как высокомерие (3). Учеными определено, что толерантность всегда ведет к возникновению некоей совокупности общих норм и правил, которые разделяются представителями разных этносов. Это может быть результатом включения норм «чужой» культуры в «свою», привычную, либо создания некоего третьего вида отношений путем преобразования как «своей», таки «чужой» культуры. Отметим, что чаще всего наблюдается изменение норм и правил иной культуры для того, чтобы ими можно было руководствоваться в межличностном общении.

Определение понятия «толерантное сознание» обладает своей спецификой. Так, толерантное сознание включает в себя несколько структурных взаимосвязанных и взаимозависимых компонентов, а именно:

1. Перцептивный компонент: позитивное отношение к окружающим независимо от их национальности, вероисповедания, образования, возраста, взглядов.

2. Когнитивный компонент: широкое и открытое к получению нового знания информационное «поле», влияющее на развитие культурного опыта и уровень осведомленности о своеобразии культурных кодов, традиций и этнических особенностей поведения.

3. Эмоциональный компонент: способность к эмпатии, сопереживанию, навыки объективной оценки поведенческих характеристик и психологических проявлений людей, принадлежащих к другим нациям и культурам.

4. Поведенческий компонент: конвенциональные поведенческие установки по отношению к особенностям различных этносов и культур, направленные на установление доверительного паритетного общения.

Учеными установлено, что в основе поведенческих стратегий личности с развитым

толерантным сознанием лежит восприятие самого себя не как самодостаточного субъекта в сочетании с признанием значимости чужого опыта, а принятие чужого опыта как основы для поиска взаимоприемлемых решений в самых сложных ситуациях. Искренняя заинтересованность в «другом» - первооснова толерантного взаимодействия различных социальных субъектов (4).

В работах также отмечается, что, во-первых, формирование толерантного сознания предполагает активное разрушение тех стереотипов восприятия представителей других народов, которые могли формироваться в течение длительного времени; во-вторых, толерантность личности не заложена от природы, а складывается постепенно в ходе социализации личности под воздействием семьи, школы, учреждений культуры, СМИ, общественных организаций и т.д.; в-третьих, значительное влияние на развитие толерантного сознания оказывают процессы переноса установок, возникших при взаимодействии с отдельными индивидами, на всех, кто принадлежит к данной общности.

В целом, обобщая исследования такой сложной психической реальности, какой является толерантное сознание, можно сформулировать его определение следующим образом: толерантное сознание представляет собой сформированную систему поведенческих установок, ценностных ориентаций с опорой на развитую способность к эмпатии.

Наличие данной системы в духовной структуре личности создает предпосылки для установления таких межличностных отношений, которые характеризуются открытостью, позитивным эмоциональным восприятием Другого (согласно термину М. М. Бахтина), проявлением сочувствия, понимания по отношению к поведенческим реакциям, ценностям, мировоззрению других людей. Очевидно, что толерантность обеспечивается приоритетом общего между субъектами над тем особенным и единичным, которое их различает. Следовательно, толерантное сознание и поведение формируется в процессе нахождения схожих содержательных элементов жизнедеятельности людей.

Как показывают исследования, одним из путей формирования толерантного сознания является духовное совершенствование личности (А. Эллис, Т.Х. Холмс, З.З. Гасанова и др.). Справедливо отмечено, что «само понятие воспитания как категории

педагогической науки уже предполагает позитивное отношение человека к другим людям, к их своеобразию в культуре и быте» (5, с. 338).

В процессе воспитания взаимодействует несколько социокультурных сред:

- общество с опорой на национальные представления о ценностях и задачах воспитания создает историко-культурный фон, особую атмосферу, в которой человек формируется как личность, обретая и личностную, и культурную, и национальную идентификацию;

- государство определяет правовые, социальные, экономические основы жизнедеятельности и нации в целом, и человека в частности;

- семья формирует систему личностных ценностей, диктуя нормы бытового и социального поведения;

- средства массовой информации создают информационный фон воспитания;

- учебные заведения выполняют образовательную функцию;

- общественные организации создают условия для социального и гражданского становления.

В проведенном опытно-экспериментальном исследовании, к которому были подключены многие общеобразовательные, высшие учебные заведения и учреждения культуры и искусства, было подтверждено выдвинутое в качестве гипотезы предположение о доминантной роли образовательной среды в процессе развития толерантного сознания учащейся молодежи.

Несомненно, это должна быть специально организованная образовательная среда,созданная по определенной модели, опирающейся на специально выделенные принципы и реализующей несколько теоретически обоснованных направлений педагогической деятельности. Только в этом случае образовательная среда будет способствовать созданию ситуаций для благоприятного культурного и межэтнического взаимопонимания. Тогда каждый учащийся будет чувствовать себя в безопасности и, в результате, будет открыт для взаимодействия с миром на основе уважительных отношений к другим людям, понимания возможности многовариантного человеческого бытия в разнообразных, отличных друг от друга культурных, религиозных и социальных сферах.

В проведенном нами исследовании такая среда получила наименование «образовательная среда поликультурного учебного заведения».

В данном контексте образовательная среда понимается как личностно-ориен-тированная образовательно-воспитательная система с многоаспектной дифференциацией обучения, включая развитый многопрофильный блок дополнительного образования. Учебное заведение должно представлять собой подлинный культурно-эстетический центр социума. Образовательный процесс в поликультурном учебном заведении строится на принципах гуманизма, толерантности, демократизма, плюрализма, историзма.

Исследователями подчеркивается, что поликультурная составляющая образовательного процесса является основным средством развития гуманистической сущности современного человека. Миссия поликультурного учебного заведения заключается в обеспечении и повсеместной поддержке реализации прав и свобод учащихся в процессе их личностного развития и жизненного самоопределения, а также становления толерантного сознания, которое может быть обеспечено через освоение учащимися культуросообразного содержания образования, представляющего собой модель расширяющегося круга осваиваемых ценностей и смыслов.

Основным условием культуросооб-разного построения содержания образования в поликультурном учебном заведении выступает опора на идеи контекстного социокультурного рассмотрения предметного содержания (А. Д. Жарков), диалогизации (В. С. Библер), семиотической неоднородности (Ю. М. Лот-ман), регионализации (Б. П. Юсов), перевода содержания с уровня значений на уровень личностных смыслов, целостности источников содержания образования (А. В. Хуторской).

Анализ работ, посвященных организации культуросообразного образовательного процесса в поликультурном учебном заведении, показывает, что педагогическими условиями, способствующими обеспечению развития толерантного сознания учащихся в учебно-воспитательном процессе, выступают:

- проблемно-тематическое структурирование культуросообразного содержания образования;

- инновационные образовательные технологии (создание диалогического пространства занятия, проектные технологии, самостоятельная исследовательская деятельность учащихся, деловые игры, драматизация, игровое моделирование и т.д.);

- соотносительность в образовательной среде поликультурного учебного заведения динамики культуры и личности;

- активизация особых механизмов культурного саморазвития личности с учетом важнейших обстоятельств жизнедеятельности системы «личность -социальные общности - общество», норм и требований, регулирующих их взаимосвязь (6).

Рассмотрение теоретических основ развития толерантного сознания учащихся в образовательной среде поликультурного учебного заведения выявляет ряд тенденций, среди которых наиболее значимая - усиление гуманитар-ности современного образования, утверждение в качестве высочайшей ценности веры в духовное всеединство мира (П. Флоренский, С. Л. Франк, Н. А. Бердяев, Л. П. Карсавин).

Особый интерес для исследования культурно-педагогического аспекта развития толерантного сознания представляют философские положения об: 1) общности национальных культур; 2) общечеловеческой культуре, основанной на специфических национальных культурах; 3) опасности нивелировки национальных культур (7, с. 329).

Так, Н.А. Бердяев, раскрывая противоречия процесса вхождения человека в сложный и многомерный мир культуры, писал: «С одной стороны, я переживаю все события моей эпохи, всю судьбу мира как события, происходящие со мной, как собственную судьбу; а с другой - я мучительно переживаю чуждость мира, далекость всего, мою неслиянность ни с чем» (8, с. 320-321).

Согласно концептуальным положениям теории В. И. Вернадского о ноосфере как высшей стадии развития биосферы Земли, человек обретает свою духовную сущность, становится частью человечества только в процессе постижения культуры и активного творчества (9).

Опираясь на представления о целостности личности и культуры, при разработке педагогических условий развития

толерантного сознания необходимо учитывать такие особенности современной реальности, как мультикультуризация и глобализация общества, поликультурность образования, основанного на воспитании у учащихся чувства гражданской ответственности; открытости к осуществлению межкультурного диалога.

Содержание поликультурного образования разрабатывалось в концепциях М. М. Бахтина и В. С. Библера. Последний утверждал, что «...одновременность различных культур бьет в глаза и умы, оказывается реальным феноменом повседневного бытия современного человека» (10).

Поликультурность образования создает условия для эффективного взаимодействия таких структурных компонентов личностного развития, как ценностные ориентации, нравственные устремления, духовные потребности, эс-тетико-коммуникативные установки и навыки, высокий уровень развитости толерантного сознания. В этом процессе, как доказывают результаты опытно-экспериментальных исследований (11), возникает готовность осуществлять межкультурный диалог в современных общественно-политических условиях, которая обеспечивает гармонизацию внутреннего мира личности и отношений с социумом.

Осуществление поликультурности в образовательном процессе опирается на создание условий для развития интереса учащихся к культурным ценностям других народов, теоретического осмысления сущности мультикультурного мира; проведения занятий, включающих задания, сформулированные на основе видения мира с позиций представителей разных культур (12).

Отметим, что такое введение вариативности в содержание занятий, несомненно, влияет на изменение самой структуры образовательной среды -прежде всего с позиции содержания педагогической деятельности, предполагающей наличие у педагога высокого уровня межкультурной компетентности (ее важнейшим критерием является открытость по отношению к социокультурным ценностям других народов) и толерантного сознания (в данном случае основные критерии - это отсутствие этнических предрассудков, активная жизненная позиция, развитость гражданской ответственности).

Основываясь на вышесказанном, можно подвести некоторые итоги.

В современном мире становится одной из ведущих тенденций становится активное развитие толерантного сознания. Общество, которое стремится к позитивному развитию на основе гуманистических ценностей и принципов, должно быть ориентировано на конструирование установок толерантного сознания и профилактику нетерпимости.

В условиях толерантного общества может быть осуществлено полное раскрытие действительных возможностей человека и общества, включая эволюцию культуры мира и развитие дружественных сообществ, которые ее принимают.

Развитие толерантного сознания молодежи предполагает установку на такой тип взаимодействия между социальными субъектами, который основан на признании их социального равенства, сохранении индивидуального своеобразия и достижения согласия без подавления коренных интересов.

Анализ данных, полученных в опытно-экспериментальной работе, доказывает, что доминантой в воспитательном

Примечания

процессе, направленном на развитие толерантного сознаний молодежи, является создание особой образовательной среды поликультурного учебного заведения, педагогический потенциал которой обусловлен способностью создавать условия для культурного и межэтнического взаимопонимания. В такой образовательной среде реализуется идея воспитания уважительного отношения к другим людям, складывается понимание возможности многовариантного человеческого бытия в разнообразных, отличных друг от друга культурных, религиозных и социальных сферах.

В учебно-воспитательном процессе, осуществляемом в такой среде, у учащихся возникает готовность осуществлять межкультурный диалог в современных общественно-политических условиях, что обеспечивает гармонизацию внутреннего мира личности и отношений с социумом.

Таким образом, культурно-педагогический аспект развития толерантного сознания является одним из наиболее значимых и имманентно присущих этому процессу.

1. Дидье Ж. Философский словарь. М., 2000.

2. Словарь иностранных слов и выражений / Авт. и сост. Е.С. Зенович. М.: Олимп; АСТ, 2000.

3. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. - 4-е изд., доп. М.: Азбуковник, 1999.

4. Абдулкаримов Г. Г. Толерантность в межнациональных отношениях в Уральском регионе: социологический анализ: Автореф. дис. ... канд. социолог. наук. Екатеринбург, 2004.

5. Гасанова З. З. Воспитание толерантной личности в полиэтнической и многоконфессиональной среде// Проблемы сохранения толерантности в условиях полиэтнического и многоконфессионального региона. Махачкала, 2008.

6. См. об этом материалы в журнале «Новые ценности образования» (Вып. 4. М., 1996. С. 146).

7. Лосский Н. О. История русской философии. М.: Советский писатель, 1991.

8. Бердяев Н. А. Самопознание. М.: Мысль, 1991.

9. Вернадский В. И. Научная мысль как планетное явление. М.: Наука, 1991.

10. Библер В. С. Культура. Диалог культур (опыт определения). - Режим доступа: http:// bibler.ru/pages/63.

11. Шульгина И. Б. Функциональная модель продуктивного образования школьников на основе полихудожественного взаимодействия искусств: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. -М., 2007; Костогрыз Т.А. Взаимодействие искусств и взаимодействие «двух культур» // Развитие идей художественного образования и эстетического воспитания в ХХ веке. М.: ИХО РАО, 1999.

12. Au K. Multicultural perspectives on literacy research // Journal of reading behavior, 1995.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.