Научная статья на тему 'Поликультурный компонент и его составляющие в процессе профессиональной подготовки'

Поликультурный компонент и его составляющие в процессе профессиональной подготовки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
674
187
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИКУЛЬТУРНЫЙ КОМПОНЕНТ / ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД / ТОЛЕРАНТНОСТЬ / ФИНАНСОВАЯ СФЕРА / POLYCULTURAL COMPONENT / ACTIVITY APPROACH / TOLERANCE / FINANCIAL SPHERE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Звягинцева Елена Петровна

Рассматривается проблема формирования поликультурности в процессе профессиональной подготовки будущих экономистов. Представлен комплекс необходимых мер, направленных на формирование установок поликультурализма и толерантного сознания у студентов экономических вузов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Polycultural component and its constituents in the process of professional training

The article considers the problem of forming polyculturalism in the process of professional training of prospective economists. It represents the complex of necessary measures, directed to formation of directives of polycylturalism and tolerant consciousness of economy higher educational institutions students.

Текст научной работы на тему «Поликультурный компонент и его составляющие в процессе профессиональной подготовки»

УДК 378

Е. П. Звягинцева

ПОЛИКУЛЬТУРНЫЙ КОМПОНЕНТ И ЕГО СОСТАВЛЯЮЩИЕ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

Рассматривается проблема формирования поликультурности в процессе профессиональной подготовки будущих экономистов. Представлен комплекс необходимых мер, направленных на формирование установок поликультурализма и толерантного сознания у студентов экономических вузов

Ключевые слова: поликультурный компонент, деятельностный подход, толерантность, финансовая сфера

The article considers the problem offorming polyculturalism in the process of professional training of prospective economists. It represents the complex of necessary measures, directed to formation of directives of polycylturalism and tolerant consciousness of economy higher educational institutions students.

Keywords: polycultural component, activity approach, tolerance, financial sphere

Государства сегодня - поликультурные сообщества, этому способствуют такие процессы, как интеграция, глобализация, возрастающая мобильность населения. Интенсивность взаимодействия культур в этом случае стремительно возрастает, а их гармоничное развитие на принципах равноценности и равного права на существование в рамках государственного устройства в значительной степени обуславливается неизбежностью процессов социокультурной интеграции. Стремление личности к взаимодействию с людьми, принадлежащими к другим культурным слоям, становится необходимым условием успешной профессиональной деятельности специалиста в современных условиях, его социализации после окончания высшего учебного заведения. Бережное отношение к нравственным и духовным ценностям помогает выстраивать особую тактику общения, грамотно налаживать взаимоотношения с людьми другой культуры, добиваться большей результативности в профессиональной среде. Говоря языком экономики, капитализация нематериальных активов, которыми являются такие личностные качества специалистов, как толерантность, общительность, эмпатия, может в значительной степени повлиять на показатели профессиональной деятельности компании, увеличив не только прибыль, но и гудвилл (экономиче-

ский термин, используемый в бухучете, торговых операциях для отражения рыночной стоимости компании без учета стоимости активов и пассивов [8]). Особое, терпимое поведение человека, направленное на конструктивное взаимодействие с другим (клиентом, партнером, инвестором и т. д.), отношение к нему как к равно достойной личности, выражающееся в сознательном подавлении чувства непринятия иного и доказывает необходимость использования разнообразных методик и подходов в процессе формирования и развития поликультур-ного компонента в процессе обучения в высшей школе, определяя вектор развития международных взаимоотношений у будущих специалистов любой сферы деятельности.

В мировой педагогике феномен поликультурности стал предметом особых исследований с 1960-х гг., а с 1980-х гг. за рубежом уже активно развивается процесс становления теорий и моделей поликультурного образования: этническая концепция (К. Муули, М. Стоун), концепция культурной деривации (С. Берайтер), языковая концепция (Б. Кенпеун), концепция антирасизма (С. Барате) и др. [см.: 1].

Что же такое поликультурность? По мнению Е. В. Бондаревской, эта педагогическая категория означает создание различных культурных сред, где должнот осуществляться развитие человека, где он будет приобретать опыт

189

культуросообразного поведения, получая помощь в культурной самоидентификации и самореализации творческих задатков и способностей [2; 6].

Под поликультурностью Н. А. Евлешина,

Н. Н. Никитина, В. Р. Ясницкая и др. понимают совокупность социально-психологических характеристик, обеспечивающих возможность мирного сосуществования субъектов как представителей различных культур в условиях демократического гетерогенного социума.

Категория поликультурность в настоящее время получила широкое отражение в научной литературе в виде мультиэтнического (Дж. Бэнкс), мультикультурного (Я. Пэй, Р. Лисиер) и поликультурного образования (В. В. Борисенков, О. В. Гукаленко и др.), а также поликультурного воспитания (Е. В. Бондаревская, А. А. Реан).

По мнению А. В. Перцева, главным вопросом современных философов является проблема выяснения особенностей традиционного менталитета, сохраняющего значительную степень инерции по отношению к идеологическим - демократическим и тоталитарным - воздействиям, в различных постсоциалистических обществах. Исследование этих особенностей позволит оценить эффективность уже произошедших на протяжении последних полутора десятилетий преобразований, определить перспективы дальнейшего реформирования по-сттоталитарных обществ и избрать наиболее действенные пути и средства такого реформирования (воздействия на общество с учетом особенностей инерции существующих в нем менталитетов) [7]. Данные идеи еще раз доказывают необходимость оптимизации поли-культурного компонента профессионально ориентированного образования.

Поликультурный подход рассматривался в работах таких исследователей, как Дж. Бэнкс, К. Грант, О. В. Гукаленко, Н. В. Кузьмина, И. Ю. Макурина, Л. Л. Супрунова, П. Янг и др. Подходы к проблеме поликультурности в мировой педагогике эволюционировали от идеи ассимиляции обучаемых - теории аккомодации (Д. Равич и др.) этнических групп посредством

воспитания до политики плюрализма (Дж. Бэнкс и др.). Все исследователи данного феномена едины во мнении, что поликультурное образование - это основа объединения многокультурного этнического опыта, сосуществование общенациональных ценностей и права личности на национально-культурное самовыражение.

Анализ научной литературы позволил выявить некоторые задачи поликультурного подхода, такие как: актуализация диалога и взаимодействия культур; контрастивное овладение содержанием иноязычного образования; творческая целесообразность, сохранение и создание новых профессиональных и языковых ценностей; воспитание уважения к истории и культуре других народов; создание поликультурной среды образования как основы взаимодействия личности с элементами других культур.

Функциями поликультурного подхода являются: формирование культуры профессионального языкового знания студента; развитие культуры профессионального языкового поведения студента; формирование эмоциональной языковой культуры; формирование культуры саморазвития студента в поликультурной среде.

Таким образом, под поликультурным подходом профессионально ориентированного образования мы подразумеваем такой образовательный процесс, который обеспечивал бы создание формирующей языковой среды студента, формировал бы личность будущего специалиста ценностями общечеловеческой, национальной, индивидуальной культуры, вовлекал бы студентов в диалоговое общение, сотрудничество и самореализацию сущностных сил и способностей личности в ее профессиональной идентификации.

В современных попытках России стать равноправным участником и достойным игроком на международном рынке существенно возрастает роль специалиста, хорошо знакомого с культурными диверсификациями в процессе деловой активности. Именно нынешние студенты вузов - будущие специалисты, политическая, культурная и научная элита страны - будут определять, формировать, регулировать направление развития поликуль-

190

турных взаимоотношений в сообществах. И в первую очередь они должны делать это на основе толерантных взаимоотношений с представителями других культур.

Поскольку развитие поликультурализма невозможно без толерантного отношения и эмпатии в процессе межличностного общения, стоит подумать над созданием условий для формирования, развития и актуализации толерантных взаимоотношений в образовательной среде. В идеале это должна быть единая система в образовательном пространстве (детский сад - школа - колледж/вуз - постдипломное образование). Наша профессиональная деятельность предполагает общение со студентами разных национальностей, культур, поэтому было решено выяснить уровень сформирован-ности межличностной толерантности у нынешних студентов вуза через призму деятельностного подхода. Известно, что деятельностный подход, разработанный в трудах Л. С. Выготского, П. Я. Гальперина, А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна и развитый в трудах их последователей, является законченной теорией, которая признана не только среди российских педагогов, но и во всем мире [3]. Именно на основе деятельностного подхода, включающего в себя такие компоненты психологической структуры, как мотивационно-ценностный, когнитивный, эмоционально-волевой и конативный (поведенческий) [5], в 2011г. был проведен опрос (анкетирование) с целью определения уровня сформированности толерантности среди учащихся 1-4 курсов бакалавриата и специали-тета дневной формы обучения в двух вузах: в Финансовом университете при Правительстве РФ (Москва) и в Челябинской государственной академии культуры и искусств. Проанализировав полученные в ходе опроса данные [4], можно сделать вывод, что суммарно положительный процент (от 50 % до 77 %) у подавляющего большинства конструктов, входящих в основу деятельностного подхода, свидетельствует об удовлетворительном уровне сформированности толерантности в поликультурной студенческой среде. Расхождений в оценках и в отношении к толерантности у студентов из Москвы и Челя-

бинска почти не оказалось или они были незначительными (от 1 до 6 %). При этом нужно отметить некоторые факты, способные влиять на выбор и подготовку педагогических условий для дальнейшего развития толерантности как одного из конструктов поликультурного компонента профессионально ориентированного образования в стенах вуза:

- девушки-студентки более толерантны чем юноши-студенты;

- эмоционально-волевой компонент психологической структуры развит у студентов в большей степени, а конативный - в меньшей;

- представители разных регионов демонстрируют разный уровень сформированности понятийного аппарата в рамках исследуемого явления и, соответственно, в меньшей (выходцы из Центрального Федерального округа, включая Москву) или большей степени (представители Дальневосточного и Северокавказского ФО, Сибири) готовы к проявлению толерантности в процессе общения;

- уровень толерантности в процессе межличностного взаимодействия уменьшается к моменту выпуска из университета.

О последнем факте стоит сказать отдельно. Снижение уровня толерантности у студентов 4 курса может свидетельствовать как о психофизиологических факторах (например, эгоцентризме старшекурсников, агрессивных паттернах в конкурентной борьбе в процессе профессионального отбора), так и социальных (например, снижении заинтересованности, активности и вовлеченности в процесс внеаудиторной воспитательной работы вуза, личный негативный опыт, полученный в ходе социальной и профессиональной коммуникации).

Проблемы, возникающие в процессе учебно-воспитательной деятельности, вполне возможно преодолеть, если учитывать особенности межкультурной коммуникации при подготовке специалиста в вузе. Последнее будет способствовать формированию и развитию межкультур-но ориентированной личности. Обобщенные характеристики, которыми обладает такая личность, включают в себя: уважение ко всем культурам, принятие ценностей иной культуры, ори-

191

ентацию в ценностях собственной культуры и иных культур, понимание мыслей, чувств, поведения ее представителей, обладающих умениями осуществления сотрудничества (И. Л. Плужник, Т. В. Елизарова и др.).

В России общая парадигма профессионального образования формулируется как «образование - часть культуры», и в педагогической науке приобретает особую актуальность идея достижения ценностных смыслов -общечеловеческих, национальных. Идея по-ликультурного образования предполагает предотвращение непонимания, возникающее при общении разных национальностей. Научные исследователи в поисках пути сближения

культур различных национальных и социальных сообществ ярко свидетельствуют об этом.

В заключение перечислим ряд мер, основанных на теоретических и эмпирических знаниях, полученных нами в процессе профессиональной деятельности. Данные меры можно использовать для определения механизмов перехода от интолерантной (или инертной) среды к толерантной в рамках педагогической деятельности, ориентированной на развитие поликультурности образовательной среды. Для этого профессорско-преподавательскому составу и руководству вуза необходимо следовать основным подходам к процессу формирования и развитию поликультурности в вузе (см. табл.).

Основные подходы к процессу формирования и развития поликультурности в вузе

Под- ходы Теоретические основы Практические особенности

55 о в о в я я - Передача, накопление и усвоение знаний, принципов и норм российского и зарубежного права; - умение использовать свои права, соблюдать запреты и исполнять обязанности; - пресечение любых негативных, агрессивных или враждебных реакций по отношению к другим людям (как среди студентов, так и среди педагогов по отношению друг к другу или к обучаемым) Возможность осуществления через перечень определенных ограничений, описанных в правилах, уставе вуза, прочих регламентирующих документах учебного учреждения, введение наказаний за нарушение этих правил

Политоло- гический - Изучение различных политических и общественных движений, форм политического участия граждан; - создание благоприятных условий для утверждения демократии, проявления гражданской идентификации и идентичности Более тщательный отбор материала для изучения по общественно-политическим дисциплинам в рамках лекционных занятий, подготовка актуальных и аутентичных учебных материалов, связанных с культивированием общечеловеческих ценностей в рамках проведения семинарских занятий

Ситуативно-воспитательный - Знакомство с реальными жизненными ситуациями, которые акцентируют внимание на ценностных ориентирах личности и наций; - развитие у студентов таких качеств, как само-атрибуция и самоубеждение, стремление к самоактуализации; - организация мероприятий по групповой рефлексии, проведение ролевых игр, кейс-стади, в которых отражается понимание различного поведения людей Культивирование отношений открытости в процессе аудиторной и внеаудиторной работы на основе лич-ностно ориентированного взаимодействия в тандеме «студент - преподаватель», при котором реализуются навыки коммуникативной толерантности и возникают предпосылки для успешного развития духовнонравственных качеств

192

Под- ходы Теоретические основы Практические особенности

Интегративно-развивающий - Создание системы знаний о социуме, культурных диверсификациях в процессе личностного и делового общения; - увеличение количества специалистов в области педагогической и психологической деятельности, умеющих конструктивно разрешать конфликты с использованием превентивных мер; - интернационализация воспитательного образования (универсальный характер знаний, мобилизация коллективных усилий для достижения целей, переход от социальной позиции человека «я должен» к позиции «я могу и хочу») Создание системы подготовки специалиста с независимым творческим мышлением, привлечение специа-листов-психологов в штат вуза или через аутсорсинг, обучение педсостава в рамках повышения квалификации специальным навыкам превентивного поведения в условиях конфликта и культурных диверсификаций, «двойные дипломы» (интегрированное образование в российском и зарубежном вузах), необходимость тесной связи педагогической целенаправленности процесса образования с относительно самостоятельным образованием («научить учиться»), постоянное формирование ценностного отношения к окружающему миру

й О е т и г о ч о р £ - ч & - Сравнение и анализ разных культур и культурных особенностей; - обеспечение информационно-психологического просвещения с целью повышения уровня информированности студентов об особенностях культурных диверсификаций, способах ее проявления в процессе межличностного, межкультурного и профессионального общения; - использование лингвокультуроведческого подхода в процессе обучения иностранным языкам Организация спецкурсов, элективных и факультативных курсов, внеаудиторных программ поддержки первокурсников и выпускников, тренинги, фокус-группы, программы студенческого обмена, приглашенные преподаватели из иностранных вузов

Таким образом, можно сделать вывод о том, что поликультурность - чрезвычайно сложное, многоплановое, континуальное явление, состоящее из огромного количества конструктов, в том числе включающее в себя поведенческую корректность в процессе общения, толерантность и принципы системности,

развития, индивидуализации, а также развития рефлексивной позиции, диалогичности, комплексности и взаимодействия. Представляется, что поликультурный аспект современной цивилизации может стать мощной гуманистической парадигмой поликультурного диалога на основе идей педагогики толерантности.

1. Бабинцева, О. В. Педагогические приемы развития лингвистической направленности учащихся в процессе изучения иностранного языка: автореф. дис. ... канд. пед. наук / О. В. бабинцева. - Магнитогорск, 2007. - 22 с.

2. Бондаревская, Е. В. Гуманистическая парадигма личностно ориентированного образования / Е. В. Бон-даревская // Педагогика. - 1997. - № 4. - С. 11-17.

3. Воронов, В. В. Педагогика школы в двух словах / В. В. Воронов // Пед. о-во России. - 2002. - 144 с.

4. Звягинцева, Е. П. Роль толерантности в поликультурной среде вуза и ее влияние на формирование будущего финансиста / Е. П. Звягинцева / /Сборник материалов Международного круглого стола «Особенности профессионального становления личности студента - будущего специалиста в сфере экономики и финансов». - М: Финуниверситет, 2011. - С.135-140.

5. Нурлигаянова, О. Б. Психологическое содержание педагогической толерантности как профессионально важного качества учителя: дис. ... канд. пед. наук / О. Б. Нурлигаянова. - Ярославль, 2006. - 147 с.

6. Образование в поисках человеческих смыслов / под ред. Е. В. Бондаревской. - Ростов н/Д: Изд-во РГПУ, 1995. - 216 с.

7. Перцев, А. В. Жизненная стратегия толерантности: проблема становления России и Запада / А. В. Перцев. - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2002. - 254 с.

8. Business English Dictionary. New edition. - Longman, 2007 - 595 c. Сдано 13.12.2012

193

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.