Научная статья на тему 'Поликультурный компонент профессионально-ориентированного иноязычного образования студентов в аспекте социально-педагогического подхода'

Поликультурный компонент профессионально-ориентированного иноязычного образования студентов в аспекте социально-педагогического подхода Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
171
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИКУЛЬТУРНЫЙ КОМПОНЕНТ / ИНОЯЗЫЧНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ СТУДЕНТОВ / СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / MULTICULTURAL COMPONENT / FOREIGN EDUCATION OF STUDENTS / SOCIAL AND PEDAGOGICAL APPROACH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Звягинцева Е. П.

В статье определена проблематика обращения к поликультурному компоненту иноязычного образования студентов; раскрываются «социальный» и «педагогический» аспект избранного подхода; представлен потенциал социально-педагогического подхода в решении проблемы исследования поликультурного компонента иноязычного образования студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MULTICULTURAL COMPONENT OF PROFESSIONALLY-ORIENTED FOREIGN EDUCATION OF STUDENTS IN THE ASPECT OF SOCIAL AN D PEDAGOGICAL APPROACH

The article defines the problematic of multicultural component of foreign education of students; reveals “social” and “pedagogical” aspects of the approach; represented the potential of social and cultural approach in solving the problem of research the multicultural component of foreign education of students.

Текст научной работы на тему «Поликультурный компонент профессионально-ориентированного иноязычного образования студентов в аспекте социально-педагогического подхода»

УДК 378

Zvyaginceva E.P MULTICULTURAL COMPONENT OF PROFESSIONALLY-ORIENTED FOREIGN EDUCATION OF STUDENTS IN THE ASPECT OF SOCIAL AND PEDAGOGICAL APPROACH. The article defines the problematic of multicultural component of foreign education of students; reveals “social” and “pedagogical” aspects of the approach; represented the potential of social and cultural approach in solving the problem of research the multicultural component of foreign education of students.

Key words: multicultural component, foreign education of students, social and pedagogical approach.

Е.П. Звягинцева, аспирант ЧГАКИ, г. Челябинск, Е-mail: kp1967@mail.ru

ПОЛИКУЛЬТУРНЫЙ КОМПОНЕНТ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ИНОЯЗЫЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СТУДЕНТОВ В АСПЕКТЕ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА

В статье определена проблематика обращения к поликультурному компоненту иноязычного образования студентов; раскрываются «социальный» и «педагогический» аспект избранного подхода; представлен потенциал социально-педагогического подхода в решении проблемы исследования поликультурного компонента иноязычного образования студентов.

Ключевые слова: поликультурный компонент, иноязычное образование студентов, социально-педагогический подход.

Социальный заказ системе высшего профессионального образования, определенный Законом РФ «Об образовании», «Национальной доктриной развития образования до 2025 г.», Федеральными государственными образовательными стандартами ВПО третьего поколения, ориентирует высшую школу на повышение уровня развития профессиональной культуры студентов в процессе освоения как основной, так и дополнительной учебной программы в вузе. Среди наиболее значимых умений, входящих в профессиональную культуру, необходимых специалисту любого профиля в условиях усиления процессов глобализации и интеграции, развития международных контактов, можно выделить владение иностранными языками, что позволяет специалисту осуществлять эффективную профессиональную и межкультурную коммуникации. При этом иноязычная подготовка должна учитывать профильность будущих специалистов и входить в поликультурный компонент подготовки в целом.

Категория «поликультурность» в настоящее время получила широкое отражение в научной литературе в виде мультиэтни-ческого образования (Дж. Бэнкс), мультикультурного образования (Я. Пэй, Р Лисиер), поликультурного образования (В.В. Борисенков, О.В. Гукаленко и др.), поликультурного воспитания (Е.В. Бон-даревская, А.А. Реан).

В мировой педагогике феномен поликультурности стал предметом особых исследований с 1960-х годов XX века, а с 80-х годов за рубежом уже активно развивается процесс становления теорий и моделей поликультурного образования: этническая концепция (К. Муули, М. Стоун), концепция культурной депривации (С. Берайтер), языковая концепция (Б.П. Кенпеун), концепция антирасизма (С. Барате) и др.

Сегодня в теории и практике профессионально-ориентированного иноязычного образования ведется поиск перспективных путей реализации поликультурного компонента иноязычной подготовки. Предполагается развитие поликультурного компонента иноязычной подготовки через:

- внедрение инновационных образовательных технологий поликультурной на-правленности;

- отбор и структурирование содержания иноязычной подготовки будущих экономистов;

- введение инновационно-ориентационного курса «Поликуль-турное образование»;

- проведение факультативных курсов, направленных на формирование культуры межнационального общения и навыков меж-культурной коммуникации.

Синтетичность отечественного самосознания, как указывает М. С. Уваров, являет-ся фундаментальной базой поликультурности. В этой связи представляется крайне необходимым развивать и совершенствовать пространство поликультурного образо-вания, в котором декларируемая междисциплинарность учебного процесса основыва-лась бы на духовных координатах и достижениях отечественной гуманитарной и естественнонаучной мысли [1].

По мнению Е.В. Бондаревской, педагогическая категория «поликультурность» означает создание различных культурных сред, где будет осуществляться развитие человека, и где он будет приобретать опыт культуросообразного поведения и ему будет оказана помощь в культурной самоидентификации и самореализации творческих задатков и способностей [2].

На основании проведенного анализа в соответствии с субъектами организации педагогического процесса, поликультурный компонент профессионально-ориентиро-ванного иноязычного образования студентов как сложный многоуровневый феномен, включает в себя:

- аксиологическую составляющую иноязычного обучения, ориентированную на познание студентом совокупности мира ценностей, созданных человечеством и имеющих значимость для общества, направленную на понимание и утверждение ценности человеческой жизни, воспитания, образования, деятельности и общения в поликультурном обществе;

- когнитивную составляющую иноязычного обучения, определяющую не только владение иностранными языками, но и формирование научных представлений о процессах глобализации, культурном своеобразии и разнообразии мира;

- практико-деятельностная составляющая, предполагает включение студентов в активную коммуникацию в поликультур-ном коллективе;

- дифференцированная составляющая, направляет выбор методов и средств поддержки индивидуальных особенностей студентов, их профессионального саморазвития в контексте культурной самоидентификации;

- регионально-интеграционная составляющая, обусловленная спецификой развития коммуникаций в регионе, состоянием науки, культуры и образования, учитывающая специфику национально-культурных традиций.

Обоснование данных позиций актуализирует обращение к исследованию поликультурного компонента профессиональноориентированного иноязычного образования в вузе как возможности глубокого погружения в языковую практику, выработки культуросообразного поведения будущего специалиста, соблюдения междисциплинарности и фундаментальности образования.

Однако практика иноязычного образования в вузе требует не только исследовать поликультурный компонент, но и разработать наиболее эффективные социально-педагогические условия и средства организации рассматриваемого процесса, что позволило нам обратится к социально-педагогическому подходу и выделить основные принципы, которые служат методологической базой в решении данной проблемы.

Необходимо признать, что социально-педагогический подход в контексте поликультурного компонента профессионально-ориентированного иноязычного образования недостаточно разработан, однако его изучение необходимо для того, чтобы определить позицию, находящуюся в основе социального становления будущего специалиста. В рамках социализации личности данный под

ход обоснован такими исследователями, как В.Г. Бочаровой, М.А. Галагузовой, В.И. Загвязинским, Р А. Литвак, С. В. Сальце-вой и др.

Теоретический анализ указанных исследователей позволил нам обратиться к характеристике понятийно-категориального аппарата социально-педагогического подхода: социальное воспитание; социально-педагогическая деятельность; социализации; социально-педагогическая компетентность.

Остановимся на сущностной составляющей социально-педагогического подхода, т. е. интеграции самостоятельных терминов «социальный» и «педагогический», которые составляют стратегию научного понятия.

Социальные и социально-педагогические науки рассматривают социальное как все сферы жизнедеятельности, способствующие развитию человеческих качеств, образованности и культуры человека. Это деятельность социальных институтов, интегрированным результатом которых выступает социальность как способность человека взаимодействовать с социальным миром, выстраивать цивилизованные отношения. Важным компонентом которого является субъективность, собственная активность и творческое отношение к общественной жизнедеятельности. Социальность носит четкий интенциональный характер, когда вместе с развитием социальности человек получает возможность к социальному саморазвитию и самосовершенствованию.

Особое место в этом процессе занимает приобретение знаний, формирование компетенций взаимодействия личности со средой, интеграция воспитательных средств социальных обществ, социальных групп и в первую очередь самих различных социальных учреждений. Как справедливо замечает В.В. Сериков понятие «социальный» объединяет все то, что связывает личность и социум с различными формами их взаимодействия и общения. Социальное есть свойство любой личности, взаимодействующей в социуме, объединяемых историко-культурными устойчивыми социальными связями и отношениями, обладающих рядом общих признаков и особенностями [3].

В процессе социализации личности происходит социальное воспитание, социальное образование осуществляемые в социально-педагогической деятельности, которая состоит в обеспечении образовательно-воспитательными средствами, направленными на социализацию личности, в передаче индивиду и освоение им социального опыта, обретении или восстановлении социальной ориентации, социальной роли, социального функционирования [4].

В социально-педагогическую деятельность входят процессы образования, обучения, воспитания, реализация социокультурных программ и социального наследия. Проявление соуциально-пе-дагогической деятельности связано с потребностями общества на каждом этапе своего развития в обеспечении преемственности, передачи традиций и ведет к культурному наследию.

В.Г. Бочарова утверждает, что социально-педагогическая деятельность должна быть направлена на развитие самостоятельного мышления, свободу самоопределения, ответственность за проявление своих поступков, принятых решений. Все это формирует систему ценностных ориентаций, жизненную позицию, которая побуждает к разностороннему общению в различных объединениях, коллективах и проявлению социальной позиции человека [5].

Весьма ценным и являются разработанными С.В. Сальце-вой резервы социально-педагогического подхода, позволяющие по-новому раскрыть процесс воспитания и образования:

- потребность человека в деятельности по улучшению, преобразованию окружающей среды;

- усвоение внешних обстоятельств через внутренние условия развития взгляда на мир, общение и самосовершенствование;

- интегрирование базовых составляющих жизнедеятельности человека (природных, социальных и личностных), максимально воздействующих на практическую реальность;

- технология расширения способов преобразования условий для социализации и самореализации личности, позволяющая прогнозировать успешность жизни в нестандартной ситуации и функционирование инновационных образовательных объектов [6].

Реализация данного подхода, с выявленным нами синтезом гуманитарных и социальных стратегических направлений науч-

Библиографический список

ного познания, актуализирует гуманистические цели образования, направленные на развитие поликультурного компонента профессионально-ориентированного иноязычного образования.

Представим некоторые из них:

- создание социализирующего образовательного пространства в единстве с социальным развитием и приобретением социального ориентирования и социального функционирования обучающейся личности в процессе инноязычного образования;

- оказание поддержки будущему специалисту как самоценного субъекта в поликультурной среде социума в процессе развития поликультурного компонента путем включения в разработку инновационных проектов при активной помощи государства и общественных институтов (социальные партнеры, волонтеры, родители, работодатели, преподаватели), введения различных уровней и систем образования с целью обогащения общения в поликультурной среде и совместного решения возникающих проблем и сложных ситуаций;

- освоение инновационных технологий социальной и педагогической направленности по развитию поликультурного компонента профессионально-ориентированного иноязычного образования: метод эвристического обучения (А.В. Хуторской); метод коучинга (О.Л. Карпова); технология полисубъектного диалога (Н.Е. Зыбина); метод самопрезентации (Л.М. Семенова) и др.; обеспечивающие вхождение студентов в поликультурную среду, в новую социальную реальность, выражающие взаимосвязь учебной, социально-педагогической и личностно-ориентированной составляющей организации рассматриваемого процесса, включая дидактический, методический и тренинговый инструментарий и используемый в практике профессионально-ориентированного иноязычного образования.

Поликультурный компонент профессионально-ориентированного иноязычного образования задается вектором социально-педагогического подхода, обоснован принципами, вытекающими из этого подхода, где современный специалист воспринимается как целостный субъект.

Так, принципы системности и комплексности служат основой рассматриваемого процесса, обеспечивают выявления всех структурных компонентов профессионально-ориентированного иноязычного образования студентов, способствует установлению между ними системообразующих связей и отношений в поликуль-турном пространства.

Принципы практической и профессионально-ориентированной направленности обучения отражают ориентацию целей и результатов на динамичные количественные и качественные изменения уровня развития поликультурного компонента. Исходя из специфики обучения иностранному языку в неязыковом вузе, принцип ориентирует на овладение техникой чтения и перевода специализированной литературой, а также приемами общения на иностранном языке не только на уровне бытовой лексики, но и профессиональной.

Принципы культуросообразности и диалогичности предполагают максимальный учет в содержании образования культурных особенностей страны изучаемого языка, акцентируя внимание на признании равноправного диалога всех культур, а также диалогическое речевое общение по профессиональной тематике.

Принципы вариативности и индивидуализации обучения студентов иностранному языку исходят из необходимости диф-ференцированности образовательных программ, построения вариативной индивидуальной образовательной траектории с учетом индивидуальных интересов и потребностей студентов.

Принцип гуманизации позволяет выявить в качестве приоритета идею формирования глобального мышления через сферу образования и воспитания, что обеспечивается в полилога культур в целостном и непрерывном учебно-воспитательном процессе иноязычного образования в вузе.

Итак, поликультурный компонент профессионально-ориентированного иноязычного образования в аспекте социально-педагогического подхода определяет современную образовательную стратегию, ориентированную на формирование личности, способной к активной и эффективной профессиональной деятельности в многонациональной среде, обладающей развитым чувством уважения и понимания различных культур.

1. Уваров, М.С. Антиномический дискурс в европейской культурной традиции: автореф. дис. ... д-ра филос. наук. - СПб., 1995.

2. Образование в поисках человеческих смыслов / под ред. Е.В. Бондаревской. - Ростов н/Д., 1995.

3. Сериков, В.В. Образование и личность. - М., 1999.

4. Никитин, В.А. Начала социальной педагогики. - М., 1999.

5. Бочарова, В.Г. Педагогика. - М., 2001.

6. Сальцев, С.В. Социально-педагогические ресурсы высшего профессиоанльного образования / Образование и учитель XXI в.: проблемы, перспективы развития: сб. статей Всерос. н/п конф. - Оренбург, 2010.

Bibliography

1. Uvarov, M.S. Antinomicheskiyj diskurs v evropeyjskoyj kuljturnoyj tradicii: avtoref. dis. ... d-ra filos. nauk. - SPb., 1995.

2. Obrazovanie v poiskakh chelovecheskikh smihslov / pod red. E.V. Bondarevskoyj. - Rostov n/D., 1995.

3. Serikov, V.V. Obrazovanie i lichnostj. - M., 1999.

4. Nikitin, V.A. Nachala socialjnoyj pedagogiki. - M., 1999.

5. Bocharova, V.G. Pedagogika. - M., 2001.

6. Saljcev, S.V. Socialjno-pedagogicheskie resursih vihsshego professioanljnogo obrazovaniya / Obrazovanie i uchitelj KhKhI v.: problemih, perspektivih razvitiya: sb. stateyj Vseros. n/p konf. - Orenburg, 2010.

Статья поступила в редакцию 19.03.12

УДК 371

Zhukova E. Y., Iliyasov D.F. MILITARY RITUALS AS A MEAN OF FORMING A CADET VALUABLE ATTITUDE TO MILITARY DUTY. One of the keys to the formation of a cadet valuable attitude to military duty is military rituals. The authors define the term “military ceremony”, and will attempt to analyze the use of military ceremonies of the Armed Forces of the Russian Federation in the life of the cadet.

Key words: military ritual, the value attitude, military duty, patriotism, cadet educational institutions, the Armed Forces of the Russian Federation.

Е.Ю. Жукова, ст. Преп. каф. педагогики и психологии ГБОУ ДПО ЧИППКРО, г. Челябинск, E-mail: Jukova_EU@ipk74.ru; Д.Ф. Ильясов, д-р пед. наук, проф., зав. каф. педагогики и психологии ГБОУ ДПО ЧИППКРО, г. Челябинск, E-mail: dinaf_chel@mail.ru

ВОИНСКИЕ РИТУАЛЫ В ВОСПИТАНИИ СОВРЕМЕННЫХ КАДЕТ: СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ

Одним из ключевых средств воспитания кадет и формирования у них ценностного отношения к воинскому долгу являются армейские ритуалы. Авторы определяют понятие «воинский ритуал», а также предпринимают попытку проанализировать использование воинских ритуалов Вооруженных сил Российской Федерации в жизнедеятельности современных российских кадет.

Ключевые слова: воинские ритуалы, ценностное отношение, воинский долг, патриотизм, кадетские образовательные учреждения, Вооруженные силы Российской Федерации.

В условиях коренных изменений в политической жизни страны, в динамике ценностных ориентаций российского общества, реформирования Вооружённых Сил остро ощущается необходимость укрепления российской государственности, обороноспособности страны. Сегодня, как никогда, становится важным воспитание в подрастающем поколении гражданственности и патриотизма, ценностного отношения к воинскому долгу. Актуальность данной проблемы подчеркивается в Проекте Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования. В нем под личностными результатами освоения основной образовательной программы среднего (полного) общего образования подразумеваются, в первую очередь, сформиро-ванность у выпускника школы российской гражданской идентичности, патриотизма, любви к Отечеству, чувства ответственности перед Родиной, а также готовность к служению Отечеству, его защите и выполнении воинского долга.

Понятие «воинский долг» мы определили как нравственнопсихологическую готовность личности к выполнению своих гражданских обязанностей по защите Отечества. Формирование у кадет ценностного отношения к воинскому долгу рассматривается нами как составная часть целостного педагогического процесса, включающего познание и осознание Отечества и готовности к его защите, воспитание патриотических, волевых, физических и боевых качеств, обеспечивающих реализацию чувства долга в ситуации необходимости защиты своей Родины.

При выполнении важнейшей задачи формирования ценностного отношения к воинскому долгу возникает потребность создания такой системы воспитания, которая одновременно учитывала бы исторический опыт и традиции и соответствовала реалиям современной России. На наш взгляд, перспективы воспитания у молодых людей ценностного отношения к воинскому долгу связаны с использованием государственной символики и, в частности, воинских ритуалов. Воинские ритуалы в свою очередь, могут быть успешно реализованы в системе кадетского образования (кадетских корпусах или кадетских классах общеобразовательных учреждений).

Теоретический обзор литературы свидетельствует, что в педагогической литературе широко анализируется проблематика символов и ритуалов. Использование символики и ритуалов в деятельности детской организации исследовали В.Т. Кабуш, К.О. Карагезов [1; 2], теория, история и практика военной символики представлена в работах Г.А. Ашева, В.Д. Серых [3; 4].

Наиболее интересной нам представляется работа К.О. Ка-рагезова «Социально-педагогическое содержание и функции символики в воспитании» [2], где автор рассматривает сущность символов и ритуалов, а также педагогические основы их применения в воспитании. Он отмечает, что символика и ритуалы получили широкое применение в различных системах воспитания «благодаря способности выражать обобщённые идеи в яркой наглядной форме, замещать сложные понятия, явления сравнительно простыми и внешне привлекательными предметами, образами, выразительными жестами, действиями, а также в силу возможности внушить подрастающему поколению определённые идеи».

Образуя систему символических действий, ритуалы направлены на выражение конкретных идей, мыслей, представлений. Будучи явлением надстроечного порядка, символы и ритуалы всегда были отражением образа мыслей, мировоззрения, идеологии определённого класса, который, в свою очередь, формировал чувства, образ мыслей, мировоззрение на почве своих общественных отношений.

Проблему символики и ритуалов рассматривают в своих работах и военные педагоги. В.Д. Серых [4] подчеркивает, что в формировании нравственного облика воина очень важную роль играет такое нравственно-эстетическое явление, как воинский ритуал, который воплощает в себе благородные идеалы мужества, стойкости и героизма, единство высоких целей. Автор отмечает, что ритуалы охватывают три основные сферы воинских отношений: сферу боевой деятельности (принятие военной присяги, вручение боевых знамён и правительственных наград, торжественные захоронения) , сферу учебно-боевой деятельности, где ритуалы, закреплённые в общевоинских уставах, воспитывают

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.